|
José Clemente Orozco
José Clemente Orozco. Self-Portrait. 1940. Source: MoMA
Хосе Клементе Ороско (José Clemente Orozco; 1883—1949) — мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи XX века. Работал в Мексике и США.
Ороско специализировался на политических фресках, положивших начало мексиканскому муральному ренессансу вместе с фресками Диего Риверы, Давида Альфаро Сикейроса и других. Ороско был самым сложным из мексиканских художников-монументалистов, его увлекала тема человеческих страданий, но был менее реалистичен и более увлечен машинами, чем Ривера.
Edward Weston. José Clemente Orozco. Photo. 1930. Source: MoMA
Родился Хосе Клементе Ороско 23 ноября 1883 года в Сапотлане (мексиканский штат Халиско).
Его родители сначала переехали в Гвадалахару, а потом в Мехико, где Ороско поступил в школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос.
После окончания школы Ороско поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто, затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет Ороско покалечил себя, экспериментируя с порохом. Он утратил кисть левой руки и серьёзно повредил глаз.
В 1908 году Ороско вернулся в Академию Сан-Карлос. В 1910-х годах в Академии начались волнения среди студентов. Молодые художники создали группу «Барбизон» и пробовали придать импрессионизму национально-патриотическую окраску. Так, они перестали пользоваться чёрным цветом и объясняли это тем, что чёрный — цвет реакции.
В 1910—1917 годах Ороско был участником Мексиканской революции и одним из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов». О том времени Ороско вспоминал: «Мир вокруг нас раскалывался. Отправлялись на бойню войска. Взрывались поезда. У церковных порталов поспешно расстреливались несчастные крестьяне Сапаты, попавшие в плен к каррансистам. Люди привыкли к убийству, к пресыщению чувств, к самому безжалостному самомнению, к скотской разнузданности».
В 1916 году открылась персональная выставка Ороско «Этюды женщин», на которой экспонировались не только его работы, посвящённые женщинам, но и политические карикатуры, в том числе на президента Каррансу.
В 1917—1919 годах Ороско жил в США. Одно время, не продав своих работ, работал на фабрике игрушек, раскрашивал куклам лица.
José Clemente Orozco. Dynamited Train. 1926–1928. Source: Philadelphia Museum of Art
Вернувшись в Мехико, в 1922—1923 годах Ороско исполнил первую внушительную настенную роспись — для большого двора Национальной подготовительной школы, где ранее сам учился. А в 1926 году — огромную (90 м²) фреску в Промышленной школе в Орисабе.
В 1926—1927 годах Ороско вновь работает в Национальной подготовительной школе Мехико.
José Clemente Orozco. The Subway. 1928. Source: MoMA
Во время своего второго пребывания в Нью-Йорке Ороско создал множество работ, отражающих городское развитие и социальное измерение города. В «Подземке» представлены несколько пассажиров, едущих на знаковом нью-йоркском общественном транспорте, который впервые был открыт в 1904 году. Мрачные, каменные лица пассажиров придают сцене ощущение меланхолии, контрастируя с блестящими поручнями поезда. Высоко ценимый в Мексике художник, Ороско с трудом добился признания в Нью-Йорке, несмотря на выставки в нескольких местных галереях и завершение цикла фресок из пяти панелей в Новой школе в 1931 году.
José Clemente Orozco. Mexican Pueblo. 1929. Source: Philadelphia Museum of Art
В 1927—1934 годах снова уезжает в США, где работает в колледжах «художником в резиденции». Суть этого понятия в том, что мастер жил в кампусе школы во время работы над фреской, вовлекая студентов в свою работу.
В высших школах США Ороско создаёт следующие работы:
Dartmouth Digital Orozco virtual tour of "The Epic of American Civilization" (1932–1934). Details
José Clemente Orozco. Mexican Landscape. 1929. Source: Philadelphia Museum of Art
José Clemente Orozco. The Franciscan. 1929. Source: Philadelphia Museum of Art
Американские путешественники, побывавшие в Мексике, привезли оттуда восторженные отзывы о силе фресок, которые Ороско написал во внутреннем дворике Национальной подготовительной школы в 1923–26 годах. Их энтузиазм вдохновил Ороско на создание серии литографий с изображением деталей некоторых фресок. Чтобы привлечь внимание поклонников фресок, в своей литографии, изображающей францисканского священника, обнимающего истощенного индейца, которую вы видите здесь, Ороско воспроизвел изогнутый верх оригинальной фрески в школе.
José Clemente Orozco. Maguey and Nopal (Inditos). 1929. Source: Philadelphia Museum of Art
José Clemente Orozco. Soldier's Wife. 1929. Source: Philadelphia Museum of Art
José Clemente Orozco. Three Generations (La Familia). 1929. Source: Philadelphia Museum of Art
José Clemente Orozco. Sleeping (The Family). 1930. Source: SFMOMA
Взгляд Ороско на тематику монументальных росписей: «Я лично избегаю выводить в своих работах презренных и дегенеративных персонажей, повсеместно считающихся живописными, чтобы приспособить их для туристов и освободить этих последних от наличных… Такие мысли раз и навсегда отвратили меня от живописания индейских сандалий и грязных одеял. Я до глубины души хочу, чтобы те, кто их носит, избавились бы от них и стали цивилизованными людьми. Но прославлять их — все равно что прославлять невежество, пьянство или груды мусора, которые украшают наши улицы, а это я отказываюсь делать. Революция — это не грязь, воюющая против мыла, а, наоборот, битва второго с первым».
José Clemente Orozco. Zapatistas. 1931. Source: MoMA
В конце 1920-х и 1930-х годов самые известные мексиканские художники-монументалисты Ороско, Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос, известные как Los tres grandes («Большая тройка»), провели значительное время, живя и работая в США. Хотя их стили резко отличались друг от друга, в их работах большое место занимает убитый революционный крестьянский лидер Эмилиано Сапата (1879—1919). В отличие от Риверы, который всегда придерживался праздничного подхода в изображении Сапаты и его сторонников, на этой картине Ороско изобразил мрачный момент мексиканской революции, когда сапатисты — последователи Сапаты — маршируют навстречу своей смерти. «Я не доверяю революциям и не прославляю их, так как был свидетелем слишком большого количества кровавых расправ», — позже заметил Ороско. Его фирменная палитра, в которой преобладают черные и землисто-красные цвета, подчеркивает жестокий характер темы и перекликается с цветами политических карикатур, которые он делал в начале своей карьеры для революционных журналов.
José Clemente Orozco. Barricade. 1931. Source: MoMA
José Clemente Orozco. Revolution. 1931. Source: Philadelphia Museum of Art
Possibly by José Clemente Orozco. Los Pulqueros. 1933. Source: Philadelphia Museum of Art
Здесь изображены два изготовителя пульке — терпкого, ферментированного алкогольного напитка из сока кактуса магуэй. Колючие листья этого большого растения разбросаны позади фигур. Периодически запрещаемый и ставший предметом многочисленных «кампаний за нравственность» во времена испанского колониального правления в 1600—1800-х годах, пульке стал важным символом в движении за определение мексиканской национальной идентичности в 1920-х и 1930-х. Его связь с коренным населением Мексики и популярность среди рабочих и простых мексиканцев сделали напиток излюбленной темой революционных художников-монументалистов Мексики, включая Ороско и Диего Риверу.
José Clemente Orozco. Pulquería (Échate la Otra). 1934. Source: Philadelphia Museum of Art
José Clemente Orozco. Tourists and Aztecs. 1934. Source: Philadelphia Museum of Art
José Clemente Orozco. Proletarians. 1935. Source: Philadelphia Museum of Art
José Clemente Orozco. The Masses. 1935. Source: Philadelphia Museum of Art
José Clemente Orozco. Prometheus. 1935. Source: Philadelphia Museum of Art
José Clemente Orozco. Generals. 1935. Source: Philadelphia Museum of Art
Вернувшись в Мехико, в 1934 году Ороско работает над фреской «Катарсис» в Дворце изящных искусств. В 1936 году были созданы фрески в Гвадалахарском университете, в 1937-м — в правительственном дворце.
В 1936—1939 годах Ороско выполняет грандиозную работу (около 1200 м² росписей) в госпитале «Осписио-Кабаньяс» (включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО) в Гвадалахаре. Двенадцать стенных фресок нефа расположены по принципу противопоставления — «Деспотизм» и «Милосердие», «Диктаторы» и «Демагоги» и т. д. В центре композиции фреска «Человек огня».
В 1940—1949 годах Ороско выполнил росписи библиотеки «Габино Ортис», сделал фреску «Пикирующий бомбардировщик», которая находится в Нью-Йоркском музее современного искусства, расписал Верховный суд и церковь Иисуса в Мехико.
José Clemente Orozco. Dive Bomber and Tank. 1940. Source: MoMA
Эта работа была заказана Музеем современного искусства (MoMA) в 1940 году для знаменательной выставки «Двадцать веков мексиканского искусства». Она была написана Ороско в течение десяти дней, часто на глазах у публики. На этой шестипанельной картине (ее можно было располагать в любом порядке) изображены абстрагированные элементы машинизированной войны, включая хвост и крылья бомбардировщика, танковые гусеницы, множество цепей, а также пара вывернутых человеческих ног. Однако, как ни странно, Ороско настаивал на том, что картина не имеет «никакого политического значения». Он заявил: «Я просто рисую жизнь, которая происходит в настоящее время — то, чем мы являемся и чем является мир в данный момент. Вот что такое современное искусство».
Умер Ороско в Мехико 7 сентября 1949 года, не успев завершить свою последнюю работу — роспись одного из зданий жилого комплекса «Мигель Алеман». В этом же году в Гвадалахаре был открыт музей-мастерская художника.
11 июня 2023, 16:14
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий