наверх
 

М. Г. Бархин. Архитектура культурно-бытовой группы завода. 1936

«Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2» (Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936) Арх. М. Г. Бархин АРХИТЕКТУРА КУЛЬТУРНО-БЫТОВОЙ ГРУППЫ ЗАВОДА
 
 
Статья архитектора М. Г. Бархина «Архитектура культурно-бытовой группы завода» из сборника «Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2» (Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936).
 
Михаил Григорьевич Бархин (1906 — 1988) — советский архитектор, педагог, учёный-архитектуровед. Сын архитектора Г. Б. Бархина, брат архитектора Б. Г. Бархина. Учился в Московском институте гражданских инженеров у П. А. Голосова и Л. А. Веснина (окончил в 1929). Преподавал в Московском инженерно-строительном училище (1929—1932), Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева (с 1932), МАРХИ (1930—1950). Участник войны 1941—1945, полковник. Доктор архитектуры, профессор.
 
 
 
 

Арх. М. Г. Бархин

АРХИТЕКТУРА КУЛЬТУРНО-БЫТОВОЙ ГРУППЫ ЗАВОДА

 
Капиталистическая промышленная архитектура, над которой работали лучшие мастера архитектуры и инженерии, создала ряд примеров технической целесообразности и архитектурной выразительности индустриальных сооружений.
 
Но этих качеств недостаточно для полноценной советской архитектуры промышленных комплексов. Дополнительной и характерной чертой нашей архитектуры является особое внимание к решению вопросов, связанных с местом и значением человека на производстве. У нас одной из серьезных сторон работы архитектора становится удовлетворение культурных, социальных и бытовых запросов рабочего на фабрике. Проблема обслуживания рабочего находит свое конкретное архитектурное выражение в так называемой бытовой группе сооружений промышленного предприятия¹.
____________
¹ Здесь не рассматриваются сооружения административного и учебного назначения, связанные главным образом с подходами и входами на заводскую территорию и представляющие самостоятельную тему.
 
Недооценка этой проблемы, собственно отсутствие ее, в капиталистических условиях привела к положению, при котором культурно решенная группа бытовых помещений за границей является исключением.
 
Недостаточное внимание к ней со стороны архитекторов и хозяйственников в период восстановительный, и даже в период первой пятилетки, привело и у нас к неудовлетворительному архитектурному решению «бытовок» и к мало культурной эксплоатации их. Вопросы эти рассматривались главным образом с точки зрения примитивной санитарной техники и решались в пределах очень жестких строительных норм.
 
Все, что касалось бытового обслуживания предприятий в теории, в проектах и особенно в строительстве, в большинстве случаев было для архитектора «принудительным ассортиментом», который только «сбивал» чистоту решения основного сооружения. Между тем, общественные функции этой группы, охватывающие задачу повышения общего культурного уровня работающих и заботу о здоровом труде, безусловно влияющие на производительность труда, определяют социальное значение этого общественно-бытового участка промышленной архитектуры, как проводника социалистической культуры. А целый ряд архитектурных качеств группы, органически заложенных в ней, при надлежащем их выявлении дает нам действительное понимание архитектурного значения группы в создании образа социалистического промышленного сооружения.
 
Культурно-бытовая группа включает все помещения для рабочих на время прихода и ухода их и для обслуживания их во время работы и отдыха на производстве. Это — помещения санитарно-технического и социально-бытового назначения. Они являются последним местом, в котором рабочий встречается с обстановкой и масштабами, близкими ему, перед входом в обстановку и к масштабам, определенным машиной (рис. 1).
 
 
Рис. 1. Ватерный цех фабрики «Красная Талка» в Иванове
Рис. 1. Ватерный цех фабрики «Красная Талка» в Иванове
 
 
Таким образом, бытовая группа есть продолжение или, вернее, конечный пункт завода; она же является и первым помещением, открывающим производственное здание, входом в него (рис. 2).
 
 
Рис. 2. Проект Турецкого текстильного комбината в Назели. Перспектива бытовой группы. Вход в корпус. Архитекторы И. С. Николаев и М. Г. Бархин (1935 г.)
Рис. 2. Проект Турецкого текстильного комбината в Назели. Перспектива бытовой группы. Вход в корпус.
Архитекторы И. С. Николаев и М. Г. Бархин (1935 г.)
 
 
В примере 2-го текстильного комбината для Турции каррэ обслуживающих помещений образует внутренний дворик. При протяженном, метрично решенном фасаде этот прием дает подчеркнутый вход, характерный для местных бытовых и архитектурных условий, и вместе с тем вводит бытовые помещения в производственные отделения.
 
Отсюда ясна большая архитектурная роль и значение бытовой группы в общем комплексе промышленного сооружения, как архитектурного перехода и выражения связи промышленности с населенным пунктом.
 
 
Рис. 3. Габариты человека (из датского справочника по строительной промышленности)
Рис. 3. Габариты человека (из датского справочника по строительной промышленности)
 
 
Элементы бытовых сооружений по самому существу связаны с масштабом человека (рис. 3). И, благодаря архитектурным объемам, имеющим членения и элементы, соизмеримые с человеком, возможны удачные разрешения вопросов масштабности всего сооружения. Абсолютные размеры производственных зданий приобретают подчеркнутую остроту и начинают ясно читаться при сопоставлении с архитектурой бытовых групп (рис. 4 и 5).
 
 
Рис. 4. Сименсштадт. Завод электроприборов. Бытовые группы, расположенные во вертикали, подчеркивают масштабность всего сооружения. Арх. Г. Гертлейн
Рис. 4. Сименсштадт. Завод электроприборов. Бытовые группы, расположенные во вертикали,
подчеркивают масштабность всего сооружения. Арх. Г. Гертлейн
 
 
Рис. 5. Резиновая фабрика в Копеннике. Котельная. Удачное сопоставление маленького бытового корпуса с мощной вертикалью трубы подчеркивает масштабность всего сооружения. Архитекторы Корн и Вейцман
Рис. 5. Резиновая фабрика в Копеннике. Котельная. Удачное сопоставление маленького бытового корпуса с мощной вертикалью трубы подчеркивает масштабность всего сооружения. Архитекторы Корн и Вейцман
 
 
Здания этих групп должны обладать четкостью, ясностью и правдивостью своего архитектурного построения, и контрастирование архитектуры для человека и для машин подчеркивает специфику архитектуры сооружений промышленного типа (рис. 6).
 
 
Рис. 6. Трикотажная фабрика. Производственная специфика утрированно подчеркнута контрастом сплошного застекления главного фасада и каменного торца бытовых групп. Архитекторы Г. П. Гольц, С. Н. Кожин и М. П. Парусников (1927 г.)
Рис. 6. Трикотажная фабрика. Производственная специфика утрированно подчеркнута контрастом сплошного застекления главного фасада и каменного торца бытовых групп. Архитекторы Г. П. Гольц, С. Н. Кожин и М. П. Парусников (1927 г.)
 
 
Этот же прием контраста (или подобия) определяет решение интерьера бытовой группы. Организация восприятия перехода из малого помещения (пространства) в большое (из бытовых помещений в основной цех) требует напряжения архитектурных качеств — постепенной подготовки или внезапного раскрытия грандиозного интерьера цеха.
 
Из всех разделов промышленной архитектуры в разделе социальных, культурных и бытовых сооружений общность архитектурных средств и композиционных приемов с приемами архитектуры общественных зданий наиболее сильна и органична. Это положение подтверждается рядом примеров, приобретающих сейчас особую остроту и значимость.
 
Входы на завод, ранее решавшиеся в виде проходной будки, по значению своему должны входить в общую архитектурную систему подходов к заводу. Существующие проходные ворота наших заводов этой задачи перед собой не ставили.
 
Вместе с тем, организованный вход многих тысяч человек является, конечно, объектом большого архитектурного значения. И архитектура спортивных сооружений, стадионов, парков культуры, выставок и пр., издавна решавшая проблемы пропуска и организации больших масс людей на большие территории, дает ряд блестящих примеров этого типа сооружений (рис. 7). В последних работах наших архитекторов эта проблема входа уже находит удачное конкретное выражение, и завод им. Сталина (Москва) дает пример решения парадных порталов входа (рис. 8). Эта же задача неплохо решена и при реконструкции Сталинградского тракторного завода.
 
 
Рис. 7. Стадион в Кельне. Главный вход. Арх. Адольф Абель
Рис. 7. Стадион в Кельне. Главный вход. Арх. Адольф Абель
 
 
Рис. 8. Входы на завод им. Сталина. Проект архитекторов Е. М. Попова и Н. М. Морозова (1934 г.)
Рис. 8. Входы на завод им. Сталина. Проект архитекторов Е. М. Попова и Н. М. Морозова (1934 г.)
 
 
Вопросы внутреннего озеленения промышленных зданий не имеют примеров организованного решения этой проблемы архитектором. Все проделанное в этой области выполнялось стихийно, без определенных архитектурных и научно-обоснованных материалов, и в ряде случаев давало даже отрицательный результат (рис. 9).
 
 
Рис. 9. Озеленение завода «Манометр» в Москве (1932 г.). Отрицательный пример установки цветов на рабочих столах
Рис. 9. Озеленение завода «Манометр» в Москве (1932 г.). Отрицательный пример установки цветов на рабочих столах
 
 
Если оставить пока в стороне специфичность условий существования зелени в промышленном здании (производственные вредности, температура и т. д.), то архитектура зимних садов, оранжерей, выставочных зданий и др. дает удачные разрешения вопросов зелени, как самостоятельного участка архитектуры интерьера.
 
Обводнение промышленного цеха, организация внутренних бассейнов и фонтанов, в общем комплексе с зелеными массивами и скульптурой, также заставляет нас обращаться к архитектуре общественной и жилой (рис. 27).
 
Общими вопросами архитектуры являются также вопросы контраста интерьеров бытовых помещений.
 
Разработка вопросов размещения бытовых групп приводит к определению этого размещения как одного из признаков, по которым строится идея всей планировки промышленной территории. Решение центральной площади и основной магистрали определяет одновременно характер и прием планировки бытовых сооружений.
 
Их роль и место в восприятии всего комплекса сооружений промышленной площадки определяют в ряде случаев архитектурное выражение завода. Центральная площадь Балахнинского ремонтно-механического завода, магистраль Уральского электро-машиностроительного завода и ЗИС дают примеры такой организации генерального плана (рис. 10, 11 и 12).
 
 
Рис. 10. Ремонтно-механический завод в Балахне (1933 г.). Расстановка трех бытовых групп определяет решение внутризаводской площади. Архитекторы В. Каптеров и Г. Орлов
Рис. 10. Ремонтно-механический завод в Балахне (1933 г.). Расстановка трех бытовых групп определяет решение внутризаводской площади. Архитекторы В. Каптеров и Г. Орлов
 
 
Относительно бо́льшая свобода архитектурно-планировочного решения бытовой группы, при органической связи ее с цехом, дает дополнительные и большие композиционные возможности для последнего (рис. 6 и 13).
 
Все сказанное выше в полной мере подтверждает наше положение о крупном значении бытовой группы в создании архитектурного образа всего промышленного комплекса. И в арсенал архитектурных средств, с помощью которых создаются наши грандиозные промышленные ансамбли, архитектор должен, наряду со всей спецификой и мощью индустриальных мотивов, включить элементы архитектуры, диктуемой человеком.
 
 
Рис. 11. Уральский электро-машиностроительный комбинат. Генеральный план. Административно-бытовые группы основных заводов вынесены на главное авеню — магистраль 120 м ширины. Авеню заканчивается высоким зданием общекомбинатского управления
Рис. 11. Уральский электро-машиностроительный комбинат. Генеральный план. Административно-бытовые группы основных заводов вынесены на главное авеню — магистраль 120 м ширины. Авеню заканчивается высоким зданием общекомбинатского управления
 
 
Перейдем теперь к рассмотрению факторов, определяющих размещение, расстановку бытовых трупп и принципов организации этого размещения.
 
Расположение отдельных групп помещений санитарных, культурных, здравоохранения, питания, спорта и отдыха по отношению к генеральному плану всего промышленного комплекса и по отношению к каждому корпусу в отдельности определяется рядом архитектурных, технико-экономических и бытовых факторов. Группы эти по внутреннему режиму, конструкциям, характеру эксплоатации и архитектурным качествам отличаются в основном от решения промышленных цехов здания и выделяются поэтому в планово самостоятельный элемент. Архитектурные и функциональные принципы организации и размещения бытовых групп в порядке анализа мы будем рассматривать раздельно.
 
 
Рис. 12. Автозавод им. Сталина в Москве. Генеральный план. Соцбытовой сектор выделен в отдельную входную группу. Бытовые группы каждого завода вынесены на магистраль
Рис. 12. Автозавод им. Сталина в Москве. Генеральный план. Соцбытовой сектор выделен в отдельную входную группу. Бытовые группы каждого завода вынесены на магистраль
 
 
По формальным соображениям размещение бытовых групп определяется рядом общих архитектурно-композиционных средств организации пространства и его восприятия, свойственных каждому архитектурному организму: метра, ритма, симметрии, динамики и др. И правильное использование этих формальных средств в промышленной архитектуре дает ряд примеров большой выразительности.
 
Метр секционного, повторного построения бытовых трупп, при огромном протяжении фасадов современных промышленных предприятий, лаконично и выразительно решает архитектуру крупнейших сооружений (рис. 4 и 14).
 
Использование бытовой группы, выделенной в самостоятельный корпус, как развитого входа в основное производственное здание, дает логичный и сильный центр (рис. 15 и 23). Симметричное расположение бытовой группы, при решении больших заводских площадей, организует их по необходимым композиционным осям (рис. 10).
 
Своей исключительной выразительности табачная фабрика, построенная архитекторами Ван дер Флюттом и Бринкманом (Роттердам), обязана динамике перехода спокойных, ритмично решенных горизонталей фасада главного здания через торец бытовой группы к сильной кривой административно-бытового корпуса (рис. 13).
 
 
Рис. 13. Табачная фабрика в Роттердаме (1926 г.). Перспектива. Архитекторы Бринкман и Ван дер Флюгт
Рис. 13. Табачная фабрика в Роттердаме (1926 г.). Перспектива. Архитекторы Бринкман и Ван дер Флюгт
 
 
Таким образом, можно установить, что при решении внутризаводских магистралей и площадей, при создании основных композиционных осей, при компоновке отдельных сооружений площадки — использование архитектурно-формальных приемов расстановки элементов бытовых групп является одним из действительных средств создания архитектурной выразительности всего архитектурного целого.
 
Следующей группой принципов организации бытовых сооружений являются принципы функционально-поточные. Здесь расстановка бытовых сооружений определяется общим приемом решения генерального плана и частным решением отдельных корпусов, вытекающим из технологических, строительных и эксплоатационных условий.
 
Остановимся на влиянии общего приема генерального плана на расположение бытовых помещений.
 
Выше отмечались планировочные возможности, построенные на идее размещения бытовых помещении. Более общей и основной, по существу, формой решения этой проблемы является обратное: размещение бытовых групп по жестким, определяющим существо производства, показателям.
 
 
Рис. 14. Трикотажная фабрика «Красное знамя» в Ленинграде. Макет (1925 г.). Метричная расстановка бытовых групп. Арх. Эрих Мендельсон
Рис. 14. Трикотажная фабрика «Красное знамя» в Ленинграде. Макет (1925 г.).
Метричная расстановка бытовых групп. Арх. Эрих Мендельсон
 
 
Вся планировка заводской территории в целом — размещение производственных корпусов, нанесение транспортной сети, построение и согласование графиков производственного и людского потоков, координирование входов с положением населенных пунктов — определяют место и ориентировку бытовых групп по отношению к этим входам, магистралям рабочего движения, основным композиционным осям генерального плана. Таким образом, организация культурно-бытового обслуживания на всей территории промышленного комбината представляет сложную комплексную задачу, которая входит составной частью в общую проблему генерального плана завода (рис. 10).
 
Переходя к выяснению влияния решения отдельных производственных корпусов на размещение бытового сектора, необходимо отметить, что специфика самого производства в большой степени определяет состав, планировку и размещение бытовых помещений. В основном на приемы расположения групп вспомогательных помещений влияют следующие факторы:
  • а) абсолютная величина производственного корпуса, площади, перекрываемой строительной коробкой, и предельные расстояния от рабочего места до обслуживающих помещений;
  • б) характер габарита цеха (павильонная или сплошная система организации производства), а следовательно, и этажность корпуса, его аэрация и освещенность;
  • в) возможность расширения цехов;
  • г) особенности самого технологического процесса: факторы вредности, члененность и секционность производства;
  • д) условия внутри- и междуцехового транспорта;
  • е) плотность распределения рабочей силы по цеху.
 
Конкретные условия проектировки приводят к определенной соподчиненности приведенных факторов, и приемы решения расстановки бытовых групп можно свести к ряду уже вполне сложившихся типов.
 
 
Рис. 15. Здание цветочных культур. Административно-бытовая группа, решенная как вход, дает сильный центр и определяет всю композицию здания. Арх. Цитсма. (Голландия)
Рис. 15. Здание цветочных культур. Административно-бытовая группа, решенная как вход, дает сильный центр и определяет всю композицию здания. Арх. Цитсма. (Голландия)
 
 
Торцовое расположение бытовых групп по короткой стороне корпуса применяется при узких одно- и многоэтажных корпусах с боковым освещением, частично также в корпусах с верхним светом. При этом способе остаются свободными длинные стороны здания, что удачно разрешает вопрос освещенности, а в ряде случаев и аэрации основного корпуса. Здесь решение бытовых помещений может быть также одно- и многоэтажным (рис. 17, 18, 19). Прием этот дает большие архитектурные возможности, богато решая торцы длинных однообразных корпусов (рис. 13).
 
Ленточное расположение обслуживающих помещений вдоль длинных сторон корпуса чаще всего применяется при корпусах одноэтажных с верхним светом, по принципу параллельного обслуживания цехов. В ряде случаев неравномерность насыщения рабочими отдельных цехов вызывает местные изменения ширины ленты бытовых помещений. В случае особо трудоемких производств бытовые помещения занимают весь периметр корпуса или проектируются в два и более полуэтажа. При недостаточной выразительности фасада одноэтажного производственного корпуса большой длины этот прием может дать более разнообразные и интересные решения (рис. 20).
 
Секционное расположение бытовых групп (также вдоль длинной стороны корпуса) связывается обычно с секционностью или члененностью самого производства. Прием этот решает вопрос стандартизации и типизации бытовых ячеек и представляет в основном дальнейшую разработку предыдущих решений. Архитектурно прием дает сильное ритмичное членение фасада, разнообразя и акцентируя длинный фронт корпуса (рис. 14 и 21). В отдельных случаях фронтального решения корпуса прием приводит к созданию одного центрального ядра бытовой группы, являющегося и входом в цех (рис. 2 и 15).
 
Следующий прием планировки культурно-бытового комплекса помещений в отдельном корпусе обычно вызывается следующими соображениями: вредностью производства, требующей вынесения бытовых устройств из производственного корпуса (химия); расстановкой бытовых ячеек на основных магистралях людских потоков для четкой организации движения; характером размещения самого производства (шахты); стремлением уменьшить затемнение корпуса бытовыми пристройками; неизбежностью пересечения железнодорожных путей с интенсивным движением потоком рабочих при подходе к самому корпусу; и, наконец, рядом местных бытовых навыков. Связь с производственными корпусами в этом случае осуществляется либо переходом по эстакадам и разводам людей по 2-му этажу, либо пропуском рабочих через тоннели под путями с выходом в определенном месте цеха (рис. 23).
 
Выделение бытовых помещений в отдельный корпус дает ряд новых плановых и архитектурных возможностей для всего комплекса и для самих вынесенных групп. Главная магистраль (Орский завод, Уральский электро-машиностроительный завод и др.) хорошо организуется в таких случаях ритмичной расстановкой одинаковых корпусов, административно-бытового назначения (рис. 11 и 16).
 
 
Рис. 16. Орский паровозостроительный завод. Людской поток (по варианту с бытовыми помещениями, спроектированными в отдельных корпусах)
Рис. 16. Орский паровозостроительный завод.
Людской поток (по варианту с бытовыми помещениями, спроектированными в отдельных корпусах)
 
 
Новым приемом, примененным в последнее время на крупнейших наших одноэтажных заводах с верхним светом, является расположение лент бытовых помещений на крышах цехов, в частности на пожарных зонах. Этот прием является результатом величины цеха и стремления приблизить обслуживающие культурные и бытовые помещения к рабочему месту («Шарикоподшипник»).
 
 
Рис. 17. Челябинский тракторный завод. Кузнечный цех. Торцовое решение бытовых групп
Рис. 17. Челябинский тракторный завод. Кузнечный цех. Торцовое решение бытовых групп
 
 
Движение рабочих поверху разрешает положительно вопросы прохода больших масс людей через чужие цеха и склады, вопросы пересечения внутризаводского и внутрицехового транспорта и (вопросы равномерного обслуживания цехов (рис. 22 и 24).
 
Значительный интерес представляет самый спуск из бытовых помещений в цех. Дальнейшая проработка этого вопроса приводит к созданию большого внутреннего холла в производственном цеху, способного обеспечить массу рабочих во время перерыва в работе (большим объемом свежего воздуха (рис. 25 и 26).
 
В дипломном проекте арх. Н. Щетинина была сделана первая попытка разрешения такого двухсветного холла. Холл этот связан со всеми основными отделениями фабрики и примыкает к ленте бытовых помещений, местным развитием которой он является.
 
Прием этот, таким образом, перерастает в идею внесения культурно-бытового сектора помещений в самый цех. Путем выделения в центре производственного корпуса ряда пролетов, входящих в габарит здания, или путем расчленения корпуса на секции повторных производственных циклов, создаются в цеху «оазисы» зелени, фонтанов и свежего воздуха. Двухсветные холлы объединяют вокруг себя ряд бытовых помещений, комнаты отдыха, приема пищи и др. Они являются центром культурной работы в цеху. В них сосредоточены все средства художественной выразительности: фреска, скульптура, барельеф.
 
 
Рис. 18. Челябинский тракторный завод. Кузнечный цех. Схема плана с торцовым размещением бытовых трупп
Рис. 18. Челябинский тракторный завод. Кузнечный цех. Схема плана с торцовым размещением бытовых трупп
 
 
Рис. 19. План табачной фабрики с торцовой расстановкой бытовых трупп. Архитекторы Бринкман и Ван дер Флюгт
Рис. 19. План табачной фабрики с торцовой расстановкой бытовых трупп. Архитекторы Бринкман и Ван дер Флюгт
 
 
Примеры архитектуры осуществленных общественных зданий (рис. 27 и 28) дают общий характер решений аналогичных задач. Этот прием может создать условия для нормального режима работ в ряде тяжелых и вредных производств (химия, цветная металлургия и др.). Такое направление в решении бытовых групп открывает исключительные общие перспективы создания архитектуры действительно социалистической фабрики.
 
Здесь проблема культурно-бытового обслуживания связывается со всеми вопросами создания архитектуры общего интерьера промышленного корпуса (рис. 25, 26, 29, 31 и 32).
 
Перечнем указанных систем не исчерпываются возможности расположения бытовых помещений. Вместе с принципами архитектурно-формальными и социальными они являются опорными пунктами, от которых возможны и необходимы дальнейшие поиски правильного и полного решения.
 
 
Рис. 20. Челябинский тракторный завод. Механо-сборочный цех. Ленточное расположение бытовых групп
Рис. 20. Челябинский тракторный завод. Механо-сборочный цех. Ленточное расположение бытовых групп
 
 
Расположение бытовых трупп на генеральном плане и по отношению к производственному зданию определяется также законоположениями по охране труда и местными бытовыми и климатическими особенностями. Действующие Единые нормы строительного проектирования и соответствующие постановления и нормы охраны труда регламентируют перечень бытовых помещений, нормы пользования и их взаимосвязь с производственными.
 
Все отдельные сооружения и помещения, обслуживающие рабочего на производстве (в цеху и вне цеха), должны строиться на этой нормативной базе. Но, с повышением культурных требований и ростом общего благосостояния страны, базы этой становится уже недостаточно. Стихийное движение по облагораживанию всего комплекса промышленных предприятий со стороны самих заводов обгоняет нормы. В узком разрезе рассматриваемого круга вопросов это направление, охватившее и новые и реконструируемые заводы, сказалось в «самодеятельном» внутреннем озеленении цехов, в создании комнат отдыха, концертных эстрад, в расстановке скульптур в цеху и т. д.
 
Архитектор должен подхватить и организовать это движение, ответить этим требованиям и пойти по пути создания новых типов социально-бытового и культурного обслуживания рабочего, что безусловно отразится и на общих принципах размещения бытовой группы.
 
Новые заманчивые возможности, при разнообразии и специфичности различных районов нашего Союза, дает использование местных бытовых и архитектурных навыков. Кроме общего влияния на архитектуру всего промышленного комплекса, последние могут сыграть большую роль в создании самого типа организации специальных бытовых помещений, его планового и объемного решения (рис. 30).
 
Переходя от вопросов расстановки бытовых групп к принципам планового их решения, к их содержанию, мы считаем внутреннюю планировку и архитектуру этих групп органически связанными со всеми вопросами размещения культурно-бытового сектора на генеральном плане, с производственным корпусом и с общим архитектурным замыслом всего комплекса сооружений. Этот участок работы является составной частью всей проблемы и конкретно разрешает бытовую и социальную сущность ее.
 
Требуемые действующими нормами вспомогательные помещения для рабочих состоят из двух основных групп: санитарно-бытового и социально-бытового обслуживания.
 
Санитарно-бытовая группа обслуживает физиологические нужды работающих и является барьером, ограждающим рабочего и его семью от вредностей производства, а в пищевых производствах, кроме того, ограждающим продукцию от инфекции и загрязнения.
 
Социально-бытовая группа является проводником социалистической культуры на промышленных предприятиях.
 
По производственному принципу бытовые помещения разделяются на основные, устройство которых необходимо для большинства производств, и на дополнительные, устраиваемые в зависимости от специфических производственных особенностей и вредностей.
 
Как общие, так и дополнительные бытовые группы состоят из помещений санитарных, общественных, преследующих цели здравоохранения и питания. Перечень этих помещений приводится в табл. 1.
 
Как общие, так и дополнительные бытовые группы состоят из помещений санитарных, общественных, преследующих цели здравоохранения и питания. Перечень этих помещений
 
Организация санитарно-бытовых процессов и состав, размеры и расположение санитарно-бытовых помещений обусловливаются требованиями производства и количеством работающих на нем.
 
Обязательное наличие и размеры уборных остаются одинаковыми для всех производств. Наличие курительных зависит главным образом от пожароопасности производства.
 
Требуемый комплект раздевален, гардеробов, душей, умывален и других специальных помещений определяется Классификацией производств, предложенной арх. Ильинским (Иннорс).
 
Класс «А» включает производства с резко выраженными факторами вредности, производства с высокосанитарным режимом в производственных и бытовых помещениях, необходимых для качества выпускаемой продукции, и, наконец, производства, требующие высокосанитарного режима для качества продукции, с одновременно резко выраженными факторами вредности. Класс «А» требует наличия «пропускника» (две раздевалки с душами между ними). Умывальные необходимы, как вспомогательное устройство.
 
Класс «Б» включает производства с ухудшенными (грязные, пыльные, мокрые) условиями труда. Здесь требуются обыкновенные души и раздевальни с двойными шкафчиками. Умывальные необходимы в качестве вспомогательного устройства.
 
Класс «В» включает производства с нормальными условиями работы. Здесь требуются умывальники в качестве основного и единственного устройства для мытья и ординарные шкафчики для хранения одежды.
 
По признаку функционального использования мы можем разделить бытовые помещения на обслуживающие рабочего во все время пребывания его на производстве, во время его прихода и ухода и во время перерывов в работе.
 
К помещениям, обслуживающим работающих во время их пребывания на работе, мы относим уборные, курительные, комнаты кратковременного отдыха, отчасти умывальные. К обслуживающим работающих только на время прихода и ухода относятся гардеробные, раздевалки, души, умывальные. Наконец, к обслуживанию во время перерывов в работе относятся столовые, буфеты, красные уголки, помещения физкультпауз, спортплощадки.
 
Учет радиуса действия бытовых помещений определяет их предельные расстояния от рабочего места.
 
Из условий раздельного характера функционирования бытовых помещений могут быть сделаны следующие архитектурные выводы: группы, периодически используемые, выделяются на периметры и отрываются от производственных корпусов; некоторые из этих групп выносятся за территорию завода к проходным воротам (помещения для кормления детей, столовые и др.), и, наконец, помещения, используемые постоянно или во время перерывов в работе, максимально приближаются к рабочему месту.
 
Основой функционального решения планировки бытовых помещений, их взаимного расположения и связи с цехом являются графики последовательности пользования этими помещениями при приходе на работу и уходе с нее. Сменность, табельный учет, загрузка помещений и эвакуация, специфика производств, разделение мужских и женских групп — определяют эти схемы. Применимость типичных функциональных схем (в основном решающих цепочку: вестибюль — гардероб — раздевалка — душ — цех) к отдельным отраслям производств, а также количественные и качественные изменения в этих схемах зависят от вида производства.
 
 
Рис. 21. Сименсштадт. Платы. Секционное размещение бытовых групп. Арх. Г. Гертлейн
Рис. 21. Сименсштадт. Платы. Секционное размещение бытовых групп. Арх. Г. Гертлейн
 
 
Наряду с уже рассмотренными нами функционально-техническими принципами решения интерьера бытовой группы стоят принципы архитектурно-композиционные. Здесь решающим вопросом являются взаимоотношения бытовой группы с основным корпусом.
 
Характер зрительного и звукового восприятия определит зависимость интерьера обслуживающих помещений от интерьера производственного зала, проблему перехода из малого пространства в большое².
____________
² Особняком стоит вопрос организации бытовых помещений при производствах с искусственным освещением, принятым по технологическим или иным соображениям.
 
 
Рис. 22. Первый государственный подшипниковый завод («Шарикоподшипник») им. Л. М. Кагановича. Бытовые группы расположены на пожарных зонах
Рис. 22. Первый государственный подшипниковый завод («Шарикоподшипник») им. Л. М. Кагановича.
Бытовые группы расположены на пожарных зонах
 
 
Рис. 23. Хлорный завод. Макет. Бытовые группы вынесены в отдельный корпус. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант Степанов. Мастерская проф. Г. Б. Бархина (1935 г.)
Рис. 23. Хлорный завод. Макет. Бытовые группы вынесены в отдельный корпус. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант Степанов. Мастерская проф. Г. Б. Бархина (1935 г.)
 
 
Освещение, цвет, высота, шумы и характер работы в цеху отзываются соответствующим образом на решении бытовых устройств, причем реальная связь бытовых помещений с основным залом осуществляется коридорами, переходами по первому этажу, по эстакадам и тоннелю, развертыванием анфилад помещений и т. д., архитектурно решающими подготовку впечатления от производственного интерьера.
 
Средствами введения обслуживающих устройств и помещений в цех является весь архитектурный арсенал приемов организации, так называемых «переливающихся» (переходящих друг в друга) пространств: внутренние переходы, лестницы, полуэтажи, выгородки, внутренние балконы, двухсветные вестибюли, холлы и пр.
 
 
Рис. 24. Завод «Шарикоподшипник». Входы в бытовые помещения
Рис. 24. Завод «Шарикоподшипник». Входы в бытовые помещения
 
 
Все средства художественной выразительности — цвет, фреска, разнообразная фактура, майолика, барельеф, скульптура — должны найти себе место при решении интерьера помещений культурного и социального обслуживания рабочих. Это те же средства, которые более экономно, с поправками и глубоким учетом специфичности производства, участвуют в создании интерьера самого производственного здания.
 
Надписи, указатели и ориентиры, при необходимом уровне качества, превращаются в дополнительное средство художественной организации интерьера.
 
 
Рис. 25. Фабрика искусственного волокна. Спуск из бытовых помещений в цех, решенный внутренним двухсветным холлом культурно-бытового назначения. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант С. Щетинин. Руководитель арх. М. Г. Бархин (1934 г.)
Рис. 25. Фабрика искусственного волокна. Спуск из бытовых помещений в цех, решенный внутренним двухсветным холлом культурно-бытового назначения. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант С. Щетинин. Руководитель арх. М. Г. Бархин (1934 г.)
 
 
Рис. 25. Фабрика искусственного волокна. Спуск из бытовых помещений в цех, решенный внутренним двухсветным холлом культурно-бытового назначения. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант С. Щетинин. Руководитель арх. М. Г. Бархин (1934 г.)
Рис. 26. То же. План 2-го этажа
 
 
Выше, при рассмотрении размещения бытовой группы по отношению к цеху, уже указаны были приемы организации бытовых помещений и обслуживания в самом цеху. К этому обслуживанию нужно отнести озеленение цеха и бытовых групп, обводнение его и создание особого «цеха отдыха и здоровья».
 
Остановимся подробнее на каждом приеме.
 
Озеленение имеет большое оздоровительное и эстетическое значение, и архитектурное включение его в интерьер промышленного здания содействует повышению узко утилитарного характера цеха до уровня крупных общественных сооружений. Очень высока роль озеленения, как организующего фактора в плане. Разработка этой проблемы приводит к ряду обязательных архитектурных условий для осуществления озеленения; из них главнейшими являются:
  • а) создание цельного и достаточно крупного массива зелени в виде аллей или отдельных компактных вкраплений зелени;
  • б) безусловный отказ от хаотической и раздробленной постановки отдельных «пальм» в кадушках у станков (рис. 9);
  • в) совместное решение озеленения с обводнением (фонтаны и бассейны);
  • г) включение этих узлов в общую систему культурного и социально-бытового обслуживания и придание им характера места отдыха в самом цеху; и, наконец,
  • д) создание соответствующих режимов: светового, вентиляционного и температурного.
 
 
Рис. 27. Зимний сад. Арх. Лео Нахтлихт
Рис. 27. Зимний сад. Арх. Лео Нахтлихт
 
 
Производственные условия в решающей степени определяют породу, характер, высотность, компактность и другие качества зелени в цеху, а в ряде случаев могут привести к выгораживанию зеленого массива из общего объема цеха. Озеленение помещений чисто бытового назначения решается проще, в зависимости от архитектурного замысла.
 
В проблему обводнения цехов входит организация в цеху фонтанов, бассейнов, питьевых колонок, использование увлажнителей, брызгал и пр. Производственные условия определяют возможность и систему обводнения. В ряде производств (текстиль) это обводнение может заменить необходимое увлажнение.
 
 
Рис. 28. Главный холл мэрии в Булони-Биланкур. Арх. Тони Гарнье
Рис. 28. Главный холл мэрии в Булони-Биланкур. Арх. Тони Гарнье
 
 
Естественна и желательна связь обводнения с зеленым массивом. Комплексное использование этих средств приводит к идее создания в производственном здании своеобразного оазиса — «цеха здоровья и отдыха». Проблема эта совершенно нова и разрешалась лишь в вузах, в условиях академического проектирования. Значение ее и перспективы развития бесспорны и увлекательны. В результате многократной академической проработки этого вопроса наметился целый ряд различных приемов решений.
 
 
Рис. 29. Прядильная фабрика. План. Бытовые помещения организованы по вертикали вокруг холлов, членящих основной корпус. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант Б. Мезенцев. Мастерская проф. И. С. Николаева (1935 г.)
Рис. 29. Прядильная фабрика. План. Бытовые помещения организованы по вертикали вокруг холлов, членящих основной корпус. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант Б. Мезенцев. Мастерская проф. И. С. Николаева (1935 г.)
 
 
В ряде случаев основной, главный проход цеха превращается в аллею организованной зелени. Аллея эта приобретает развитый профиль, и для нее выделяется пролет особого габарита. В других проектах центр производственного корпуса отводится под самостоятельный массив зелени с фонтанами, скульптурой и местами для отдыха и физкультпауз.
 
 
Проект текстильной фабрики в Ходженте. Бытовые помещения решены полузамкнутым двором-распределителем. Пример использования местных приемов архитектуры. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант Анисифоров. Мастерская проф. И. С. Николаева. 1935 г.
Рис. 30. Проект текстильной фабрики в Ходженте. Бытовые помещения решены полузамкнутым двором-распределителем. Пример использования местных приемов архитектуры. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант Анисифоров. Мастерская проф. И. С. Николаева. 1935 г.
 
 
От собственно производственного корпуса (в зависимости от производства) этот массив зелени отделяется остекленной переборкой или веерными фонтанами (рис. 25). Со входами в цех этот центр связывается аллеей зелени шириной в целый пролет.
 
Интересно задумано решение такого внутреннего холла в одном из дипломных проектов Сталинабадской прядильной фабрики. Холл выделен из производства, в центре его — большой фонтан. Вентиляционные камеры, вынесенные в холл и остроумно подвешенные к перекрытиям, где они занимают только половину высоты этажа, использованы для барельефов или фресок. Под ними и над ними идут основные периметровые проходы (рис. 31).
 
Реальность проекта, который благодаря экономичному использованию холла не увеличил кубатуры здания ни на один кубометр против типовых проектов прядильной фабрики и вместе с тем создал архитектурно и эксплоатационно отличное решение, выделяет этот прием из ряда других.
 
Идея эта была выдвинута еще в 1926 г. на конкурсе прядильной фабрики для города Иванова проф. Г. В. Бархиным, который решением примыкающих друг к другу трех широких корпусов наметил новый прием культурно-бытового обслуживания. В дальнейшем идея эта развивается в целую систему холлов, определяющих архитектуру всего экстерьера (например в дипломном проекте арх. Мезенцева, рис. 29, 32). Здесь она перекликается с одним из проектов медеплавильного завода, где корпус с большими вредностями членится на отдельные секции, связанные в архитектурное целое двухсветными блоками культурно-бытовых помещений.
 
 
Рис. 31. Внутренний вид Сталинабадской прядильной фабрики. Дипломный проект Архитектурного института. Мастерская проф. Г. Б. Бархина (1934 г.)
Рис. 31. Внутренний вид Сталинабадской прядильной фабрики. Дипломный проект Архитектурного института.
Мастерская проф. Г. Б. Бархина (1934 г.)
 
 
Для производств, не позволяющих выделения в самом цеху отдельных пролетов или групп пролетов, в ряде проектов создаются озелененные объемы культурного назначения, расположенные по периметру основного корпуса.
 
Сказанное выясняет зависимость приемов решения «цехов отдыха и здоровья» от рода производств. Но весь характер архитектуры экстерьера и интерьера промышленных зданий приобретает благодаря этому новую черту решения задачи по признаку живого человека.
 
 
Рис. 32. Внутренний холл Ходжентской прядильной фабрики. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант Б. Мезенцев. Мастерская проф. И. С. Николаева. (1935 г.)
Рис. 32. Внутренний холл Ходжентской прядильной фабрики. Дипломный проект Архитектурного института. Дипломант Б. Мезенцев. Мастерская проф. И. С. Николаева. (1935 г.)
 
 
* * *
 
В заключение необходимо хотя бы кратко остановиться на проблеме архитектуры помещений отдыха, спорта и питания на территории завода.
 
Архитектурная организация отдыха на производстве охватывает как отдельные цеха, так и все предприятия в целом. Специфика производства, профилактические требования, местные бытовые и климатические особенности, возрастной состав, количество мужчин и женщин, занятых на производстве, — все эти моменты определяют характер принимаемой схемы организации отдыха и спорта. Специальные постановления по охране труда регламентируют построение этих схем.
 
Организация отдыха при производствах, где перерыв в работе используется как «тихий» отдых, приводит к созданию специальных помещений, входящих в общую систему культурно-бытового обслуживания. Эти же помещения (или соответствующие площадки, плоские крыши и т. п.) используются для проведения физкультурных упражнений.
 
При производствах, где спорт является составной частью отдыха, он архитектурно организуется в спортивном секторе. Сектор этот представляет, по существу, самостоятельный участок планировки и должен рассматриваться со всеми вопросами генерального плана.
 
Система общественного питания на производстве решается созданием крупных центров-столовых, в основном выносящихся за территорию завода, и организацией разветвленной сети помещений «для принятия пищи» — буфетов, чайных, кафе и т. д. — непосредственно при цехах.
 
Все вопросы отдыха, спорта и питания составляют единую систему обслуживания рабочего во время перерыва в работе и требуют архитектурной организации ее.
 
* * *
 
Каковы же пути дальнейшего развития архитектуры бытовых групп?
 
В настоящее время намечаются следующие направления в решении архитектуры бытового сектора:
  • а) использование всего наследия старой и новой архитектуры для создания произведений высокого качества;
  • б) овладение всей техникой санитарного и культурного обслуживания нужд и потребностей рабочего;
  • в) приближение центров непрерывного обслуживания к рабочему месту и вынесение периодически используемых помещений на периметры зданий и за территорию завода;
  • г) организация в промышленных корпусах специальных «цехов отдыха и здоровья».
 
Всем этим архитектура бытовой труппы будет участвовать в создании архитектурного образа всего цеха — места творческого труда.
 

17 июня 2018, 14:48 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий