наверх
 

Charles Rennie Mackintosh

The Hill House, Helensburgh by Charles Rennie Mackintosh, Architect, from the Studio Yearbook 1907
The Hill House, Helensburgh by Charles Rennie Mackintosh, Architect, from the Studio Yearbook 1907. Source: University of Glasgow
 
 
Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Mackintosh; 1868—1928) — шотландский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник стиля модерн в Шотландии. Его работы, как и работы его жены Маргарет Макдональд, оказали влияние на европейские художественные движения ар-нуво и сецессионы, и были высоко оценены великими модернистами, такими как Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann). Макинтош родился в Глазго и умер в Лондоне. Он входит в число наиболее значимых фигур стиля модерн.
 
Чарльз Ренни Макинтош родился в Глазго 7 июня 1868 года. Он посещал Reid's Public School и Allan Glen's Institution с 1880 по 1883 год. Затем учился у архитектора Джона Хатчинсона и с 1889 года работал художником-чертёжником в фирме «Хонеман и Кеппи» в Глазго. В 1890 году получил специальную стипендию, которая позволила ему отправиться путешествовать по Франции и Италии для глубокого изучения архитектуры этих стран.
 
По неизвестным причинам Макинтош изменил написание своего имени с "McIntosh" на "Mackintosh", как и его отец до него, около 1893 г. Путаница продолжает окружать использование его имени: "Rennie" иногда неправильно заменяет первое имя "Charles". Современное использование «Ренни Макинтош» в качестве имени и фамилии также неверно, и его никогда не называли так при жизни. «Ренни» — это второе имя (девичья фамилия его матери), которое он часто использовал в подписях, принимавших различные формы, включая "C.R. Mackintosh" и "Chas. R. Mackintosh". Поэтому использование «Ренни Макинтош» является неправильным, его следует называть «Чарльз Ренни Макинтош» или «Макинтош».
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Designs for buildings in an arcaded street. [?1915–6]. Source: University of Glasgow
Charles Rennie Mackintosh. Designs for buildings in an arcaded street. [?1915–6]. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Windy Hill, perspective drawing in ink, 1900
Charles Rennie Mackintosh. Windy Hill, perspective drawing in ink, 1900. Source: Glasgow School of Art
 
 
Charles Rennie Mackintosh. The Hill House, Helensburgh. Perspective from the S.E. 1903
Charles Rennie Mackintosh. The Hill House, Helensburgh. Perspective from the S.E. 1903. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh, Margaret Macdonald. Design for Mantelpiece Incorporating Painted Panel, 3 Lilybank Terrace, Glasgow, Scotland. 1901
Charles Rennie Mackintosh, Margaret Macdonald. Design for Mantelpiece Incorporating Painted Panel, 3 Lilybank Terrace, Glasgow, Scotland. 1901. Source: MoMA
 
 
В 1904 году становится совладельцем фирмы «Джон Хонеман и Кеппи». В 1900 году женился на Маргарет Макдональд, также выпускнице Школы искусств в Глазго, с которой он вместе работал. В 1893 году Макинтош создал свой первый самостоятельный архитектурный проект — башню для здания «Глазго Геральд» (известное как «Маяк»).
 
Работы Макинтоша в целом принадлежат по своей стилистике к модерну. В среде английских художников встретил резкое осуждение работ, а в Европе быстро прославился. В своих архитектурных и дизайнерских проектах использовал метод «изнутри наружу» — и дом, и мебель, и внутренняя отделка проектировались как единая гармоничная система. Вещи Макинтоша всегда геометричны и функциональны, имеют стройные пропорции и не обременены излишним декором. Чарльз Ренни Макинтош стал новатором конструктивной линии модерна с характерной для неё прямолинейностью форм и их ясным построением. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий.
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Side chair. 1897
Charles Rennie Mackintosh. Side chair. 1897. Source: MoMA
 
Деревянный стул без подлокотников, разработанный в 1897 г. художником, архитектором и дизайнером Чарльзом Ренни Макинтошем, был вдохновлен принципами движения «Искусства и ремесла», которое подчеркивало естественность и органичность форм. Макинтош создал этот стул для одной из своих покровительниц, Кэтрин Крэнстон, семья которой занималась продажей чая. С 1900 по 1912 г. она заказывала Макинтошу разработку мебели и дизайна интерьеров для своих чайных.
 
Критик Х. Ф. Дженнингс в своей статье 1902 г. «Шотландско-континентальное „новое искусство“», адресованной в основном Макинтошу, писал об «экстравагантности, граничащей с безумием», «лунатическом бедламе» и стремлении к новизне в ущерб комфорту и практичности. Хотя материалы и методы проектирования, использованные этим архитектором и дизайнером, не были технологически инновационными, на более абстрактном уровне темная, гладкая форма данного кресла может быть прочитана как поэтический ответ на индустриальную культуру Глазго, который когда-то называли «мастерской мира», и как попытка придать физическую форму чувству риска и драматизма, подразумеваемому в взрывном развитии экономики города. Стул был разработан для одной из знаменитых чайных Глазго по заказу местной предпринимательницы и сторонницы умеренности Кейт Крэнстон. Он также был представлен на выставке Венского Сецессиона 1900 г. и в доме Макинтоша и его жены-художницы Маргарет Макдональд.
(текст описания с выставки Shaping Modernity: Design 1880–1980, 23 декабря 2009 — 25 июля 2010 г.)
 
Этот удлиненный стул был разработан для одной из чайных Мисс Крэнстон в Глазго. Сгруппированные вокруг обеденных столов, стулья создавали интимное пространство для беседы, а темные овальные подголовники служили обрамлением широких модных шляп любительниц чаепития. В 1900 г. стул стал одним из нескольких элементов дизайна чайных комнат, которые Макинтош и Маргарет Макдональд включили в свой первый дом в качестве супружеской пары, а также был представлен в их инсталляции на Венском сецессионе.
(из текста описания с выставки Designing Modern Women 1890–1990, 5 октября 2013 — 1 октября 2014)
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Tea Table, 1904. Source: MoMA
Charles Rennie Mackintosh. Tea Table, 1904. Source: MoMA
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Table. 1902
Charles Rennie Mackintosh. Table. 1902. Source: Art Institute of Chicago
 
Стол с 10 тонкими ножками и суровой белой палитрой, которая так шокировала венских коллег Чарльза Ренни Макинтоша, является одним из всего двух, выпущенных в таком дизайне. Стол был изготовлен для выставки «Архитектура и ремесло нового стиля», проходившей в Москве в 1903 году. Другой стол, ныне утраченный, был изготовлен для музыкальной комнаты Фрица Верндорфера, покровителя и соучредителя (наряду с Йозефом Хоффманом и Коломаном Мозером) объединения «Венские мастерские» (Wiener Werkstätte).
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Domino Table, 1897. Source: MoMA
Charles Rennie Mackintosh. Domino Table, 1897. Source: MoMA
 
 
Макинтош разработал особый декоративный стиль, в котором геометрические элементы связываются качающимися, разлетающимися по сторонам линиями, который на рубеже XIX—XX столетий был типичен для европейского декоративного искусства. Его работы, представленные на Всемирной выставке в Турине и на выставке Венского сецессиона, принесли Макинтошу международное признание. Умение мастера связать свои идеи символизма с классическим архитектурным образованием вызывали такое восхищение современников, что художественные критики говорили о новом течении в искусстве — «макинтошизме».
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Design for a Library in a Glasgow House. ca 1894–96
Charles Rennie Mackintosh. Design for a Library in a Glasgow House. ca 1894–96. Source: The Metropolitan Museum of Art
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Fish Knife and Fork, c. 1900. Source: MoMA
Charles Rennie Mackintosh. Fish Knife and Fork, c. 1900. Source: MoMA
 
 
Charles Rennie Mackintosh. The Scottish Musical Review (Poster for a magazine), 1896
Charles Rennie Mackintosh. The Scottish Musical Review (Poster for a magazine), 1896. Source: MoMA
 
Хотя Макинтош не имел формального образования в области дизайна литографических плакатов, в середине 1890-х гг. он создал несколько, в том числе этот дизайн для журнала «Шотландское музыкальное обозрение». Человеческие, растительные и птичьи формы объединены в абстрактные узоры, иллюстрирующие символистские темы духовной трансформации, распада и обновления, дня и ночи. Нетрадиционная стилизация андрогинной фигуры во многом обязана экспериментальному подходу, который Макинтош разделял с остальными членами группы из Глазго, известной как «Четверка», в которую входили его жена Маргарет Макдональд, ее сестра Фрэнсис Макдональд и муж Фрэнсис, Герберт Макнейр. Аналогия с музыкой — моделью синтетического единства — была одной из основных тем критических статей о новом искусстве.
(текст описания с выставки Shaping Modernity: Design 1880–1980, 23 декабря 2009 — 25 июля 2010)
 
Этот внушительной длины плакат с андрогинной стилизацией женской фигуры, идиосинкратическим шрифтом и фиолетово-зеленой цветовой гаммой, возможно, символизирующей как шотландский пейзаж, так и движение за избирательное право женщин, в котором в то время участвовали многие художники Глазго, был частью экспериментальной серии, созданной в середине 1890-х годов совместными усилиями «Четверки» (Макинтош, сестры Маргарет и Франсис Макдональд и Герберт Макнейр). Разработанный ими орнаментальный язык — в частности, визуализация «Новой женщины», — подвергся критике как «похожий на нежить» (“ghoul-like”) и «странный» (“weird”).
(текст описания с выставки Designing Modern Women 1890–1990, 5 октября 2013 — 1 октября 2014)
 
Charles Rennie Mackintosh. Armchairs. 1907
 
Charles Rennie Mackintosh. Armchairs. 1907
Charles Rennie Mackintosh. Armchairs. 1907. Source: MoMA
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Curtain design for Miss Cranston's Tea Room. 1911
Charles Rennie Mackintosh. Curtain design for Miss Cranston's Tea Room. 1911. Source: MoMA
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Towel Rail. 1917
Charles Rennie Mackintosh. Towel Rail. 1917. Source: MoMA
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Armchair. 1897. Source: Art Institute of Chicago
Charles Rennie Mackintosh. Armchair. 1897. Source: Art Institute of Chicago
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Clock, c. 1917
Charles Rennie Mackintosh. Clock, c. 1917. Source: Art Institute of Chicago
 
Макинтош разработал эти часы для У. Дж. Бассетта-Лоука, успешного английского производителя моделей кораблей, железных дорог и архитектурных макетов. Бассет-Лоук был приверженцем современного дизайна, он покровительствовал Макинтошу, а также прогрессивному немецкому архитектору Петеру Беренсу. В этих часах использован эриноид, ранняя форма пластика, что отражает интерес Бассетта-Лоука к использованию новых материалов.
 
 
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Collioure, Pyrénées-Orientales, c. 1924. Watercolor on white wove paper
Charles Rennie Mackintosh. Collioure, Pyrénées-Orientales, c. 1924. Watercolor on white wove paper. Photographed by IK Haythornthwaite
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Washstand. 1904
Charles Rennie Mackintosh. Washstand. 1904. Source: The Metropolitan Museum of Art
 
В молодости Чарльз Ренни Макинтош, сын полицейского из Глазго, посещал вечерние занятия в Школе искусств Глазго, где познакомился с Гербертом Макнейром, Фрэнсис Макдональд и ее сестрой Маргарет Макдональд (которая впоследствии стала женой Макинтоша). Вместе они образовали группу "The Four", создававшую акварели, эскизы плакатов и небольших декоративных изделий, которые публиковались в журнале "The Studio". В 1889 г. Макинтош был принят на работу чертежником в архитектурную фирму Honeyman and Keppie, где проработал до 1914 г. Именно там он разработал уникальный дизайн, основанный на формах и материалах традиционной шотландской архитектуры. Макинтош брал на себя все аспекты дизайнерского заказа, обеспечивая каждый элемент — от архитектурной декорации до небольших декоративных предметов и текстиля. Среди наиболее известных его проектов — здание для Школы искусств Глазго (построенное в два этапа, 1897–99 и 1907–09 гг.) и Хилл-Хаус (1902–04 гг.), резиденция Уолтера Блэки в пригороде Глазго Хеленсбурге.
 
Возможно, разочарованный отсутствием успеха в Honeyman and Keppie, Макинтош покинул Глазго в 1914 г., а к 1920 г. полностью отказался от архитектурной карьеры. Он все чаще обращался к акварели, которой продолжал заниматься до самой смерти.
 
Макинтош спроектировал этот столик для умывальных принадлежностей как часть обстановки Голубой спальни в Хаусхилле, особняке XVIII века в пригороде Глазго, который он перестроил для Кейт Крэнстон (миссис Кокрейн) и ее мужа. Мисс Крэнстон, одна из самых важных клиенток Макинтоша, была владелицей сети весьма успешных чайных в Глазго, проекты многих из них она заказывала Макинтошу. Бескомпромиссная форма и блестящее абстрактное стеклянное покрытие демонстрируют расцвет творческих способностей архитектора и дизайнера.
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Tacsonia. 1908. Source: The Metropolitan Museum of Art
Charles Rennie Mackintosh. Tacsonia. 1908. Source: The Metropolitan Museum of Art
 
Чарльз Ренни Макинтош, пожалуй, наиболее известен своими мебельными и архитектурными проектами. Однако с самого начала своей карьеры он считал, что искусство и архитектура взаимосвязаны.
 
Акварель «Таксония» была создана Макинтошем во время поездки в Португалию вместе с женой Мэри Макдональд Макинтош. Считается, что инициалы Маргарет в картуше на картине означают только то, что она была с Макинтошем во время написания картины, а не то, что она написала какую-либо ее часть.
 
На картине мы видим стилизованное изображение таксонии на нескольких стадиях развития, включая семенные стручки, формирующийся и распустившийся цветок, плод. Различные части растения, включая листья, нарисованы карандашом, а некоторые элементы дополнены акварелью в зеленых, розовых, фиолетовых и желтых тонах.
 
 
Charles Rennie Mackintosh. White Tulips, ca. 1920
Charles Rennie Mackintosh. White Tulips, ca. 1920. Source: The Metropolitan Museum of Art
 
На акварели изображена ваза с вертикальными белыми тюльпанами в полном цвету, стоящая перед столом с узорчатой скатертью, на котором стоит меньшая ваза или кувшин, наполненный поникающими розовыми пионами. Композиция картины формальна, но сами цветы исполнены как естественные природные объекты, что отражает отход Макинтоша от стилизованного дизайна, характерного для его ранней карьеры, как это видно из его декораций для Хилл-Хауса (1904 г.) и других архитектурных проектов.
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Peonies, ca. 1920
Charles Rennie Mackintosh. Peonies, ca. 1920. Source: The Metropolitan Museum of Art
 
На рубеже веков Макинтош приобрел репутацию архитектора и дизайнера, отличающегося большой оригинальностью. Однако в 1914 г. он внезапно покинул родной Глазго и к моменту написания картины «Пионы» жил в Лондоне, где, хотя его творчество так и не было оценено англичанами по достоинству, он пытался восстановить свою карьеру. Эта картина входит в серию из восьми цветочных натюрмортов, которые он писал и посылал на выставки в надежде пополнить свои скудные доходы. Хотя эта картина нашла покупателя только через некоторое время после смерти Макинтоша, она показывает его как превосходного акварелиста.
 
 
Charles Rennie Mackintosh. The Harvest Moon. 1892. Source: wikiart
Charles Rennie Mackintosh. The Harvest Moon. 1892. Source: wikiart
 
 
Queen's Cross Church, Glasgow designed by Charles Rennie Mackintosh. Photo: User:Dave souza, 2006
Queen's Cross Church, Glasgow designed by Charles Rennie Mackintosh. Photo: User:Dave souza, 2006. Source: wikimedia
 
 
Scotland Street Shool, 1904-6, by Charles Rennie Mackintosh
Scotland Street Shool, 1904-6, by Charles Rennie Mackintosh. Photo: Steve Cadman / Flickr, 2006
 
 
Glasgow School of Art, 1896–1909, by Charles Rennie Mackintosh
Glasgow School of Art, 1896–1909, by Charles Rennie Mackintosh. Photo: Steve Cadman / Flickr, 2005
 
 
Title page, Charles Rennie Mackintosh, Glasgow: Haus Eines Kunstfreundes (Meister der Innenkunst II), 1902
Title page, Charles Rennie Mackintosh, Glasgow: Haus Eines Kunstfreundes (Meister der Innenkunst II), 1902. Source: Minneapolis Institute of Art
 
Это титульный лист портфолио, которое Макинтош и его жена Макдональд Макинтош подготовили для международного конкурса, организованного немецким журналом по дизайну интерьера Zeitschrift für Innendekoration. Участники конкурса должны были создать дом для любителя искусства, одновременно величественный и современный. Буквенные формы и элементы коробок в правой части композиции уравновешивают три изящные вытянутые женские фигуры в левой части, которые часто встречались в проектах интерьеров Макинтоша и его жены. Поскольку он не был обязан угождать заказчику, Макинтош мог свободно выражать свои мысли по поводу архитектуры и дизайна интерьеров. Хотя его проект не победил в конкурсе, здание было построено в парке Беллахаустон (Глазго) в период с 1989 по 1996 г., где оно до сих пор открыто для посетителей.
 
 
Charles Rennie Mackintosh. House for an Art Lover, competition entry, 1901–2
Charles Rennie Mackintosh. House for an Art Lover, competition entry, 1901–2. Source: University of Glasgow
 
Этот проект был представлен на «конкурс идей... с целью получения художественно оригинальных проектов для большой резиденции любителя искусства» ("behufs Erlangung von künstlerisch-eigenartigen Entwürfen für ein herrschaftliches Wohnhaus eines Kunst-Freundes"), объявленный немецким издателем архитектуры и декоративного искусства Александром Кохом в декабре 1900 года. Вероятно, Макинтоши узнали об этом конкурсе во время посещения Вены в октябре-декабре 1900 г. для участия в Восьмой выставке Венского Сецессиона.
 
 
Charles Rennie Mackintosh. House for an Art Lover, competition entry
Charles Rennie Mackintosh. House for an Art Lover, competition entry. Ground and first-floor plans. 1901–2. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. House for an Art Lover, competition entry
Charles Rennie Mackintosh. House for an Art Lover, competition entry. N. elevation. 1901–2. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. House for an Art Lover, competition entry
Charles Rennie Mackintosh. House for an Art Lover, competition entry. S. elevation. 1901–2. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. House for an Art Lover, competition entry
Charles Rennie Mackintosh. House for an Art Lover, competition entry. E. and W. elevations. 1901–2. Source: University of Glasgow
 
Местонахождение оригинальных чертежей конкурсного проекта «Дом любителя искусств» Макинтоша неизвестно: он известен только по портфолио литографических репродукций, опубликованных Кохом в 1902 г. Они включают в себя две перспективы — с северо-запада и юго-востока, планы первого и второго этажей, фасады с севера, юга, востока и запада, а также пять цветных планов и три интерьерные перспективы.
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Design for a house for an art lover, 1901
Charles Rennie Mackintosh. Competition design for a house for an art lover. Perspective of reception and music room. 1901. Source: RIBA
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Competition design for a house for an art lover
Charles Rennie Mackintosh. Competition design for a house for an art lover. Elevation and section of hall. 1901–2. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Competition design for a house for an art lover
Charles Rennie Mackintosh. Competition design for a house for an art lover. Perspective of dining room. 1901–2. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Competition design for a house for an art lover
Charles Rennie Mackintosh. Competition design for a house for an art lover. Elevation of bedroom. 1901–2. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Competition design for a house for an art lover
Charles Rennie Mackintosh. Competition design for a house for an art lover. Perspective of playroom. 1901–2. Source: University of Glasgow
 
 
M. H. Baillie-Scott, House for an Art Lover competition entry Leopold Bauer, House for an Art Lover competition entry
M. H. Baillie-Scott, House for an Art Lover competition entry, perspective from S., lithograph, 1901–2. Source: University of Glasgow Leopold Bauer, House for an Art Lover competition entry, perspective from N.E., lithograph, 1901–2. Source: University of Glasgow
   
M. H. Baillie-Scott, House for an Art Lover competition entry Leopold Bauer, House for an Art Lover competition entry
M. H. Baillie-Scott, House for an Art Lover competition entry, perspective of hall, lithograph, 1901–2. Source: University of Glasgow Leopold Bauer, House for an Art Lover competition entry, perspective of drawing room, lithograph, 1901–2. Source: University of Glasgow
 
В начале 1902 г. дармштадтское издательство Александра Коха выпустило книгу "Meister der Innen-Kunst: Haus eine Kunstfreundes" — три портфолио полноцветных литографий по проектам Бейли Скотта, Макинтоша и Леопольда Бауэра. Первое издание было выполнено Эмилем Хохданцем из Штутгарта, второе — в 1903 г. В. Коллином из Берлина. В 1904 г. последовало английское издание, выпущенное лондонским издательством H. Grevel & Son. Макинтош разработал обложку для своего портфолио и добавил к ней недостающие внутренние ракурсы, из-за которых он не был допущен к участию в конкурсе; всего было сделано четырнадцать листов. Портфолио были выставлены на продажу на Международной выставке современного декоративного искусства, открывшейся в Турине в апреле 1902 года.
 
 
House for an Art Lover, Bellahouston Park, N. elevation (2012) © Mackintosh Architecture, University of Glasgow
House for an Art Lover, Bellahouston Park, N. elevation (2012) © Mackintosh Architecture, University of Glasgow
 
 
House for an Art Lover, Bellahouston Park, S. elevation (2012) © Mackintosh Architecture, University of Glasgow
House for an Art Lover, Bellahouston Park, S. elevation (2012) © Mackintosh Architecture, University of Glasgow
 
В период с 1989 по 1996 г. группа архитекторов, дизайнеров, проектировщиков и строителей использовала конкурсный проект Макинтоша 1901 г. для реализации «Дома любителя искусств» в парке Беллахаустон в Глазго. Поскольку в их распоряжении имелось только опубликованное портфолио из четырнадцати листов и несколько предварительных чертежей с интерьером и мебелью, для создания полноценного здания потребовалось много интерпретаций и допущений. С момента открытия дом служит в качестве достопримечательности и места проведения конференций, свадеб и художественных мероприятий.
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Bouleternère. 1926
Charles Rennie Mackintosh. Bouleternère. 1926. Source: lyon&turnbull
 
Макинтош покинул Лондон в 1923 году и поселился на юго-западе Франции до своего возвращения в Лондон на лечение в 1927 году. Предполагается, что он отправился во Францию после предложения устроить выставку в одной из лондонских галерей, если ему удастся собрать сорок-пятьдесят подходящих работ. Вероятно, выбор Франции был сделан под влиянием шотландского художника Дж. Д. Фергюссона, с которым Макинтош познакомился, живя в Лондоне. Фергюссон высоко оценил свет, климат и, не в последнюю очередь, возможность жить относительно хорошо и дешево по сравнению с Лондоном, что, вероятно, и склонило к этому чету Макинтошей, имевших в то время значительно меньший доход.
 
Крайтон — современный шотландский кинорежиссер, живущий в Руссильоне, — предложил достоверную хронологию и маршрут многочисленных экскурсий Макинтоша в горы с различных баз: то в Кольюре, то в Иль-сюр-Тете, то в Порт-Вандре. Исходя из этого, представляется вероятным, что данная картина с изображением деревни Бултернер была выполнена в 1925 г. вместе с тремя или четырьмя другими, имеющими определенное стилистическое сходство, сюжеты которых расположены вдоль одного и того же маршрута из Иль-сюр-Тет в горы.
 
Сравнивая эти акварели с реальными городскими пейзажами, мы видим, что Макинтош не стремился к правдоподобию. «Бултернер» представляет собой сплав как минимум двух видов деревни, что придает относительно скучному и непривлекательному городскому пейзажу гораздо более угрюмое настроение. Аналогичным образом он поступил и с картиной «Палалда», изменив цвета крыш в соответствии с тональными значениями картины и даже наклеив вырезанный лист бумаги на нижнюю часть композиции, чтобы иметь возможность изменить замысел или исправить ошибки, которые он считал ошибками в своем рисунке. На этих картинах мало что видно из жизни маленьких городков, которые кажутся пустынными. Макинтоша больше интересуют узоры домов и крыш, нагромождающихся друг на друга на склоне холма. Перспектива уплощается, а то и вовсе исчезает, поскольку формы становятся доминирующими в дизайне. Гарри Джефферсон Барнс, бывший директор Школы искусств Глазго, предположил, что Макинтош терял контроль над одним глазом, поврежденным в детстве ревматической лихорадкой, что, возможно, объясняет отсутствие стереоскопического зрения в этих работах. Возможно, Макинтош был знаком с пейзажами Климта и Шиле примерно 1913 г., где аналогичное сглаживание перспективы приводит к акценту на геометрическом рисунке крыш, окон и стен.
 
Каковы бы ни были источники и физические причины создания этих акварелей, они не умаляют мастерства этой серии поздних картин. Они указывают на захватывающее будущее Макинтоша как художника, которое, к сожалению, внезапно оборвалось после его смерти от рака в 1928 году.
 
 
Charles Rennie Mackintosh. The Little Bay, Port Vendres. 1927
Charles Rennie Mackintosh. The Little Bay, Port Vendres. 1927. Source: yourdailyart.com
 
 
Charles Rennie Mackintosh. La Rue du Soleil, Port Vendres. 1926
Charles Rennie Mackintosh. La Rue du Soleil, Port Vendres. 1926. Photographed by IK Haythornthwaite
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Port Vendres. 1926–7
Charles Rennie Mackintosh. Port Vendres. 1926–7. Source: British Museum
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2. Source: British Museum
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2. Source: British Museum
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2
Charles Rennie Mackintosh. Design for a block of studios and studio-flats, Chelsea, London. 1920–2. Source: University of Glasgow
 
 
Charles Rennie Mackintosh. Design for a memorial fountain in a public place. [?1915–6]. Source: University of Glasgow
Charles Rennie Mackintosh. Design for a memorial fountain in a public place. [?1915–6]. Source: University of Glasgow
 


 

 
Artist: Francis Henry Newbery (1855–1946) Charles Rennie Mackintosh. Architect (study for group portrait The Building Committee of the Glasgow School of Art in the collection of Glasgow School of Art). 1914
Artist: Francis Henry Newbery (1855–1946) "Charles Rennie Mackintosh. Architect (study for group portrait The Building Committee of the Glasgow School of Art in the collection of Glasgow School of Art)". 1914. Source: wikimedia
 

15 ноября 2023, 12:33 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий