|
Н. Пекарева. Комплекс зданий СЭВ. 1973
Комплекс зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи, также известный, как «Дом-книжка» — комплекс зданий, расположенный по адресу Новый Арбат, дом 36 в районе Арбат Центрального административного округа города Москвы. Комплекс включает 3 здания, объединённых общим стилобатом: 31-этажную административную высотку, конференц-центр и 13-этажную гостиницу «Мир». Здания были возведены в 1963—1970 годах для размещения органов Совета экономической взаимопомощи, в 1991—1992 годах отчуждены в пользу мэрии Москвы вместе с другим недвижимым имуществом СЭВ. В здании разместилось московское правительство, а в 1994 году в здании также располагалась Государственная дума I созыва.
Публикуем статью архитектора Н. А. Пекаревой о проекте комплекса зданий СЭВ из сборника «Архитектурное творчество СССР. Проблемы и суждения : Выпуск 1» (Москва, 1973).
Н. Пекарева. Комплекс зданий СЭВ // Архитектурное творчество СССР. Проблемы и суждения : Выпуск 1 / Ответственный редактор д-р арх., проф. Ю. С. Яралов ; Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры. — Москва : Стройиздат, 1973. — С. 65—73.КОМПЛЕКС ЗДАНИЙ СЭВН. Пекарева
Комплекс зданий СЭВ — одно из наиболее значительных общественных сооружений 60-х годов. Уникальный по своему общественно-политическому значению, он выполняет большую градостроительную роль и представляет особенный интерес как произведение, отражающее многие прогрессивные принципы решения архитектурных задач.
Время строительства комплекса совпало со значительным расширением работ по реконструкции центральной части столицы, когда проблема создания нового общественного центра не только заняла особое место в разработке генерального плана города, но и получила принципиально новое решение. Характерный для старых городов центр в виде точки, где сходятся все направления радиально-кольцевых улиц, заменяется пространственно развитой системой отдельных общественных центров, органически связанной со структурой всего города и способной развиваться по мере его роста. В соответствии с этим в новый центр Москвы помимо Кремля и близлежащих площадей и улиц должны войти набережные, а также ряд существующих и проектируемых общественных комплексов в различных районах. Значительным элементом этого «созвездия ансамблей» станет и комплекс СЭВ, воздвигнутый в одном из ответственных пунктов городского центра, у выхода проспекта Калинина к Москве-реке.
Комплекс СЭВ стоит на высоком берегу, у вершины речной излучины. Этот излюбленный в мировом и отечественном градостроительстве прием размещения крупных архитектурных ансамблей выявляет природные особенности городского ландшафта и создает условия для активного воздействия сооружения на окружающее пространство. С набережных и мостов возникает множество интересных видовых точек. Высотное здание СЭВ предстает перед зрителем в непрерывной смене ракурсов, главенствуя в раскрывающихся перед ним перспективах.
Расположенный у пересечения крупной радиальной трассы и реки комплекс СЭВ служит не только архитектурным акцентом в панораме набережных, но и обогащает силуэт столицы, являясь четким ориентиром, подчеркивающим архитектонику общей радиально-кольцевой планировочной структуры города. Так, в перспективе, открывающейся с развилки Кутузовского проспекта, высотный объем СЭВ выступает своего рода вехой, отмечающей въезд в центральную часть города — на проспект Калинина. Выявляя новую радиальную магистраль, административное здание СЭВ пространственно связывает ее с Кутузовским проспектом, к которому обращены его широко раскрытые крылья.
Комплекс СЭВ входит важным звеном в многоплановый ансамбль проспекта Калинина. Он завершает ритмический ряд башенных домов северной стороны улицы и, «перекликаясь» с высотными административными зданиями противоположной стороны, пространственно уравновешивает общую композицию магистрали. Организующая роль комплекса особенно велика в связи с тем, что между Садовым кольцом и набережной в основном сохранены разновременные, относительно невысокие здания, и строительство в конце магистрали крупного архитектурного ансамбля помогло объединить старую застройку с новой. Дальнейшая реконструкция этой части проспекта Калинина будет способствовать созданию еще большего композиционного единства магистрали.
Административное сооружение нового типа — комплекс СЭВ — обладает разнообразными общественными функциями и дает возможности широкого универсального использования. Наряду с рабочими комнатами, где удобно разместилось свыше 2 тыс. сотрудников, в нем имеются крупные общественные и производственные помещения: конференц-зал на 1 тыс. мест, зал заседаний Исполкома СЭВ, зал и кабинеты совещаний, библиотека, кулуары и фойе, а также гостиница с рестораном, типография, АТС, гараж. И, что очень важно, здесь предусмотрена «гибкая» планировка, позволяющая менять планы этажей и габариты помещений¹.
____________
¹ На всех этажах административного здания установлены сборно-разборные перегородки в виде щитов из асбоцементных листов; в зале заседаний Исполкома СЭВ и в ресторане — раздвижные деревянные перегородки.
Общая кубатура комплекса — 339 тыс. м³, в том числе административного здания — 274 тыс. м³, гостиницы и ресторана — около 65 тыс. м³. Основой для сочетания в едином архитектурном организме административной, общественной и жилой сфер комплекса послужил характерный для современного проектирования прием выделения в отдельные объемы групп помещений в соответствии с их назначением, структурой и конструкциями. При этом начиная с первых эскизов была принята высотная композиция, в данном случае весьма обоснованная, поскольку опыт эксплуатации административных зданий показывает, что при скоростном вертикальном транспорте многоэтажные дома наиболее удобны и экономичны. Кроме того, создавая возможность кругового осмотра и зрительного восприятия здания с дальних расстояний, высотность усилила его градостроительную роль. Быть может, для того, чтобы здание СЭВ еще активнее «работало на город», следовало бы сделать его несколько выше. Однако авторы проекта исходили из необходимости увязать его высоту с высотой близлежащих высотных домов 1948—1952 гг. и таким путем сохранить градостроительный масштаб этих важных, ставших уже привычными элементов в силуэте Москвы.
Комплекс зданий СЭВ отличается ясностью функциональной организации плана, логичностью общего объемно-пространственного построения, в котором выразительная пластика объемов органично связана с их внутренней структурой и конструкциями. В результате четкой классификации помещений возникла пространственно развитая и одновременно целостная архитектурная система, состоящая из 31-этажного административного здания, где размещены представительства стран—членов СЭВ, Секретариат, Институт СЭВ по стандартизации, 13-этажной гостиницы и объединяющего их двухэтажного стилобата, в котором расположены все залы, причем объем конференц-зала выступает над стилобатом и в свою очередь служит элементом общей композиции.
Ансамбль СЭВ органично вписан в территорию, близкую по своей конфигурации к треугольнику и имеющую резкое падение рельефа по направлению к набережной. В этих сложных условиях свободная асимметрия расстановки зданий позволила наиболее рационально расположить все зоны комплекса. Авторы мастерски использовали особенности рельефа, введя в композицию открытые террасы, подпорные стенки, лестницы, пандусы. Для подъезда автомашин к главному входу в административное здание сооружена спиральная железобетонная эстакада.
Несмотря на асимметрию, в ансамбле СЭВ есть внутренняя дисциплина, придающая ему гармоническую уравновешенность. Это выражается прежде всего в энергичном выявлении основной оси, которая отчетливо ощущается в организации территории и в объемно-пространственном построении комплекса. По главной оси поставлена доминанта ансамбля — высотный корпус. Продолжая направление Кутузовского проспекта, эта ось проходит через вершину треугольного участка сооружений СЭВ, подходя к центральному входу в административное здание и связывая его с важной городской артерией. Главной оси композиции сопутствует перпендикулярная ей, соподчиненная ось, по которой расположен стилобат, расчленяющий территорию комплекса на различные зоны.
Дифференциация элементов комплекса по их функции позволила изолировать основные группы помещений друг от друга. Вместе с тем все они удобно связаны между собой, чему в сильной степени способствует введение в композицию остекленной галереи, объединяющей все зоны комплекса. Пространство главного вестибюля свободно «перетекает» в пространство лифтового холла и далее сливается с галереей, откуда можно пройти в правую часть стилобата, отведенную под конференц-зал, и в левую, где расположены зал заседаний Исполкома, а также ресторан, непосредственно связанный с гостиницей. Каждая из этих зон имеет вход с улицы и может быть использована самостоятельно.
Общий вид комплекса с Москвы-реки
Обеспечивая большие функциональные удобства, архитектурный замысел комплекса создает острую, пластически выразительную композицию. Последнее обстоятельство следует особенно подчеркнуть, поскольку оно выгодно выделяет ансамбль СЭВ среди других общественных сооружений его времени. В связи с этим нельзя не отметить, что в 60-х годах утвердился известный штамп конфигурации многоэтажных зданий, представляющих собой, как правило, вытянутые вверх параллелепипеды. В этом смысле административное здание СЭВ — интересное исключение. Авторы сумели отойти от установившегося стандарта и освободиться от ставшего обязательным в архитектурных построениях только прямого угла. Высотное здание СЭВ состоит из двух изогнутых в плане крыльев (длиной 41 м и шириной 12 м каждое), соединенных лифтовым холлом. Общая высота здания 105 м (от уровня пола первого этажа); рабочая площадь высотной части более 20 тыс. м².
Генеральный план комплекса. Проект.
Благодаря широкому размаху крыльев отдельные высотные объемы не заслоняют друг друга; перед окнами рабочих комнат открываются необозримые панорамы столицы. Эта постоянно ощутимая связь с внешней средой как бы увеличивает помещения. Ориентированные на юг и юго-запад центральные изогнутые плоскости главного фасада оснащены солнцезащитными горизонтальными решетчатыми козырьками из алюминия. На восточном фасаде наиболее целесообразным оказалось устройство вертикальных солнцезащитных ребер.
Вид административного здания СЭВ со стороны проспекта Калинина
Ансамбль СЭВ убедительно иллюстрирует широкие возможности проявления творческой фантазии в условиях индустриального строительства. При его возведении большое применение нашли сборные унифицированные конструкции. Наряду с использованием изделий московских заводов и предприятий стран — членов Совета для сооружений СЭВ были разработаны и специальные сборные конструкции, многие из которых затем были внедрены в строительство, в частности элементы унифицированного каркаса многоэтажных зданий. В то же время авторы не превратили сборность в некую догму. Они использовали также сборно-монолитный и монолитный железобетон, поскольку такое сочетание наиболее полно отвечало архитектурному замыслу и было наиболее рационально в технико-экономическом отношении. Высотное здание СЭВ имеет комбинированный сборно-монолитный каркас, запроектированный по связевой схеме. В соответствии с композицией в виде двух изогнутых крыльев его конструкция включает две самостоятельные связевые системы, шарнирно соединенные перекрытиями лифтовых холлов. В качестве связи — ядра жесткости использованы стены лифтовых и вентиляционных шахт. Каждая из двух связевых систем состоит из центрально сжатых колонн, образующих сетку 6×6 м, и поперечных железобетонных ригелей, по которым уложены сборные железобетонные настилы междуэтажных перекрытий. В нижних этажах колонны армированы несущими стальными сердечниками, что позволило сохранить минимальное сочетание колонн для всего здания.
Поперечный разрез высотной части и стилобата административного здания СЭВ
Продольный разрез конференц-зала
Фасады высотного здания отличаются единством композиции, неразрывно связанной с конструкциями внешних ограждений — навесными облегченными панелями в алюминиевом каркасе, облицованными в нижней части закаленным стеклом темно-зеленого цвета. Контрастом к сплошному остеклению основных фасадов служит глухая поверхность четырех торцов, выполненных из навесных железобетонных панелей, облицованных светлой керамической плиткой.
Строгие простые интерьеры рабочих комнат высотной части основаны на применении сборных элементов. Для их отделки использованы ценные породы дерева, разнообразные покрытия полов — рулонный пластик, синтетические ковры, а также простые встроенные в потолки светильники. Особенно интересны интерьеры помещений представительств стран — членов СЭВ, в которых ощущается национальное своеобразие художественной культуры каждого из братских народов.
План типового и представительского этажей
Крупным общественным помещениям стилобата авторы сумели придать черты торжественных и в то же время деловых интерьеров, не вводя каких-либо чисто декоративных деталей, а используя эстетические свойства дерева и камня, творчески сочетая традиционные и новые отделочные материалы, вводя цвет и создавая оригинальные приемы люминесцентного освещения. Своеобразно использованы в интерьерах произведения монументально-декоративного искусства, для которых удачно определено место и подобраны материалы, созвучные общей стилистической характеристике комплекса. При этом большой художественный эффект достигается немногочисленными, но крупномасштабными акцентами.
Конференц-зал
В отделку вестибюля, кулуаров и галереи введены общие композиционные мотивы, способствующие единству их восприятия и подчеркивающие целостность архитектурного замысла. Особенно большое значение для зрительного объединения всех пространственно взаимосвязанных помещений имеет одинаковая обработка их потолков рядами световых полос, чередующихся с полосами штукатурки. Этот крупномасштабный метрический узор проходит основным композиционным мотивом через все зоны стилобата.
Комната совещаний (18-й этаж)
Каждый из залов, напротив, характеризуется ярко выраженной индивидуальностью архитектурного облика. Самое крупное общественное помещение комплекса — конференц-зал — имеет универсальное назначение. Круглый в плане, с местами, расположенными амфитеатром, он перекрыт оригинальной конструкцией в виде конической, предварительно-напряженной железобетонной растянутой оболочки с растянутым стальным кольцом, смещенным относительно центра цилиндрического объема зала. Светорассеивающий потолок зала составлен из объемных алюминиевых элементов, квадратных и звездообразных в плане, соединенных по углам и образующих решетку. Пронизанный светом, ажурный, как бы сплетенный из серебряных нитей, орнамент этой решетки служит ведущим декоративным мотивом интерьера зала.
Схема трансформации зала заседаний Исполнительного комитета СЭВ. Два варианта
В объемно-пространственной структуре стилобата отчетливо выражена круглая форма конференц-зала. Его цилиндрический объем служит своего рода стержнем, вокруг которого компонуется пространственная система помещений. Главенствующее значение зала подчеркивается многокрасочной мозаикой, выложенной на внешней поверхности его барабана и рассчитанной на восприятие не только в интерьере, но и с улицы. Будучи наиболее активным цветовым акцентом всего ансамбля, мозаичное панно приковывает взоры зрителей к главному общественному помещению комплекса.
Центральное ядро левой части стилобата составляет зал заседаний Исполкома, где за круглым столом собираются представители братских стран. При помощи раздвижных деревянных перегородок зал расчленяется на три самостоятельные части.
Структурные различия помещений, ярко выявленные в общей композиции комплекса СЭВ, определили своеобразие его характерного запоминающегося архитектурного облика. Он отличается энергичной лепкой объемов, точностью силуэта, выразительной игрой светотени. Творческая задача здесь решена средствами современной тектоники и развитой пространственной композиции. Внимательно продумывая пластическое построение объемов, членения, пропорции и колористическое решение фасадов, авторы оперировали в основном лишь такими архитектурными средствами, как контраст, ритм, цвет, светотень. Устремленные ввысь широко раскрытые крылья административного здания, свободно распластанный стилобат, глухой цилиндрический объем конференц-зала, простой по очертаниям параллелепипед гостиницы и, наконец, напряженная спираль эстакады — все эти резко отличные элементы предстают перед зрителем в острых сочетаниях, контрастируя и одновременно пластически дополняя друг друга, они формируют единый ансамбль, оставляющий цельное, гармоничное впечатление.
Авторы проекта комплекса архитекторы М. Посохин (руководитель), А. Мндоянц, В. Свирский; инженеры Ю. Рацкевич, С. Школьников. Авторы отдельных разделов комплекса: административного здания — архитекторы С. Егоров, Ю. Семенов, инж. И. Хомяков; конференц-зала — арх. Н. Пышкин, инж. В. Пименов; гостиницы — арх. М. Першин; ресторана — арх. 3. Дырмонт.
Наряду с Советским Союзом в возведении комплекса участвовали все страны — члены СЭВ. Интернациональный характер строительства дал весьма ощутимые результаты. Высокое качество отделочных работ, хорошее инженерное оснащение комплекса, разнообразие палитры отделочных материалов — все это результат общих усилий братских социалистических стран.
На Втором всесоюзном смотре творческих достижений советской архитектуры в 1969 г. авторы проекта комплекса зданий СЭВ были удостоены первой премии.
9 декабря 2021, 23:21
1 комментарий
|
|
Комментарии
Добавить комментарий