|
Georgia Totto O'Keeffe
Georgia O'Keeffe. Misti Again - A Memory. 1957. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия Тотто О'Кифф (Georgia Totto O'Keeffe; 1887—1986) — американская художница. Она известна своими картинами цветов, нью-йоркских небоскребов и пейзажей Нью-Мексико. О'Кифф называют «матерью американского модернизма».
Дед художницы по материнской линии был эмигрантом из Венгрии. О'Кифф росла в штате Виргиния, училась в Чикаго и Нью-Йорке. В 1908 году в Нью-Йорке она познакомилась с фотографом и галеристом Алфредом Стиглицем.
Georgia O'Keeffe. No. 15 Special. 1916–17. Source: Philadelphia Museum of Art
↑ Этот рисунок — один из нескольких, сделанных в 1915–16-х годах, которые О'Кифф считала поворотными в своем творческом развитии. Она вспоминала момент его создания как своего рода откровение, которое она описала с характерной для нее прямотой и в то же время поэтичностью: «Я поняла, что у меня в голове есть вещи, не похожие на то, чему меня учили, не похожие на то, что я видела, формы и идеи, настолько знакомые мне, что мне не приходило в голову их записать». Среди этих «форм и идей» были воспоминания о каньоне Пало Дуро, который сегодня является живописной достопримечательностью Техаса. О'Кифф описывала каньон как уединенное и защищенное убежище. Она и одна из ее сестер преодолевали крутые спуски на дно каньона, наслаждаясь сочетанием приключений и страха: «Эти опасные подъемы были пугающими, но для меня они были чудесными и не похожими ни на что, что я знала раньше». Можно предположить, что О'Кифф рассматривала свою творческую карьеру как такое же авантюрное предприятие, исследование, приносящее утешение и защиту в сочетании с нервным возбуждением.
Georgia O'Keeffe. Train at Night in the Desert. 1916. Source: MoMA
В 1918 году по просьбе Стиглица она переехала в Нью-Йорк и начала серьезно работать как художник. У них сложились профессиональные и личные отношения, которые привели к браку в 1924 году. О'Кифф создала много форм абстрактного искусства, включая крупные планы цветов, такие как картины «Красная канна», которые многие сочли изображением вульвы, хотя О'Кифф последовательно отрицала это намерение. Вменению изображения женской сексуальности также способствовали откровенные и чувственные фотографии О'Кифф, которые делал и выставлял Стиглиц.
Стиглиц ввёл О'Кифф в круг своих друзей — фотохудожников-модернистов Пола Стренда, Эдварда Стайхена и других. Под его влиянием она вернулась к живописи, которую по семейным обстоятельствам бросила на 4 года (1908—1912). С 1923 года при поддержке Стиглица начали активно выставляться пейзажи и натюрморты О'Кифф (особенно известны её цветы), она стала модным и высокооплачиваемым художником.
Georgia O'Keeffe. Red Canna. 1919. Source: High Museum of Art
Georgia O'Keeffe. Blue and Green Music. 1919/21. Source: Art Institute of Chicago
Вдохновленная прецизионизмом, картина «Зеленое яблоко», завершенная в 1922 году, отображает ее представление о простой, осмысленной жизни. В том же году О'Кифф сказала, что «только путем отбора, исключения и подчеркивания мы достигаем истинного смысла вещей». Картина «Синяя и зеленая музыка» выражает чувства О'Кифф к музыке через визуальное искусство, используя смелые и тонкие цвета.
Также в 1922 году журналист Пол Розенфельд отметил: «Сущность женственности пронизывает ее картины», ссылаясь на использование цвета и форм как метафоры женского тела. В этой же статье он описал ее картины в сексуальном ключе.
Georgia O'Keeffe. From the Lake No. 3. 1924. Source: Philadelphia Museum of Art
О'Кифф наиболее известна изображениями цветов, которых она сделала за свою жизнь около 200. К середине 1920-х годов эти картины представляли собой сильно увеличенные цветы, как будто увиденные через лупу. Среди них такие работы, как «Восточные маки» и несколько картин «Красная канна». Она написала свою первую масштабную цветочную картину «Петуния, № 2» в 1924 году. Масштабирование помогало создать ощущение благоговения и подчеркивало эмоциональную интенсивность. 20 ноября 2014 года картина О'Кифф «Джимсонская трава/Белый цветок № 1» (1932) была продана за 44 млн 405 тысяч долларов на аукционе 2014 года наследнице Walmart Элис Уолтон, что более чем в три раза превысило предыдущий мировой аукционный рекорд для любой женщины-художника.
Искусствовед Линда Нохлин интерпретировала «Черный ирис III» (1926) как морфологическую метафору вульвы, но О'Кифф отвергла эту интерпретацию, заявив, что это просто картина цветов.
Georgia O'Keeffe. Black Iris. 1926. Source: metmuseum
Georgia O'Keeffe. Abstraction Blue. 1927. Source: MoMA
↑ «Я решила начать все заново, — писала Джорджия О'Кифф другу в 1915 году, — отбросить то, чему меня учили, и принять за истину мое собственное мышление». Это высказывание О'Кифф отражает ее переход от натуралистического способа изображения, которому ее учили, к абстракции в живописи. Развитие этого нового стиля заметно в «Абстракции синего», завершенной двенадцать лет спустя. В картине преобладают волнистые вихри и изгибы синих тонов, исходящие из нижней половины холста, разделенные более светлой полосой краски, рассекающей холст по вертикали.
Georgia O'Keeffe. Two Calla Lilies on Pink. 1928. Source: Philadelphia Museum of Art
↑ Джорджия О'Кифф однажды заметила: «Что такое мое восприятие цветка, если не цвет?» Эта картина с изображением двух лилий калла является исключительным примером ее цветочных композиций, состоящих из широких волн тонко сочетающихся оттенков. Белые лепестки, выделенные зеленым цветом, расположены на розовом фоне, и из каждого выходит ярко-желтый пестик. Многие интерпретировали изображения цветочной анатомии О'Кифф в связи с сексуальностью и полом, но художница всегда сопротивлялась этим интерпретациям, считая их слишком узкими и ограниченными.
Georgia O'Keeffe. Farmhouse Window and Door. 1929. Source: MoMA
↑ Часть серии архитектурных картин О'Кифф, выполненных в конце 1920-х годов, «Окно и дверь фермерского дома» показывает деталь фермерского дома на севере штата Нью-Йорк, где она регулярно проводила лето со своим мужем Альфредом Стиглицем. Симметричное окно с черными ставнями окружено узкой рамой из обшивки. Плавающий серо-зеленый прямоугольник, скорее всего, является дверью внутри дома. Благодаря приглушенной палитре и упрощенным формам картина намекает на отражение и прозрачность. Об этой технике О'Кифф говорила: «Я обнаружила, что могу сказать с помощью цвета и форм то, что не могла сказать никаким другим способом».
В 1929 году О'Кифф переехала в штат Нью-Мексико, чьи пустынные пейзажи надолго стали натурой её полотен. В 1932—1934 годах художница пережила тяжёлый нервный срыв, лечилась. Нервные срывы были результатом того, что О'Кифф узнала об измене мужа.
О'Кифф была популярной художницей, получала заказы, ее работы выставлялись в Нью-Йорке и других городах. В 1936 году она закончила работу над картиной «Летние дни», которая стала одной из самых известных. На ней изображен череп оленя в пустыне с яркими полевыми цветами. В 1943 году состоялась выставка-ретроспектива её работ в Институте искусств Чикаго, в 1946 — в нью-йоркском Музее современного искусства.
Georgia O'Keeffe. Peach and Glass. 1927. Source: Philadelphia Museum of Art
В 1946 году она запечатлела архитектурные формы своего дома в Абикиу. Другой выразительной картиной была «Лестница на Луну» (1958). В середине 1960-х годов О'Кифф создала серию облачных пейзажей, таких как «Небо над облаками», которые были вдохновлены видами из иллюминаторов самолетов.
Вустерский художественный музей провел ретроспективу ее работ в 1960 году, а десять лет спустя Музей американского искусства Уитни организовал ретроспективную выставку Джорджии О'Кифф.
В 1972 году О'Кифф потеряла большую часть зрения из-за макулярной дегенерации, в результате чего у нее осталось только периферическое зрение. В 1972 году она больше не могла писать маслом без посторонней помощи. В 1970-х годах она создала серию работ акварелью. Ее автобиография «Джорджия О'Кифф», опубликованная в 1976 году, стала бестселлером.
Georgia O'Keeffe. Birch and Pine Tree No. 1. 1925. Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. Summer Days. 1936. Source: Whitney Museum of American Art
↑ В картине «Летние дни» Джорджия О'Кифф подвесила череп животного и несколько юго-западных цветов над бесплодным пустынным пейзажем. Крупный масштаб костей и цветов и их расположение в небе придают картине сюрреалистическое звучание. Для О'Кифф череп животного и живые цветы были символами циклов жизни и смерти, которые формируют мир природы. Эта композиция принадлежит к группе картин, на которых художница изобразила выцветшие на солнце кости, которые она привезла на восток из своих летних поездок в Нью-Мексико. Черепа оленей, лошадей, мулов и быков, которые она собирала, как собирают полевые цветы, стали мощными сувенирами пейзажа, который глубоко вдохновил ее. Как она объясняла, «кости резко прорезают центр чего-то живого в пустыне».
Награды
В 1938 году О'Кифф получила почетную степень доктора изящных искусств в Колледже Уильяма и Марии. Позже О'Кифф была избрана в Американскую академию искусств и литературы, а в 1966 году стала членом Американской академии искусств и наук. О'Кифф получила премию М. Кэри Томас в колледже Брин-Мор в 1971 году, а два года спустя получила почетную степень в Гарвардском университете.
В 1977 году президент Джеральд Форд вручил О'Кифф Президентскую медаль свободы — высшую награду, присуждаемую американским гражданским лицам. В 1985 году президент Рональд Рейган наградил ее Национальной медалью искусств. В 1993 году она была включена в Национальный женский зал славы.
Georgia O'Keeffe. Red and Orange Streak. 1919. Source: Philadelphia Museum of Art
Дискуссия о сексуальных образах в картинах О'Кифф
Картины О'Кифф с лотосами, по мнению ряда искусствоведов, глубоко связаны с вагинальными образами. В египетской мифологии цветы лотоса являются символом матки, а в индийской мифологии они — прямые символы вульвы.
Арт-дилер Сэмюэль Кутц был одним из критиков О'Кифф, он хотя и считал ее «единственной выдающейся женщиной-художником», тем не менее полагал сексуальное выражение в ее работах (и работах других художников) художественно проблематичным. Кутц заявил, что «демонстрация секса может только помешать таланту художника, поскольку это акт вызова и протеста, который лишь затрудняет выражение основных представлений художника».
О'Кифф выступала против сексуальных интерпретаций своих работ и на протяжении пятидесяти лет утверждала, что между вульвой и ее произведениями нет никакой связи. О'Кифф заявила в ответ на критику: «Когда люди считывают эротические символы в моих картинах, они на самом деле говорят о своих собственных переживаниях». Она объясняла нападки других художников на ее работы психологической проекцией.
Некоторые называли О'Кифф революционной феминисткой; однако художница отвергала эти заявления, утверждая, что «принадлежность к женскому полу не имеет никакого значения» и что «пол не имеет никакого отношения к созиданию искусства или творческим достижениям».
Georgia O'Keeffe. Cow's Skull: Red, White, and Blue. 1931. Source: metmuseum
↑ Устав от жизни в мегаполисе, О'Кифф начала регулярно уезжать на озеро Джордж, штат Нью-Йорк, а затем в Нью-Мексико. После первой длительной поездки на Юго-Запад в 1929 году ее художественные интересы сместились от зданий Нью-Йорка к природе Нью-Мексико. В этой работе О'Кифф выделяет один череп, подчеркивая его неровные края, изношенные поверхности и выцветший оттенок. Для О'Кифф такие кости олицетворяли непреходящую красоту пустыни и силу американского духа, на что намекает полосатый фон. В 1949 году О'Кифф навсегда поселилась в Нью-Мексико, где прожила до самой смерти в 1986 году.
Georgia O'Keeffe. Nude Series V. 1918. Source: Philadelphia Museum of Art
Брак
В июне 1918 года О'Кифф приняла приглашение Стиглица переехать в Нью-Йорк из Техаса после того, как он пообещал предоставить ей тихую студию, где она могла бы рисовать. В течение месяца Стиглиц в своей квартире начал фотографировать ее обнаженной, пока его жены не было дома. Однажды жена вернулась домой, когда сессия еще продолжалась. Она уже давно подозревала, что между ними что-то происходит, и сказала ему, чтобы он прекратил встречаться с О'Кифф или убирался вон. Стиглиц немедленно ушел из дома и нашел место в городе, где он и О'Кифф могли жить вместе. Они спали раздельно более двух недель. К концу месяца они оказались в одной постели, а к середине августа, когда они посетили Оклаун, летнее поместье семьи Стиглиц на озере Джордж на севере штата Нью-Йорк, «они были похожи на двух влюбленных подростков. Несколько раз в день они взбегали по лестнице в свою спальню, так желая заняться любовью, что на бегу начинали раздеваться» (Whelan, Richard. 1995. Alfred Stieglitz : a biography).
Georgia O'Keeffe. Red Hills and Bones. 1941. Source: Philadelphia Museum of Art
↑ Джорджия О'Кифф начала проводить лето в Нью-Мексико с 1929 года, и в течение следующих шести десятилетий она обращала свою кисть к богатым красками пейзажам американского Юго-Запада. Здесь красные холмы заполняют холст от края до края, а выбеленные кости на переднем плане отражают жаркий, сухой климат региона. Как и многие пейзажи О'Кифф, эта картина представляет собой место, расположенное неподалеку от ее дома, Ранчо Призрак, в поэтических, абстрактных формах, отражающих монументальность, которую она находит даже в самых простых природных формах.
В феврале 1921 года фотографии О'Кифф, сделанные Стиглицем, были включены в ретроспективную выставку в галереях Андерсона. Стиглиц начал фотографировать О'Кифф, когда она приехала к нему в Нью-Йорк на выставку 1917 года, и продолжал делать снимки, на многих из которых она была в обнаженном виде. Это произвело фурор в обществе. К 1937 году, когда Стиглиц прекратил заниматься фотографией, он сделал более 350 портретных фото О'Кифф и более 200 фотографий обнаженной натуры. В 1978 году О'Кифф написала о том, насколько отдалилась от них: «Когда я просматриваю фотографии, сделанные Стиглицем, — некоторым из них более шестидесяти лет — я задаюсь вопросом, кто этот человек. Как будто за свою жизнь я прожила много разных жизней».
Из-за юридических проволочек, использовавшихся первой женой Стиглица и ее семьей, прошло шесть лет, прежде чем он получил развод. В 1924 году О'Кифф и Стиглиц поженились. До конца их совместной жизни их отношения регулировались «тайным соглашением — системой сделок и компромиссов, молчаливо согласованных и осуществляемых, по большей части, без обмена словами. Предпочитая избегать конфронтации по большинству вопросов, О'Кифф была главным проводником тайного соглашения в их союзе», по словам биографа Бениты Эйслер. Они жили в основном в Нью-Йорке, но проводили лето в родовом поместье его отца, Оклауне, на озере Джордж в северной части штата Нью-Йорк.
Georgia O'Keeffe. Drawing III. 1959. Source: Philadelphia Museum of Art
↑ Вода темная и твердая, она извивается как ветви ствола дерева на этом рисунке, который был вдохновлен серией крошечных угольных набросков форм земли и рек, которые Джорджия О'Кифф наблюдала с воздуха во время кругосветного путешествия в 1959 году. Она писала: «Я была удивлена, увидев, сколько больших участков пустыни мы проезжали, где большая река или русло пересекали песок. Я сделала много рисунков высотой около дюйма, которые позже, когда я была дома, я превратила в более крупные рисунки, а затем в картины».
Georgia O'Keeffe. Three Small Rocks Big. 1937. Source: Philadelphia Museum of Art
Любовные связи
Во время брака О'Кифф и Стиглица у обоих было несколько романов, у О'Кифф — с женщинами и мужчинами, поскольку она была бисексуальна. Хотя характер отношений не подтвержден, есть веские подтверждения, что у О'Кифф был роман с известной художницей Фридой Кало во время ее брака с Диего Риверой. Они познакомились в декабре 1931 года в Нью-Йорке на открытии персональной выставки Риверы в МоМА. Люсьенна Блох, подруга и ассистентка Фриды и Диего, утверждала, что Ривера позже хвастался, что его жена флиртовала с О'Кифф. Отсюда началась дружба и потенциальные отношения.
Вскоре после знакомства женщин, в 1932 году, Кало и ее муж переехали из Нью-Йорка в Детройт. Здесь Кало написала знаменитый «Автопортрет на границе между Мексикой и США». Многие историки обратили внимание на цветы ариземы трёхлистной, которые изображены на мексиканской стороне картины. Эти цветы не являются уроженцами Мексики, но были характерны для серии картин О'Кифф всего за два года до этого, где она изобразила эти цветы в разные периоды роста: один полностью закрытый, другой открытый и т. д. Эта же последовательность представлена на картине Кало.
В 1933 году, когда О'Кифф была госпитализирована в связи с психическим расстройством, Кало написала ей: «Я много думала о тебе и никогда не забуду твои чудесные руки и цвет твоих глаз». Кало также отметила: «Если ты еще будешь в больнице, когда я вернусь, я принесу тебе цветы, но так трудно найти те, которые я хотела бы для тебя. Я буду так счастлива, если ты напишешь мне хотя бы два слова. Ты мне очень нравишься, Джорджия».
В другом письме, написанном другу и коллеге месяц спустя, Кало описала это письмо так: «О'Кифф пролежала в больнице три месяца, она поехала на Бермуды отдохнуть. В тот раз она не занималась со мной любовью, я думаю, из-за своей слабости. Очень жаль. Ну вот и все, что я могу рассказать вам до сих пор». Хотя нет никаких записей о том, что О'Кифф ответила Кало, это было использовано как весомое доказательство возможного романа между женщинами.
Есть еще несколько записей о том, что женщины виделись несколько раз. В 1950-х годах обе женщины несколько раз посещали дома друг друга. Однако имеющиеся свидетельства не дают однозначного ответа на вопрос, были ли их отношения романтическими/сексуальными или нет.
Georgia O'Keeffe. Untitled (Beauford Delaney). 1943. Source: Philadelphia Museum of Art
↑ Бьюфорд Делани был одним из всего лишь двух человек, которых Джорджия О'Кифф изображала в своей карьере (второй была племянница Альфреда Стиглица, Дороти Шубарт), и она нарисовала пять его портретов в начале 1940-х годов. Завсегдатай нью-йоркской галереи Стиглица «Американское место», Делани был особенно впечатлен работами О'Кифф, которые он назвал «живыми и совершенно удивительными». О'Кифф, в свою очередь, глубоко уважала живопись Делани и написала благодарность в каталоге к его персональной выставке 1973 года в галерее Дартеи Спейер в Париже.
Georgia O'Keeffe. From a Day with Juan II. 1977. Source: MoMA
Наследие
О'Кифф стала легендой уже начиная с 1920-х годов, благодаря ее независимому духу и новаторскими произведениями искусства. Нэнси и Джулс Хеллер: «Самое замечательное в О'Кифф — это смелость и уникальность ее ранних работ». В то время даже в Европе было мало художников, исследующих абстракцию. Несмотря на то, что в ее работах можно увидеть элементы различных модернистских течений, таких как сюрреализм и прецизионизм, ее работы демонстрируют собственный уникальный стиль. Она получила беспрецедентное признание как женщина-художник в мире изобразительного искусства благодаря своим сильным графическим образам, и в течение десятилетия после переезда в Нью-Йорк стала самой высокооплачиваемой американской женщиной-художником. Она была известна своим особым стилем во всех аспектах своей жизни. Музей Джорджии О'Кифф утверждает, что она была одной из первых американских художниц, практиковавших чистую абстракцию.
Картина Мэри Бет Эдельсон "Some Living American Women Artists / Last Supper" (1972) аппроприировала «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи: головы известных женщин-художниц были помещены поверх голов Христа и его апостолов. Голова Иоанна Апостола была заменена на Нэнси Грейвс, а голова Христа — на Джорджию О'Кифф. Это изображение, рассматривающее роль религиозной и художественной иконографии женщин-художниц в аспекте субординации, стало одним из самых знаковых образов феминистского художественного движения.
Mary Beth Edelson. Some Living American Women Artists. 1972. Source: MoMA
Значительная часть имущества Джорджии О'Кифф была передана некоммерческому фонду Georgia O'Keeffe Foundation. Музей Джорджии О'Кифф открылся в Санта-Фе в 1997 г. Имущество включало большое количество ее работ, фотографий, архивных материалов, а также дом, библиотеку и имущество в Абикиу. Дом и студия Джорджии О'Кифф в Абикиу были признаны Национальным историческим памятником в 1998 году и в настоящее время принадлежат Музею Джорджии О'Кифф.
В 1996 году почтовая служба США выпустила 32-центовую марку в честь О'Кифф. В 2013 году, к 100-летию выставки «Армори-шоу», почтовая служба США выпустила марку с изображением картины О'Кифф "Black Mesa Landscape, New Mexico/Out Back of Marie's II", 1930 год, в рамках серии «Современное искусство в Америке».
В январе 2006 года окаменелый вид архозавра был назван Effigia okeeffeae («Призрак О'Кифф»), в честь Джорджии О'Кифф за ее многочисленные картины, изображающие пустоши на Ранчо Призраков (Ghost Ranch), где был найден скелет детёныша целофизиса.
О'Кифф принадлежит рекорд (44,4 миллиона долларов в 2014 году) самой высокой цены, заплаченной за картину женщины.
Телекомпания Lifetime Television сняла биографический фильм о Джорджии О'Кифф, премьера которого состоялась 19 сентября 2009 года.
Georgia O'Keeffe. Blue #1. 1916. Source: Brooklyn Museum
Georgia O'Keeffe. Evening Star No. III. 1917. Source: MoMA
Georgia O'Keeffe. Lake George, Coat and Red. 1919. Source: MoMA
Georgia O'Keeffe. Abstraction, Seaweed and Water - Maine. 1920. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. Lake George [formerly Reflection Seascape]. 1922. Source: SFMOMA
Georgia O'Keeffe. My Shanty, Lake George. 1922. Source: The Phillips Collection
↑ Картина «Моя хижина, озеро Джордж» похожа на другие пейзажи О'Кифф на озере Джордж начала и середины 1920-х годов. Здание фермы, служившее художнице студией, прочное и четко очерченное, нарисованное с тем, что критик Александр Брук назвал «чистым кинжалом, который аккуратно пронзает». Точное изображение хижины О'Кифф дополняется нечеткой передачей розовых и оранжевых полевых цветов, зеленеющих деревьев и травы, а также извилистых размахов голубых холмов и облаков над головой. Несмотря на кажущуюся буквальность изображения здания, эта картина не поддается простой классификации как исключительно репрезентативная или прецизионная. Она иллюстрирует склонность О'Кифф к наложению объективного факта на духовные и символические значения.
Широко комментировалось и писалось о том, что О'Кифф решила здесь выйти за рамки простой объективности. Некоторые искусствоведы утверждают, что «Моя хижина, озеро Джордж» — это символический портрет О'Кифф; она представляет себя в косвенном виде, не как натуралистическое изображение ее подобия, а в качестве метафизического представление ее художественного духа. Хижина — это физическое воплощение души О'Кифф, поскольку это место, где она может уединиться от окружающего мира и заниматься только искусством. В эту хижину — ее частную студию — проникла душа О'Кифф.
Картина «Моя хижина, озеро Джордж» была одной из трех работ О'Кифф, которые Дункан Филлипс одобрил в 1926 году. Его привлекла ее «атмосфера грозного одиночества» и «суровое выражение мрачного кельтского настроения» — характеристика, которую О'Кифф позже отвергла. Как она вспоминала, она написала картину в ответ на критику мужчин из круга Стиглица — Артура Дава, Джона Марина, Чарльза Демута, Марсдена Хартли и Пола Стрэнда. «Чистые, ясные цвета [хижины] были в моей голове, но однажды, когда я смотрела на коричневое обгоревшее дерево хижины, я подумала: „Я могу написать одну из этих мрачных картин, как эти люди“, — вспоминала О'Кифф. — Думаю, просто ради забавы я попробую — все в низких тонах и тоскливо, с деревом рядом с дверью». Она продолжила: «На следующей выставке я показала „Хижину“, добавив ироничным тоном: „Мужчины, похоже, одобрили ее. Они, кажется, подумали, что, возможно, я наконец начала рисовать“».
Georgia O'Keeffe. Storm Cloud, Lake George. 1923. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. Leaf Motif, No. 2. 1924. Source: McNay Museum of Art, Mary and Sylvan Lang Collection
Georgia O'Keeffe. Petunia. 1925. Source: SFMOMA
Georgia O'Keeffe. Black Pansy & Forget-Me-Nots (Pansy). 1926. Source: Brooklyn Museum
Georgia O'Keeffe. A Street. 1926. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. The Barns, Lake George. 1926. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. Black Cross, New Mexico. 1929. Source: Art Institute of Chicago
↑ «Для меня рисовать кресты было способом рисовать страну», — вспоминала Джорджия О'Кифф о серии композиций с изображением католических крестов, которые она создала после посещения Юго-Запада в 1929 году. В картине «Черный крест, Нью-Мексико» она противопоставила крест ручной работы, увеличенный в масштабе и расположенный на плоскости картины, далекому блеску заката за холмами.
Georgia O'Keeffe. Cow’s Skull with Calico Roses. 1931. Source: Art Institute of Chicago
↑ Джорджия О'Кифф нашла этот коровий череп в Нью-Мексико летом 1930 года, когда засуха опустошила Юго-Запад, и в пустыне можно было увидеть множество скелетов животных. Она была очарована суровой элегантностью фрагментов скелетов животных и отправила некоторые из них обратно в Нью-Йорк, чтобы нарисовать их в следующем году. Она отметила: «Для меня они так же прекрасны, как и все остальное, что я знаю». Включение О'Кифф в картину роз из бязевой ткани, которые использовались для украшения могил в Нью-Мексико, еще больше поднимает вопросы жизни, смерти и смертности.
Georgia O'Keeffe. Green Mountains, Canada. 1932. Source: Art Institute of Chicago
↑ Летом 1932 года Джорджия О'Кифф отправилась на полуостров Гаспе в канадском Квебеке в сопровождении племянницы Альфреда Штиглица, Джорджии Энгельхард, которая также была художницей. Старые амбары и кресты, построенные французскими поселенцами в этом регионе, очаровали О'Кифф, как и пышная зеленая местность, которую она изобразила на картине «Зеленые горы, Канада». В этом панорамном пейзаже она запечатлела массивный вид гор, резко поднимающихся от кромки воды. Хотя ей очень понравилась поездка в Канаду, и она вернулась туда еще раз в том же году, в конечном итоге О'Кифф предпочла новомексиканский пейзаж, особенно его яркий солнечный свет.
Georgia O'Keeffe. Banana Flower. 1934. Source: MoMA
Georgia O'Keeffe. Ram's Head, White Hollyhock-Hills. 1935. Source: Brooklyn Museum
↑ В этом сюрреалистическом изображении череп барана и одинокий цветок остролиста обретают монументальное воплощение, таинственно паря на фоне пасмурного неба над неопределенным холмистым пейзажем. Картина обозначила новое направление для развивающегося модернистского стиля О'Кифф.
Georgia O'Keeffe. Portrait of Dorothy Schubart. 1936. Source: MoMA
Georgia O'Keeffe. Ghost Ranch Landscape, ca. 1936. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. From the Faraway, Nearby. 1937. Source: metmuseum
Georgia O'Keeffe. Kachina. 1938. Source: SFMOMA
Georgia O'Keeffe. Pedernal. 1941. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. An Orchid. 1941. Source: MoMA
Georgia O'Keeffe. Black Place I. 1944. Source: SFMOMA
Georgia O'Keeffe. Black Place III. 1944. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. Abiquiu Mesa II. 1944-1945. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. Abstraction. 1945. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. Dark Tree Trunks. 1946. Source: Brooklyn Museum
↑ V-образная форма — повторяющийся мотив в искусстве О'Кифф. В этой картине она сдвинула композицию в сторону абстракции, резко обрезав формы деревьев по краю холста, что позволило сфокусировать внимание на V, образованной сходящимися стволами деревьев. Эта буква V, написанная в Нью-Мексико через несколько месяцев после смерти Стиглица, также может быть наделена личным смыслом. Две пары голых стволов деревьев, уходящих корнями в землю, но растущих врозь, могут быть тонкой отсылкой к ее партнерству со Стиглицем, разрушившемуся к концу его жизни из-за его увлечения другой женщиной.
Georgia O'Keeffe. Brooklyn Bridge. 1949. Source: Brooklyn Museum
↑ Незадолго до переезда в Нью-Мексико в 1949 году О'Кифф написала это прощальное послание Нью-Йорку, который был ее домом на протяжении тридцати лет. Бруклинский мост был культовым объектом для ее поколения современных художников, но она никогда не рисовала его раньше. Она использовала двойные арки и тросы моста, напоминающие арфу, чтобы создать валентинку тому, что оставляла позади, прощаясь со Стиглицем, их партнерством и городом, где они начали свою карьеру. Мост также является воротами, возможно, это метафора того, что она покидает рукотворный город из камня и стали ради чистого голубого неба Нью-Мексико.
Georgia O'Keeffe. Mesa and Road East. 1952. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. Cottonwoods, ca. 1952. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. Ladder to the Moon. 1958. Source: Whitney Museum of American Art
Georgia O'Keeffe. Drawing X. 1959. Source: MoMA
Georgia O'Keeffe. Sky above Clouds IV. 1965. Source: Art Institute of Chicago
↑ Эта монументальная работа, написанная летом 1965 года, когда Джорджии О'Кифф было 77 лет, завершает серию, вдохновленную впечатлениями, полученными художницей в качестве пассажира самолета в 1950-е годы. Работая в Абикиу, штат Нью-Мексико, О'Кифф начала примерно в 1963 году запечатлевать бесконечные просторы облаков, которые она наблюдала из окон самолетов во время путешествий по всему миру. Начав с относительно реалистичного изображения маленьких белых облаков на холсте размером три на четыре фута, она перешла к более стилизованным изображениям этого мотива на больших поверхностях. О'Кифф отметила: «Я написала картину высотой восемь футов и шириной двадцать четыре фута — она заставляла меня работать каждую минуту с шести утра до восьми или девяти вечера, так как мне нужно было закончить до наступления холодов — я работала в гараже, а там не было отопления — такой размер, конечно, смешон, но я держала его в голове как нечто, что я хотела сделать в течение нескольких лет». В 1970 году «Небо над облаками IV» планировалось включить в ретроспективу работ О'Кифф в Музее американского искусства Уитни, Нью-Йорк, Художественном институте Чикаго и Музее искусств Сан-Франциско. После показа в Нью-Йорке и Чикаго картина была признана слишком большой, чтобы войти в двери музея в Сан-Франциско. Таким образом, она оставалась во временном пользовании Института искусств более десяти лет, в то время как художница и общественно настроенные коллекционеры ее искусства добивались того, чтобы она вошла в постоянную коллекцию музея.
Georgia O'Keeffe. The Beyond. 1972. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Georgia O'Keeffe. Sky Above Clouds / Yellow Horizon and Clouds. 1976-1977. Source: Georgia O'Keeffe Museum
Фотографии Джорджии О'Кифф
Georgia O'Keeffe. 1918. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. 1918. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. 1918. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe, Texas. 1918. Photo: Paul Strand (1890–1976). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. 1918. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: royalacademy.org.uk
Pruning Trees (Georgia O'Keeffe and Donald Davidson, Lake George). 1919. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. 1920. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: Google Art Project
Georgia O'Keeffe. 1924. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. 1924. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. 1927 or 1928. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe - After Return from New Mexico. 1929. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: Philadelphia Museum of Art
↑ Поездка О'Кифф в Таос, Нью-Мексико, летом 1929 года ознаменовала собой огромный сдвиг в ее жизни и творчестве, который запечатлен на более поздних фотографиях Штиглица. По словам биографа Сью Дэвидсон Лоу, О'Кифф купила автомобиль, изображенный на этом фото, для поездки, а по возвращении в Нью-Йорк получила водительские права. Стиглиц, напротив, не умел водить машину, и хотя О'Кифф и другие призывали его учиться, он бросил это занятие после года нерегулярных занятий. Однако Стиглиц не отказался от своего образа жены, а приспособил его к собственным художественным целям в замечательной серии фотографий, для которых она позировала в автомобиле и вокруг него. Здесь легкая улыбка и слегка приподнятая бровь О'Кифф, в сочетании с ее позой чуть выше уровня камеры, свидетельствуют о самообладании, не заметном на предыдущих фотографиях. Возможно, это признак того, что между двумя художниками возникла сознательная дистанция, а возможно, это свидетельствует об их осознанном сотрудничестве.
Georgia O'Keeffe. 1931. Photo: Alfred Stieglitz (1864–1946). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. February 22, 1935. Photo: Carl Van Vechten (1880–1964). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. February 22, 1935. Photo: Carl Van Vechten (1880–1964). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. February 22, 1935. Photo: Carl Van Vechten (1880–1964). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. June 5, 1936. Photo: Carl Van Vechten (1880–1964). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. June 5, 1936. Photo: Carl Van Vechten (1880–1964). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe. June 5, 1936. Photo: Carl Van Vechten (1880–1964). Source: Philadelphia Museum of Art
Alfred Stieglitz and Georgia O'Keeffe c. 1939. Photo: Ansel Adams (1902–1984). Source: Philadelphia Museum of Art
Georgia O'Keeffe with "Pelvis Series, Red with Yellow" and the desert. 1960. Photo: Tony Vaccaro. Source: Georgia O'Keeffe Museum
↑ Фотография О'Кифф в пустынном пейзаже, стоящей перед своим белым мольбертом, на котором стоит ее картина "Pelvis Series, Red with Yellow"; за ней — голубое небо с облаками и скалы; она стоит спиной к камере и головой в профиль, волосы убраны назад в пучок, правая рука и кисть поддерживает угол картины в правом углу, а левая рука висит на боку, на ней черное платье и любимый пояс — черный замшевый и серебряный мексиканский пояс Taxco.
Georgia O'Keeffe with the Cheese. 1960. Photo: Tony Vaccaro. Source: Georgia O'Keeffe Museum
27 февраля 2023, 18:30
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий