наверх
 

Константин Юон. Темы монументального искусства

Georgia O'Keeffe. Red Barn in Wheatfield. 1928
Georgia O'Keeffe. Red Barn in Wheatfield. 1928
 
 
 
Автор статьи:
Константин Фёдорович Юон (1875—1958) — русский и советский художник-живописец, мастер пейзажа, сценограф, теоретик искусства, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
Статья публикуется по изданию:
К. Юон. Темы монументального искусства // Вопросы синтеза искусств : Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. — Москва : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1936. — С. 62—66.
Факсимильный скан издания:
Примечание:
Иллюстрации к статье заменены на аналогичные, но полноцветные и лучшего качества из Wikimedia Commons и других открытых источников.
 
 
 

ТЕМЫ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

К. ЮОН

Заслуженный деятель искусств

 
Перед архитекторами и художниками нашей замечательной эпохи поставлена волнующая и ответственная задача — создать облик городов и колхозов Советского союза.
 
Новое содержание социалистической культуры, новый смысл труда и жизни обязывают к решительному обновлению уже устаревшего кодекса архитектурно-художественных форм.
 
Ни масштабы архитектуры, ни ее стиль и традиции, ни ее декоративные детали более не удовлетворяют: все принадлежит другим эпохам и другому содержанию.
 
Наша жизнь во всех ее проявлениях так нова, так органична, что требование отыскать для нее новый стиль естественно и обязательно.
 
Творческий подъем, охвативший людей умственного и физического труда, втянутых в невиданное по масштабам строительство, единство культуры, единство цели и сознания широчайших масс трудящихся, несомненно, гарантируют в ближайшем будущем расцвет синтетического искусства большого стиля.
 
Искусство социализма ждет «своих» художников, для рождения которых все условия и предпосылки налицо.
 
Теоретические дискуссии уже не достаточны. Теорию надо сейчас сблизить с практикой. Пора приступить к организации творческих коллективов для работы над конкретными заданиями. При этом нельзя будет, конечно, игнорировать великих учителей прошлого, создателей крупнейших архитектурных ансамблей — Египта, Греции, Рима и эпохи Возрождения.
 
Выраженные в архитектуре и других пластических искусствах этих эпох величие, мощь и торжественная монументальность нашему времени близки. Но в строительстве пирамид принимали участие огромные коллективы рабов; у нас же новые ценности создают миллионы сознательных и свободных граждан, которые работают на себя, которые хотят повысить свой жизненный и культурный уровень. В этом наше огромное преимущество.
 
Архитектурные ансамбли древней классической архитектуры (Афины, Рим) не превзойдены по своему художественно-ритмическому оформлению. Они учат мудрым соотношениям между целым и деталями. Архитектура Возрождения дает незабываемые примеры гармонической цельности и связанности своей с живописью, скульптурой или мозаикой.
 
Все это наследие нужно нашему архитектурному творчеству. Однако старые памятники искусства, стилистически и тематически тесно связанные со своей эпохой, несмотря на все их совершенство и художественное мастерство, не могут служить готовыми образцами для копирования.
 
Новая строительная техника и новые строительные материалы, а с ними и новые возможности художественного решения также отличают наше время. Поэтому классическая архитектура может служить для нас образцом в стремлении к качественным высотам, образцом умения вкладывать в материал живую идею; строить живописно, ритмично, музыкально и красиво, но никак не являются объектом для подражания.
 
Даже у готической архитектуры, невзирая на то, что она возникла на религиозной почве, можно многому поучиться. Она дала изумительные образцы идейного зодчества, воплощая мысли и чувства в камень. Готика не страдала рационализмом, так же как и индийская архитектура; в обоих случаях делалось много «лишнего», исключительно идеи ради и красоты ради. Но и этот момент может быть учтен в творческой работе советской архитектуры.
 
Для того чтобы овладеть методом и высоким качеством классической архитектуры, необходима гораздо большая связь советских художников с новой жизнью, чем это было до сих пор, ибо именно умению древних греков, римлян, живописцев и скульпторов Возрождения выразить в архитектурных формах элементы окружающей жизни мы и сейчас удивляемся.
 
Мы не должны предрешать какие-либо стандарты архитектуры. Климат, бытовые условия, характер природы — это все факторы, диктующие архитектурный замысел в объемах и стиле. Между севером и югом может быть соревнование: национальные традиции могут лишь обогатить арсенал архитектурных форм. Таким образом, и отдельные стороны древнерусской архитектуры севера могут быть использованы искусным художником.
 
Надо признаться, что до сих пор живой материал советской жизни еще совершенно не использован в архитектуре. Между тем этот материал, выразительный и пластичный, ожидает художественной интерпретации. Многое могут художнику подсказать советские праздники, демонстрации, шествия, парады, трудовые процессы индустриализованной страны, декоративная прелесть физкультурной жизни всех видов спорта и т. д.
 
Фасады, порталы, фризы, медальоны, рельефы, орнаментика — все должно наполниться содержанием, отображающим нашу современность.
 
Новую ритмику, новый орнамент, новые декоративные массивы, новую стилистику можно извлечь из картин и фрагментов природы или строительства.
 
Самолет, трактор, электровоз, автомобиль, стяги и эмблемы, группы и фигуры новых людей — чудесный материал для перевода на язык камня, мрамора, металла, стекла, язык и содержание нашей эпохи.
 
 
Рис. 32. Рафаэль. Чудо Больсена. Деталь фрески. Станцы Ватикана
Рис. 32. Рафаэль. Чудо Больсена. Деталь фрески. Станцы Ватикана
 
 
Без создания большого нового кодекса архитектурных форм не обойтись.
 
Было бы также целесообразно организовать добровольные коллективы архитекторов, художников и скульпторов и даже специальные мастерские для совместного практического выполнения монументальных замыслов. Эти же коллективы и мастерские могли бы оказать большое содействие в перестройке всего индустриального искусства, связанного с новым строительством. Керамическое производство, деревообделочное и металлообрабатывающее, дело ждут также художника. Наконец, в этих же мастерских и коллективах должны найти свое решение проблемы стенописи: техника, тематика, ее живописная культура.
 
Наследство импрессионизма, под знаком которого вся живопись находится до сих пор, его красочное изобилие и техническая нечеткость во многом затрудняют переход к монументальным работам. Порожденные импрессионизмом дилетантизм и безответственность должны быть преодолены. Я при этом не отрицаю целого ряда положительных его сторон, которые успешно могут быть использованы и в стенописи. Однако условный колорит и целесообразно-ограниченная гамма красок в стенописи гораздо более уместны, чем импрессионистическое нагромождение тонов.
 
 
Рис. 33. Рафаэль. Рисунок к фреске «Пожар в Борго». Станцы Ватикана
Рис. 33. Рафаэль. Рисунок к фреске «Пожар в Борго».
Станцы Ватикана
 
 
Формальный разнобой новых наших монументальных опытов (например росписей и архитектуры в доме Музея охраны материнства и младенчества) снижает их художественную ценность. Эти эксперименты принадлежат скорее прошлому, нежели будущему.
 
Стилистическое единство, слитность живописных изображений с архитектурой и обязательная новизна впечатления от композиции являются условиями подлинного синтеза.
 
Новые стенные композиции должны быть увязаны с архитектоникой помещений, для которых они предназначаются, — с масштабами и плоскостями стен и потолков, с условиями света и пространства. Они должны учитывать зрительные расстояния и целевое назначение помещения.
 
Стенные росписи, в целях их органической связи с архитектурой, должны быть решены в геометрической композиции.
 
Лучшие образцы монументальной стенной живописи этой геометричностью всегда обладали: укажем на роспись Сикстинской капеллы, станцы Рафаэля в Ватикане, стенопись Пювис де Шаванна и на образцы древнерусской фрески.
 
Разнообразны возможности использования пейзажной живописи на стене. С пейзажем тесно связана проблема глубинных изображений, т. е. первопланных, двупланных и многопланных фигурных композиций в отличие от плоскостных. Важнейшие задачи связи стенописи с орнаментикой, введения орнамента в композицию, мудрой меры статики и динамики ждут своего практического решения.
 
Чрезвычайно важны и искания условного колорита — задачи выражения монументальной темы, ограниченной гаммой красок. Замечательные рисунки театральных костюмов Бакста могли бы при этом служить образцом.
 
 
Рис. 34. Пинтуриккио. Диспут св. Екатерины. Деталь фрески
Рис. 34. Пинтуриккио. Диспут св. Екатерины. Деталь фрески
 
 
Наконец, задача бесперспективного изображения (без горизонта и без почвы) не должна также игнорироваться, ибо такие условные композиции хорошо соединяются с архитектурой.
 
Конечно, в каждом отдельном случае архитектор должен подыскивать близкого ему по духу художника. Было бы целесообразно организовать конкурс среди архитекторов и художников на свободно избранную тему. Такой конкурс мог бы стимулировать содружество мастеров обоих видов искусств.
 

1 июня 2023, 16:36 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий