наверх
 
Удмуртская Республика


Конкурс святочных рассказов «Земля как решето»

 

Организаторы конкурса: архитектурно-дизайнерский портал Tehne.com и фольклорно-этнографический центр Upyr.net
Дедлайн: 18 января 2013 года.
Участие в конкурсе открыто для всех желающих. На конкурс принимаются художественные прозаические тексты в жанре святочного рассказа.
 
Кустодиев, журнал Вампир, 1906
 
Тема конкурса: «Земля как решето»
 
По поверьям, Бог на время святок, радуясь Рождению Сына, выпускает умерших и всех чертей на волю. Сонмища мертвецов расхаживают по кладбищам и селениям, нечистые из глубин ада прилетают на землю, ведьмы скрадывают месяц и звёзды. Волкулаки, черти, ведьмы, вампиры и злые духи преследуют людей всё время от Рождества до Крещения.
 
В Болгарии есть хороший образ для святок — земля как решето:

У болгар Софийского края известно поверье: нечистая сила и души умерших появляются в период святок потому, что в это время «земята е на решето, земята е надупчена» [земля становится дырявой, как решето]
(Славянские древности. Этнолингвистический словарь под редакцией Н. И. Толстого. Том 4. 2009).

Этот образ земли-решета, из каждой ячейки которого в святки выходят бесы и покойники, и необходимо раскрыть участникам конкурса в формате святочного рассказа.
 
Святки — время потусторонних сил
 
Святками называется период от Рождества до Крещения (другие названия: святки, святые вечера, свечки, коляды). Нередко к святкам относят и сам рождественский Сочельник. Святки — это время «от звезды и до воды», т. е. от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.
 
Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. Однако солнцестояние сейчас по времени отделено от православных праздников Рождества и Крещения (что вызвано неточностью юлианского календаря, которым продолжает пользоваться православная церковь). Ближайшее солнцестояние случится 21 декабря 2012 года, а святки пройдут только через 16 дней — 7—19 января 2013 года.
 
В наименованиях святок у южных славян отражается негативная оценка этого времени как «бесовского», «нечистого», «злого», «страшного», «вредного», как времени разгула нечистой силы: болг. мръсни дни (нощи), погани (погански) дни; болг. пуганци (буганци) ‘поганые дни’; ю.-болг. караконджерови дни, дяволски деня ‘караконджуловы или дьявольские дни’, вампирски ден’ове ‘дни вампиров’; з.-болг. некрштени (некрстени) ни, серб. некрштенци, некрштени дани ‘некрещеные дни’; в.-серб. нечастивци, нечисти дани ‘нечистые дни’; словен. volčje noči ‘волчьи ночи’ и т. п.
 
Святки как опасное время, принадлежащее потусторонним силам, — один из главных мотивов общеславянской святочной мифологии. По севернорусским представлениям, разгул бесовской рати приходится на вторую неделю святок: «В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле, пугая весь крещеный народ. Начиная с этой ночи вплоть до кануна Богоявления нечистая сила невозбранно устраивает пакости».
 
В канун Нового года (по старому стилю), как считалось, пробуждаются и мертвецы; принимая вид животных, они расхаживают по земле. В это время «сатана повелевает своим слугам ходить по земле и предсказывать людям их судьбу». В южнорусских областях полагали, что ведьмы, оборотни, черти вредят людям уже в рождественский вечер; тогда «нечистые прилетают на землю, ведьмы скрадывают месяц и звезды». Белорусы на время святок закрещивали сундуки с одеждой, иначе бы ее похитили души некрещеных детей, «которые распускаются из ада на гулянье».
 
Подобные поверья широко известны у южных славян: 12 дней от Рождества до Крещения летают вблизи жилья умершие некрещеные дети (некрштенци), которые преследуют детей и рожениц. Словенцы утверждали, что в святочные вечера можно увидеть на кладбище целые процессии мертвецов.
 
Что такое святочный рассказ?
 
Святочный или рождественский рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы. «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело…» (Н. С. Лесков).
 
Святочные рассказы демонстрируют способы усвоения литературой фольклорных сюжетов. Сверхъестественное, обыгрываемое в фантастической и весёлой манере, — главная тема таких рассказов. Однако то, что может показаться героям сверхъестественным, чаще всего получает вполне реальное объяснение.
 
В жанре святочного рассказа писали многие известные русские авторы: Лесков, Куприн, Бунин, Андреев, Ремизов, Сологуб, Амфитеатров и другие. Под своим углом зрения, в свойственной каждому из них манере, они напоминали широкому читателю о празднике, высвечивающем смысл человеческого существования. Более подробно о святочных рассказах смотрите очерк «Святочный рассказ» доктора филологических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Елены Владимировны Душечкиной.
 
Чтобы проникнуться атмсоферой традиционных святочных рассказов, написанных на рубеже 19—20 веков читайте следующие сборники святочных рассказов:
 
Немирович-Данченко Святочные рассказы  Лесков святочные рассказы  Нефедов святочные рассказы
 
Условия участия в конкурсе
 
Литературный конкурс святочных рассказов «Земля как решето» является некоммерческим мероприятием и проводится для поддержки традиций включения фольклорных сюжетов в литературные произведения.
 
Срок приема конкурсных работ: с 21 декабря 2012 года по 18 января 2013 года включительно. 
Срок определения победителей: с 19 января 2013 года по 25 января 2013 года.
Срок выдачи призов (отправка): с 26 января 2013 года по 31 января 2013 года. 
 
Участие в конкурсе открыто для всех желающих. На конкурс принимаются художественные прозаические тексты в жанре святочного рассказа. Объём текста рассказа не ограничен.
 
Для того чтобы стать участником конкурса нужно выслать святочный рассказ по адресу zog@upyr.net. Святочный рассказ высылается в одном из перечисленных текстовых форматов (doc, docx, rtf, odt, txt). Если текст предполагает обязательное использование нестандартного оформления (выделение жирным, курсивом, подчеркиванием, отступами абзацев) требуется выслать также второй вариант текста в формате HTML с проставленными необходимыми тэгами. В теме письма необходимо указать «Текст на конкурс Решето земли». Название произведения не должно совпадать с темой конкурса.
 
Автор текста, участвующего в конкурсе, автоматически дает свое согласие на получение критических рецензий от членов жюри, а также на публикацию своего произведения в итоговом электронном сборнике конкурсных рассказов, выпускаемом под свободной лицензией Creative Commons Attribution — ShareAlike (CC BY-SA).
 
Победителем станет участник конкурса, приславший рассказ, который, по мнению жюри, наиболее полно соответствует формату святочного рассказа и заявленной теме: «Земля как решето». 
 
Авторы рассказов, занявших призовые места (1—3 место), награждаются подарочными экземплярами осиновых колов в тубусе, реконструированными в соответствии с фольклорными описаниями принципов изготовления осиновых колов у восточных славян и финно-угров.

кол осиновый с корой             тубус для осинового кола

осиновый кол без коры                   тубус для кола осинового

Итоги конкурса

Сборник конкурсных святочных рассказов «Решето земли»


21 декабря 2012, 2:09 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут