|
Сохранение и реставрация памятников архитектуры СССР. 1917—1970
Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.
СОХРАНЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ. 1917—1932
—стр. 144—
В результате победы Октябрьской революции царские дворцы и дворцы знати стали достоянием государства. В уникальных зданиях, хранящих произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, были организованы музеи, куда получили доступ широкие массы народа. Во дворцах, не представлявших музейной ценности, разместились санатории, дома отдыха, рабочие клубы и Дворцы культуры.
Основатель Советского государства В. И. Ленин большое внимание уделял развитию культуры молодой Советской страны. Проводя борьбу с незрелыми теориями строительства пролетарской культуры, В. И. Ленин указывал, что пролетарская культура «должна явиться закономерным развитием тех запасов знаний, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества». Вся деятельность в области охраны национального художественного наследия с первых лет Советской власти базировалась на учении Ленина о развитии культуры нового общества. В первые годы Советской власти был издан ряд законов. Большое значение имел принятый по инициативе В. И. Ленина Декрет Совета Народных Комиссаров от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Декрет предусматривал: в целях сохранения, изучения и возможно полного ознакомления широких масс населения с сокровищами искусства и старины объявить их всенародным достоянием и провести первую государственную регистрацию всех монументальных и вещественных памятников искусства и старины, взять на учет находящиеся в ведении обществ, учреждений и частных лиц собрания предметов искусств и старины, имеющих научное, историческое и художественное значение.
Проявляя заботу о сохранении памятников искусства, Советское правительство в первые годы после Октябрьской революции создало в системе Народного Комиссариата просвещения коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства и старины из видных ученых, архитекторов и художников, которую возглавил И. Грабарь. На местах были образованы губернские подотделы по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при отделах народного просвещения губернских Советов. Таким образом, охрана памятников архитектуры на территории молодого Советского государства с первых лет получила первую государственную организацию.
В июне 1918 г. при отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса была организована Всероссийская реставрационная комиссия, в дальнейшем переименованная в Центральные государственные реставрационные мастерские. Мастерские проводили большую работу по составлению списков памятников архитектуры, подлежащих охране со стороны государства, по составлению паспортов на памятники, вели реставрационные работы, оказывали методическую помощь на местах в вопросах исследования и реставрации памятников архитектуры.
В 1918 г. были предприняты ремонтно-реставрационные работы на памятниках архитектуры Московского Кремля, пострадавших во время октябрьских событий 1917 г. (рис. 135—136). Советское правительство на ремонтно-реставрационные работы в Кремле отпустило необходимые денежные средства. Работы по реставрации памятников архитектуры в Кремле протекали в трудных условиях: страна пережи-
—стр. 145—
—стр. 146—
вала разруху, не хватало необходимых строительных материалов. Большое внимание ремонту и реставрации Кремля уделял В. И. Ленин. В распоряжении коменданту Кремля он писал, что нужно в срочном порядке произвести реставрацию Владимирских ворот, поручив кому-нибудь из архитекторов наблюдать за работой.
В Кремле начался ремонт памятников архитектуры, поврежденных попаданием снарядов, но по ходу дела он превратился и в реставрацию — на памятниках удаляли наслоения XIX — начала XX в., не имеющие исторического и художественного значения. Так, в соборе Двенадцати Апостолов были раскрыты два арочных проезда, ведущих с Соборной площади на бывший Патриарший двор. В Архангельском соборе были удалены позднейшие крыльца, что позволило вскрыть первоначальные белокаменные резные порталы. При удалении позднейшей лестничной пристройки на южном фасаде церкви Ризположения был вскрыт портал с килевидным архивольтом и аркатурный пояс выше него. В звоннице Ивана Великого были удалены стенки, соединяющие ее со столпом колокольни, возникшие в конце XIX в. На Никольской башне Кремля были вычинены стены и раскрыты от позднейших закладок оконные проемы второго яруса башни. Сложной работой было восстановление верхнего яруса Беклемишевской башни, сбитого снарядом. Обмерных чертежей башни не существовало. При восстановлении шатра были изготовлены черепицы по древним образцам.
В руководстве ремонтно-реставрационными работами Московского Кремля принимали участие видные архитекторы того времени: И. Бондаренко, Н. Марковников, И. Рыльский.
Помимо Кремля, были начаты реставрационные работы в ряде московских церквей, представлявших большой интерес не только в качестве памятников высокого художественного достоинства, таких, например, как церковь в селе Коломенском, но и памятников «рубежных» для этапов истории архитектуры, художественную ценность которых предстояло еще только открыть. Так, в соборе Андронникова монастыря, самом раннем из сохранившихся белокаменных московских храмов (начало XV века), было предпринято изучение покрытия с целью определения его первоначального вида. Исследование, завершенное лишь в 60-е годы, поставило памятник в ряд первоклассных сооружений культового зодчества Москвы. Другим «рубежным» памятником была церковь Покрова в Рубцове. Это одно из первых церковных зданий, возведенных в Москве после смутного времени начала XVII века. В результате реставрации церкви были очищены ряды кокошников, кирпичные узоры галереи, раскрыто крыльцо (рис. 137).
Крупные ремонтно-реставрационные работы были предприняты в Ярославле. Во время белогвардейского мятежа в городе пострадало много памятников архитектуры. Было зарегистрировано 24 памятника, требующих безотлагательного ремонта. Для ремонта и реставрации памятников Ярославля была создана реставрационная комиссия. В первые четыре года здесь велись аварийно-консервационные работы. В процессе исследования памятников были открыты новые произведения архитектуры, неизвестные науке до революции. Среди них памятник гражданской архитектуры — Соборный дом на Стрелке, построенный в конце XVII в. До реставрации здание представляло собой трехэтажный корпус с плоскими стенами и после пожара 1918 г. находилось в полуразрушенном состоянии. При исследовании здания под штукатуркой были найдены следы срубленных древних наличников окон. После реставрации здание приобрело свои первоначальные формы.
Большие работы в Ярославле были проведены по реставрации ансамбля Спасского монастыря (рис. 137). К началу XX в. памятники монастыря были обстроены многочисленными пристройками, не имеющими исторического и художественного значения и сильно искажающими архитектуру комплекса. Во время реставрационных работ были удалены торговые здания, примыкавшие к стенам и башням монастыря.
К числу реставрированных памятников в Ярославле относятся также бывший дом Иванова — памятник гражданской архитектуры XVII в., церковь Николы Мокрого (XVII в.), церковь Рождества на Волге (XVII в.) и многие другие.
В восстановлении памятников архитектуры города, их исследовании и реставрации принимали участие Д. Агафьин, И. Алякринский, И. Князев, Н. Тихомиров и др.
—стр. 147—
—стр. 148—
—стр. 149—
Руководил коллективом реставраторов архит. П. Барановский (с 1918 по 1932 г.).
В 20-х гг. ремонтно-реставрационные работы развернулись во многих городах РСФСР, насыщенных памятниками архитектуры: Москве, Ленинграде, Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Угличе, Старице, Смоленске, Вологде, Загорске и др.
Из работ в Москве необходимо выделить реставрацию крылец цокольной части храма Василия Блаженного на Красной площади (руководитель архит. Д. Сухов) и реставрацию двух памятников гражданской архитектуры XVII в. — дом Троекурова и дома Голицыных в Охотном ряду (П. Барановский и Д. Сухов). Проводились работы по реставрации стен и башен Китай-города, старого здания Университета на Моховой и многих других памятников гражданской и культовой архитектуры.
В Ленинграде велись работы по частичной реставрации Зимнего дворца и пригородных дворцов в Детском Селе, Павловске, Петергофе, Ораниенбауме.
В Новгороде проводились работы по исправлению дореволюционных реставраций на памятнике архитектуры XII в.— церкви Спаса Нередицы. Цементная штукатурка, положенная при реставрации памятника в 1907 г., была заменена в 1920 г. известковой штукатуркой.
В 20-е гг. на территорию филиала исторического музея «Коломенское» в Москве были свезены такие интересные деревянные сооружения, как домик Петра I (1702 г.), вывезенный из Архангельска, крепостная башня Николо-Карельского монастыря, перевезенная с берегов Белого моря (1690 г.) (рис. 139), медоварня из подмосковного села Преображенское.
В эти годы большие реставрационные работы проводились в республиках Средней Азии. В целях изучения и охраны памятников зодчества Туркестана в 1920 г. была создана специальная комиссия. В дальнейшем эта комиссия была реорганизована в Туркестанский комитет по делам музеев и охраны памятников искусства и природы (Туркомстарис). В 1925 г. Туркомстарис был реорганизован в Среднеазиатский комитет по делам музеев и охране памятников старины, искусства и природы (Средне-Азкомстарис), действие которого распространилось на все союзные и автономные республики Средней Азии. В работе по изучению и реставрации памятников архитектуры Средней Азии много сделал архит. Б. Засыпкин. В эти годы в Бухаре реставрировались минарет Калян, мечеть Магоки Аттари, мавзолей Исмаила Саманида; в Самарканде — медресе Шир-Дор, Тилля-Кари, мавзолей Гур-Эмир, а также памятники в Хиве, Коканде, Термезе, Намангане и других городах (рис. 138).
Одной из значительных и оригинальных работ по сохранению памятников Средней Азии является выпрямление одного из минаретов медресе Улугбека в Самарканде. Минарет высотой 35 м был построен в 1421—1424 гг. и под влиянием землетрясения получил сильный наклон. В 1918 г. были приняты меры по укреплению наклонившегося минарета, а в 1932 г. минарет был приведен в вертикальное положение.
В 20-е гг. велись ремонтно-реставрационные работы в Азербайджане — в городах Баку и Нухе; в Армении реставрировалась Ереруйкская базилика, храм Звартноц, кафедральный собор Эчмиадзин; на Украине реставрировался памятник древней Руси — Софийский собор в Киеве; в Татарской АССР велись работы по реставрации кремля в Казани, памятников болгар — малого минарета, ханской усыпальницы, черной могилы, а также памятников г. Свияжска.
В 20-х гг. все практические работы по сохранению памятников архитектуры были направлены на поддержание их путем ремонта и частично на раскрытие и удаление позднейших антихудожественных наслоений, искажающих первоначальную архитектуру зданий. Таким работам до революции, как правило, мешала частная собственность на недвижимое имущество.
В первые годы Советской власти были заложены также основы научной методики реставрации памятников архитектуры. В апреле 1921 г. в Москве на конференции реставраторов Москвы и Ленинграда была одобрена общая методика реставрации памятников архитектуры, предусматривавшая следующие основные положения: памятник архитектуры может быть реставрирован лишь при наличии уцелевших остатков на самом памятнике, допускающих возможность точного дополнения утраченных частей; восстановление частей памятника или укрепление разрушившихся частей должно производиться из материалов, по возможности однородных с материалами, из кото-
—стр. 150—
138. Самарканд. Площадь Регистан до реставрации. Бухара. Мечеть Магоки Аттари. Бухара. Минарет Калян
—стр. 151—
рых построен памятник, и быть исполнено способами, близкими по технике, примененной в памятнике; при земляных работах вблизи памятника необходимо проводить археологические исследования культурного слоя. Эти первые коллективно выработанные методы ведения реставрационных работ положительно сказались на всей дальнейшей практической работе по сохранению памятников и послужили некоторой основой при разработке научной методики реставрации памятников архитектуры в СССР.
139. Москва. Коломенское. Башня Николо-Карельского монастыря. 1690 г.
Интересно отметить и то, что с самого начала реставрационных работ, еще в конце 20-х гг. стали применяться некоторые технические новинки. К примеру, архит. И. Рыльский предложил метод укрепления древней кирпичной кладки посредством инъекций раствора. Сам Рыльский использовал свой метод при ремонте Константино-Еленинской башни Московского Кремля.
Архит. П. Барановский предложил использовать каналы от старых деревянных связей в кладке стен каменных зданий для укладки в них новых железобетонных связей, воспринимавших, как и прежние, распор сводов, и успешно провел такую работу во Введенской шатровой церкви Болдина монастыря Смоленской области.
Архит. С. Торопов в одном из залов усадебного дворца в Архангельском под Москвой, удалив пораженные грибком балки, накат и подшивку перекрытия, оставил нетронутым штукатурный слой с росписью и скрепил его с новой конструкцией перекрытия. Метод этот используется до сих пор.
—стр. 152—
Уже в первые годы после революции при реставрации памятников архитектуры учитывалась градостроительная ситуация. Так, в Москве в связи с благоустройством улиц города были проведены работы по расчистке памятников от многочисленных торговых лавок и магазинов, закрывавших фасады. На Тверской улице (ныне ул. Горького) были снесены лавки, закрывавшие вид на памятник архитектуры XVIII в., ныне Музей революции. Были снесены торговые здания у института Склифосовского на Сухаревской площади (ныне Колхозная пл.). У обоих памятников были восстановлены металлические художественные ограды. У стен и башен Китай-города были удалены многочисленные торговые здания и склады, пристроенные к стенам. Аналогичные работы по расчистке памятников были проведены в Ярославле, Костроме, Самарканде и других городах.
В 20-х гг. велись большие работы по реставрации фасадов памятников архитектуры. В Москве проводилась реставрация фасадов Сухаревой башни, здания нынешней библиотеки имени В. И. Ленина, Петровского дворца на Ленинградском шоссе, Большого и Малого театров, здания Моссовета, старого Гостиного двора и других памятников города. В Ленинграде реставрировались фасады Зимнего дворца, Эрмитажа, Михайловского дворца, Смольного и ряда других памятников архитектуры. По данным того времени за период с 1918 по 1927 г. было реставрировано 224 памятника, преимущественно древнерусского зодчества.
В 1923 г. Совнаркомом было принято решение о выделении специальных средств на государственную охрану памятников культуры и искусства. Эти средства росли из года в год, что давало возможность расширять масштабы реставрационных работ.
Так начинала складываться, расти и крепнуть советская реставрационная школа, в последующие годы добившаяся выдающихся успехов в деле охраны и реставрации памятников зодчества.
СОХРАНЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ. 1933—1941 гг.
—стр. 273—
В начале 30-х гг. в деле охраны и реставрации памятников архитектуры в ряде городов произошло ухудшение. Так, например, по требованию транспортников в Москве были снесены такие уникальные памятники архитектуры, как Триумфальные ворота у Белорусского вокзала, Красные ворота и Сухарева башня на Садовом кольце, снесены стены и башни Белого города. Это были необоснованные решения, так как транспортные затруднения можно было устранить и без разрушения этих памятников архитектуры.
10 июля 1935 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР по генеральному плану реконструкции Москвы, в котором указывалось на необходимость сохранения основ исторически сложившегося города. Это постановление требовало бережного отношения к сложившейся структуре Москвы, историческим ансамблям и отдельным памятникам архитектуры.
Расширение улиц и площадей в центре Москвы благоприятно сказалось на раскрытии Кремля и других исторических ансамблей центра города. Так, снос строений на Моховой улице способствовал образованию новой большой площади (носящей в настоящее время название площадь имени 50-летия Октября), с которой раскрываются часть ансамбля Московского Кремля, Манеж и старое здание университета. Снос беспорядочной застройки между Покровским собором и набережной реки Москвы раскрыл вид на него и на Спасскую башню Кремля со стороны Замоскворечья и нового Москворецкого моста.
В начале 30-х гг. было закончено строительство гранитного Мавзолея В. И. Ленина. В связи со строительством Мавзолея была проведена частичная реставрация стен и башен Кремля, выходящих на Красную площадь. Автор проекта Мавзолея академик архитектуры А. В. Щусев прекрасно вписал уникальное сооружение в пространство исторической Красной площади, завершив архитектурный ансамбль и радикально изменив его идейно-художественное содержание.
Если в конце 20-х — начале 30-х гг. наблюдался некоторый спад мероприятий в области охраны и реставрации памятников архитектуры в связи с тем, что руководство вопросами охраны разобщилось по ряду ведомств, то уже во торой половине 30-х гг. оно значительно улучшилось.
Этому способствовали создание в 1932 г. междуведомственного комитета по делам исторических памятников при ВЦИК и решение о преподавании гражданской истории в школах СССР. Это решение изменило
—стр. 274—
—стр. 275—
отношение к памятникам национальной старины. После четырехлетнего перерыва в 1936 г. возобновились реставрационные работы в Новгороде, во Владимире (где реставрировался Дмитриевский собор), в Загорске.
108. Москва. Интерьеры Теремного дворца в Кремле после реставрации
В Азербайджане в связи с 800-летним юбилеем великого поэта Низами Гянджеви выполнялись работы по памятникам, связанным с его эпохой: реставрировались Девичья башня в Баку (рис. 107), крепостные башни в Мардакянах, Барде, Карабагляре, Джульфе. Были законсервированы уникальные ханеги на реках Пирсагат и Алинджа. Восстанавливались минареты Сынык-кала и Кой-Крылган-кала.
Большие работы были проведены на памятниках Грузии, в частности, реставрировался кафедральный собор Свети-Цховели (начало XI в.) в древней столице Грузии — Мцхете.
В Бухаре в 1932 г. архит. Б. Н. Засыпкиным были произведены зондажи и раскопки у мавзолея Исмаила Саманида (памятник IX в.), что дало возможность установить подлинные отметки основания.
В Москве продолжались работы по реставрации памятников Кремля. В Теремном дворце был очищен от позднейших наслоений ряд интерьеров (рис. 108). Особое внимание было уделено немногим, уцелевшим при неоднократных перестройках внутренних помещений, палатам XVII века. В Покровском соборе, «что на рву» (в храме Василия Блаженного), также шла реставрация интерьеров: была раскрыта первоначальная окраска стен и порталов, удалена штукатурка, закрывавшая каменную резьбу порталов, наличников и поясов (рис. 109).
В Новодевичьем монастыре было проведено консервационное укрепление стен, а также оснований сторожевых башен и надвратных церквей. На Смоленском соборе и шестиярусной колокольне монастыря ре-
—стр. 276—
110. Москва. Стены и колокольня Новодевичьего монастыря после реставрации
—стр. 277—
—стр. 278—
монтировались покрытия, обследовались конструктивные связи и фундаменты (рис. 110).
В Ярославле в руинированном состоянии находились многие выдающиеся памятники древнерусской архитектуры, в том числе знаменитая церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. В довоенный период продолжалась реставрация памятников архитектуры, начатая аварийно-консервационными работами в предыдущий период. Была завершена отделка Соборного дома на Стрелке, продолжались работы в Спасо-Преображенском монастыре. В церкви Иоанна Златоуста в Коровниках был восстановлен шатер колокольни, обновлены покрытия и др. (рис. 111).
В конце 30-х гг. была создана комиссия по охране и реставрации памятников архитектуры в системе Академии архитектуры СССР. Комиссия проводила консультации по реставрации на местах, в частности по реставрации Дмитриевского собора во Владимире, разрабатывала предложения по реконструкции городских кварталов Москвы, где располагались памятники архитектуры.
Работа по реставрации памятников была прервана в 1941 г. нападением гитлеровской Германии на СССР.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ. 1941—1954 гг.
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, временная оккупация части территории нашей страны фашистскими захватчиками нанесли колоссальный ущерб памятникам архитектуры РСФСР, Украинской, Белорусской, Молдавской, Эстонской, Латвийской и Литовской ССР.
Памятники архитектуры разрушались фашистскими войсками преднамеренно.
Приказ фельдмаршала Рейхенау от 10 октября 1941 г. гласил: «Никакие художественные или исторические ценности на Востоке (в СССР) не имеют значения». Фашисты подвергали памятники бомбежке с воздуха, обстреливали артиллерией, сжигали, устраивали в них наблюдательные пункты, огневые точки, солдатские казармы, склады боеприпасов и горючего. Некоторые разрушенные памятники гитлеровцы использовали как строительный материал для мощения дорог. Из разграбленных памятников были вывезены в Германию ценнейшие произведения древнерусской живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства.
Особенно сильно пострадал Новгород. Из 60 памятников, состоявших на государственном учете, в большей или меньшей степени пострадали все, а 7 из них (в том числе церкви Спаса Нередицы, Успения в Болотове, Спаса на Ковалеве) были превращены в груду камня. Руиной стал знаменитый Софийский собор в кремле (1045—1052 гг.), бывший символом вольного Новгорода («...где святая София ту Новгород»). У собора были разрушены все главы, стены исполосованы пулеметными очередями.
Знаменитый памятник «Тысячелетия России» (скульптор В. Микешин), который фашисты предполагали вывезти в Германию, был разобран на части. Однако осуществить это не удалось, и ныне восстановленный памятник вновь украшает главную площадь новгородского кремля (рис. 138—140).
В Ленинграде, где были разрушены тысячи зданий и сооружений, тяжелые повреждения были причинены уникальным памятникам архитектуры: Эрмитажу, Зимнему дворцу, Русскому музею, Адмиралтейству (в которое попало 27 бомб), Таврическому дворцу, Инженерному замку, Исаакиевскому собору, зданиям бывшего Синода и Сената и многим другим. Из более 800 памятников архитектуры города, числившихся под государственной охраной, большая часть получила очень тяжелые повреждения (рис. 146).
Варварски изуродованными оказались пригородные ансамбли Ленинграда. Сильнейшие разрушения были причинены Екатерининскому дворцу и его уникальному вековому парку. От дворца остались лишь обгорелые стены. Выжженные руины остались от Павловского и Гатчинского дворцов. Столь же печальную картину являл собой Петродворец: Большой Петергофский дворец, Монплезир, Марли, Эрмитаж были превращены в развалины, знаменитые фонтаны взорваны и похищена скульптура Самсона (рис. 141—144).
—стр. 432—
Тяжелые повреждения получили многочисленные памятники Пскова (рис. 145), Смоленска, Вязьмы, Калинина, Истры, Волоколамска и других городов РСФСР.
Были разрушены многие старинные общественные и жилые здания. В частности, в Пскове были сильно повреждены знаменитые Поганкины палаты — памятник гражданской архитектуры XVII в.
В Риге был сожжен собор Петра и «Дом Черноголовых»; в Киеве был взорван Успенский собор Киево-Печерской лавры, в Чернигове — церковь Параскевы-Пятницы и другие памятники.
138. Новгород. Церковь Спаса Преображения на Торговой стороне. Вид в процессе реставрации. Вид после реставрации
Уже в 1942 г. после освобождения ряда районов от гитлеровских оккупантов развернулись работы по обследованию памятников архитектуры и определению ущерба, нанесенного оккупантами. Большую работу в этом направлении выполнил Отдел изучения и фиксации памятников Академии архитектуры СССР. В 1942—1943 гг. в освобожденных от оккупантов районах было обследовано около 300 памятников.
В Ленинграде в период блокады для предотвращения дальнейшего разрушения пострадавших памятников архитектуры непрерывно велись аварийно-восстановительные работы.
После разгрома немцев под Ленинградом в 1944 г. начались крупные реставрационно-восстановительные работы в городе и пригородах и, в частности, в Адмиралтействе, Русском музее, Мариинском дворце, в Эрмитаже и др. Все эти здания и комплексы, несмотря на крупные разрушения, были воссозданы полностью, во всем их великолепии.
Большое значение в деле организации охраны памятников архитектуры имело образование в 1943 г. Комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР, в круг обязанностей которого входило руководство охраной и реставрацией памятников архитектуры. Для выполнения этих обязанностей при Комитете было создано Главное управление охраны памятников архитектуры. В союзных республиках функции охраны памятников выполняли управления по делам архитек-
—стр. 433—
туры, в областях — отделы по делам архитектуры при облисполкомах и горисполкомах.
В Ленинграде, Новгороде, Пскове, где памятники пострадали особенно сильно, были созданы специальные научно-производственные реставрационные мастерские. В последующие годы количество реставрационных мастерских значительно возросло, и к 1950 г. по Советскому Союзу их насчитывалось уже 26.
Реставрационные мастерские производили комплексные работы по исследованию, разработке проектов реставрации и выполнению реставрационных работ. Создание специализированных реставрационных мастерских значительно повысило качество исследований памятников, разработку проектов реставрации и производство реставрационных работ по сравнению с довоенным временем.
139. Новгород. Памятник тысячелетия России после восстановления. Разобранные части памятника.
Софийский собор (разрушенный)
В 1943 г. в Ленинграде при Архитектурно-планировочном управлении было создано специальное архитектурно-художественное училище по подготовке альфрейщиков, краснодеревцев, позолотчиков, резчиков по дереву, лепщиков и других высококвалифицированных кадров, способных вести сложные реставрационные работы. В 1945 г. это училище было преобразовано в Высшее
—стр. 434—
140. Новгород. Звонница до и после реставрации. Софийский собор (реставрированный). Вечевая башня на Торговой стороне
—стр. 435—
141. Петродворец. Восстановленный большой Петровский дворец и каскад фонтанов. 1970 г. Разрушенный дворец в 1944 г.
—стр. 436—
художественно-промышленное училище.
142. Петродворец. Фонтан «Самсон»
В том же году были созданы аналогичное училище в Москве и несколько средних художественно-промышленных училищ в ряде других городов.
По мере освобождения городов и сел от немецких оккупантов разворачивались работы по оказанию первой помощи пострадавшим памятникам. На первом этапе это были работы по выводу памятников из аварийного состояния путем таких первоочередных мероприятий, как устройство несущих конструкций для поддержания наклонившихся стен; кружал, поддерживающих оседающие своды и купола; временных кровель над зданиями и шатров над руинами. Одновременно проводились большие работы по исследованию памятников, их обмеру и подготовке проектной документации по их восстановлению.
143. Пушкин. Восстановленный Екатерининский дворец. 1970 г.
Методика реставрации, выработанная в 20-х гг., не могла охватить все проблемы восстановления пострадавших памятников. В ходе практических работ по исследованию и восстановлению памятников вырабатывалась новая методика, которая получила свое обобщение в «Инструкции о порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, состоящих на государственной охране», выпущенной Комитетом по делам архитектуры в 1949 г.
Правила ведения реставрационных работ, выработанные в 20-х гг., касались лишь общих, принципиальных вопросов реставрации памятников архитектуры. Они даже не были изложены в определенной системе и не были опубликованы.
Инструкция же, выпущенная Комитетом по делам архитектуры, ставила
—стр. 437—
целью установление порядка выявления и учета памятников архитектуры и правила их содержания, т. е. условий эксплуатации и производства ремонтно-реставрационных работ. Выполнение правил, предусмотренных Инструкцией, было обязательно для всех органов Комитета, на которые были возложены выявление, учет, регистрация и представление на утверждение списков памятников архитектуры, подлежащих государственной охране, осуществление руководства и контроль за правильностью использования и порядка производства ремонтно-реставрационных работ. Инструкция явилась важным документом, сыгравшим положительную роль в деле реставрации.
144. Павловск. Восстановленный дворец. 1968 г. Разрушенный дворец. 1944 г.
Восстановление городов, сильно разрушенных во время войны, выдвинуло проблему взаимосвязи новой застройки с памятниками архитектуры. Встал вопрос о гармоничном сочетании старого и нового в градостроительном плане. Реставрация памятников архитектуры приобрела градостроительное значение. Идея органического сочетания памятников архитектуры и новой городской застройки получила наглядное выражение в генеральных планах и в практике восстановления Новгорода (А. Щусев) и Пскова (Н. Баранов).
В связи с этим велись дискуссии: расчищать памятники от окружающей застройки или же оставлять их в плотном окружении? В результате было определено, что решающей должна быть сложившаяся историческая градостроительная ситуация,
—стр. 438—
—стр. 439—
подсказывающая конкретное архитектурное решение. Однако бесспорность этих положений не всегда получала правильное истолкование. Случалось, что дело сводилось к механической консервации памятников без попыток сохранения окружения и использования древних сооружений как наиболее выигрышных в облике комплексов.
146. Ленинград. Дом № 1/3 на набережной Мойки до реставрации (1942 г.) и после реставрации (1947 г.)
Важным государственным актом в деле сохранения памятников архитектуры в послевоенное время явилось постановление Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. «О мерах улучшения охраны памятников культуры». Охрана памятников архитектуры, а также надзор за их содержанием возлагались на советы министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских, районных и сельских Советов депутатов трудящихся. На Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР возлагалась обязанность усилить руководство и контроль за учетом, охраной, реставрацией и использованием памятников архитектуры. Постановление обязывало советы министров союзных республик предусматривать в народнохозяйственных планах выделение материалов и средств для реставрации и поддержания памятников культуры, не находящихся в арендно-хозяйственном использовании. Президиуму Академии наук СССР было разрешено образовать Научно-методический совет по охране памятников культуры.
147. Ростов Великий. Собор до реставрации
Восстановительные и реставрационные работы особенно широко развернулись в послевоенное время. Восстанавливались памятники архитектуры, разрушенные или частично пострадавшие во время войны
—стр. 440—
в Ленинграде и его пригородах, Новгороде, Пскове, Калинине, Киеве. Только в Ленинграде в 1944—1945 гг. было восстановлено более 800 выдающихся памятников архитектуры, в том числе Зимний дворец, Эрмитаж, Русский музей, Адмиралтейство, Инженерный замок, Таврический, Мариинский, Юсуповский, Шереметевский, Каменноостровский дворцы, Смольный монастырь, Александро-Невская лавра, Петропавловская крепость и многие другие памятники города. В этих работах приняли участие сотни архитекторов и среди них такие, как Н. Белехов, А. Ротач, М. Шепилевский, А. Гегелло и др. Следует подчеркнуть большую роль Н. Белехова, возглавлявшего инспекцию по охране памятников Ленинграда, развернувшую огромную по масштабам и научной ценности работу.
148. Ростов Великий. Панорама кремля после реставрации
Особенно велики по объему и сложности были реставрационные работы по восстановлению дворцово-парковых ансамблей Павловска, Петродворца и Пушкина.
К реставрационным работам были привлечены крупнейшие архитекторы, искусствоведы, высококвалифицированные мастера — живописцы, скульпторы, лепщики, резчики, паркетчики.
Первый этап реставрационно-восстановительных работ начал осуществляться под руководством Н. Баранова и Ф. Олейника по воссозданию Павловского дворца и парка. Под руководством А. Оля был разработан проект восстановления дворцово-паркового ансамбля Петродворца. К 1946 г. вновь забили струи всех фонтанов, и новый Самсон, созданный скульптором В. Симоновым, занял свое место в центре фонтанного каскада.
Начались работы по восстановлению Екатерининского и Александровского дворцов и парков в Пушкине, дворца и парка в Стрельне.
Примером реставрации, проведенной на высоком научном уровне, является восстановление Павловского дворца и пейзажного
—стр. 441—
Павловского парка, пострадавшего больше, чем парки других пригородов Ленинграда. Большой вклад в воссоздание Павловского дворца и парка внесли С. Газиянц, С. Фролова-Гунц, Н. Громова.
149. Армянская ССР. Санаин
В Новгороде в 1949 г. под руководством архит. С. Давыдова были восстановлены Софийский собор, звонница собора, Вечевая башня, церковь Спаса Преображения на Торговой стороне и другие памятники города. По проекту архит. Л. Шуляк была восстановлена церковь Федора Стратилата на Ручье, а по совместному проекту архитекторов Л. Шуляк и Г. Штендера — церковь Петра и Павла. Архит. Л. Красноречьев восстановил церковь Михаила Архангела и Благовещенья на Торговой стороне. Примером превосходно проведенной работы по консервации и реставрации может служить Пятницкая церковь (архит. Г. Штендер).
На острове Кижи в 1948—1958 гг. под руководством архит. А. Ополовникова был создан музей-заповедник деревянного зодчества. В состав заповедника вошли знаменитая двадцатидвухглавая «летняя» Преображенская церковь (1714 г.), десятиглавая «зимняя» Покровская церковь (1765 г.), колокольня (1874 г.) и бревенчатая ограда. В 1951 г. в Кижи был перевезен и отреставрирован дом из д. Ошевнево, чем было положено начало созданию Музея деревянного зодчества под открытым небом. Позднее в его состав были включены и другие памятники, находившиеся на соседних островах и на берегу материка.
Только на территории РСФСР было полностью восстановлено более 1400 памятников архитектуры. Наряду с восстановлением памятни-
—стр. 442—
ков, пострадавших во время войны, велись большие работы по реставрации в Москве, Ярославле, Горьком, Ростове, Казани, Астрахани, Кижах, Грузии, Армении и Узбекистане.
В Москве реставрировались Московский Кремль, храм Василия Блаженного, Крутицкое подворье, комплекс Андроникова монастыря, церковь Покрова в Филях и многие другие памятники.
В Ярославле восстанавливался комплекс Спасского монастыря, церкви Богоявления, Ильи Пророка и др. В Ростове-Ярославском реставрировались памятники кремля, пострадавшие от урагана (рис. 147, 148), в Киеве — Софийский собор и комплекс Киево-Печерской лавры. Воссоздавались памятники Чернигова и других городов. Большие работы проводились и в других союзных республиках — Узбекистане, Грузии, Армении, Литве, Латвии, Эстонии.
В Грузии были проведены консервационные и реставрационные работы по большому монастырскому комплексу в Гелати (начало XI в.) близ Кутаиси. В Армении были выполнены большие работы по комплексам Санаина и Ахпата (рис. 149, 150). В Баку был реставрирован дворец Ширваншахов.
В Самарканде в 1949 г. архит. Б. Засыпкиным был реставрирован портал мавзолея Гур-Эмир (усыпальница Тимура) и др.
Новым в послевоенные годы был переход от реставрации отдельных объектов к реставрации крупных архитектурных ансамблей. В это время началась широкая реставрация крупных монастырских комплексов: в Москве — Новодевичьего и Донского монастырей, в Загорске — Троице-Сергиевского монастыря, в Киеве — Киево-Печерской лавры.
Кремли в древнерусских городах занимают центральное положение, придавая городам индивидуальный архитектурный облик, поэтому реставрация кремлевских комплексов явилась составной частью реконструкции центральных районов городов. Были отреставрированы кремли в Новгороде, Пскове, Астрахани, Горьком, Казани, Туле.
Крупный объем реставрационных работ и организация реставрационных мастерских в послевоенный период вызвали большую потребность в архитекторах-реставраторах. Учебные заведения страны специалистов такого профиля не готовили. Этой специальности посвятили себя молодые архитекторы, окончившие архитектурные факультеты. Работая в реставрационных мастерских и научно-исследовательских учреждениях под руководством архитекторов-реставраторов старшего поколения — П. Барановского, А. Варганова, С. Давыдова, Б. Засыпкина, П. Максимова, А. Столетова, Д. Сухова, Л. Шуляк, Н. Соболева, A. Лебединского, Л. Давида, Л. Петрова, B. Савкова, А. Кедринского, В. Балдина, C. Агафонова и других, — молодые архитекторы освоили специальность архитекторов-реставраторов и включились в исследовательскую и практическую работу по реставрации памятников архитектуры. Среди них можно назвать В. Либсона, С. Подъяпольского, И. Ильенко, Б. Альтшуллера, Н. Сибирякова, Д. Кульчинского и др.
Большую роль в популяризации методики ведения реставрационных работ играли отдельные публикации в архитектурных журналах и сборниках.
Наряду с работами, освещающими опыт реставрации отдельных памятников, появляются публикации, имеющие характер пособий для реставраторов, например «Архитектурные обмеры» (пособие по фиксации памятников архитектуры, авторы П. Максимов и С. Торопов), выпущенное в 1969 г.
В 1951 г. в Институте теории и истории архитектуры Академии архитектуры СССР был создан научный сектор методики и реставрации памятников архитектуры. Это было первое научное подразделение в области обобщения опыта практики реставрационных работ и разработки научной методики реставрации памятников архитектуры.
Из руин и пепла возрождались в прежнем великолепии уникальные памятники архитектуры, живописи, скульптуры. Это было не только воссоздание художественного облика отдельных шедевров национального зодчества, а комплексное восстановление городов на продуманной градостроительной основе, где органично сочетались памятники архитектуры и новая застройка.
Осуществив невиданный в мировой практике громадный объем реставрационно-восстановительных работ, советская школа реставрации продемонстрировала творческую зрелость и высокую научную и художественную квалификацию.
СОХРАНЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ. 1955—1970
—стр. 707—
К 1965 г. в Советском Союзе был накоплен большой опыт в области восстановления, реставрации и сохранения памятников архитектуры. Сохранение памятников архитектуры превратилось в важную градостроительную проблему, стало делом не только небольшого круга специалистов-реставраторов, но задачей, в решении которой участвуют широкие круги архитекторов, занимающихся планировкой и застройкой городов и проектирующих новые здания и сооружения в зонах, где расположены памятники архитектуры. Стало очевидно, что только совместная работа специалистов различного профиля может обеспечить необходимое градоформирующее значение и правильное использование, а следовательно, сохранение памятников архитектуры в системе быстроразвивающихся городов. Физическое существование памятника далеко не всегда обеспечивает сохранение его эстетической ценности и роли в пространственной системе города.
Для органического сочетания новой застройки с памятниками архитектуры ведутся творческие поиски необходимой пространственной композиции, основанной на единстве масштаба, модуля и ритма архитектуры зданий, входящих в эту композицию. Своеобразным примером сочетания нового крупного здания повышенной этажности с памятниками архитектуры стала застройка района Зарядья в Москве. В 50-е гг. здесь развернулись работы по строительству высотного здания, стилобат которого позднее был использован для гостиницы «Россия». В период проектирования обоснованный принцип сочетания нового здания с памятниками архитектуры, находящимися вблизи от него, не был определен, и решение сохранить древние памятники Зарядья пришло позднее. Утратив свое историческое окружение (узкие улицы средневекового города, соразмерное им пространство и объем), исторические здания Зарядья стали выглядеть мельче на фоне нового крупного сооружения, хотя и сохранили свои эстетические качества. Они живописно вписались в систему транспортных эстакад, автомобильных стоянок и подъездов к зданию гостиницы. Благоустройство территории со сложным рельефом, газонами, кустарниками и деревьями явилось одним из средств, объединяющих старое и новое в единой контрастной среде (рис. 219).
На примере Зарядья видно, насколько важно, начиная проектирование новых зданий, своевременно продумывать их подлинно органическое сочетание с окружающей исторической застройкой, которое позволило бы в гораздо большей степени сохранить градоформирующую ценность существующих построек, значительно усилив тем самым выразительность новых градостроительных замыслов.
Примером продуманного решения охранной зоны может служить Астраханский кремль, который был реставрирован (архит. А. Воробьев), а на месте окружающей его ветхой застройки были разбиты широкая эспланада и площадь.
В таких городах, как Вильнюс, Рига, Таллин, Баку и др., где сохранились районы, пространственная организация кото-
—стр. 708—
рых определяется плотной средневековой застройкой, проводятся работы, обеспечивающие сохранение исторической застройки старых жилых кварталов, улиц и отдельных зданий. При этом исторически сложившаяся планировочная организация и внешний облик зданий сохраняются при реконструкции квартир, в которых обеспечиваются современный комфорт и необходимый уровень санитарно-гигиенических условий. В старой Риге под рестораны и магазины используются древние дома; первые этажи зданий, расположенных вдоль улиц, приспосабливаются под магазины, столовые и предприятия бытового обслуживания.
219. Москва. Знаменский монастырь. Планировка территории гостиницы «Россия»
Со второй половины 50-х гг. в нашей стране широкое распространение получает массовый туризм. Усиливается приток туристов из-за рубежа. В связи с этим встал вопрос о показе не только отдельных памятников архитектуры, но и целых комплексов, древних городских кварталов, районов и исторических городов. Развитие туризма повлекло за собой создание гостиниц, мотелей, ресторанов, кафе, магазинов для обслуживания больших масс экскурсантов.
В РСФСР первым опытом организации туристического центра в масштабе города стал Суздаль, где на протяжении 1955—1959 гг. велись реставрационные работы под руководством архитекторов С. Архиповой, А. Варганова и И. Столетова (рис. 220). Облик многих памятников архитектуры, которыми так богат Суздаль, восстановлен в первоначальном виде. Особенно значительные работы проведены по реставрации Покровского монастыря. В 1966 г. началось проектирование зданий гостиниц и мотелей, предусмотренных вне старой части города. Для комплексного восстановления исторической среды Суздаля предполагается восстановить булыжные покрытия улиц, убрать воздушную проводку линий связи и электроосвещения в кабели, транзитное движение вынести на объездные дороги. Устраиваются туристские тропы, обеспечивающие наилучший обзор памятников. Суздаль предполагается сделать центром туристических маршрутов, знакомящих приезжих с историческими городами Владимирской обл. Во Владимире, Боголюбове и др. местах продолжались ранее начатые работы. Возле церкви Покрова Богородицы на р. Нерли снесены поздняя колокольня и примыкавшие к ней строения, не соответствовавшие по архитектуре и по времени этому великолепному памятнику архитектуры. Во Владимире, в Успенском соборе продолжались исследования интерьера (рис. 221, 222).
Заслуживает внимания идея включения в современную градостроительную среду
—стр. 709—
220. Суздаль. Владимирская область. Реставрационные работы архитекторов С. Архиповой, А. Варганова, И. Столетова
—стр. 710—
обнаруженных остатков древнего города, характеризующих его историческое прошлое. Речь идет об опыте создания историко-археологического парка-музея «Древний Киев»¹.
____________
¹ Руководитель работы А. Милецкий, архитекторы А. Зорин, В. Розенберг, инженеры А. Печенов, Л. Дмитриев, А. Городецкий, художники А. Рыбачук, В. Мельниченко.
Уже открытые фрагменты трех княжеских дворцов, точно обозначенные места Софийских ворот древних ремесленных слобод Копырева конца — Гончаров и Кожемяк, а также многие фрагменты древнего Киева, которые пока существуют лишь в археологических остатках и проектах, сольются с нагорным берегом, в зелени которого поднимаются золотые купола Киево-Печерской лавры, главки Выдубецкого монастыря, изящное пятиглавие Андреевской церкви. Соединяют это богатое историко-архитектурное прошлое с сегодняшним днем корпуса нового музея, в которых будут собраны все ценные археологические остатки.
221. Владимир. Церковь Покрова на Нерли. Реставрация под руководством архит. А. Столетова
Задача сохранения памятников архитектуры и включения в современную жизнь связана с проблемой их использования. Приспособление исторических зданий под музеи широко практикуется во всех союзных республиках. В Москве музеи организованы во многих зданиях Кремля, храме Василия Блаженного, памятниках архитектуры Коломенского, Останкина, Кускова, некоторых сооружениях Донского, Новодевичьего и Андроникова монастырей, в ряде жилых домов XIX в. (музеи Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина на Кропоткинской улице, дом Верстовского — отделение графики Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и др.). В Ленинграде музейная экспозиция устроена в Зимнем дворце, Исаакиевском и Казанском соборах, бывшем здании фондовой Биржи, пригородных дворцах Пушкина, Павловска, Петродворца, Ломоносова. Используются как музеи памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ярославле, Угличе, Владимире, Суздале, Ростове-Ярославском,
—стр. 711—
Самарканде, Бухаре, Хиве, Баку, Киеве, Риге, Вильнюсе, Таллине и других городах Советского Союза. Многие исторические здания в соответствии с их пространственно-планировочной организацией заняты административными, лечебно-курортными и культурно-бытовыми учреждениями.
222. Владимир. Успенский собор. Реставрация под руководством архит. А. Столетова
В послевоенные годы все больше внимания уделяется правильному использованию памятников архитектуры. В Москве здание Манежа (памятник архитектуры XIX в.) долгое время было занято автомобильным гаражом. После капитального ремонта в помещении Манежа разместился Центральный выставочный зал. Здесь устраиваются выставки живописи, скульптуры, фото и др. В Вильнюсе в здании бывшего Кафедрального собора разместилась картинная галерея. В Риге Домский собор превращен в концертный зал органной музыки. Заброшенная Пороховая башня бывших городских укреплений Львова удачно приспособлена под Дом архитектора. В ее объеме разместились зрительный зал, фойе, буфет, рабочие кабинеты.
В подмосковной усадьбе «Братцево», построенной А. Воронихиным, устроен дом отдыха (проект Г. Оранской).
Большое внимание уделяется сохранению памятников деревянного зодчества. Получили дальнейшее развитие музеи под открытым небом. Созданы музеи деревянного зодчества в Архангельске, Вологде, Кириллове, Костроме, Новгороде, Суздале, Таллине, Каунасе, Львове, Тбилиси.
Новым, наиболее интересным музейным комплексом деревянного зодчества стала целая северная деревня, созданная у Ипатьевского монастыря в Костроме. Здесь (под руководством архит. К. Тороп и др.) собраны перевезенные из различных мест области жилые дома, хозяйственные постройки, мельницы и другие здания и сооружения, насчитывающие 150—400 лет со времени их постройки.
Забота о сохранении и изучении памятников зодчества и культуры охватила широкую общественность страны. В связи с этим в 60-х гг. в союзных республиках организованы добровольные общества охра-
—стр. 712—
ны памятников истории и культуры. Сохранение памятников архитектуры в СССР превратилось во всенародное дело. Целью этих массовых общественных организаций является активное содействие осуществлению мероприятий партии и правительства по охране памятников истории культуры и использованию их в деле коммунистического воспитания советского народа, повышения его образованности и культуры. Задачами общества охраны памятников истории и культуры являются: привлечение широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников истории и культуры; оказание содействия государственным органам охраны памятников в их работе по сохранению, пропаганде и реставрации; пропаганда среди населения знаний о памятниках истории и культуры и воспитание любви к истории Родины.
223. Узбекская ССР. Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир
С 1954 по 1970 г. были выполнены большие реставрационные работы во всех союзных республиках.
Так, в Самарканде в 1965 г. под руководством инж. Э. Генделя была выпрямлена «падающая башня» (второй минарет) медресе Улугбека (1921—1924 гг.), восстановлен портал мавзолея Гур-Эмир (рис. 223).
В 1961—1962 гг. был восстановлен памятник древней литовской архитектуры— замок Тракай (архит. Б. Крупинис) (рис. 224).
В 1956—1960 гг. были освобождены от позднейших пристроек городские укрепления XIV в. в Таллине, Риге, Иване-городе, реставрирована башня Кик-ин-де-Кёк и восстановлена башня церкви Нигулисте в Таллине в 1970—1971 гг. (рис. 226).
В 1972 г. была восстановлена разрушенная во время войны башня собора Петра в Риге, отсутствие которой нарушало
—стр. 713—
224. Литовская ССР. Замок Тракай. Руководитель реставрационных работ архит. Б. Крупинис
—стр. 714—
исторически сложившийся силуэт города (рис. 226—227).
225. Латвийская ССР. Рига. Панорама набережной с разрушенным собором Св. Петра
В Новгороде завершено восстановление памятника архитектуры XII в. — церкви Спаса Нередицы. Памятник во время войны был разрушен немецкой артиллерией, и его руины долгое время сохранялись под деревянным шатром. Тщательное исследование сохранившихся частей и археологические обмеры памятника, выполненные еще в 1905 г., позволили документально восстановить выдающийся памятник архитектуры (архит. Г. Штендер) (рис. 228). Примером интересной реставрационной работы в Новгороде служит восстановление церквей Петра и Павла в Кожевниках и Параскевы Пятницы на Торговой стороне.
В Чернигове после тщательных исследований осуществлены в натуре сложные покрытия, кирпичный декор и завершение Пятницкой церкви (рис. 228).
226. Эстонская ССР. Крепости Иван-город и Нарва
—стр. 715—
227. Латвийская ССР. Рига. Собор Св. Петра после реставрации
—стр. 716—
228. Новгород. Церковь Спаса Нередицы после реставрации. Церковь Спаса Нередицы до реставрации.
Руководитель реставрационных работ Г. Штендер
—стр. 717—
В Загорске под Москвой с 1950 по 1975 гг. под руководством архит. В. Балдина реставрировались многие сооружения Троице-Сергиевой лавры: Духовская церковь (XV в.), Троицкий собор (XV в.), все крепостные башни, крепостная стена (XVI—XVII вв.), Предтеченский корпус келий (XVII в.), Пятницкий колодец (XVII в.) и Успенский собор (XVI в.). Было проведено благоустройство территории всего комплекса. Работы в Троице-Сергиевой лавре можно считать одним из лучших примеров комплексной реставрации крупного ансамбля (рис. 231).
229. Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы
В Пскове под руководством архит. А. Воробьева были проведены большие работы по реставрации и восстановлению первоначального облика кремля, основное внимание обращалось на реконструкцию внешней архитектуры сооружений, хотя интерьеры не были восстановлены.
Кроме реставрации псковского кремля под руководством А. Воробьева велись восстановительные работы в Довмонтовом городе. Весьма удачной стала реставрация архит. В. Смирновым угловой Покровской круглой башни над р. Великой и Покровской церкви «в углу». Им же совместно с М. Семеновым были отреставрированы стены и башни Печерского монастыря. В 1957—1961 гг. под руководством архит. А. Хамцова и инж. В. Вологодского были выпрямлены крепостные стены кремля. Были восстановлены Троицкий собор и собор Мирожского монастыря, церкви Николы со Усохи, Василия на горке, Поганкины палаты и многие другие памятники культового и гражданского зодчества.
В 1956—1958 гг. под руководством архит. С. Агафонова был реставрирован кремль г. Горького, восстановлена часовая башня с деревянным завершением (рис. 232). С 1948 г. началась реставрация памятников Кижского погоста и создание на Кижском острове Музея деревянного зодчества под открытым небом. Работы велись под руководством архит. А. Ополовникова (рис. 233).
230. Украинская ССР. Ивано-Франковская область. Церковь с. Ворохта
После окончания реставрационных работ уникальный ансамбль Кижского погоста вновь восстановлен в своем подлинном виде. В процессе многолетней реставрации и восстановления памятников-экспонатов Кижского ансамбля сложилась и окрепла единая методика реставрации
—стр. 718—
—стр. 719—
232. Горький. Кремль. Реставрация осуществлена под руководством архитектора С. Агафонова. Стена кремля до и после реставрации
—стр. 720—721—
памятников деревянного русского зодчества, которая ныне успешно внедряется в практику всех реставрационных мастерских Центральной и Северной зон Советского Союза.
С 1961 г. архит. О. Савицкой ведутся работы по реставрации Соловецкого монастыря. Уже реставрированы стены и башни монастыря, исследован и частично законсервирован Преображенский собор (XVI в.). Проведены большие работы по реставрации Успенского собора и трапезной XVI в. (рис. 234).
Следует заметить, что реставрационные работы велись одновременно с научными изысканиями, что иногда приводило к интересным открытиям. Так, в 1959—1960 гг. было проведено детальное обследование собора Андроникова монастыря в Москве. При разборке галерей и надстроек XIX в. было обнаружено немало фрагментов, которые дали возможность воссоздать облик собора в первоначальном виде (рис. 235).
Послевоенная реставрационная практика послужила толчком к развитию и становлению законодательства и теории в области реставрации памятников архитектуры.
—стр. 722—
234. Соловецкий монастырь. Реставрация ведется под руководством архит. О. Савицкой
—стр. 723—
235. Москва. Андроников монастырь. Реставрация осуществлена под руководством архит. Л. Давида
Большое значение имели «Указания по организации охранных зон памятников архитектуры», выпущенные в 1962 г. Эти Указания были составлены в соответствии с положениями об охранных зонах памятников архитектуры и положениями, включенными в «Правила и нормы застройки городов», утвержденными Госгражданстроем 1 декабря 1958 г.
Основные положения названных Указаний вошли в проект Строительных норм и правил, ч. II, разд. 6, § 12—14, утвержденный Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства в 1962 г.
Практический опыт нашел обобщение в ряде научных работ и, в частности, в книге «Методика реставрации памятников архитектуры», где впервые была полно освещена методика исследований и техника реставрационных работ.
В утвержденном ЦК КПСС и СМ СССР в 1971 г. генеральном плане развития Москвы есть специальные разделы, посвященные памятникам архитектуры в застройке города.
Методы реставрации и консервации памятников архитектуры, выработанные советской реставрационной школой, были различными, однако они опирались на ряд общих для всех фундаментальных положений.
Академик И. Э. Грабарь сформулировал положения аналитического метода реставрации, который возник из признания того, что памятник архитектуры является историческим документом, свидетельствующим о быте, технике, истории, эстетических принципах народа и эпохи. Поэтому главным становится всестороннее исследование, совмещенное с ремонтом и укреплением здания, которое, однако, не допускает никаких искажений. Единство стиля после реставрации не является самоцелью; к наслоениям надо относиться осторожно. Они, как правило, сохраняются. В процессе производства необходимо выделять реставрированные части. В целом аналитический метод ограничивается «фрагментарной» реставрацией.
В Ленинграде начал складываться другой метод работы — синтетический. Этот метод ставит задачу восстановления целостного художественного первоначального облика здания. По этому методу снимается наслоения эпох. Возникают научные гипотезы, которые кладутся в основу реставрации.
—стр. 724—
Были разработаны и другие методы, в частности компиляции, когда восстановление зданий ведется на базе свободной компиляции образов и форм, схожих с другими памятниками, и т. д., в то время как в Западной Европе применяется лишь один — аналитический — метод.
Современная реставрационная советская наука считает возможным применение всех методов (аналитического, синтетического, компилятивного и др.) в зависимости от места памятника в природе, в городе, его художественных достоинств, времени постройки и т. д. Это вызывается большим разнообразием архитектуры, резко очерченной границей между архитектурными образами допетровской и послепетровской Руси.
Советская школа методики реставрации и восстановления памятников архитектуры приобретает все большую популярность. Ее опыт изучается во многих странах мира.
Достаточно сказать, что в последние годы Союзом архитекторов СССР проведено несколько семинаров и совещаний (с участием архитекторов социалистических стран), посвященных роли и месту памятников в современной среде.
В 1966 г. в Москве было проведено всесоюзное совещание на тему «Современный город и памятники архитектуры» (доклад Ю. Яралова); в 1967 г. — совещание «Роль архитектора в охране и реставрации памятников архитектуры» (доклады Л. Давида и П. Максимова); в 1969 г. во Львове было проведено совещание по теме «Вопросы приспособления памятников архитектуры для современного использования» (доклад В. Иванова); наконец, в 1971 г. был проведен международный симпозиум с архитекторами социалистических стран, где был заслушан доклад Ю. Яралова «Принципы сохранения памятников архитектуры в реконструируемых городах».
Можно с удовлетворением отметить, что советская школа реставраторов достигла больших успехов, которые все более углубляются и приобретают важное значение в кругу проблем советского зодчества.
20 августа 2018, 22:14
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий