наверх
 

Б. Вендеров. Центральный телеграф в Москве. Выставка конкурсных проектов. 1926

Б. Вендеров. „Центральный телеграф в Москве“, выставка конкурсных проектов // Строительство Москвы : 1926 : № 2  Б. Вендеров. „Центральный телеграф в Москве“, выставка конкурсных проектов // Строительство Москвы : 1926 : № 2  Б. Вендеров. „Центральный телеграф в Москве“, выставка конкурсных проектов // Строительство Москвы : 1926 : № 2  Б. Вендеров. „Центральный телеграф в Москве“, выставка конкурсных проектов // Строительство Москвы : 1926 : № 2
 
 
 

Б. Вендеров. „Центральный телеграф в Москве“, выставка конкурсных проектов // Строительство Москвы : 1926 : № 2. — С. 6—8.

 
 

Центральный телеграф в Москве.

Выставка конкурсных проектов.

 
Число представленных на конкурс проектов сравнительно невелико, — повидимому, вследствие совпадения по времени с другими большими архитектурными конкурсами (Дома Текстилей и др.).
 
Кроме конкурсных проектов выставлены также два проекта вне конкурса: академика архитектуры А. В. Щусева (рис. № 1) и архитектора И. И. Рерберга (рис. № 2).
 
 
Проект здания Центрального Телеграфа академика А. В. Щусева вне конкурса.
Проект здания Центрального Телеграфа академика А. В. Щусева вне конкурса.
 
 
Характерная особенность данного конкурса, сразу обращающая на себя внимание, — принадлежность подавляющего большинства проектов к новейшим архитектурным исканиям.
 
Поток последних захватывает все большие круги талантливых и маститых зодчих. Это очень знаменательно и позволяет говорить с тем большим правом о наступлении в нашей архитектуре эпохи нового стиля, — стиля открытого конструктивизма, стиля железа, бетона и стекла.
 
 
Проект здания Центрального Телеграфа архитектора И. И. Рерберга вне конкурса.
Проект здания Центрального Телеграфа архитектора И. И. Рерберга вне конкурса.
 
 
Стекла на многих проектных фасадах — изобилие, невзирая даже на ограничения его количества конкурсной программой.
 
Сверкающие стеклянные полосы прорезывают сверху донизу стены многих представленных зданий.
 
Целые этажи вдоль всего фасада улицы сплошь заливаются стеклом, не оставляя ни кусочка камня и отводя железу самое ничтожное место, поскольку совершенно нельзя без него обойтись (рис. № 3).
 
 
Проект здания Центрального Телеграфа под девизом знака масти „Пик“.
Проект здания Центрального Телеграфа под девизом знака масти „Пик“.
 
 
Все это скомпановано часто талантливо, оригинально, ново, — но при всем признании заслуг и успехов наших зодчих, идущих по трудному пути создания новых архитектурных форм, отражающих современность, чрезмерное увлечение таким хрупким материалом, как стекло, вызывает некоторые опасения.
 
Быть может, таинственно-изменчивое сверкание стеклянных стен действительно больше всего отвечает эпохе радио, эпохе крылатых машин и величайших открытий, но все же архитектура — не станковая живопись и не может себе разрешить безграничную свободу в обработке своих поверхностей. Целесообразно ли стены важнейших зданий делать сплошь из стекла? Это вполне подходит для пассажей и универмагов, где людской поток переливается по этажам, не ощущая уже грани последних, где все служащие находятся в беспрерывном движении, где блеск стекла и электрического света ошеломляет покупателей и повышает заманчивость выставленных товаров.
 
Сплошные стеклянные стены, казалось бы, меньше подходят для тех помещений, где служащие прикованы к своим местам, к своей работе, требующей большой внимательности и сосредоточенности.
 
Обильное освещение дневным светом — необходимое условие успешности конторской работы, но не далее известных границ, за которыми начинается вредное влияние, понижающее производительность труда.
 
Одно из отрицательных свойств зданий с чрезмерным количеством окон — их малая теплоемкость и в силу этого неустойчивость температуры внутренних помещений.
 
Все, кто бывал в здании так называемого „Делового Двора“, конечно, слыхали жалобы работающих там: зимой большие окна охватывают волнами холодного воздуха, несмотря на расположенные под ними в достаточном количестве радиаторы, а летом — слишком обильные потоки солнечных лучей чрезмерно повышают температуру помещений и создают вредную для работы духоту. Какова же будет продуктивность работы служащих, когда исчезнут последние каменные простенки, естественные регуляторы столь необходимой равномерности внутренней температуры зданий и заменятся тонкими железобетонными или железными столбами?
 
В основе современной архитектуры должны лежать общепризнанные в кругах зодчих целесообразность и практичность.
 
Железо-бетонные и стеклянные стены в чрезмерном количестве, давая некоторый выигрыш площади, обойдутся в постройке дороже сплошных каменных стен, вызовут большое увеличение постоянных расходов на отопление зданий и могут создать тяжелые условия труда.
 
Мы не сомневаемся, что наши зодчие при возведении подобных зданий в натуре все это прекрасно учтут, но крайне желательно, чтобы это чувствовалось и на фасадах конкурсных проектов.
 
Не останавливаясь в рамках данной заметки на достоинствах отдельных плановых решений, что явится серьезной работой компетентного совета жюри, отметим только, что в композиции отдельных зал и помещений у многих конкурентов чувствуется преувеличенно утилитарное отношение.
 
В основу нашей жизни поставлены труд и его запросы.
 
Всякий труд в наше время должен стать не только свободным и здоровым, но и приятным.
 
Труд станет приятней там*), где его рабочее помещение будет оформлено художественником, идущим навстречу чувству красивого, что врождено всякому и оживляет однообразность механической работы.
____________
*) Смотри статью .Современная целесообразная архитектура“ (журнал „Строительная Промышленность“ № 12, 1924 г.).
 
Таким образом, удачная композиция внутренних помещений может содействовать хорошему самочувствию работающих в них, а хорошее самочувствие повысит производительность труда.
 
При обработке фасадов программой конкурса указывалось на желательность выявить не только производственный и общественный характер здания телеграфа и радио-узла, но и придать монументальность зданию, соответствующую городу Москве, как столице СССР.
 
Требование монументальности, по нашему мнению, также стоит в некотором противоречии с чрезмерным количеством стекла на фасадах.
 
В этом отношении, ближе к требованиям программы проекты под девизами Т (рис. 4) и Вперед (рис. № 5), хотя и стоящие на разных плоскостях в отношении формопонимания.
 
Поскольку автор первого проекта порвал со всеми традициями архитектурных форм минувших эпох, постольку автор второго проекта, упрощая формы прежних стилей, стремится совместить требования монументальности с большими стеклянными плоскостями.
 
 
Проект здания Центрального Телеграфа под девизом „Т“.
Проект здания Центрального Телеграфа под девизом „Т“.
 
 
Проект здания Центрального Телеграфа под девизом „Вперед“.
Проект здания Центрального Телеграфа под девизом „Вперед“.
 
 
Все приведенные замечания, сами собой напрашивающиеся при первом беглом осмотре проектов, конечно, далеко не исчерпывают и малой доли всех вопросов архитектуры, техники и гигиены, учесть и разрешить которые необходимо при постройке здания столь большой важности для промышленной и хозяйственной жизни всего Союза.
 
Б. Вендеров.
 
 
Статья была уже в печати, когда выяснился результат конкурса. Снимок с проекта, получившего первую премию, смотри на обложке журнала. Редакция.
 
 
Проект здания Центрального Телеграфа архитектора-художника А 3. Гринберга, получивший первую премию
Проект здания Центрального Телеграфа архитектора-художника А 3. Гринберга, получивший первую премию. [с обложки журнала]
 
 


 

 
 

31 мая 2020, 16:37 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий