|
И. А. Голышев. Старинные деревянные храмы Владимирской губернии. 1879
Иван Александрович Голышев (1838—1896) — российский издатель, литограф, археолог, этнограф и статистик; кавалер Золотой медали Императорского Русского археологического общества. В своей литографии и на свои средства он выпустил несколько ценных изданий с рисунками, снимками, видами и т.п. Сюда, в частности, относятся: «Древности Богоявленской церкви XVII века в слободе Мстере» (1870); «Атлас рисунков старинных пряничных досок» (1874); «Памятники старинной русской резьбы по дереву» (1877); «Памятники деревянных церковных сооружений Владимирской губернии» (1879); «Альбом русских древностей Владимирской губернии» (1883); «Памятники русской старины Владимирской губернии» (1883); «Альбом рисунков рукописных синодиков 1561, 1679 и 1686 гг.» (1885); «Сборник русской старины Владимирской губернии» (1890); «Рукописный синодик 1746 года» (1891). Многие из памятников воспроизведены Голышевым с большим изяществом и почти безукоризненною точностью.
Публикуем полную версию книги И. А. Голышева «Памятники деревянных церковных сооружений : Старинные деревянные храмы во Владимирской губернии» (1879) со всеми иллюстрациями. Издание оцифровано Российской государственной библиотекой.
Памятники деревянных церковных сооружений : Старинные деревянные храмы во Владимирской губернии / Рисовал и издал И. Голышев, член ученых обществ: сотрудник Императорских С. Петербургских Географического, Археологического и Вольного Экономического; Московских: действительный член Общества любителей духовного просвещения, корреспондент Археологического и действительный член Владимирского Губернского Статистического Комитета. — Голышевка, близь сл. Мстеры, Вязниковского уезда Владимир. губернии : Литография И. А. Голышева в Голышевке, 1879. — 5, [3] с., [21] л. цв. ил.ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКОВНЫХ СООРУЖЕНИЙ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ
Первые памятники церковных сооружений. Ремесла и художества в древнейшие времена. Плотничество. Первые деревянные церкви в России 945 и 882 годов. Летописи. Сооружение деревянных церквей XV, XVII века. Оклады и устройство церквей. Украшения резьбою. Соборные церкви. Порядная запись 1700 года. Постепенное уменьшение количества деревянных церквей и часовень. Архидиаконский погост. Церковь в г. Иваново-Вознесенске 1591 года. Церковь у с. Карачарова 1629 г. Часовня близь г. Мурома. Божницы божонки и летописные о них сказания. Часовня у погоста Нередич-Никольского. Убогий дом в г. Вязниках. Уничтожение деревянных церковных сооружений.
Первыми памятниками церковных сооружений были деревянные храмы на Руси; впоследствии времени на место их уже воздвигались каменные, равно как и ныне мы постоянно встречаем этот же самый с глубокой древности обычай; вообще деревянные церковные сооружения были и есть временные. О деревянных сооружениях и постройках объясняют так: Когда ремесла и художества в древнейшие времена находились еще на самой низкой степени развития, тогда не существовало специальных мастеров для каждой отдельной отрасли искусств. Каждый ловкий работник старался сам исполнять все, что только мог сделать. Он строил дом, выдалбливал дерево на лодку, украшал седалища резьбою, или ваял какие-нибудь истуканы. Такое младенческое состояние ремесл и художеств на Руси не есть бездоказательный вывод из простых соображений, а вполне подтверждается отсутствием в самом языке особых наименований для отдельных отраслей искусств. Под словом плотничество понимались самые разнообразные работы. Так из летописи видно, что слово «плотничество» означало не только ремесло простого плотника или строителя судов, но также обнимало и архитектуру, резьбу и даже ваяние. Все, что делалось при помощи дерева, называлось плотничеством, а люди, занимавшиеся такими работами, именовались, без различия, плотниками или древоделателями.
Многочисленные леса, покрывавшие древнюю Русь, отстраняли всякую потребность отыскивать в недрах земли другой более удобный материал для построек. Леса находились везде, и иногда в таком количестве, что необходимо было их срубать, чтобы очистить просторные места для поселений. Первые обитатели Руси должны были употреблять исключительно только одно дерево на всякое дело и в особенности на постройки (1).
____________
(1) Об архитектуре первых деревянных церквей на Руси, Графа А. С. Уварова; по вопросу, предложенному к обсуждению на С.-Петербургском археологическом съезде 7 декабря 1871 года: „по какому образцу строились первые деревянные церкви на Руси“.
На первоначальные по летописям две деревянные церкви в России, построенные до крещения Владимира, указывают свидетельства: первое относящееся к 945 году, что в то время в Киеве уже была своя особая церковь св. Илии: «А хрестеяную русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конець Пасынче беседе и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша Варязи хрестеяни». Второе известие о христианской церкви в Киеве занесено в летопись под 882 годом: «и убиша Аскольда и Дира, несоша на гору и погребоша и на горе, еже ся ныне зовет Угорьское кде ныне Олъмин двор; на той могиле поставил Олъма церковь святаго Николу, а Дирова могила за святою Ориною». Слово поставил относится к деревянным сооружениям; летописец постоянно употребляет два различные глагола чтобы означить сделаны ли постройки из камня или из дерева; для деревянных построек или церквей он всегда употребляет слово постави, тогда как для каменных зданий он употребляет глаголы: созда или заложи (2).
____________
(2) Там же.
О сооружении деревянных храмов мы находим указание; хотя со введением христианской веры в России вошло греческое церковное зодчество, которое сооружало каменные храмы, однако в строении деревянных церквей и часовень удерживалось коренное русское зодчество. Приспособленное к богослужению, религиозному характеру народа и местности, оно выражало жизнь и движение мысли в разнообразных формах. (3) По этому же предмету упоминается: переход от строения жилой избы к сооружению церкви был удобен и легок; ибо основою для последней служил сруб избы, к коему прирубался алтарь и крыльце; над островерхим кровом приделывали шейку с главою, увенчанною крестом. По обещанию, во время какого-нибудь общественного бедствия, такие церкви строились тою или другой улицей города или селением, и освященные в один день назывались обыденными. В требнике Петра Могилы встречается особый местный обряд, или чин при закладке деревянных церквей. Между прочим, когда приготовлены уже были подлоги, или бревна, на коих утверждалось здание: тогда епископ или иерей в облачении «Взем секиру, ударяет трижды в среднее бревно олтарнее, глаголя: Начинается дело сие, в имя Отца и Сына и Святаго Духа, в честь же и в память (праздника или святаго) аминь. По окроплении св. водою всех оснований кругом при чтении псалма 86-го „Основания его на горах святых,“ произносит „делателие же абие спешно в имя Господне начинают делати“ (4).
___________
(3) Журн. министер. народ. просвещ. 1845 г. февраль. История изящн. искусс. в России г. Плаксина.
(4) Требник Киевск. митроп. Петра Могилы 1646 г. ч. II стр. 63, хранящейся в библиотеке Богоявленского храма в сл. Мстере.
Первоначальным окладом или планом храма служил квадрат, коего стены были рублены то в присек, то в лапу и замок и т. д. Церкви деревянные были малы и низьменны не только в селах, даже в городах. Швед Петрей в начале XVII века видел на Москве церквицы, где помещалось не более семи человек. В Новгороде в XV веке была на Хутыне церковь «кругла яко столп и не широка только сажени единыя со олтарем внутри» (5), окладом отчасти сходствовали с ними часовни, кои рассеяны были по селениям и дорогам, особливо по перекресткам под именем то крестов, то пятниц.
____________
(5) Карамзин И. Г. Р. VIII пр. 71.
Когда же, соответственно с местною потребностью в помещении стали увеличивать размеры целого здания, или той и другой его части: тогда изменился и оклад церкви; появились разные пристройки: приделы, трапезы, притворы, ходовые паперти под навесом, звонницы, кои имели свое особенное назначение в обиходе храма. Вместе с тем умножились и украшения, состоявшие из резных полотенец, прилепов, князьков, баляс и других вычурных порезок и выборок, кои отличались особенною затейливостью, замысловатостью и причудливостью, согласно с местным вкусом, как видно из самых памятников, летописей и храмозданных грамот. Образ построения церквей не везде был одинаков, равно не везде одинаковый лес употреблялся на строение смотря по местности: то сосновый и еловый, пихтовый и лиственный, то дубовый и осиновый. Там строили вместо квадрата прямоугольники, костровые, здесь круглые и кресчатые о двадцати стенках (6) клетцкия, т. е. рубленые без углов в замок, на осмерике и шатровые; одни ставились на подклетях, другие на стульях. Иногда такие церкви были без трапезы и притвора, с одним входным крыльцом, иногда с прирубною папертью под навесом, где стаивали женщины и повинные епитимье (7). Алтарь обращен был то на летний, то на зимний восток, кровли их была крутые, о двух и четырех скатах, крытые гонтом, напоминающим древние гонтины, или деревянною чешуею и тесом. Верх рублен был бочками, или городками, над коими возвышались главы; число глав от одной доходило до тринадцати. Первая Софийская церковь в Новгороде, поставленная архиепископом Иоакимом, 6553 года была деревянная о 13 верхах (8). Об означенной церкви летописец Новгородский не может не упомянуть с удивлением о самом устроении ее: «постави владыко епископ Иоаким первую церковь древянную дубовую святыя Софии, имущую верх 13 и стояла 60 лет и падняся от огня в лето 6557 марта в 4 день, в субботу, при втором епископе Луке, в 13 лето. Бысть честно устроена и украшена». (9)
____________
(6) Там же в дополн. к VI т. в примеч. стр. 162.
(7) Журнал министер. народ. просвещ. февраль 1845 г.
(8) Историческ. разговоры о древностях великого Новгорода соч. М. Евгения М. 1808.
(9) Об архитектуре перв. дерев. церк. на руси Гр. А. С. Уварова.
Особенно соборные церкви в городах отличались своею величиною и великолепием; на них плотничьи мастера истощали свое искусство, а храмоздатели иждивение. Такова была в Ростове, срубленная из дубового леса первым Ростовским епископом Феодором, по словам летописи, «дивная и великая, яко же не было и не будет» (10). В обители своей преподобный Сергий, по свидетельству великой минеи, «соорудил вместо малой большую деревянную церковь, которая отвсюду видима бысть, аки зерцало» (11).
____________
(10) Новг. лет. IV в полн. с. р. л. т. III.
(11) Древняя дерев. церковь в скиту Гефсиман. М. 1853 г.
Выше упоминалось о резных украшениях деревянных храмов; об этом условии вносили и в порядные договорные записи о постройках: «и те вышеписаные церкви нарядить, и трапезы и олтари и паперти нарядить же, как им приходским людем понадобитца, и окошек на косяк зделать сколько им приходским людем годно, а окна делать о четырех косяках с выкрушкою; и в тех церквах и в трапезах и в папертях двери на косяках с полотенцы сделать. И сделать те вышеписанные церкви и трапезы с папертьми и с колокольнею добро, мастерски безо всякой охулы» (12).
____________
(12) Порядная запись на построение Пятницкой деревянной церкви в Вологде 1700 г. Извест. Имп. археол. общ. т. III вып. 4 стр. 282.
Деревянных церковных сооружений, храмов и часовень до нашего времени сохранилось весьма немного. Они всюду заменяются каменными, а небольшие часовни и совсем прекращают свое существование, а место нахождения их заравнивается землею; об этом было замечено: «не много осталось у нас на руси старых деревянных церквей, везде перестроены они на каменные или деревянные и новой архитектуры; но многие из нас помнят еще эти маленькие, темные деревенские храмы из круглыша чернолесья или дуба, с не отделанными, мрачными стенами и закоптелыми образами внутри, обшиты снаружи полусгнившим тесом, с крошечными, неправильно расположенными, окнами, низкой, и иногда покривившейся от времени, колокольней. Скоро первобытная архитектура их сохранится разве только в рисунках какого-нибудь любителя древности» (13).
____________
(13) Древности. Археол. Вестник Москов. арх. общ. М. 1867 г. стр. 239.
Прежние деревянные храмы и другие им подобные сооружения для любителей составляют не малый интерес; некоторые из них любопытны в архитектурном и историческом отношениях, другие по воспоминаниям, третьи устроенные первобытными обитателями местностей, располагали их на красивых местах природы. К таким живописным местностям относится в Вязниковском уезде погост св. архидиакона Стефана; местностию этой любуются многие путешественники, оставляя по ее красоте самые приятные воспоминания. Памятником старины только и осталось здесь что деревянная церковь, которая придает еще более прелести этой пустыне; на крутой возвышенности виднеются два храма, каменный и деревянный, смесь прежней и новой архитектуры, с горами, холмами, вековыми деревьями, уютным вокруг храма сельским небольшим кладбищем, и в подошве погоста синеющей рекой Клязьмой. Деревянная церковь строена как свидетельствуют акты в конце первой половины XVIII века, в 1743 году, а самый погост состоял тогда в Владимирском уезде (14) вторая церковь в погосте каменная новейшего времени. Погостом архидиакона Стефана пленился бывший Владимирским губернатором с 1802 по 1812 год князь Иван Михайлович Долгоруков; в записках своих он говорит: «я здесь часто забывал откуда и куда и где я (15)“.
____________
(14) Влад. губер. вед. ч. неоф. 1876 г. № 16.
(15) Труды Владимир. губ. стат. комит. вып. VI стр. 23.
Эти впечатления были поводом к стихотворению его: Размышление на берегу Клязьмы, при погосте архидиакона Стефана. Проводим из него следующую строфу.
Природа! здесь и я почувствовал тебя.
С горы среди могил у ног дубов ветвистых,
Я в Клязьме вижу ток то мрачных струй то чистых;
Естественное зря движение воды,
Смотрю больших судов на скромные следы,
И думаю; вот так судьба дни смертных косит;
Вода несет суда, а время жизнь уносит;
За каплей капля вод в моря бежит из рек, —
Живой пример, как мы день за днем гоним век.
По древности обращают особенное на себя внимание храмы в здешнем крае, о которых доныне сохранились предания и летописи, а именно: Успенский в г. Иваново-Вознесенске и Ильинский при селе Карачарове близь г. Мурома. Первая Успенская Церковь с шатровою кровлею в два ската отличается простотою устройства; она срублена в замок из толстого соснового леса в восемь углов, глава чешуйчатая, церковь эта была прежде, монастырскою при мужском Покровском монастыре, основанном владельцами тогда бывшего села Иванова князьями Черкасскими, в последние годы царствования Ивана Васильевича Грозного, на ней уцелела надпись 7099 (1591) года (16). Церковь эта перенесена на кладбище в 1815 году и служит до сих пор памятником свидетельствующим о существовавшем Покровском монастыре в XVI веке.
____________
(16) Труды Владимир. губерн. Стат. комит. вып. V стр. 39.
Вторая Ильинская, находящаяся на поле села Карачарова, в 2½ верстах от г. Мурома, по преданию устроена в царствование Михаила Феодоровича, и память свою соединяет с мором, бывшим при царе Борисе Годунове в 1601, 1604 годах, когда сельские жители опасаясь заразы, тела умерших, как своих, так прихожих и проезжих, зарывали в общей могиле на временном кладбище в лесу, где и теперь стоит эта церковь. С прекращением мора Карачаровцы возъимели желание поставить на этом месте церковь, которую и соорудили, по их выражению, своими руками, без посторонних мастеров. На время построения церкви указывает надпись едва заметная на наружной обшивке паперти, которая возобновлена по прежней надписи: великому Пророку святому угоднику божию Илие, строен в 1629 году, рублен лес в болоте Торском. Местность где выстроена церковь, и до сих пор называется Торское болото, остатки коего еще сохранились. На бревне южной стены здания вырезано грубо „сему дому построенному 160 года“ (1652) (17). К этому храму совершаются ежегодно крестные ходы из села Карачарова: первый в среду при начале Петрова поста, установленный от язвы и в память освящения храма, второй за неделю до Ильина дня, по случаю прекращения в 1848 году холеры и третий 20 июля в храмовой праздник пророка Илии.
____________
(17) Ежегодник Влад. губ. Стат. комит. Т. I, вып. 1 стр. 239.
О других деревянных храмах здешней губернии исторических сведений и летописей не встречалось до сих пор; рисунки их и заключают безлетописные памятники минувшего времени, доколе некоторые еще существуют до окончательного исчезновения. Из других храмовых сооружений упомянем о некоторых часовнях.
Часовня бывшая близь г. Мурома на месте где лежало тело св. князя Михаила Константиновича убиенного в 1192 году, замечательна по своим историческим воспоминаниям: князь Михаил Константинович, по воле родителя своего Константина Святославича, с немногими людьми отправился в г. Муром для увещания в покорности и обещал дары, отчины и легкие оброки. Муромцы обманом призвав князя Михаила в город для мирных переговоров, убили его, и тело бросило за городом, а сами затворились в городе и стали приготовляться к бою. Вскоре подступил к стенам Мурома Константин со всем своим войском и по осаде, взял город без кровопролития. Первым делом княжения Константинова в Муроме было устроение храмов Божиих; первая церковь совершена была им обыденная деревянная в честь Благовещения Пресв. Богородицы и по устроении ее погребено тут тело убиенного князя Михаила «со псалмы» и песньми и с подобающею честию. В это время на том месте (18) где лежало извергнутое из города тело князя Михаила, поставлена божонка, или часовня. Часовня эта существовала деревянная, рубленная в клетку, с шатровым верхом, восстановляемая время от времени в прежнем виде и только недавно заменена каменною церковию (19).
____________
(18) Место это находится при въезде с поля в город в Московскую заставу, перед мостом через Успенский овраг.
(19) Труды Владимир. губерн. Статист. комит. вып. X стр. 218.
Ставить божонки или боженки над могилами усопших и помещать в них иконы обычай существовал исстари, со введения христианской веры. В летописи под 1109 годом читаем: преставися Евпракси, дщи Всеволожа (великого князя Киевского) месяца иулия в 10 день; и положена бысть в печерьском монастыре у дверий, яже ко угу (т. е. вне церкви, близь южных дверей) и сделаша над нею божонку (божницу, часовню) идеже лежит тело ея (20). В киевской (Ипатиевской) летописи под 1161 годом сказано: исъвкупився Изяслав (Давидович князь Черниговский, на Ростислава Михаила князь Киевского) с Всеволодичема, и с Олгом, и с Половцы, и поиде за Вышегород к божници, ту бо бяше, и Днепр стал, (февраля 7) а инде не стал бяше никде же; ту же перешедше Днепр в боженки, и поиде полки к Киеву, и пришедше сташа на болоньи (21) Божницы или часовни ставят там где нет церквей; их ставят и над могилами усопших украшая иконами (22).
____________
(20) Лаврентьев. лет. стр. 121.
(21) Ипат. лет. стр. 89.
(22) Древности. Труды Моск. археол. общ. т. III в. 3 стр. 19. В некоторых местах божницею назывались богадельни, странноприимницы и странноприемные дома. Там же стр. 20. А также и храмы иногда назывались божницею; божница храм устроенный для богослужения, церковь (Жит. Петра цар. Ростовского церков. словарь С. П. Б. 1817 г. стр. 101) а до ныне преимущественно в простонародье в уездах Ковровском, Вязниковском, Гороховецком и Муромском, в домах в переднем углу киотки и полки с образами называются боженками, божонками и нередко божницами, а нарочно устроиваемые по деревням для богомолья каменные и деревянные шатры часовнями. (Труды Влад. губер. Стат. ком. вып. X стр. 209).
Никольская часовня Ковровского уезда, находится в самом пустынном месте в лесу, и принадлежит к погосту Нередичь-Никольскому, отстоящему в 1½ верстном расстоянии от часовни, происхождение ее по преданию, заключается в том что, на этом месте найден был резной деревянный образ угодника, который и находился некоторое время в этой часовне, а впоследствии перенесен в церковь погоста Нередичь, а в ней поставлено другое изображение угодника (23). Часовня св. Николая чудотворца, находясь в мрачно пустынной местности, окружена со всех сторон лесом, но на средоточии нескольких путесообщений, ведущих к некогда знаменитой ярмарками Холуйской слободе, никто не мог миновать прохода или проезда помимо упомянутой часовни; она выстроена в отдаленное время, была возобновляема и поддерживалась от разрушения, в первобытном виде; путники не пропускали забежать в часовеньку и опустить в кружку копейку на поддержание погоста Нередичского и этого сооружения. Ученые путешественники вносили о ней в свои путевые заметки. Приводим несколько строк из таких записок: «однообразие дороги (от с. Мстеры до с. Холуя) прерывалось лишь перевозом на Холуйской пристани (на Клязьме) и часовнею с деревянным изваянием святого чудотворца Николая, стоящею среди мрачного леса. С этою часовнею связаны народные легенды. Темнота и холод в этой часовне, посреди нее колоссальная белая фигура угодника, стоящего с большим мечем в руках и пустынный лес вокруг действительно производят трепет в душе». (24) Означенная часовня с окончательным упадком Холуйских ярмарок, уже близка к разрушению и едва держится и недалеко то время, что это место зарастет, тем же лесом который окружает ее; она останется лишь памятником в рисунке, а в народе некоторое время, удержатся разные легендарные предания.
____________
(23) Труды Владимир. губер. Статист. комит. вып. X стр. 209.
(24) Русский вестник т. 34. 1861 г. стр. 298.
Старинное здание часовни, убогий дом в г. Вязниках; основание ее относится, к отдаленному времени; часовня эта доныне сохранила название убогого дома. По старинным актам 1643 года видно, что при Ярополческом убогом доме, были и свои земли (25). Этот ли самый убогий дом имеющий вид часовни существовал тогда или еще был другой дом, неизвестно; исторических указаний на это прямых нет, по народным же преданиям с существующими обычаями, убогими домами здесь назывались местности, занимаемые особыми кладбищами, для погребения скоропостижно умерших, которые умирали без покаяния и лишались церковного поминовения, и по них панихида бывает один раз в год в семик. Земли при таких убогих домах существовали для ремонтировки и поддержки устроенных часовень (26).
____________
(25) Труды Влад. губ. Стат. комит. вып. VII стр. 2.
(26) Там же стр. 15.
В этой часовне, как и других вообще часовнях помещено несколько икон и каждогодно в день семика совершаются панихиды; этот убогий дом едва держится, но его еще подновляет духовенство, к приходу которого он принадлежит как пользуются от поминок некоторым доходом, а не будь этих выгод давно его бы не существовало и остатки поступили на топку печей.
Переходя к архитектуре деревянных церквей позднейшего времени должно сказать, что стиль зодчества храмов этого периода имеет характер церквей древних, что замечается на единоверческой церкви в слободе Мстере устроенной в первой половине нынешнего столетия, при которой уже выстроен другой каменный храм, и как выше было упомянуто что деревянные строения храмов были и есть временные, что постоянно и подтверждается, после деревянного первоначального сооружения следует более прочное каменное храмовое здание. И вообще должно заметить, что впрочем говорилось неоднократно и не без полного и глубокого сожаления, что деревянные памятники сооружений более или менее отдаленного времени, всюду уничтожаются, также весьма мало сохранилось по сельским местечкам старинных рукописей, открывавших иногда драгоценные материалы для исследователей о том или другом происхождении или событии, за исчезновением коих, нередко прибегают к преданиям сохранившимся в изустной памяти народа и не столь достоверным как основанным на прежних письменных актах; по этим причинам и не встречается сведений и материалов о многих церковных сооружениях. Мы встретили еще в последнее время описание села Драчева Меленковского уезда, но исторических данных о церкви св. Архистратига Михаила нет, только и видно что в означенный храм в 1680 году дан полотняный антиминс „Иосифом Митрополитом Рязанским и Муромским в 16 лето его святительства, в лето от создания мира 7188 в 20 день месяца июля, при великом патриархе Иоакиме Московском и всея России.“ (27) Вот и все историческое сказание об этом храме. Дополним кстати, о постоянных уничтожениях деревянных строений: близь г. Вязников, существовала также как и убогий дом, что видно из грамоты патриарха Адриана 1695 года „пустыня Моисеева“ и построена часовня. (28) Ныне осталось только одно название этой местности Моисеевой пустынью, а о нахождении тут часовни говорилось десять лет назад (29) но теперь уже нет и никаких следов ее и нигде не осталось рисунка, а подобных примеров неисчислимое множество. Позволяем закончить, по этому же поводу заметкой, напечатанной еще в 1859 году в одном из ученых изданий Императорского Археологического общества. (30) „На древние русские дерявянные церкви следует обращать особенное внимание. Большая часть их уже заменены новыми каменными, построенными в новейшем вкусе, а прежние оставлены на произвол судьбы и с каждым годом быстро уничтожаются от разных причин, часто не оставляя и следов своего существования. Пройдет еще немного времени и, в России, останется весьма мало данных для археологических изысканий по этому предмету.“ Сказанное еще в 1859 году совершенно верно. В последнее 20-летие исчезновение старинных деревянных храмов без всякого красноречия объясняет о гибели безвозвратно бывших памятников народного творчества.
____________
(27) Влад. губ. вед. ч. неоф. 1877 г. № 50.
(28) Влад. губ. вед. ч. неоф. 1878 г. № 18.
(29) Труды Влад. стат. ком. вып. VII стр. 16.
(30) Извест. Импер. археол. общ. т. II. вып. I стр. 13.
И. Голышев.
(Из № 31 Неофициальной части Владимир. губерн. ведомостей 1878 г.).
ОГЛАВЛЕНИЕрисунков деревянных церковных сооружений во Владимирской губернии
5. Церковь бывшая в погосте Спас-Купалищи Судогодского уезда, сломанная в 1858 году. (сломанная 20 лет назад).
13. Кладбищенская церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла в селе верхнем Ландихе Гороховецкого уезда.
18. Часовня близь г. Мурома. Бывшая на месте, где лежало извергнутое из города тело Св. Князя Михаила, убитого Муромцами в 1192 году.
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 68,9 МБ).
2 августа 2018, 19:53
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий