наверх
 
Удмуртская Республика


Всенародный конкурс 1925 года на проект мавзолея Ленину на Красной площади в Москве

Ф. Шехтель. Проект мавзолея В. И. Ленину с криптой, аудиторией и трибуной
Ф. Шехтель. Проект мавзолея В. И. Ленину с криптой, аудиторией и трибуной
 
 
В 1925 году постановлением ЦИК СССР был объявлен всенародный конкурс проектов Мавзолея В. И. Ленину на Красной площади в Москве. Срок подачи конкурсных проектов истек 11 апреля 1926 г. За это время было подано 117 проектов. Предложения были самые разнообразные, и уровень подачи также был весьма различный. Среди работ, присланных на конкурс, есть проекты известных мастеров архитектуры, таких, как Л. В. Руднев и Ф. О. Шехтель, но в основной своей массе это все же пожелания и идеи, высказанные людьми, не имеющими специального архитектурного образования. Из общего числа присланных на конкурс предложений комиссия отобрала 25 проектов, которые сочла возможным отнести к группе «годных», т. е. таких, которые наиболее точно отвечали задачам, поставленным конкурсом. После рассмотрения отобранных проектов комиссия приняла решение вернуться к первоначальному проекту мавзолея, выполненного архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым.
 
Публикуем статью И. Ярославской «Всенародный конкурс 1925 года на проект мавзолея В. И. Ленину на Красной площади в Москве» (в сб.: Архитектурное творчество СССР. Проблемы и суждения : Выпуск 1 / Ответственный редактор д-р арх., проф. Ю. С. Яралов ; Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры. — Москва : Стройиздат, 1973).
 
Некоторые иллюстрации статьи дополнены изображениями в цвете из открытых источников. В приложении к публикации приводится ещё несколько конкурсных проектов мавзолея и открытки с изображением мавзолея 1926, 1931 и 1942 годов.
 
 
 
 

ВСЕНАРОДНЫЙ КОНКУРС 1925 ГОДА НА ПРОЕКТ МАВЗОЛЕЯ В. И. ЛЕНИНУ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ

И. Ярославская

 
 
Материалы, о которых здесь рассказывается, долгое время с 1925 г., т. е. более 45 лет, хранятся в архиве. Как-то так случилось, что у специалистов сложилось мнение, будто они утрачены.
 
В 1969 г., когда начали готовить выставку, рассказывающую об истории проектирования и строительства Мавзолея В. И. Ленина, тщательно исследовали всю имеющуюся в архивах документацию по этому вопросу.
 
Среди просмотренных многочисленных дел внимание привлек документ, в котором говорилось, что в октябре 1924 г. на заседании Исполнительной Тройки Комиссии по увековечению памяти В. И. Ленина был вынесен на обсуждение доклад, подготовленный А. В. Луначарским и Л. Б. Красиным, о проекте Постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР «О конкурсе I ступени проектов на сооружение монумента В. И. Ленину на Красной площади в городе Москве»1.
____________
1 Протокол заседания Исполнительной Тройки Комиссии ЦИК Союза СССР по увековечению памяти В. И. Ульянова-Ленина от 29 октября 1924 г. Центральный партийный архив ИМЛ при ЦК КПСС, ф. 16, д. 349, л. 26.
 
В докладе А. В. Луначарский писал, что в конкурсе должны «принимать участие не одни лишь архитекторы, но художники вообще и даже каждый мыслящий человек, ибо результатом этого конкурса будет выработка самой идеи Мавзолея»2.
____________
2 Проект доклада А. В. Луначарского и Л. Б. Красина. Центральный партийный архив, ф. 16, д. 349.
 
«Пролетариат сам монументальный класс, монументальны его идеи, его планы», — писал А. В. Луначарский. — «Он жаждет в творимых им зданиях знать прежде всего свой многомиллионный лик»3.
____________
3 Там же.
 
Предполагалось провести трехступенчатый конкурс. Цель первой ступени конкурса заключалась в том, чтобы «путем соревнования выявить наиболее удачную идею монумента в форме разработанного замысла, описание которого могло бы быть принято за то задание, которое ляжет в основу конкурса второй ступени. «Таким образом, — говорилось в Постановлении, — настоящий конкурс является по сути конкурсом на идею монумента, которая в основных, но вполне отчетливых чертах предопределяет собой содержание и форму будущих изобразительных проектов монумента»4.
____________
4 Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза СССР «О конкурсе I ступени проектов на сооружение монумента — постоянного Мавзолея В. И. Ленину на Красной площади в г. Москве». Первая публикация — «Известия», № 11, 14 января 1925 г., вторая публикация — «Известия», № 235, 14 октября 1925 г.; третья публикация — «Известия», № 34, 11 февраля 1926 г.
 
После тщательного отбора поступивших предложений предполагалось начать осуществление одобренных идей сначала в виде проекта с чертежами, затем в виде небольшого макета. «Из числа макетов-моделей должны быть выбраны две или три лучшие. Авторам должно быть поручено превращение их в большую модель в несколько кубических аршин. Такая модель может быть заснята кинематографом со всех сторон и при помощи известного кинематографического приема самым живым образом спроектирована на сфотографированную площадь с Кремлевскими стенами и т. д., что даст возможность через кино получить полное представление о том, как будет выглядеть законченный памятник в этой архитектурной среде»5.
____________
5 Протокол № 14 (п. 9) заседания Исполнительной Тройки Комиссии ЦИК СССР по увековечению памяти В. И. Ульянова-Ленина. Центральный партийный архив, ф. 16, д. 349.
 
Была создана конкурсная комиссия под председательством А. В. Луначарского. В комиссию вошли виднейшие архитекторы того времени: И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. И. Рерберг, А. И. Бенуа и др.
 
9 января 1925 г. М. И. Калинин и А. С. Енукидзе подписали Постановление об условиях Всенародного конкурса I ступени. Условия конкурса предъявляли к участникам следующие требования:
 
«1. При проектировании монумента Владимиру Ильичу в Москве необходимо иметь в виду, что он будет хранить в себе прах великого вождя.
 
2. Центральным внутренним покоем мавзолея должен быть зал, в котором должна находиться гробница...
 
3. Центральный подземный зал может быть снабжен рядом подсобных зал музейного характера...
 
4. На стенах и сводах внутренних помещений мавзолея допускается декоративная живопись на мотивы главных этапов мировой революции, в особенности рабочего движения и роли в нем Владимира Ильича. Допускается введение в композицию сооружения скульптуры, графики и надписей инкрустационного характера.
 
5. В композицию всего сооружения должна входить трибуна как центр Красной площади. Трибуна должна быть рассчитана на вмещение президиума всенародного собрания на Красной площади с самостоятельно выдвинутой кафедрой для оратора.
 
6. Мавзолей должен быть архитектурно согласован с Кремлевской стеной и всей Красной площадью.
 
7. Весь Мавзолей в целом должен являть собою для проходящей или собирающейся перед ним массы импонирующее зрелище, естественный центр притяжения для всех глаз»1.
____________
1 Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза СССР «О конкурсе I ступени проектов на сооружение монумента — постоянного Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади в г. Москве.
 
В докладе Комиссии Луначарский писал: «Из массива этого должна выделяться вперед линия мощной и полной движения основной трибуны, с которой будет обращаться к народу оратор. Площадь должна быть всемерно приспособлена, может быть, путем своеобразной распланировки, имеющей своим центром Мавзолей, для парада, шествия миллионных демонстраций и огромных общенародных митингов»2.
____________
2 Проект доклада А В. Луначарского и Л. Б. Красина. ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС, ф. 16, д. 349.
 
 
Л. А. Лазарев. Девиз «Вождю»
Л. А. Лазарев. Девиз «Вождю»
 
 
В. М. Пародин-Нардсон. Девиз «Мощный»
В. М. Пародин-Нардсон. Девиз «Мощный»
 
В. М. Пародин-Нардсон. Девиз «Мощный»
В. М. Пародин-Нардсон. Девиз «Мощный». РЦХДНИ. Источник: kp.ru
 
 
В. В. Тарасов. Девиз «Чугун»
В. В. Тарасов. Девиз «Чугун»
 
 
Срок подачи конкурсных проектов истек 11 апреля 1926 г. За это время было подано 117 проектов.
 
По поручению Луначарского поданные проекты были предварительно рассмотрены Методической Комиссией по ИЗО при художественном Отделе Главнауки в составе: скульптора Н. А. Андреева, А. А. Сидорова, А. А. Федорова-Давыдова, И. Е. Хвойника.
 
В заключении комиссии читаем: «Конкурс на монумент вызвал живой отклик в самых разнообразных слоях населения. Поскольку тайна девиза не везде соблюдена авторами, постольку можно видеть, что проекты представлялись и рабочими, и крестьянами, и мелкой трудовой интеллигенцией, и даже школьниками».
 
Из общего числа присланных на конкурс предложений комиссия отобрала 25 проектов, которые сочла возможным отнести к группе «годных», т. е. таких, которые наиболее точно отвечали задачам, поставленным конкурсом.
 
К группе «явно негодных» и «сомнительных» были отнесены проекты, либо не отвечавшие условиям конкурса, либо явно фантастические по замыслу и технически ни в коей мере не осуществимые, а также проекты с предложением соорудить Мавзолей не на Красной площади, а в ином месте.
 
К моменту объявления Всенародного конкурса 1925 г. на Красной площади уже был построен второй деревянный Мавзолей. Первый деревянный Мавзолей — временный склеп для сохранения гроба с телом В. И. Ленина, как известно, был спроектирован и построен по проекту арх. А. В. Щусева за три дня к 27 января 1924 г. — дню похорон Владимира Ильича. Это временное сооружение очень скоро было заменено другим, тоже деревянным, но более монументальным по своему внешнему виду.
 
Возможно, что на некоторые конкурсные проекты наличие на Красной площади уже построенного мавзолея В. И. Ленина и оказало какое-то влияние, но, по-видимому, оно было весьма ограниченное. Предложения были самые разнообразные, и уровень подачи также был весьма различный.
 
 
Н. Рябов. Девиз «Центр мира» Н. Рябов. Девиз «Центр мира»
Н. Рябов. Девиз «Центр мира». План и фасад
 
Н. Рябов. Девиз «Центр мира»
Н. Рябов. Девиз «Центр мира». РЦХДНИ. Источник: kp.ru
 
 
Среди работ, присланных на конкурс, есть проекты известных мастеров архитектуры, таких, как Л. В. Руднев и Ф. О. Шехтель, но в основной своей массе это все же пожелания и идеи, высказанные людьми, не имеющими специального архитектурного образования. Конкурсные предложения, выполненные на ватмане, на оберточной бумаге и на скромных листах из школьной тетради в клеточку, присылались людьми, живущими в разных уголках нашей Родины.
 
О всенародной любви и безграничном уважении к В. И. Ленину — вождю мирового пролетариата рассказывают материалы конкурса. Вполне естественно, что значительная часть проектов, поступивших от лиц, далеко стоящих от искусства, не могла претендовать на высокую оценку с точки зрения их практического использования. Но и сегодня вызывают живой интерес мысли и идеи, рожденные в самой гуще народных масс в те незабываемые дни. Искренним, подчас трогательным желанием внести хотя бы самую скромную лепту в дело создания Мавзолея Владимиру Ильичу Ленину отмечен каждый проект, каждый рисунок, каждая строка пояснительного текста, присланные на конкурс. Приведу несколько выдержек из писем — пояснительных текстов к конкурсным проектам.
 
Автор проекта под девизом «Революционная рапсодия»1 пишет:
 
«Ввиду того, что памятник В. И. Ленину ставится не одним г. Москва и не одним коренным русским народом, а всем Союзом Советских Социалистических Республик и всеми народностями, его населяющими, желательно было бы, чтобы в постановке монумента Владимиру Ильичу участвовали не только средства г. Москвы, коренного русского народа, всех народностей СССР, но и сама природа необъятного Союза. Этими словами автор настоящего проекта выражает стремление сложить камни различных пород и месторождений СССР так, чтобы отделанные рукой человека и сложенные им в одном месте, в данном случае, на Красной площади в Москве, могли представлять собой, если можно так выразиться, своего рода конгресс камней, так сказать, митинг над могилой Владимира Ильича».
____________
1 Центральный партийный архив, ф. 16, д. 453.
 
Проект под девизом «Мощный»2. Автор В. М. Пародин-Нардсон пишет, что В. И. Ленин от созданного им дела неотделим, поэтому говоря о нем, мы всегда имеем в виду «такие твердыни, как Союз Республик, Советы, Профессиональные союзы, Коммунистическую партию, Коммунистический Интернационал. Смело, спирально врезался в мировую историю этот величайший революционер, отметивший собой целую эпоху. Будучи мозгом трудящихся масс, ее сердцем, Ленин твердой рукой создал из этой массы незыблемый монумент». Воздвигнутое им здание (дело) вечно и водруженное над ним знамя — призыв к новым завоеваниям трудящихся на пути, намеченном Ильичем.
____________
2 Центральный партийный архив, ф. 16, д. 388.
 
Мавзолей Ленина мыслился многим как центр культуры и науки Союза ССР. Поэтому грандиозность его казалась вполне правомерной. Среди предложений такого рода проект Ф. Вебера «Вперед к победе»3. Автор считает, что Мавзолей «не мыслим как памятник личности, как не мыслим Владимир Ильич без многомиллионного мирового пролетариата, он должен стать памятником многих тысяч революционеров, историей рабочей борьбы, он должен стать завершением и победой первой социальной схватки пролетариата с мировым капитализмом, проведенной под непосредственным руководством вождя и стратега пролетариата В. И. Ленина».
____________
3 Там же.
 
Пирамида из естественного камня с рельефными изображениями и надписями поднимается вверх уступами, каждый из которых рассказывает об определенном этапе борьбы пролетариата. По идее автора «Весь Кремль с окружающим должен отойти на второй план и стать фоном, как вообще история царей, князей уступила место истории борьбы трудящихся».
 
Такого же рода предложение содержит проект под девизом «Центр мира» Н. Рябова4. По замыслу автора, это грандиозное сооружение, имеющее в плане пятиконечную звезду, должно было разместиться в центре Красной площади, заняв значительную часть ее пространства. Многочисленные кафедры предназначались для ораторов, которые могли бы выступать перед многотысячной массой трудящихся одновременно, не мешая друг другу.
____________
4 Центральный партийный архив, ф. 16, д. 391.
 
С позиций сегодняшнего дня мы, разумеется, не поддержали бы предложений такого рода, но в годы, когда горячее дыхание революции было еще так живо, так явственно, мысль о создании подобного сооружения, посвященного пролетарскому вождю, не казалась неуместной.
 
 
А. И. Шишкин. Девиз «Маяк Ленина к мировой революции»
А. И. Шишкин. Девиз «Маяк Ленина к мировой революции»
 
 
Ф. Я. Вебер. Девиз «Вперед к победе»
Ф. Я. Вебер. Девиз «Вперед к победе»
 
 
В. В. Гаврилин. Девиз «Искусство трудящимся»
В. В. Гаврилин. Девиз «Искусство трудящимся»
 
 
Г. Г. Губанов. Девиз «Пролетарское творчество»
Г. Г. Губанов. Девиз «Пролетарское творчество»
 
 
Выдвигались предложения о создании еще более грандиозного сооружения за пределами Красной площади (в районе Зарядья) с тем, чтобы не нарушать веками сложившегося архитектурного ансамбля. Колоссальное, многоэтажное здание должно было освещать в ночное время своим светом весь центр Москвы и быть видимо «на протяжении не менее 300 км». (Проект под девизом «Маяк Ленина к мировой революции»1, автор А. И. Шишкин.) В здании должны были разместиться наиболее важные государственные учреждения, а также помещения музейного характера с экспозицией, рассказывающей о жизни и деятельности В. И. Ленина, о промышленности и сельском хозяйстве, характеризующей ленинский период, наши достижения и успехи в строительстве новой жизни.
____________
1 Центральный партийный арх. ф. 16, д. 387.
 
Очень важно, чтобы памятник Ильичу разбудил в каждом «дремлющую политическую активность, заразил бы духом революционной борьбы, без которой нельзя придти к намеченной цели — к коммунизму», — писал крестьянин С. Н. Фиенов. — «Необходимо, чтобы это был и памятник, и агитатор»1.
____________
1 Центральный партийный архив, ф. 16, д. 387.
 
Многие авторы рассматривали наличие в Мавзолее помещений музейного характера как совершенно необходимое условие для воспитания масс в духе революционных традиций. Так, В. В. Гаврилин в проекте под девизом «Искусство трудящимся» пишет: «Посетитель, побывав в Мавзолее, получит полную картину жизни и деятельности нашего Ильича и наглядное познание истории революционного движения угнетенных народов всех стран и времен, объединенных идеей ленинизма для совершения мировой пролетарской революции, создания мирового единого социалистического общества, мировой коммуны на основе ленинизма»2. И дальше: «Ленин это весь мир — весь мир — это Ленин» — вот лозунг, который должен быть положен первым камнем, взят за основу постройки монумента». Эта мысль, воплощенная в ряде предложений, сводилась к пожеланию создать Мавзолей в форме земного шара — всего мира, объединенного идеей всечеловеческого братства и равенства под знаменем коммунизма — знаменем Ленина.
____________
2 Там же, д. 390.
 
Этой же идее объединения человечества отвечают проекты Мавзолея, имеющего в плане пятиконечную звезду — символ революционной солидарности пяти континентов земли. В качестве примера может служить проект под девизом «ПБ»3, автор П. Н. Баранов.
____________
3 Там же, д. 389.
 
В проекте «Заря новой жизни»4 автор инженер Б. М. Иванов предлагает создать в центре Красной площади сложную скульптурную композицию с трибуной для Президиума Всенародного собрания. Это сооружение, воздвигнутое над гробницей, заглубленной в землю, в ночное время должно было освещаться мощными прожекторами, установленными на вышках, которые размещались в пяти удаленных от Красной площади местах Москвы. Лучи света прожекторов, направленные в одну точку, должны были зрительно, с высоты полета самолетов, создавать впечатление ярко светящейся в ночном небе колоссальной пятиконечной звезды. Центром этой звезды должен был стать памятник В. И. Ленину.
____________
4 Там же, д. 393.
 
Все проекты, поданные на конкурс, подтверждают и каждый по-своему развивают мысль, высказанную в Постановлении, о создании монумента-памятника В. И. Ленину с непременным включением в композицию сооружения трибуны, с которой представители народа — руководители партии и правительства — будут произносить речи в дни торжественных событий и дат истории нашего государства. Единение Ленина и народа было, есть и будет так же кровно и живо, как в те дни, когда он выступал здесь, на Красной площади, с трибуны, в дни первых революционных праздников. «Как при жизни своей Ленин был центром, к которому тянулись все, так и после смерти, памятник ему будет центром притяжения», — пишет инженер В. М. Пародин-Нардсон в записке к проекту под девизом «Мощный»5.
____________
5 Там же, ф. 16, д. 388.
 
Так утверждалась, принимая форму окончательного решения, идея создания на Красной площади Мавзолея — главной народной трибуны, с которой первое в мире государство рабочих и крестьян говорит сегодня с народами всех пяти континентов. Это место дорого и свято для каждого труженика Земли.
 
Идея создания Мавзолея в виде трибун, имеющих широкий народный характер, способных вместить огромное число представителей трудящихся и гостей столицы, наиболее ярко выражена в проекте под девизом «Трибуны»6. Авторы проекта В. Садовников и Я. Нейман — ученики профшколы, комсомольцы. Они считали целесообразным создать у стен Кремля сооружение, которое «станет той великой грандиозной архитектурной точкой для всех строений, обступивших Красную площадь», которая закончит «архитектурное строительство площади, и след свой история отныне будет оставлять в иных местах». Обод с надписью «Ленин» и лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — не просто арка, вход в сооружение — «это мощный маховик, символизирующий образ энергии В. И. Ленина. Словом вся композиция архитектурных форм монумента Ленина, по нашей идее — трибуны, барельефы, «маховик», — обеспечивает за ними поступательное движение, в высокой мере свойственное нашей эпохе революций и выполняющее одно из условий конкурса — придачу движения монументу Ленина. Тов. Луначарский сказал («Искусство и революция», стр. 150, 1924 г.): «Нет идеи, выше идеи единства рода человеческого, нет проповеди выше проповеди объединения человечества на началах братского сотрудничества для счастья и развития целого, всего и каждого индивидуума». Ленин был величайшим проповедником этой идеи, и монумент, посвященный его памяти, должен быть приспособленным для продолжения этой проповеди — проповеди ленинизма. Многочисленные трибуны в нашей идее монумента служат для этой цели. Трибуны будут ярко говорить потомству об агитации, существовавшей в наши дни, об ораторском искусстве, необходимо развивавшемся для широкой, мощной общественной жизни. О глубокой агитационной силе этого своеобразного амфитеатра не приходится и говорить».
____________
6 Там же, ф. 16, д. 391.
 
Сооружение решено просто, симметрично к главной центральной трибуне, спокойно и торжественно поднимаются с каждой стороны девять площадок-трибун. На барельефах «изображено движение революционных масс, стремительное, полное героического духа, железный марш под звуки Интернационала, отражающий весь пафос Ленинской эпохи, связанный воедино с архитектурой монумента общим характером движения и устремленности».
 
 
С. Н. Фиенов. Без девиза
С. Н. Фиенов. Без девиза
 
 
П. Н. Баранов. Девиз «ПБ»
П. Н. Баранов. Девиз «ПБ»
 
 
Б. М. Иванов. Девиз «Заря новой жизни»
Б. М. Иванов. Девиз «Заря новой жизни»
 
 
С. Маклашев и П. Королев. Без девиза
С. Маклашев и П. Королев. Без девиза
 
 
В. Садовников, Я. Нейман. Девиз «Трибуны»
В. Садовников, Я. Нейман. Девиз «Трибуны»
 
 
А. В. Дроздовский. Девиз «Ленин — мир»
А. В. Дроздовский. Девиз «Ленин — мир»
 
 
Е. И. Периинов, М. И. Червяков. Девиз «Жизнь — борьба»
 
Е. И. Периинов, М. И. Червяков. Девиз «Жизнь — борьба»
Е. И. Периинов, М. И. Червяков. Девиз «Жизнь — борьба». Фасад и план
 
 
П. И. Белозерский. Девиз «Вперед» П. И. Белозерский. Девиз «Вперед»
П. И. Белозерский. Девиз «Вперед». Фасад и план
 
 
Н. И. Анисимков. Девиз «Бессмертный»
Н. И. Анисимков. Девиз «Бессмертный»
 
 
Н. И. Анисимков. Девиз «Бессмертный»
Н. И. Анисимков. Девиз «Бессмертный». Источник: skyscrapercity.com
 
 
А. Д. Смирнов. Без девиза
А. Д. Смирнов. Без девиза
 
А. Д. Смирнов. Без девиза. РЦХДНИ. Источник: kp.ru
 
 
М. М. Ростковский. Без девиза  М. М. Ростковский. Без девиза
М. М. Ростковский. Без девиза. Источник изображения справа: РЦХДНИ, kp.ru
 
 
Приведенные примеры далеко не исчерпывают того разнообразного материала, о котором можно еще рассказывать и рассказывать. Проекты сложные и грандиозные сменяют проекты, выполненные в простых геометрических формах. Проекты, в которых заложено грамотное инженерное решение и чувствуется опытная рука архитектора, сменяются подчас недостаточно квалифицированными, а иногда просто фантастическими предложениями.
 
Однако весьма характерной чертой, определяющей значительную часть проектов, является желание простых людей создать памятник Ильичу, не повторяя вычурных форм, присущих дворцам и монументам прошлых веков. Народ хотел видеть в этом сооружении символическое отражение того ясного и нового, что было ему понятно, близко и дорого в образе вождя.
 
Возможно поэтому созданный академиком архитектуры А. В. Щусевым образ второго деревянного Мавзолея, с которым эмоционально для многих миллионов людей было связано имя ЛЕНИН, постепенно прочно завоевал почетное право на воспроизведение его в камне. Не подавляя, он был понятен, прост и доступен человеческому восприятию. Поэтому было решено отказаться от проведения последующих ступеней конкурса и дальнейшей разработки поступивших проектных предложений.
 
А. В. Дроздовский, поясняя свой проект под девизом «Ленин — мир»1, считает, что «Устойчивое основание, ступенчатое, спокойное движение вверх при исключительной простоте, как нельзя более соответствует образу великого вождя мирового пролетариата, вся жизнь которого выразилась в устойчивом, непреклонном достижении поставленной задачи при беспримерной в истории простоте».
____________
1 Центральный партийный архив, ф. 16, д. 389.
 
В проекте под девизом «Жизнь — борьба»2 авторы Е. И. Периинов и М. И. Червяков пишут: «Мы — крестьяне, жители далекого холодного Севера, живем в глуши полей и деревень, среди мужиков, не знакомых ни со строительным искусством, ни с архитектурой, мы мыслим по-своему о Мавзолее В. И. Ленину. Монумент должен быть предметом удивления для потомков, выражать силу, величие и вместе с тем простоту замысла. Как сам Ленин, его ум и воля, монумент должен быть прост, величествен и вечен».
____________
2 Там же, д. 331.
 
Этот наказ народа выполнен архитектором А. В. Щусевым в созданном им замечательном произведении советской архитектуры, получившем мировое признание, — Мавзолее Владимира Ильича Ленина на Красной площади в Москве.
 


 

 

Дополнение 1. Изображения некоторых проектов, не вошедших в статью

 
Беркутов П. Мавзолей Ленина. Девиз: Цхалтупо. 1925
Беркутов П. Мавзолей Ленина. Девиз: Цхалтупо. 1925. РЦХДНИ
 
 
Ф. Шехтель. Проект мавзолея В. И. Ленину с криптой, аудиторией и трибуной
Ф. Шехтель. Проект мавзолея В. И. Ленину с криптой, аудиторией и трибуной. Источник: synthart.livejournal.com
 
 
Ф. Шехтель. Проект мавзолея В. И. Ленину с криптой, аудиторией и трибуной
Ф. Шехтель. Проект мавзолея В. И. Ленину с криптой, аудиторией и трибуной
 
 
Ф. Шехтель. Проект мавзолея В. И. Ленину с криптой, аудиторией и трибуной
Ф. Шехтель. Проект мавзолея В. И. Ленину с криптой, аудиторией и трибуной
 
 
Проект мавзолея В. И. Ленина архитектора Андрея Константиновича Иванова. Вариант 1
Проект мавзолея В. И. Ленина архитектора Андрея Константиновича Иванова. Вариант 1. Источник: lot-online.ru
 
 
Проект мавзолея В. И. Ленина архитектора Андрея Константиновича Иванова. Вариант 2
Проект мавзолея В. И. Ленина архитектора Андрея Константиновича Иванова. Вариант 2
 
 
Устинов П. Мавзолей Ленина. Девиз: Ленин умер, но живет в Сердцах. 1925
Устинов П. Мавзолей Ленина. Девиз: Ленин умер, но живет в Сердцах. 1925. РЦХДНИ. Источник: mysli.by
 

 

 

Дополнение 2. Открытки с изображением мавзолея В. И. Ленина

 
Мавзолей Ленина : [Открытка]. — Москва : Изд. Московского Коммунального хозяйства, 1926
Мавзолей Ленина : [Открытка]. — Москва : Изд. Московского Коммунального хозяйства, 1926. 8,9×13,8 см. Источник: dlib.rsl.ru
 
 
[Москва. Мавзолей] : [Открытка]. - [Тифлис, 1942]
[Москва. Мавзолей] : [Открытка]. — [Тифлис, 1942]. 9,5×13,5 см.Источник: dlib.rsl.ru
 
 
Мавзолей В.И. Ленина. - [Краснодар] : Издание Краснодарского Государственного Худож.-Педагогич. Техникума, [1931]
Мавзолей В.И. Ленина. — [Краснодар] : Издание Краснодарского Государственного Худож.-Педагогич. Техникума, [1931]. 39,8×56,8 см (изобр.).
Источник: dlib.rsl.ru
 
 
Великая могила : Мавзолей В. И. Ленина. — Краснодар : Издание Краснодарского Государственного Худож.-Педагогич. Техникума, [1931]
Великая могила : Мавзолей В. И. Ленина. — Краснодар : Издание Краснодарского Государственного Худож.-Педагогич. Техникума, [1931].
39,5×56,5 см (изобр.). Источник: dlib.rsl.ru
 
 
Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве : [Открытка]. — Москва : Изд. ЦИК СССР, 1931
Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве : [Открытка]. — Москва : Изд. ЦИК СССР, 1931. 10,4×14,7 см. Источник: dlib.rsl.ru
 
 

17 сентября 2018, 23:57 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ALFRESCO
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Джут