наверх
 

Г. Досужий. Политико-культурный плакат. 1932

За большевистский плакат : Задачи изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной литературе : Дискуссия и выступления в институте ЛИЯ / Коммунистическая академия, Институт литературы, искусства и языка, Секция пространственных искусств. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ ; ИЗОГИЗ, 1932  ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПЛАКАТ ДОКЛАД Г. ДОСУЖЕГО
 
 
Публикуем доклад Г. Досужего «Политико-культурный плакат» из сборника «За большевистский плакат : Задачи изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной литературе» (Москва ; Ленинград, 1932). Иллюстрации из книги в ряде случаев дополняются изображениями плакатов в цвете и в более высоком разрешении из других источников.
 
 
 

ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПЛАКАТ

ДОКЛАД Г. ДОСУЖЕГО

 
Основные недостатки плаката здесь уже отмечались: трактовка содержания нереальными, отвлеченными формами, отсутствие идейной заостренности и т. д. К большим недостаткам наших художников нужно отнести также и то, что они не знают производства: фабрик, заводов, сельского хозяйства и т. п., отчего очень часто выражают в плакате не то и не так, как это бывает в действительности.
 
Плакат «Неграмотный ребенок — позор для матери» неудовлетворительно разрешает свою задачу. В нем нарисованы ученики, идущие в школу, позади их мать, задерживающая ребенка. Но это ничего не говорит о том, в чем и почему позор для матери, почему и для чего дети должны обучаться. Идея необходимости обучать детей выражена нечетко, неясно. Все плакаты, которые здесь уже показывались, страдают этим недостатком, говорящим о том, что художники и издательства не думают о том, для кого рассчитаны плакаты, не принимают в расчет массу, которая должна будет воспринимать их, на которую эти плакаты должны будут воздействовать. Почти все они нарисованы так, что широкая масса не увидит в них ничего своего, в них даются искаженные лица, каменные фигуры и т. д., что было хорошо отмечено в докладе о плакатах промышленно-индустриальной тематики. Тем же страдает и политико-культурный плакат. Посмотрите плакат, который в общем лучший из имеющихся. В нем изображается, как грамотный учит неграмотного. Плакат показывает, что неграмотного человека опутывают попы, невежды и т. д. В общем идея выражена достаточно четко. Но вот плакат «Все на перевыборы советов!» Перед нами избитые лица. Человек, не искушенный в технике рисования, в светотенях и т. д., ужасается при виде его. И все это от того, что художник стремится добиться наибольшей эффектности освещения, светотени и т. д. Ясно, что такой плакат не даст того, что мы хотим от него, он окажет лишь противоположное, вредное воздействие.
 
 
«Неграмотный ребенок — позор для матери»
«Неграмотный ребенок — позор для матери»
 
 
«Неграмотный ребенок — позор для матери»
«Неграмотный ребенок — позор для матери». Источник: redavantgarde.com
 
 
«Все на перевыборы советов!»
«Все на перевыборы советов!» Источник: redavantgarde.com
 
 
Известным художником Дейнека в плакате выражена идея борьбы с алкоголизмом по тексту Демьяна Бедного. Но если Демьян Бедный в стихах показал задачи борьбы с алкоголизмом в общем удачно и при чтении их у вас создается прекрасное представление об этих задачах, то в плакате идея, выраженная только фигурой рабочего с молотком, воюющего с бутылкой, цели совершенно не достигает. Такой образ, такой отвлеченный символ борьбы ничего не дает, не показывает, с кем нужно бороться, на кого нужно воздействовать.
 
 
«Сосуд Дьявольский»
«Сосуд Дьявольский». Источник: redavantgarde.com
 
 
«Такой гусь только свинье товарищ»
«Такой гусь только свинье товарищ»
 
 
Гораздо лучше эту тему разрешил другой худ. в пл. «Такой гусь только свинье товарищ» (плакат 1929 г.). Такая острая сатира, дает больше, чем отвлеченные символы Дейнека и др. Неплохой плакат выпустил АХР (плакат 1930 г.). В нем — безобразное лицо, зеленое от перепоя. Плакат вызывает отвращение. Надпись говорит: «Я на производстве был пьян». Ясно, на производстве он был пьян и поэтому остался без руки. Каждому становится ясно, к чему ведет пьянство. Плакат «Долой церковные праздники!» тоже направлен против пьянства и церковных праздников. Бросаются в глаза прежде всего две здоровые фигуры, внизу написано: «Долой церковные праздники!» Кто это говорит? Очевидно, пьяные. Получается, что они против праздников?! Правда, на заднем фоне мы видим результаты церковных праздников, но передние фигуры отвлекают от них взгляд. В появлении таких плакатов нужно винить не только художника, но и редактора, ибо недостатки его слишком бьют в глаза. Плакат показывает неумение дать надпись, неумение организовать плакат так, чтобы он бросался в глаза, вызывал образное представление.
 
 
«Я на производстве был пьян»
«Я на производстве был пьян». Источник: vnikitskom.ru
 
 
В плакате «Крепите революционный фронт!», как и во многих, налицо несоответствие нарисованного и написанного. Как и многие другие, он исполнен совершенно неряшливо, в нем имеются технически неграмотные рисунки. В некоторых плакатах имеется хорошая, ясная и четкая надпись, но зато фигуры невозможные, технически исполнены так неряшливо и отвратительно, что вызывают неприятное впечатление.
 
 
«Крепите революционный фронт»
«Крепите революционный фронт»
 
 
Нужно подчеркнуть, что эти недостатки имеются и в плакатах 1931 г. Плакат «Что даст 2-й год соревнования» в комментариях не нуждается. Здесь показан получеловек, полутень, совершенно неясно, что он выражает. Если это должна выразить только надпись, тогда не следовало бы тратить бумагу на рисунок.
 
В производственных плакатах, которые должны красочно иллюстрировать цифры пятилетки, чтобы их осознали широкие массы, мы видим в красках следующие цифры: «16 млн. тонн железной руды даст 3-й год пятилетки», «3-й год пятилетки даст не менее 63 тыс. тонн угля», «8 млн. тонн чугуна должен дать З-й год пятилетки» и т. д. Говорится о том, что должен дать З-й год пятилетки, но почему он должен дать, плакат совершенно не показывает. В них нет ни призыва, ни воздействия, никаких указаний, не дается ничего. Эти цифры должны запомниться, но они просто не читаются, так как шрифт настолько мелок и так скрадывается в общем рисунке, что зритель их не замечает. Имеется и неплохой плакат, где дается ясно и четко без всяких иллюстраций «518» и «1040», цифры бросаются в глаза.
 
Плакат «Берегите топливо» также ничего не говорит. Почему мы должны беречь топливо? Такое толкование необходимости беречь топливо ничего зрителю не дает, никаких образов не вызывает, никакого воздействия иметь не будет. Здесь — символика, совершенно не соответствующая действительности.
 
А вот последнее произведение ИЗОГИЗа (плакат 1931 г.) — «Фонд в ответ вредителям и интервентам». В нем так безобразно нарисован человек на черном фоне, что понять что-либо очень трудно.
 
В плакате «Социалистическое строительство требует грамотных, технически обученных строителей» ничего нельзя понять. К нему нужно очень долго присматриваться, чтобы что-либо разобрать; между тем от плаката требуется ясность, лаконичность выражения. Идея плаката должна сразу бросаться в глаза. Этот недостаток имеется у очень многих плакатов.
 
Разобранная продукция дает основание констатировать, что перелом, который должен был бы быть в плакатной продукции этого года, не наступил. Считать, что мы имеем сдвиг, только на основании некоторых случайно удавшихся плакатов, выпущенных к 1 Мая, нельзя, тем; более, что фотомонтаж не такое сильное средство воздействия, какое мы получаем от живописных плакатов. Необходимо признать, что плакаты первых лет революции были сильнее, ярче, идейно более насыщенными, нежели плакаты последних лет. Если сравнить ту продукцию с продукцией 1930 г., можно подумать, что художники наших дней переживают упадок. В их работах нет того, что мы видели в первые годы революции.
 
Можно ли считать фотомонтаж достижением плакатного искусства? Нет, нельзя. Правда, в живописном плакате и рисунке мы видим технически низкое мастерство; в сравнении с ними последние фотомонтажные работы являются несомненно большим достижением: они ближе к действительности, понятнее массам, в них лучше отражен нужный типаж и т. д. Но все-таки фотомонтаж не дает тех возможностей, которых можно достигнуть в творчестве живописца. Фотография, как вы ее ни организуйте, ни компануйте, останется фотографией, которая при съемке все-таки не предполагалась быть использованной в общей композиции.
 
Несколько слов о формах работы. В ИЗОГИЗе сейчас хорошо налаживается коллективная, работа над плакатом. Прежде чем плакат выходит в печать, эскиз его обсуждает коллектив в составе редактора, художника и других работников. В эскиз вносятся конкретные поправки, дополнения, и лишь в исправленном виде плакат пускается в производство. Таким образом, в методе работы над плакатом мы имеем перелом.
 
Недостатком, решающим все, является аполитичность художников, которые ждут указаний от политредакторов, от консультантов, не проявляя самодеятельности и инициативы в работе над выработкой заданий. У художников до сих пор господствует мысль, что создавать хорошие вещи можно по какому-то вдохновению. Они еще находятся во власти старых традиций, ничем не интересуются, считая, что можно жить каким-то вдохновением.
 
Художники находятся под влиянием чисто формалистических тенденций, они думают, что искусство воздействует только своей формой, содержание для этого неважно. Они считают, что масса понимает живопись так же, как понимают ее они сами. Вот почему с художниками приходится вести большую работу редакторам и консультантам ИЗОГИЗа.
 
Пока художники не перестроятся, пока они не будут расти политически, интересоваться всеми вопросами нашей действительности, трудно будет добиться успеха. Нужно стремиться к тому, чтобы сами художники активно работали над собой и делали нужные плакаты, соответствующие нашей действительности, самостоятельно. Художник должен сам подбирать тему и лозунги, а это, повторяю, возможно при условии, если он достигнет достаточно высокого политического уровня.
 
 

10 сентября 2018, 0:33 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий