|
С. П. Зверинцев. Проектирование открытых физкультурных сооружений
Стадион «Сталинец». Фрагмент спортпавильона. Авторы: арх. А. Я. Васильев и Г. Г. Вегман. Скульптура «Метатель диска» А. Тенета. Фото с обложки журнала «Строительство Москвы», 1936, № 10
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙС. П. Зверинцев
Успешное разрешение проблем культурной революции, улучшение материального благосостояния трудящихся, широкий размах физической культуры привели к повсеместному развертыванию строительства физкультсооружений. В настоящей статье дана попытка систематизации нашего массового физкультстроительства и выявления основных установок для их проектирования. Зарубежный опыт дает не всегда достаточный материал; наши центральные стадионы (Москвы, Ленинграда, Харькова) уже широко освещены в печати, но они не характерны для массового строительства. Поэтому темой настоящей статьи я избрал главным образом обычный стадион, как объект широкого строительства, обслуживающий примерно 50 тыс. населения в радиусе около 1,5 км. Этот тип стадиона до сих пор не получил еще надлежащего освещения в нашей литературе, тогда как по существу он является основным сооружением, обслуживающим широкие массы советских физкультурников. Прежде чем перейти к изложению основной темы, необходимо кратко формулировать задачи, поставленные перед советской физкультурой.
Перед физкультурой стоят задачи всестороннего физического развития и оздоровления трудящихся.
Система, дающая возможность правильного выполнения задач, поставленных перед физкультурой, нашла свое выражение в комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), который одновременно дает богатые возможности по развитию отдельных видов спорта.
Система ГТО имеет два комплекса. Первый предъявляет минимальные требования и рассчитан на сдачу его широкими массами; второй повышает требования к технике выполнения и в данное время рассчитан на физкультурный «комсостав».
Система физкультвоспитания охватывает также и школьный возраст, который сдает нормы по специальному комплексу «Будь готов к труду и обороне».
Соревнования по любому виду спорта проводятся в строгом соответствии с установленными правилами, являющимися обязательными как для спортивных организаций СССР, так и для ряда международных спортивных объединений. Эти правила говорят не только об условиях данного соревнования, но и об условиях, в которых должен протекать данный вид спорта. Размеры спорт-арены, ориентировка по странам света, допустимая сила ветра, характер освещенности, подъем виражей на треке, кривая видимости, профиль прыжковой горы лыжного трамплина имеют решающее значение для наших сооружений, придавая им иногда инженерный характер. Сооружение, не отвечающее полностью всем функциональным требованиям, предъявляемым к нему со стороны физкультуры, не может считаться полноценным, как бы архитектурно оно ни было оформлено.
Строительство физкультсооружений у нас — дело новое, в архитектуре их многое еще не найдено. Здесь открыто большое поле деятельности для творчества архитектора. Архитектура стадиона подчас складывалась под влиянием либо формалистических тенденций, подчиняя форме содержание, либо служила чисто утилитарным целям. Оба эти приема, конечно, для нас непригодны.
В нашей работе необходимо увеличить архитектурную ценность каждого объекта строительства путем выработки общих принципов проектирования, избегая как упрощенчества, так и гигантомании. Нужна строгая плановость в осуществлении единой сети физкультсооружений. Вопросы физкультуры должны найти свое отражение как в планировке отдельного города, так и при решении районной планировки. В схеме районной планировки должны быть предусмотрены и физкультсооружения, требующие значительных земельных территорий. Сюда войдут участки планеродрома, полевых стрельбищ, пляжи, водные станции, территории для горно-лыжного спорта, охотничьи стэнды, охотничьи заповедники и пр. Кроме того, должны быть предусмотрены участки для сети лечебно-профилактических учреждений. Наконец, схема районной планировки должна включать в себе сеть экскурсионных и туристских баз. При непосредственной планировке города включение сети физкультсооружений с большими открытыми площадями со значительными зелеными насаждениями и водными пространствами является дополнительным материалом для архитектурно-планировочного решения. Центральный стадион в городском ансамбле может служить прекрасным ориентиром. Физкультбазы должны быть размещены с учетом целого ряда требований: радиуса обслуживания, оптимальной величины земельной площади, наличия зеленых насаждений и правильного решения проблемы транспорта.
Вопрос о выборе места и определении размеров участка очень серьезен и должен разрешаться каждый раз при участии специалиста. У нас построено уже большое количество стадионов без достаточно внимательного выбора участка. В результате эти сооружения обрекаются на слом. Таковы в Москве стадион «Искра», «1-го мая», ЦК союза работников кооперации и госторговли, ЦДКА, стадион печатников; в Ленинграде — стадион кожевников, стадион на проспекте Красных зорь, стадион КСИ. В чрезвычайно тяжелом положении, из-за неудачного выбора участка, находится харьковский стадион металлистов, стадионы в Минске и Омске. Но эти ошибки, особенно на первой стадии строительства, неизбежны. Есть и удачные примеры. Удачно выбраны участки для стадиона «Красный треугольник», союза Медсантруд и, наконец, для стадиона им. Кирова в Ленинграде, ЦК союза электромашиностроителей в Москве, «Динамо» и всеукраинского стадиона в Киеве, стадиона в Ташкенте, «Динамо» в Одессе и др. Чему же научили нас наши ошибки? При выборе участка необходимо учитывать рельеф местности, ориентацию участка, количество населения, тяготеющего к данному сооружению, размер участка, наличие озера или реки, существующие зеленые насаждения, удобные пути сообщения и пр.
В основу проектирования физкультбазы должна быть положена зональность. Всякая физкультбаза районного и общегородского значения должна состоять: из сектора учебно-спортивной работы, сектора массово-демонстрационной работы (с зоной тихого отдыха) и детского городка. Помимо общих мест для спорт-игр, легкой атлетики и пр., в зоне углубленной спортивной работы должны быть предусмотрены места для предварительного изучения техники того или иного вида физической культуры (футбольный щит, щит для индивидуальных упражнений, по теннису и пр.).
Каждый проект физкультбазы должен обязательно предусматривать круглогодичную работу. Всякий генеральный план базы должен предусмотреть схему зимней работы. При этом следует иметь в виду, что, например, габариты летней легкоатлетической беговой дорожки не совпадают с габаритами конькобежной дорожки, что технологические требования к спортпавильону зимой и летом весьма различны, что здание лыжной станции должно быть обязательно использовано летом. Обычные технологические требования (ориентировка, зональность), предъявляемые к проекту физкультбазы, должны быть, безусловно, учтены, но они не должны быть канонизированы. Если, например, в центре города, на берегу реки имеется достаточных размеров земельный участок, окруженный зеленью, но не позволяющий расположить основное спортивное ядро меридионально, то лучше пойти на не совсем удобную ориентировку поля, чем отказаться от такого участка.
Благоустройство участка стадиона, сооружение трибун спортпавильона, ограды и пр. требуют значительных средств. Единовременная затрата их при массовом строительстве физкультбаз нецелесообразна. Поэтому строительство следует вести по очередям, ежегодно заканчивая и пуская в эксплоатацию отдельные участки сооружения. Характер наших сооружений дает полную возможность для такого решения.
Об этом же говорит и технология зеленого строительства. Проект физкультбазы необходимо составлять с учетом роста по годам зеленых насаждений, изменения их вида по временам года и изменения цветовой гаммы в течение дня. Иными словами, время является одним из основных факторов, определяющих архитектуру физкультурных сооружений. Как ни проста эта истина, однако она еще не осознана. Как правило, у нас роль архитектора, автора проекта, заканчивается при утверждении технического проекта физкультбазы. Ни в озеленении, ни в дальнейшем расширении базы автор обычно не участвует; в результате физкультбаза вместо определенного композиционного единства формы и содержания превращается в хаотическое скопление отдельных элементов разного стиля, разной степени мастерства и разной архитектурной практики. Таким образом, необходимо: а) дополнить содержание технического проекта физкультбазы проектом озеленения, перспективным проектом строительства по очередям и работами первой очереди, схемой зимней работы базы; б) установить право вмешательства автора проекта (хотя бы на первое пятилетие) при дальнейшем строительстве базы.
Рис. 2. Стадион ЦК союза электромашиностроителей в Москве. Архитекторы А. Я. Васильев и Г. Г. Вегман (1934 г.). Колоннада
Архитектура физкультбазы есть в основном парковая архитектура. Планировка ее должна обеспечить возможный максимум зеленых насаждений (не менее 50%). При планировке города следует стремиться к совмещению парка и стадиона, придавая им единое плановое решение. Трибуны, главный вход, спортпавильон окружают и организуют пространство демонстрационно-зрелищной зоны, причем зелень должна быть связующим элементом в этой планировке. Архитектура физкультбазы требует в каждом данном случае индивидуального подхода в зависимости от частных условий различных существующих зеленых насаждений и их ассортимента, их состава, использования воды, общего пейзажа и пр. Архитектура малых форм, учет существующих зеленых насаждений, парковый ансамбль приобретают особое значение при проектировании физкультбазы. Наши стадионы не должны базироваться на формах городской архитектуры (Янки-стадион в Нью-Йорке, стадион в Чикаго, стадион в Лос Анжелосе).
Наиболее правильным подходом нам представляется максимально-пространственная трактовка сооружений, создающая при помощи планового ритмического перехода (лестница, балюстрада, колоннада, трельяжи, перила) связь внутренних помещений со всем ансамблем парковой части.
При создании паркового ансамбля физкультбазы учет существующих насаждений, интенсивная посадка деревьев и ассортимент их в первые годы строительства имеют первостепенное значение; например совершенно непригодны для наших баз женские экземпляры тополей, так как пух от них затрудняет дыхание легкоатлета при беге, опавшие листья клена или платана создают скольжение на треке. Также весьма неудобны, например, дуб, ясень обыкновенный, ольха серая, засоряющие плодами физкультплощадки.
Рис. 3. Стадион ЦК союза электромашиностроителей в Москве. Архитекторы А. Я. Васильев и Г. Г. Вегман.
Колоннада
В первые годы эксплоатации физкультбазы, наряду с обыкновенным древесным озеленением следует запроектировать максимальное использование вертикального озеленения из вьющихся растений, а также цветы. Цветы, вода и скульптура должны стать неотъемлемой частью парковой обстановки нашего стадиона.
Спортплощадки должны быть защищены от ветра. Зеленые насаждения являются средством этой защиты в том случае, если ширина защитной зоны будет не менее 20—40 м.
Рис. 4. Стадион ЦК союза электромашиностроителей в Москве. Архитекторы А. Я. Васильев и Г. Г. Вегман.
Внутренний вид
Архитектурное оформление основных элементов физкультбазы должно быть сдержанное, без излишней пышности, легкое, грациозное. Оно необходимо для общей воспитательной роли физкультуры, развивая вкус, приучая к порядку и организованности. Мы должны стремиться к созданию жизнерадостного, простого, понятного и вместе с тем глубокого художественного облика нашего сооружения.
Рис. 6. Стадион ЦК союза электромашиностроителей в Москве. Архитекторы А. Я. Васильев и Г. Г. Вегман.
Спортпавильон, выход на поле
Архитектурное решение физкультбазы строится по основным осям и характеризуется ведущим ансамблем и важнейшими путями эвакуации. Каждое пространство на генеральном плане физкультбазы, каждое сооружение должно входить в тот или иной ансамбль и подчиняться общей композиции. Головные и центральные участки базы должны быть закреплены определенными архитектурно оформленными элементами. При всем значении природного рельефа зеленых насаждений и прочих факторов архитектурного облика территории не следует слепо повторять существующие естественные условия, — надо подходить к строительству базы, акцентируя творческое воздействие человека на природу.
При проектировании может быть использована любая система парковой планировки, однако в большинстве случаев демонстрационно-зрелищному сектору наиболее соответствуют элементы регулярной системы планировки, с ее геометричностью, с композиционными элементами — галлереями, лестницами, фонтанами, статуями, вазами и пр.
Необходимо также использовать и самые элементы физкультсооружений, например белый борт беговой дорожки, красный теннисный корт, красную полосу аутов футбольного пол», специфический рисунок мест для прыжков и метаний, сетку белых полос на финише беговой дорожки и пр., на что у нас никогда не обращают внимания.
Зоне тихого отдыха, месту углубленной спортивной работы и военному городку более соответствует пейзажная система планировки, с максимальным использованием местности — свободных газонных лужаек, водных пространств. В домах отдыха площадки для спортивной и утренней гимнастики можно проектировать в виде лужайки среди парка.
Малые спортплощадки для баскетбола, волейбола, городков, тяжелой атлетики, гимнастики следует группировать вместе, разделяя их достаточно солидными массивами зеленых насаждений. Узкие полосы газонов или кустарников между площадками всегда вытаптываются и имеют неопрятный вид. Стойки для волейбольной сетки и прочего оборудования лучше делать съемные.
Физкультбазу не следует огораживать глухими заборами, — такая тенденция существует у администрации стадионов из-за желания затруднить проникновение на стадион безбилетных «болельщиков». Эти коммерческие установки, уродующие внешний вид стадионов, противоречат массовой физкультработе, и им следует положить конец.
В ближайшее время мы будем иметь полную возможность широко использовать металл, — поэтому ограды следует проектировать в виде художественно оформленных железных решеток на каменных столбах.
Основным сооружением стадиона являются главные трибуны. Однако, кроме главных трибун, как мне кажется, необходимы еще трибуны перед малой спорт-ареной с большим приближением зрителя.
Рис. 7. Стадион ЦК союза электромашиностроителей в Москве. Архитекторы А. Я. Васильев и Г. Г. Вегман.
Спортпавильон, вид со стороны главного входа
Соревнования по борьбе, боксу, подъему тяжестей, владению холодным оружием, волейболу, проведение танцев, музыкальных выступлений можно сосредоточить в одном месте — в зеленом театре. Это даст значительную экономию территории и средств.
Зеленый театр, как новый тип организации пространственного комплекса, может иметь своим прообразом театр с круглой сценой-ареной, с амфитеатральным расположением мест, при отсутствии портала («Зеленый театр» арх. Карра, см. «Академия архитектуры», 1935 г., № 4).
Главные трибуны являются центром архитектурной композиции, доминантой общего ансамбля, пространственным ориентиром, раскрывающим перспективу базы.
Между главными входами на стадион и трибунами должны быть запроектированы подходы, достаточные для нормальной эвакуации и архитектурного восприятия основного сооружения базы.
Расположение трибун перед основным спорт-ядром должно быть, по возможности, таким, чтобы не служить помехой новым спорт-играм (бэз-бол, регби и пр.), требующим бо́льших размеров, чем футбольное поле.
Мы не изжили еще полностью гигантомании. Трибуны на 20—30 тыс. зрителей мы часто пытаемся разместить на участке площадью в 4—6 га, имея к тому же весьма скромные денежные ресурсы.
Стоимость одного места на трибунах быстро повышается с увеличением количества мест, что видно из таблицы, так как кубатура их сильнее возрастает с увеличением высоты трибун.
Следовательно, общая стоимость одного места на трибунах повышается не только от увеличения количества мест, но и от увеличения стоимости каждого места. Кроме того, на стоимость трибун влияет строительный материал и наличие помещений в подтрибунном пространстве.
Форма трибун в парке зависит главным образом от их емкости, рельефа местности участка, расположения их по странам света и условий эвакуации. Поэтому целесообразность выбора того или иного типа должна решаться в каждом конкретном случае. Здесь мы попытаемся дать лишь краткую характеристику наиболее распространенных типов трибун: прямолинейных, сегментных, С-образных, подковообразных и замкнутых.
Прямолинейные трибуны являются первоначальным типом подобного рода сооружений и возводятся на физкультбазах с малой пропускной способностью. Такие трибуны следует делать емкостью не более чем на 3—5 тыс. чел., так как при дальнейшем увеличении сильно возрастает их высота, а следовательно, и кубатура. Из разновидностей прямолинейных трибун следует упомянуть о вогнутых трибунах, где стрела выгиба перед серединой основного спортивного ядра около 10 м. В образовавшемся сегменте располагаются места для прыжков. Односторонние выгнутые трибуны, вследствие своей формы амфитеатра, дают несколько больший угол зрения.
Особое место занимают трибуны в форме цилиндрического сегмента (сегментные трибуны) американского инженера Гевина Хэддена. Форма этих трибун в виде полумесяца продиктована функциональной стороной сооружения. Наибольшее количество мест на них расположено в зоне наилучшей видимости — против середины футбольного поля; однако эти трибуны имеют по сравнению с обычными трибунами постоянного сечения большую кубатуру и в силу своеобразной формы наружного фасада трудно поддаются архитектурной обработке. На родине этих трибун, в США, можно указать примерно около 15 точек, где они осуществлены, но нигде они не решены архитектурно сколько-нибудь удовлетворительно. У нас попытку их архитектурного решения сделал арх. В. П. Калмыков в своем Ташкентском стадионе. Хорошо этот тип сооружений решается при земляных трибунах, например стадион на насыпи (союза электрикослаботочной промышленности) на о. Декабристов (Ленинград) (архитекторы Пятунин и Богословский) и стадион в Риддере — Казахстан (арх. Наппельбаум), решенные на откосе и выемке, где они совершенно естественно получают садово-парковое оформление. Нормальная емкость этих трибун 10 тыс. чел.
Рис. 8. Стадион ЦК союза электромашиностроителей в Москве. Архитекторы А. Я. Васильев и Г. Г. Вегман.
Внутренний дворик спортивного павильона. Внешний вид
Рядом с сегментными трибунами следует поставить С-образные трибуны. Это криволинейные трибуны, рассчитанные на обслуживание основного спортивного ядра и поля массовых действий. Применены они на центральном стадионе СССР. Наряду с безусловными преимуществами (одинаковая освещенность и т. д.) этот тип трибун имеет ряд отрицательных сторон: большая кубатура, высокая стоимость одного места, значительная удаленность зрителя от объекта наблюдения.
Подковообразные трибуны, распространенные в США, ведут свое начало от греческих стадионов. Эта форма, с нашей точки зрения, может быть применена главным образом при ярко выраженном рельефе участка, при сильном подъеме от входа по длинной оси стадиона. Этот тип трибун применен на стадионе в Днепропетровске (арх. Назарец, 1936 г.).
Наиболее законченными с архитектурной точки зрения являются замкнутые трибуны с емкостью от 30 тыс. мест и выше. Строящиеся большие стадионы на 100 тыс. мест в Риме, Милане, Берлине (реконструкция), в США запроектированы замкнутыми многоярусными сооружениями.
Замкнутые трибуны при одинаковой емкости дают наименьшую кубатуру, наименьшую стоимость одного места, наименьшую удаленность зрителя от объекта наблюдения.
Рис. 9. Стадион ЦК союза электромашиностроителей в Москве. Архитекторы А. Я. Васильев и Г. Г. Вегман.
Внутренний дворик спортивного павильона
Что касается материала, то наиболее целесообразны земляные трибуны, так как они удачнее других решают проблему паркового ансамбля, создают наиболее благоприятные условия эвакуации (снизу вверх), не требуют дефицитных материалов и квалифицированной рабочей силы. Трибуны большой емкости делаются железобетонными, малой емкости (до 25 рядов) можно делать на каменных столбах с железобетонными балками. Применение дерева в большом количестве, как показал опыт, не оправдано.
Остановимся теперь на проблеме подтрибунного пространства. С функциональной стороны подтрибунное пространство должно быть приспособлено прежде всего для обслуживания зрителей, почетных гостей и судей на финише; поэтому здесь крайне желательно устройство галлерей, закрытых от дождя, где можно было бы расположить различные киоски для продажи вод и т. д. Для почетных гостей необходимо устройство специального фойе. Для судей на финише крайне целесообразно иметь в подтрибунном пространстве небольшое помещение против линии финиша. Кроме того, совершенно необходимы кладовые для полевого спорт-инвентаря. После того как все перечисленные помещения распределены, оставшееся свободным подтрибунное пространство может быть использовано под резервные раздевальни.
Использование подтрибунного пространства с экономической стороны не столь целесообразно, как это кажется вначале, ибо в результате сложной и не всегда надежной теплогидроизоляции, случайных габаритов, наличия большого количества колонн, одностороннего освещения, различных высот потолка, разобщенности помещений из-за необходимости размещения лестниц и проходов на трибуны, получаются неудобные, мало рентабельные помещения при относительно дорогой их стоимости.
Сплошная застройка подтрибунного пространства лишает возможности дать для зрителей галлерею, закрытую от дождя. Между тем, такая галлерея могла бы придать ажурность парковому решению трибун.
Рис. 11. Стадион ЦК союза электромашиностроения в Москве. Архитекторы А. Я. Васильев и Г. Г. Вегман.
Верхняя разгрузочная площадка
Перейдем теперь к проблеме эвакуации. Здесь чрезвычайно важны три принципа, выдвинутые в свое время проф. А. С. Никольским при решении стадиона-холма в Ленинграде на Кировском острове: первый принцип — секционность, при которой зрительные места каждой секции имеют свое фойе, лестницы и проходы, не пересекающиеся и не сообщающиеся, друг с другом; второй принцип — прямолинейная эвакуация; и, наконец, третий — эвакуация снизу вверх, что означает наилучшую ориентацию зрителя в пространстве и для чего крайне желательно устройство по верху трибун кольцевых разгрузочных проходов — открытых галлерей. При соблюдении всех трех условий эвакуации я считаю вполне возможным допустить норму 400 чел. на 1 пог. м ширины прохода. Эта норма, в свою очередь, даст возможность реже расположить проходы, что увеличит количество мест, или наоборот, уменьшит количество рядов на трибунах и придаст больше спокойствия их внутреннему фасаду.
Рис. 12. Стадион ЦК союза электромашиностроения в Москве.
Скульптурная группа Д. Шварца у входа
Хорошая видимость на трибунах обусловливается достаточным приближением точки наблюдения, отсутствием препятствий в направлении луча зрения и условиями одинаковой видимости отовсюду. Первый фактор определяется предельной удаленностью последнего ряда трибун от центра футбольного поля, второй определяется расчетом. Раньше этот расчет проводился графически (путем построения луча зрения каждого ряда, при определенном превышении каждого луча над последующим).
Графический метод, несмотря на свою кажущуюся простоту и наглядность, в настоящее время за границей отвергнут ввиду его неточности, и отдано предпочтение аналитическому методу (формулы проф. С. В. Беляева, Рэнделла, Серби, В. А. Богословского, опубликованная им впервые на III сессии ВАА).
По этим формулам кривая видимости зависит от следующих данных:
Зависимость кривой видимости здесь выражается следующим образом: чем дальше наблюдаемый предмет, чем выше его основание, чем меньше ширина ряда, тем положе кривая видимости, тем меньше, следовательно, высота трибун, тем меньше кубатура сооружения, тем проще эвакуация.
Расположение рядов мест по теоретической кривой сопряжено с большими затруднениями, в частности чрезвычайно неудобна различная высота подступеней, поэтому практически подъем мест располагается по хордам. В малых трибунах (примерно до 70 рядов мест) можно располагать места по прямой, несмотря на некоторое увеличение высоты трибун. Это дает большое удобство в расположении лестниц, упрощает производство работ и легче для архитектурного оформления.
В качестве иллюстрации высказанных установок можно продемонстрировать стадион ЦК союза электромашиностроения (Москва, архитекторы Васильев и Вегман при участии автора, 1934 г.).
Стадион электриков расположен на опушке прекрасной березовой рощи в 40 га, где будет разбит парк культуры и отдыха. Строительство рассчитано на две очереди: первая осуществлена в 1935 г., сооружены трибуны на 15 тыс. мест для сиденья на земляном основании, павильон для физкультурников, расположенный за восточными трибунами, четыре теннисных корта, тренировочное футбольное поле, волейбольные, городошные, баскетбольные площадки. Проход из павильона на поле устроен в теле трибун. Над проходом размещены ложи почетных гостей. По обе стороны прохода устроена кладовая для полевого спорт-инвентаря и помещение для хранения лыж. Помимо существующего спортпавильона на территории стадиона вдоль основной городской магистрали, по плану строительства второй очереди 1936 г., предполагается построить большой дом физической культуры, со специальными павильонами для катка и для лыжной станции.
Первая очередь строительства позволяет отметить единство архитектурного ансамбля, скромные, без излишней пышности и назойливости, архитектурные формы.
В основу архитектурного замысла проекта вложена идея создания физкультсооружения, гармонически сливающегося с окружающим его садово-парковым пейзажем. Архитектура и пейзаж стадиона взаимно дополняются и обогащают друг друга, создавая единый архитектурно-парковый ансамбль. Архитектура решена в легких формах, давая правдивый образ физкультсооружений. Обслуживающие помещения запроектированы в особом павильоне, что при тех же затратах дает хорошо освещенные, логично решенные помещения, вместо случайных, полутемных, сырых, архитектурно нерешенных подтрибунных помещений. Козырек над трибунами заменен ажурной колоннадой.
Рис. 14. Стадион ЦК союза электромашиностроения. Барельеф Б. Валентинова. Футболисты (фрагмент)
В архитектурный ансамбль павильона введен внутренний дворик для отдыха спортсменов на открытом воздухе. Это создает интересную пространственную композицию, заканчивающуюся легкой и стройной колоннадой — перголой. В этом проекте необходимо также отметить практическое осуществление синтеза искусств. Скульптура стадиона исполнена художниками-скульпторами Тавасиевым, Бирюковым, Иодко, Сергеевым, Шварцем, Алешиным и др. Своими работами они наглядно доказали необходимость внедрения в наши физкультсооружения скульптурных элементов, гармонически увязанных с архитектурой сооружений. Скульптура стадиона дает ряд интересных решений в парковом ансамбле.
Рис. 15. Стадион ЦК союза электромашиностроения в Москве. Арх. А. Я. Васильев. Дом физической культуры
Прямым продолжением решения, принятого на стадионе электриков, но в каменных трибунах, дано арх. Васильевым для Витебского и Ростовского стадионов (Физкультпроект — архитектурно-проектная мастерская, 1936 г.). Загрузка этих трибун, как и на земляных трибунах, сверху вниз. В середине трибун между главными лестницами запроектирован вход для почетных гостей. В данном случае наряду с общим весьма удачным решением следует отметить по Витебскому стадиону слишком узкий портик, отсутствие промежуточной площади на главных лестницах и отсутствие раскреповки основания портика. Эти недостатки учтены автором в последующем его проекте, в Ростовском стадионе.
Рис. 16. Трибуна Витебского стадиона на 3500 чел. Физкультпроект. Арх. А. Я. Васильев. 1936 г.
Наружный фасад. Вход на ложи почетных гостей
По тем же установкам архитектурно-проектной мастерской в 1936 г. был запроектирован Смоленский стадион (арх. Каретников). Трибуны имеют здесь 5 тыс. мест для сиденья. Внизу устроена галлерея, являющаяся убежищем от дождя. Под трибунами расположены киоски, фойе, помещения для судей на финише, кладовые инвентаря и резервные раздевальни для участников соревнования. Фасад трибун хорошо прорисован, однако приходится отметить, что пропорции для верхней колоннады еще не найдены.
Рис. 17. Трибуна Ростовского стадиона Россельмаша на 3500 мест. Физкультпроект. Арх. А. Я. Васильев. 1936 г.
Фасад западных трибун со стороны футбольного поля. Ложа почетных гостей
Сегментные трибуны, как мы говорили выше, впервые даны у нас арх. Калмыковым в его проекте Среднеазиатского стадиона в Ташкенте (б. Проектное бюро Строительного управления ВСФК при ЦИК СССР, 1934 г.). Стадион расположен в конце главной магистрали города, вдоль правого западного берега магистрального арыка Салар. Рельеф местности удачно использован для устройства односторонних сегментных трибун. Первый ярус трибун сооружен на земляном основании.
Рис. 18. Трибуна Смоленского стадиона на 5000 мест. Физкультпроект. Арх. А. М. Каретников. 1936 г. Фасад со стороны главного входа
Крутой противоположный берег восточного арыка, сплошь покрытый зеленью, бассейн, поле массовых действий, цепь высоких гор на горизонте удачно введены в композицию односторонних трибун, что полностью оправдывает принятое решение.
Принятая форма трибун здесь имеет и специальное назначение. По климатическим условиям в Ташкенте восточная сторона трибун будет слишком сильно нагреваться солнцем; кроме того, замкнутые трибуны не могут гарантировать хорошей вентиляция, что в условиях Средней Азии имеет серьезное значение. Трибуны имеют 10 тыс. мест для сиденья. В своем проекте автор сделал попытку отыскать черты и колорит советско-национальной архитектуры на базе критического освоения культурного наследия Средней Азии. Орнаментальное решение фактуры стен дано путем компоновки основных архитектурных элементов. Произведен учет светотени. Цветовое оформление достигнуто с помощью применения естественного камня и национальных цветных керамических облицовок. В композиции использованы принципы ритма и модульности всех частей архитектурного объема. Архитектурное оформление дано при учете сейсмичности района. Здесь использованы мотивы национальной архитектуры, но исключена всякая аналогия с архитектурой мечети и медресе; здесь даны живопись, скульптура, чего до сего времени в восточной архитектуре из-за религиозных соображений не допускалось. Что же касается отрицательных сторон проекта, то необходимо указать на завышенную кубатуру трибун, допущенную автором из архитектурных соображений.
Рис. 19. Главный вход Смоленского стадиона. Физкультпроект. Арх. А. М. Каретников. 1936 г.
Заканчивая краткий обзор отечественных стадионов «среднего размера», нельзя не упомянуть одесского стадиона «Динамо» (арх. Звегильский), расположенного на прекрасном участке на берегу Черного моря и хорошо скомпонованного во внутренней своей планировке. Для замкнутых трибун чрезвычайно удачно использован рельеф. Главный амфитеатр расположен в котловане каменистого грунта. Эвакуация — снизу вверх, без устройства лестничной клетки. К стадиону непосредственно примыкает водная станция. Общий характер планировки — парковый, с учетом богатых ресурсов участка (зелень, море).
Рис. 20. Ташкентский стадион. Физкультпроект. Арх. В. П. Калмыков. 1934 г. Макет
Остановимся теперь кратко на типовом проекте. Составление типовых проектов целых физкульткомплексов нецелесообразно. Стандартизировать следует лишь отдельные объекты. Кроме обычных типовых чертежей инженерного порядка (конструкция основного спорт-ядра), площадок для спорт-игр, гимнастического городка и пр.), имеется крайняя необходимость в типовой проработке таких архитектурных объектов массового строительства, как трибуны емкостью до 5 тыс. зрителей, небольшой мощности спортпавильон для колхозов, водная станция, открытый бассейн для плавания, вышка для прыжков в воду, трамплины для прыжков на лыжах, заборы и пр.
Рис. 21. Одесский стадион «Динамо». Арх. Н. Н. Звегильский. 1932 г.
Только с помощью высококачественных типовых проектов отдельных сооружений мы сможем повысить архитектурную ценность нашего строительства. Примером первой попытки типового проекта может служить проект водной станции для колхозов и совхозов (Физкультпроект, арх. Каретников, 1935 г.).
Рис. 22. Водная станция для колхозов и совхозов. Физкультпроект. Арх. А. Л. Каретников. 1935 г.
В основу проекта положено требование дать минимальный комплекс физкультсооружений, достаточный для устройства примитива водной станции и для проведения работы по подготовке к ГТО. Станция состоит из бассейна для плавания, гребной станции и павильона.
Рис. 23. Лыжная станция в Минске. Арх. А. Я. Васильев и Л. И. Пономарев. 1934 г.
Первые два сооружения располагаются в последовательном порядке сверху вниз по течению реки.
Бассейн для умеющих плавать, размером 25×10 м, ограничен с торцовых сторон плотом и рядом свай, на которых укрепляется поворотный щит. Ширина бассейна позволяет делать заплывы с участием четырех пловцов. На плоту устроены стартовые тумбы. В торце плота, обращенном в сторону реки, может быть устроен трамплин для прыжков.
Рис. 24. Трамплин для прыжков на лыжах 80 м. Физкульт-проект. Арх. П. П. Райский. 1934 г.
Для гребной станции устроен плот размером 10,0×5,0 м, обслуживается она пятью лодками. На берегу запроектирован павильон легкого типа с террасой. В нем размещены мужские и женские раздевальные, гардеробная, хранение инвентаря.
Берег у большого бассейна в проекте отводится под скамьи для зрителей. Количество рядов скамей зависит от рельефа местности.
Конструкция павильона, запроектированного в виде односкатного сарая, позволяет обойтись силами физкультурников, без участия квалифицированных строителей.
Типовой проект, как мы указали выше, должен быть рассчитан на массовое использование. Лыжная станция, как показал опыт, является обязательным объектом типового проектирования. Как материал для такого проектирования, можно указать на проект лыжной станции в Минске (архитекторы Васильев и Пономарева, 1934 г.). Станция рассчитана на 600 пар лыж. Архитектурное оформление увязано с окружающим ландшафтом.
При выборе мест под лыжную станцию имеется в виду, что для лыжного спорта нужны в равномерном сочетании: долина, холмы и горы, поросшие лесом, рельеф, дающий возможность организации кроссов, слалома и устройство трамплина. Станция располагается в местности, защищенной от сильных ветров.
Совершенно своеобразным сооружением, как со стороны инженерной, так и своим архитектурным оформлением, представляет собою трамплин для прыжков на лыжах. До сих пор ни у нас, ни за границей трамплины архитектурно не оформлялись. Первые попытки в этом направлении сделаны в 1934 г. Физкультпроектом ВСФК (арх. Райский — трамплин в московском ЦПКиО для прыжков 80 м и арх. Паршин — для г. Горького).
Таким образом, в результате всего изложенного мы можем наметить первые, самые ориентировочные вехи на пути архитектуры физкультсооружений.
1. Архитектура физкультсооружений в основном — садово-парковая архитектура.
2. При выборе места необходим тщательный учет всех естественных факторов.
3. Зональность внутренней планировки — основа решения генерального плана физкультбазы.
4. Время является одним из основных факторов, влияющих на архитектуру физкультсооружений (пуск эксплоатации по очередям, динамика роста зеленых насаждений, временное озеленение, роль и расположение зеленых насаждений при зимней работе базы).
5. Замкнутые земляные трибуны дают наилучшие показатели по видимости, эвакуации, стоимости и пр.
6. Замкнутые земляные трибуны в парковом ансамбле дают наилучшую композицию.
7. Подтрибунное пространство используется главным образом для обслуживания зрителей, как укрытие от дождя и пр.
8. Наилучшая эвакуация — снизу вверх при прямолинейном графике.
Здесь необходимо оговориться еще раз, что наметки всех перечисленных положений являются лишь первой попыткой дать в самой грубой форме синтез нашего опыта и не может быть принят без надлежащей критической оценки архитектурной общественности.
1 июля 2024, 12:13
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий