|
А. В. Щусев. Архитектура и живопись
Фрески 1199 г. церкви Спаса-Нередицы близ Новгорода. Слева — голова пророка Моисея, справа — голова пророка Исаии. Источник: Фрески Спаса-Нередицы / Государственный русский музей. — Ленинград, 1925.
Из предисловия к сборнику статей «Вопросы синтеза искусств : Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев» (Москва, 1936):
«На путях к этому органическому сотрудничеству архитектуры, скульптуры и живописи лежат, понятно, большие трудности. Они связаны прежде всего с давлением традиций буржуазного искусства двух последних столетий, узаконившего разобщенность отдельных искусств друг от друга, а в новейшее время — даже объявившего эту разобщенность своего рода художественной добродетелью. Эти трудности обусловлены, далее, дефектами художественного воспитания, упадком целого ряда отраслей монументального искусства в течение ряда последних десятилетий. Наконец, помимо сложных творческих вопросов сотрудничества, немалую трудность представляют также и вопросы чисто организационные, практические формы совместной работы зодчего, скульптора-живописца.
Важным шагом по пути к разрешению этих больших вопросов советской художественной культуры следует считать первое творческое совещание по вопросам синтеза пространственных искусств, созванное в Москве Союзом советских архитекторов в конце декабря 1934 г. Совещание это, протекавшее в обстановке исключительной активности мастеров всех трех искусств, явилось как бы первой попыткой поставить вопросы синтеза на практическую почву, осветить основные творческие вопросы сотрудничества трех искусств и те практические и организационные моменты, которые затрагиваются в процессе этого сотрудничества».
Публикуем статью о проблеме синтеза искусств русского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873—1949). Все иллюстрации к статье мы заменили на аналогичные, но полноцветные и лучшего качества.
А. Щусев. Архитектура и живопись // Вопросы синтеза искусств : Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. — Москва : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1936. — С. 34—41.АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬАкадемик архитектуры А. ЩУСЕВ
История искусств отмечает эпохи, когда пластические искусства и в частности архитектура достигали исключительного развития.
Расцвет пластических искусств в Греции относится ко времени удачных для греков персидских войн в IV в. до н. э., когда афинский народ, под руководством Перикла, восстанавливал разрушенные войной Акрополь и Афины.
В Риме лучшие памятники архитектуры были созданы в конце республики и начале империи; слова Августа о том, что, получивши Рим глиняным, он оставляет его мраморным, являются очень характерными для императорского Рима, владыки тогдашнего мира.
После 1000-летнего перерыва средние века создали романо-готическую эпоху.
Выдающиеся памятники романо-готического строительства до сих пор поражают нас в Западной Европе.
Пришедшая на смену средневековью эпоха Возрождения создала, особенно в Италии, в течение нескольких столетий огромное количество произведений пластических искусств, которые служат для нас образцами высокого мастерства и техники.
Перестройка Петром I феодальной России в XVIII в. и бурное строительство после наполеоновских войн были значительными эпохами строительств в нашей стране. Перестройка Парижа в конце XIX в. и, наконец, Америка с характерным для ее промышленного развития небоскребом и развитой техникой являются последним достижением мирового градостроительства.
Социалистическое строительство нашего Союза в связи с индустриализацией страны, благодаря энтузиазму трудящихся масс, диктует возможность развития строительной промышленности и архитектуры в Стране советов. Для этого имеются все предпосылки и политического и экономического характера. Мы уже вступили в эпоху, когда и строительству городов Союза уделяется большое внимание и отпускаются большие средства. Новые индустриальные города — Сталинск, Магнитогорск, Великое Запорожье — являются уже сооружениями социалистической эпохи. Реконструкция Москвы, Харькова, Киева, Сочи, Тифлиса и других городов также характерна для великой эпохи. Постройка в короткое время в Москве метро, с его ясно выраженным техническим и архитектурным оформлением, также является началом расцвета архитектуры.
Архитектурная мысль, возглавляя оформление строительства и в городах и на периферии, в настоящее время выдвигает целесообразный принцип синтеза пластических искусств, т. е. сотрудничество архитектуры, живописи и скульптуры при сооружении памятников эпохи социализма.
Большие городские ансамбли возводились и раньше. Например, в XVIII и XIX вв. архитектор Росси создал в Ленинграде Александрийский театр и улицу Росси. Ранее еще были созданы Павлово, Петергоф, Гатчино и другие крупные художественные центры.
Постройкам дворцов в Петергофе от XVIII до конца XIX в. мы не только удивляемся, но и учимся на них мастерству архитекторов-строителей.
В течение конца XIX в., вплоть до современности, после расцвета так называемого стиля ампир, в архитектуре не было создано памятников архитектуры, которые могли бы конкурировать с памятниками эпохи Возрождения. Капиталистическая система раздробила строительство на мелкие индивидуальные постройки. Казна в России строила мало, и казенные постройки были неудачны.
В других столицах Европы, несмотря на крупные постройки (Вена — дворцы и музеи), стиль не поднимался на прежние высоты лучших мастеров Возрождения.
Наше время начинает выявлять грандиозный размах строительных задач и предъявляет к архитекторам необычайные требования.
Задачи, поставленные советским строительством, являются особенно интересными по своим новым социалистическим установкам и по тем коллективным методам, которые применяются при создании типов архитектуры современности.
В противовес архитектуре станковая живопись в течение XIX в. переживала оживление. После сухой академической школы зародились идеи импрессионистов и реалистов. Группы художников-станковистов отвечали своими работами общественным интересам в разработке живописной тематики и мастерства, но монументальная живопись, которая обыкновенно сопутствует расцвету архитектуры и которая с ней непосредственно связана, находилась в упадке.
Рис. 17. Собор Сен-Мадлэн в Везеле. Портал. Конец XI — начало XII вв.
Живописцы настолько оторвались от монументальных заказов, что когда архитекторы обращались к ним с тем или иным предложением, они уклонялись от них, мотивируя это нежеланием итти на компромисс с «чистым станковым искусством», а некоторые, бравшие заказы на религиозную живопись в церквах, часто оправдывались тем, что к этому вынуждали их материальные обстоятельства.
Из художников, исполнявших крупные заказы по живописи религиозного характера, были Васнецов и Нестеров. Эти работы имели большой успех среди кругов интеллигенции.
В 90-х годах XIX в. выдвинулась группа художников-живописцев «Мира искусства» во главе с Александром Бенуа, Лансере, Добужинским и другими, которые подошли ближе к задачам монументального искусства.
Рис. 18. Церковь Спасо-Нередицы, близ Новгорода. Деталь росписи
Александр Бенуа и его друзья были художники большого мастерства и вкуса, которые могли исполнить монументальный заказ и не раз это показали.
Монументальная живопись, как живопись больших масштабов, покрывающая и обогащающая плоскости стен и потолков, требует от художника-монументалиста большой проникновенности в усвоении замысла архитектора. Такие художники должны знать технику живописи, они должны быть мастерами не только композиции, но также рисунка и цвета. Мастера-монументалисты должны знать все роды монументальной живописи, начиная от фрески или сграффито вплоть до масляной живописи.
Рис. 19. Собор в Бамберге. Деталь портала
Выдающихся мастеров живописи и у нас и в Европе было мало, и мы видели, что в XIX в. не было создано особо замечательных памятников монументальной живописи, какие были обычными во времена итальянского Возрождения или в XVII и XVIII вв. в Италии и других странах Европы.
Рис. 20. Мантенья. Камера делла Спози. Фреска. Мантуя
Такие мастера живописи, как Лансере и другие, в настоящее время прекрасно справляются со своими задачами, осваивая современную тематику, стремясь отразить в живописи идеи и размах строительства нашей социалистической эпохи (роспись ресторана Казанского вокзала, работы для подземных станций метро).
Как на одну из причин упадка монументальной живописи в XIX в. можно указать на отсутствие больших государственных заказов. Расцвет частной собственности способствовал расцвету станковой живописи, которая часто украшала стены комнат богатых особняков.
Государственные учреждения по традиции строились в бездушном классическом стиле, а заказчики барских особняков предлагали архитектору применять при отделке разные стили, что завело архитектуру в тупики эклектики. В подобных условиях сотрудничество живописца с архитектором осуществить было невозможно; станковая живопись прекрасно уживалась с уютом частных особняков.
Скульптура была в то время ближе к архитектуре, но имела чисто ремесленный характер. Ряд скульптурных мастерских изготовлял лепные украшения и орнаменты во всех стилях для барских особняков или общественных зданий. В первой половине XIX в. до его середины и в Ленинграде и Москве были еще крупные мастера скульптуры: Пименов, Клодт, Мартос, Демуд, Малиновский, которые дали ряд образцов хорошей скульптуры (памятник Минину и Пожарскому, лошади на Аничковом мосту и много великолепных надгробных памятников).
В настоящее время, когда мы, архитекторы, сорганизованные в мощные коллективы в виде государственных мастерских, получаем большие государственные задания — Дворец советов, сельскохозяйственная выставка, Академия наук, ВИЭМ, дом Наркомтяжпрома или дом правительства Украинской республики в Киеве, театры и научные учреждения, наркоматы, дома отдыха и санатории, когда архитектура в своем диапазоне охватывает все стороны жизни государства, — мы в своем творчестве еще неустойчивы и не можем глубоко проанализировать задачи, которые социалистическое строительство ставит перед архитектурой. Это происходит потому, что вследствие большого перерыва в строительстве наши кадры и наша строительная промышленность в настоящее время недостаточно подготовлены к делу, а мастера к тому же часто не могут понять задач, которые ставит перед ними современная жизнь социалистической республики.
Архитектура в Европе в последние столетия развивалась на основе творческих традиций академизма. Как протест против этих традиций в последнее десятилетие был выдвинут принцип формализма и конструктивизма в применении новых материалов и новых конструкций. Уже произведено много строительных экспериментов и у нас и за границей. В настоящее время архитектура должна пойти по новому великому пути, который ей предначертает наше социалистическое строительство с его колоссальным размахом и разнообразием задач, считаясь с особенностями местностей и климатов для тех или иных сооружений. Класс пролетариата заявил через своих вождей, что он не будет довольствоваться только рациональным и гигиеничным строительством, он хочет жить в красивых городах. Соцгород должен характеризовать эпоху социалистического строительства.
Некоторые из иностранных архитекторов, приглашенные для строительства, не вникая глубоко в сущность социалистических задач, пытались подменить их задачами рационализма и экономики. В результате многие из начатых строек получили неудачное оформление. Но этот период уже изжит, и архитектура решает громадные задачи быстрыми темпами, результатом чего мы имеем сооружение метро в короткий срок.
Живопись и скульптура с трудом поспевают за нашими быстрыми темпами.
Если мы обратимся к истории Греции, то увидим, что она создавала свои великие произведения в сравнительно короткие сроки, так же как всякая великая эпоха, которая быстро и органично создает свои памятники.
Архитектура без живописи и скульптуры не может полностью характеризовать современное строительство.
Все эти пластические искусства должны соединиться и дать лучшие образцы своей работы. Как живописцы, так и скульпторы, подняв на высоту свое мастерство, должны стараться разобраться в задачах, которые перед ними ставит развивающаяся архитектура.
Монументальная живопись применяет два способа для оформления поверхностей стен. Один из них подчеркивает стену как плоскость (Египет, Византия, раннее Возрождение), другой дает пространственное изображение на стене, как бы уничтожая стены и раскрывая пространство за ее пределами (XVII и XVIII вв. в Европе).
Современная архитектура должна применять оба эти способа обогащения стен и потолков. Социалистический реализм имеет возможность и в том и другом случаях дать выдающиеся образцы фресковой и других манер живописи.
Эпоха, которая сейчас кует новые архитектурные ценности, требует, чтобы в строительство включились работники всех трех пластических искусств и создали памятники, которые могли бы войти в историю искусства как результат действительно глубокой и подлинно синтетической работы трех пластических искусств.
3 февраля 2023, 18:39
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий