наверх
 

А. К. Зайцев. Поиски образных характеристик мемориалов в конкурсном проектировании

Конкурсный проект Пантеона героям Великой Отечественной войны. Авторы проекта: архитекторы Алексей Душкин, Абрам Хилькевич и Николай Панченко. 1943
Конкурсный проект Пантеона героям Великой Отечественной войны. Авторы проекта: архитекторы Алексей Душкин, Абрам Хилькевич и Николай Панченко. 1943
 
 
 
Автор статьи:
Алексей Константинович Зайцев.
Часть книги публикуется по изданию:
Мемориальные ансамбли в городах-героях / А. К. Зайцев. — Москва : Стройиздат, 1985. — 208 с., ил.
  • ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕМОРИАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ
    • 1. Поиски образных характеристик мемориалов в конкурсном проектировании. — С. 10—44.
Аннотация:
В данном разделе книги рассматривается процесс поиска образных характеристик мемориальных ансамблей в конкурсном архитектурном проектировании. Автор анализирует конкурсные проекты памятников и мемориалов, созданных в 1942—1945 гг., отмечая их тематическое разнообразие и новаторские идеи. Особое внимание уделяется попыткам архитекторов переосмыслить традиционные формы народной архитектуры и придать новое звучание классическим мотивам. Раздел иллюстрирован изображениями из многочисленных эскизных проектов военного времени.
 
This section of the book examines the search for expressive characteristics of memorial ensembles in architectural competitions during the Great Patriotic War. The author analyzes competition projects for monuments and memorials created in 1942-1945, noting their thematic diversity and innovative ideas. Particular attention is paid to architects' attempts to reinterpret traditional forms of folk architecture and give new meaning to classical motifs. The section is illustrated with numerous sketches and projects from that period.
 
本书章节探讨了在伟大卫国战争时期,通过竞赛方式寻找纪念建筑群的艺术表现特征的过程。作者分析了1942年至1945年期间创作的纪念碑和纪念馆的竞赛方案,指出了它们主题的多样性和创新理念。特别关注了建筑师们试图重新诠释民族建筑的传统形式,并赋予古典motifs新的意义。本章节插图展示了大量当时的草图和项目方案。
 
この本の章では、第二次世界大戦中の設計コンペで追悼記念建造物群の表現的特徴を探求する過程を検討しています。1942年から1945年に制作された記念碑や記念館の競争案を分析し、テーマの多様性と革新的なアイデアを指摘しています。特に、建築家たちが伝統的な民家建築の形式を再解釈し、古典的なモチーフに新しい意味を与えようとした試みに注目が払われています。この章にはその当時の多くのスケッチや設計案が図示されています。
 
In diesem Abschnitt des Buches wird der Prozess der Suche nach ausdrucksstarken Merkmalen von Gedenkstätten-Ensembles im Rahmen von Architekturwettbewerben während des Großen Vaterländischen Krieges untersucht. Der Autor analysiert die in den Jahren 1942-1945 entstandenen Wettbewerbsprojekte für Denkmäler und Gedenkstätten und hebt deren thematische Vielfalt und innovative Ideen hervor. Besonderes Augenmerk liegt auf den Versuchen der Architekten, traditionelle Formen der Volksarchitektur neu zu interpretieren und klassischen Motiven neue Bedeutung zu verleihen. Der Abschnitt ist mit zahlreichen Skizzen und Entwürfen aus jener Zeit illustriert.
 
Cette section du livre examine le processus de recherche des caractéristiques expressives des ensembles mémoriaux dans les concours d'architecture pendant la Grande Guerre patriotique. L'auteur analyse les projets de concours pour les monuments et mémoriaux créés entre 1942 et 19445 en soulignant leur diversité thématique et leurs idées novatrices. Une attention particulière est accordée aux tentatives des architectes de réinterpréter les formes traditionnelles de l'architecture populaire et de donner un nouveau sens aux motifs classiques. La section est illustrée de nombreuses esquisses et projets de l'époque.
Факсимильный скан издания:
https://tehne.com/library/zaycev-k-memorialnye-ansambli-v-gorodah-geroyah-moskva-1985
Список литературы издания: https://tehne.com/library/zaycev-k-memorialnye-ansambli-v-gorodah-geroyah-moskva-1985#biblio
 
 
 

Поиски образных характеристик мемориалов в конкурсном проектировании

 
Время все дальше отодвигает от нас события Великой Отечественной войны, естественно поэтому, что в поисках „связи времен“ мы обращаемся к тем истокам проектирования и строительства памятных объектов, которые и сегодня сохранили свою значимость.
 
В дни жестоких сражений под Москвой, Ленинградом и на берегах Волги идея создания мемориальных ансамблей приобрела особую историко-патриотическую остроту. Это была пора напряженных поисков градостроительных средств выражения событий всемирного значения.
 
Зодчими — современниками военных баталий — фиксировалась тематика монументов, осмысливались их композиционная идейно-образная направленность, их долговечность, место в городе.
 
В проектировании монументов принимали участие архитекторы В. Андреев, В. Асс, Л. Баталов, Г. Захаров, Н. Колли, Л. Кулага, В. Лебедев, Б. Мезенцев, И. Мельчаков, М. Оленев, М. Посохин, Л. Руднев, П. Штеллер, Ю. Шевердяев, А. Щусев и др.
 
Среди многих предложений отбирались лучшие и на их основе разрабатывались конкретные проекты.
 
Так, весной 1942 г. Московским отделением Союза советских архитекторов были организованы два тура товарищеского конкурса на проектирование памятников героям и событиям Великой Отечественной войны [20, с. 38–39, 52–53].
 
Стремление охватить все стороны военно-исторических событий рождало многочисленные варианты проектов памятных объектов, наполненных разнообразным содержанием — от простейшего памятного знака (архитекторы В. Андреев, М. Оленев и др.) до мемориальных сооружений многофункционального назначения (архит. Л. Руднев и др.). Авторы проектов сами уточняли в процессе работы тему, взятую ими для монументального воплощения. Они озаглавили свои проекты: „Героям Отечественной войны“, „Героическому Ленинграду“, „Героям обороны Москвы“, „Памятник 28 гвардейцам“, „Слава гвардейских частей“, „Памятник в честь победы Н-ской дивизии“, „Памятник полководцу Красной Армии“, „Богатырям земли русской“, „Музей Красной Армии“, „Храм Славы“ и т.д. [20, с. 53].
 
В самом наименовании тем прочитывается определенное смысловое содержание, ставшее основой дальнейшего развития памятных объектов не только в послевоенные годы, но и на современном этапе („Героическим защитникам Ленинграда“, „Героям обороны Москвы“ и др.).
 
Новое содержание потребовало и соответствующих ему новых форм. Сложность творческой задачи состояла и в том, что почти все мемориалы задумывались в исторической среде города. Так, памятник Великой Отечественной войны в Новгороде (архит. П. Скокан) читался непосредственно в силуэте ансамбля Новгородского кремля [20, с.31].
 
Конкурсные проекты были первым шагом в осмыслении проблемы мемориальной архитектуры, которая впоследствии станет одной из ведущих в советском градостроительстве.
 
Следующим этапом в разработке проектов памятников Великой Отечественной войны явился проведенный в 1942—1943 гг. Всесоюзный открытый конкурс, в программе которого уже были определены основные темы памятников, получившие развитие в дальнейшем. Как видно из программы, конкурс объявлялся „на нижеследующие самостоятельные темы:
  1. Пантеон героев Отечественной войны.
  2. Пантеон партизан Отечественной войны.
  3. Героическим защитникам Ленинграда.
  4. Героическим защитникам Москвы.
  5. Героическим защитникам Севастополя.
  6. 28 гвардейцам-панфиловцам.
  7. 8 волоколамским комсомольцам.
  8. Партизанке — Герою Советского Союза Зое Космодемьянской.
  9. Братская могила Героев Великой Отечественной войны.
  10. Герою Великой Отечественной войны (памятник на месте погребения)“ [20, с.66—68].
 
В этом перечне тем ясно прочитывались три основные типологические группы: монументальные архитектурные сооружения многофункционального назначения, памятные объекты, посвященные героическому событию, и памятные объекты, посвященные героической личности.
 
Хотя программой конкурса места расположения памятников не были обусловлены и выбор градостроительной ситуации и размеров монументов предоставлялся самим участникам соревнования, некоторые положения конкретизировались, в том числе возможность размещения памятника непосредственно на местах героических событий или же в городах, освобожденных от фашистских оккупантов, в соответствии с генеральным планом, существующей или предполагаемой городской застройкой; соответствие расположения и размеров памятника его назначению, размерам участка и масштабу окружающей застройки или характеру окружающего пейзажа; возможность решения памятников в архитектурных или пластических формах, используя художественный язык архитектуры, скульптуры, монументальной живописи [20].
 
Таким образом, в программе была заложена определенная градостроительная направленность, внимание участников конкурса было зафиксировано на взаимосвязи памятников с планировочной структурой города и исторической подосновой.
 
Конкурсные проекты экспонировались на выставках в Союзе архитекторов, обсуждались широкой общественностью. Это был весьма ценный материал для размышлений о поисках наиболее выразительных композиционных приемов решения памятных объектов, для осмысления городской среды как носительницы информативной функции образа города в целом.
 
Наряду с традиционными формами увековечивания (обелиски, стелы, архитектурно-скульптурные памятники) в конкурсных проектах предлагались по-новому переосмысленные формы древних курганов, шатровых храмов, маяков, скальных гробниц и т.п. Проекты этого конкурса подчас излишне усложнены: реальное проектирование еще было далеко впереди, а авторы, преувеличивая масштаб проектируемых сооружений, старались тем самым передать величие подвига советского народа.
 
Одновременно шла работа над пригодными к строительству в трудных условиях послевоенных лет проектами памятников, результатом которой явился выпущенный Воениздатом в 1947 г. альбом „Типовые проекты памятников братских и индивидуальных могил воинов Советской Армии, Военно-Морского Флота и партизан, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны“. Выпуск этого альбома был продиктован необходимостью массового строительства такого рода памятников. Их простые архитектурно-скульптурные композиции обладали способностью передавать зрителю информацию о содержании исторического факта.
 
При оценке конкурсной практики военных лет необходимо обратить внимание на процесс развития мемориальной темы от единичного объекта — надмогильного знака — к более сложным и содержательным композициям и далее — к тем проектным предложениям по восстановлению и реконструкции центров городов, которые емкостью своего содержания и глубиной градостроительных замыслов до какой-то степени предвосхитили дальнейшее развитие советского градостроительства.
 
Нетрудно заметить, что на формирование структуры художественного образа некоторых памятных объектов и поиски возможных путей его реализации оказали влияние национальные и классические традиции русской архитектуры.
 
Так, традиционные мотивы народного зодчества очевидны в работах архит. М. Оленева, характерных интересной попыткой применить простые средства для достижения запоминающегося образа. Конструкции из рубленых бревен, идущие от художественных традиций деревянного зодчества, использовались для реализации идеи памятного знака над индивидуальными и братскими могилами. Поражает выразительность образов в различных предложениях — от единичных композиций до создания системы памятных знаков — своеобразного фрагмента мемориального ансамбля.
 
 
ПРОЕКТ ДЕРЕВЯННОГО НЕКРОПОЛЯ ПАВШИХ БОЙЦОВ, КОМАНДИРОВ И ПАРТИЗАН. АРХИТ. М. ОЛЕНЕВ, 1943 ПРОЕКТ ДЕРЕВЯННЫХ НАДГРОБНЫХ ЗНАКОВ ПАРТИЗАНАМ, ЛЕТЧИКАМ, ГВАРДЕЙЦАМ. АРХИТ. М. ОЛЕНЕВ, 1943 ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА НАД БРАТСКИМ ЗАХОРОНЕНИЕМ. АРХИТ. П. СТЕНЮШИН, 1943—1944
ПРОЕКТ ДЕРЕВЯННОГО НЕКРОПОЛЯ ПАВШИХ БОЙЦОВ, КОМАНДИРОВ И ПАРТИЗАН. АРХИТ. М. ОЛЕНЕВ, 1943
ПРОЕКТ ДЕРЕВЯННЫХ НАДГРОБНЫХ ЗНАКОВ ПАРТИЗАНАМ, ЛЕТЧИКАМ, ГВАРДЕЙЦАМ. АРХИТ. М. ОЛЕНЕВ, 1943
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА НАД БРАТСКИМ ЗАХОРОНЕНИЕМ. АРХИТ. П. СТЕНЮШИН, 1943—1944
 
 
В то же время проектировались памятники из долговечных материалов (над братскими захоронениями и др.).
 
В проекте памятника-некрополя бойцов и командиров Красной армии (архит. В. Асс) сделана попытка новыми средствами создать законченный мемориальный ансамбль, компонентами которого служат стены-колумбарии с мемориальными досками и плотные ряды вертикалей деревьев. В проекте некрополя пафос утверждения, победы памяти над временем (стройный ряд деревьев) символически сочетается с выражением поминовения, скорби (горизонтальные ряды мемориальных знаков).
 
 
ПРОЕКТ НЕКРОПОЛЯ БОЙЦОВ И КОМАНДИРОВ КРАСНОЙ АРМИИ. АРХИТ. В. АСС, 1943—1944 Проекты показывают исторический процесс развития мемориальной темы — от скромного временного надмогильного знака к мемориальным ансамблям — некрополям
ПРОЕКТ НЕКРОПОЛЯ БОЙЦОВ И КОМАНДИРОВ КРАСНОЙ АРМИИ. АРХИТ. В. АСС, 1943—1944
Проекты показывают исторический процесс развития мемориальной темы — от скромного временного надмогильного знака к мемориальным ансамблям — некрополям
 
 
Одновременно были начаты поиски новых архитектурных форм прославления массового и индивидуального подвига — временных триумфальных арок, павильонов для экспозиции военных трофеев, памятников-бюстов героическим личностям.
 
 
ЭСКИЗНЫЕ ПРОЕКТЫ ВРЕМЕННЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ТРИУМФАЛЬНЫХ АРОК а, б — архит. Л. Павлов, 1944. Варианты композиции; в — архит. И. Мельчаков, 1944. Вариант композиции Победные сражения в Великой Отечественной войне — источник интенсивных творческих поисков композиций временных триумфальных арок, предназначенных для установки их на местах исторических сражений, на магистралях, при въезде в город воинов-победителей
ЭСКИЗНЫЕ ПРОЕКТЫ ВРЕМЕННЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ТРИУМФАЛЬНЫХ АРОК
а, б — архит. Л. Павлов, 1944. Варианты композиции; в — архит. И. Мельчаков, 1944. Вариант композиции
Победные сражения в Великой Отечественной войне — источник интенсивных творческих поисков композиций временных триумфальных арок, предназначенных для установки их на местах исторических сражений, на магистралях, при въезде в город воинов-победителей
 
 
Идея героического начала воплощалась в формы, традиционно связанные с иными художественными задачами. В композиции памятника-кургана архит. А. Никольский новое содержание раскрыл через переосмысление традиционной статической формы, превратив ее в форму динамическую, полную напряжения и взлета [20, с. 71].
 
 
ПРОЕКТЫ ПАМЯТНИКОВ — БЮСТОВ ГЕРОЕВ, 1944—1945 а — архит. П. Штеллер; б — архит. Ю. Шевердяев; в — архит. В. Андреев В проектах хорошо виден прием типового композиционного решения памятника: бюст на постаменте, рассчитанный на фронтальное восприятие. В декоративной обработке фасада памятника использованы геральдические знаки (ордена, флаги, звезды, венки и т.п.), элементы воинских регалий и костюма
ПРОЕКТЫ ПАМЯТНИКОВ — БЮСТОВ ГЕРОЕВ, 1944—1945
а — архит. П. Штеллер; б — архит. Ю. Шевердяев; в — архит. В. Андреев
В проектах хорошо виден прием типового композиционного решения памятника: бюст на постаменте, рассчитанный на фронтальное восприятие. В декоративной обработке фасада памятника использованы геральдические знаки (ордена, флаги, звезды, венки и т.п.), элементы воинских регалий и костюма
 
 
Понимая, что проблема увековечивания героической борьбы и подвигов советского народа сложна и многогранна, авторы стремились создать новые, не традиционные формы памятных объектов. Одновременно велись поиски композиций крупных мемориальных сооружений многофункционального назначения, традиционных для русской архитектуры (например, памятник-маяк, памятник-мост).
 
 
МОСКВА. ПРОЕКТ ПАВИЛЬОНА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ТРОФЕЙНОГО ОРУЖИЯ В ЦПКиО им. М. ГОРЬКОГО. АРХИТ. А. ЩУСЕВ, 1941 Экспозиция боевой трофейной техники врага стала одной из форм прославления героизма и подвигов советского народа. Массовое обозрение военных трофеев в первые суровые дни войны было крупным общественно-политическим событием, способствовавшим формированию высокого военно-патриотического сознания, укреплению духовных сил и веры в победу  ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МОСТА. АРХИТ. И. МЕЛЬЧАКОВ. 1944. ПЛАН; ФАСАДЫ Для отечественной архитектуры отражение мемориальной темы в образе моста — традиционно (Бородинский мост в Москве, прославлявший героев Отечественной войны 1812 г.). Здесь прослеживаются прямые связи — и содержательные, и образные
МОСКВА. ПРОЕКТ ПАВИЛЬОНА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ТРОФЕЙНОГО ОРУЖИЯ В ЦПКиО им. М. ГОРЬКОГО. АРХИТ. А. ЩУСЕВ, 1941
Экспозиция боевой трофейной техники врага стала одной из форм прославления героизма и подвигов советского народа. Массовое обозрение военных трофеев в первые суровые дни войны было крупным общественно-политическим событием, способствовавшим формированию высокого военно-патриотического сознания, укреплению духовных сил и веры в победу
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МОСТА. АРХИТ. И. МЕЛЬЧАКОВ. 1944. ПЛАН; ФАСАДЫ
Для отечественной архитектуры отражение мемориальной темы в образе моста — традиционно (Бородинский мост в Москве, прославлявший героев Отечественной войны 1812 г.). Здесь прослеживаются прямые связи — и содержательные, и образные
 
 
Так появились проекты, в которых монументальные формы архитектуры трактовались емко, содержательно и были рассчитаны на громадные масштабы и эмоциональное воздействие на огромные человеческие массы. В конструировании многофункциональных пространств особое внимание архитекторы уделяли поискам художественного облика. Сама тематика — „Храм Славы“, „Пантеон“, „Музей Победы“ и др. заставляла авторов обращаться к классическому наследию, творчески его переосмысливая (архитекторы А. Душкин, Н. Панченко, А. Хилькевич).
 
 
ПРОЕКТ ПАНТЕОНА ГЕРОЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. АРХИТЕКТОРЫ А. ДУШКИН, Н. ПАНЧЕНКО, А. ХИЛЬКЕВИЧ, 1943. ПЛАН; ФАСАД Привлекает внимание крупномасштабная композиция, способная придать памятнику ведущее положение в архитектурной организации города. Один из примеров новой трактовки мемориального архитектурного сооружения в традиционной форме центричного купольного здания
ПРОЕКТ ПАНТЕОНА ГЕРОЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. АРХИТЕКТОРЫ А. ДУШКИН, Н. ПАНЧЕНКО, А. ХИЛЬКЕВИЧ, 1943. ПЛАН; ФАСАД
Привлекает внимание крупномасштабная композиция, способная придать памятнику ведущее положение в архитектурной организации города. Один из примеров новой трактовки мемориального архитектурного сооружения в традиционной форме центричного купольного здания
 
 
В этих проектах заложено стремление к монументализации внешнего облика, к использованию классических и национальных архитектурных форм в виде шатровых, купольных, пирамидальных объемов, обогащенных горизонтальными или вертикальными членениями, пластикой архитектурного декора или скульптурой, включением в памятные объекты форм маяка, военной техники и т.п.
 
Одним из примеров использования традиций русского зодчества (шатровое завершение в сочетании с богатством декоративного убранства) служит проект Пантеона партизанам (архит. М. Оленев), образ которого созвучен образу сооружений, посвященных крупным историческим событиям, выраженных в устойчивых архитектурных формах (например, храм Вознесения в Коломенском) [20, с. 110].
 
 
ПРОЕКТ ПАНТЕОНА ПАРТИЗАНАМ. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1942—1943. ФАСАД; РАЗРЕЗ «Творческий поиск новых форм мемориального ансамбля привел к созданию пространственно-развитой композиции. Ее ядро — центричное главное здание — Пантеон, рассчитанный на массовые общественные действия. Вертикальные башни, расположенные по периметру ансамбля, посвящены отдельным памятным событиям партизанской борьбы  ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МУЗЕЯ ЖЕРТВАМ ФАШИСТСКОГО ТЕРРОРА. АРХИТ. М. БАРЩ, 1943 Объемно-пространственная композиция складывается из нескольких элементов (курган с площадкой на нем и мощная стена, открытые аркады-галереи, центрическая высотная башня). В проекте творчески интерпретированы композиционные идеи и формы русской архитектуры, воссоздан образ неприступного бастиона-крепости
ПРОЕКТ ПАНТЕОНА ПАРТИЗАНАМ. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1942—1943. ФАСАД; РАЗРЕЗ
«Творческий поиск новых форм мемориального ансамбля привел к созданию пространственно-развитой композиции. Ее ядро — центричное главное здание — Пантеон, рассчитанный на массовые общественные действия. Вертикальные башни, расположенные по периметру ансамбля, посвящены отдельным памятным событиям партизанской борьбы
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МУЗЕЯ ЖЕРТВАМ ФАШИСТСКОГО ТЕРРОРА. АРХИТ. М. БАРЩ, 1943
Объемно-пространственная композиция складывается из нескольких элементов (курган с площадкой на нем и мощная стена, открытые аркады-галереи, центрическая высотная башня). В проекте творчески интерпретированы композиционные идеи и формы русской архитектуры, воссоздан образ неприступного бастиона-крепости
 
 
„Стремясь использовать в своих памятниках все возможности архитектуры, Гольц все больше отходит от традиционных монументов, лишенных внутреннего пространства. Он проектирует памятник советским партизанам в виде ансамбля, в котором центричность главного сооружения подкрепляется многочисленными вертикалями расположенных по периметру башен. Центральное сооружение — „Пантеон партизанам“ — представляет огромный открытый амфитеатр, возведенный на коническом холме. По мысли автора, здесь должны проводиться массовые собрания, отмечаться памятные дни, посвященные годовщине событий“ [13, с. 120].
 
Интерес представляет новая форма посвящения — пространственное расположение по периметру ансамбля одинаковых по массам башнеобразных монументов, но различных „по облику, как различны и те конкретные события, которые они увековечивают“ [13, с. 121].
 
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-ПАНТЕОНА ГЕРОЯМ-ПАНФИЛОВЦАМ. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1942. ФАСАДЫ, РАЗРЕЗ, ПЛАН Возвышающийся на невысоком ступенчатом основании периптер символизирует подвиг 28 панфиловцев — двадцать восемь плотно придвинутых друг к другу мощных столбов образуют наружные стены некрополя
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-ПАНТЕОНА ГЕРОЯМ-ПАНФИЛОВЦАМ. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1942. ФАСАДЫ, РАЗРЕЗ, ПЛАН
Возвышающийся на невысоком ступенчатом основании периптер символизирует подвиг 28 панфиловцев — двадцать восемь плотно придвинутых друг к другу мощных столбов образуют наружные стены некрополя
 
 
Поиски решений шли и по пути выявления градостроительного начала применительно к конкретному городу и месту.
 
Так, А. Щусев предлагал установить памятник героическим защитникам Москвы у Кремлевской стены рядом со Спасской башней против храма Василия Блаженного. Содержательной основой архитектурно-скульптурной композиции памятника стал литературный сюжет былин, воспевших могучую силу русского народа в образах Микулы Селяниновича и Ильи Муромца.
 
 
ПРОЕКТ МОНУМЕНТА-КУРГАНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. АРХИТ. А. НИКОЛЬСКИЙ, 1942—1943
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ЗАЩИТНИКАМ МОСКВЫ. АРХИТ. А. ЩУСЕВ, 1943 ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МУЗЕЯ ОБОРОНЫ МОСКВЫ. АРХИТ. И. ГОЛОСОВ, 1943 Основная идея всех трех памятников — выражение мощи русского народа, создавшего былины о Микуле Селяниновиче, Илье Муромце. Одинаково интерпретируя литературное содержание русского богатырского эпоса в скульптурных образах, авторы по-разному выражают взаимосвязь памятника с окружающей средой
ПРОЕКТ МОНУМЕНТА-КУРГАНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. АРХИТ. А. НИКОЛЬСКИЙ, 1942—1943
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ЗАЩИТНИКАМ МОСКВЫ. АРХИТ. А. ЩУСЕВ, 1943
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МУЗЕЯ ОБОРОНЫ МОСКВЫ. АРХИТ. И. ГОЛОСОВ, 1943
Основная идея всех трех памятников — выражение мощи русского народа, создавшего былины о Микуле Селяниновиче, Илье Муромце. Одинаково интерпретируя литературное содержание русского богатырского эпоса в скульптурных образах, авторы по-разному выражают взаимосвязь памятника с окружающей средой
 
 
Близкий по смыслу образ напряженного противоборства русского богатыря и сил немецкого фашизма передан также в проекте памятника-музея обороны Москвы вне стен Кремля (архит. И. Голосов).
 
Выдвигались и другие градостроительные решения, как, например, в г. Калинине.
 
В памятнике защитникам Сталинграда (архит. Г. Гольц) идея запечатлеть историческую оборону города выражена мощной стеной высотой 25 м, расположенной у самого обрыва высокого западного берега Волги на Центральной площади, на месте ожесточенных боев. В обработке этой стены, по-разному трактованной со стороны города и Волги, показаны возможности разнообразных по идее и композиции решений, которые в совокупности образно выражают стойкость советского народа, вставшего стеной на пути врага и преградившего ему дальнейшее продвижение.
 
В композиции этого и многих других памятников, увековечивающих героическую борьбу и подвиги советского народа, воплощены идеи величия принесенной жертвы и великого будущего, ради которого принесена эта жертва. Новое содержание потребовало и соответствующих ему новых форм выражения. Так возникли: серия проектов памятников, решенных архитектурными средствами — высотных композиций — башен (башня Славы в Киеве, памятник-Маяк и др.), зданий многофункционального назначения (панорама „Оборона Сталинграда“, Пантеон партизанам, Пантеон героям Великой Отечественной войны и др.) [13].
 
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МАЯКА ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1942—1943. РАЗРЕЗ; ПЛАН; ФАСАД
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МАЯКА ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1942—1943. РАЗРЕЗ; ПЛАН; ФАСАД
 
 
В других предложениях по Сталинграду была сделана попытка дальше углубить содержание мемориального образа путем включения в центр города памятника Победы (архит. Л. Руднев) и памятника-музея обороны Сталинграда (архит. А. Буров). Художественные идеи отличались свежестью и остротой. В проекте А. Бурова форма ступенчатой пирамиды в окружении застройки и акватории реки Волги воспринималась как традиционный образ „вечности“ [20, с. 101]. В другом варианте того же проекта — „Храме Славы“ — прием объединения фасадов и купольного завершения вертикальными пластическими элементами рождал жизнеутверждающий архитектурный образ (архитекторы А. Буров, С. Сатунц).
 
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МАЯКА. АРХИТ. И. МЕЛЬЧАКОВ, 1942—1943. ПЛАН; РАЗРЕЗ; ФАСАД В формах памятников-маяков утилитарное назначение сооружения переплетается с художественно-образным содержанием. Маяки выполняют важную градостроительную роль, организуя окружающую среду, обеспечивая многостороннюю связь памятника с городской застройкой или природным ландшафтом
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МАЯКА. АРХИТ. И. МЕЛЬЧАКОВ, 1942—1943. ПЛАН; РАЗРЕЗ; ФАСАД
В формах памятников-маяков утилитарное назначение сооружения переплетается с художественно-образным содержанием. Маяки выполняют важную градостроительную роль, организуя окружающую среду, обеспечивая многостороннюю связь памятника с городской застройкой или природным ландшафтом
 
 
1943 год, ставший годом решительного перелома в ходе Великой Отечественной войны, был знаменателен и тем, что именно тогда началось широкое развертывание проектных работ, связанных с восстановлением и реконструкцией городов. Уже первые эскизные проекты говорили о грандиозности постановки идейно-художественных и архитектурных задач, о широком градостроительном размахе.
 
Образование Комитета по делам архитектуры при Совнаркоме СССР (1943) позволило объединить в одном ведомстве деятельность по планировке городов, архитектурному проектированию, утверждению генеральных планов городов, восстановлению исторических архитектурных памятников.
 
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА В МОСКВЕ ЖЕРТВАМ ФАШИСТСКОГО ТЕРРОРА. АРХИТ. К. БАРТАШЕВИЧ, 1943. ПЕРСПЕКТИВА; ИНТЕРЬЕРЫ Памятник расположен у Кремля. Преувеличенные архитектурные объемы, образующие панораму застройки берегов Москвы-реки, несоразмерны ни с ее пространством, ни с масштабом и характером архитектуры Московского Кремля. В интерьерах памятника размещены последовательно развивающиеся экспозиционные залы
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА В МОСКВЕ ЖЕРТВАМ ФАШИСТСКОГО ТЕРРОРА. АРХИТ. К. БАРТАШЕВИЧ, 1943. ПЕРСПЕКТИВА; ИНТЕРЬЕРЫ
Памятник расположен у Кремля. Преувеличенные архитектурные объемы, образующие панораму застройки берегов Москвы-реки, несоразмерны ни с ее пространством, ни с масштабом и характером архитектуры Московского Кремля. В интерьерах памятника размещены последовательно развивающиеся экспозиционные залы
 
 
В творческих мастерских Академии архитектуры создаются первые проекты реконструкции городов: схема генеральной планировки Сталинграда (архит. К. Алабян); проект ансамбля центра Севастополя и проекты монумента Севастопольской обороны (архит. М. Гинзбург); вариант проекта планировки Сталинграда и эскизные проекты застройки центрального городского ансамбля (архит. Б. Иофан); проект реконструкции центра Сталинграда (архит. Л. Руднев); вариант генеральной схемы планировки Сталинграда и эскизные проекты застройки центра Сталинграда (архит. А. Щусев) ; проект монумента „Родина“ в Москве (архит. Н. Колли); проект Пантеона партизанам в Москве (архит. М. Оленев) и др.
 
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МУЗЕЯ ЗАЩИТНИКАМ МОСКВЫ. АРХИТ. И. СОБОЛЕВ, 1943. ПЕРСПЕКТИВА Музей расположен вдали от исторического центра города и потому не оказывает непосредственного воздействия на его архитектурный облик. В то же время музей становится смысловым центром для организации мемориальных парков и зон отдыха  ПРОЕКТ МОНУМЕНТА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В Г. КАЛИНИНЕ. АРХИТЕКТОРЫ Н. КОЛЛИ, А. ТРАЙНИН, 1945 Высотный монумент в виде белокаменной цилиндрической башни, увенчанной золоченым шпилем, включенный в историческую среду города, становится необходимым элементом, определяющим его выразительный силуэт и замыкающим перспективу Советской улицы
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МУЗЕЯ ЗАЩИТНИКАМ МОСКВЫ. АРХИТ. И. СОБОЛЕВ, 1943. ПЕРСПЕКТИВА
Музей расположен вдали от исторического центра города и потому не оказывает непосредственного воздействия на его архитектурный облик. В то же время музей становится смысловым центром для организации мемориальных парков и зон отдыха
 
ПРОЕКТ МОНУМЕНТА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В Г. КАЛИНИНЕ. АРХИТЕКТОРЫ Н. КОЛЛИ, А. ТРАЙНИН, 1945
Высотный монумент в виде белокаменной цилиндрической башни, увенчанной золоченым шпилем, включенный в историческую среду города, становится необходимым элементом, определяющим его выразительный силуэт и замыкающим перспективу Советской улицы
 
 
В том же году архитекторы Ленинграда приступили к разработке проекта генерального плана развития Ленинграда (коллектив авторов под руководством Н. Баранова и А. Наумова), которая сопровождалась целым рядом конкурсов на проекты восстановления архитектурных ансамблей, пострадавших от вражеских бомбардировок и артиллерийских обстрелов; создавались и проекты, увековечивающие исторические дни прорыва блокады Ленинграда.
 
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ЗАЩИТНИКАМ СТАЛИНГРАДА. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1942—1943. ФАСАД СО СТОРОНЫ ГОРОДА; ГЕНПЛАН; ФАСАД СО СТОРОНЫ ВОЛГИ Памятник в виде стены символизирует стойкость советского народа. Один из вариантов памятника, вводящего в состав проекта восстановления центра разрушенного Сталинграда, в котором система его важнейших площадей и зданий рассматривалась как единый ансамбль — памятник Победы
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ЗАЩИТНИКАМ СТАЛИНГРАДА. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1942—1943. ФАСАД СО СТОРОНЫ ГОРОДА; ГЕНПЛАН; ФАСАД СО СТОРОНЫ ВОЛГИ
Памятник в виде стены символизирует стойкость советского народа. Один из вариантов памятника, вводящего в состав проекта восстановления центра разрушенного Сталинграда, в котором система его важнейших площадей и зданий рассматривалась как единый ансамбль — памятник Победы
 
 
21 ноября 1943 г. в Государственной Третьяковской галерее открылась Всесоюзная выставка „Героический фронт и тыл“, где были показаны результаты большой творческой работы — проекты восстановления и реконструкции городов, проекты монументов, триумфальных арок, памятников-музеев, мемориальных ансамблей над братскими захоронениями и др. [20, с. 103—108].
 
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ПОБЕДЫ В СТАЛИНГРАДЕ. АРХИТ. Л. РУДНЕВ, 1942. ПЕРСПЕКТИВА В проекте предложен новый тип композиции мемориального ансамбля. Простой и монументальный конный монумент в сочетании с высотной композицией башни, символизирующий Победу, создает образ величественный и динамический  ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МУЗЕЯ ОБОРОНЫ СТАЛИНГРАДА. АРХИТ. А. БУРОВ, 1943—1944. АКСОНОМЕТРИЯ Проект-идея градостроительного решения центральной части города. Форма ступенчатой пирамиды — традиционна для символической трактовки темы вечности
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА ПОБЕДЫ В СТАЛИНГРАДЕ. АРХИТ. Л. РУДНЕВ, 1942. ПЕРСПЕКТИВА
В проекте предложен новый тип композиции мемориального ансамбля. Простой и монументальный конный монумент в сочетании с высотной композицией башни, символизирующий Победу, создает образ величественный и динамический
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МУЗЕЯ ОБОРОНЫ СТАЛИНГРАДА. АРХИТ. А. БУРОВ, 1943—1944. АКСОНОМЕТРИЯ
Проект-идея градостроительного решения центральной части города. Форма ступенчатой пирамиды — традиционна для символической трактовки темы вечности
 
 
Создаваемые центры восстанавливаемых городов мыслились в виде крупных монументальных, торжественных архитектурных ансамблей, а в некоторых случаях — в виде системы ансамблей, которые по своей образной и градостроительной значимости могли бы уже сами по себе явиться памятником Победы. Центры городов рассматривались, таким образом, как ансамбли-символы, как архитектурные ансамбли с большим социальным смыслом невысокой идейно-образной и функциональной содержательностью. В проекты городских ансамблей широко включались архитектурные и скульптурные монументы, элементы пейзажа, символические знаки, призванные конкретизировать художественный замысел, связать его с современностью. Эта работа над долговременными, обращенными в будущее городскими ансамблями повлияла на всю практику создания мемориальных ансамблей в послевоенное время.
 
 
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МУЗЕЯ ОБОРОНЫ СТАЛИНГРАДА. ВАРИАНТ. „ХРАМ СЛАВЫ“. АРХИТЕКТОРЫ А. БУРОВ, С. САТУНЦ, 1944. ФАСАД; ПЛАН Декоративная обработка всех поверхностей фасада, включая купольное завершение, усиливает стремление авторов композиционно вычленить памятник из общегородской застройки как ведущий идейно-образный и пластический элемент центральной части города
ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА-МУЗЕЯ ОБОРОНЫ СТАЛИНГРАДА. ВАРИАНТ. „ХРАМ СЛАВЫ“. АРХИТЕКТОРЫ А. БУРОВ, С. САТУНЦ, 1944. ФАСАД; ПЛАН
Декоративная обработка всех поверхностей фасада, включая купольное завершение, усиливает стремление авторов композиционно вычленить памятник из общегородской застройки как ведущий идейно-образный и пластический элемент центральной части города
 
 
Традиции русского и советского градостроительства и прежде всего ансамблевость застройки центров городов наиболее ярко проявились в первых эскизных проектах их восстановления и реконструкции, где выразительность архитектурно-художественного облика достигалась путем повышения образности пространственных композиций, соединяющих в себе идейно-эстетические и художественно-изобразительные начала.
 
 
ПРОЕКТ МОНУМЕНТА „РОДИНА“ В МОСКВЕ. АРХИТ. Н. КОЛЛИ, 1943—1944. ПАНОРАМА; ГЕНПЛАН Прозвучавшая в проекте идея использования крупномасштабной скульптурной формы, олицетворяющей Родину-победительницу, стала одним из истоков многих современных мемориальных ансамблей. Ансамбль, расположенный у подножья Кремлевского холма, гармонически взаимосвязан с высотными элементами Кремлевского ансамбля — башнями и соборами
ПРОЕКТ МОНУМЕНТА „РОДИНА“ В МОСКВЕ. АРХИТ. Н. КОЛЛИ, 1943—1944. ПАНОРАМА; ГЕНПЛАН
Прозвучавшая в проекте идея использования крупномасштабной скульптурной формы, олицетворяющей Родину-победительницу, стала одним из истоков многих современных мемориальных ансамблей. Ансамбль, расположенный у подножья Кремлевского холма, гармонически взаимосвязан с высотными элементами Кремлевского ансамбля — башнями и соборами
 
 
Именно с этих позиций следует рассматривать конкурс на проект восстановления и реконструкции Крещатика в Киеве, в котором преобразование архитектурного облика главной магистрали города планировалось путем гармонизации ее пространственных связей с приднепровскими парковыми высотами.
 
 
ПРОЕКТ ПАНТЕОНА ПАРТИЗАНАМ В МОСКВЕ. АРХИТ. М. ОЛЕНЕВ, 1943. РАЗРЕЗ; ФАСАД Смелое градостроительное решение, рассматривающее пантеон как элемент крупного мемориального ансамбля, идейно и композиционно связанного с проектируемым Дворцом Советов. Пластическая форма Пантеона бесспорно восходит к древнерусским монументальным сооружениям
ПРОЕКТ ПАНТЕОНА ПАРТИЗАНАМ В МОСКВЕ. АРХИТ. М. ОЛЕНЕВ, 1943. РАЗРЕЗ; ФАСАД
Смелое градостроительное решение, рассматривающее пантеон как элемент крупного мемориального ансамбля, идейно и композиционно связанного с проектируемым Дворцом Советов. Пластическая форма Пантеона бесспорно восходит к древнерусским монументальным сооружениям
 
 
В проекте мастерской архит. К. Алабяна, на наш взгляд, была сделана попытка осознать роль Крещатика — главной магистрали города — как памятника Победы над фашизмом, наполненного новым идейным содержанием, потребовавшим соответствующих ему форм выражения. Так возникла идея крупного архитектурного ансамбля центра города, т.е. идея застройки магистрали монументальными сооружениями различного функционального назначения, акцентировка высотной композицией места излома магистрали в направлении, перпендикулярном к Днепру и, наконец, завершение Крещатика триумфальной аркой.
 
 
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРЕЩАТИКА В КИЕВЕ. МАСТЕРСКАЯ АРХИТ. К. АЛАБЯНА, 1944—1945. ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА; ПАНОРАМА
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРЕЩАТИКА В КИЕВЕ. МАСТЕРСКАЯ АРХИТ. К. АЛАБЯНА, 1944—1945. ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА; ПАНОРАМА
 
 
Историко-градостроительная ситуация — выход Крещатика на Днепр к бескрайним просторам Днепровского левобережья — объясняет применение близких по смыслу градостроительных приемов у большинства участников конкурса (проекты К. Алабяна, Д. Чечулина, Г. Гольца и др.). Это само по себе подтверждало правильность выбранной композиции, учитывающей реально существующую градостроительную ситуацию.
 
 
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРЕЩАТИКА В КИЕВЕ. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1944. ГЕНПЛАН; ПАРК У ДНЕПРА; ВИД С БАШНИ НА ДНЕПР; МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ; БАШНЯ СЛАВЫ.
 
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРЕЩАТИКА В КИЕВЕ. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1944. ГЕНПЛАН; ПАРК У ДНЕПРА; ВИД С БАШНИ НА ДНЕПР; МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ; БАШНЯ СЛАВЫ.
 
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРЕЩАТИКА В КИЕВЕ. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1944. ГЕНПЛАН; ПАРК У ДНЕПРА; ВИД С БАШНИ НА ДНЕПР; МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ; БАШНЯ СЛАВЫ.
 
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРЕЩАТИКА В КИЕВЕ. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1944. ГЕНПЛАН; ПАРК У ДНЕПРА; ВИД С БАШНИ НА ДНЕПР; МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ; БАШНЯ СЛАВЫ.
 
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРЕЩАТИКА В КИЕВЕ. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1944. ГЕНПЛАН; ПАРК У ДНЕПРА; ВИД С БАШНИ НА ДНЕПР; МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ; БАШНЯ СЛАВЫ.
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРЕЩАТИКА В КИЕВЕ. АРХИТ. Г. ГОЛЬЦ, 1944. ГЕНПЛАН; ПАРК У ДНЕПРА; ВИД С БАШНИ НА ДНЕПР; МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ; БАШНЯ СЛАВЫ.
В проектах „прочитывается“ идея Крещатика — главной магистрали города, представляющего собой памятник Победы в Великой Отечественной войне. Поставленная идейно-художественная и градостроительная задача решается благодаря характеру застройки по красным линиям с расположением на магистрали общественных зданий (театры, горсовет, Пантеон, музей), высотных ориентиров, площадей, объектов мемориального содержания.
В проектах видны два подхода к формированию территории, выходящей к Днепру, — завершение выхода триумфальной аркой (К. Алабян), организация парка и возведение высотного обелиска Победы на другом берегу Днепра, тематически и композиционно связанного с Крещатиком (Г. Гольц)
 
 
Об исходных принципах, положенных в основу своего проекта планировки и застройки Крещатика в Киеве, Гольц писал:
 
„Проблема восстановления и реконструкции Крещатика — это, по существу, вопрос организации центра города. Обычно городским центром является площадь. В Киеве положение иное: здесь центр города — Крещатик, т.е. улица, а не площадь. В этом своеобразие задачи, стоящей перед архитекторами. Рассматривая Крещатик как протяженный центр, мы стремились создать некий живой организм, композиционно построенный и функционально оправданный, или, говоря иначе, имеющий ритм и движение. Крещатик, как большая река, принимает в себя с обеих сторон притоки разной величины и значимости. Надо было прежде всего определить, где начало этого движения и куда оно направлено. В прежнем состоянии Крещатика эти моменты не были ясно выражены. В разработанном нами проекте таким началом является конец бульвара Шевченко, а завершением — выход к парку, на берег Днепра. Однако недостаточно определить начало и выход. Необходимо и то и другое оправдать композиционно, т.е. внести динамичность, движение. Для этого мы избрали принцип ритмичности застройки улицы с постепенным напряжением этого ритма от начала магистрали к ее центру — площади Славы и башне Славы с высоким шпилем. Таким образом, мы решаем задачу организации городского центра в виде улицы, объединяющей в себе движение из центра к периферии и подчиненной единому композиционному замыслу“ [13, с. 136—138].
 
В проекте восстановления центра Севастополя (мастерская архит. М. Гинзбурга, 1943) композиция центра города, включающего в свою структуру набережные Южной и Северной бухт и уличную сеть исторического ядра, строилась на осях, соединяющих Исторический и Приморский бульвары. На Историческом бульваре располагались площадь двух Оборон и здание панорамы „Оборона Севастополя“.
 
 
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРА СЕВАСТОПОЛЯ. МАСТЕРСКАЯ АРХИТ. М. ГИНЗБУРГА. 1943. ФАСАД ЗДАНИЯ ПАНОРАМЫ ОБОРОНЫ ГОРОДА; ЭСКИЗЫ АНСАМБЛЯ-ПАМЯТНИКА ОБОРОНЫ ГОРОДА В памятнике-ансамбле отражены исторические события двух оборон города. Композиционная основа — взаимосвязь территорий Исторического и Приморского бульваров, включающих в свою структуру набережные Южной и Северной бухт и улицы исторического ядра города. В проекте творчески осмыслена традиционная форма кургана
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРА СЕВАСТОПОЛЯ. МАСТЕРСКАЯ АРХИТ. М. ГИНЗБУРГА. 1943. ФАСАД ЗДАНИЯ ПАНОРАМЫ ОБОРОНЫ ГОРОДА; ЭСКИЗЫ АНСАМБЛЯ-ПАМЯТНИКА ОБОРОНЫ ГОРОДА
В памятнике-ансамбле отражены исторические события двух оборон города. Композиционная основа — взаимосвязь территорий Исторического и Приморского бульваров, включающих в свою структуру набережные Южной и Северной бухт и улицы исторического ядра города. В проекте творчески осмыслена традиционная форма кургана
 
 
Историческое ядро города мыслилось как культурный центр с различными по функциям объектами, содержательной основой которых явились исторические события двух оборон города¹.
____________
¹ Имеется в виду оборона 1854—1855 годов во время Крымской войны 1853—1856 годов и оборона 1941—1942 годов во время Великой Отечественной войны. (Примеч. науч. ред.)
 
По проекту восстановления и реконструкции центральной части Севастополя (архитекторы Г. Бархин, М. Бархин, Б. Бархин, 1945) „Центром города явился протяженный холм, идущий от Приморского бульвара до Малахова кургана. Вытянутое кольцо главных улиц, обнимающее холм, образовало целостную систему взаимосвязанных площадей и бульваров“ [10, с. 44].
 
В отличие от проекта М. Гинзбурга, в предложении Бархиных композиция города закреплялась высокой башней-маяком у Графской пристани, зданием Панорамы двух Севастопольских оборон на Малаховом кургане и зданием Военно-морского музея на главном холме Исторического бульвара.
 
Сопоставление этих двух проектов показывает, что в первом решалась локальная задача — формирование исторического ядра города мемориальным ансамблем, во втором — предлагалось создать систему ансамблей, охватывающих большую часть территории всего города.
 
Сталинград привлекал особое внимание архитекторов масштабом предстоящих градостроительных работ. Речь шла о приведении всех проблем восстановительного строительства в определенную систему градостроительных мероприятий.
 
„Мы восстанавливаем не отдельные дома, а город в целом“, — так формулировалась задача на VI сессии Академии архитектуры СССР в 1944 г. применительно ко всем городам, разрушенным в ходе военных действий.
 
Сталинград и был таким городом, в котором речь шла не о восстановлении отдельных сооружений и даже кварталов, но — города в целом. Особое значение придавалось центру, рассматриваемому не только как парадная, представительная часть, но прежде всего — как средоточие общественной, политической жизни, концентрирующейся на центральных площадях. Это был поиск образа города, соответствующего его уникальной роли в мировой истории.
 
В 1944 г. Комитет по делам архитектуры при СНК СССР совместно с Правлением Союза советских архитекторов принял решение о проведении открытого конкурса на составление эскизного проекта центральной площади и монумента героическим защитникам Сталинграда.
 
 
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРА СТАЛИНГРАДА. АРХИТ. А.ЩУСЕВ, 1943. РАЗВЕРТКА ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРА СО СТОРОНЫ РЕКИ; ПЕРСПЕКТИВА Центр Сталинграда трактован как памятник Победы. Система площадей, улиц, монументальных башен, общественных зданий ориентирована на Волгу  ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРА СТАЛИНГРАДА. АРХИТ. К. АЛАБЯН, 1944. РАЗВЕРТКА ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРА СО СТОРОНЫ РЕКИ Центр Сталинграда трактован как памятник Победы. Центральная площадь ориентирована на Волгу
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРА СТАЛИНГРАДА. АРХИТ. А.ЩУСЕВ, 1943. РАЗВЕРТКА ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРА СО СТОРОНЫ РЕКИ; ПЕРСПЕКТИВА
Центр Сталинграда трактован как памятник Победы. Система площадей, улиц, монументальных башен, общественных зданий ориентирована на Волгу
 
ПРОЕКТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРА СТАЛИНГРАДА. АРХИТ. К. АЛАБЯН, 1944. РАЗВЕРТКА ЗАСТРОЙКИ ЦЕНТРА СО СТОРОНЫ РЕКИ
Центр Сталинграда трактован как памятник Победы. Центральная площадь ориентирована на Волгу
 
 
Программа и условия конкурса определили его задачи — отразить героическую эпопею величайшего в истории войн сражения у стен Сталинграда. В программе говорилось: „Территория, на которой предполагается организация центральной площади“ с монументом героическим защитникам Сталинграда, „расположена на берегу реки Волги, в системе центрального ансамбля города, в границах: берег реки Волги, Краснознаменская улица и улица Воровского“.
 
Основные положения программы предусматривали: возможность „не считаться с планировкой кварталов, расположенных в пределах этой территории, и существующей в них застройкой“; использование различных композиционных приемов, „создавая как единую площадь, так и систему открытых пространств и т.п.“; формирование застройки в основном зданиями общественного назначения; „необходимость архитектурно-пространственной связи ансамбля центральной площади с существующей площадью Павших Борцов, являющейся центральной административной площадью города“; необходимость организации композиционных связей „центральной площади со всем центральным ансамблем города, учитывая систему улиц и бульваров, подводящих к центру города, а также условия рельефа местности“.
 
Одно из положений программы предусматривало, что ведущим объектом центральной площади должен быть монумент героическим защитникам Сталинграда, однако его местоположение на площади и архитектурно-художественный облик оставлялся на усмотрение авторов, но при условии „наиболее выгодного восприятия монумента с различных видовых точек, в первую очередь со стороны реки Волги и основных площадей и магистралей, расположенных в непосредственной близости к центральной площади“ [20, с. 142].
 
Как отмечалось ранее, объявленному конкурсу предшествовали работы над проектами планировки города, его отдельных сооружений, в том числе и над монументами героической обороны Сталинграда, проводившиеся в мастерских Академии архитектуры (1943—1944).
 
Проекты, представленные на выставке „Героический фронт и тыл“ в Государственной Третьяковской галерее, свидетельствовали о грандиозном размахе и значительности градостроительных замыслов. Так, А. Щусев проектировал центр Сталинграда таким образом, что он сам по себе становился памятником Победы.
 
Г. Гольц рассматривал центр Сталинграда как систему площадей, образующих величественный мемориальный ансамбль-памятник, образ которого должен воплощать идею вечного роста, оптимизма, любви к жизни. Ансамбль включал в себя музей, театр и ряд монументальных сооружений, группировавшихся вокруг двух центральных площадей, расположенных по взаимно перпендикулярным осям. Первая площадь посвящалась героической обороне Царицына в 1918—1919 гг., вторая — разгрому фашистских армий в 1943 г. Отличаясь значительно большими размерами, эта площадь составляла главное ядро ансамбля. В его состав входили ранее упоминавшаяся стена-памятник и здание „Храма Славы“, предназначенное для размещения панорамы „Обороны Сталинграда“ [13, с. 88, 89, 127].
 
Располагаясь вдоль высокого берега Волги, эти сооружения акцентировали узловые точки структуры центра Сталинграда, связывая одновременно город, реку и противоположный берег в одно целое.
 
Проекты реконструкции центра Сталинграда разрабатывались и другими архитекторами (К. Алабян, Л. Руднев и др.). Но несмотря на различия авторских предложений, во всех проектах центр города рассматривался как памятник Победы, как система ансамблей, пространственно взаимодействующих друг с другом и с акваторией Волги. Глубиной и широтой своего историко-патриотического содержания, убедительностью архитектурно-пространственных решений эти предложения дают нам основание считать их прообразами современных мемориальных ансамблей Волгограда.
 
Исторически сложившаяся планировка и застройка Новороссийска не отражала приморский характер города. В проекте мастерской Б. Иофана (1945—1946) была сделана попытка исправить это положение, и при восстановлении города центральные площади были ориентированы на морские просторы.
 
В этом проекте предусматривалось создание системы площадей с одной главной — центральной. На площадях предполагалось возвести общественные здания и памятники, отображающие героическую оборону Новороссийска. Таким образом, памятники оказались сконцентрированы в одном месте, и идея представительности не получила распространение на весь город. Центральная площадь получала фронтальную композицию с обрамлением ее двумя зданиями-пропилеями [20, с. 139].
 
На Всесоюзной выставке в Третьяковской галерее были показаны проекты мемориальных сооружений, рассчитанных на включение их в исторические центры городов. Один из проектов — музей Отечественной войны на Красной площади в Москве архит. Л. Руднева (1943). Градостроительный замысел музея вносил существенную корректировку в архитектурный ансамбль Красной площади, снижая значение Кремлевской стены с ее башнями, Мавзолеем и строгими рядами памятников-бюстов в некрополе.
 
 
ПРОЕКТ МУЗЕЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ. АРХИТ. Л. РУДНЕВ, 1943. ПЕРСПЕКТИВА МУЗЕЯ; ФРАГМЕНТ Крупный и сложный по форме объем музея подавляет историческое архитектурное окружение Кремля и сам Кремль
ПРОЕКТ МУЗЕЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ. АРХИТ. Л. РУДНЕВ, 1943. ПЕРСПЕКТИВА МУЗЕЯ; ФРАГМЕНТ
Крупный и сложный по форме объем музея подавляет историческое архитектурное окружение Кремля и сам Кремль
 
 
Таким образом, конкретно-историческая ситуация предопределяла содержание и форму проектируемых памятных объектов — от простейших знаков на воинских захоронениях к ансамблям-некрополям, от памятных объектов многофункционального назначения к крупным градостроительным образованиям — центрам городов, которые решались как мемориальные ансамбли-памятники Победы.
 

22 мая 2024, 0:33 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий