наверх
 

Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве. 1929

Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929  Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929
 
 
 
Малотиражное (1000 экз.) издание ВХУТЕИНа, оформленное 23-летним Фаиком Тагировым (1906—1978), одним из ведущих советских графиков конструктивизма, организатором отечественного шрифтового дела, а в то время студентом полиграфического факультета ВХУТЕИНа, ученика В. Фаворского и Л. Бруни. На задней стороне обложки надпись: «Сборник выпущен при тяжелых техническ. условиях типографии». Издание включает информацию для абитуриентов об условиях поступления, описание всех факультетов и примеры работ студентов. Скан издания в формате pdf доступен на странице книги в библиотеке TEHNE. Ниже мы публикуем полный текст издания со всеми иллюстрациями.
 
 
 

Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929. — [16] c., [12] л. ил.

 
 

НОВЫЙ ТИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

О ПРИРОДЕ ВХУТЕИНА

 
Высший Художественно-Технический Институт в Москве является вузом нового типа. Он вызван к жизни потребностями новой человеческой культуры, нуждами современного искусства и социалистической промышленности.
 
В постановлении Совета Народных Комиссаров об основании Московских Высших Государственных Художественно-Технических Мастерских (1920 г.) сказано:
 
Совет Народных Комиссаров постановил: Московские Высшие Государственные Художественно-Технические Мастерские есть специальное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования.
 
В отношении снабжения преподаватели, служащие и слушатели-студенты Московских Высших Государственных Художественно-Технических Мастерских приравниваются к Высшим Техническим учебным заведениям, при чем норма устанавливается Комиссией по снабжению рабочих.
 
Примечание. За прогульные дни студенты, помимо других мер, лишаются пайка.
 
Учет и распределение окончивших курс Московских Высших Государственных Художественно-Технических Мастерских принадлежит Главкомтруду по соглашению с НК по Просвещению и Высшим Советом Народного Хозяйства.
 
Председатель Совета Народных Комиссаров В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН).
Управляющий Делами СНК В. БОНЧ-БРУЕВИЧ.
 
Декрет Совнаркома совершенно ясно устанавливает природу Вхутеина (Вхутемас был переименован во Вхутеин с 1928 года). В.X.Т. Институт есть специальное техническо-промышленное высшее учебное заведение с художественным уклоном. Он готовит художников-мастеров высшей квалификации (а не техников) для промышленности. Это — его основная целевая установка. Искусство, достигшее высших качественных степеней, должно обслуживать прежде всего промышленность, т.-е. массовое машинное производство общественно необходимых вещей. Институт обязан, кроме того, подготовлять художников-инструкторов и художников-руководителей (педагогов и организаторов) профессиональных технических школ (промышленно-художественных прежде всего). Институт приравнивается к Высшим Техническим учебным заведениям. Он является художественным втузом. В результатах его работы заинтересованы одинаково Наркомпрос и ВСНХ. Наркомпрос должен заботиться о качестве его педагогической работы. ВСНХ должен заботиться о том, чтобы Институт давал промышленности необходимое количество наиболее подготовленных для нужд промышленности специалистов.
 
Итак: Вхутеин готовит художников нового типа, — художников, обслуживающих промышленность, организующих быт и обслуживающих культурно-политическую борьбу рабочего класса.
 
Художник есть специалист по качеству и форме вещей. Художник оформляет быт и идеологическую борьбу. В художниках высшей квалификации, знакомых с технологией материалов и технологическими процессами производства, имеющих, кроме художественного, еще техническое образование, и нуждается быстро растущая социалистическая промышленность нашего союза.
 
Целый ряд областей промышленности не могут обойтись без художников-технологов и художников-инженеров. Их развитие зависит в значительной степени от наличности квалифицированного кадра таких специалистов. Текстильная промышленность не может обойтись без художников-колористов и рисовальщиков, умеющих разрешать вопросы художественного оформления массового текстиля. Только высоко квалифицированные художники-технологи и инженеры могут поднять качество изделий фарфорово-фаянсовой, стекольной и майоликовой промышленности. Полиграфическая промышленность не может быть сведена только к технологическим процессам. Она включает в себя целый ряд полиграфических искусств (искусство книги, искусство литографии, искусство фотомеханики, журнала, газеты и т. д.), задачи которых могут быть разрешены только художником-производственником. Проблемы внутреннего оборудования жилища, зданий общественного назначения и помещений, обслуживающих транспорт, вся громадная проблема массовой бытовой вещи, художественного оформления быта могут быть разрешены только фалангами новых художников индустриальной культуры. Наша эпоха, характеризуемая колоссальным размахом жилищного, промышленного и общественно-муниципального строительства, доведет до невиданных размеров влияние и значение архитектуры. Но архитектура не может быть сведена к техническому умению и руководству инженеров строителей, специалистов по разрешению узко технических и частных задач строительства. Организатором строительных работ должен быть архитектор-художник, умеющий разрешать задачи общего архитектурного ансамбля, архитектурной формы и композиции. Он должен знать экономику страны и строительной промышленности, бытовые и производственные нужды той социальной среды, для которой он строит. Он должен иметь высшее технологическое образование. Но он должен быть обязательно и художником, т.-е. специалистом по форме и качеству сооружений. Он должен ставить перед собой задачи архитектурной формы и соотношения архитектурных масс. Он должен, кроме того, иметь в виду общий архитектурный облик улицы, площади, города. Вопросы архитектурной физиономии городов, перепланировки городов, парков, садов и селений, внутреннего оборудования строений, сооружения архитектурных памятников, выражающих цели и стремления эпохи пролетарской революции, вопросы о типах домов могут быть разрешены только художником-архитектором, художником-инженером архитектором. Архитектор является основным типом, нового художника. Архитектора являются главными организаторами быта, культуры и искусства. Архитектура определяет художественный и культурный стиль целой эпохи.
 
Совершенно очевидно, что Вхутеин, подготовляя художников-инженеров для промышленности, тем самым выполняет ответственную задачу по хозяйственному строительству страны. В общей системе высшего технического образования он занимает определенное и прочное место. Главная его задача и смысл его существования в подготовке специалистов, необходимых для быстрого и качественно высокого развития социалистической промышленности.
 
Но Вхутеин выполняет еще вторую задачу. Он подготовляет специалистов высшей квалификации, необходимых для культурного социалистического строительства. Специализации расширяются. Развитие промышленности тесно связано с развертыванием пролетарской культурной революции. Клубное строительство, культработа профсоюзов, развитие массового самодеятельного искусства, грандиозные планы обслуживания культурного досуга миллионов трудящихся (напр., проект Парка Культуры и Отдыха в Москве), организация массовых празднеств и политических кампаний, сооружение домов культуры, вся колоссальная культурная работа, меняющая бытовой облик, народа требует для своего проведения наличности большого числа художников-специалистов, художников-культурников, пропагандистов, инструкторов, декораторов, организаторов, педагогов, методистов. Новый быт может быть организован только художниками. Массовое празднество, от дневного оформления площадей до вечернего использования в целях наибольшего воздействия на массы светотехники, может быть организовано только художниками.
 
Художественное материальное оформление новой общественной жизни должно иметь свой план и своих организаторов. Выполнение всех этих задач определяет целевую установку таких факультетов Института, как живописный и скульптурный. Живописный и скульптурный факультеты подготовляют не художников вообще, а художников-специалистов, которые должны уметь выполнять конкретные работы производственного характера.
 
Кроме того, существуют еще самостоятельные задачи формально-технического развития пространственных искусств, требующие лабораторно-экспериментальной и научно-исследовательской постановки работы художника. Живописный, скульптурный и отчасти архитектурный факультеты, подготовляя практиков специалистов для определенных областей производственной работы, в то же время ставят себе целью подготовлять некоторое количество методистов и и чистых исполнителей, необходимых для сохранения и развития высокого художественного мастерства.
 
Таким образом, эти факультеты, сохраняя свои производственные задачи по подготовке специалистов-практиков, одновременно являются методической лабораторией всего вуза в целом по вопросам художественной культуры и художественной формы.
 
В.Х.Т. Институт, выполняя свою основную задачу, служит не только целям хозяйственно-экономического строительства, но также и художественно-культурного. Выпуская инженеров-художников и художников-организаторов быта, Институт практически разрешает важнейшую проблему современного искусства. Стремление современного пространственного искусства от абстрактной схемы и обслуживания частных потребностей перейти к монументализму, социальному утилитаризму, конкретной вещности, наиболее целесообразным и рационально организованным формам, целиком отвечающим своему назначению, получает в системе и структуре В.X.Т. Института свое выражение. Институт готовит художников, обслуживающих социалистическую промышленность, организующих коллективный, быт и классовую борьбу пролетариата.
 
Программы и учебные планы всех факультетов заново переработаны. Уточнены их целевые установки в связи с проведением непрерывной производственной практики. Индустриальные факультеты Института были связаны с промышленностью и до введения непрерывной производственной практики. Но с ее реализацией в 1929 г. связь индустриальных факультетов с промышленностью становится органической и постоянной. Отныне эти факультеты должны работать по точным заданиям соответствующих отраслей промышленности, давая им необходимых высоко квалифицированных специалистов и выполняя при них роль учебной и научно-исследовательской лаборатории. Художественные факультеты также вплотную подведены непрерывной производственной практикой к удовлетворению практических и важнейших потребностей социалистического культурного строительства. Непрерывная производственная практика, которая проведена в последнем академическом году на всех факультетах, должна разрешить основные методические вопросы факультетов и изменить самую психологию художников специалистов.
 
При своем основании Институт имел в виду разрешение чисто художественных и художественно-педагогических задач. Громадная творческая работа по реконструкции нашей промышленности постепенно втянула Институт в круг своих интересов. Некоторые отрасли промышленности (например, полиграфическая) могут получать специалистов высокой квалификации только через соответствующие факультеты ВХТИ. Борьба за гегемонию между искусством и технологией, которая раньше иногда замечалась в педагогической практике и общественной жизни Института, теперь потеряла всякий смысл. И художественные, и технологические дисциплины одинаково должны образовать новых специалистов для промышленности. Накопление художественного мастерства необходимо только для обслуживания социалистической индустрии, рабочего быта и культурных потребностей рабочего класса. О самодовлеющем мастерстве уже никто в Институте не говорит. Все поняли, что искусство должно стать орудием пролетарской революции. Решительный курс на индустриализацию всего вуза больше никем не оспаривается после постановлений июльского пленума ЦК ВКП(б) об индустриализации вузов и об улучшении подготовки новых специалистов. Введение непрерывной производственной практики и громадная методическая работа по окончательному установлению программы и учебных планов, которая сейчас проводится в Институте, являются выполнением прямых идеологических директив июльского пленума.
 
Структура Института остается прежней. Правильность ее проверена всем педагогическим и производственным опытом вуза. Первый курс является общим для всех специальных факультетов Вхутеина и образует так называемое Основное отделение. Оно дает систему знаний и навыков, необходимых для специальных факультетов, и вводит в научное понимание искусства. Существование Основного отделения является временным, потребность в нем отпадет, лишь скоро Институт будет нормально пополняться достаточно подготовленной рабоче-крестьянской молодежью из подготовительных школ.
 
Факультетов семь:
 
1.
архитектурный;
 
2.
факультет по обработке дерева и металла;
 
3.
полиграфический;
 
4.
текстильный.
 
5.
керамический;
 
6.
живописный;
 
7.
скульптурный;
 
Вхутеин расширяется, укрепляется, рационализируется. Внутри его кипит горячая методическая, организационная и идеологическая работа. Эта работа проходит под лозунгами индустриализации, пролетаризации, ставки на качество.
 
10/V—1929 г.
П. Новицкий
 
 
 

ОСНОВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 
Основное отделение, являясь органической частью и первой ступенью Института, представляет новую систему художественного воспитания и образования.
 
Основное отделение ставит своей целью дать начинающим студентам основы знаний и навыков художественного мастерства, общие для всех изобразительных искусств и являющиеся базисом нового синтетического искусства.
 
Система художественного образования на Основном отделении строится на трех началах:
 
1.
комплексе художественных дисциплин — рисунка, живописи, объема и пространства;
 
2.
программе, построенной на формально-композиционной основе;
 
3.
объективном и коллективном методе преподавания.
 
Дисциплина рисунка ставит целью изучение пространственных форм и методов синтетического выражения их на плоскости в условиях целостного композиционного восприятия (работа тушью и карандашом с обнаженной фигуры человека).
 
Дисциплина живописи ставит целью изучение методов построения объемной пространственной формы цветом (работа масляными красками на холсте с мертвой и живой натуры).
 
Дисциплина объема ставит целью изучение методов пластического построения объемной формы в реальном пространстве (работа в глине с геометрических и органических форм и с живой натуры).
 
Дисциплина пространства ставит целью изучение методов построения в реальном пространстве основных видов больших форм: поверхности, объема, пространства (работа в трехмерном макете, в произвольном материале, в определенном уменьшенном масштабе).
 
Вспомогательной для художественных дисциплин является дисциплина цвета, в которой теоретически и практически изучаются природа цвета и законы сочетания цветов на основах физики.
 
Равноценным элементом в системе образования на Основном отделении является комплекс общетеоретических дисциплин. Общая теоретическая подготовка обеспечивает возможность изучения специальных дисциплин на старших курсах всех факультетов В. X. Т. Института.
 
Основное отделение имеет методический фонд, который представляет, с одной стороны, систему наглядных пособий, концентрирующую основное, формальное содержание всех изобразительных искусств; с другой стороны — суммирует достижения учебной работы по всем дисциплинам в их последовательном росте.
 
Основное отделение, являясь первым общим курсом для всех факультетов, объединяет в своей учебной работе студентов всех специальностей. Специальность выбирается студентами при поступлении на Основное отделение, в соответствии с факультетами В. X. Т. Института.
 
Все художественные дисциплины одинаково обязательны для всех студентов отделения. Уклон по специальностям выражается в некоторой фуркации по отдельным дисциплинам.
 
Распределение предметов на Основном отделении:
 
1.
для всех специальностей: живопись, рисунок, объемная дисциплина, пространственная дисциплина, учение о цвете, политэкономия, общая история искусств, начертательная геометрия, теория теней, черчение, военное дело.
 
2.
По функциям: математика — для ткачей, архитекторов, металло-деревообд.; физика — для ткачей, архитекторов, мелалло-деревообд.; химия — для графиков, набивнистов, керамистов.
 
 
 

АРХИТЕКТУРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
Архитектурный факультет имеет целью практически подготовлять архитекторов, являющихся высококвалифицированными мастерами-композиторами в области художественной организации сооружений (жилых, общественных, промышленных и фабричных), планировки населенных мест и строительного дела. Помимо указанных основных целей факультет при посредстве института аспирантов готовит кадр исследователей и педагогов для вуз'ов по специальностям истории и теории архитектуры и архитектурному проектированию.
 
Архитектурный факультет считает архитектуру в условиях советской действительности искусством пролетарской диктатуры, искусством, занимающимся не внешним украшением фасадов, а оформлением и организацией нового рабочего и крестьянского быта и трудовых процессов нового общества. Задачи архитектуры ставят архитектора в необходимость широко овладеть средствами науки, техники и искусства. Только владея всеми этими средствами, систематически обобщая и используя их, архитектор может удовлетворить нужды и потребности страны, строющей социализм.
 
Архитектурный факультет имеет пятигодичный курс обучения.
 
Для профессионального архитектурного образования отводится четыре года (включая время, отводимое на выполнение дипломного проекта).
 
Научно-исследовательская работа ведется в научно-исследовательской мастерской-лаборатории.
 
На 2-м курсе Архитектурного факультета практическое изучение художественных дисциплин на основах формального психо-аналитического метода является продолжением изученного на Основном отделении. Здесь по объемно-пространственным дисциплинам студенты работают как над дальнейшим углублением изучения формальных средств искусства архитектуры, так и над совершенствованием умения конкретизировать и синтезировать полученные знания в „производственных“ проектах (проекты определенного целевого назначения архитектурных построек и сооружений).
 
По теоретическим дисциплинам на 2-м курсе преподаются: физика, высшая математика, теоретическая механика, геодезия, строительное искусство, теория диалектического материализма и военные науки. По геодезии и военным наукам проводятся летние практические занятия.
 
Художественные дисциплины 3 и 4 курса заключаются в производственном архитектурном проектировании, в котором особое внимание уделяется архитектурной композиции.
 
Проектирование на каждом курсе проводится по программам 3-х специальных архитектурных мастерских:
 
1.
мастерской жилищной архитектуры,
 
2.
мастерской архитектуры общественных, промышленных и фабрично-заводских зданий,
 
3.
мастерской по планировке и декоративно-пространственной архитектуры (планировка населенных мест, парков и садов, декоративно-пространственные сооружения).
 
На каждом курсе студент выполняет один—два проекта по каждой мастерской (минимум 3 проекта на курсе).
 
На 5-м курсе (полугодичном) выполняется одна крупная синтетическая работа.
 
Метод проработки архитектурного проектирования — практический. Темы заданий, по возможности, берутся реальные, выдвигаемые жизнью, получаемые по запросам факультета от учреждений и общественных организаций. При этом обращено внимание на увязку темы заданий с теми теоретическими знаниями, которые студенты курса уже получили. Система распределения профессуры по специальным мастерским такова, что студент на протяжении 3, 4 и 5 курсов должен проработать минимум с тремя профессорами, чем предусматривается возможно объективный подход студента к изучению архитектуры. Коллективная оценка и отчетные выставки работ студентов, после каждой выполненной работы, имеют целью способствовать расширению знаний и повышению общей архитектурной культуры среди студентов.
 
По теоретическим дисциплинам преподаются:
 
На 3-м курсе: технология строительных материалов и петрография, сопротивление материалов, строительное искусство, отопление и вентиляция, водопровод и канализация, социология искусства, история архитектуры.
 
На 4-м курсе: статика сооружений, железобетон, металлические и деревянные конструкции, санитария и гигиена, строительное законодательство, организация работ, смета и отчетность, организация промышленного строительства, теория композиции, теория профдвижения.
 
На 5-м курсе (полугодичном): архитектурная акустика, электротехника и расчеты по конструкциям, отоплению и вентиляции, водопроводу и канализации.
 
Теоретические дисциплины прорабатываются лекционным, семинарским и лабораторным методами путем практического выполнения студентами расчетов по своим архитектурным проектам.
 
Начиная со 2-го курса студенты проходят непрерывную производственную практику на постройках. О результатах практики представляются подробные отчеты.
 
К выполнению дипломной работы допускаются студенты, выполнившие все обязательные по программе художественные дисциплины, архитектурные проекты по мастерским и сдавшие зачеты по всем теоретическим и обществоведческим дисциплинам, а также выполнившие геодезическую и производственную практику.
 
Темою дипломных работ служат сложные архитектурные и планировочные задания, обычно получаемые от государственных и общественных органов.
 
Студенты, выполнившие и защитившие на государственном экзамене свой дипломный проект, получают звание архитектора и право на самостоятельную архитектурно-строительную деятельность (производство всех видов построек, сооружений и планировки и перепланировки населенных мест) в СССР.
 
Научно исследовательская работа на архитектурном факультете ведется отдельными профессорами, аспирантами, оставленными для подготовки к научно-педагогической деятельности по искусству.
 
Научно-исследовательская работа ведется по секторам:
 
1.
анализа элементов архитектуры (воздействие архитектурной формы на психику; общие и частные свойства архитектуры; композиции архитектурных систем; светотень, цвет и фактура в архитектурной форме);
 
2.
организационно-экономическому (взаимоотношение и зависимость архитектуры от социально-бытовых и технически-материальных факторов; проблема стандарта в архитектуре, НОТ в архитектуре; научно-архитектурная терминология);
 
3.
педагогическому (методика и методология преподавания архитектуры, психотехника и архитектурное образование).
 
Методы исследования — эксперимент, анализ и психо-анализ.
 
Для аспирантов является обязательной работа:
 
1.
по повышению архитектурного мастерства (выполнение архитектурного проекта);
 
2.
исполнение научно-исследовательской работы (исследовательская работа и представление сочинения на избранную аспирантом и утвержденную Советом тему);
 
3.
проведение педагогического практикума (ассистентура и прочтение пробной лекции). Срок подготовки аспирантов — три года.
 
Список профессоров-руководителей специального архитектурного проектирования: 2 курс — профессор В. Ф. Кринский; 3, 4 и 5 курсы: профессора А. А. Веснин, Л. А. Веснин, И. А. Голосов, H. В. Докучаев, Н. А. Ладовский, И. В. Рыльский, А. В. Щусев.
 
Архитектурный факультет имеет вспомогательные учреждения:
 
1.
Специальную архитектурную библиотеку.
 
2
Механическую лабораторию имени профессора Н. А. Лахтина.
 
3.
Научно-исследовательскую мастерскую и лабораторию.
 
4.
Научно-технический кабинет.
 
5.
Архитектурный кабинет.
 
6.
Фото-лабораторию.
 
 
 

Факультет по обработке ДЕРЕВА и МЕТАЛЛА

 
Факультет состоит из двух отделений:
  • а. Отделения по обработке дерева и
  • б. Отделения по обработке металла.
 
Факультет имеет целью подготовку высококвалифицированных специалистов по обработке дерева и металла для художественно-технического оформления бытовых задач социалистического строительства, а именно:
  • а. по обслуживанию промышленности в области мебельного, строительно-столярного и аналогичных производств на базе художественного проектирования,
  • б. по внутреннему оборудованию жилых помещений и зданий общественного значения (клубов, библиотек, общежитий, изб-читален и проч.)
  • в. по внутреннему оборудованию помещений, обслуживающих транспорт (вокзалов, пристаней, центральных касс и проч.), а также транспортных средств (вагонов, автобусов, пароходных кают, кабинок самолетов, передвижных мастерских и проч.)
  • г. по осветительной арматуре (конструирование, изготовление и лицевая обработка) и рациональному освещению и
  • д. по разработке художественных стандартов предметов материальной культуры на основе массового производства и по организации самого производства, как, напр.: установление художественной формы и типа мебели и прочих предметов быта с установлением наиболее рациональной конструкции их, разработка унифицированных способов лицевой обработки материалов и т. п.
 
При осуществлении вышеуказанных задач факультет ставит целью всемерно способствовать развитию промышленности и производственного искусства.
 
В резолюции о целевых задачах факультета ЦК Союза Деревообделочников формулирует целевую установку Отделения но обработке дерева следующим образом: „Принимая во внимание, что другие ВТУЗ'ы не могут подготовить нужных промышленности инженеров специалистов по архитектонике мебели, легкого архитектурного оборудования и предметов быта, — считать, что Деревообделочное Отделение В.X.Т.И. должно иметь своей целью создание кадра специалистов художников-инженеров по художественному оформлению и конструированию мебели, а равно легкого архитектурного оборудования и предметов быта; при этом такие специалисты на производстве должны быть не только художниками-конструкторами, знающими производственные процессы, как в стадии выполнения изделий, так и в стадии организации, но и руководителями на предприятиях мебельного производства“.
 
Пленум ЦБ ИТС при ЦК Союза Деревообделочников постановил: „В сеть лесопромышленных ВУЗ-ов включить ВХУТЕИН по факультету деревообработки с приданием указанному факультету производственной установки в области мебельного, столярно-строительного и аналогичных производств на художественно-декоративной базе“.
 
В резолюциях о целевой установке Отделения по обработке металла ЦК Металлистов постановил: „Отделение имеет целевую установку, отвечающую культурным потребностям страны и потребностям промышленности в высококвалифицированных специалистах инженерах-художниках, металлистах-художниках, компетентных в вопросах художественного оформления и изготовления на соответствующих предприятиях предметов быта“. Срок обучения на факультете — пятилетний (с представлением дипломного проекта).
 
Оканчивающим факультет дается звание: инженера-художника по обработке дерева и инженера-художника по обработке металла.
 
Факультет по обработке дерева и металла имеет следующие учебно-вспомогательные учреждения:
  • 1. Механическую мастерскую по обработке дерева,
  • 2. Механическую мастерскую по обработке металла (литейное, штамповальное, токарное и слесарное отделения, прокатка и шлифовка),
  • 3. Лаборатории:
    • а. Электро-Техническую,
    • б. Электро-Химическую,
    • в. Техно-Химическую (лаков и красок),
    • г. Эмалей,
  • 4. Кабинет проектирования.
 
В начале 1929/30 ак. года будут оборудованы:
  • а. Кабинет древесины,
  • б. Свето-Технический кабинет,
  • в. Технологическая лаборатория по изучению и исследованию свойств материалов (для выявления типа и характера стандарта материалов).
 
Сверх того, предположено дооборудовать механическую мастерскую по обработке дерева сушилкой камерного типа и парильной камерой для обслуживания гнутарного производства.
 
Кроме того, на факультете имеются:
  • а. Научно-Технический Кружок по разработке научно-исследовательских вопросов.
  • б. Бюро по работе с аспирантами и выдвиженцами.
  • в. Бюро связи с окончившими факультет,
  • г. Бюро по непрерывной производственной практике.
  • д. Бюро предметных комиссий (технической и художественной).
 
Для прохождения непрерывной производственной практики факультет прикреплен к предприятиям МОСДРЕВА (по обработке дерева) и МОССРЕДПРОМА (по обработке металла).
 
Непрерывная производственная практика выполняется всеми курсами, начиная со второго, при чем она чередуется следующим образом: один месяц практики и два месяца теоретического обучения на факультете.
 
Кроме того, в течение летнего периода проводится летняя практика на предприятиях вне Москвы.
 
На факультете по обработке дерева и металла изучаются нижеследующие дисциплины:
 
A. Общие для обоих отделений:
  • а. Художественные: Технический рисунок, цвет, пространство (введение в художествен. композицию), культура материала (художественное сочетание материалов), теория композиции.
  • б. Технические: Технология материалов, сопротивление материалов с основами теории сооружений, термодинамика, общее машиноведение (детали машин и силовые установки), энциклопедия строительного искусства, электротехника, осветительная техника, техно-химический анализ (лаки и краски), общие принципы организации производства, экономика, калькуляция и нормирование производства.
  • в. Общеобразовательные: Высшая математика, физика, химия, теоретическая механика.
  • г. Общественные науки и социология искусства.
  • д. Иностранные языки и
  • е. Военные науки.
 
Б. Специальные — на Отделении по обработке дерева:
  • а. Художественные: Проектирование мебели и художественное оформление помещений; художественное проектирование легких деревянных сооружений.
  • б. Технические: Технология дерева; испытание дерева; обработка дерева с отделами: 1) лесоматериалы, 2) деревообделочные машины и станки, 3) технологические процессы обработки дерева (лесопильное, строит.-столярное, мебельное, гнутарное, фанерное, паркетное, обозное, лыжное, карандашное, ящичное, стружечное и т. п. производства), 4) внутризаводской транспорт на деревообрабатывающих предприятиях и 5) эксгаусторное оборудование (пневматическое удаление отбросов производства); сушка дерева; изготовление мебельно-столярных деталей; энциклопедия экономики деревообрабатывающей промышленности; проектирование предприятий по обработке дерева.
 
В. Специальные — на Отделении по обработке металла:
  • а. Художественные: Художественное проектирование металлического оборудования и арматуры; художественное проектирование легких металлических сооружений.
  • б. Технические: Технология металлов; испытание металлов; обработка металла с отделами: 1) горячая обработка (литейное дело), 2) холодная обработка (штамповка, резание и др.) и 3) лицевая обработка (никелировка, травление, эмалировка и др.); технология эмали; электро-химия; проектирование предприятий по обработке металла.
 
В целях учебно-методического руководства изучаемыми дисциплинами на факультете установлены четыре кафедры по основным курсам, а именно:
 
На Отделении по обработке дерева:
  • а. По художественным дисциплинам — кафедра по проектированию мебели и художественному оформлению помещений.
  • б. По техническим дисциплинам — кафедра по обработке дерева.
 
На отделении по обработке металла:
  • а. По художественным дисциплинам — кафедра по художественному проектированию металлического оборудования и арматуры.
  • б. По техническим дисциплинам — кафедра по обработке металла.
 
Среди профессоров и преподавателей факультета по обработке дерева и металла состоят: проф. К. Л. Баев (теоретич. механика), проф. В. В. Беликов (строительн. искусство), доц. Б. В. Волькенау (электротехника), доц. Г. Г. Клуцис (цвет), проф. Л. М. Лисицкий (кафедра проектирования мебели и худож. оформления помещений), доц. Н. И. Ларин (электро-химия), доц. И. В. Ламцов (пространство), проф. Н. К. Лахтин (испытание металлов), доц. И. Ю. Милославский (организация, экономика, калькуляция и нормирование производства), доц. Ю. Г. Марголин (технология металлов), профессор А. X. Певцов (технология и испытание дерева), проф. К. Э. Родер (кафедра по обработке дерева. — Он же декан факультета), проф. А. М. Родченко (кафедра по художеств. проектиров. металлическ. оборудования и арматуры), доц. И. И. Сильвестрович (технология эмали), доц. В. Е. Татлин (культура материала), проф. Н. В. Туркин (техно-химическ. анализ), проф. С. Е. Чернышев (художествен. проектирование легких деревян. и металлических сооружений) и друг.
 
 
 

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
Полиграфический факультет имеет целью готовить высококвалифицированных полиграфистов-руководителей полиграфической и издательской промышленности, изучивших технологические процессы производства, экономические и административные  дисциплины и получивших соответствующую художественную культуру.
 
Факультет выпускает:
  • I. Технолога-полиграфиста с общей и специальной подготовкой:
    • а. владеющего в полном объеме техническими и технологическими знаниями, необходимыми для технического и художественного руководства предприятиями полиграфпромышленности,
    • б. руководителя отдельного вида полиграфического производства и руководителя отдельного цеха на предприятии.
  • II. Художника-полиграфиста с разделением на:
    • а. конструктора полиграфических форм, обладающего технической и художественной подготовкой для руководящей работы в издательской промышленности и
    • б. организатора художественных форм, обладающего высокохудожественной культурой и знанием материала своей специальности для оформления и организации продукции полиграфического производства.
 
Курс обучения на Полиграфическом факультете, включая сюда и дипломную работу, — 5-летний.
 
Все дисциплины, входящие в учебный план Полиграфического факультета, делятся на три основные группы:
  • I гр. — Технико-технологические дисциплины.
  • II гр. — Общественно-экономическ. дисциплины.
  • III гр. — Художественные и практические дисциплины, объединяющие работы по рисунку, цвету и материалу, со специальным рисунком и композицией.
 
Изучение специальностей проводится по соответствующим кафедрам:
 
1.
Кафедра типографии включает в себя все виды типографских процессов: набор ручной и машинный, печать, переплет, стереотип и др. Сюда включаются все технические и композиционные моменты, связанные с созданием печатной формы. Данная кафедра включает в себя дисциплину ксилографии, которая дает понимание графической формы.
 
2.
Кафедра фотомеханики охватывает всю работу по изготовлению печатной формы для высокой и глубокой печати. Сюда входят фото процессы (сухой и мокрый способ), изучение цинкографии (штрих, сетка, цветные работы) и глубокая печать со всеми входящими сюда процессами (съемка, приготовление негатива, диапозитива, копирование, травление и печать).
 
По художественно-композиционному разделу кафедра прорабатывает вопросы увязки фото-мех. печатной формы со шрифтом (газета, журнал, каталог и т. д.) и разрешения цветовых проблем, связанных с цветной фото-мех. продукцией. Данная кафедра включает в себя дисциплину офорта, являющуюся проводником художественной культуры в фотомеханических процессах.
 
3.
Кафедра литографии объединяет все процессы, связанные с плоской печатью: литография со всеми входящими техниками изготовления печатной формы, ручная и машинная печать, а также и фотомеханические процессы, связанные к офсет-печатью. Данная кафедра прорабатывает все композиционные моменты, связанные с созданием плаката, лубка, литографской книги и прочих мелких литографских форм.
 
Непрерывная производственная практика, обязательная для всех студентов, являясь продолжением академической работы студентов на факультете, органически связывает учебную работу с производством.
 
В состав профессоров и преподавателей входят: Вахрамеев К. С., Готман Е. В., Кричевский М. И., Коровкин, Михайлов С. М., Новицкий П. И., Фабрикант М. И., Щелкунов М. И., Фаворский В. А., Нивинский И. И., Моор Д. С., Пискарев Н. И., Лауберт Ю. К., Павлинов П. Я., Шевердяев Н. А., Митурич П. В., Бруни Л. А., Леонтьев М. Я., Игоряинов И. В., Еремин Ю. П., Филиппов М. А., Шмелев А. Т. и др.
 
 
 

ТЕКСТИЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
Текстильный факультет ВХТИ имеет своей целью подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в текстильной промышленности в области худож. оформления массового текстиля.
 
Текстильный факультет до 1929—30 уч. года имел два отделения: набивное и ткацкое.
 
С 1929—30 года факультет будет иметь еще третье отделение — трикотажное, а набивное отделение будет подразделяться на две специальности: художественно-колористическую и художественно-технологическую.
 
Все студенты, окончившие какое-либо отделение Текстильного факультета, получают звание инженера-художника текстильщика.
 
Студенты, окончившие ткацкое отделение, работают в текстильной промышленности в качестве пом. техноруков или завед. ткацкими фабриками по заправочной части, ткацких мастеров, завед. художественными рисовальнями на фабриках и в ассортиментных бюро трестов и торгующих организаций.
 
Студенты, окончившие трикотажное отделение, работают в трикотажном производстве в качестве художников, пом. техноруков, завед. трикотажными фабриками или отделениями по художественной части и т. д.
 
Студенты, окончившие по художественно-колористической специальности, работают на фабриках в качестве колористов.
 
Окончившие же по художественно-технологической специальности работают на фабриках в качестве завед. набивными отделениями, завед. рисовальными мастерскими или художников-рисовальщиков, а также в ассортиментных бюро трестов и торгующих организаций.
 
Для подготовки вышеуказанных специалистов обучение на факультете продолжается 3½ года (1 год обучения на Основном отделении и ½ года для выполнения дипломного проекта).
 
Текстильный факультет имеет ряд научных учреждений.
 
Музей ткани знакомит студентов с тканями всех исторических эпох. С будущего года этот музей будет систематически пополняться коллекциями современных тканей, для того чтобы студенты могли детально изучать состояние современного текстильного рисунка и изучать сбыт тканей и особенности их в различных районах СССР и за границей (экспортные ткани).
 
Технические лаборатории факультета:
 
1.
ткацкие (ручные и механические), в которых студенты прорабатывают переплетение и заправку тканей;
 
2.
трикотажная лаборатория (в настоящий момент в стадии организации);
 
3.
химико-колористическая лаборатория, в которой студенты прорабатывают химич. технологию волокнистых веществ, беление, крашение, печатание;
 
4.
набивная и аэрографическая лаборатория, для практической проработки студ. работ в материале;
 
5.
технологическая лаборатория, в которой студенты прорабатывают механическую технологию волокнистых веществ {в стадии организации из за отсутствия ряда заграничных приборов);
 
6.
мастерские по живописи и рисунку;
 
7.
библиотека с литературой по вопросам текстильного производства и основными пособиями и учебниками по различным предметам, изучаемым на текстильном факультете.
 
Пропускная способность Текстильного факультета, исходя из его настоящего оборудования и помещений, 80 человек для I курса, т.-е. 25 на ткацком отделении, 25 на трикотажном и 30 на набивном.
 
В состав профессоров и преподавателей Текстильного факультета входят: Н. Ф. Бавструк, М. М. Беззубец, проф. П. П. Викторов, О. П. Грюн, проф. А. В. Куприн, Г. М. Маркаров, Л. В. Маяковская, Н. Н. Соболев, М. С. Тихомиров, А. И. Шагурин и др.
 
 
 

КЕРАМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
Керамический факультет подготовляет художников-инженеров-керамистов для фарфорово-фаянсовой, стекольной, майоликовой (гончарной) промышленности. От художников инженеров этой специальности требуется одновременно хорошая подготовленность в области скульптуры и живописи (так как керамика и стеклоделие являются искусствами, которые соединяют в себе органически и форму и цвет), а также хорошее специальное знание керамических и стекольных технологических процессов, лежащих в основе керамического и стекольного производства, без которых ответственный художник-керамист не может работать в промышленности.
 
Учебный курс факультета дает подготовку:
  • 1. для работы в одном из художественных цехов в крупной фарфорово-фаянсовой промышленности — скульптурно-точильном, живописном или майоликовом;
  • 2. для художественно-технического руководства изразцовой промышленностью строительных облицовочных материалов;
  • 3. для художественно-технического руководства и инструктирования кустарных гончарных промыслов крупных районов;
  • 4. для работы по художественному оформлению и обработке стекольных и хрустальных изделий на соответственных заводах.
 
Керамический факультет имеет пятигодичный курс обучения (включая полугодичный срок, отводимый на выполнение дипломной работы).
 
Окончившие курс исполняют дипломную работу, заключающуюся в составлении оригинального проекта изделий для керамической или стекольной промышленности и исполнении этого проекта в соответствующем материале.
 
В связи с целевой установкой факультета в его курс входят следующие дисциплины:
 
1.
Научно-художественные: теория художественной керамики, история керамики, цветная дисциплина, живопись, скульптура, рисунок и композиция. Курс композиции включает проектирование (в форме эскизов, чертежей и рисунка в красках на бумаге и в моделях из глины и гипса) и выполнение проектов в керамических мастерских факультета или на заводах. Композиционные задания производятся под руководством художественной коллегии из профессоров-руководителей всех художественных дисциплин. В керамических мастерских факультета, оборудованных специальными печами и станками, кроме исполнения проектов новых изделий, проходится общий пропедевтический курс керамического производства и специальные практические курсы надглазурной и подглазурной живописи.
 
2.
Научно-технические дисциплины: Технология керамики (сырые материалы и их обработка, технология керамических красок, фарфор и фаянс, элементы теплотехники, стеклоделие), машиноведение, оборудование керамических заводов, организация керамического производства, физика, химия общая — качественный и количественный анализ, химия коллоидов и силикатов, исследование сырых керамических материалов и приготовление неорганических препаратов, имеющих значение в керамической промышленности.
 
3.
Общевузовские дисциплины: новые языки, социология искусства, теория диалектического материализма, военные дисциплины.
 
Кроме того, студенты выполняют программу непрерывной производственной практики на фабриках и заводах (а также и в центрах кустарной промышленности).
 
Керамический факультет имеет соответствующие своим задачам учебно-вспомогательные учреждения, учебный музей и специальную библиотеку.
 
Окончившие факультет и защитившие дипломную работу получают звание художника-инженера-керамиста.
 
Среди профессоров и преподавателей Керамического факультета состоят: П. И. Галкин (техн. керам.) Н. П. Гаттенбергер (жив. по фарфору), И. С. Ефимов (скульп.), И. И. Китайгородский (технол. стекла), П. В. Кузнецов (жив.), А. В. Куприн (жив.), О. Т. Павленко (проектир.), С. Г. Туманов (технол. керам.), И. Сильвестрович (химия), И. М. Чайков (скульп.), Д. П. Штеренберг (жив.) и друг.
 
 
 

ЖИВОПИСНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
Живописный факультет подготовляет художников-мастеров изобразительного искусства, работающих в области художественного оформления идеологии, современного быта и общественной деятельности.
 
Факультет охватывает область живописного производства от станковой картины и портрета до монументальных росписей, оформления театра, кино и массовых шествий.
 
Имеет три отделения:
 
1.
Станковое,
 
2.
Монументальное,
 
3.
Декоративное.
 
Живописный факультет в настоящее время переживает период коренной реорганизации. Он уточняет свою целевую установку и углубляет свои программы. Жизнь требует точных ответов на вопрос, каких специалистов может готовить живописный факультет, в какой сфере конкретной работы они могут найти себе применение. Уже недостаточно сказать, что живописный факультет должен подготовлять мастеров, владеющих технически высоко художественной формой и материалом, умеющих не только изображать, но и активно строить жизнь, т.-е. художественно организовывать и оформлять быт, общественную работу и классовую борьбу рабочего класса. Надо точно определить конкретные специальности работников, оканчивающих этот факультет.
 
Декоративное отделение дает художников-декораторов для театра, рабочих клубов, мест общественного пользования, кинопромышленности.
 
На декоративном отделении будут организованы с осени три основных кафедры:
 
1.
композиции декоративных искусств по оформлению внешнего пространства (массовых шествий, массовых действий, театра),
 
2.
по оформлению внутреннего пространства (клуба, магазина, выставки и т. д);
 
3.
Кино (теория и история кино, технология материалов, проектирование, режиссура).
 
Монументальное отделение дает небольшое число художников, специалистов по стенной живописи. Их существование тесно связано с развитием и тенденциями современной архитектуры.
 
Станковое отделение должно иметь клубно-педагогический уклон и должно подготовлять преподавателей искусств для общеобразовательных и художественно-технических школ, клубных инструкторов и организаторов массовой художественно-просветительной работы и самодеятельного искусства. Соответствующим образом должны быть переделаны учебные планы и программы Станкового отделения. Главными специальностями этого отделения должны быть педагогическая и инструкторская специальности. Специальность чистого исполнения должна быть одной среди других. Исполнительство является основной для всякой художественной специализации. Но чистое исполнительство должно быть специальностью самого небольшого числа особенно одаренных и склонных к экспериментальной работе людей.
 
Живописный факультет должен превратиться в художественно-педагогический факультет.
 
Среди профессоров и преподавателей живописного факультета состоят (по алфавиту): С. В. Герасимов (рис.), А. Д. Древин (жив.), К. Н. Истомин (жив.), Д. Н. Кардовский (жив. и рис.), П. П. Кончаловский (жив.), П. В. Кузнецов (жив.), И. И. Машков (жив.), А. А. Осмеркин (жив.), И. М. Рабинович (декорат. жив.), Бела-Уиц (композиция живописи), В. А. Фаворский (рис.), Р. Р. Фальк (жив.), Д. М. Чернышов (техн. стен. жив.), А. В. Шевченко (жив. и рис.), Д. П. Штеренберг (жив. и рис.).
 
Факультет имеет следующие учебно-вспомогательные учреждения:
 
1.
Лабораторию по технологии живописных материалов и технике живописи.
 
2.
Научно-исследовательский кабинет.
 
3.
Сценическую лабораторию.
 
4.
Кино-лабораторию.
 
 
 

СКУЛЬПТУРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 
Скульптурный факультет В.X.Т.Института ставит целью подготовку художников-скульпторов: монументалистов и педагогов-инструкторов. Факультет готовит художников-скульпторов, могущих выполнить поставленные им задания монументального или станкового характера: от простого портрета, через декоративную обработку наружных и внутренних архитектурных сооружений, до возведения монумента.
 
Скульптурный факультет ведет свою работу в духе монументального реализма. Тем не менее каждому студенту предоставляется возможность проявлять свою художественную индивидуальность и изобретательность в стилистических формах, наиболее соответствующих его художественным стремлениям.
 
Срок пребывания на факультете — три с половиной года (II, III, IV и V курсы ф-та), не считая пребывания в течение одного года на подготовительном Основном отделении (I курс) и заключительного полугодия на выполнение дипломной работы.
 
Работа ф-та имеет следующие уклоны: монументальный, декоративный, станковый и портретный.
 
На факультете проходится лепка во всех ее видах и скульптура не как простое копирование модели, а как объемно-пространственное разрешение пластической формы. Большое внимание уделяется скульптурной форме в отличие от анатомической формы.
 
Работа не ограничивается разработкой живой модели, даются также задания чисто композиционного характера в связи с определенной архитектурной ситуацией, как-то: постановка статуи в отдельном закрытом помещении, с расчетом движения зрителя, разработка монументальной лестницы какого-нибудь здания общественного значения, постановка монумента на определенной площади города и т. д.
 
Для технических познаний скульптурного дела на факультете имеется отдел формовки, дающий студенту возможность в совершенстве изучить не только формовку, но и отлив самых разнообразных форм. Особенное внимание уделено мастерской по твердым материалам, где студент имеет возможность вполне изучить работу по мрамору, камню и дереву и научиться владеть пунктированной машиной. Инструменты для работы студенты учатся ковать сами.
 
При переходе с курса на курс студенты попадают к новому руководителю, это дает им возможность упрочить более разнообразное объективное знание предмета.
 
Кроме работ по специальности, на факультете проходится целый ряд наук общественно-политического характера и художественно-теоретические предметы, как-то: история и теория скульптуры, принципы архитектуры, теория композиции, технология скульптурных материалов, анатомия (работа в анатомическом театре).
 
С наступающего учебного года вводятся работы по чеканке металла и резьба по кости. В литейной мастерской ведутся работы по литью соответствующими способами.
 
Окончившие скульптурный ф-тет получают звание художника-скульптора.
 
На скульптурном факультете, так же, как и на живописном, происходит в данное время методическая реорганизация в целях максимального приближения факультета к нуждам промышленности и культурного строительства.
 
Оканчивающие скульптурный факультет, кроме специальности скульптора-исполнителя, должны иметь специальности преподавателя искусства и клубного инструктора.
 
Среди профессоров и преподавателей скульптурного факультета состоят: С. Ф. Булаковский, И. С. Ефимов, В. И. Мухина-Замкова, И. М. Чайков и др.
 
 
 
 

ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПРИЕМЕ В МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 
Согласно „Правил приема в ВУЗ'ы в 1929/1930 г.“ Московский Государственный Высший Художественно-Технический Институт настоящим объявляет:
 
1.
Прием заявлений от желающих поступить в Институт производится в канцелярии (Москва, Центр, Рождественка, 11) с 20 мая по 20 июля. Заявления, поступившие позднее указанного срока, рассмотрению не подлежат.
 
ЧИСЛО ВАКАНСИЙ ПО ФАКУЛЬТЕТАМ И ОТДЕЛЕЛЕНИЯМ.
На Архитектурный факультет 60
На Живописный факультет 30
На Керамический факультет 20
По обработке дерева и металла факультет 40
На Полиграфический факультет 35
На Скульптурный факультет 10
На Текстильный факультет 40
Итого: 235
 
2.
Заявления о желании поступить в ВУЗ подаются в приемную комиссию. В заявлении обязательно должны быть указаны факультет и отделение, на которое подающий заявление желает поступить. К заявлению должны прилагаться следующие документы:
  • а. свидетельство о рождении, выданное соответствующими органами ЗАГС'а, или метрическое свидетельство (поступающему должно быть не менее 17 лет);
  • б. подлинный документ об образовании, в случае окончания того или иного учебного заведения;
  • в. удостоверение лечебного учреждения о том, что поступающий не страдает болезнями, препятствующими поступлению в ВУЗ, а также удостоверение о прививке оспы;
  • г. документ, удостоверяющий социальное положение самого поступающего и его родителей;
  • д. три фотографических карточки;
  • е. анкету по прилагаемой форме, заверенную надлежащими органами или организациями;
  • ж. другие документы, характеризующие лицо, подающее заявление о принятии в ВУЗ (отзыв общественной или другой организации об учебной или общественной активности и т. п.)
 
Примечание
  1. Лица, живущие на нетрудовой доход или лишенные избирательных прав, не принимаются в высшие учебные заведения.
  2. Документы о поступлении подаются только в подлинниках; в копиях документы не принимаются.
  3. Заявление о поступлении подается или лично, или по почте. В последнем случае заявление вместе с документами присылается заказным пакетом, с точным указанием адреса и приложением 20 коп. почтовыми марками. Приемная Комиссия ВУЗ обязана в десятидневный срок со дня поступления заявления рассмотреть его и уведомить подавшего заявление о допущении или недопущении к испытаниям и о времени явки на испытании.
 
Приемные испытания происходят в период с 1 по 10 августа; не явившиеся 1 августа не будут допущены к испытаниям.
 
3.
В приеме 1929 г. безусловно не допускается держание испытаний одним лицом в двух или более вузах.
 
Примечание
Условные зачисления с отсрочкой испытаний не допускаются.
 
4.
Зачисление в число студентов должно быть закончено приемными комиссиями вузов к 25 августа.
 
5.
Лица, зачисленные в число студентов данного вуза и без уважительных причин не приступившие к занятиям до 15 сентября, автоматически исключаются из числа студентов. В случае неявки по уважительным причинам восстановление возможно лишь до 1 октября 1929 г.
 
6.
Экзаменующиеся общежитием не обеспечены и никаких претензий к В. X. Т. Институту в смысле предоставления помещения иметь не могут.
 
7.
Все поступающие в московский Государственный Высший Художественно-Технический Институт (В. X. Т. Институт) подвергаются приемным испытаниям по искусству и научным предметам.
 
 

ПО ИСКУССТВУ.

 
1.
По рисунку (для всех факультетов) задание:
 
а.
живая натура (мужская или женская) обнаженная, стоячая, требуется выявить отчетливое представление о конструкции, пропорции, ясно выраженное движение и умение вписать фигуру в лист бумаги.
 
Срок работы — 6 часов.
 
Материал: бумага размером 40×60см., черный карандаш или жесткий уголь и ни в коем случае цветной карандаш.
 
б.
Набросок с целой обнаженной фигуры человека — 4 наброска по 10 минут.
 
Требуется: изобразить основное движение и соотношение главных частей фигуры.
 
Материал: 6умага30×40 см., каранд., уголь, тушь.
 
в.
Рисунок предмета с натуры — 2 часа.
 
Требуется: изобразить предмет (мебель, предметы домашнего обихода ит. п.) выявить его объемную форму и соотношение частей.
 
Материал: бумага 30×40 см. черный карандаш.
 
2.
По живописи (Для всех факультетов, кроме скульпторов): задание — натюр-морт. Требуется найти соотношение между цветами близкими (однородными и контрастными, при обязательном сохранении основных характеристик форм в их пропорции и масштабах). Материал: масло для живописцев, для остальных — акварель. Размер основного этюда не менее 50×40см., 75×60см. или 75×65см. Предварительные этюды.
 
Срок работы: предварительный этюд — 3 часа, основной этюд — 6 часов.
 
3.
По лепке (только для скульпторов и керамиков) задание: живая натура; требуется построить обнаженную фигуру, найдя основные объемные отношения и пропорции, с учетом движения зрителя вокруг, при условии сохранения равновесия и характера натуры. Продолжительность работы — 6 ч. Материал — глина, размер 60—70 см.
 
4.
По композиции (для всех факультетов) в специальном разрезе для поступающих.
 
На основе данных цветовых форм построить цветовую композицию по методу или 1) композиции близких (однородных) цветов
или 2) композиции контрастных цветов (взаимодоп., тепл, и холод).
или 3) композиции цветов, подчиненных, одному доминирующему цвету.
 
Примечание:
  1. Данные цветовые и линейные формы могут быть взяты в любом сочетании, по желанию экзаменующегося
  2. Количественно не менее 3—4 форм.
  3. Формы предметов могут быть:
    • а) изменены в пропорциях;
    • 6) могут быть разложены на элементы;
    • в) могут быть использованы лишь фрагменты формы;
    • г) могут быть введены произвольные формы, главным образом, линейные, для увязки главных форм друг с другом.
 
Срок работы — 4 часа.
 
Материал — акварель.
 
Размер работы: ½ листа ватмана.
 
На Архитектурный факультет и на факультет по обработке дерева и металла требуется:
 
1.
уметь правильно определять на рисунке пропорции частей в простых формах больших размеров и соотношения между собой нескольких форм;
 
2.
уметь в сложной форме выделить основные признаки, характеризующие данную форму, допуская второстепенные детали;
 
3.
уметь изображать видимую в данном положении форму, в различных положениях, сохраняя основной характер и пропорции формы;
 
4.
уметь увязывать данные формы с окружающей их обстановкой (элементы комнаты, окружающие данную форму, большие формы и проч.);
 
5.
уметь владеть размерами рисунка, вписывая его в заданный формат бумаги и в конечном результате уметь данные формы увязывать в целую композицию путем изменения на рисунке взаимного расположения форм.
 
Материалом для экзаменационного испытания по композиции служат: несколько (3—4 простых и малых форм) предметов, односложная форма (гипс) и элементы комнаты, в которой находятся данные предметы.
 
Формы даются в случайном по отношению друг к другу положении. Не допускается введение в композицию новых предметов и изменения пропорций данных предметов.
 
Работа исполняется на белой бумаге размером 35×50 сант. углем или карандашом, контурным рисунком или с тушовкой.
 
Кроме основного рисунка композиции требуется представление предварительных эскизов, исполняемых на бумаге меньшего размера. Срок работы 4 ч.
 
На Скульптурный и Керамический факультеты из данных форм (геометрических, бытовых, растительных, различного размера) скомпоновать барельеф на плоскости, размером 70—80 см. Материал — глина. Срок работы 2 дня — 4 часа.
 
Примечание
  1. Керамики экзаменуются по выбору или с живописцами или с скульпторами, как по основному заданию, так и по композиции.
  2. Все материалы (холст, бумага, краски, папки, доски и т. п.) поступающие должны иметь свои.
 
 

Б. ПО НАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ.

 
а.
Черчению: основы геометрического черчения в объеме техникумов, учебник Геометрического черчения „Беккер“ изд. Гешена на русском языке. (На экзамене иметь обязательно циркуль, линейку и угольник);
 
б.
Обществоведению:
 
в.
по русскому языку;
 
г.
математике (алгебре, геометрии и тригонометрии);
 
д.
физике (см. программы испытаний по математике, физике, русск. языку и обществовед. для поступающих в вузы в 1929 г.).
 
 

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ВНОВЬ ПОСТУПАЮЩИХ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В 1929 ГОДУ.

 
  1. Фамилия, имя и отчество.
  2. Пол.
  3. Год рождения.
  4. Национальность.
  5. Который раз подает заявление в ВУЗ.
  6. Семейное положение (количество членов семьи, находящихся на его иждивении).
  7. Профессия и специальность.
  8. Сколько лет, месяцев, в качестве кого, где и в каком производстве или учреждении работал и работает: а) до войны; б) во время войны, в) в период февраль—октябрь 1917 г.; г) после Октябрьской революции; д) настоящее время.
  9. В каком профсоюзе состоит членом, с какого времени и № членского билета.
  10. Отношение к воинской повинности.
  11. Участие в гражданской войне (если участвовал, указать где, сколько времени и в качестве кого).
  12. Образование (общее, специальное, закончил ли образование, если не закончил, то указать, в каком объеме получено образование).
  13. Постоянное местожительство.
  14. Кем командирован (в случае, если направлен в ВУЗ в порядке командировки).
  15. Партийность в настоящее время (год вступления в партию и № билета).
  16. Состоит ли членом ВЛКСМ (год вступления и № билета).
  17. В каких политических партиях состоял прежде.
  18. Общественный стаж (работа в советах, кооперативах, профсоюзах, партии, комсомоле и т. п.).
  19. Специальное положение родителей: а) рабочий, б) крестьянин и какой именно социальной группы (батрак, бедняк, середняк, кулак); в) служащий; г) специалист (научн. работник, инженер, агроном, врач, учитель и т. п.); д) кустарь, торговец и т. д).
  20. Материальное обеспечение родителей (какое имущество имеют, какой средний годовой заработок и размер налога).
  21. На какие средства живет подавший заявление, получаемый оклад по службе или работе и т. п.
  22. Адрес, по какому могут быть высланы документы.
  23. Подпись заполнившего анкету.
 
За неправильные сведения в анкете лицо, заполнившее ее, привлекается к ответственности.
 
Опросные листы командированных заверяются командирующими организациями.
 


 

 

ОСНОВНОЕ отделение

 
Рисунок
Рисунок.
 
 
Живопись
Живопись.
 
 
Пространство
Пространство.
 
 
 

АРХИТЕКТУРНЫЙ факультет

 
Глущенко. „Дом Съездов СССР“. Дипломная работа по кафедре проф. Н. Ладовского.
Глущенко. „Дом Съездов СССР“. Дипломная работа по кафедре проф. Н. Ладовского.
 
 
А. Сильченков. „Дом Промышленности и Торговли“. Дипломная работа по кафедре проф. Н. Ладовского.
А. Сильченков. „Дом Промышленности и Торговли“. Дипломная работа по кафедре проф. Н. Ладовского.
 
 
Симонов. „Курортная гостиница“. IV курс. Руков. проф. Н. Ладовский.
Симонов. „Курортная гостиница“. IV курс. Руков. проф. Н. Ладовский.
 
 
Мастаков. „Хлебозавод“. Контрольная работа. Руков. А. Щусев.
Мастаков. „Хлебозавод“. Контрольная работа. Руков. А. Щусев.
 
 
 

Факультет ПО ОБРАБОТКЕ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА

 
Земляницын. „Складной стул“. Дипломная работа по деревообделочному отделению. Руковод. проф. Лисицкий и проф. Чернышев.
Земляницын. „Складной стул“. Дипломная работа по деревообделочному отделению.
Руковод. проф. Лисицкий и проф. Чернышев.
 
 
П. Галактионов. „Стол разборный приспособленный для массового транспортирования“. Дипломная работа по металлообрабатывающему отделению. Руковод. проф. Родченко и доц. Милославский.
П. Галактионов. „Стол разборный приспособленный для массового транспортирования“.
Дипломная работа по металлообрабатывающему отделению. Руковод. проф. Родченко и доц. Милославский.
 
 
П. Галактионов. „Кино-стулья“. Дипломная работа по металлообрабат. отделению. Руков. проф. Родченко и доц. Милославский.
П. Галактионов. „Кино-стулья“. Дипломная работа по металлообрабат. отделению.
Руков. проф. Родченко и доц. Милославский.
 
 
П. Галактионов. „Кресло разборное приспособлен. для массового транспортирования“. Дипломная работа по металлообрабатывающему отделению. Руковод. проф. Родченко и доц. Милославский.
П. Галактионов. „Кресло разборное приспособлен. для массового транспортирования“.
Дипломная работа по металлообрабатывающему отделению.
Руковод. проф. Родченко и доц. Милославский.
 
 
Жигунов. „Комбинат (кресло—кровать—носилка) из оборудования авиокабины“. Дипломная работа по металлообрабатывающему отделению. Руководит. проф. Родченко и доц. Милославский.
Жигунов. „Комбинат (кресло—кровать—носилка) из оборудования авиокабины“. Дипломная работа по металлообрабатывающему отделению. Руководит. проф. Родченко и доц. Милославский.
 
 
А. Галактионов. „Стандарт оборудования выставочного павильона“. Дипломная работа по металлообрабатыв. отделению. Руковод. проф. Родченко и доц. Милославский.
А. Галактионов. „Стандарт оборудования выставочного павильона“. Дипломная работа по металлообрабатыв. отделению. Руковод. проф. Родченко и доц. Милославский.
 
 
 

ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ факультет

 
Штыкан. „Рабочее жилстроительство“, из дипломной работы по Литографскому отделению
Штыкан. „Рабочее жилстроительство“, из дипломной работы по Литографскому отделению
 
 
Шпинель. „Сибирские партизаны“, торцовая гравюра. Контрольная работа по ксилографскому отделению. Руководит. В. А. Фаворский.
Шпинель. „Сибирские партизаны“, торцовая гравюра. Контрольная работа по ксилографскому отделению. Руководит. В. А. Фаворский.
 
 
Фронтиспис и титул. Работы студентов IV курса книжно-ксилографского отделения. Руководитель Н. И. Пискарев, В. А. Фаворский.
Фронтиспис и титул. Работы студентов IV курса книжно-ксилографского отделения. Руководитель Н. И. Пискарев, В. А. Фаворский.
 
 
 

ТЕКСТИЛЬНЫЙ факультет

 
Модестов. Дипломная работа. Ткацкое отделение. Руководитель Тихомиров.
Модестов. Дипломная работа. Ткацкое отделение. Руководитель Тихомиров.
 
 
Работы студентов IV курса. Эскизы плательной ткани. Работы по механической набойке. Руковод. Грюн.
Работы студентов IV курса. Эскизы плательной ткани. Работы по механической набойке. Руковод. Грюн.
 
 
 

КЕРАМИЧЕСКИЙ факультет

 
Холодная. „Красноармеец“. III курс. Руковод. Казанцев.
Холодная. „Красноармеец“. III курс. Руковод. Казанцев.
 
 
Дорофеев. „Сервиз“. Дипломная работа. Руководители: Казанцев, Куприн и Чайков.
Дорофеев. „Сервиз“. Дипломная работа. Руководители: Казанцев, Куприн и Чайков.
 
 
 

ЖИВОПИСНЫЙ факультет

 
Мальцев. Фреска ,.Каменьщики“. IV курс. Монументального отделения Мастерская Кузнецова.
Мальцев. Фреска „Каменьщики“. IV курс. Монументального отделения Мастерская Кузнецова.
 
 
Тавадзе. Дипломная работа по станковому отделению.
Тавадзе. Дипломная работа по станковому отделению.
 
 
 

СКУЛЬПТУРНЫЙ факультет

 
Зеленский. „Портрет—гранит“. Мастерская твердых материалов III курс. Руковод. Булаковский.
Зеленский. „Портрет—гранит“. Мастерская твердых материалов III курс. Руковод. Булаковский.
 
 
Смотрова. „Мать с младенцем“. Дипломная работа.
Смотрова. „Мать с младенцем“. Дипломная работа.
 
 
Листопад. Октябрьская революция. Барельеф для Института В. И. Ленина. Дипломная работа.
Листопад. Октябрьская революция. Барельеф для Института В. И. Ленина. Дипломная работа.
 
 

3 сентября 2022, 23:01 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий