наверх
 

Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. Паблик-арт объект «1253955 DMLUNOstars»

 
 
 

Девиз проекта паблик-арт объекта: 1253955 DMLUNOstars.

Авторский коллектив: Шейх-Задэ Исмет Халюкович, Сайтибрагимов Амза Эдемович, Дзигунский Никита Андреевич (Симферополь).

Даты проектирования: сентябрь—декабрь 2022 г.

Статус проекта: проект для конкурса проектов паблик-арт объекта на территории многофункционального жилого комплекса UNO по ул. Сибгата Хакима в г. Казани.

 
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Из пояснительной записки к проекту
 
Описание идеи арт-объекта 1253955 DMLUNOstars
 
Рискуя оказаться совершенно не понятым, тем не менее, автором на суд жюри предлагается цельный проект, задуманный и начатый более 500 лет назад. Инициирован проект рядом выдающихся авторов истории мирового искусства и культуры, таких как Микеланджело Буонарроти, Мехмет Фатих Султан, Паоло Веронезе, Мимар Синан, коллективный «гений места» города Казани, придворный звездочёт Менги Гирей Хана, Рафаэль Санти. При этом всё выполняется в передовых достижениях современных арт-практик, строительной индустрии и планетарной навигации. Концепт содержит несколько ракурсов и форматов восприятия.
 
Из всех частей единой концепции условиям ТЗ данного конкурса строго соответствует только интерактивный паблик арт объект «LUNOstars»* /все звёзды луны/. При явной самодостаточности LUNOstars, все сегменты органично взаимосвязаны с макро-идеей, и подчинены базовой концепции. В свою очередь, «большой формат» общего концепта, объективно и (уверен) неосознанно уже заложен заказчиком и авторской группой при выборе места и разработке всего проекта застройки комплекса UNO.
_____________
* термин предложен автором в точном согласии с базовыми пунктами изложенной идеи арт-объекта.
 
Теперь по порядку.
 
При первом же знакомстве с документацией конкурса после регистрации, автор был шокирован (без экзальтации) поразительному соответствию всего проекта и плана застройки UNO карте-схеме созвездия «Большого Пса» в её идеальной ориентации. Надо заметить, что эта тема в истории мировой культуры имеет выдающиеся образцы творческого осмысления, включая и легенду об основании города Казани (эпизод с жертвенной собакой напрямую связан с древним культом Сириуса, как главной звезды в созвездии «Большого Пса»). Все элементы тождества поразительно точны: форма кривой трапеции с прямым углом у основания и общей ориентацией на юг, расположение всех звёзд по реперным точкам и функционалу соответствующих локаций и сооружений UNO. Место, предназначенное для паблик арт-объекта, совпадая с заданной звездой, выводит на идеальную площадку для смысловой и пластической доминанты всего комплекса. Это важно и для общегородского силуэта застройки правого берега реки Казанки. К слову, место это уже помечено условным артефактом и строго соответствует расположению Сириуса в короне звёздного скопления. Далее — на здания 1 и 3 жилых корпусов ложатся по одной звезде, и очень идеально! Они попадают не на жилую или приватную зону в планировке, а на лестничные клетки, т. е., доступные для всех площадки сквозной вертикали всех двадцати этажей. Остальные звёзды гармонично распределены по открытым площадкам вне жилого сегмента, но в пределах красных линий. Возникает чувство изначальной мотивации при выборе именно этого участка в такой форме, и последующей разработки именно такого проекта застройки для гармоничного сплетения со схемой созвездия, одна из легенд о которой непосредственно относится к «гению места» г. Казани. Оставить без внимания эти факты просто невозможно! Поэтому автор призывает всё культурное, бизнес сообщества и власть имущих обратить внимание на этот феномен и осмыслить всё в этой ценностной парадигме. Весь комплекс UNO может стать (а частично уже является таковым) уникальным местом притяжения передовых идей на базе неординарных историко-культурных явлений мирового масштаба. Важно, что бы осмысление это воплотилось гармоничным сочетанием комфортного жилого пространства и центра общественной значимости не только в масштабах города Казани, но и республиканского, общефедерального и мирового уровней! Проще говоря, здесь будет престижно жить и работать, так же как в башне Бурж Халифа, небоскрёбах Сапфир, Федерация и Лахта центр, или внутри большой арки на Дефанс… и это не преувеличение, а объективная реальность!
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Статья первая — LUNOstars (Состав локального проекта в рамках ТЗ)
 
Интерактивный паблик арт-объект LUNOstars (ВСЕ ЗВЁЗДЫ ЛУНЫ) локализуется заданным участком и представляет из себя сквозной объём с паритетным присутствием ряда артефактов, выполненных в различных материалах монументальной пластики:
  • А — ажурная сквозная конструкция в виде двух равных полусфер, сдвинутых по «золотому сечению», и лежащих под углом 45”.
  • Б — дугообразный витраж с инкрустацией оптических линз, вмонтированный на место стыка полусфер.
  • В — цепная композиция, выполненная по историческим мотивам.
  • Г — площадки подиумов и ступеней — композиция из старинных карт, нанесённых на покрытия способом УФ печати.
 
В основе всего предельно простая форма — шар, сфера, но сочетание её внешней статичности с острой динамикой уклона полусфер, в итоге создаёт интригующую пластику и несколько смысловых ракурсов, лишенных фигуративной иллюзорности, но близкой к абстрактным формам.
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
1. Гармония стихий. Сегменты «А, Б, В и Г» арт-объекта представляют собой «собрание стихий» — равновеликое представление образов стихий мироздания — высоко углеродная ковка цепи /огонь /, ажурная продуваемая конструкция /воздух/, застывшая «акварельная» структура стёкол и рисунок витража /вода/, керамические покрытия площадок и ступеней с цветным и рельефным изображением древних карт /земля/.
 
2. «Новое небо, новая земля». Две примкнувшие сферы символизируют две ипостаси неба и главных его светил — Солнце и Луну, к движению которых привязаны сегменты витража и звёздно-решетчатых сводов. Библейская формула о «новом небе…» выражена геометрией сегментов сфер — шестилучевых (звезда Давида) и восьмилучевых (крестообразных) звёзд, как символов двух великих библейских конфессий — иудаизма и христианства. Под ногами зрителя — контуры земной навигации, взятых с древних мусульманских карт, но сделанных современной технологией печати ультрафиолетом по керамограниту.
 
3. Те же компоненты являются цитатами выдающихся памятников в истории культуры востока и запада: Витраж, выполненный в форме отражённого месяца, фиксирует солярную космологию и цитаты картины Паоло Веронезе «Брак в Кане» (1562 г.), написанной в Венеции по заказу бенедиктинцев к 10-летию завоевания Казани Иваном Грозным ровно 470 лет назад. Картина находится в парижском Лувре, и никто из руководства и научных сотрудников музея не знают о её подлинном значении, впервые предложенном в интерактивной части арт-объекта и ранее опубликованной в научном сборнике («Собака на Сене, или казанский юбилей в музее Лувр», «Логос», Ставрополь, 2016, стр. 20) и в СМИ. Цепная композиция — прямая цитата с цепи, висящей в «Зынджырлы медресе» в Бахчисарае, которая стала прообразом «Златой цепи» на дубе висящей, в знаменитом произведении А. С. Пушкина**. Цепь над входом в медресе (духовный университет) велел выковать и повесить Менгли Гирей Хан в 1500 г. Сохранилась речь Хана при открытии учебного заведения и слова инициатора и безымянного «автора проекта» медресе — придворного звездочёта Менгли Гирея: «Построй, мой повелитель, в этом месте не дворец, не мечеть, а только дом для изучения наук, и назови его повязанным цепями с небесами! Того Аллах желает!» (по Мухаммеду Ризе). В паблик арт-объекте, как и в медресе, цепь в т.ч. выполняет функцию астрономического прибора.
_____________
** см. статью в научном сборнике «Там колыбель моего Онегина», «Логос», Ставрополь, стр. 97.
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
4. Пространства пассивного и активного интерактива. Ввиду прозрачности и, и на первый взгляд, хрупкости всей композиции, к главным пространственным акцентам — взгляду «снаружи» и позиции «внутри», добавляется восприятие «насквозь». Автор уверен, что в заданной пространственной ситуации с активной остроугольной пешеходной и транспортной развязкой с одной стороны, и близко примыкающей (в пяти метрах) вертикалью высотки с другой, не уместна установка объекта кругового восприятия. Любой объём будет «съеден» указанными факторами. Поэтому предлагаемый объект носит сквозной характер и одновременно, пространственную самодостаточность. В него можно «войти и поселиться»… разумеется, ментально! Но учитывая игру света днем и подсвечивание в вечернее время изнутри, причудливыми бликами витражей и тенями орнамента решётки на уходящей ввысь поверхность здания 1, объект войдёт в пространственный диалог с окружением. Это относится к т.н. «пассивному интерактиву», в который зритель вовлекается помимо своей воли, просто находясь рядом, внутри, или созерцая памятник издали. «Активный интерактив» возникает при неоднократном посещении, осмыслении и взаимодействии с паблик арт-объектом LUNOstars. Кроме созерцания в различных погодных и временных состояниях, объект позволяет следить и наблюдать за прецессиями солнца и луны через цепь, систему линз инкрустированных в витраж, и различными проёмами в решётке полусфер. Эти же орнаментальные проёмы в форме звёзд, становятся со временем местом для витражных вставок «именных звёзд», как почётное право для заслуженных и популярных личностей ЖК UNO, Ново-Савинского района, или города Казани.
 
5. Световая Тропинка, берущая своё начало с гранитного «краеугольного» подиума (фрагмент из документации конкурса) правее от «цепного входа», является связующим элементом заданной в ТЗ локации для арт-объекта и всей «большой концепции» UNO, тесно связанной с феноменом созвездия «Большого Пса». Тропинка, подсвеченная светодиодами, имеет ширину 30—40 см. Огибая LUNOstars «дугой Фибоначчи», тропинка уходит к точке, соответствующей Сириусу в выверенных картах созвездия и главному месту пространственной доминанты в общем силуэте правобережного района города Казани. Здесь автор предлагает не только высокому Жюри, организаторам конкурса и заказчикам UNO, но и правительствам города и республики возглавить концептуальное лидерство в установке новых «правил игры» в сфере высотной урбанистики по миру! Уникально это ещё и тем, что сделать такое способен регион, не имеющий в своём силуэте ни одного небоскрёба! Кроме того, воздать должное гению эпохи ренессанса, нашему Великому соотечественнику — Микеланджело Буонарроти***.
_____________
*** об «ордынском» происхождении предков Микеланджело по материнской линии через интернированных из крымской Кафы в Италию (Геную и Венецию) представителей золотоордынской элиты (отсюда и ярко выраженная монголоидная антропология в облике художника) в период активной работорговли итальянских факторий в северном Причерноморье конца XIV—XV вв., см. статьи в научном сборнике КНП (культура народов Причерноморья), Симферополь, 2015 г. и «Гениальная тайна великого мастера» Комсомольская правда/ Казахстан/. №. Алматы, 2015 г.
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Статья вторая — DML UNO — новая единица измерения гигантских рукотворных структур
 
Расширенное предложение «DML UNO», как авторская инициатива за пределами ТЗ настоящего конкурса, вопреки рациональной логике, наиболее проработана и выверена концептуально. Паблик арт-объект «LUNOstars» — обладает пластической самодостаточностью, где проходят соразмерные человеку мотивы гармонии основ мироздания и универсума в виде четырёх стихий и сакральной геометрии. «LUNOstars» обращён и подразумевает «пятый элемент» — человека, зрителя, который, возможно, неосознанно уже вовлечён в орбиту смыслов и становится центром этих смыслов. Этими качествами «LUNOstars» интравертен, хоть и не замкнут пластически… Обратная по пластике, коммуникации с пространством и титульным декларациям становится DML UNO (Один Давидомодуль /ит./), как новой единицы измерения гигантских сооружений, созданных человеческой цивилизацией. Здесь всё заставляет восхититься Человеком со стороны! За основу принято самое колоссальное ранее неизвестное произведение Микеланджело Буонарроти «Давид — Гигант» /202 фута, 61, 63 метра/. Годы создания: 1508—1541. Рим, Ватикан, Сикстинская капелла. Произведение обнаружено в Крыму в 2010—2011 гг. Такой «взгляд со стороны» в коммуникациях с Давидом-Гигантом изначально предложен самим автором — Микеланджело Буонарроти. Пример в поэзии: «Давид с пращёй, я — с луком… Микеланьоло, повержена высокая колонна и зелёный Лавр...» (перевод А. М. Эфроса). Стихи написаны при сожжении собственного архива после смерти Виттории Колонны, на сохранённом давнем рисунке мраморного Давида. Главное произведение всей жизни, но намеренно скрытое художником от современников, по убеждению автора, более не нуждается в его попечительстве, но волею Творца, он САМ пройдёт СВОЙ путь и заявит о СЕБЕ! Давид-Гигант — органичный для неоплатоника призыв восхититься не собой, но Человеком вообще, поставленным на пьедестал самим Создателем! Эту фабулу и постарался реализовать Микеланджело-архитектор в своём проекте Собора Св. Петра, где центральное пространство главного Храма западной цивилизации, своими пропорциями и объёмом соотносится с этим произведением, и становится коробом-футляром первого и единственного в мире произведения абстрактной скульптуры.
 
 
 
 
За 500 лет незримого существования Давида-Гиганта над алтарём главной доминанты Рима, так же в ряде европейских столиц он удивительно уместно проявился своими точными параметрами (61,63 м) в их главных архитектурных доминантах. Таковы колокольня Ивана Великого в московском кремле (строительство начато тоже итальянцем /Бон Фрязин/ и тоже в 1508 г.), Башня на Галате в европейской части Стамбула (после реновации в XX в.). Две доминанты в Лондоне — остов «Башни с часами» (Биг Бен до чугунного козырька) и монумент о пожаре, так же две в Киеве — статуя «Родина мать» над Днепром, и «Монумент независимости» на одноимённой площади. Париж приобрёл экземпляр Давида-Гиганта тоже в XX веке. Связано с адекватным пространством изъятой пустоты внутри «Большой арки» района Дефанс. В XXI веке Давид-Гигант воплотился в кубическом основании нового здания Всемирного торгового центра нью-йоркского Манхеттена. Системность и точность таких «реинкарнаций» позволили конкурсанту, как автору этих открытий, предложить на ряде конференций дефиницию «Давидомодуль», как эталон творческого труда одного человека в максимальном проявлении без посторонней помощи и вмешательства. ДМЛ не специально, но точно описан Гёте: „Не увидев его (потолок Сикстинской капеллы), трудно представить себе, что способен сделать один человек”. Теперь, после обнаружения и атрибуции этих категорий, Давидомодуль может, и должен быть сооружён преднамеренно. Именно такое специальное место уже идеально приготовлено в проекте застройки UNO. Казань может стать первой столицей — хранителем эталона. Тут уместно создание тематической экспозиции, как правило присутствующей во всех крупных небоскрёбах в мире. Где в том числе, предпринять мониторинг выдающихся высотных сооружений с позиций неоклассики ренессанса, сопровождался бы и пересчётом их размеров в ДМЛ, см. диаграмму:
 
 
 
 
Эталон — стела до позолоченного карниза имеет высоту 61,63 м, что и равно «Одному Давидомодулю» (DML UNO /ит./). Три стороны «трилистника» основания развёрнуты вогнутой поверхностью вовне, в размере широкоформатных фресок Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы (570 см). На поверхности южного фасада с нулевой отметки до верха размечена шкала, показывающая DML в метрах, футах и, особо, в размере знаменитого мраморного Давида (517 см). Такая измерительная шкала нанесена на самое высокое здание Мельбурна /Eureka Tower/, где неподалёку проходит «Соломонов Меридиан» «линии света» Микеланджело. Верхняя площадка стелы расширяется так же, как в Сикстинской капелле паруса сводов. Площадка смотровая вымощена Карарским мрамором (в идеале), как главным материалом всех скульптурных работ Микеланджело. В центре лифт, поднимающий зрителей внутри стелы. Основание имеет два фланкирующихся входа, перед которыми просматривается орнамент из пересечения трёх кругов с гигантской буквой «М» в одном из них. «М» — это личное условное обозначение рабочих и «глухих» сторон мраморных блоков, которые скульптор заготавливал для грандиозной гробницы папы Юлия II (из личного архива Микеланджело /Флоренция/). Рисунок явился основой архитектурной формы спустя 500 лет. Перед циклопической «М», расположен ещё один артефакт (его точная копия) — это мраморный михраб Мехмет Фатиха 1453 года создания для первого намаза Османского султана в Храме Айясофия (536 г.) после завоевания Константинополя. Это ещё одно важное открытие, проведённое автором в течение ряда лет и после двух экспедиций в Стамбул. Так же как в Лувре, флорентийской академии или в музеях Ватикана Микеланджело и Веронезе остаются ещё нераспознанными авторами, в мечети-музее Айясофия тему михраба Мехмет Фатиха ещё никто не исследовал. Причиной тому — заангажированность турецкой научной общественности стереотипами западной пропаганды... но, это отдельная красивая история! Находясь в центре «стены света» DML UNO, Михраб точно сориентирован на Мекку, как и в стамбульском прототипе. Третья стена в сопряжении двух других сторон «трилистника» оставлена автором свободной... но, как знать, может, именно здесь стоило бы рукотворно нанести ключевые сюжеты Микеланджело в соответствующих местах в технике классической фрески...
 
 
Статья третья — ТЕКТОНИКА НЕБА, или «…наша крыша — небо голубое!..»
 
Выведенная в заглавие цитата из любимой с детства мультипликации точно иллюстрирует структуру, пожалуй, самой дорогостоящей и самой трудоёмкой части архитектурного обрамления, предложенной в абсолютной целесообразности «большого концепта». При этом, в тенденциях современной архитектуры — весьма важного и, даже, новаторского! Привычный в практической урбанистике силуэт сооружений с упрощённой кровельной системой повсеместно привела к образу «склада обувных коробок». При этом, объективно теряется т.н. «тектоника неба». Для верного завершения силуэта «поднебесья», вместо образа «навылет», стоило бы дополнить «крышей» — но лишь силуэтом, без кровельной функции. Это могут быть парапеты-карнизы по периметру зданий жилых корпусов. Выполняется «крыша» силуэтом сквозных декоративных решёток, из которых создаётся и Триумфальна Арка в композиционном центре комплекса UNO, где размещается эталон DML UNO. Триумфальная арка, выполненная конструкциями по размерам близка всем известным Аркам в истории архитектуры, но взятой из живописного произведения — знаменитой фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». Как архитектор Рафаэль не оставил такого наследия, как тот же Микеланджело, но эта анфилада торжественных аркад — яркий и самый выдающийся его архитектурный проект! К тому же, в городском силуэте правого берега, своим заметным ритмом вступит в «пластический резонанс» с монументом центра семьи «Казан».
 
...Но, так же ясно, что такую «крышу» для достойного обрамления DML UNO способно соорудить только руководство города Казани и Республики Татарстан!
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Статья четвёртая — «БОЛЬШОЙ ПЁС В ПОЙМЕ КАЗАНКИ»
 
Как было упомянуто, феноменальное соответствие участка застройки и всего проекта UNO карте-схеме созвездия «Большого Пса», идеальное расположение звёзд созвездия в пространстве всего ЖК, позволяют создать уникальный по задаче артефакт — Сквозные арт-инкрустации по всей площади застройки. Согласно уникальному тождеству легенде об основании г. Казани, которая напрямую связана с культурно-историческим осмыслением этого феномена. Звёзды маркируются и комплементарно вписываются в декор сооружений.
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Статья пятая — «СОЛОМОНОВ МЕРИДИАН» — планетарный план пятисотлетней давности.
 
Звёздная тропинка, начатая с «краеугольного камня» перед «LUNOstars», длинным, дугообразным движением упирается в стелу DML UNO,и поднимается по вертикальной поверхности на 20-метровую высоту (росписи алтаря и потолка Сикстинской капеллы). Вся эта композиция имитирует т.н. «Соломонов меридиан», который возник в результате исследования «линии света» Микеланджело, созданной в пространстве Сикстинской капеллы во время работы над фресками. Результатом стало наблюдение художника за движением светил в разный календарный период и отображение на стенах капеллы. Приведу тезисный фрагмент доклада по этой теме на конференции в институте Востоковедения РАН летом этого года. В финале своего доклада, ввиду полной верификации «Соломонова меридиана» после крушения лайнера Коста Конкордия в наши дни, мною предложено сооружение двух артефактов — доминант в открытом пространстве береговой линии острова Тасмания. Восточный и западный берега острова фиксируются сооружением DML UNO по точным координатам Сикстинской капеллы, но в южном полушарии. Повторю лишь заключительные слова своего доклада — … и сделать это вполне реально!
 
Институт востоковедения Российской академии наук, Государственный музей Востока, Восточный факультет Государственного академического университета гуманитарных наук
Первая Международная научная конференция
ARTintheEASTandEASTinART (AEEA) From Traditional Forms to Contemporary Art Practices”
27—29 июня 2022 года, г. Москва.
Восток-Запад — метафизический договор на оси «Соломонова меридиана».
На примере новых деклараций и методов создания ранее неизвестных произведений Микеланджело Буонарроти (открытия в Крыму 2010–2011 гг.).
 
1. Обоснование состоятельности «Соломонова меридиана»:
 
Раскрытие этой субстанции напрямую связано с наивысшей точкой в творческой экзистенции Микеланджело. Перед нами верховный Акт творчества — само небесное светило становится инструментом живописи автора! Художник-экзегет первыми лучами рождественского солнца рисует в определённое время и нужном месте «золотую струю урины» по оси сикстинского алтаря утром 25 декабря /…взглянуть бы на меня когда акафисты поют трём магам, иль на мой дом /С. Капелла/, лежащий меж больших дворцов оврагом.../ и /я стал легко распознавать урину, и место выхода её, когда взгляд поутру сквозь щель наружу кину…/.Стих-подсказка указывает на место и время действия «солярного акта» с точностью до секунд и сантиметров! Окно-источник луча недвусмысленно обозначено на фресках пророческими жестами, исходящими от Евы к Деве Марии и далее указующей правой ладонью Иезекиля (ветхозаветная книга именно этого пророка легла в основу новозаветного апокалипсиса /весь сикстинский алтарь/). Другие блики в дни растущего солнца привязаны к «шкале нарастания» в виде железной решётки в руке Лаврентия, и оправданы библейским сюжетом о страстях святого. Таким образом, внутри капеллы вырисовывается строгая линия света — след от новорождённого солнца. В одном из экспериментов я продлил эту линию на юго-восток и северо-запад за пределы капеллы с использованием доступных карт, атласов и медийных средств. Мои ожидания более чем оправдались! Тут возникает метафизический акцент, разумеется, не задуманного художником. На юго-востоке линия пересекает пл. св. Петра, Рим через Колизей и его античные кварталы, далее через Таранто и коринфский заливы прямиком на Иерусалим, на храмовую гору. И важный исторический факт — Сикстинская капелла была задумана как материализация Храма Соломона и построена папой Сикстом IV в 1475 г. по точным размерам его библейского описания. Таким образом, Соломонов меридиан воплотил вселенскую категорию библейской легенды, но с восточной ориентацией (!) к которой изначально оппозиционны иудейская и западно-христианская духовные доктрины.
 
2. Меридиан западного и крест восточного культов.
 
На запад от Сикстинской капеллы меридиан прямиком выходит на форт имени Микеланджело в порту Чивиттавекья /форт достроен Микеланджело и назван в память о транспортировке скульптором мраморных блоков из Карары в Рим при строительстве собора св. Петра. За Лигурийским морем меридиан пересекает городок Сен-Рафаэль /ангел — покровитель западной части света/ на лазурном берегу. Далее «линия света» уходит в Атлантику через Бордо. Франция, Италия и Греция — только эти три страны пересекает в Европе Соломонов Меридиан, олицетворяя сплав античности и католицизма в высоком возрождении. Огибая Атлантический океан по северной дуге, меридиан совпадает с местом крушения Титаника в пасхальный период 1912г. Далее через Канаду и США меридиан уходит в просторы Тихого океана. …Но и в наши дни объекты соломонова меридиана дополнились в идеальном соответствии с программой фресковой живописи Микеланджело. Так, известное крушение лайнера «Коста Конкордия» на исходе рождественского цикла 2012 г. случилось по «линии света меридиана» ровно через сто лет после Титаника и материализовало фабулу фрески «Потоп» о чудесном спасении обитателей Ноева ковчега. Фрески потолка Сикстинской капеллы и оба крушения попали в точный смысловой резонанс и ознаменовали собой 400-летний и 500-летний юбилей освящения фресок Микеланджело в 1512 г. Вся живопись потолка и алтаря кисти Микеланджело имеет только два судоходных объекта — это ладья Харона у нижнего края «дантовского ада» западного алтаря, и Ноев ковчег в восточной части капеллы с завышенным горизонтом «корабля храма». Вселенская категория Сикстинской капеллы выразилась в скрытой программе фресок Микеланджело в начале XVI века и продолжает воплощаться в наши дни, можно сказать, в «онлайн» режиме. Следует отметить, что ещё раньше, с VI по XIV века состоялась каноничная четырёхчастная вселенскость главного Храма учений т.н. «Ортодоксального пакта» /взаимопроникновения православия и ислама/ — собора св. Софии в Константинополе-Стамбуле* и на финальной стадии при Хане Менгу Тимуре сразу запечатлелось в структуре «Московской Мандалы Великой Татарии». Общим местом, единым сегментом обоих доктрин западной и восточной вселенскости являются мечети «Аль-Акса» и «Купол скалы» на храмовой горе Иерусалима. В единой задумке архитектурного ансамбля обоих мечетей просматривается античный план римского Храма Юпитера времён Адриана, чему вторят соответствия мечетей с другим храмом Юпитера в Баальбеке.
_____________
* т.н. «Вселенский Храм святой Софии» состоит из пяти объектов: сама София в Константинополе (центр); мечеть «Куполскалы» в Иерусалиме (юг); София Киевская (север); Сан Марко в Венеции (запад); Тахт-и-Сулайман /трон Соломона/ в иранском предместье Тебриза. Объекты возведены по прямому заказу или с учётом влияния Вселенского Патриарха. По очерёдности строительства и пространственному расположению образуют схему восточного крёстного знамения с южной ориентацией.
 
3. Амбивалентная симметрия планеты.
 
Космический объект «планета земля» как артефакт человеческой цивилизации, реализованный по единой программе с XVI по XXI века — возникает из продолженного в южном и западном полушариях «линии света Микеланджело» и объектов «Соломонова меридиана». Пересекая Иерусалим, линия света проходит по срединной оси аравийского полуострова и точно по центру между двух крупнейших небоскрёбов современности в Дубае и в Джидде (объект строится). До и после экватора меридиан скользит над водами индийского океана и пересекает Австралию по материковой и островной частям суши. Амбивалентность и красота воплощения артефакта связана с поразительным реальным курьёзом. Известно, что Австралия — единственный континент, которому адекватна одноимённая страна. Однако, только отдельный южный штат австралийской федерации — остров Тасмания — нарушает такое тождество. Наличие Тасмании превращает страну Австралию в большую территорию, чем континент Австралия! А факт прохождения по северной части острова точных координат Сикстинской капеллы по широте южного полушария, дополняет этот казус прекрасной симметрией взаимно дополняемых смыслов отрицания. Согласно геокультурной сетчатке северного полушария, самая маленькая страна в мире — «Ватикан», занимает площадь меньшую чем город размещения, фактически, один ограниченный квартал Рима... Этому резонируют точные координаты Сикстинской капеллы в южном полушарии /44 50”11” южной широты/. Координаты приходятся на всю не подконтрольную Ватикану сушу южного полушария — остров Тасмания, который фактом своего существования превращает страну Австралию в большую по площади территорию, чем континент Австралия. Единственное, стоило бы дополнить модулями великого Микеланджело крайние восточный и западный берега острова Тасмания по точным координатам Сикстинской капеллы южного полушария ...и сделать это вполне реально!
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь). Эскиз
 
 
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
Арт-объект «1253955 DMLUNOstars». Авторы проекта: Шейх-Задэ И. Х., Сайтибрагимов А. Э., Дзигунский Н. А. (Симферополь)
 
 
Статья шестая — СПЕЦИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ.
 
Паблик арт объект LUNOstars выполняется из:
  1. Основа — несущая конструкция сооружения сваривается из металлического профиля 4×4 / 3 мм. Так же каркас для витража и протяжки крепления стёкол из металла и свинца.
  2. Стёкла кафедральные, с инкрустацией оптических линз по эскизу. При необходимости, изображение доводится росписью по стеклу с обжигом.
  3. Шар-сфера отливается в прочных полимерах с запасными деталями для возможности восполнения утрат, или повреждений в дальнейшем. Сегменты сфер свариваются Ультрафиолетовой сваркой формы для сегментов готовятся посредством вакуумной формовки.
  4. Покрытия площадок и ступеней — керамогранит в ассортименте, но, обязательно со светлой поверхностью для нанесения «без белых» УФ печати по эскизам. Дальнейший монтаж.
  5. Цепь с применением высокоуглеродной ковки по чёрному металлу — мастерская-кузница «Сварог» (Симферополь).
  6. «Краеугольный камень» — красный облицовочный гранит.
  7. «Звёздная тропа» — шириной 30—40 см — утопленная в траншею светодиодная линия-трап.
 

20 февраля 2023, 11:48 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий