наверх
 

Первый московский крематорий и его значение

Первый московский крематорий. Постройка. Источник: Алексей А. Сидоров. Москва (фотоальбом). Издание Берлин. изд-во ALBERTUS-VERLAG, 1928
Первый московский крематорий. Источник: Алексей А. Сидоров. Москва (фотоальбом). Берлин : ALBERTUS-VERLAG, 1928
 
 
7 декабря 1918 г. кремация обрела в Советской России легальный статус благодаря декрету Совнаркома РСФСР «О кладбищах и похоронах». Любопытно, что на тот момент в стране не было ни одного крематория, то есть осуществить свое право на сожжение было просто невозможно. Как заметил американский историк Ричард Стайтс, «огненные машины крематория были идеальной эмблемой большевистского способа смерти: чистого, рационального и экономичного»*.
____________
* Цит. по статье: «Вместе с автомобилем, трактором, электрификацией»: к истории кремации в России / И. В. Сидорчук // Социология науки и технологий. 2018. Том 9. № 3. — С. 54 (pdf).
 
В 1919 году Владимир Ленин подписал декрет о предпочтительности кремации, а Совнарком издал декрет о кладбищах с подробным описанием правил её проведения. Строительство крематория считали элементом «новой пролетарской культуры». Лев Троцкий призывал лидеров советского правительства завещать сжечь свои тела (подобно Энгельсу, тело которого согласно его последней воле, было кремировано, а урна с прахом опущена в море у Истборна, Великобритания).
 
 
Фомин И. А. Конкурсный проект здания Крематориума в Ленинграде (1 премия), девиз «К небу». Август 1919 г.  Фомин И. А. Конкурсный проект здания Крематориума в Ленинграде (1 премия), девиз «К небу». Август 1919 г.
Фомин И. А. Конкурсный проект здания Крематориума в Ленинграде (1 премия), девиз «К небу». Август 1919 г.
 
 
Главным советским идеологом трупосжигания стал Гвидо Габриэлевич Бартель (1885—1943), инженер из Одессы, этнический немец. Его монография «Огненное погребение (кремация)» издавалась трижды (1925, 1928, 1930). В 1925 году развернулась активная пропаганда кремации. Гвидо Бартель приводил веские доводы в её пользу: «Стоимость сжигания должна обойтись в пределах 10 руб. Если к этому прибавить расходы на дешевый гроб, дешевое одеяние, то ясна материальная выгода для широких масс».
 
Выгоды огненного погребения (кремации) по мнению Гвидо Бартеля:
  • 1 — идеальнейший способ погребения;
  • 2 — абсолютно удовлетворяет всем требованиям санитарии;
  • 3 — разрешает земельно-кладбищенский кризис городов;
  • 4 — незаменима при эпидемиях, войнах, народных бедствиях;
  • 5 — рассеивает вековые предрассудки;
  • 6 — наиболее красивый, целесообразный и дешевый способ погребения;
  • 7 — разрешает вопрос легкого и дешевого способа передвижения останков;
  • 8 — вносит упрощение в быт похорон, удешевляет их и сберегает время родным;
  • 9 — служит источником для архитектурного, технического, художественно-промышленного творчества и
  • 10 — признак высокой культуры.
 
В 1920 году на 14-й линии Васильевского острова в Петрограде был построен опытный временный крематорий. В феврале 1921-го крематорий был закрыт из-за частых поломок и неэкономичности. За время работы провели 379 сожжений. Следующий крематорий в Ленинграде был открыт лишь в октябре 1973 г.
 
 
А. И. Гегелло. Проект крематория для Ленинграда. 1930 г. Перспектива
А. И. Гегелло. Проект крематория для Ленинграда. 1930 г. Перспектива.
«Попыткой создания новой архитектурной формы на основе применения современной железобетонной конструкции был один из промежуточных вариантов моего проекта крематория для Ленинграда — тема, над которой я работал почти двадцать лет. В этом проекте, разработанном совместно с арх. Д. Л. Кричевским в 1930 г., крематорий был задуман мной в виде своеобразного зигурата — уступчатого объема. Для более свободного объемного решения траурного зала (зала для прощаний), без лишних, загромождающих внутреннее пространство колонн и сохранения уступов объема внутри, я применил оригинальную конструкцию каркаса здания в виде двух пар параболических железобетонных арок, взаимно пересекающихся в четырех точках. Арки эти служили главным основанием для двух верхних уступов всего объема здания».
 
 
Дуплицкий П. С., архитектор и художник живописи. Конкурсный проект здания крематория в Ленинграде. 2-я премия. 1929
Дуплицкий П. С., архитектор и художник живописи. Конкурсный проект здания крематория в Ленинграде.
 
 
Дуплицкий П. С. Проект второго Крематория в Москве
Дуплицкий П. С. Проект второго Крематория в Москве. 1-я премия на всесоюзном конкурсе. Источник: Ежегодник Общества архитекторов-художников : 14 выпуск. — Ленинград, 1935
 
 
Провал проекта крематория в Петрограде не остановил сторонников кремации. В январе 1925 года в музее Московского коммунального хозяйства прошла выставка моделей и фотографий крематориев и был проведён архитектурный конкурс проектов крематория. Первую премию получил проект архитектора Дмитрия Осипова, вторую премию — проект архитектора Константина Мельникова, третью — проект архитектора В. Дьяконова.
 
По условиям конкурса крематорий необходимо было спроектировать на территории Донского монастыря, приспособив для этого здание недостроенной церкви. «Основное требование, предъявленное к проектам, заключалось в том, чтобы здание крематория с внешней и внутренней стороны не напоминало церковь, так как в задание составления проектов входило приспособление под крематорий старой недостроенной церкви»*.
____________
* Ф. Лавров. Московский крематорий и его значение // Строительство Москвы : 1926 : № 5 : Май. — С. 7.
 
 
Первый московский крематорий (Донской крематорий). 1931 год. Автор фото: William Osgood Field
Первый московский крематорий (Донской крематорий). 1931 год. Автор фото: William Osgood Field
 
 
После одобрения проекта Осипова в июле 1926 года началась переделка здания. Купол церкви заменили двадцатиметровой бетонной башней. На первом этаже разместили вестибюль, колумбарий и залы для ожидания и прощания, а в подвале — две кремационные печи из Германии, дезинфекционную камеру, морг для хранения трупов, душ, слесарно-механическую мастерскую для запаивания урн с пеплом и другие служебные кабинеты.
 
Первое испытание крематория провели 29 декабря 1926 года. «Было сожжено два трупа женского пола в сосновых гробах. Чистый вес первого сожжённого трупа равен 50,4 кг, второго — 38,35 кг. Процесс сожжения, считая с момента ввода гроба в печь до момента выемки металлического сосуда с пеплом, продолжался для первого трупа 1 ч. 30 м., для второго — 1 ч. 40 м. Остатки горения трупа представляют собой небольшой величины белые пористые части костей, легко рассыпаемые при лёгком трении их между пальцами рук. Белый цвет остатков костей указывает на то, что сожжение было произведено в струе раскалённого чистого воздуха с одной стороны и при полном сгорании – с другой. В общем можно сказать, что пепел был высокого качества и представлял собою на вид приятную массу. Вес пепла для первого трупа получился равным 1,9 кг — 3,8 % от веса трупа. Для второго трупа он оказался равным 1,8 кг — 4,7% от веса трупа. Топливом для кремационной печи служил кокс из угля донецкого происхождения»*.
____________
* Журнал «Коммунальное хозяйство», 1927 год.
 
Официальное открытие крематория состоялось 6 октября 1927 года — в этот день была проведена первая плановая кремация.
 
 
Первый московский крематорий (Донской крематорий). 1931 год. Автор фото: William Osgood Field
Первый московский крематорий (Донской крематорий). 1931 год. Автор фото: William Osgood Field
 
 
Первый московский крематорий (Донской крематорий) — первый и до 1947 года единственный массовый крематорий, действовавший в СССР. Закрыт в 1992 году, после чего передан Русской православной церкви.
 
В Донском крематории были кремированы люди, впоследствии погребённые в Кремлёвской стене, а также поэт Владимир Маяковский, писатель Максим Горький, лётчик-испытатель Валерий Чкалов, Маршал Советского Союза Михаил Тухачевский, командарм 1-го ранга Иероним Уборевич, начальник Военной Академии РККА имени Фрунзе Август Корк, Маршал Советского Союза Василий Блюхер, командарм 1-го ранга Иона Якир, писатели Исаак Бабель и Михаил Кольцов, режиссёр Всеволод Мейерхольд и многие другие.
 
Автор проекта первого московского крематория — советский архитектор Осипов Дмитрий Петрович (1887—1934). В 1917 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств со званием архитектора-художника. Член Объединения архитекторов-урбанистов. Автор герба Москвы, использовавшегося в 1924—1993 годах. Скончался в 1934 году. Кремирован в Донском крематории, перестроенном из церковного здания по его собственному проекту. Прах захоронен в крематории.
 
 
Первый московский крематорий (Донской крематорий). 1961 год
Первый московский крематорий (Донской крематорий). 1961 год
 
 
Донской крематорий, план кремационного отделения (полуподвальный этаж)

Донской крематорий, план кремационного отделения (полуподвальный этаж): 1 — печи; 2 — подвижные рельсы; 3 — лифт; 4 — секционная; 5 — душевая и комната отдыха для персонала; 6 — комната врача; 7 — мастерские; 8 — кабинки морга; 9 — то же для заразных; 10 — лестница в подвальный этаж; 11 — дымоход; 12 — место для топлива; 13 — уборные.

Перерисованная картинка из Большой медицинской энциклопедии 1930 года. Автор: Dadamanda. Источник: commons.wikimedia.org

 
 
 

Храм преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре

Донской крематорий

Храм преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре 1917 Донской крематорий 1927 Храм преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре 2008
1917 1927 2008
 
 
 
Ниже мы публикуем статью Ф. Лаврова «Московский крематорий и его значение» из журнала Строительство Москвы (1926, № 5) с описанием трех конкурсных проектов первого московского крематория.
 
 
 
 

Лавров Ф. Московский крематорий и его значение // Строительство Москвы : 1926 : № 5 : Май. — С. 5—7.

 
 
Лавров Ф. Московский крематорий и его значение // Строительство Москвы : 1926 : № 5 : Май  Лавров Ф. Московский крематорий и его значение // Строительство Москвы : 1926 : № 5 : Май  Лавров Ф. Московский крематорий и его значение // Строительство Москвы : 1926 : № 5 : Май
 
 

Московский крематорий и его значение

 
В истории развития человечества имелись самые разнообразные способы захоронения покойников.
 
Так, например, наши предки следовали обычаю спускать труп в лодке по течению реки, некоторые сибирские инородцы практиковали выставлять труп в поле для того, чтобы его поели звери.
 
Многие народы умерших сжигали на кострах, но самый распространенный способ, широко практикуемый и теперь, это — зарытие умершего в землю. Этот способ захоронения, получивший свое широкое применение, есть самый простой и общедоступный. Во всех странах заняты под кладбища колоссальнейшие земельные площади, которые могли бы быть использованы с большой выгодой для другого назначения. Кроме того, эти кладбища в значительной степени существуют в центральных частях города, представляют большие неудобства и мешают развитию городского строительства. Многие из них, как, например, в Москве, насчитывают за собой несколько сот лет и по своему состоянию не могут быть использованы в дальнейшем под захоронение, вследствие своего переполнения.
 
Все московские кладбища вначале организовались на свободной земельной площади вне городской черты, но вследствие развития города указанные кладбища оказались в самом городе и в настоящее время представляют собою весьма неприятное соседство для окружающего населения.
 
В Москве имеются 32 кладбища с общей площадью 300 десятин, из коих 10 кладбищ в 61 десят. закрыты для погребения и постепенно приспособляются под сады, скверы и парки. Оставшиеся кладбища являются все переполненными в среднем не менее чем на 95%. Поэтому перед нами стоит в данное время весьма серьезная задача заключающаяся в организации новых кладбищ, с отводом под них соответствующих земельных площадей, или применение таких методов захоронения, при которых имелась бы возможность избежать занятия больших земельных участков под кладбища.
 
Таким способом захоронения, не требующим земельных площадей, является кремация или сжигание трупов. Кремация сильно распространена за границей, в особенности в Америке и Германии. Так, например, в Америке имеется 87 крематориев, в Германии — 60. Кроме этих стран существуют крематории еще более чем в двадцати странах: Англии, Италии, Швейцарии, Франции и др.
 
 
Первая премия — архитектор Осипов. Проект и перспективный вид крематория. По этому проекту приступлено к сооружению здания.
Первая премия — архитектор Осипов. Проект и перспективный вид крематория. По этому проекту приступлено к сооружению здания.
 
 
Преимущество этого способа захоронения перед всеми другими заключается, во-первых, в том, что при сжигании не требуется большой земельной площади для захоронения праха, а в крайнем случае даже можно обойтись и без кладбища, устроив для этой цели небольшое специальное здание — колумбарий, в стенах которого будет производиться замуровка праха, а во-вторых, что здание крематория, в котором будет происходить процесс сжигания, можно строить для удобства населения и в самом городе, в пределах городской черты. Но самое главное, что заставляет нас перейти к сжиганию покойника, — это цель, связанная с достижением более лучших санитарных условий при захоронениях. Как известно, разложение или тление трупа в земле при нормальных условиях продолжается от 7—10 лет, а в сырой почве этот процесс может длиться и до 30-ти лет. В период разложения трупа в могиле скопляется большое количество дурно-пахнущих газов, которые проникают сквозь почву и заражают воздух.
 
Все вышеприведенные факты свидетельствуют о скорейшем введении у нас огненных похорон.
 
Вот почему необходимо теперь широко распространять идеи кремации. Если этот способ захоронения имеет значительные успехи в целом ряде буржуазных стран, где безусловно, на почве религиозных предрассудков, оказывает, в значительной степени, сопротивление этому делу духовенство, то в наших советских условиях кремация будет иметь более широкое применение, чем где-либо за границей. Но для этого нужно принять целый ряд мер разъяснительного характера. Доказать прежде всего населению целесообразность и преимущество сжигания перед способом захоронения в землю, а это преимущество очевидно для каждого сознательного человека. При сжигании в крематории труп не подвергается этому длительному и весьма неприятному процессу разложения. Затем сожженный прах близкого человека можно даже не закапывать в землю или замуровывать в стену, а в хорошо закупоренном сосуде возможно держать в любом помещении или даже в квартире.
 
 
2-я премия — архитектор К. Мельников.
2-я премия — архитектор К. Мельников.
 
 
2-я премия — архитектор К. Мельников.
2-я премия — архитектор К. Мельников.
 
 
2-я премия — архитектор К. Мельников.
2-я премия — архитектор К. Мельников.
 
 
В настоящее время приступлено к постройке первого крематория в Москве на территории Донского монастыря.
 
Прежде чем приступить к постройке крематория, Московским Коммунальным Хозяйством был устроен специальный конкурс на составление проекта здания крематория. В конкурсе участвовало несколько архитекторов, представивших свои проекты крематория. Советом Жюри были рассмотрены три проекта: архитекторов Дьяконова, Мельникова и Осипова, которые получили нижеследующие отзывы:
 
а) Проект архитектора Дьяконова:
„Автору не удалось дать постройке типа крематория; переработка дает характер, близкий к типу мавзолея, с удачно проработанными деталями и хорошими пропорциями в общих схемах архитектурных масс; проект экономичен, встречает возражение покрытие части крематория с очень малым подъемом крыш, недопустимым в климатических условиях Москвы“.
 
б) Проект архитектора Мельникова:
„Автор дает много интересных мыслей по внутренней организации здания и придает оригинальную внешность сооружению, которая, однако, не отвечает представлению о крематории, напоминая более выставочный павильон. Исполнение связано с значительной перестройкой здания, отходящее от предположений Московского Коммунального Хозяйства, и осуществляется декоративными приемами (трубы, перекрытие абсид) и потребует значительного перерасхода против предложений других конкурентов. Возможность совершенно иной организации сжигательных оборудований Жюри передает по компетенции на окончательное суждение Крематорной Комиссии“.
 
в) Проект архитектора Осипова:
„Основная идея — дать монументальность сооружению — автору удалась, но не удалось получить в должной степени масштабности: здание слишком мало по своим размерам при данной архитектурной обработке. Общий характер обработки близок к типу крематория; композиция проста и экономична. Неудачны покрытия — при парапетах по периметру всего здания“.
 
На основании указанных отзывов Совет Жюри, произведя сравнительную оценку проектов, постановил присудить следующие премии:
  • 1-ая премия — проекту архит. Осипова.
  • 2-ая премия — проекту архит. Мельникова.
  • 3-ья премия — проекту архит. Дьяконова.
 
 
2-я премия — архитектор К. Мельников.
2-я премия — архитектор К. Мельников.
 
 
Впоследствии все эти проекты были представлены на окончательное утверждение в Президиум Московского Совета, который, внеся некоторые поправки в проект архитектора Осипова, утвердил таковой.
 
Основное требование, предъявленное к проектам, заключалось в том, чтобы здание крематория с внешней и внутренней стороны не напоминало церковь, так как в задание составления проектов входило приспособление под крематорий старой недостроенной церкви. Эти требования и удалось выполнить архитектору Осипову.
 
 
3-я премия — архитектор В. Дьяконов.
3-я премия — архитектор В. Дьяконов.
 
 
В данное время работы по постройке крематория ведутся полным темпом. В нем будут поставлены две крематорных печи, в которых в течение суток можно сжечь до 20 трупов. Окончание постройки намечено к осени настоящего года. Надо надеяться, что новый способ погребения быстро привьется и широко будет применяться не только в Москве, но и в других городах нашего Советского Союза.
 
Ф. Лавров.
 
 

13 октября 2019, 23:18 2 комментария

Комментарии

Тема важнейшая. Её раскрытие может послужить началом соответствующей общенациональной программы. Не секрет, что все без исключения населённые пункты России территориально "задушены" кладбищенскими "городами". Так что фактически покойники цепко держат живых...
Там еще был выстроен занятный колумбарий вокруг (кажется) в том же стиле. Сейчас композицию не так хорошо видно, тем более, что идет варврская реконструкция (https://regnum.ru/photo/3491335)

Добавить комментарий