наверх
 

Введение в архитектуру Древней Греции. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н. э.)

Том 2 : Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В. Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б. П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И. С. Николаева, О. Х. Халпахчьяна, Ю. С. Яралова. — Второе издание, исправленное и дополненное. — 1973  ВВЕДЕНИЕ В АРХИТЕКТУРУ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
 
 
Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.
  • Том 2 : Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В. Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б. П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И. С. Николаева, О. Х. Халпахчьяна, Ю. С. Яралова. — Второе издание, исправленное и дополненное. — 1973. — 712 с., ил.
    • Часть первая. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
      • Введение / В. Ф. Маркузон, С. И. Сахаров. — С. 9—16.
        • Общие сведения о древней Греции.
        • Основные этапы развития древнегреческой архитектуры.
        • Греция в конце 2-го и в начале 1-го тысячелетия до н. э.
          • Зарождение греческого зодчества.
          • Город и типы сооружений.
          • Жилище.
          • Святилища и храмы.
          • Типы храмов.
        • Древнейшие памятники.
        • Заключение.
 
 

ВВЕДЕНИЕ В АРХИТЕКТУРУ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙШЕЙ ЭПОХИ (XII — середина VIII в. до н. э.)

 
 

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 
—стр. 9—
 
Областью распространения древнегреческой (эллинской)¹ культуры была не только Греция, т. е. южная часть Балканского полуострова. От Кипра на востоке до южной Италии и даже нынешних Франции и Испании на западе, от северного Причерноморья до побережья Африки были разбросаны по берегам Средиземноморского бассейна города и колонии эллинских племен.
____________
¹ Слова «Греция» и «греки» вошли в употребление в римское время. Сами греки называли себя эллинами и свою страну — Элладой.
 
Однако основным районом, где сложилась эта великая культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Греции, крайняя западная оконечность Малой Азии и многочисленные острова между ними.
 
Материковая Греция делится на три большие части: Северную, Среднюю и Южную.
 
1. Северная Греция включает Эпир с его суровыми горными кряжами и плодородные долины Фессалии — житницу всей Греции (рис. 1).
 
2. Средняя Греция, или собственно Эллада, сообщается с Северной через Фермопильский проход. Горные цепи разделяют ее на ряд изолированных друг от друга областей, среди которых наиболее значительны: Этолия с Фермом (или Терм, древний Фермос), где были обнаружены остатки древнейших греческих сооружений; суровая Фокида с посвященной Аполлону и музам горой Парнас, в отрогах которой были расположены Дельфы, где находилось святилище Аполлона с оракулом, почитавшимся всеми эллинами (рис. 2); Беотия с одним из наиболее крупных городов Греции — Фивами; Аттика, первая по значению среди всех областей Греции, бедная водой и каменистая. Заканчивается Аттика Сунийским мысом, около которого в Лаврионских горах находились серебряно-свинцовые рудники (рис. 3). Главным городом Аттики были Афины с гаванью Пиреем. Из других населенных пунктов Аттики следует упомянуть Элевсин, где сохранились развалины знаменитого в древности святилища, посвященного мистериальному культу Деметры и Персефоны. Аттика была богата мрамором. В античную эпоху около Афин на горе Пентеликон ломали белый мрамор, а на горе Гимет — голубовато-сероватый; в Элевсине добывали темно-фиолетовый мраморовидный известняк.
 
Узкий Коринфский перешеек, называвшийся в древности Истмом, соединяет Среднюю Грецию с Южной. На нем находился богатый торговый город Коринф — крупный центр производства художественной керамики и бронзовых изделий. Особый бронзовый сплав именовался в древности «коринфской бронзой».
 
3. Южная Греция, или Пелопоннес, находится, благодаря узости Коринфского перешейка, почти на положении острова. Как
 
 
—стр. 10—
 
и Средняя Греция, Пелопоннес разделен сетью невысоких горных хребтов на отдельные области. Все они обращены к морю, за исключением расположенной посредине полуострова гористой Аркадии. В северо-восточной части лежит Арголида, где были крупнейшие центры Эгейского периода — Микены и Тиринф, а позднее такие города, как Аргос, Сикион и Эпидавр. К югу от Арголиды находилась Лаконика с главным городом Спартой.
 
 
Карта 1. Материковая Греция
Карта 1. Материковая Греция
 
 
В западной части Пелопоннеса наибольшее значение имела Элида, где находилась Олимпия — место всеэллинских состязаний (олимпийских игр) и центр культа верховного греческого бога Зевса.
 
Ряд островов, расположенных между берегами Балканского полуострова и Малой Азии, представляют большой интерес с точки зрения истории архитектуры и археологии, среди них — в северной части Эгейского моря Фасос, Самофрака и далее к югу, около восточного берега Эллады, плодородная и богатая медью Эвбея с городом Халкидой. От Эвбеи и Аттики протянулись в море три цепи Кикладских островов. В число их входят: небольшой скалистый Делос со знаменитым святилищем Аполлона; Наксос, Мелос, Фера и Парос — месторождения лучшего в Греции белого мрамора. С юга эти многочисленные острова замыкаются островом Критом — древнейшим очагом эгейской культуры, о которой свидетельствуют остатки дворца Миноса в Кноссе.
 
Западное побережье Греции, обращенное к Ионическому морю, имеет ряд удоб-
 
 
—стр. 11—
 
ных бухт; близ него лежит несколько значительных островов, среди которых следует отметить Керкиру (нынешний Корфу).
 
Эллины заселяли не только острова Эгейского моря, но обосновывались также и на западном побережье Малой Азии. Благоприятные условия как для сельского хозяйства по долинам рек, так и для мореходства и торговли на путях между Востоком и Европой способствовали процветанию этого побережья. Особенного могущества достигли города Эфес, Милет и Пергам. В связи с историей зодчества следует упомянуть такие города, как Приена, Галикарнас, Магнесия на Меандре, а также острова Самос и Родос.
 
Материковая Греция и прилегающие к ней острова были заселены эллинами во второй половине II тысячелетия до н. э. Малоизученный процесс этого заселения был связан с формированием и обособлением хорошо известных в более позднее время эллинских племен: ахейцев, эолян, ионян и дорян. Процесс расселения эллинов не вызвал полного вытеснения ранее обосновавшихся здесь племен, создавших культуру микенской эпохи. Происходила ассимиляция, эллинские племена усваивали более высокую культуру предшествующего периода. В результате ряда передвижений отдельные племена эллинов распределились следующим образом. Ахейцы и эоляне занимали северо-западную часть Пелопоннеса, почти всю Среднюю Грецию и северную часть западного побережья Малой Азии с прилегающими островами. Ионяне заселяли Аттику, северную и среднюю группу островов Эгейского моря и среднюю часть Малоазийского побережья. Дорянам принадлежала юго-восточная часть Пелопоннеса, южная часть островов Эгейского архипелага и Малоазийского побережья.
 
Эллинские племена объединяла общность языка, представлявшего ряд самостоятельных, но сходных наречий — диалектов (дорийский, ионийский, эолийский). В начальный период истории Греции сохранению этих различий языка способствовали разобщенность и политическая раздробленность страны. Общее для всех эллинов наречие (койне) вошло в употребление лишь в эллинистический период (III—I вв. до н. э.).
 
 
1. Вершина г. Олимп
1. Вершина г. Олимп
 
 
Занятием описанных областей и островов на рубеже II и I тысячелетий до н. э. расселение эллинов не закончилось. Уже с VIII в. до н. э. они начали искать новых пристанищ по берегам Средиземного и Черного морей. Греки основали многочисленные торговые фактории, сначала временные, потом постоянные, выраставшие при благоприятных условиях в цветущие города, жители которых в свою очередь нередко создавали новые колонии. Но не одна только торговая предприимчивость лежала в основе греческой колонизации. Недостаток пригодных для сельского хозяйства территорий, обострявшийся неравномерностью их распределения, толкал многих на переселение. Играли роль также войны и политическая борьба, в результате которых побежденные нередко изгонялись или эмигрировали, образуя новые поселения. Через колонии греки завязывали торговые и культурные связи с местным населением. Сюда привозили произведения эллинского искусства, прибывали эллинские мастера и художники. Местные мастера, подражая
 
 
—стр. 12—
 
эллинским образцам, перерабатывали их на основе своих традиций. Результатом было возникновение на периферии ряда своеобразных и ярких ответвлений эллинской культуры.
 
 
2. Дельфы. Вид долины.
2. Дельфы. Вид долины.
 
 
На юге греки достигли Египта и основали в дельте Нила торговую колонию Навкратис, а в смежной с Египтом Ливии — Кирену. Особенно охотно двигались эллины на запад, к Апеннинскому полуострову. Их привлекали сравнительно небольшое расстояние, привычные им условия климата и исключительное плодородие южноиталийских и сицилийских земель, занятых местными племенами, с которыми греки завязывали торговые связи, продавая им металлические и керамические изделия, ткани и получая взамен кожи, шерсть, зерно. Вступая в борьбу с ранее осевшими финикийскими купцами, греки часто успешно вытесняли их. Основанные в VIII и VII вв. до н. э. колонии так быстро выросли в большие цветущие города, что их развитие опередило в некоторых отношениях метрополию, а берега Южной Италии и Сицилии получили позже название Великой Греции. Наиболее значительными эллинскими городами в Италии был Тарент, Метапонт, Кротон, Посейдония (римский Пестум), а в Сицилии — Сиракузы, Акрагант (римский Агригент) и Селинунт. В южной Галлии греками была основана Массалия (ныне Марсель), в Испании — Эмпорий, Сагунт.
 
Эллинская колонизация распространилась и на Причерноморье, хотя трудности здесь были гораздо большие, чем на юге и западе. Бурное, большое, почти лишенное островов море, суровый для греков климат, воинственность местных племен — скифов, тавров и др. — затрудняли освоение этих
 
 
—стр. 13—
 
3. Мыс Суний с руинами храма Посейдона, около 425 г. до н. э.
3. Мыс Суний с руинами храма Посейдона, около 425 г. до н. э.
 
 
—стр. 14—
 
берегов. Однако огромные выгоды от закупки рабов, пшеницы, рыбы, мехов, кож заставили предприимчивых эллинов основать здесь целую цепь колоний. Главнейшими из них были: на южном берегу Черного моря — Гераклея, Синопа и Трапезунд; на северном — Ольвия на Бугском лимане; Херсонес на южном берегу Крыма близ Севастополя, Пантикапей (нынешняя Керчь), Фанагория на Таманском полуострове, Танаис при устье Дона. Таковы были главные районы, занятые эллинами за пределами Балканского полуострова.
 
 
Карта 2. Греческая колонизация
Карта 2. Греческая колонизация
 
 
Горные хребты способствовали разделению Греции на множество небольших самостоятельных государств-городов с прилегавшими к ним областями. Море, глубоко вдаваясь в страну бесчисленными заливами и образуя большое количество благоприятных для причала бухт, было наиболее удобным путем сообщения между отдельными государствами. По всей Греции нет мест, удаленных от берега более чем на 55—60 км. Эгейское море усеяно большими и маленькими островами, поэтому, совершая свои морские переходы, эллин почти никогда не терял из виду землю. Удобство морских сообщений способствовало общности культуры страны в целом.
 
Климат Греции — субтропический, с жарким и засушливым летом, с мягкой и влажной зимой. Отдельные районы значительно отличаются друг от друга в климатическом отношении, в зависимости от близости к морю, от огражденности горами, от влияния различных ветров и т. д. Годовые колебания температуры в восточных областях Греции значительнее, чем в западных. Греческие области на юго-западном побережье Балканского полуострова, в Сицилии и в южной Италии богаче осадками, чем бассейн Эгейского моря, где десять с лишним месяцев в году стоит ясная погода и все осадки выпадают обычно в течение двух зимних месяцев. Летом в Эгейском море дует северный ветер, зимой — южный, благоприятствующий в соответствующие месяцы судоходству между Черным и Средиземным морями. Воздух Греции отличается ясностью и прозрачностью, создающими хорошую видимость на расстоянии десятков километров.
 
Почва Греции неодинакова. Одни области, например Фессалия, Беотия, Лаконика, были благоприятны для сельского хозяйства, другие, например Аттика, Арголида, имели скудную землю и были бедны водой. Однако, отказав этим последним в легком
 
 
—стр. 15—
 
пропитании, природа толкнула их население к занятиям ремеслами и морской торговлей, в результате чего они намного опередили земледельческие области по своему богатству и силе.
 
Большое значение в древней Греции имели производство художественной и строительной керамики и бронзы, а также добыча и обработка металлов: меди, олова, свинца, железа, серебра, золота.
 
Из бронзы изготовлялись оружие, предметы домашнего обихода, посуда, статуи. Бронзовые листы употреблялись в богатых постройках для обшивки стен. Из железа изготовлялись орудия труда, инструменты плотников и каменотесов, оружие (мечи, наконечники копий). Оно нашло применение и в строительном деле (для скрепления каменных блоков).
 
Высокого качества достигла обработка дерева. Большая часть строительных конструкций (каркас, перекрытия) делалась из дерева. Отделка некоторых деталей зданий требовала тонкой столярной работы. Развитию деревообработки способствовал большой размах кораблестроения.
 
 
 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

 
В развитии античной греческой архитектуры можно установить следующие основные периоды:
 
а) эпоха зарождения эллинского зодчества (от XII до середины VIII в. до н. э.). Первые четыре с половиной века этого огромного периода часто именуются «гомеровской» эпохой, поскольку гомеровский эпос является главным и ценнейшим источником наших познаний о древнейшей культуре античной Греции. Это — время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений, которые приводят в VIII—VII вв. до н. э. к формированию античного рабовладельческого государства. Эпос и дошедшие до нас памятники материальной культуры свидетельствуют, с одной стороны, о прочных и живучих традициях предшествующей эгейской культуры (см. соответствующий раздел в первом томе «Всеобщей истории архитектуры»), с другой— о зарождении новых и самобытных черт, характерных для дальнейшего развития греческой культуры.
 
Для строительства этого времени характерны сооружения из дерева (с применением металлических обшивок) и сырцового кирпича. К концу периода появляется обожженная глиняная черепица. Помимо жилых домов в эту эпоху возводятся и первые греческие храмы;
 
б) архаический период (VIII — начало V в., 480-е гг. до н. э.), в который завершается переход от родового общества к классовому и окончательно складывается античное рабовладельческое государство — полис. Разделение труда — не только между основными классами, но и между ремеслом и сельским хозяйством — приводит к развитию городов, становящихся центрами полисов, т. е. городских рабовладельческих общин или античных городов-государств.
 
В начале этого периода продолжает господствовать дерево-сырцовая техника, сочетаясь теперь в храмовом зодчестве с широким применением терракотовых облицовок, сменивших медные обшивки. Позднее она сохраняет свое значение в жилищном строительстве, тогда как в строительстве общественных зданий с конца VII в. до н. э. все шире применяется камень (известняк и к концу периода мрамор). Это — время возникновения монументального зодчества, когда формируются различные типы храмов и других общественных зданий, а вместе с ними и основные варианты греческих архитектурных ордеров. Локальные особенности архитектуры различных областей греческого мира постепенно сглаживаются и складываются типически обобщенные архитектурные образы различных видов сооружений;
 
в) классический период (480—400 гг. до н. э.). Это — время, когда после победоносных греко-персидских войн в восточной части Средиземноморья и победы городов Великой Греции над Карфагеном в греческом мире наступает период высокого экономического и культурного подъема. Ведущее место во всех областях общественной жизни принадлежит в эту пору Афинам, где в период правления Перикла достигает своего наивысшего расцвета рабовладельче-
 
 
—стр. 16—
 
ская демократия, а вместе с нею — искусство и архитектура.
 
Полное освоение широчайших выразительных возможностей ордеров приводит к небывалому до того многообразию и идейно-художественной содержательности архитектурных образов, придающих яркую индивидуальность каждому общественному сооружению. В архитектуре отдельных построек можно теперь проследить и личный почерк создавшего их профессионала — архитектора. Используя различные варианты ордеров как элементы единого архитектурного языка, мастера Аттики стремятся создать всеэллинский стиль. В Афинах впервые складывается теория градостроительства, включающая не только регулярную планировку улиц, но и планомерную застройку кварталов. Эта теория реализуется при строительстве нескольких новых городов. Складывается развитый тип греческого жилого дома, включающий иногда полностью окруженный портиками перистильный дворик. Появляются первые открытые каменные театры, одейоны (залы для музыки) и новые формы зданий для больших собраний. Создаются замечательные новые и завершаются старые архитектурные ансамбли в больших городах и всеэллинских святилищах;
 
г) IV век до н. э. — время обострения внутренних противоречий в греческом рабовладельческом обществе, вступающем в начальную фазу разложения городов-государств. В строительстве этой эпохи ведущая роль переходит от Афин к центрам Пелопоннеса и Малой Азии. С упадком полиса храмы теряют свое исключительное место в зодчестве. Развивается архитектура светских и жилых зданий. Зодчие чаще стремятся не к монументальности, но к изяществу своих произведений. Дорический ордер уступает ведущую роль ионическому и появившемуся еще в V в. до н. э. коринфскому ордеру;
 
д) эпоха эллинизма (330-е гг. — I в. до н. э.) — время распада старых форм греческой государственности и возникновения греко-восточных монархий, а также эллинской экспансии, направленной на восток. В Малой Азии и в Египте создается ряд новых городов, которые становятся главными центрами торговой, культурной и художественной жизни. Культура эллинизма носит не собственно эллинский, а греко-восточный характер. В зодчество проникают элементы, порожденные художественным творчеством стран Востока. Архитектурные ордера варьируются часто только с декоративной целью, теряя в таких случаях былую лаконичность и монументальность. Вместе с тем создаются большие городские ансамбли, включающие некоторые новые типы архитектурных сооружений как декоративного, так и утилитарного характера, возводившиеся на основе значительного прогресса строительной техники и инженерии. «Храм утрачивает роль ведущего архитектурного типа, на его место выступают светские общественные здания и жилые дома. В интерьере и в архитектуре городских ансамблей теперь широко применяются колоннады, в частности перистили — колоннады, окружающие дворы и площади.
 
 
—стр. 17—
 

Глава 1. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙШЕЙ ЭПОХИ

(XII — СЕРЕДИНА VIII в. до н. э.)

 

ГРЕЦИЯ В КОНЦЕ 2-го И В НАЧАЛЕ 1-го ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ до н. э.

 
Зарождение греческого зодчества относится к концу 2-го и началу 1-го тысячелетия до н. э. Это была заключительная стадия греческого «варварства», конец героической эпохи, поэтически отраженной в гомеровском эпосе, окончательные формы которого сложились, однако, лишь на рубеже IX и в VIII вв. до н. э., когда в недрах первобытнообщинного строя складывались элементы рабовладельческого общества.
 
Характеризуя общественное устройство греков героической (или гомеровской) эпохи, Энгельс пишет: «В поэмах Гомера мы находим греческие племена в большинстве случаев уже объединенными в небольшие народности, внутри которых роды, фратрии и племена все еще вполне сохраняли свою самостоятельность. Они жили уже в городах, укрепленных стенами; численность населения возрастала вместе с ростом стад, расширением земледелия и появлением ремесла; вместе с тем росли имущественные различия, а с ними и аристократический элемент внутри древней первобытной демократии»¹.
____________
¹ К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 104.
 
Далее Энгельс говорит, что мы видим «...в греческом строе героической эпохи древнюю родовую организацию еще в полной силе, но, вместе с тем, и начало ее разрушения»².
____________
² Там же, с. 108.
 
Процесс разрушения явился следствием постепенного прогресса производительных сил, ремесел, а также торговли, с развитием которых увеличивается имущественное неравенство и растет рабство. Непрестанные войны и пиратство, ограничивавшее развитие торговли, сами по себе также способствовали накоплению богатств в руках общественной верхушки. Понемногу разрушалась и общинная собственность на землю, лучшие наделы которой стали переходить в частное владение родовой знати.
 
Уже в начале 1-го тысячелетия до н. э. примитивное экономическое и социальное равенство первобытнообщинного строя было безвозвратно утеряно. К концу рассматриваемого периода в греческом обществе явно наметились различные социальные группы, постепенно превращавшиеся в классы. Родовой строй не отвечал более изменившимся социально-экономическим отношениям, а с конца VIII и на протяжении VII в. до н. э. в наиболее развитых греческих общинах сложилось классовое рабовладельческое государство. Это характерный для античной Греции полис, или город-государство с республиканской формой правления. Господствующее положение в раннем полисе принадлежало старой родовой аристократии (евпатридам), в руках которых сосредоточивались большие богатства (земля, скот, рабы). Но основную массу населения городов составляли свободные ремесленники, земледельцы, торговцы, моряки (в приморских городах), составлявшие демос. Развитие греческого города в некоторых общинах было связано с так называемым синойкисмом, т. е. объедине-
 
 
—стр. 18—
 
нием жителей ряда тяготеющих друг к другу общин в поселения (например, в Афинах). Часто вновь избранным хозяйственным центром общины был древний укрепленный родовой поселок, превращавшийся в город.
 
Каждый, даже самый небольшой полис представлял собой суверенное государство, изредка вступавшее для ведения войн или осуществления хозяйственных и культурных задач в договорные союзы со своими соседями. Между крупными полисами нередко велась борьба за влияние в этих объединениях. Небольшие размеры государства делали очень тесной связь государственных и личных интересов граждан и способствовали их деятельному участию в государственных делах. Общественный быт явно доминировал над семейным. Благополучие родной общины было для эллина его личным благополучием, ее крушение — гибелью: побежденный город обычно разрушался, мужчины истреблялись, женщины и дети продавались в рабство.
 
Размеры древнегреческих государств были так невелики, что на одном Балканском полуострове они насчитывались десятками.
 
Территория полиса нередко имела в длину и в ширину несколько десятков километров.
 
Одним из важнейших источников для изучения культуры древнейшей эпохи и, в частности, зодчества является гомеровский эпос.
 
Поэмы Гомера свидетельствуют о том, что уже к началу 1-го тысячелетия до н. э. в сознании народа сложились законченные антропоморфные образы греческой мифологии, служившей впоследствии почвой и основным источником для всего греческого искусства, в частности для развития храма как дома человекоподобного бога, и героона — святилища, посвященного богоподобному человеку-герою.
 
Гомеровские поэмы говорят о высоком развитии художественных ремесел, в особенности техники обработки металлов, по-видимому, развивавшей традиции микенской эпохи.
 
Греческое искусство того времени известно главным образом по вазовым росписям, в которых наряду с пережитками микенского орнамента появляются новые, чисто эллинские декоративные мотивы, составившие основу греческого орнамента. Наряду с древнейшими образцами строгого «геометрического» стиля появляются вазовые росписи так называемого ориентализирующего стиля, отражавшего многообразные восточные влияния, характерные для ионического искусства этой эпохи. Известны многочисленные центры их производства, возникавшие к концу рассматриваемого периода в Греции (Коринф) и на островах (Родос, Самос и др.).
 
 
 

ЗАРОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ЗОДЧЕСТВА

 

ГОРОД И ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ

 
Энгельс, перечисляя «главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию»¹, упоминает наряду с мифологией, эпосом и другими элементами греческой культуры также и «зачатки архитектуры как искусства». Зарождению архитектуры способствовало в первую очередь развитие городов.
____________
¹ К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 33.
 
Местоположение городов в древнейшую эпоху определялось главным образом соображениями экономическими и фортификационными. Во многих случаях города располагались на скалистых возвышенностях, нередко на месте поселений доэллинской эпохи. Близость к морскому побережью, обеспечивавшая удобства морских связей, таила в себе в то же время и опасность неожиданных пиратских нападений. Положение в некотором удалении от берега сулило бо́льшую опасность: так были расположены древнейшие поселения в Афинах, Коринфе и других местностях.
 
Скудные сведения об архитектуре этого времени почерпнуты из эпоса, из немногих остатков древнейших построек и из нескольких терракотовых моделей храмов, найденных при раскопках святилищ. «Илиада» (VI, 297 след.; XXIII, 712) и особенно «Одиссея» (VII, 82—132; XI, 62; XVII, 264—68; XXII, 239; XXIII, 178 и др.), рисуя постройки и быт родового строя, отчасти отражают пережитки эгейской культуры, и то же время они во многом дополняют археологические данные непосредственно гомеровского периода. Они описывают, например, наиболее древние святилища — примитивные алтари среди природы (в пещерах, священных рощах), а также жилища с их помещениями, очагом и усадьбой. В рассматриваемый период складываются и простейшие типы храмов, к которым относится, по-видимому, большинство вскрытых раскопками построек. На всем протя-
 
 
—стр. 19—
 
жении своего развития греческие храмы строились не для вмещения молящихся, но, как уже указывалось, в качестве жилища богов и в соответствии с антропоморфным характером последних, естественно, воспроизводили — на этом раннем этапе — многие черты жилых домов, расширяя наши сведения о жилищной архитектуре.
 
Заняв побережье Эгейского моря, эллинские племена нашли здесь сложившиеся в предшествующем тысячелетии строительные приемы и типы жилых сооружений: отмиравший тип круглых в плане и апсидальных построек и почти вытеснивший их в микенскую эпоху мегарон — вытянутое в длину прямоугольное здание с открытым портиком перед входом, огражденным с боков двумя выступами продольных стен (антами) , а спереди — одним или двумя столбами, поддерживающими перекрытие. Древнейшие эллинские постройки свидетельствуют, однако, о сильном падении уровня строительной техники по сравнению с предшествовавшей культурой. Судя по археологическим материалам, фундаменты и нижняя часть стен обычно выкладывались из необработанного плитняка или булыг; цоколь начали класть из грубо отесанных плит. Стены наиболее ранних построек были глинобитными или имели деревянный каркас с заполнением из необожженных глиняных кирпичей (сырца) и, вероятно, обмазывались глиной, которая применялась и в качестве связующего раствора. Отдельные деревянные опоры устанавливались на каменных плитах. Каменные стены, сложенные из плитняка или колотого камня на глиняном растворе, в самом раннем периоде были редкостью.
 
Древнейшие постройки имели в плане круглую, овальную или узкую шпилькообразную форму, завершавшуюся криволинейной аспидой, что свидетельствует о неумении, во-первых, надежно выкладывать прямые углы, а во-вторых, перекрывать широкие пролеты. Таковы круглые постройки в Орхомене в Беотии или так называемый мегарон А в Фермосе, относящийся к концу 2-го или началу 1-го тысячелетия до н. э. (рис. 1). Помещения перекрывались кровлей из тростника или прутьев, плоской глинобитной в Малой Азии и на Крите или же скатной в Северной Греции и Пелопоннесе. Появление каркаса, укреплявшего постройку, обусловило переход к прямоугольным в плане зданиям, подобным древнейшему опознанному храму Артемиды Орфии в Спарте (IX—VIII вв. до н. э.), в котором появился также центральный ряд внутренних столбов, позволивший увеличить пролет и расширить помещение. Вместе с тем началось широкое варьирование эгейского мегарона, ставшего исходным типом для развития греческих храмов и применявшегося издавна для основных помещений жилого дома.
 
 
1. Ферм (Фермос). Группа древнейших построек: А — древнейший мегарон, конец 2-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.; Б — мегарон, X в. до н. э., первоначально дворец (?), позднее — храм; В — храм Аполлона, VII в. до н. э.
1. Ферм (Фермос). Группа древнейших построек:
А — древнейший мегарон, конец 2-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.; Б — мегарон, X в. до н. э., первоначально дворец (?), позднее — храм; В — храм Аполлона, VII в. до н. э.
 
 
Обожженные глиняные модели храмов (вероятно, вотивные приношения), найденные в Перахоре и Аргосе и относящиеся обе к VIII в. до н. э. (рис. 2), дают представление о внешнем облике простейших храмов, украшенных росписью, о развитии скатной кровли и ее сочетании с потолком, породившим фронтоны. В отличие от эгейского мегарона столбы в моделях стоят не между концами продольных стен, но обра-
 
 
—стр. 20—
 
зуют самостоятельный, впереди стоящий портик. Это первая типично эллинская форма сооружения. Следующим нововведением был портик вокруг всего храма, защищавший сырцовые стены от дождя. Деревянные столбы были вокруг целлы первого Герайона на о. Самосе, относящегося примерно к 800 г. до н. э.; в мегароне Б в Фермосе они, по-видимому, были добавлены позднее — в VIII в. до н. э.
 
 
Терракотовые модели храмов, 2-я половина VIII в. до н. э.  Терракотовые модели храмов, 2-я половина VIII в. до н. э.  Терракотовые модели храмов, 2-я половина VIII в. до н. э.
2. Терракотовые модели храмов, 2-я половина VIII в. до н. э. (реконструкция):
1 — из Перахоры (общий вид, план, разрез, фасад); 2 — из Аргоса (общий вид, план)
 
 
Эстетические воззрения эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел¹, а красота — от восхищения мастерством, сияющим, по словам Гомера, подобно солнечному отсвету на всех произведениях человеческого труда, можно себе представить на основании подробного описания дворца Алкиноя, данного в «Одиссее» (VII, 81—132). Именно сияние мастерства и делает «лучезарным» сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует и нас, но не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, росписями, о характере которых можно судить по глиняным моделям храмов, наконец, резьбой по дереву и узорчатыми тканями; он также восхищает прохладой помещений, искусным орошением окружающего сада, продуманностью и удобством всей усадьбы.
____________
¹ Гомер («Одиссея», XVII, 382—385) перечисляет зодчих среди прочих ремесленников (демиургов).
 
 

ЖИЛИЩЕ

 
Археология не имеет надежных сведений о греческом жилище древнейших времен. О нем можно судить по остаткам храмов (см. ниже, стр. 25) и в основном по описаниям в гомеровских поэмах, особенно
 
 
—стр. 21—
 
в «Одиссее». При этом, однако, необходимо помнить, что поэмы Гомера, бывшего, по представлениям самих греков, рапсодом (по-гречески — «сшивателем песен»), включают не только его собственное творчество, но и обработанные им эпические песни более раннего периода и поэтому нередко отражающие черты быта блистательного расцвета предшествовавшей крито-микенской культуры. Кроме того, описания Гомера фрагментарны, рассчитаны на знакомство слушателей с типом построек и их элементами и поэтому порождают немало трудностей при истолковании. Все же описания дворцов Алкиноя («Одиссея», VII, 82— 133), Одиссея («Одиссея», XVII, 264—268; XIX, 600; XXIII, 177—204 и др.), а также и другие вскользь упоминаемые постройки позволяют составить общие представления о древнейшем жилище, тесно связанном с обрабатываемой землей.
 
Главным организующим элементом жилой усадьбы и дворца был двор (ауле):
 
Тын из дубовых, обтесанных, близко один от другого
В землю вколоченных кольев его окружал.
(«Одиссея», XIV, 11—12).
 
Во дворе размещались хозяйственные постройки, некоторые из них еще сохраняли древнейшую круглую форму («Одиссея», см. выше). Усадьба включала и обнесенный оградой плодовый сад и огород.
 
Главное, парадное помещение дома — мегарон — открывалось во двор через сени (продомос) и портик (Гомеров гимн Деметре, 184). Потолок в мегароне поддерживали две или четыре колонны. Между ними находился очаг, над которым в потолке устраивалось защищенное от дождя отверстие для выхода дыма (ср. храмы в Дреросе и Принии, стр. 26). Закопченный потолок («Одиссея», XXII, 339—340) сочетался с богатым убранством помещения.
 
Стены кругом огибая, во внутренность шли от порога
Лавки богатой работы. На лавках лежали покровы,
Тканные дома искусной рукой рукодельных невольниц.
(«Одиссея», VII, 95—97).
 
Женская половина дома — гинекей — иногда располагалась на втором этаже («Одиссея», I, 324—325; XIX, 600).
 
Как обычный элемент дома упоминаются баня, теплая купальня, различные кладовые.
 
У Гомера описывается и скромная усадьба раба-свинопаса «богоравного» Евмея («Одиссея», XIV, 5 и след.). Эпитет и некоторые общие черты усадьбы Евмея и дворца Одиссея реалистически рисуют патриархальные формы быта и рабства, а также падение эллинской культуры по сравнению с эгейской: как у пастуха, так и у царя во дворе жилища стоит скот, у Одиссея даже хранится навоз для удобрения («Одиссея», XVII, 297), чего нельзя себе и представить во дворцовых двориках Кносса или Микен.
 
 

СВЯТИЛИЩЕ И ХРАМЫ

 
По представлению эллинов местопребыванием их богов служили не только определенные стихии (море, облака): боги избирали также места и на земле. Это были вершины гор (например, гора Олимп на границе Фессалии и Македонии) и возвышенностей, ущелья и гроты, долины, леса, рощи, а иногда отдельные деревья. В таких местах возникало постоянное почитание божеств. Появлялись святилища, ставились статуи, воздвигались алтари для жертвоприношений. В древнейшее время идолы иногда хранились в дуплах деревьев или под сенью их ветвей. Известно, например, что статуя Артемиды Эфесской стояла под буковым деревом, а в Орхомене изваяние Артемиды хранилось в дупле большого кедра еще во времена Павсания, т. е. во II веке н. э. Затем статуи стали защищать от непогоды навесом; появились и боковые ограждения — возникли своего рода часовни; еще позднее появились храмы.
 
Необходимо, однако, отметить, что ни статуя, ни храм не являлись, по-видимому, обязательной принадлежностью святилища как места поклонения богам. Примером может служить святилище на мысе Монодендри близ Милета, где не было никаких иных, связанных с культом сооружений, кроме алтаря (сохранившиеся остатки его относятся к архаической эпохе).
 
Примером простейшего святилища, наполовину природного, наполовину сооруженного человеком, является грот Аполло-
 
 
—стр. 22—
 
на у склона горы Кинф на острове Делосе. Это — расщелина между скал, перекрытая двумя рядами наклоненных каменных плит, образующих подобие свода. Однако самый тип храма, как уже указывалось, родился из жилища, и на первом этапе своего развития храмы повторяли характерные черты главного помещения богатого жилого дома предшествующей эпохи — мегарона. Иногда для храма использовалось и подлинное жилище, например прежнее жилище вождя, домашний очаг которого служил теперь для жертвоприношений. Поэтому в ранних храмах алтарь (над ним устраивалось отверстие в крыше) находился внутри помещения, что говорит о сохранении древней традиции домашнего культа. В помещении храма, которое стало называться целлой, помещалось и изваяние божества. Позднее алтарь стали ставить перед входом в храм, который, как правило, был обращен на восток. Собравшиеся для молитв и жертвоприношений с тех пор уже не входили внутрь храма, а собирались снаружи, вокруг алтаря.
 
Самый храм стал рассматриваться как жилище божества, статуя которого в нем находилась. Святилище стали обносить оградой. Так возник теменос — священный участок, вход на который в архаическую эпоху стали выделять пропилеями.
 
Начиная с VIII века до н. э. строительство храмов стало расширяться, особенно с приобретением религией государственного характера, с чем было связано распространение и ряда новых культов, особенно культа Аполлона, покровителя многих городских общин.
 
Храм стал важнейшим типом монументальной эллинской архитектуры, тогда как в крито-микенскую эпоху самым монументальным зданием являлся дворец. В храмовых постройках нашли выражение наиболее характерные особенности греческого зодчества с его более сложными идейными устремлениями. Монументальное строительство эллинов служило удовлетворению религиозных, общественных и художественных запросов городской общины. Сложившееся в мифах и в эпической поэзии представление о божестве как о человеке с прекрасным обликом требовало создания достойного жилища — прекрасного храма. При возведении его использовались самые прогрессивные, доступные эпохе методы строительства, для украшения использовались самые дорогие материалы. В древнейшую эпоху это была медь, о применении которой в царских жилищах уже ранее говорилось. Медные обшивки деревянных конструкций неоднократно упоминаются Гомером, и нам известно, что в Спарте находился древний храм Афины Меднодомной; в храме Геры в Олимпии обрамление проема двери, ведущей в наос, было обито медью; древнейший храм Аполлона в Дельфах был украшен бронзой.
 
Большое значение греки придавали расположению храмов. Их строили обычно на открытом и нередко возвышенном месте. Особое внимание при этом обращали на масштабность здания и его связь с окружающим пейзажем. В древнейшую эпоху еще не было искусственно приспособленных строительных площадок, лишь в самом конце VIII века до н. э. появляются первые подпорные стены, сложенные из камней неправильной формы.
 
Наиболее ранние из таких стен находятся в расположенных на склонах святилищах Геры в Аргосе и Аполлона в Дельфах; с их помощью были выровнены площадки для первых дерево-сырцовых храмов и тем самым была придана значительность этим скромным по своим размерам сооружениям. Расположение главных городских храмов на акрополе уже само по себе обеспечивало их выделение из жилой застройки и господство над окружающим свободным пространством.
 
Обычно строительство храма в городе предпринималось по заказу полиса и было делом всей рабовладельческой общины. Греческий храм не был в такой мере обособлен и не находился в полном распоряжении жрецов, как это было в Египте. Да и сами жрецы не образовали, как в Египте, замкнутой касты, обладавшей особой политической властью. Однако в качестве охранителей святынь и представителей населения в «общении» с божеством как «специалисты» по выполнению религиозных обрядов и истолкованию «воли богов» эллинские жрецы служили классу рабовладельцев на стороне аристократии или демократии или лавировали между ними.
 
Жрец обычно избирался из числа граждан. Однако жрецами некоторых храмов могли быть только члены определенного аристократического рода. В помощь жрецу для организации культовых действий и ведения хозяйства храма граждане выбирали на каждый год храмовое управление из нескольких человек. Позднее это стало тем более необходимо, что при храмах возникла сложная хозяйственная организация и они иногда владели разнообразным имуществом. Храм, просуществовавший двести или триста лет, нередко накапливал значительные богатства от приношений граждан, пожертвований общин, посвящения десятой доли военной добычи и пр. В результате накоплений храму принадлежало подчас более тысячи сосудов из драгоценных металлов, множество роскошных тканей, одежд, статуй, картин. Кроме того, на хранение в храмы сдавалась казна полиса, а иногда и союза общин, объединявшихся для военных и других целей. Несли сюда свое имущество и отдельные граждане. Храм становился своего рода священной кладовой и одновременно городским музеем. Все ценности были разложены и хранились в строгом порядке. Составлялись подробные описи имущества, которые ежегодно проверялись.
 
Организация религиозных празднеств, торжественных процессий требовала обслуживающего персонала: богатые храмы содержали музыкантов, флейтисток и владели большим количеством прислужников-рабов.
 
Среди многочисленных святилищ, возникших в различных местностях за пределами городов, выделились некоторые, почитаемые не только населением ближайших территорий, но всеми греческими племенами и полисами; эти святилища, называемые всеэллинскими, приобрели совершенно особое положение. Не выполняя непосредственных политических функций, такие религиозные центры, как Дельфы, Олимпия или Делос, пользовались исключительно большим влиянием. Они во многом способствовали укреплению чувства общности всего населения эллинского мира. Они поддерживали сознание общего происхождения эллинских племен, единства обычаев и религиозных представлений. На поклонение в святилища, а часто для того, чтобы испросить совета почитаемого оракула, греки совершали далекие и трудные путешествия. Во многих центрах периодически проводились празднества, сопровождавшиеся легкоатлетическими и музыкальными соревнованиями, участвовать в которых, а тем более выйти победителем, считалось большой честью. Соревнования проводились в Дельфах, Коринфе, Немее, но наибольшую известность получили проводившиеся раз в четыре года олимпийские игры, по которым греки даже вели свое летосчисление. Во многих случаях всеэллинские святилища предотвращали военные столкновения между отдельными полисами. Так, дельфийская амфиктиония (объединенный совет святилища) добилась от своих членов клятвенного обязательства не нападать друг на друга. Наиболее влиятельные области Греции, получившие гегемонию над другими полисами, старались привлечь на свою сторону особо чтимые святилища, как Дельфы или Делос. Огромные преимущества давала общегреческим святилищам их экстерриториальность во время войн: она позволяла им брать под свой контроль торговлю между эллинскими племенами.
 
В общеэллинские святилища стекались поистине неисчислимые сокровища, их храмы украшались с особенным великолепием, а теменосы застраивались стоями, сокровищницами различных городов. Но все это относится к последующей, архаической эпохе, в которую сложились общие приемы планировки и типы отдельных зданий. Остатки древнейшей эпохи, естественно, крайне скудны. Прежде чем обратиться к обзору древнейших памятников, необходимо ознакомиться с названиями основных типов храмов и их элементов. Это облегчит обзор дальнейшего развития греческих храмов в последующие периоды.
 
 

ТИПЫ ХРАМОВ

 
Простейший тип храма состоял из одного помещения, открытого с торцовой стороны (рис. 3). Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых обычно обрабатывались в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами часто располагались две (а в древнейших памятниках иногда и одна) колонны. Отсюда и произошло латинское название этого типа: «храм в антах». Легко увидеть, что антовый храм близко напоминал мегарон. Более усложненными типами были простиль, у которого на фасадной стороне стоял впереди антов ряд колонн, и амфипростиль¹, имевший колоннады по обоим торцовым фасадам. В периптере² закрытое помещение храма (наос — см. ниже) со всех четырех сторон обнесено рядом колонн. Этот тип храма сложился к началу VII века до н. э. и оставался господствующим в течение всего архаического и классического-периодов.
____________
¹ Слово «амфи» означает по-древнегречески «с обеих сторон».
² Слово «периптер» в буквальном переводе — «со всех сторон оперенный».
 
 
—стр. 24—
 
3. Классификация греческих храмов и интерколумниев по Витрувию По числу колонн на торцовом фасаде: 1 — двухколонный в антах; 2 — тетрастиль; 3 — гексастиль; 4 — октастиль; 5 — декастиль; 6 — додекастиль, по плану; 7 — антовый храм; 5 — простиль; 9 — амфипростиль; 10 — периптер; 11 — псевдопериптер; 12 — псевдодиптер; 13 — диптер; 14 — моноптер; 15 — фолос, по интерколумниям; 16 — пихностиль; 17 — систиль; 18 — евстиль; 19 — диастиль; 20 — ареостиль
3. Классификация греческих храмов и интерколумниев по Витрувию
По числу колонн на торцовом фасаде: 1 — двухколонный в антах; 2 — тетрастиль; 3 — гексастиль; 4 — октастиль; 5 — декастиль; 6 — додекастиль, по плану; 7 — антовый храм; 5 — простиль; 9 — амфипростиль; 10 — периптер; 11 — псевдопериптер; 12 — псевдодиптер; 13 — диптер; 14 — моноптер; 15 — фолос, по интерколумниям; 16 — пихностиль; 17 — систиль; 18 — евстиль; 19 — диастиль; 20 — ареостиль
 
 
Более сложным типом является диптер¹. Это — храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. В псевдопериптере все или бо́льшая часть интерколумниев² наружной колоннады полностью закрыты стеной, из которой колонны выступают обычно лишь на половину своего диаметра, превращаясь, таким образом, в полуколонны. Псевдодиптером (греч. — ложный диптер) называется диптер, у которого второй (внутренний) ряд колонн отсутствует, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т. е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами.
____________
¹ Приставка «ди» по-древнегречески означает «дважды», «двойной».
² Термин «интерколумний» — латинского происхождения (интер — между, колумна — колонна) — означает промежуток между двумя соседними колоннами.
 
Пространство за колоннами перед входом в храм, с его задней стороны или вокруг всей целлы (в периптере и близких к нему по композиции построек) называют портиком. Слово портик часто применяют разумея не только пространство за колоннадой, но и сами колоннады.
 
Термин портик применяют и к нехрамовым постройкам с одним или более рядами колонн, открытым со всех сторон или, по крайней мере, со стороны главного фасада (ср., например, рис. 78 на стр. 120). Такие портики, если они представляют собой самостоятельное сооружение, называют стоями, они бывали двухъярусными.
 
Портики применялись и в жилых постройках, где они возводились иногда перед помещениями, открывавшимися во двор. Если двор окружен портиками со всех четырех сторон, то тогда их называют также перистилем (см. след. страницу). Такие четырехсторонние портики вокруг двора, или перистили, появились в классическую эпоху, но получили широкое развитие позднее, в IV в. до н. э. и в эпоху эллинизма.
 
Круглые храмы и постройки общественного назначения называются моноптер, если они состоят из одной колоннады и перекрытия над ней (обычно конического) и фолос — если позади колоннады имеется еще и закрытое помещение (целла).
 
Элементы композиции храмов широко применялись в общественных сооружениях.
 
Главное внутреннее помещение храма греки называли наос, или секос (по-латински целла, см. ниже). Это — продолговатая прямоугольная комната, где стояла культовая статуя; наос соответствовал главному помещению мегарона, в котором находился очаг. Входом в наос, как и в мегароне, служили сени — пронаос, огражденный спереди чаще всего двумя (редко одной или тремя) колоннами, а с боков — стенами, торцы которых обрабатывались в виде антов. Часто позади (иногда в глубине) целлы устраивалось помещение, носившее название адитон¹ (обычно оно сообщалось с наосом) и опистодом² (последний имел вход только с задней стороны, а от целлы отделялся глухой стеной). Опистодом обычно служил местом хранения храмовой утвари и различных приношений. Колоннада, окружающая
____________
¹ Слово «адитос» по-древнегречески — «недоступный», «священный», отсюда «адитон», «святилище».
² Слово «описто» по-древнегречески — «позади», «опистодом» — задняя часть дома или храма.
 
 
—стр. 25—
 
храм, именуется птерон (греч. — крыло) или перистасис¹ («пери» — вокруг, «стасис» — состояние, стоящий).
____________
¹ Некоторые современные авторы пользуются как синонимом термином перистиль, однако лучше ограничиться применением этого слова к колоннадам, окружающим внутренние дворы.
 
Греческие храмы, как правило, располагались своей продольной осью примерно с востока на запад. Вход в целлу устраивался с востока так, чтобы открыть находившуюся внутри культовую статую первым лучам восходящего солнца.
 
Герооны, т. е. святилища, посвященные не богам, а обожествленным героям, получали обратную ориентацию, так как вход, должен был быть обращен на запад, в сторону «царства теней».
 
Отклонения от этой ориентации встречались редко и объяснялись иногда особенностями места строительства, иногда — особыми требованиями культа.
 
 
 

ДРЕВНЕЙШИЕ ПАМЯТНИКИ²

____________
² Для того чтобы облегчить читателю сравнение храмов и других общественных сооружений, в иллюстрациях выдержаны общие масштабы: планы — в М около 1:1000, их фрагменты — в М 1:400; в одном масштабе соответственно воспроизведены также фасады храмов и ряд планов городов.
 
Святилище Аполлона Карнейского на о. Фере, сооруженное не позднее конца VIII в. до н. э., является примером культового здания, представляющего переходную форму от жилого дома к храму (рис. 4). Самый храм, обращенный главным фасадом на юго-восток, состоял из наоса размером 12,15×7,3 м и пронаоса глубиной 4,3 м. Перед храмом был расположен обнесенный стеной почти квадратный двор, в котором находилась продолговатая цистерна. С противоположной от святилища стороны ко двору примыкала небольшая пристройка из двух комнат, поэтому вход размещался в боковой стене двора, что придавало ансамблю сходство с жилыми постройками.
 
 
4. Остров Фера. Святилище Аполлона Карнейского, конец VIII в. до н. э. План
4. Остров Фера. Святилище Аполлона Карнейского, конец VIII в. до н. э. План
 
 
Храм Артемиды Орфии в Спарте (греч. «прямосмотрящей»), возможно, является древнейшим из известных нам храмов Греции, так как датируется IX—VIII в. до н. э. Точные размеры его неизвестны: раскопками обнаружены только части южной и западной стен (рис. 5). Длина его не менее 12 м, ширина 4,5 м. Фундамент был сложен из булыжника. Сырцовые стены в нижней части имели ряд вертикально установленных камней — орфостатов (см. рис. 14 на стр. 53).
 
 
5. Спарта. Храм Артемиды Орфии, IX— VIII вв. до н. э. Схематический план раскопок (храм обозначен пунктиром)
5. Спарта. Храм Артемиды Орфии, IX— VIII вв. до н. э. Схематический план раскопок (храм обозначен пунктиром)
 
 
Внутри по продольной оси храма на каменных плитах, уложенных через 1,25 м, очевидно, стоял ряд деревянных столбов, поддерживавших прогон перекрытия или конек двускатной крыши. Остатки каменных плит, уложенных вдоль продольных стен, заставляют предположить, что деревянные столбы были приставлены и к стенам и служили для их укрепления. Подобная установка пристенных столбов, образующих неглубокие ниши, встречается во многих более поздних храмах Пелопоннеса (в Бассах, в Тегее, в Лусах), где этот прием, некогда существенный для примитивной конструкции, стал трактоваться как архитектурная форма, служащая художественным целям.
 
Мегарон Б в Фермосе (Ферме). Раскопки в Фермосе в Этолии обнаружили остатки нескольких разновременных построек. Древнейшая среди них — узкий, шпилькообразный мегарон А относится еще ко 2-му тысячелетию до н. э. Несколько южнее обнаружены остатки здания, датируемого X веком и обозначаемого в археологической литературе как мегарон Б (см. рис. 1). Эта длинное прямоугольное здание (21,4×7,3 м) со слегка криволинейной торцовой задней
 
 
—стр. 26—
 
стеной разделялось поперечными стенами на три помещения: глубокий открытый пронаос, наос, а в глубине небольшой адитон. Скорее всего это был дворец, впоследствии превращенный в храм. По оси здания имелся ряд деревянных опор. Стены в нижней части были сложены из небольших необработанных, но тщательно пригнанных камней на глиняном растворе. Пол выложен тонкими каменными плитами.
 
Наибольший интерес представляют каменные плиты (их было найдено 18), обрамлявшие здание с севера по эллипсу (повторяя очертания мегарона А), а с юга заканчивавшиеся по прямой. На плитах были установлены деревянные столбы, поддерживавшие крышу, по-видимому, имевшую спереди фронтон, а сзади вальму. Судя по остаткам керамики, найденной вместе с плитами-базами, постройка была обнесена столбами в VIII в. до н. э. Таким образом, это наиболее ранний пример периптерального храма, сыгравшего особенно значительную роль в греческом зодчестве.
 
Храм в Дреросе на о. Крите также относится к VIII в. до н. э. (рис. 6). Стены его сложены из камня. Размер целлы 10,9×7,2 м. Посреди целлы находился очаг. Две каменные базы, расположенные по оси помещения спереди и сзади очага, указывают на то, что две деревянные опоры служили для поддержки перекрытия, в котором было устроено дымовое отверстие. Предполагается, что в храме сочеталось горизонтальное чердачное перекрытие и двускатная кровля. Перед входом имелся портик с парными стойками по углам (местоположение их не вполне установлено) — явление, редкое в греческом зодчестве.
 
 
6. Дрерос (о. Крит). Храм, VIII в. до н. э. Разрез, план (реконструкция)
6. Дрерос (о. Крит). Храм, VIII в. до н. э. Разрез, план (реконструкция)
 
 
Храмы в Принии на о. Крите датируются VII в. до н. э. Храм Б, состоящий из трехчастной целлы (с пронаосом, наосом и адитоном) шириной 4,5 м, имел посередине алтарь. В основном он повторяет традиционные для эгейской архитектуры формы.
 
 
Приния. Храм А, конец VII в. до н. э.  Приния. Храм А, конец VII в. до н. э.
 
Приния. Храм А, конец VII в. до н. э.
7. Приния. Храм А, конец VII в. до н. э. Фасад (реконструкция), план, фрагмент фриза
 
 
—стр. 27—
 
Значительно более интересен храм А — почти правильная прямоугольная постройка со стенами из плитняка на глиняном растворе (рис. 7). Он состоял из наоса и предшествующего ему портика в антах. Это уже почти типичный храм в антах более позднего времени, от которого его, однако, отличали усиленные пилоны, заканчивавшие анты и квадратный столб, стоявший между антами по главной оси храма прямо против двери в наос. Внутри наоса, по продольной оси, как и в храме в Дреросе, находились две деревянные опоры на каменных плитах, а между ними помещался очаг, служивший алтарем. Остатки жертвоприношений — пепел и кости — заставляют предположить, что и здесь в крыше имелось отверстие для выпуска дыма.
 
Храм был богато украшен. Сохранились части рельефного фриза с изображением ряда всадников, обломки скульптур двух крылатых женских божеств, а также куски волют архаической формы (без глазка и с выпуклой линией спирали). Пернье реконструирует храм с плоской крышей, полагая, что крылатые боги находились над центральным столбом по оси храма, а волюты увеличивали его углы.
 
Храмы в Принии имеют ярко выраженные черты эгейских традиций: форму мегарона, эгейскую конструкцию стен и фундаментов из грубо отесанных блоков, очаг внутри наоса и скамьи для приношений, свойственные эгейским святилищам.
 
Модели из Аргоса и Перахоры. Остатки выполненных в терракоте моделей построек, найденные при раскопках на месте древнейшего храма в Аргосском Герайоне и среди остатков первого апсидального храма Геры Акрайи в Перахоре близ Коринфа, позволяют дополнить картину храмового строительства древнейшей эпохи. Модели, по-видимому, представляющие собой вотивные приношения и относящиеся ко второй половине VIII в. до н. э., изображают современные им сооружения. Модель из Аргоса изображает прямоугольную постройку со входом на торцовой стороне и портиком на двух угловых столбах (см. рис. 2).
 
Судя по росписям, на боковых сторонах изображены каркасная конструкция и горизонтальные связи, которые должны были соединять поверху и понизу столбы портика (они не сохранились) с небольшими выступами продольных стен. Крутая двускатная кровля сочетается в этой модели с горизонтальным потолком, образуя чердачное помещение, в которое можно было попасть через проем во фронтоне. Стропильные ноги не свешивались, а упирались в балки чердачного перекрытия. Треугольные отверстия, показанные на стенах модели, могли служить для выпуска дыма от очага. В росписи стен геометрический орнамент соединен со стилизованной пальметтой.
 
В Перахоре были, по сути дела, найдены фрагменты двух схожих моделей, на основе которых была сделана единая реконструкция. В этом случае задняя часть модели была закруглена и, по-видимому, изображала апсидальное завершение постройки из булыжника или колотого камня, из которого трудно выкладывать прямые углы. Очертания кровли, имевшие сходство с перевернутой вверх килем лодкой, говорят о том, что кровля была из соломы или тростника, обмазанных глиной. Таким образом, модель из Перахоры, хотя и была выполнена в VIII в. до н. э., отражает скорее всего более ранний этап строительства.
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Древнейшая эпоха — время сложения первых эллинских городов и появления сооружений, в которых, несмотря на явную связь их с постройками крито-микенской эпохи по композиции и строительной технике, уже начали появляться новые, типично греческие строительные приемы и архитектурные формы.
 
В описанных памятниках и моделях построек конструкция крыши и потолочное перекрытие, ранее совмещенные, отделились друг от друга. Появились стропила и чердачное помещение, выражением которого на торцах здания стал треугольник фронтона. Основание фронтона обозначали торцы балок перекрытия портиков, выступавшие на переднем и заднем фасаде из глинобитного поля стены.
 
Не менее важно появление открытого колонного портика в культовых постройках. Первоначально колонны ставились, по-видимому, только между выступавшими
 
 
—стр. 28—
 
торцами боковых стен («храм в антах»). Затем, как можно видеть на примере храма в Дреросе и на моделях Аргоса и Перахоры, колонны заняли место по углам торцового (главного) фасада здания, служа опорами для выступавшего чердачного перекрытия. С добавлением промежуточных колонн, поддерживавших балку портика, естественно совершился переход к простильному храму, в котором на колоннах покоится вся торцовая часть перекрытия.
 
В древнейший период появились зачатки и важнейшей архитектурной формы эллинского зодчества — птерона или перистасиса, т. е. наружной колоннады, со всех четырех сторон окружающей ядро храма — целлу.
 
Устройство наружной колоннады и навеса вокруг храма первоначально вызывалось чисто практическими целями — необходимостью защитить недолговечные сырцовые стены от косого дождя, укрыть собравшихся от солнца или непогоды; под навесом наружной колоннады, быть может, хранилось храмовое имущество и т. д.; но раз возникнув, колоннада начинает затем применяться с художественной целью.
 
В периптеральном типе храма исчезла односторонняя фасадность исходного типа — мегарона, появились пространственная связь с окружающей природой и возможности пластического и всестороннего восприятия здания. Наконец, было достигнуто впечатление значительно большего объема всего здания в целом.
 
Все эти черты предопределили широкое использование храма-периптера в последующую эпоху, когда в связи с новыми потребностями античного общества храм стал важнейшим общественным зданием города.
 

6 октября 2023, 11:50 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий