наверх
 

В. Бурский. Освещение в квартире. Советы художника

Освещение в квартире : Советы художника  Освещение в квартире : Советы художника
 
 
 
Автор статьи:
В. Бурский — художник.
Статья публикуется по изданию:
Освещение в квартире : Советы художника / В. Бурский // Декоративное искусство СССР : Ежемесячный журнал Союза художников СССР. — 1959. — № 4. — С. 45—48.
Аннотация:
Статья «Освещение в квартире: Советы художника» В. Бурского, опубликованная в 1959 году в ежемесячном журнале Союза художников СССР «Декоративное искусство СССР», подчеркивает необходимость модернизации методов освещения и осветительных приборов в современных жилых квартирах. Освещение выполняет двойную функцию: обеспечивает оптимальную видимость и подчеркивает художественное оформление интерьера. Автор предлагает общие рекомендации по организации освещения в современных квартирах, акцентируя внимание на использовании комбинированных систем освещения вместо традиционного одноточечного освещения. В статье советуется выбирать легкие и элегантные светильники, соответствующие простоте современного интерьера. Особое внимание уделяется избеганию ослепляющего света и использованию устаревших громоздких люстр. Значительное внимание уделяется освещению рабочих мест, обеденных зон и уголков для занятий детей, для каждого из которых рекомендуется определенный тип светильников. В заключение автор отмечает продолжающиеся работы по разработке новых образцов светильников и внедрение их в массовое производство.
 
The article "Lighting in the Apartment: Artist's Tips" by V. Bursky, published in the 1959 issue of the Soviet Union of Artists' monthly magazine "Decorative Art of the USSR," discusses the importance of modernizing lighting techniques and fixtures in contemporary residential apartments. It emphasizes the dual role of lighting: providing optimal visibility and enhancing the artistic design of an interior. The author outlines general guidelines for organizing lighting in modern apartments, advocating for the use of combined lighting systems over traditional single-source lighting. The article advises selecting lightweight, elegant fixtures that complement the simplicity of modern interiors. It also highlights the importance of avoiding glaring lights and the use of outdated, bulky chandeliers. Special attention is given to the lighting of workspaces, dining areas, and children's study corners, recommending specific types of fixtures for each. The article concludes by noting ongoing efforts to design new lighting fixtures and integrate them into mass production.
 
《公寓照明:艺术家的建议》是V. Bursky发表于1959年苏联艺术家联盟月刊《苏联装饰艺术》中的一篇文章,讨论了现代住宅公寓中照明技术和灯具的现代化重要性。文章强调了照明的双重作用:提供最佳的可见度和增强室内设计的艺术效果。作者概述了现代公寓照明的总体原则,提倡使用组合照明系统而非传统的单一光源照明。文章建议选择轻便、优雅的灯具,以配合现代室内设计的简约风格。此外,文章还强调避免使用刺眼的光线和过时的笨重吊灯。特别关注了工作区、餐区和儿童学习角的照明,推荐为每个区域选择特定类型的灯具。文章最后提到设计新型灯具并将其推向大规模生产的持续努力。
 
V. ブルスキーによる「アパートの照明:アーティストのアドバイス」という記事は、1959年発行のソビエト連邦芸術家連合の月刊誌『ソビエト装飾美術』に掲載されており、現代の住宅アパートにおける照明技術と照明器具の近代化の重要性について論じています。照明は最適な視認性を提供し、インテリアの芸術的デザインを強調する二重の役割を果たします。著者は、従来の単一光源照明よりも、複数の光源を組み合わせた照明システムの利用を推奨し、現代のインテリアの簡潔さに調和する軽量でエレガントな照明器具を選ぶことを提案しています。また、眩しい光や時代遅れの重厚なシャンデリアを避ける重要性を強調しています。特に、作業スペース、食卓エリア、子供の学習スペースの照明に特化した器具の選定について詳細に言及しています。記事は、新しい照明器具の設計とその量産への取り組みが進行中であることに言及して結ばれています。
 
Der Artikel behandelt die Beleuchtung in modernen Wohnungen. Der Autor untersucht die Rolle der Beleuchtung bei der Schaffung einer komfortablen Umgebung und der Innenraumgestaltung. Es werden praktische Empfehlungen zur Auswahl und Platzierung von Leuchten in verschiedenen Räumen gegeben. Besonderes Augenmerk wird auf die Beleuchtung des Arbeitsplatzes eines Schülers gelegt. Neue Arten von Leuchten, die für Kleinwohnungen entwickelt wurden, werden diskutiert.
 
L'article traite de l'éclairage dans les appartements modernes. L'auteur examine le rôle de l'éclairage dans la création d'un environnement confortable et dans la décoration intérieure. Des recommandations pratiques sont données sur le choix et le placement des luminaires dans différentes pièces. Une attention particulière est accordée à l'éclairage de l'espace de travail d'un étudiant. De nouveaux types de luminaires développés pour les petits appartements sont discutés.
Все выпуски журнала «Декоративное искусство СССР» в библиотеке TEHNE:
https://tehne.com/library/zhurnal-dekorativnoe-iskusstvo-sssr-moskva-1957-1991
 
 
 

ОСВЕЩЕНИЕ В КВАРТИРЕ

СОВЕТЫ ХУДОЖНИКА

В. БУРСКИЙ

 
Изменившийся облик современной жилой квартиры в домах массового строительства требует обновления приемов освещения и самой осветительной арматуры.
 
Освещение в первую очередь решает утилитарную задачу — создать благоприятные условия видимости, уменьшить усталость глаз и сохранить хорошее самочувствие человека.
 
Важную роль играет освещение и в художественном решении интерьера: правильное расположение светильников в помещении способствует выявлению основного декоративно-архитектурного замысла. Свет и тень лепят форму, подчеркивая наиболее выгодные в декоративном отношении части интерьера, помогают созданию в комнате уюта. Удачно выбранный по цвету, форме и пропорциям светильник играет роль акцентирующего декоративного пятна, организующего и связывающего воедино все части внутреннего убранства помещения. Выбор приемов освещения и подбор осветительной арматуры являются важным моментом в оформлении интерьера жилой комнаты.
 
 
Рисунки архитектора Е. Устинова. Осветительные приборы сконструированы инженерами-художниками СКВ завода «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова: В. Бурским, Р. Потаповой, Ю. Шураном.
Рисунки архитектора Е. Устинова.
Осветительные приборы сконструированы инженерами-художниками СКВ завода «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова: В. Бурским, Р. Потаповой, Ю. Шураном.
 
 
При всем разнообразии возможностей убранства жилья и индивидуальных вкусов его владельцев можно выделить ряд общих правил организации освещения жилой квартиры.
 
Создание хорошей общей освещенности современных квартир при уменьшении размеров и высоты помещений представляется наиболее целесообразным при помощи системы комбинированного освещения, то есть не одним светильником, размещенным в центральной части комнаты, а группой осветительных приборов.
 
 
Освещение рабочего места. Конструкция светильника позволяет поставить его на стол и повесить на стену.  Освещение рабочего места. Конструкция светильника позволяет поставить его на стол и повесить на стену.
Освещение рабочего места. Конструкция светильника позволяет поставить его на стол и повесить на стену.
 
 
В соответствии с общим характером убранства современного интерьера, отличающегося простотой, ясностью, отсутствием громоздких вещей и украшений, следует выбирать и осветительную арматуру.
 
Она должна быть легкой и изящной. Достигается это простотой форм и отделки, высокими декоративными качествами примененных материалов. Эти факторы становятся особенно важными в условиях размещения осветительной арматуры в непосредственной близости к человеку.
 
Применение громоздких люстр со старомодными чеканными украшениями, характерными для прошлых стилей, особенно в интерпретации артельного производства последних лет, как и использование шелковых абажуров больших размеров, становится нежелательным.
 
С осторожностью следует прибегать к ярким расцветкам светильников, особенно когда их несколько в одной комнате. При этом, пожалуй, не мешает подчеркнуть цветом светильник, исполняющий роль основного декоративного пятна. Расцветка остальных должна носить подчиненный характер.
 
По установившейся традиции в каждой семье возникает необходимость создать освещение обеденного стола. Осуществить его можно несколькими способами, зависящими от общей расстановки мебели в комнате и тех дополнительных функций, которые предназначены светильнику. Для этой цели наиболее красивы и практичны светильники, выполненные из специальной пластмассовой пленки в сочетании с «молочным» стеклом или опаловым светотехническим оргстеклом. В большинстве случаев их диаметр не должен превышать 50 см. Наиболее удобным следует признать светильник с регулируемой высотой подвеса. Применение светильников такой конструкции особенно желательно при дополнительном использовании стола для кройки и шитья, чтения и т. п. Еще большие удобства создает светильник, перемещаемый в горизонтальной плоскости при помощи специальных устройств. Применение настенной арматуры для освещения обеденного стола наиболее оправданно в тех случаях, когда он примыкает непосредственно к стене и имеет возможность трансформироваться.
 
 
Освещение уголка отдыха трехламповым торшером.
Освещение уголка отдыха трехламповым торшером.
 
 
Во всех случаях следует останавливать свой выбор на светильниках, обеспечивающих наиболее равномерное распределение света на освещаемой поверхности. Таким качеством обладают в основном светильники рассеянного и отраженного светораспределения. Достигается это белым цветом внутренней поверхности абажуров и матовой фактурой; рассеивателями из опалового или «молочного» стекла; затенителями из системы концентрически расположенных колец; использованием электрических ламп с «молочной» колбой и другими способами.
 
Задачей осветительной арматуры является не только перераспределение света, но и защита глаз от слепящей яркости нити накала источника света. Слепящая яркость вредно воздействует на органы зрения человека, особенно детей. Вопрос этот настолько серьезен, что в настоящее время нашими государственными стандартами категорически запрещено использование хрустальных люстр для электрических источников света в помещениях с длительным пребыванием людей, в особенности в рабочих и жилых комнатах.
 
Применение хрусталя в люстрах со свечами в прежнее время было вызвано необходимостью создать ощущение большей освещенности, так как яркость пламени свечи несравненно слабее, чем электрической лампочки. Современные источники света позволяют сравнительно легко достичь высокой освещенности. Применение же хрусталя светотехнически не оправдано, гигиенически вредно, так как вызывает усталость глаз, а к тому же его декоративные качества не соответствуют характеру современного жилого интерьера.
 
Общее освещение жилых помещений с высотой, не превышающей 2,5 м, невозможно осуществить при помощи подвесов и люстр, как это было принято прежде. Представляется целесообразной установка светильников-плафонов с лампами накаливания или с люминесцентными лампами тепло-белого света.
 
 
Освещение уголка школьника.
Освещение уголка школьника.
 
 
Особенного внимания заслуживает организация освещения уголка школьника в жилой комнате. Для этой цели наиболее желательны светильники рассеянного света, с абажурами из замутненного светотехнического материала. Степень прозрачности должна быть такой, чтобы нить накала лампы ни в коем случае нельзя было рассмотреть. Для наружной поверхности абажура рекомендуется спокойный зеленый цвет. Желательно, чтобы верхняя крышка стола или секретера, предназначенного для занятий, была того же цвета, обязательно со спокойной матовой фактурой. Следует добиться наиболее равномерного распределения света по всей поверхности стола. Частично достичь этой цели можно при помощи настенного светильника с несколькими лампами накаливания в «молочных» колбах. Неплохие результаты можно получить со светильником, имеющим две или три стойки с небольшими абажурами. По своей форме и конструкции следует признать наиболее подходящими те настольные светильники, которые могут быть помещены и на стене, не занимая рабочей площади стола. Менее удобны светильники с несимметричным расположением светооптической части, но с обязательной установкой на столе, и совсем неудобны обыкновенные настольные лампы, снабженные вертикальной стойкой — их применение на наклонной плоскости рабочего стола школьника затруднено и они не дают наивыгоднейшего распределения света.
 
 
Освещение обеденного стола настенным светильником.
Освещение обеденного стола настенным светильником.
 
 
Рекомендуемая освещенность на поверхности стола — 300 люкс при освещенности от общего источника не менее 100 люкс в горизонтальной плоскости на расстоянии 0,8 м от пола. Приближенно замеры освещенности можно произвести фотоэлектрическим экспонометром, например типа Ю-II, получившим широкое распространение среди фотолюбителей.
 
Предметы, расположенные в поле зрения школьника, не должны быть блестящими или слишком пестрыми. Светильник должен располагаться таким образом, чтобы отраженная блесткость, если ее не удалось избежать, не попадала в глаза, а внутренняя часть абажура не была бы видна при нормальном положении сидящего ребенка.
 
Ново и интересно выглядят декоративные светильники, дополняющие общее освещение. К таким, например, относятся настольные, настенные и напольные светильники, в компоновку которых входят живая зелень, цветы. Особенно приятно иметь такую арматуру в части комнаты, отведенной для отдыха. Интересен светильник, в конструкцию которого входит аквариум. Яркая зелень водорослей и причудливая окраска и движение рыб, интересные эффекты игры света — все это способствует созданию уюта и украшает комнату. Нельзя предусмотреть всех возможных комбинаций и композиционных решений, но сам подобный прием безусловно следует рекомендовать для широкого применения.
 
 
Освещение места отдыха. Конструкция светильника позволяет поставить его на стол и повесить на стену.  Освещение места отдыха. Конструкция светильника позволяет поставить его на стол и повесить на стену.
Освещение места отдыха. Конструкция светильника позволяет поставить его на стол и повесить на стену.
 
 
Дополнительный светильник общего освещения может быть трактован и в виде плафона, например, над отдельно стоящим креслом-кроватью и журнальным столиком около него.
 
Своеобразную роль играют переносные светильники, особенно торшеры. Представляет интерес случай в системе комбинированного освещения малогабаритного жилья, когда торшер служит основным источником общего освещения и одновременно главным декоративным пятном интерьера. В этом варианте потолочных светильников может и не быть совсем, а освещению обеденного стола, если он находится в этой же комнате, следует отвести подчиненную роль в декоративном отношении.
 
 
Освещение комнаты несколькими светильниками.
Освещение комнаты несколькими светильниками.
 
 
Торшеры с несколькими абажурами, снабженные шарнирами или гибкими шлангами, удобны во многих отношениях. Их способность сочетать отраженный от потолка свет с направленным выдвигает эту конструкцию на видное место в малогабаритной квартире не только по светотехническим мотивам. Возможность по-разному легко использовать торшер — менять его форму, создавать по желанию различные световые эффекты — безусловно ценное декоративное качество.
 
Иными особенностями должен обладать светильник, предназначенный для использования в момент просмотра телепередач. Он должен иметь возможно меньшие размеры и быть выполненным из малопросвечивающих материалов. В нерабочем состоянии нетрудно представить его в виде декоративного украшения, стоящего около телевизора. Не исключен и вариант настенного светильника для этих целей.
 
Многими свойствами должны обладать ночники: возможностью установки на прикроватной тумбочке, на спинке кровати или на стене, свободным изменением защитного угла и другими. Однако художественный уровень ночников не должен снижаться при введении различных технических усовершенствований. Они должны быть легкими и по своему виду гармонировать с декоративными тканями, обоями и всем убранством спальной комнаты.
 
 
Освещение спальной комнаты.
Освещение спальной комнаты.
 
 
Общее освещение спальной комнаты рекомендуется осуществлять светом, отраженным от потолка. Это можно сделать при помощи торшера, большая часть светового потока которого направлена в верхнюю полусферу. Могут быть применены бра с той же направленностью света. Не большой потолочный светильник или очень плоский плафон рассеянного светораспределения тоже годится для этой цели.
 
Неплохими декоративными свойствами обладает и прием скрытого подсвета драпировок оконного или дверного проема линейными светильниками в виде светящихся карнизов. Наиболее подходящим источником света являются люминесцентные лампы ТБС, но не исключено также применение ламп накаливания.
 
 
Настольная лампа.  Ночник.
Настольная лампа. Ночник.
 
 
 
В настоящее время ведется работа по конструированию новых образцов светильников и внедрению их в массовое производство на ряде предприятий страны. В частности, десятки новых светильников разработаны инженерами-художниками Специального конструкторского бюро завода «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова; они и представлены в качестве иллюстраций данной статьи. Некоторые из демонстрируемых светильников уже поступили в торговую сеть.
 
В. БУРСКИЙ
 

5 сентября 2024, 19:21 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий