|
Средневековая архитектура Венгрии
Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.
Том 4 : Архитектура Западной Европы. Средние века / Под редакцией А. А. Губера (ответственный редактор), Н. Д. Колли, П. Н. Максимова, И. Л. Ма́ца, Ю. А. Нельговского, Г. А. Саркисиана. — 1966. — 694 с., ил.
Средние века. Архитектура Венгрии
—стр. 530—
Кочевые племена венгров осели в долинах Тисы и Дуная в конце IX — начале X в. Территория, завоеванная ими, уже обладала многовековой культурой. Завоеватели находились на стадии родового строя; их племена объединялись князьями из рода Арпадов. Набеги на соседние страны, ознакомление с их обычаями, рост имущественного неравенства вели к разложению родового строя. Родоначальник династии Арпадов (1000—1301 гг.) король Стефан I (Иштван, 997—1038 гг.) сломал старые родовые порядки. Территория страны была разбита на округа, возглавляемые королевскими наместниками. Обширные поместья были розданы приближенным короля и церкви, составлявшей опору королевской власти.
В конце XI — начале XII в. с присоединением Хорватии и Трансильвании страна становится многонациональной и получает выход к Адриатическому морю. В начале XIII в. усиливаются крупные феодалы, страна распадается на ряд владений и оказывается бессильной перед татарским нашествием (1241 г.).
Подъем экономики страны в XIV в. приводит к усилению королевской власти, опирающейся на горожан и среднее дворянство, и к расширению территории Венгрии, но новое усиление крупных феодалов вновь ведет к упадку страны. В конце XIV в. Венгрия начинает трагически закончившуюся борьбу против турецких захватчиков.
Рассматриваемый период содержит два этапа развития архитектуры: романский (XI — середина XIII в.) и готический (середина XIII — середина XV вв.). В венгерской готике рано намечается появление элементов ренессанса, в силу чего рассмотрение архитектуры XV в. отнесено к V т. настоящего издания.
В римских провинциях на территории Венгрии существовало много городов. Они имели регулярную планировку и лежали на важнейших торговых путях. Это обусловило местоположение многих венгерских городов, но и в тех случаях, когда новые города основывались на римских развалинах, они не следовали принципам античной планировки, даже если главная площадь размещалась на месте форума (Дебрецен, Шопрон). Города располагались обычно на судоходных реках. Близ переправы для ее защиты строили замок-крепость. В гористых областях замок занимал вершину возвышенности, на равнинах он был окружен рвом, наполненным водой. Город развивался всегда так, что замок оставался на его краю, а если город обносился укреплениями, то замок включался в их цепь. Главная площадь — рынок — располагалась в зависимости от подходивших торговых путей: она могла находиться перед воротами замка, могла и отстоять от них. Планировка города была нерегулярной, и, как правило, города развивались на основе нескольких населенных пунктов. Так, например, Сегед в XV в. объединил три независимых поселения (рис. 1 и 2, 1) — собственно Сегед с замком, Верхний Сегед и Нижний Сегед. Королевский замок вблизи
—стр. 531—
переправы возник ранее, чем Сегед. В XIII в. он был обнесен каменной стеной и рвом.
1. Сегед. Гравюра XVII в.
Собственно Сегед, после того как его укрепили, стал называться Паланком, т. е. острогом. Он был населен ремесленниками и торговцами, и здесь в середине XI в. возник приходский храм. В Верхнем Сегеде, где жили рыбаки и лодочники, церковь была сооружена только в XIII в. В Нижнем Сегеде население занималось сельским хозяйством; приходская церковь была здесь построена в XIV в. Уличную сеть собственно Сегеда определили две улицы — Большая и Перевозная, подводившие к рынку у стен крепости. У развилки улиц образовалась Соборная площадь, на которой находился собор с кладбищем, в отличие от многих городов Венгрии построенный не на рыночной площади.
Почти тот же путь развития можно проследить в г. Папе (рис. 2, 2). С XII в. одно из двух поселений, сгруппированных вокруг феодальных дворов, — поселение у переправы — стало разрастаться. К началу XV в. его двор превратился в замок-крепость, а дорога к переправе — в главную улицу, ведущую к рынку. На рыночной площади был возведен собор, а поселение было окружено частоколом. К концу XV в. замок увеличился, и оба поселения слились и образовали город.
Сегед и Папа были небольшими городами. Город Печ (рис. 2, 3) в начале XIV в. был одним из десяти самых больших горо-
—стр. 532—
дов Венгрии и крупным религиозным центром. В епископском замке (епископия с 1009 г.) был сооружен большой собор. Город развивался в основном вокруг торговой площади, далеко отстоявшей от замка, и рос в северо-восточном направлении, где также была построена церковь. После татарского нашествия город обносится стенами, близкими в плане к прямоугольнику. К началу XIV в. его территория занимает 70—80 га, в пределах крепостного кольца большие пустыри окружают замок и монастыри, к XIV в. возникшие около городских ворот.
3. Шопрон. Жилой дом № 16 по ул. Уй, около 1480 г.
Городские площади Папы и Печа типичны для венгерских городов: они нерегулярны, большое место занимают собор и кладбище при нем. Улицы подходят к углам площади. Торг производится не только на площади, но и на главной улице (Папа), имеющей по сравнению с остальными значительную ширину. Иногда главная торговая улица превращается в род длинной и узкой площади (Дебрецен, рис. 2, 4).
4. Будапешт. Жилой дом № 14 по ул. Тарнок (из крепости Буда), конец XV в.
1 — двор
Отсутствие плотной застройки городов приводило к расположению домов длинной стороной к улице. Примером могут служить сохранившиеся до наших дней дом на Новой (Уй) улице в Шопроне (рис. 3) и дом из крепости Буда на ул. Тарнок (рис. 4); оба — конца XV в. Обычно дома имели 1—2 этажа, примыкали вплотную друг к другу, и верхний этаж, поддерживаемый арками на консолях, несколько выступал над нижним. Окна имели каменные переплеты, стены штукатурились и иногда расписывались геометрическим орнаментом. В нижнем этаже
—стр. 533—
находились мастерские, лавки и сводчатый вестибюль или проезд, пересекавший все здание, с лестницей на второй этаж и нишами для сидения по его продольным стенам. В этих нишах, свойственных только венгерскому средневековому жилищу, ожидали своих господ, прибывших к хозяину, слуги и располагались рядовые посетители. В зимние ночи во дворе разводили костер, ворота в проезд закрывались, и ожидающие не мерзли. Обычно первый этаж был сводчатым, а второй часто имел деревянные перекрытия. На втором этаже располагались жилые комнаты; самой парадной из них была столовая с деревянным, нередко расписным потолком.
Перейдя к оседлому образу жизни, венгры вначале пользовались земляными крепостями своих предшественников, состоявшими из вала и рва (Тихань). Однако уже в XII—XIII вв. появляются каменные, а до этого, очевидно, деревянные замки. Их можно разделить на две большие группы: жилые башни и замки с донжонами. Жилая башня представляла собой прямоугольное, многоугольное или круглое в плане сооружение с толстыми стенами, имевшее не менее четырех этажей, разделенных деревянными перекрытиями; своды имел только подвал, где находился колодец. В первом этаже был склад продовольствия. На втором этаже, куда снаружи вела уничтожавшаяся во время осады деревянная лестница, находилась охрана. Выше располагались жилые помещения. На вершине башни устраивалась оборонная площадка. Этажи связывала винтовая лестница в толще стены. Иногда башню окружал ров; поблизости находились хозяйственные постройки.
5. Шарошпатак, замок. Жилая башня, XIII в.
Одной из наиболее ранних была впоследствии перестроенная жилая башня в Эстергоме. Более поздней (XIII в.) является жилая башня Шарошпатака (рис. 5). В XVI в. здание было перестроено: деревянные перекрытия заменены сводами (для установки пушек), переделаны проемы. Башня сложена из слабо обработанных, различных по величине кусков камня. Из тесаного камня сложены только обрамления проемов и углы здания. В первом этаже сохранились следы колодца, а в стенах узкие (снаружи 110×20 см), разветвляющиеся в толще бойницы. Другим примером жилой башни служит «башня Соломона» в Вишеграде, построенная на берегу Дуная для защиты пути из Эстергома в Будапешт (рис. 6). Ее обычно относят к XIII в.; вероятнее всего, она была построена до сооружения Вишеградской цитадели, когда она была включена в общую систему обороны и получила позднероманские капители в окнах.
6. Вишеград. «Башня Соломона», XIII в.
Жилые башни имели соответствовавшие их внешнему виду простые интерьеры. Вскоре возникла потребность в помещениях для представительства.
Около 1180 г. началось возведение королевского дворца в Эстергоме. До настоящего времени сохранились открытые раскопками неполных два этажа (рис. 7). Сначала здесь жили короли, а после перенесения столицы в Буду (в середине XIII в.) — епископы. Вероятно одновременно с сооружением дворца, в который вошла многогранная жилая башня Арпадов, были усилены укрепления всей крепостной горы, а на месте сгоревшей церкви XI в. был построен большой епископский собор — базилика. В нижнем этаже, под тронным залом, находится «зал Стефана», крестовые ребристые своды которого опираются на центральную колон-
—стр. 534—
ну с романской капителью. Особенно выделяется по архитектуре вышележащий этаж, где был тронный зал, сообщавшийся с построенной на рубеже XII и XIII вв. капеллой. Великолепные резные порталы украшали расписанный фресками зал. В толще стены размещались междуэтажные лестницы и отопительные каналы, по которым циркулировал теплый воздух.
7. Эстергом. Дворец, начат около 1180 г.
1 — «зал Стефана»; 2 — разрез и план дворца (1 — тронный зал, 2 — капелла)
Если залы Эстергомского дворца еще приспособлялись к размерам и конфигурации жилой башни, то в замке Лека башня и парадные помещения уже отделены одно от другого (рис. 8). В последней четверти XII в. была выстроена жилая башня, а в середине XIII в. — рыцарский зал, в соответствии с рельефом местности имеющий в плане неправильную форму.
Вторую группу составляют замки с донжонами. Донжон в Венгрии представляет собой обособленную каменную башню, имеющую около 10 м в поперечнике и 25—27 м высоты. Небольшой вход расположен на уровне второго этажа со стороны, противоположной возможному нападению неприятеля. Башня была последним убежищем защитников замка; жилые помещения в ней отсутствовали.
В цитадели Вишеграда, сооруженной Белой IV непосредственно после 1241 г., центром обороны служил донжон (рис. 9), от которого независимы дворцовые и жилые помещения. Для защиты всего комплекса было сооружено несколько колец укреплений, состоящих из стен с башнями и вырубленного в скале рва. Укрепления цитадели были дополнены стенами у подножия крепости, включившими «башню Соломона».
Замки, строившиеся на ровной местности, имели регулярную форму. Таков замок Диошьдьёр (XIV в.), прямоугольный в плане (рис. 10), с массивными, не выходящими за общий периметр башнями в углах, и прямоугольным двором в центре. На втором этаже располагались рыцарский зал, капелла (возможно, произведение Иштвана Кошаи), покои владельцев и помещения для гостей. Строения были окружены фортификационными сооружениями, включавшими ров с водой.
В рассматриваемый период делались попытки вынести донжон с территории дворца. В Вишеграде в середине XIV в. на берегу Дуная существовал дворец, впоследствии возобновленный (рассмотрен в т. V).
—стр. 535—
Уже в XIV в. террасообразно расположенный, не стесненный требованиями обороны, дворец группировался вокруг квадратного двора.
8. Лека, замок, последняя четверть XII в. — середина XIII в. Рыцарский зал и план замка
Непосредственно после принятия христианства (около 1000 г.) в Венгрии начали строить большие и богатые храмы. Стефан I разделил страну на 10 епископств, и в каждом был построен каменный собор. Перестроенный в XIX в. собор в Пече (уцелела крипта) и некоторые фрагменты, в частности фундаменты, других храмов позволяют думать, что в строительстве участвовали ломбардские каменщики. Соборы представляли собой трехнефные базилики с деревянными перекрытиями, имели апсиды в конце среднего или всех трех нефов, своды над нартексом, алтарем и криптой, а иногда две башни на западной стороне. Храмы были украшены богатой резьбой и мраморными мозаиками (соборы в Эстергоме и Ваце). Наиболее ранний (1016 г.) и самый пышный собор в Секешфехерваре был построен как место коронации и усыпальница королей. Собор — трехнефная, колонная, завершенная апсидой базилика — был украшен мозаиками на золотом фоне.
К концу XII в. в больших городах начинают распространяться принципы французской архитектуры. Так, придворная капелла в Эстергоме получает резные порталы, даже более богатые, чем портал дворца (рис. 11). Нервюрный свод капеллы поддерживается тонкими колоннами, что свидетельствует о влиянии французской готики. Собор в Калоче (конец XII в.), построенный на месте собора XI в., имеет план, близкий к французским образцам (рис. 12, 1).
Укрепление и обогащение церкви и дворянства привели к тому, что конец XII — первая половина XIII в. стали периодом наибольшего расцвета средневековой венгерской культовой архитектуры. От тяжеловесных ранних памятников эти сооружения отличаются изысканными пропорциями, гармоничностью построения и тонкой резьбой. В конструктивном отношении их выделяют наличие сводов как в боковых, так и в средних нефах.
9. Вишеград. Цитадель, 2-я половина XIII в.
Особое развитие в первой половине XIII в. получает монастырское строительство. Магнаты основывают фамильные монастыри и сооружают в них огромные храмы. Храмы бенедиктинцев отличаются как типичной только для Венгрии структурой плана, так и выразительностью декоративных деталей. Базиликальные трехнефные храмы в Лебени (до 1212 г.) и Яке (около 1220—1256 гг.; рис. 12, 2) отличаются от храмов других стран тем, что боковые нефы переходят непосредственно в подбашенные
—стр. 536—
10. Диошьдьёр, замок, XIV в. Реконструкция
1 — въезд; 2 — Рыцарский зал; 3 — галерея; 4 — лестница; 5 — двор; 6 — колодец; 7 — капелла; 8 — комнаты для приезжающих; 9 — апартаменты; 10 — казематы; 11 — ров с водой
11. Эстергом. Дворцовая капелла, рубеж XII и XIII вв.
—стр. 537—
части, расширяя внутреннее пространство, а на фасаде башни начинаются от основания храма, сообщая ему единство и стройность. Церковь в Яке — одно из самых прекрасных зданий средневековой Венгрии. Спокойные и гармоничные формы, величавые, увенчанные каменными шатрами башни, богатая пластика апсид отличают эту церковь. Ее портал является скорее скульптурным, чем архитектурным произведением.
Строительство премонстрантов было близко к бенедиктинскому (храм в Жамбеке, первая половина XIII в.). Храм в Оче (первая половина XIII в.; рис. 14, 2), в котором имеется трансепт, обычно отсутствующий в венгерских храмах, стоит ближе других к французским прототипам. Возможно, что здесь работали мастера из Эстергома. Цистерцианцы строили храмы без башен, с более простым архитектурным убранством. Таков, например, начатый в 1232 г. храм в Белапатфальве (рис. 14, 1).
Непосредственно после принятия христианства появляются в Венгрии и сельские церкви. По указу Стефана I, каждые 10 деревень должны были выстроить церковь (ни одна из них не сохранилась). В XII в. вырабатывается тип двухчастного (неф и алтарь) или трехчастного (башня, неф и алтарь) церковного здания. Типичны церкви
—стр. 538—
первой половины XIII в. в Эгреги (рис. 13, 1 и 18) и св. Стефана в Надьбёржёне (рис. 13, 3). В этих церквах, построенных местными каменщиками, в большей степени чувствуется национальное своеобразие архитектуры. Одновременно строились и небольшие центрические храмы вроде кладбищенской капеллы в Папоце (XIII в.; рис. 13, 2), четырехлепестковой в плане, с порталом из красного мрамора на одном из выступов и с алтарями в трех других. Встречаются и более простые церкви, круглые в плане, с примыкающей апсидой.
Эпоха готики представлена в Венгрии небольшим количеством памятников. Значительные памятники уцелели лишь в западной части страны, не подвергшейся турецкому разорению.
14. Белапатфальва. Церковь цистерцианского монастыря, начата в 1232 г. (1); Оча. Церковь премонстрантского монастыря, 1-я половина XIII в. (2)
Готическая система погашения распора сводов аркбутанами не привилась в Венгрии. Новая эпоха наряду с изменением декора знаменуется увеличением проемов, уменьшением толщины стен. Одновременно с базиликальным построением применяется и зальное. В интерьере по высоте большие церкви имеют двучастное деление.
В Шопрон после окончания собора Богородицы в Буде (см. т. V) прибывают неко-
—стр. 539—
торые из членов созданной там королевской мастерской. Они сооружают около 1280 г. алтарь, а в первой половине XIV в. основное трехнефное зальное здание францисканской церкви (рис. 13, 4) и заканчивают приходскую церковь св. Михаила — трехнефную базилику с псевдотрансептом. В середине XIV в. обе церкви получают колокольни, близкие к колокольне собора св. Стефана в Вене, как и многие церкви в окрестностях Шопрона.
15. Шопрон. Францисканский монастырь, зал капитула, середина XIV в.
К францисканской церкви в Шопроне примыкает с юга перекрытый крестовыми сводами зал капитула (середина XIV в.; рис. 15). Его двухнефное зальное построение близко к структуре двухнефных церквей Словакии. Впрочем, двухнефные церкви строились и в самой Венгрии (например, церковь в Йоббадьи, Северная Венгрия). В другом монастырском зале — ризнице при францисканском храме в Сечени (XIV в.) — своды опираются на единственную тонкую колонну (рис. 16).
16. Сечень. Церковь францисканского монастыря. Ризница, XIV в.
Готические сельские церкви уцелели в Венгрии в большем количестве. Это — двухчастные или трехчастные сооружения, в которых сводом перекрыт чаще всего алтарь, как правило, многоугольный в плане. В церкви в Ноградшапе, XV в. (рис. 17, 1) неф и алтарь перекрыты крестовыми сводами, пяты которых расположены очень низко. Снаружи церковь очень привлекательна благодаря изящной колоколенке, венчающей щипец. В связи с угрозой турецкого нападения церковь была окружена оборонительной стеной. Подобные стены превращали в узел обороны и ранее построенные церкви и монастыри (Надьбёржёнь). В пограничных областях (Трансильвания) строились церкви-крепости. Более редки трехнефные сельские церкви, какова, например, церковь села Матраверебей (Северная Венгрия) — приземистое сооружение, построенное около 1400 г. (рис. 19). Центрические здания сооружались в этот период реже. Такова капелла св. Якова (середина XIII в.) вблизи церкви св. Михаила в Шопроне (рис. 17, 2).
Самые небольшие культовые памятники — придорожные поклонные кресты. Примеры— крест Покоя (XIII в.; рис. 20) и крест Булочника (1484 г.) около Шопрона. Это — небольшие сооружения со статуей святого, водруженные на высокие основания.
—стр. 540—
17. Ноградшап. Церковь, XV в. (1); Шопрон. Кладбищенская капелла св. Якова, середина XIII в. (2)
18. Эгреги. Церковь 1-я половина XIII в.
19. Матраверебей. Церковь, около 1400 г.
20. Шопрон. Крест Покоя, XIII в.
—стр. 541—
* * *
Средневековая архитектура Венгрии на ранних этапах развития замечательна в первую очередь тем, что ее создал народ, лишь за столетие до этого перешедший к оседлости. На основе опыта коренного населения завоеванных земель и их соседей возводятся сооружения, выдвигающие Венгрию в один ряд с другими европейскими странами. Архитектура достигает расцвета в конце XII — первой половине XIII в. Появляются национальные типы монументальных культовых сооружений. Строятся королевские и феодальные резиденции.
Постоянная угроза нападения вызывает повсеместное строительство замков. Частые военные столкновения накладывают свой отпечаток на вновь образовавшиеся города. Их местоположение и основные центры общественной жизни подчиняются требованиям обороны.
26 декабря 2019, 20:38
0 комментариев
|
|