|
Исаак Бродский. Мой творческий путь: В гостях у Горького![]()
Исаак Бродский. Италия. 1911 г.
Портал TEHNE продолжает публикацию в полнотекстовом формате книги «Мой творческий путь» Исаака Израилевича Бродского (1884—1939), русского и советского живописца и графика, заслуженного деятеля искусств РСФСР (1932), одного из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов и автора обширной изобразительной ленинианы.
Ниже мы предлагаем вашему вниманию пятую главу книги. Часть иллюстраций заменена на полноцветные.
Глава пятая. Италия. Встречи с соотечественниками. В гостях у Горького. Шаляпин. Художественные симпатии Горького. Переписка с ним
Второе путешествие за границу имело главной целью посещение Италии. Моя мечта осуществилась. Через Константинополь, Смирну и Афины я поехал в Италию; побывал в Венеции, Падуе и Неаполе. Падуя — небольшой городок, интересный тем, что там хорошо представлен художник Джотто, с творчеством которого мне хотелось внимательно ознакомиться. Я сделал также остановку в Сиене и Орвието, где осмотрел все наиболее интересное. Во Флоренции видел знаменитую портретную галлерею Уффици, в которой собраны автопортреты художников за несколько столетий. Между прочим, из русских художников там представлены Брюллов, Кипренский, Репин и Кустодиев.
В Риме я прожил несколько месяцев и, конечно, осмотрел там все, что мог, особенно восхищаясь великими мастерами Возрождения и искусством античного мира.
В одном из музеев я и художник Савинов случайно встретились с художником Серовым.
Серов собирал в то время материалы для картины «Похищение Европы», очень увлекаясь этой темой. Он жаловался, что не может найти подходящей модели — племенного быка, чтобы сделать с него зарисовки. Я помню, что мы посоветовали ему направиться в Орвието, где разводят очень могучих и круторогих быков. Серов обрадовался совету, поблагодарил нас и, пожелав нам удачи, уехал в Орвието писать быков.
Встреча с Серовым для нас, молодых художников, была очень радостной, и мы долго не могли успокоиться.
Между прочим, хочется рассказать еще об одной встрече, которая была у нас в Константинополе. Однажды, когда я и Савинов были в соборе Ай-София, мы увидели, что в конце зала работает какой-то художник. Нам захотелось посмотреть, как пишут художники в Константинополе, но оказалось, что это наш русский художник-передвижник Касаткин.
Мы горячо обрадовались встрече со своим соотечественником и думали, что это должно быть приятным и ему. Но он, почти не глядя на нас, сухо сказал: «Уйдите и не мешайте мне работать». Это нас поразило: на чужбине мы встретились с русским художником, который знал нас в лицо, так как он был членом Академии и бывал на академических выставках и даже участвовал в совете, когда нам присуждалась заграничная поездка, но здесь он не захотел с нами даже разговаривать. Этот эпизод испортил нам настроение, и мы вспоминали с возмущением о нем всю дорогу.
![]()
Павлины. Рисунок к картине «Сказка» 1910 г.
В Риме я встретился с рядом наших молодых художников: в то время там были Шлейн, Павлов, Прохоров, Печаткин и другие. Было решено всей компанией поселиться на Капри, с тем чтобы писать портрет Горького. Приехав в Неаполь, мы сели на пароход, отправлявшийся на Капри. Не помню, кто, кажется, Печаткин первый сообщил нам радостную весть: «Друзья! на пароходе Максим Горький!»
Это было так неожиданно, что мы даже растерялись и не знали, как начать знакомство с нашим великим земляком. Хотели даже бросить жребий, кому итти первому, но затем решили, что это должен сделать я, как самый молодой из нашей компании.
Волнуясь, я прошел к сидевшему в кресле под тентом Алексею Максимовичу и, поздоровавшись с ним, попросил разрешения познакомить его с моими товарищами художниками. С радостью я почувствовал дружеское рукопожатие большой руки и совсем близко увидел хорошее и такое знакомое, с угловатыми чертами, лицо.
— Давайте знакомиться, юноши, — сказал Алексей Максимович уже приближавшимся к нам моим спутникам. — Садитесь! Очень, очень рад знакомству с вами.
Все мы почувствовали себя хорошо и просто; было весело и радостно сидеть в кругу около Горького, слушать его голос, любоваться морем и чувствовать себя молодым и счастливым. Быстро завязался разговор о России, о наших итальянских впечатлениях, о творческих планах, и мы не заметили, как пароход уже подъезжал к пристани Капри.
Прощаясь с Алексеем Максимовичем, мы стали договариваться с ним о следующей нашей встрече.
— Устраивайтесь, вот вам адрес отеля. Устроитесь, отдохнете — тогда и приходите.
Уже на другой день мы были в гостях у Горького, встретившего нас, как старых знакомых. На веранде его дома, прилегающего к небольшому зеленому дворику, мы долго беседовали об искусстве, о художниках и больше всего о нашей родине, по которой, чувствовалось, так сильно тосковал Алексей Максимович.
![]()
Павлин. Рисунок к картине «Сказка». 1910 г.
Было поздно, когда мы собрались уходить, но радушный хозяин не хотел отпускать нас и, тепло улыбаясь, все угощал нас итальянским вином:
— Это по случаю нашего знакомства...
С этого дня мы зачастили к Горькому, которому хотелось видеть нас каждый день. Часто вечерами под звездным каприйским небом, в саду или на веранде, далеко за полночь раздавались наши песни, на которые большие мастера были мои товарищи. Украинские мелодии, песни о народной тяжкой доле, о бурлаках, о Кармелюке сильно волновали Алексея Максимовича, и мы видели, как не раз он украдкой вытирал слезу. Иногда наши роли менялись: Горький читал нам что-нибудь вслух, а мы слушали и наслаждались его замечательным по теплоте и чувству чтением.
— Художники, давайте Щедрина читать! — предложил однажды Алексей Максимович, и несколько часов подряд мы с упоением слушали сказки великого сатирика о карасях, губернаторах и тупоголовых правителях царской России. В один из дней, получив от Алексея Максимовича записку: «Готов, приходите», мы приступили к работе над его портретом. Он позировал нам в белом костюме, сидя в плетеном кресле, положив ногу на ногу. Ежедневно, окруженный мольбертами, он терпеливо просиживал по два-три часа, и так в течение двух недель подряд.
— Хорошо вам, художники: вот попишете, попишете — и выходит человек.
Это было сказано Алексеем Максимовичем в шутку, но он не раз потом говорил мне, что завидует художникам и с удовольствием поменялся бы со мной профессией.
Однажды, рассматривая наши начатые работы, которые он обычно разбирал в кругу своей семьи, внимательно посмотрев на мой холст, Алексей Максимович сказал:
— А этот парень жарит под Бродского!
Позже выяснилась интересная подробность. Оказалось, что когда я знакомился с Горьким, то он не расслышал моей фамилии и теперь был приятно удивлен, узнав, что я и есть «тот Бродский», работы которого он видел на академических выставках и хорошо знал по-журнальным воспроизведениям.
Всех нас тогда поразила зрительная память и зоркость глаза Алексея Максимовича, сумевшего с первого взгляда разгадать творческую манеру молодого художника.
Неисчерпаемой была эрудиция этого человека, хорошо разбиравшегося во всех вопросах искусства. Чувствовалось, что живописи он уделяет особенно большое внимание и вдали от родины чутко следит за всеми молодыми побегами русского искусства.
Позировал Алексей Максимович хорошо, без всякого напряжения, не отвлекаясь, хотя и считал себя очень «непоседливой натурой». Писать, любуясь его выразительной угловатой головой, было большим наслаждением.
Однажды, во время сеанса, я рассказал Алексею Максимовичу о том, что еще в Одессе, в годы моего учения в рисовальной школе, как-то, сидя на бульваре, я услышал разговор двух босяков о Горьком. С особой гордостью они говорили, что «Максим — это наш человек» и рассказывали о нем много фантастических историй и небывалых приключений. Эти «друзья Горького» из одесского ночлежного дома сильно рассмешили Алексея Максимовича, и он сам рассказал нам много приключений из своей бродяжной юности. На Капри все хорошо знали Горького. Алексея Максимовича любили дети, всегда окружавшие его, с ним дружили рыбаки, с которыми он не один раз выезжал в море.
![]()
Иллюстрация к сказке М. Горького «Воробушек», Рисунок 1911 г.
В честь нашего приезда Горький устроил грандиозную рыбную ловлю, в которой участвовало двадцать пять человек. Ранним утром, вместе с рыбаками, мы отправились в море, наловили много рыбы и начали на берегу варить замечательную каприйскую уху, о которой так восторженно отзывался Алексей Максимович. Пока рыбаки варили уху, мы купались, а затем, выкупавшись, расположились у котла. Вдруг кто-то заметил, что к берегу быстро приближается что-то большое, вроде подводной лодки. Когда это «что-то» подплыло очень близко к берегу, рыбаки догадались, что это акула. Не опасаясь людей, она приблизилась к лодке, в которой был богатый улов рыбы. Рыбаки вместе с Горьким бросились в лодку, сделали из каната петлю, накинули ее на голову акулы и принялись избивать веслами хищницу. Это занимательное зрелище продолжалось довольно долго, так как акула утащила лодку от берега на целый километр.
Мы все восторгались этой картиной, видя, как рыбаки, во главе с Горьким, глушат веслами акулу. Окончательно добить хищницу им удалось уже далеко в море, и только через несколько часов бесстрашные охотники вернулись на берег, волоча за собой на буксире побежденного врага. Наконец, акулу вытащили на берег, и рыбаки стали ее потрошить: разрезали брюхо, вытащили внутренности, и сердце акулы преподнесли Алексею Максимовичу. Отделенное от тела небольшое сердце акулы, величиной с кулак, билось еще два часа, и сама акула также жила еще несколько часов и долго била хвостом, так что нельзя было к ней подойти. Мы все любовались невиданной жизненной силой этого убитого существа.
![]()
Сказка. 1910—1911 гг.
Случай с акулой быстро распространился по всей Италии, в нескольких газетах даже появились сообщения о том, как была поймана акула.
У меня сохранилась фотография, на которой каприйский фотограф разместил всех нас — двадцать пять человек — вдоль длинного тела акулы, распластанного на песке у наших ног.
Мы так понравились Алексею Максимовичу, что он всячески старался доставить нам удовольствие. Я помню, как однажды мы пошли на Монте Тиберия; на верхушке этой горы был маленький трактирчик; его содержал итальянец, знаменитый тем, что вместе со своей племянницей блестяще исполнял тарантеллу. В этом маленьком кабачке мы весело провели вечер, пили вино и любовались народным танцем.
Наша работа над портретом приближалась к концу. Наступило время отъезда. В солнечный день на пристани мы простились с Алексеем Максимовичам, который, крепко обнимая каждого из нас, приговаривал: «Будьте здоровы, счастливого пути, не забывайте мой адрес». Уже отзвучал последний гудок, и пароход отчалил от берега, но мы еще долго видели высокую фигуру Горького, который, сняв шляпу, прощался со своими новыми молодыми друзьями.
![]()
Письмо А. М. Горького И. И. Бродскому. 1911 г.
![]()
Письмо А. М. Горького И. И. Бродскому. 1911 г.
Через год я снова был на Капри, где много работал над картиной «Сказка», за которою в 1911 году был награжден юбилейной премией Общества поощрения художеств. Это дало мне возможность снова поехать в Италию и снова увидеть Горького.
![]()
На острове Капри. Этюд. Масло 1911 г.
В письмах Алексей Максимович сильно уговаривал меня поскорее покинуть Россию, расстаться «с петербургской его императорского величества грязью» и приехать к нему в Италию, в «уездный город Капри».
«...Очень рад буду видеть Вас потому, что люблю; полагаю, что и Вам здесь было бы лучше, чем в ином месте, спокойней, чем на святой Руси, теплее и красивее, — не так ли? — писал он. А у Вас там целое лето будут лить дожди, каждый день будете Вы читать газету, а в ней ежедневно — шестнадцать самоубийств...»
В том же письме, в приписке к жене, он звал нас к себе такими словами, что устоять, пожалуй, было трудно:
«...Приезжайте! Исаак, вы, я, Горелов — все будут писать красками, чернилами, на холсте, на бумаге, на земле! Мы ее, несчастную красавицу, замученную и захватанную всякими пошлыми и грязными лапами, так распишем — не земля, сказка будет».
И вот я опять в Италии. С Алексеем Максимовичем мы встретились, как старые друзья, и я еще теснее сблизился с ним.
Помнится, Алексей Максимович уговорил меня поехать с ним в Неаполь в театр оперетты смотреть «Графа Люксембурга». Итальянских комиков он считал самыми лучшими в мире, и ему доставляло большое удовольствие видеть их игру, даже в бессодержательном опереточном фарсе. Опоздав к началу, мы появились в ложе к концу первого действия. Приезд Горького едва не нарушил спокойного течения пьесы. Публика быстро узнала писателя, и все взоры устремились к нашей ложе. Кое-кто стал громко приветствовать каприйского изгнанника. Не желая быть виновником срыва спектакля, Алексей Максимович быстро покинул театр.
Широкая популярность Горького порой была ему в тягость; заедала «расейская» пошлость, которая настигала его и вдали от родины.
Как-то, опершись на перила балкона, мы вместе любовались удивительными пейзажами Капри. Внизу по улице шла группа туристов, каждый с биноклем, направленным на Алексея Максимовича. Это были русские туристы, укороченным и дешевым маршрутом путешествовавшие по Европе. Как одну из достопримечательностей они осматривали Горького. Такие группы приезжали на Капри часто. Завидя Алексея Максимовича, как бы заранее условившись, они запевали обычно нестройным хором:
Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно...
Вначале такая необычайная форма выражения сочувствия казалась забавной Алексею Максимовичу, но вскоре, когда обнаружился срепетированный энтузиазм исполнителей, ему быстро приелись и стали неприятными эти «концерты».
— Ах, до чего надоело!.. Мешают только работать, — сказал он, заслышав первые звуки песни.
В то лето, когда я был на Капри, Горький заканчивал свою большую вещь «Матвей Кожемякин». Однажды, когда я к нему пришел, меня попросили подождать на террасе, так как Алексей Максимович был занят работой. Спустя час, во время которого я делал наброски, вышел Алексей Максимович и с серьезным видом заявил:
— А знаете, я зарезал женщину! Очень удачно, хорошо зарезал.
Меня удивили спокойный тон и улыбка, с которыми были сказаны эти страшные слова. Вскоре, кажется, в тот же день, он прочел мне написанную им главу «Матвея Кожемякина», в которой один из героев убивает ножом женщину.
![]()
Спящая Лидочка. Масло 1910 г.
После многих лет разлуки к Горькому приехал Шаляпин, который решил первый помириться с Алексеем Максимовичем.
Горький и Шаляпин были большие друзья, но после случая, когда Шаляпин в 1905 году в Мариинском театре стал на колени перед царем, их отношения испортились. Горького возмутило это раболепство гениального артиста.
Шаляпин чувствовал свою вину перед Горьким, с которым его связывали многие годы дружбы, и первый протянул ему руку.
По случаю этого перемирия был устроен грандиозный вечер, на котором много пел Шаляпин. Я воспользовался его пребыванием на Капри и написал портрет, который он купил у меня и подарил Горькому.
Вспоминаю, как Горький нам читал поэму «Сказание о погроме» еврейского поэта Бялика, которого он ценил очень высоко. Поэма в чтении Горького произвела на нас огромное впечатление. У Шаляпина навертывались слезы, и я сам делал усилия, чтобы не заплакать.
Помню также вечер, когда Алексей Максимович дал прослушать нам присланные ему граммофонные пластинки с записями еврейских молитв в исполнении кантора Сиро́та. Шаляпин восторгался действительно замечательным голосом Сироты, о котором он говорил, что это певец, которому нет равных в мире.
В прекрасные лунные ночи Шаляпин, Горький и я уходили в горы. Во время прогулки они делились воспоминаниями, удивительно ярко рассказывая о своей скитальческой молодости. Таких вечерних прогулок было много, и я очень жалею, что тогда же не записал эти, уже никогда неповторимые, рассказы.
Тогда же на Капри приезжали сатириконцы Реми, Радаков, Аверченко и другие. Они посетили Горького, и он устроил вечер, посвященный сатириконцам, среди которых было много моих хороших друзей.
На Капри я много работал, писал этюды и большое полотно «Италия». Картина давалась с трудом; когда у меня не выходили те или иные куски, я в отчаянии швырял кисти и палитру в картину с такой силой, что мог прорвать холст. Алексей Максимович часто приходил ко мне в мастерскую, трогательно успокаивал меня и очень любил наблюдать за моей работой. Не раз он говорил, что его мечта — научиться живописи.
Он с большим интересом вникал в технику моей работы и внимательно стремился проследить весь процесс создания картины.
Помню, как однажды в страшную жару, когда краски, расплавленные солнцем, стекали с холста, я работал над пейзажным этюдом, Алексей Максимович ни на шаг не отходил от моего мольберта до тех пор, пока я не сделал последнего мазка и не сложил кисти.
Подарить Алексею Максимовичу картину — значило доставить ему много радости. Он долго благодарил и в письмах и при встрече, и всегда горячо и искренно. Однажды я послал ему один из своих итальянских этюдов, как память о нашей встрече.
«За подарок Ваш — восторженно благодарю, — писал он мне. — Вы знаете, как я люблю Вас и как велика для меня радость иметь еще Вашу вещь. Спасибо, милый, большое спасибо! В свою очередь я тоже что-нибудь сделаю Вам своей рукой».
Вскоре я получил от Алексея Максимовича его автограф — следующее восьмистишие «Художникам» из пьесы «Дети солнца»:
Как искры в туче дыма черной,
Средь этой жизни мы — одни.
Но мы в ней будущего зерна,
Мы в ней — грядущего огни!
Мы дружно служим в светлом храме
Свободы, правды, красоты
Затем, чтоб гордыми орлами
Слепые выросли кроты.
Нужно ли говорить, что художественные симпатии Горького были на стороне реалистической школы живописи. Он сам был художником-реалистом огромной, исполинской силы, большим и страстным жизнелюбцем. Все то, что в искусстве уродовало, извращало, обкрадывало живую жизнь, ее формы и краски, было глубоко ему ненавистно. И в живописи он был до конца непримиримым с теми, кто юродствовал, прикидывался нищим и убогим или крикливым, кто нарочито фальшивил и пытался кубиками и квадратиками замаскировать свое духовное убожество и нищету таланта.
Но как он сильно умел любить тех, кто, как и он, поклонялся жизни, воспевал ее здоровые силы и умел воплощать ее в ярких и правдивых формах.
![]()
В мастерской И. Е. Репина в «Пенатах». Фотография 1912 г.
Из художников-современников Алексей Максимович как-то по-особенному нежно любил Репина и Серова. С ними он был в большой дружбе и все, созданное руками этих мастеров, расценивал необычайно высоко. В письмах ко мне он часто признавался в любви к этим, дорогим и для меня, именам.
«Следует, чтобы он заглянул на остров Капри. Необходимо это! А то я очень огорчусь, сойду с ума, ослепну, оглохну и заболею чумой. Очень я его люблю, крепкий он человечище и художник божий», — это о Валентине Александровиче Серове.
![]()
Писатель В. И. Гордин. Рисунок 1912 г.
«Как бы хорошо было мне, отшельнику, иметь перед глазами кусок репинского полотна», — это из другого письма.
Оторванный от родины, в изгнании, — живя в Италии, Алексей Максимович особенно загорался, говоря о своей стране, о ее людях, о ее талантах.
Каждого, кто был талантлив, он в восхищении приветствовал, всячески помогал и помнил о нем.
У многих из нас Алексей Максимович пробудил глубоко заложенные творческие силы, окрылил дружеским одобрением и заставил упорно работать. Некоторым моим товарищам по Академии он оказывал материальную помощь. Не раз бывал Горький на ученических выставках в Академии художеств. Помню, студенты ходили за ним толпой, прислушиваясь к его оценкам. Понравившиеся ему работы он приобретал; запомнились вещи Горелова, Сорина, Киселевой, купленные Алексеем Максимовичем и переданные им, вероятно, художественному музею в г. Горьком.
Страсть к коллекционированию была у него в крови. Он сильно увлекался собиранием старинных монет; помнится, по его просьбе я посылал ему в Италию старинные монеты, из которых многие, к моему конфузу, оказались поддельными. Алексей Максимович был выдающимся нумизматом: с его определениями считались работники крупнейших европейских музеев.
С не меньшей тщательностью Алексей Максимович пополнял свое собрание живописи. Много хороших работ было подарено им музею его имени в Горьком. Будучи выслан в Арзамас, он сумел там собрать значительное количество произведений учеников академика Ступина (учителя Перова), картины так называемой Арзамасской школы.
Дружба Горького с финским художником Галленом как бы закрепляла его тесные связи не только с русским искусством, но и с творчеством других народов, делала эти связи интернациональными.
Со всей ясностью понимал Алексей Максимович крупную роль живописи — как большой культурной силы.
Осенью 1911 года Горький писал мне:
«...Сколько раз на протяжении лета я сожалел о том, что Вас нет на Капри, и как, порою, это было грустно. Лето было интересное и, мне думается, очень плодотворное: К. И. Горбатов написал чудесные полотна, мне они страшно нравятся. Превосходную вещь дал Бобровский, и чудеснейшие рисунки сделаны им. Много и хорошо работал Вадим Фалилеев, большие успехи сделала его жена. Вообще, я много испытал глубоких радостей, глядя на работы этих людей, и очень полюбил их самих: хороший народ. Так верится, что они внесут в жизнь хмурой России много солнца, света, много высокой красоты искусства. Славные люди! И, кажется, они хорошо сжились тут друг с другом, крепко подружились; хочется, чтобы эта дружба окрепла навсегда у них, чтобы они составили на родине крепкое, светлое ядро людей, влюбленных в свое дело и способных заставить каждого полюбить живопись, понять ее великое, культурное значение для России».
Мне мало запомнились наши беседы на политические темы. С нетерпением Алексей Максимович ждал приезда Ленина на Капри и часто с увлечением говорил мне о нем, как о «замечательной натуре для художника». В то время, еще не будучи знаком с внешним обликом Владимира Ильича, я уже хорошо, по рассказам Алексея Максимовича, представлял его сократовского склада голову и живую, полную энергии фигуру.
Влияние Горького наложило заметный отпечаток на мое творчество тех лет. Со свойственной ему проницательностью Горький уловил особенности моего дарования и чутко, с дружеской заботливостью поддерживал мои искания. Он высоко оценивал мои удачи, и это было для меня стимулом к большой творческой работе. Он сильно любил жизнь, природу, людей и этой любовью воодушевлял меня.
Памятны и дороги мне слова Алексея Максимовича в одном из его писем ко мне:
«Жалко мне, что «Фонтан» Ваш куплен частным лицом, а не музеем. Такая это ясная вещь, и так хорошо было бы постоять перед нею полчаса где-нибудь в хорошей галлерее, постоять и подумать о детях, о весне, о радостях жизни.
В творчестве Вашем для меня самая ценная и близкая мне черта — Ваша ясность, пестрые, как жизнь, краски и тихая эта любовь к жизни».
Каждое его письмо ко мне было полно дружеских забот, теплоты и бодрости.
Алексей Максимович пристально и любовно следил за развитием моего творчества, и можно сказать, что Репин и Горький, эти два величайших художника-реалиста, были теми маяками, которые указывали мне настоящий творческий путь, путь реалистического искусства.
В предвоенные годы мне с Алексеем Максимовичем встретиться не удалось. Изредка мы переписывались, договаривались о совместном путешествии, которому, к сожалению, война помешала осуществиться.
Но и в те годы Горький был как бы среди нас. В доме Ильи Ефимовича Репина, моего учителя, всегда много говорилось о Горьком, читались его письма, оживленно обсуждались его последние произведения.
В 1913 году в «Пенатах» у Репина вместе с Ильей Ефимовичем я писал портрет Короленко. Владимир Галактионович мог напролет долгие часы говорить о Горьком, который был ему многим обязан; кажется, именно Короленко был первым, кто «ввел его в большую литературу». Невольно так получалось, что наши сеансы превращались в «горьковские утренники». С Горьким я снова встретился в годы войны, когда он возвратился в Россию и жил в Финляндии.
После революции Алексей Максимович оказался в водовороте литературных, издательских и всякого рода общественных дел. Наряду с другими деятелями искусства я был вовлечен им в работу Исполнительного комитета по делам искусств. Мы часто встречались с ним по ряду журнальных дел, в связи с готовившимися художественными изданиями, выставками и т. д.
В 1920 году я приступил к созданию своего первого большого полотна на революционную тему — «Торжественное заседание II конгресса Коминтерна»; в работе конгресса принимал участие также и Горький. Сделанная мною с него альбомная зарисовка куда-то исчезла, но я не теряю надежды, что она когда-нибудь найдется — появится на какой-нибудь выставке.
Последним моим портретом Алексея Максимовича была сделанная в 1935 году автолитография, получившая широкое распространение. Очень жалею, что мне не удалось сделать с натуры живописный портрет в последние годы жизни Алексея Максимовича.
Больно сознавать, что Горького уже нет, и надо думать о памятнике, о бронзовом Горьком...
Приложение к настоящей публикации:
Письма А. М. Горького с острова Капри : [И. И. Бродскому] // Горьковская коммуна. — 1936. — 12 июля. — С. 2.
Источник: nnov.ngounb.ru
![]() ![]() ![]()
19 мая 2023, 7:52
0 комментариев
|
Партнёры
|
Комментарии
Добавить комментарий