наверх
 

Эль Лисицкий. «Бегун в городе». 1925–26

El Lissitzky. Runner in the City, 1925-26
El Lissitzky. Runner in the City. 1926. Collage, gelatin silver print, 13.1×12.8 cm. Source: MoMA
 
 
«Отвечая в 1930 году в одной из анкет на вопрос о специальности, Л. М. Лисицкий писал: „Художник-архитектор, живописец, фотописец, полиграф“. И в других подобных случаях, как раньше, так и позже, Эль Лисицкий (так он обычно подписывал свои работы) не забывал упомянуть фотографию рядом с живописью и архитектурой, проектированием выставочных ансамблей и мебели, макетированием книг и журналов». (Юрий Герчук. Фотописец Эль Лисицкий // Советское фото. — 1979. — № 6).
 
Эль Лисицкий постоянно находил новые направления работы и творчества как художник, движимый своим виртуозным талантом и неутолимой потребностью творить. Демонстрируя его многогранность, фотомонтаж «Бегун в городе» был создан в период, когда он находился под влиянием таких известных художников того времени, как Марк Шагал и Казимир Малевич, и лично уделял много времени архитектурному проектированию.
 
В 1926 г. Лисицкий вместе с коллегами из Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) разрабатывал проект нового спортивного клуба, и его вкладом стало эта динамическая репрезентация бегущего спортсмена, предназначенная для использования в качестве модели для фриза здания. Он объединил в одном оттиске изображения как минимум трех отдельных элементов: бегуна, дорожки с барьерами и двойной экспозиции Таймс-сквер, а затем нарезал его на полосы, — создав многослойную и полную кинетической энергии композицию, напоминающую трехмерный «объект». Почти с научной точки зрения Лисицкий рассматривает человека как машину, напоминая о работе «Движение животных: Электрофотографические исследования последовательных фаз движения животных» (1887) Эдварда Мейбриджа (Eadweard Muybridge) с его упорядоченными кадрами движения людей и животных, снятыми на несколько камер.
 
 
El Lissitzky. Runner in the City, 1925-26
El Lissitzky. Fotofreska (fotopis’) “Rekord”. 1926. Collodium printing-out paper mounted on paper, 10.5×10.5 cm. Stedelijk Museum, Amsterdam. Nikolai Khardzhiev Collection
 
 
Мужественная фигура спортсмена на фотоколлаже Лисицкого сливается с динамичным гобеленом окружающей среды, устремляясь вперед как символ человеческих достижений и метафора промышленного прогресса.
 
Эта работа не только отражает многослойный символизм Лисицкого и все те глубинные идеи, которые он хотел донести до зрителя, но и является ярким примером того, как он любил использовать фотографию в качестве художественного средства. Редко можно встретить прямолинейный снимок Эль Лисицкого, для него это были быстро сделанные композиции, которые затем собирались воедино в фотолаборатории. Там, используя разные возможности фотоискусства — иногда двойную экспозицию, иногда фотограмму в качестве исходной базы, — Лисицкий занимался своей новаторской визуальной алхимией, чтобы создать окончательный завершенный образ.
 
 
El Lissitzky. Runner in the City, 1925-26
View of the recto of the artwork made using reflectance transformation imaging (RTI) software, which exaggerates subtle surface details and renders the features of the artwork plainly visible. Department of Conservation, MoMA
 
 
На аукционе PHILIPS в Лондоне "Photographs" 17 мая 2012 Лот № 75 «Бегун» продали за 58850 фунтов.
 
 
El Lissitzky. Runner in the City, 1925-26 El Lissitzky. Runner in the City, 1925-26
Record (Runner in the City) (Experiment for a Fresco for a Sports-Club). Negative Date: 1926. Print Date: 1926. Medium: Gelatin silver print. Dimensions Image: 26.7×22.4 cm. Recto and verso. Source: MoMA
 
 
El Lissitzky was always finding new ways to work and collaborate as an artist, driven by his virtuosic talent and insatiable need to create. Demonstrating his sheer versatility, the present image was made during a period when he had become particularly influenced by important artists of the time such as Marc Chagall and Kazimir Malevich, and was personally devoting a lot of time to architectural design.
 
In 1926 Lissitzky joined colleagues from the Association of New Architects (ASNOVA) in designing a new sports club, his contribution being this kinetic representation of an urban athlete, intended as a model for a large frieze. He combined images of at least three separate elements – the runner, the track and hurdle, and a double exposure of Times Square – into a single print, creating a layered and buzzing composition that resembles a three dimensional ‘object’. Almost scientifically, Lissitzky examines man as machine, calling to mind Eadweard J. Muybridge’s Animal Locomotion (1887), with its regimented frames of human and animal movement captured on multiple cameras. The valiant figure fuses with the dynamic tapestry of his environment, striding forward as an emblem of human achievement, and acting as a metaphor for industrial progress. The running figure also, perhaps, symbolises freedom of expression – very much a concern within Lissitzky’s diverse circle of artists and intellectuals at the time.
 
As well as enshrining Lissitzky’s layered symbolism and any deeper messages he may have wished to convey, this piece is also a clear example of the way he liked to use photography as an artistic vehicle rather than acting as a ‘photographer’. It is rare to find a straightforward shot by El Lissitzky; for him such things were quickly-snapped composites intended for piecing together later in the darkroom. There, employing the full possibilities of the photographic arts – sometimes making use of a double exposure, at others using a photogram as his starting base – Lissitzky practised his pioneering visual alchemy to conjure the final, definitive image.
 
 
El Lissitzky. Runner in the City, 1925-26
Lissitzky. Record. 1926. Gelatin silver print collage, 12×21.4 cm. Source: MoMA
 
 
Фотоколлаж Лисицкого «Бегун в городе» публиковался в журнале «Советское фото» (№ 6 за 1979 год)
Фотоколлаж Лисицкого «Бегун в городе» публиковался в журнале «Советское фото» (№ 6 за 1979 год)
 

24 сентября 2023, 13:51 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий