наверх
 

Японский художник анимировал классические гравюры укиё-э

Кацусика Хокусай. Мост Тэммабати в провинции Сэттсу
Кацусика Хокусай. Мост Тэммабати в провинции Сэттсу. Из серии «Выдающиеся виды прославленных мостов провинций», между 1824 и 1834
 
 
Техника гравюры на дереве известна в Японии с древнейших времен. Она пришла из Китая через Корею вместе с буддизмом в ранний период японской истории. Но своего художественного расцвета ксилография достигла в XVIII—XIX столетиях. Гравюры в стиле укиё-э — основной вид ксилографии в Японии. Основоположником укиё-э считается японский живописец и график Хисикава Моронобу.
 
Изначально гравюры были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти. В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати для изготовления нисики-э («парчовые картинки»). Известными художниками этого периода были Утамаро, Хокусай, Хиросигэ и Тосюсай Сяраку. Изучая европейское искусство, японские художники переняли технику изображения перспективы на рисунке, также в гравюре развились пейзаж и другие жанры. Хокусай на своих гравюрах изображал в основном пейзажи и природу. В 1831 году был издан его знаменитый сборник «Тридцать шесть видов Фудзи (Хокусай)». Почти каждый из отпечатков отличается высоким художественным качеством и профессиональным мастерством, благодаря чему японская гравюра стала значительным явлением не только национальной, но и мировой художественной культуры. Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины.
 
Японский художник, известный под ником Segawa 37, осовременил старинные гравюры, анимировав классические японские ксилографии при помощи программных пакетов Adobe Photoshop и After Effects. Статические изображения превратились в анимированные GIF, также в них привнесены элементы фантастики и современных технологий — сегвей, скоростной поезд или инопланетный космический корабль. Анимированные изображения художника участвуют в конкурсе the GIFs - Award of GIF creator 2015, проводимом при поддержке компании Adobe.
 
Ниже мы приводим двенадцать работ Segawa 37, сопровождая их изображением оригинальной гравюры и краткими комментариями.
 
 

1. Чайный дом Фудзими на станции Ёсида дороги Токайдо и поезд Синкансэн

 
Чайный дом Фудзими на станции Ёсида дороги Токайдо
 
Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» Кацусики Хокусая. № 39. Чайный дом Фудзими на станции Ёсида дороги Токайдо.
 
Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» Кацусики Хокусая.
№ 39. Чайный дом Фудзими на станции Ёсида дороги Токайдо.
 
Район Ёсида на дороге Токайдо — это современный город Тоёхаси в префектуре Аити. На этой станции у дороги находился знаменитый чайный домик «Фудзими тясицу». Хокусай изображает женщин, которые наслаждаются видом Фудзи, отдыхая на веранде этого домика.
 
На анимации мимо отдыхающих путников, путешествующих пешком, проносится сверхскоростной поезд-пуля синкансэн.
 
 
 
 

2. На сегвее по дороге Токайдо между Эдо и Киото мимо 27-й станции Фукурои

 
27-я станция: Фукурои
 
Гравюра из серии «53 станции Токайдо» Утагавы Хиросигэ, написанная им после путешествия в 1832 году по дороге Токайдо между Эдо и Киото
 
Гравюра из серии «53 станции Токайдо» Утагавы Хиросигэ, написанная им после путешествия в 1832 году по дороге Токайдо между Эдо и Киото.
27-я станция: Фукурои.
 
Токайдо была одной из пяти дорог, соединявших Эдо с другими частями Японии. Токайдо пролегала вдоль восточного берега Хонсю, из-за чего и получила своё название «Восточный приморский тракт». Вдоль неё были расположены 53 почтовые станции, где путникам предлагался ночлег, еда и конюшни. В 1832 году Хиросигэ преодолел Токайдо в составе официальной делегации, перевозившей лошадей для императорского двора. Лошади были символическим подарком от сёгуна, ежегодно преподносимым императору как признание его божественного статуса.
 
Пейзажи на протяжении путешествия произвели такое сильное впечатление на художника, что он сделал множество эскизов, как во время дороги из Эдо в Киото, так и на обратном пути. По возвращении домой он немедленно принялся за работу над первыми гравюрами. Первые работы из серии «53 станции Токайдо» печатались одновременно издательствами Хоэйдо и Сэнкакудо. Гравюры продавались по цене 12—16 медных монет за штуку, что соответствовало паре соломенных сандалий или тарелке супа. Колоссальный успех этой серии сделал Хиросигэ одним из самых значительных и признанных мастеров гравюры периода Токугавы Иэясу.
 
На анимации по дороге проезжает путешественник на сегвее.
 
 
 
 

3. Тени вечернего Эдо

 
№ 90. «Вечерний вид Сарувакачо».
 
Гравюра из серии «Сто знаменитых видов Эдо» Хиросигэ, созданная им в период 1856—1858 гг.
 
Гравюра из серии «Сто знаменитых видов Эдо» Хиросигэ, созданная им в период 1856—1858 гг.
№ 90. «Вечерний вид Сарувакачо».
 
Тема города Эдо (Токио) была одной из самых любимых художником, родившемся в нём. Всего на протяжении своей жизни он создал порядка 1080 листов, где бы фигурировала эта столица. В данной серии он осветил не только красоту Эдо, но включил также отсылки на историю, обычаи и легенды. Темой изображения гравюр послужили не самые известные места города, а те, которые заинтересовали мастера своей живописностью.
 
В жанре укиё-э обычно не принято изображать тени, но на данной гравюре они смело и в изобилии нарисованы художником, что ещё более подчёркнуто в анимации.
 
 
 
 

4. В театре кабуки Моритадза

 
Моритадза
 
Моритадза
 
Гравюра Утагавы Кунисады (известен также как Утагава Тоёкуни III) «Моритадза» (1872).
 
Моритадза — один из трёх больших театров кабуки в Эдо. 
 
За годы своего творчества Утагава Кунисада создал от 20 до 25 тысяч «сюжетов». Наибольшее внимание Утагава уделял изображениям, связанным с театром кабуки и играющим актёрам. На долю этого жанра приходится около 60% работ Кунисады.
 
 
 
 

5. Вверх и вниз по большим волнам в Канагаве

 
 
№ 21. Большая волна в Канагаве (1832).
 
Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» Кацусики Хокусая.
№ 21. Большая волна в Канагаве (1832).
 
«Большая волна в Канагаве» является самым известным произведением Кацусики Хокусая. Копии гравюры висят в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Британском музее в Лондоне, и ещё одна в доме Клода Моне в Живерни, Франция. На гравюре изображена огромная волна, нависшая над лодкой близ префектуры Канагава. Гора Фудзи виднеется вдалеке и является фоном к основному действию на картине.
 
 
 
 

6. Снежное утро на реке Коисикава: сбитый МиГ-29 вызывает Большую волну в Канагаве

 
Снежное утро на реке Коисикава
 
Снежное утро на реке Коисикава
 
Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» Кацусики Хокусая.
№ 11. Снежное утро на реке Коисикава
 
Здесь изображена небольшая река, в которой много мелких камней. Поэтому местность у этой реки так и стали называть, Коисикава («коиси» — маленький камень, «кава» — река). Бывшая река Коисикава — это общий участок от моста Суйдохаси, до района горы Хакусан, как говорится в «Собрании изображений достопримечательностей Эдо», при переходе через обширную местность, от района Отова, возвышенность Сэкигути, доходит до станции Дзосигая. Хокусай изображает редкий для Эдо снегопад. В левом углу гравюры он помешает ресторанчик «рётэй», с которого открывается вид на Фудзи. Вероятно, посетители пьют «юкимисю» (сакэ для любования снегом) и любуются видом Фудзи. Возможно, это момент «юкими» (любования снегом).
 
На анимации посетитель ресторана сбивает лазерным лучом МиГ-29, который при падении в реку вызывает Большую волну в Канагаве.
 
 
 
 

7. На рыбачьей лодке по реке Тама в Бусю

 
№ 22. Река Тама в Бусю, провинция Мусаси.
 
№ 22. Река Тама в Бусю, провинция Мусаси.
 
Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» Кацусики Хокусая.
№ 22. Река Тама в Бусю, провинция Мусаси.
 
«Река Тама в Бусю», или «Река Тамагава», является одной из так называемых «Шести рек Тамагава» и издавна была излюбленным мотивом изображения художников укиё-э. На переднем плане зритель видит человека с навьюченной лошадью, одиноко бредущего по берегу. Рыбачья лодка, пробивающаяся в волнах перпендикулярно диагонали берега, усиливает впечатление уходящего вдаль пространства. Колористическое решение листа способствует ощущению целостности и завершенности композиции. Три главных цветовых акцента — дерево, Фудзи и темно-синяя полоса раската у верхнего края гравюры — усиливают впечатление гармонии и уравновешенности в системе мироздания.
 
 
 
 

8. Сильный ветер в бухте Эдзири провинции Сунсю

 
Сильный ветер в бухте Эдзири провинции Сунсю
 
№ 35. Бухта Эдзири в провинции Сунсю.
 
Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» Кацусики Хокусая.
№ 35. Бухта Эдзири в провинции Сунсю.
 
На станции Эдзири по тракту Токайдо, недалеко от порта Аомидзуко, в районе дороги, ведущей к этому порту, находилось знаменитое озеро Убакэикэ. Вероятно, это оно белеет в правой части гравюры. За изгибом дороги виднеется маленькая часовня. По существующему преданию здесь обитает «женский злой дух», привидение. Говорят, что если путешественник позовёт «Ня-ня!», то со дна озера поднимется пена. Но Хокусая больше всего интересовало состояние, настроение природы, и лист, в этом плане, является наиболее интересным. Художник изображает порыв ветра, пригнувший дерево, запутавший одежды путников, идущих по извилистой дороге. Белые листы бумаги, выхваченные из рук порывом ветра, взвились в небо, подобно стае птиц. Кажется, все вокруг вовлечено в этот круговорот. Только четкий контур Фудзи, прочерченный точной линией, остается неподвижным и еще больше подчеркивает динамичное движение переднего плана.
 
 
 
 

9. Фейерверк в Рёгоку

 
Kobayashi Kiyochika. Firework Show at Ryogoku
 
Kobayashi Kiyochika. Firework Show at Ryogoku
 
Гравюра Kobayashi Kiyochika «Фейерверк в Рёгоку» (1880)
 
Художник более всего известен благодаря своим гравюрам о пригородах Токио, где изображено становление новой Японии эпохи Мэйдзи. Его называют последним мастером традиционной живописи укиё-э. Ряд его работ посвящён японо-китайской войне 1894—1895 годов и русско-японской войне 1904—1905 годов.
 
 
 
 

10. Воздушные змеи поднимаются выше Фудзи

 
№ 2. Суруга-тё в Эдо.
 
№ 2. Суруга-тё в Эдо.
 
Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» Кацусики Хокусая.
№ 2. Суруга-тё в Эдо.
 
В небо поднимаются два воздушных змея с письмами пожелания счастья «котобуки», они поднялись даже выше Фудзи. Мы видим ее между двумя крышами зданий, как бы фланкируюших Фудзи. На высокой большой крыше справа три кровельщика выполняют свою опасную работу. Взгляд притягивают вывески на магазине тканей справа и на магазине ниток слева, они гласят: «Оплата наличными. Иена без запроса». Хокусай изображает известные магазины, принадлежащие Котакоси, одному из представителей семейства Мицуи. Эти магазины были открыты в 1673 году и были особенно популярны в период Токугава. Если верить надписям на гравюре, то благодаря методам торговли, которые он ввел: «наличные деньги, распродажа, фиксированные иены», сеть его магазинов процветала. Он первым позволил самураям оплату наличными (гэнкин-какэнаси), до этого существовала система кредитования, а значит и иены выставлялись «с запросом». Изображение магазина Мицуи было популярной темой среди художников укиё-э.
 
 
 
 

11. Красные фонари горят в «районе красных фонарей»

 
Ночь в Ёсиваре
 
Ночь в Ёсиваре
 
Гравюра Кацусики Ой (дочери Хокусая ) «Ночь в Ёсиваре».
 
Имя художницы было Омиё, но до самого своего последнего дня Хокусай звал её не по имени, а просто «ой» (эй, ты). Так она и подписывала свои картины: Кацусика Ой.
 
На гравюре изображён ночной токийский «район красных фонарей» эпохи Эдо — Ёсивара.
 
Игра света и тени, тонко обыгрываемая в анимации, очень редка для японских ксилографий.
 
 
 
 

12. НЛО похищает Фудзи

 
№ 7.Садзаэ-до, один из 500 храмов Раккандзи.
 
№ 7.Садзаэ-до, один из 500 храмов Раккандзи.
 
Гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» Кацусики Хокусая.
№ 7. Садзаэ-до, один из 500 храмов Раккандзи.
 
Это самый большой из пяти храмов в Эдо, который был построен к югу от реки Татэгава. Садзаэ-до был возведен в 1741 году и был знаменит отдельно построенной лестницей, ведущей на вершину трехъярусной пагоды. На гравюре изображены мужчина и женщина справа, которые, закончив паломничество по святым местам, в изнеможении опустились прямо на пол галереи. В противоположность им, слева изображен бритоголовый буддийский монах с «фуросики» за плечами. Он, энергично показывает пальцем на Фудзи. Гравюра отличается богато разработанной колористической гаммой. Мастерское использование полутонов черного и синего цвета, образуемых с помощью приема «итабокаси» – раската для передачи светотени, делает лист незабываемо ярким по колориту.
 
На анимации буддийский монах показывает пальцем на НЛО, похищающее Фудзи.
 
 
 
 
В публикации использованы статьи русской, английской и японской Википедии; тексты из книги: Мировое искусство. Кацусика Хокусай. Серии гравюр «36 видов Фудзи» и «100 видов Фудзи». — СПб., 2006.
 

6 сентября 2015, 17:36 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий