|
Николай Георгиевич Котов. «Строительство социализма» и другие плакаты
Н. Г. Котов. У мечети / Before the Mosque. Источник: sphinxfineart.com
Before the Mosque depicts an extensive mosque complex, with numerous outer buildings and a rising central blue tiled cupola. The building style of the mosque is characteristic of Uzbek architecture and in many ways recalls Timurid architecture. The most characteristic feature of Timurid imperial buildings is their enormous scale, emphasised by huge entrance portals and thick minarets covered in tile decoration. The dome, eponymous with Uzbek architecture, became increasingly characteristic under the Timurids with the development of double-shell domes. The characteristic outer dome form is a tall ‘melon-shaped’ structure, as seen in Before the Mosque, and set on a high drum decorated with ribs which are covered in vibrant glazed tile work.
Николай Георгиевич Котов (творческий псевдоним Котов-Памирский) (1889, Томск — 1968, Москва) — русский и советский живописец, график, мастер панорамной живописи; член Союза художников СССР; Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии, действительный член (академик) Академии художеств СССР.
Первоначальное художественное образование получил в Томских рисовальных классах у известного томского художника и педагога С. М. Прохорова. Окончил Томский технологический институт.
Продолжил учёбу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912—1917) у А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, К. А. Коровина, С. Д. Милорадовича.
С 1917 года снова жил в Томске, выступил одним из организаторов Томской секции Изобразительного искусства. С 1918 по 1920 год принимал участие в борьбе против колчаковщины, затем был на руководящей работе в органах народного просвещения и изоискусства, одновременно работая как художник по агитплакату и агиттеатру.
Н. Г. Котов. Единогласно. Клуб типографии «9-е января». 1924. Источник: shishkin-gallery.ru
В 1921 году переехал в Москву. Один из учредителей Ассоциации художников революционной России (1922), активный участник выставок Ассоциации (1922—1929). Исполнительный секретарь и один из организаторов Союза художников СССР.
Много работал как плакатист, в основном в области политического плаката — известны его «Даёшь самокритику! Через самокритику к дешевому и гибкому аппарату!», «Везде, всегда, безраздельно с нами Ленин» (1924), «Строительство социализма» (1927), «На борьбу с империалистическими войнами!» (1929), «За что погибло 10 000 000?» (1929), «Распрабабкиной техники скидывай хлам…» (1930), «Рабочий, ты видишь поток потерь?…» (1930), «300 миллионов в год…» (1930).
Н. Г. Котов. Эскиз иллюстрации чувашский праздник. Источник: shishkin-gallery.ru
В 1920—1930-х годах неоднократно выезжал в экспедиции на Алтай, Памир, в Сибирь, выполнил циклы живописных и графических работ.
Николай Георгиевич Котов. Источник фото: artmuseumtomsk.ru
Во время участия в качестве художника в Таджикской комплексной экспедиции на Памир и затем в своей первой диорамной работе «Кузнецкстрой» для изобразительного комплекса к 15-летию Октябрьской революции, художник выработал свою так называемую систему «шкалы зональных пространственных цветов» и, основываясь на её принципах, выстраивал закономерности изменения цвета в пространстве с учётом определенной воздушной среды при различных освещениях, погодных условиях и временах года. Постепенно художник выработал свой, достаточно трудоёмкий, но проверенный на практике метод написания диорамных и панорамных полотен. Н.Г. Котов становится создателем первой советской диорамы для музейной экспозиции — «Кузнецкстрой», выполненной для Музея Революции (Москва), который в 1935 году будет передан «Дому техники» Кузнецкого металлургического комбината имени товарища И. В. Сталина.
Н. Г. Котов. Кладбище в Зупге. Начало реки Пяндж. 1932. Источник: shishkin-gallery.ru
В довоенный период Котов создает десятки больших и малых диорам, например, для Музея народов СССР в Москве («Советский Памир», «Хлопковый совхоз Байаут», «Чу-строй», «Животноводческий колхоз Гунделен», «Зерновой совхоз Псыгансу» и др.; 1934—1936 гг.), для советского павильона на Международной выставке в Париже (1937), для павильона «Зерно» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (1936—1939).
Великая Отечественная война стала важной вехой в становлении художественного стиля Н. Г. Котова-Памирского. Николай Георгиевич по заданию Военно-медицинского музея совершил четыре поездки на фронт, сделав для музея сотни этюдов с натуры о работе военных медиков. Кроме этого по поручению партии часто ездил на другие участки фронта, побывав не только на обороне городов на Чёрном море, но также и на Белом море и на Западном фронте. Собранный материал послужил основой для создания более 50 диорам.
Н. Г. Котов. Младший сержант С. Р. Шведенко. Мастер водолечебницы госпиталя. 1944. Источник: shishkin-gallery.ru
В 1942 году Н. Г. Котов-Памирский самостоятельно выехал в Севастополь для отправки в тыл панорамы Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя». Руководил консервацией и отправкой спасенных остатков панорамы.
С 1946 года работал над созданием передвижной панорамы «Оборона Сталинграда». Проект был выдвинут на соискание Сталинской премии, однако по ряду причин панорама не была завершена.
В 1953 году было принято решение о воссоздании панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя». Возглавил творческий коллектив художник В. Н. Яковлев, по инициативе которого был приглашён к работе Котов-Памирский. Николай Георгиевич выполнил эскиз размером 3×18 метров, что позволило без лишних затрат произвести восстановление панорамного комплекса. Накануне столетнего юбилея со дня открытия, в 1954 панорама «Оборона Севастополя» была открыта.
Позднее для Музея Революции (Москва) Котовым была написана панорама «Освобождение Новороссийска от фашистских захватчиков».
Всего же за годы работы было создано не менее ста музейных и выставочных панорам. Для панорамных работ изучал места боев на Перекопе, Сиваше, под Сталинградом, Новороссийском и на Бородинском поле. Собирая этюдный материал, Николай Георгиевич много путешествовал по стране, в составе Памирской экспедиции АН СССР возглавлял группу художников.
Н. Г. Котов. Вечером. Источник: shishkin-gallery.ru
Маршруты его путешествий пролегали на Кавказ, Тянь-Шань, Среднюю Азию (Киргизия, Казахстан), Сибирь, Кольский полуостров. Побывал он и на многих новостройках — Волховстрой, Вашстрой, Донбасс, Мариупольские заводы, канал «Москва — Волга».
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Российской государственной библиотеке, в Таганрогской картинной галерее, Новороссийском государственном музее заповеднике, Научно-техническом музее имени И.П. Бардина в Новокузнецке, Петрозаводском музее изобразительных искусств Республики Карелия, Томском областном краеведческом музее, Челябинской областной картинной галерее и других собраниях.
Творческое наследие Николая Георгиевича обширно, в нем кроме живописных работ сохранен рукописный материал, переданный его дочерью в Государственный архив Томской области. Долгие годы Николай Георгиевич занимался разработкой теории о законах видимости мира, поисками научного обоснованного создания изобразительного языка.
Награды и звания:
Ниже мы размещаем несколько плакатов Н. Г. Котова периода 1920—1930-х годов.
Строительство социализма
Строительство социализма : [Плакат] / Художник Н. Г. Котов. — Москва : Издательство Ассоциации художников революционной России (АХРР), 1927. — 1 л. : хромолитогр.; 76×53,5 см
Источник: dlib.rsl.ru
На борьбу с империалистическими войнами!
На борьбу с империалистическими войнами! : [Плакат] / Художник Н. Г. Котов. — Москва : Государственное издательство, 1929. — 1 л. : хромолитогр.; 105×70 см
Даешь самокритику!
Даешь самокритику! Через самокритику к дешевому и гибкому аппарату! : [Плакат] / Художник Н. Г. Котов. — Москва : Ассоциация художников революционной России (АХРР), [б. г.]. — 1 л. : хромолитогр.; 76×57 см
Источник: redavantgarde.com
Распрабабкиной техники скидывай хлам
Распрабабкиной техники скидывай хлам Клич гуди по рабочим взводам От ударных бригад к ударным цехам От цехов к ударным заводам : [Плакат] / Художник Н. Г. Котов. — Москва : Гострудиздат, 1930. — 1 л. : хромолитогр.; 70×52 см
Источник: redavantgarde.com. В плакате варьируются строки 32–40 из стихотворения «Марш ударных бригад» В. В. Маяковского.
За что погибло 10 000 000?
За что погибло 10 000 000? : [Плакат] / Художник Н. Г. Котов. — Москва : Государственное издательство, 1929. — 1 л. : хромолитогр.; 104×69 см
1914—1918 | Bсего на войну мобилизовано 68.000.000 человек | Стоимость национальных богатств главн. воевавших стран 1200 миллиард рублей | 10.000.000 убито и умерло от ран | Инвалидов 4.000.000 человек | Ранено 20.000.000 человек.
Источник: redavantgarde.com
Рабочий, ты видишь поток потерь?
Рабочий, ты видишь поток потерь?... : [Плакат] / Художник Н. Г. Котов. — Москва : Гострудиздат, 1930. — 1 л. : хромолитогр.; 79×54 см
Разработан Центральным музеем охраны труда и соц.страхования. Серия «Борьба с потерями в производстве». Плакат № 2.
Миллиарды жрет безхозяйственности зверь. Сумей использовать даже шлак, даже дым — эти миллиарды на стройку дадим!
Источник: redavantgarde.com
22 июня 2020, 19:12
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий