|
Постсоветская архитектура глазами фотографа Франка Херфорта
Немецкий фотограф Франк Херфорт (Frank Herfort) четыре года путешествовал по бывшему СССР и снимал наиболее выдающиеся высотные постройки. Итогом многолетней работы стала книга о постсоветской архитектуре «Имперская помпа — Постсоветские высотные дома» (Imperial Pomp - Post Soviet high-rise).
Франк Херфорт: Первый снимок для проекта я сделал случайно. Была зима, −18°C, я ехал по шоссе, увидел дом и обалдел. Я не мог поверить своим глазам — такой он был большой и так внезапно расположен. Мне хотелось увидеть, как выглядит этот дом на фотографии: когда снимаешь, вещи всегда выглядят иначе. После пяти-шести случайных кадров я решил сделать проект. Я просканировал всю Москву, проехал по всем шоссе, изучал город по домам. В других городах было по-другому — снимал то, что видел. В Москве небоскребы стоят не так, как в других городах мира — в Шанхае, Дубае, где они сосредоточены, например, в финансовом центре. В Москве есть Москва-Сити, но большинство небоскребов распределены по городу, словно цветы, которые внезапно выросли из-под земли. Дом просто стоит здесь — и все. Когда я показываю свои снимки москвичам, многие удивляются: они и представить себе не могли, что это находится в их городе. Мне кажется, в этих домах еще много советского — они тоже состоят из блоков, только золота и цвета стало больше (ссылка).
Золотые башни Дома министерств в Астане, 1998 год. Башни получили в народе название «пивные банки». © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Херфорт много путешествовал по территории бывшего СССР и заметил много схожего в конструкции экстравагантных помпезных зданий на всём постсоветском пространстве. Они резко отличаются от советской архитектуры и одним своим видом символизируют престиж и статусность.
Матиас Шепп (Шпигель): Продолжительный проект Франка Херфорта «Имперская помпа — Постсоветские высотные здания» наглядно демонстрирует постсоветскую архитектуру как видимое проявление мук рождения новых государств после распада СССР. Он путешествовал по России и бывшим советским республикам, таким как Казахстан. Херфорт добирался до самых границ страны, включая Благовещенск, на самолёте, поезде и на нежно любимой им машине «Волга», приобретённой в Москве. Некоторые небоскрёбы выглядят так, как будто их спустили на Землю боги, поместив их в сонные сюрреалистические пейзажи. Здания напоминают об огромных советских монументах. Они будят воспоминания о великом прошлом и рассказывают о нынешних амбициях превзойти былое величие.
Всего фотограф сделал примерно 300 фотографий высоток, несколько примеров которых можно увидеть в этой публикации. Полную коллекцию работ смотрите в книге Херфорта, вышедшей в свет осенью 2013 года.
ЖК «Алые паруса» на берегу Москвы-реки. 2008 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Сергей Хачатуров (archi.ru): Фотоальбом Франка Херфорта «Имперская помпа» увлекателен и своим визуальным рядом, и текстами, которые его обрамляют. Немецкий фотохудожник сфотографировал самые, по его мнению, причудливые башни Москвы, Уфы, Екатеринбурга, других городов России, а также столиц союзных республик, например, Астаны, Баку и Минска. По верному наблюдению директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной, его беспристрастный взгляд гиперреалиста увидел постсоветские небоскребы некими сюрреалистическими мутантами. Они будоражат воображение и амплитуда реакции на них очень широка. Негативные реакции сконцентрированы в статье Дмитрия Хмельницкого с говорящим названием «Архитектура несуществующего общества». Он говорит о некой имитационной сущности постсоветской архитектуры, которая пытается одновременно быть похожей на Запад и ностальгирует по большому тоталитарному стилю СССР. Психология же тех, кто заказывает архитектуру небоскребов в России 90-х — нулевых остается советской: примитивной и антисоциальной, — подчеркивает Хмельницкий. Оттого, надо думать, такой симулятивный результат. Более лояльное отношение к «пронзающим небо» домам бывшего СССР у Маттиаса Шеппа. Он считает героев снимков Херфорта чем-то вроде арки, соединяющей недавно ставшую свободной Россию и союзные республики с цивилизацией Запада, с его развитой технологией и успешным бизнесом.
Жилой комплекс «Гранд Парк» на Ходынском поле в Москве, введен в эксплуатацию в 2007 году. В народе дома прозвали «зажигалками». © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан в Казани, 2005 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой дом «Парус» в Москве, 2007 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
«Дом на Мосфильмовской» в Москве, 2012 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Сургутская школа изучения иностранных языков («Сургутский Биг-Бен»), 2004 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Штаб-квартира компании «КазМунайГаз» в Астане, 2007 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Отель Hilton в Баку, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Деловой центр «Челябинск-Сити», 2008 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Дом у Комендантской площади» в Петербурге, 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Северное сияние» в Астане, 2008 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Центральный концертный зал «Казахстан» в Астане, 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Штаб-квартира компании «Газпром» в Москве, 1995 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Министерство транспорта и коммуникаций в Астане, 2003 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Лазурный квартал» в Астане, 2012 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Имперский дом» в Москве, 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Байконур» в Астане, 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Воробьевы горы» в Москве, 2005 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Триумф Астаны», 2006 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Бизнес-центр «Северная башня» в «Москва-Сити», 2008 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Югорская шахматная Академия в Ханты-Мансийске, 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Солнечная Арка» в Москве, 2009 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Башня «Меркурий Сити» в «Москва-Сити», 2013 год. На настоящий момент самое высокое здание в России и в целом в Европе высотой 339 метров. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Офис партии «Нур Отан» в Астане, 2012 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс в Нижнем Новгороде, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Новая Александрия» в Сочи, 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Дирижабль» в Москве, 2012 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Алые Паруса» в Москве, 2009 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Спортивный комплекс «Платинум Арена» в Хабаровске, 2003 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Многофункциональный комплекс «Легион III» в Москве, 2008 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Президентский дворец в Алма-Ате, 2004 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Монумент «Байтерек» в Астане, 2002 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Гостиница «Азия» в Благовещенске, 2012 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Торговый комплекс «Космос» в С.-Петербурге, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс в Москве. 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Бизнес-центр GazOil Plaza в Тюмени, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Железнодорожный вокзал в Самаре, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс в Казани. 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Кунцево» в Москве, 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
«Дом-утюг» в Самаре, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Бизнес-центр «Линкор» в Москве, 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Бизнес-центр «Павелецкая плаза» в Москве, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр» в Астане, 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Национальная библиотека Республики Беларусь в Минске, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Бизнес-центр «Саммит» в Екатеринбурге, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Эдельвейс» в Москве, 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Северный парк» в Москве, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Континенталь» в Москве, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Отель «Ривьера» в Казани, 2011 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Бизнес-центр Нордстар Тауэр (Nordstar Tower) в Москве. 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Жилой комплекс «Дом в Сокольниках» в Москве. 2010 год. © Frank Herfort. Источник: frankherfort.de
Дмитрий Хмельницкий (Берлин) Архитектура несуществующего общества
Предисловие к книге Херфорта. Опубликовано также в журнале Современная архитектура. 2013. № 5
Архитектура любой страны и эпохи выражает общественное устройство и общественные отношения этой страны и этой эпохи. Такова аксиома, с которой начинается любое изучение истории архитектуры. Она по-прежнему верна и актуальна. Причудливое, экзотически устроенное на внешний взгляд, общество, как правило, выражает себя в причудливой архитектуре. И наоборот — за причудливой на взгляд наблюдателя архитектурой почти неизменно скрываются необычные для него формы жизни и общественного устройства.
Коллекция фотографий Фрэнка Херфорта — наилучшее практическое подтверждение этого сугубо теоретического тезиса. Есть внешний наблюдатель и есть абсурдная с его точки зрения, по большей части ни на что привычное и естественное не похожая, архитектура. И есть странное общество, породившее эту архитектуру. Точнее, много обществ, возникших на месте распавшейся в начале 1990-х годов советской империи.
На фотографиях Фрэнка Херфорта показаны почти исключительно небоскребы — богатые жилые дома и штаб-квартиры крупных государственных и частных фирм. Все они построены за последнюю пару десятилетий в странах бывшего СССР. Многие из этих стран сегодня можно без особых натяжек считать в той или иной степени диктатурами (включая Россию — сомнений на этот счет вроде бы больше нет).
Диктатура — это не только режим, в котором отсутствуют (или не действуют) демократические законы и права. Это еще такое государственное устройство, в котором социальные программы сведены к минимуму, а правящий слой, как правило, выражает свое величие, иерархическое положение своих членов и их богатство визуальными средствами. Архитектура для этой цели подходит идеально. Особенно — архитектура небоскребов.
Жилища, офисы фирм и государственные учреждения превращаются в таких условиях в символы социального, финансового и политического успеха — и неизменно утрачивают при этом те качества, которыми должна обладать хорошая архитектура.
В этих условиях функциональное назначение здания теряет значение. Не задачи пространственной организации функции определяют форму здания, они вторичны и проектировщикам не интересны. Главная задача — произвести нужное впечатление внешним видом. А нужное впечатление — это ощущение мощи, величия, богатства и исключительности. И самого здания, и тех, кто им пользуется. Так было в СССР. В этом смысле, архитектура многих стран бывшего СССР полностью опирается на советские традиции.
***
В 1920-е годы, в эпоху раннесоветской диктатуры и так называемого «советского авангарда», архитекторы тоже были лишены возможности работать над созданием естественной среды обитания человека, но многие об этом мечтали и надеялись на лучшее. В начале 1930-х годов даже этим надеждам был положен конец. Сталинская архитектура в принципе не решала главную задачу архитектуры — проблему организации среды обитания. По-крайней мере, среды обитания всего населения, а не узкого начальственного слоя. Да и представления об архитектурном качестве жилья и обслуживания высших начальников были достаточно примитивными. Они сводились к типовым, похожим одна на другую квартирам внутри здания и декору разной пышности (в зависимости от иерархического положения жильцов) снаружи. Сами здания, особенно на центральных улицах и площадях, представляли собой нечто вроде монументов, символизирующих важность и величие их жильцов (или сотрудников, если это были государственные учреждения).
Массовое жилье было исключено из сознания советских архитекторов сталинской эпохи. Барачные поселки без благоустройства, которые строились для рабочих, и городские кварталы советской знати существовали как бы в разных измерениях, никак друг с другом не взаимодействуя. Хотя часто соседствовали территориально или даже делили одно и то же пространство.
В более позднюю эпоху, когда в СССР, наконец, появилась массовая панельная застройка в качестве относительно комфортабельной среды обитания для всех, сталинские дома воспринимались населением как образцы высокой художественной культуры и идеального комфорта. Ничего другого советского население просто не знало.
Вместе с Советским Союзом исчезла государственная система архитектурной цензуры и единый советский стиль. Цензура приобрела региональные черты, а диапазон выбора образцов для подражания и элементов стилистики расширился до бесконечности. Но психология большинства людей, распоряжающихся средствами и выражающих себя в архитектуре, осталось прежней. За редким исключением — примитивной и асоциальной.
***
Великолепные фотографии Франка Херфорта показывают, как советские архитектурные традиции воплощаются сегодня в новых условиях. Показывают с такой беспощадностью, на которую способен только взгляд извне, остро фиксирующий то, что самим обитателям этого архитектурного мира может показаться обыденным, естественным и привычным.
Практически все здания, снятые Херфортом — небоскребы. Причем небоскребы отдельно стоящие на довольно свободной площади. При этом ни в одном случае не возникает ощущения того, что высотность вызвана необходимостью экономии застраиваемой территории, как это происходит в современных мегаполисах первого или третьего мира.
Наоборот, пустынность или малоэтажность окружения необходимы для правильного восприятия этой архитектуры, для осознания ее богатства, величия и исключительности.
Почти все небоскребы на фотографиях Херфорта кого-то или что-то изображают — колонны с гипертрофированными карнизами-капителями, триумфальные арки, ступенчатые или геометрические пирамиды, просто статуэтки с разнообразным декором, похожие на постаменты под несуществующие памятники. Иногда они стилизованы под нечто историческое и знакомое. Особенно узнаваемы клоны московских высоток и сталинских жилых домов 1940-50-х годов. Или американских небоскребов начала ХХ века. Там, где прямых исторических стилизаций нет, очевидны композиционные клише, напоминающие о советских традициях архитектурного величия — симметричность, ступенчатость, завершение шпилями или декорированными башенками-ротондами.
Стилизации под западную современную архитектуру — под то, что называется «хайтеком» — тоже выглядят неуловимо советскими. Формы здания в таких случаях не обусловлены ни внутренним пространственным решением, ни конструкцией. В полном соответствии с советской традицией они создают некий самоценный «образ», существующий сам по себе. И пытающийся воздействовать на зрителя тем же стандартным набором варварских советских ощущений.
Другой вариант — поиск композиций, не только не связанных с содержанием здания, но и сознательно ни на что виденное не похожих. Дом-колесо, дом-ворота, дом-рама, дом-цилиндр. Выдумка, «оригинальность», чаще всего абсурдная, становиться главной целью проектировщиков. Авторы воспринимают не только офисные здания, но и жилые дома, как статуэтки, лишенные собственной внутренней структуры. Художественная ценность зданий для их авторов определяется только композиционными и фасадными трюками.
Такие здания — как бы они не выглядели — тоже незримой пуповиной связаны со сталинской архитектурой, с теми же московскими высотками. Их ведь тоже строили только для того, чтобы поразить зрителя, подчинить и подавить его психику. Что при этом собой здания представляло — жилой дом, министерство, университет или гостиницу — было неважно.
***
Еще одно важное свойство этой архитектуры, подчеркнутое Франком Херфортом — ее асоциальность. Здания на фотографиях оторваны от земли, стараются по возможности ее не касаться. Площадь контакта с землей сведена к минимуму. Здания не связаны с окружающей средой и не пытаются эту среду создать. Наоборот, они противопоставляют себя окружению.
Жизнь, существующая у подножия небоскребов — это знакомая советская жизнь. Деревянные домишки, грязные улицы в ямах, железные гаражи — или пустынные казенные улицы и площади с убогим благоустройством. Сами небоскребы парят над этой средой, старясь не иметь с ней ничего общего. Они живут особой — «элитной» — жизнью.
Эта оторванность от земли характерна даже для жилых зданий, которые в нормальных условиях должны быть связаны с городской средой, быть ее частью. На западе квартиры первых этажей жилых домов, даже очень высоких, чаще всего имеют выходы на собственные участки, которые в свою очередь открываются в парки и общественные пространства. В постсоветском «элитном» жилье такое абсолютно невозможно. Оно изолирует себя от внешнего мира.
Вообще, представление о богатом жилище в постсоветском пространстве носит особый характер — это тоже видно по фотографиям. На западе, люди, которые имеют возможность купить дорогие квартиры, вкладывают деньги в богатое и разнообразное пространство, свет, зелень, воздух. Комфортабельное жилье немыслимо без балконов, террас, зимних садов...
Покупатели дорогих квартир в бывшем СССР унаследовали от сталинских времен представление о роскошном жилье. Они вкладывают деньги в визуальную роскошь — дорогие отделочные материалы, величественный вид, помпезность.
Первое, что бросается в глазах на фотографиях дорогого постсоветского жилья — почти полное отсутствие балконов, немыслимое на Западе. Второе, — что легко угадывается по внешнему виду — банальность и неинтересность планировочных решений квартир. И третье — вызывающая роскошь внешнего декора. По существу, проектирование квартирного пространства утратило в постсоветское время самостоятельную ценность. В ходу стандартный набор типовых советских решений. А отрицательный опыт современной архитектуры в советском варианте вызывает отторжение любой недекорированной архитектуры.
Очень часто современные «элитные» квартиры в России продают в виде голого пятна на плане дома, пустого пространства с окнами и готовыми коммуникациями. Предполагается, что после сдачи дома придет некий «дизайнер», который нарисует квартиру так, как нравится клиенту. Такой метод проектирования приводит к катастрофическому падению качества архитектуры, которое ее владельцами совершенно не осознается. Он говорит об отсутствии культурного опыта и опыта жизни в комфортных и цивилизованных условиях.
***
Естественно, короткий текст не в состоянии охватить все, что увидел и показал Франк Херфорт. Но редкие исключения только подчеркивают общую абсурдность и противоестественность мира постсоветских небоскребов. Этот мир призрачный. Почти каждое здание пытается воплотить свою мечту о будущем, по большей части нелепую, никак не связанную с другими, но как бы абсолютно оригинальную, возникающую с нуля и на пустом месте. У этого мира есть врожденные предрассудки, но нет культурных корней. Нет общих правил поведения и общих представлений о нормальной устойчивой жизни.
Это мир, который пытается притвориться цивилизацией, но еще не знает что это такое.
25 апреля 2014, 22:23
19 комментариев
|
|
Комментарии