|
«Идея перемещения в воздухе легла в основу архитектурной концепции терминала»: интервью с Леонидом Борзенковым
Президент МСА Исса Мухамед и президент Союза архитекторов России Андрей Боков вручают «Хрустального Дедала» авторскому коллективу «Метрогипротранса». Фото: Александр Портов. Источник: фотоальбом «Зодчество 2014. День третий»
Вышел в свет первый в 2015 году выпуск газеты «СА». Публикуем один из материалов номера — интервью с Леонидом Борзенковым, лауреатом архитектурной премии «Хрустальный Дедал» за проект Терминала «А» аэропорта Внуково. Анонс других материалов выпуска в конце публикации.
«Желаю всем испытать это чувство...» // Газета «СА». 2015. № 1—2 (47). — С. 8—9.
Главную награду фестиваля «Зодчество-2014», национальную архитектурную премию «Хрустальный Дедал», получил авторский коллектив ОАО «Метрогипротранс» за проект нового терминала аэропорта «Внуково».
О работе над проектом и о чувствах, которые испытывают архитекторы, получая высшую отечественную архитектурную награду, рассказывает руководитель авторского коллектива Леонид Борзенков.
Часто архитекторы, придумывая образ, ищут какие-то ассоциации, было ли что-то подобное с новым терминалом «А» во «Внуково»?
Первые ассоциации, связанные с аэропортом, — это воздухоплавание, полет. Идея перемещения в воздухе легла в основу архитектурной концепции терминала. Здесь были свои трудности, так как мы начинали не с нуля, а продолжали то, что начала немецкая фирма Обермайер, многое переделали за ними, а с чем-то пришлось согласиться.
По примеру самолета, по обтекаемой форме которого определяется его функция — летать, терминалу придали плавные очертания. Казалось бы, зачем статичному объекту такие формы? Но ведь аэропорт не просто дом, это «переходный мостик» от земли, неподвижного объекта к самолету, движению в воздухе. В нем должны быть и элементы статичности, и элементы полета. Когда здание по форме приближено к летательной технике, то вместе они смотрятся гармонично.
Что касается знаменитой формы кровли, то она имела не только эстетическую, но и практическую подоснову. В первоначальном проекте не были учтены особенности нашего климата с обильными снегопадами, многочисленными оттепелями с последующими непременными похолоданиями. Плавная форма позволила уменьшить нагрузку на кровлю и избавиться от многочисленных снеговых «мешков».
Панорама зала вылета терминала А аэропорта Внуково в Москве. Кликабельно. Фото: Роман Вуколов
Была ли тема полета перенесена в интерьер?
Внутри здание разделено четко на две части, даже интерьеры совершенно разные, зону вылета и зону прилета. В зоне вылета — огромный зал регистрации, наполненный воздухом, с крышей, объединяющей весь уровень вылета, плавно переходящей в зал ожидания. Это единая кровля, единая конструкция. Когда находишься в зоне ожидания, виден свет, проходящий через витраж в зале регистрации, прочитывается плавный изгиб кровли, которая спускается к середине здания и вновь вздымается к его противоположному краю. Здесь находится просторный атриум с диспетчерской башней. Основание башни превращено в водопад, вокруг которого образовалось пространство ресторанного дворика и бизнес-залов — элитной зоны в центре сооружения. Вся конструкция пронизана воздухом и светом: внутрь терминала свет проникает через витражи остекления, опоясывающего все здание по периметру, и устроенные в кровле фонари. Если смотреть на крышу сверху, из самолета, то можно заметить, что остекление над залом регистрации напоминает улыбку. Сходящиеся и расходящиеся два ряда фонарей повторяют очертание здания в плане, которое вторгается вглубь стоянки самолетов почти на 600 метров.
Мы нашли компромиссное решение между объемом остекления кровли, формой фонарей и проблемой зимней эксплуатации покрытия здания. В нашем проекте фонари приподняты над поверхностью кровли и находятся вдоль ее ската. Для этого проекта была специально разработана конструкция покрытия, представляющая собой оболочку, состоящую из треугольных ячеек, каждая сторона которой является двухъярусной фермой. В основаниях перевернутых тетраэдров, которые находятся в плоскости конструкции кровли, натянуты белые треугольники (натяжные потолки), которые стали отражающими экранами для светильников, расставленных вокруг нижних вершин тетраэдров. Кажется, что свет исходит от них. А на самом деле — от трех небольших треугольных зеркал по углам экранов, которые почти не заметны. Экраны дают лишь декоративную подсветку.
Освещенные треугольные паруса (с шагом 25 метров) задали мощный ритм интерьеру и подчеркнули форму кровли. Эти ряды треугольников можно ассоциировать с воздушными змеями или треугольными бумажными самолетиками, которые все мы запускали в детстве... Эта тема пронизывает весь терминал, светящиеся треугольники в том или ином виде встречаются на всех его уровнях. Мы везде старались сделать отраженный свет, и даже если пришлось где-то использовать светильники прямого света, они, в зависимости от конструкции потолка, были спрятаны между панелями либо за него. В результате в вертикальных ламелях видно светящееся пятно, но не сам светильник.
Зона прилета другая. После тесного пространства салона самолета пассажиры не сразу попадают в огромный зал, пространство увеличивается постепенно: сначала попадаешь в галерею прилета, она широкая, но низкая и сопоставима с высотой потолка в самолете. Это психологически оправдано: нет резкой смены обстановки и возможной кратковременной потери ориентации из-за этого, от скованного состояния внутри самолета плавно переходишь к обычной земной жизни.
Галерея прилета «Внуково» имеет еще одно преимущество относительно других российских аэропортов. Она оборудована травалаторами вдоль всей ее длины. Это решение не наше изобретение, за границей многие аэропорты, имеющие длинные пассажирские галереи, оборудованы подобным образом.
В галерее тема треугольников продолжается. Здесь эти треугольники «живут» в другом измерении, а в зале выдачи багажа они спрятаны за потолком и образуют светящиеся линии. В зале прилета эти треугольники уже вполне материальны, в виде вытянутых треугольников, сориентированных вдоль выхода из аэропорта.
Есть переходные залы, зал досмотра, паспортного контроля, там эта тема тоже повторена в виде треугольных сетчатых потолков с маленькими треугольными светильниками.
Третий уровень терминала А. В основаниях перевернутых тетраэдров, которые находятся в плоскости конструкции кровли, размещены белые треугольники. Фото: Роман Вуколов
Леонид Борзенков. Фото: Роман Вуколов
Аэровокзал — это функциональный объект: регистрация, таможенный и паспортный контроль, ожидание вылета, посадка. Нужна ли ему эстетика?
Безусловно. Любое, даже производственное предприятие требует этого. Аэровокзал должен создавать настроение, ведь полет — это не для всех людей приятные и радостные ощущения. Для пассажиров нужно создавать атмосферу, которая расслабляет, настраивает на приятные эмоции от предстоящего полета, а зона прилета приветливо встречает. Безразличная, утилитарная среда понижает градус восприятия, эмоционально задавливает. А для служб, которые все это организовывают, это работа, ритмичный процесс, это целая фабрика, и окружающая среда должна способствовать созданию благоприятной атмосферы для напряженной работы.
Стойки регистрации терминала А. Фото: Роман Вуколов
Проект уже существовал, был сделан немцами, почему он в итоге оказался у вас?
Все началось с формы крыши, которая не отвечала нашим климатическим условиям. Немецкие специалисты не стали должным образом приспосабливать проект к нашим условиям. Трудно сказать, почему они так отнеслись к своему проекту, но нам пришлось полностью переделывать не только крышу, но и весь аэровокзал. Осталась лишь основная функциональная схема, скелет, но он оброс совершенно другим «мясом».
Доделывать за кого-то трудно, но мы заранее начали изучать вопрос, когда делали подземный железнодорожный терминал, его построили раньше, когда еще не было понятно, каким будет аэровокзал. Тогда приходилось работать в максимально сжатые сроки, как оказалось, и потом тоже. Кстати, эта станция во Внуково стала первым и пока единственным в России подземным железнодорожным терминалом. Сейчас мы трактуем это как единый комплекс — пассажир выходит из электрички, поднимается по эскалатору, и вот он уже в зале досмотра. Удобно.
В отличие от Шереметьево, например, здесь очень компактная связь. Все очень близко. В зале ожидания торговля и зоны обслуживания находятся в нужных местах, а не там, где раньше стояли кресла для пассажиров, а потом стали появляться магазины и кафе. Мы сделали так, чтобы этого не происходило, чтобы в тихой зоне ожидания у окон могли сидеть люди, дальше — зона движения, она поддержана травалаторами, а у центральной оси аэропорта сосредоточена зона торговли, которая тянется вдоль всего пути движения к выходам на посадку.
Схема пассажирского терминала А. Кликабельно. Источник: vnukovo.ru
А когда вы занялись проектом, сколько времени потребовалось, чтобы его закончить?
Подключаться к проекту стали в 2006 году. В 2007 году проект переработали, а в 2010-м началась опытная эксплуатация первого пускового участка. В 2012 году открыли второй пусковой участок, но еще в 2013-м мы ездили на авторский надзор, пока основные работы не были завершены.
Строго говоря, терминал не полностью построен. Это первая его очередь, а то место, где должно быть левое крыло терминала A, занимает старый терминал D, сейчас практически нерабочий. Когда его наконец решат снести, будет построена вторая очередь терминала A, после чего аэровокзал соединится в один комплекс с терминалом B, построенным в 2004 году, откуда летают чартерные рейсы.
Начало эксплуатации терминала А в 2010 году. Источник: airliners.net
У вас ведь это первый аэропорт?
Да, пока первый. Новый терминал «Внуково» для нас — неоценимый опыт проектирования суперсовременного аэровокзала.
Терминал «А» аэропорта Внуково в Москве. Генплан. Источник: archspeech.com
Ваша работа получила высшую награду фестиваля «Зодчество-2014» — Национальную премию «Хрустальный Дедал». Что вы ощущали, получая эту награду? И что она значит для архитектора?
Для меня, для всего творческого коллектива это большое достижение и признание. Объект получился достойным. Он неординарный, много новых решений. Это был трудный и долгий путь... Ощущение счастья, радости, гордости, конечно. Что тут можно еще сказать! Трудно передать это словами. Когда стоишь на сцене на церемонии награждения, и даже после этого не веришь в реальность произошедшего. Я желаю всем архитекторам испытать это чувство.
Беседовал Егор Янин
Терминал «А» аэропорта Внуково в Москве. Уровень галереи прилета. Источник: archspeech.com
Терминал «А» аэропорта Внуково в Москве. Уровень зала вылета. Источник: archspeech.com
Терминал «А» аэропорта Внуково в Москве. Антресольный этаж. Источник: archspeech.com
Терминал «А» аэропорта Внуково в Москве. Продольный разрез. Источник: archspeech.com
Терминал «А» аэропорта Внуково в Москве. Поперечный разрез. Источник: archspeech.com
Терминал «А» аэропорта Внуково в Москве. Поперечный разрез. Источник: archspeech.com
Международный аэропорт Внуково — один из трёх основных аэропортов Москвы, четвёртый по объёму пассажиропотока в РФ.
Также читайте в первом выпуске газеты «СА» 2015 года:
24 февраля 2015, 0:22
0 комментариев
|
|