|
«Архитектурные фантазии» Артура Скижали-Вейса: персональная выставка в ЦДА
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Образы городов будущего». Техника исполнения: бумага, перо, чернила, цветные карандаши. «Футуристический город-спутник». Размер оригинала: 40×50 см. Год создания: 2004. Источник: competitions.archplatforma.ru
27 октября 2014 года в Центральном Доме архитектора в Москве состоялось открытие персональной выставки архитектора-фантаста, футуролога Артура Скижали-Вейса.
Представленные на выставке «Архитектурные фантазии» работы охватывают последние пятнадцать лет творчества архитектора. За это время автором фактически сформировано новое архитектурное направление, которое он назвал по аналогии с литературным направлением «Архитектурной фантастикой».
Архитектурным фантазированием Артур Скижали-Вейс начал заниматься более 15 лет назад, имея опыт проектировщика и реализованные проекты в Москве. К началу 2000-х годов он полностью сосредоточился на архитектурном фантазировании, видя в этом неисчерпаемый потенциал для своего творчества. «Архитектурная фантастика» стала его новой и главной философией.
Работы, представленные на выставке, отражают различные тематические разделы, связанные с поиском новых образов: от романтического переосмысления архитектурной классики («Архитектурного фэнтези»), до научно-фантастических образов футуристических сооружений из мира будущего.
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Образы городов будущего». Техника исполнения: бумага, перо, чернила, цветные карандаши. «Техно-кокон». Размер оригинала: 56×37 см. Год создания: 2007. Источник: competitions.archplatforma.ru
Артур Скижали-Вейс убежден: «Архитектурной фантастике доступны любые самые смелые и экспериментальные архитектурно-художественные образы, которые недоступны повседневному реальному прагматическому проектированию-строительству. Архитектурные фантазии должны стать своеобразными маяками и путеводителями, которые смогут указывать не только новый путь развития архитектуры, но и вдохновлять архитекторов-практиков на поиск новых архитектурных форм и способов стратегического мышления».
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Образы городов будущего». Техника исполнения: бумага, перо, чернила, цветные карандаши. «Вертикальный квартал города будущего». Размер оригинала: 47×37 см. Год создания: 2004. Источник: competitions.archplatforma.ru
Артур Скижали-Вейс является членом Союза московских архитекторов. Он успешно занимается публицистикой, пишет научные статьи, создаёт архитектурные прогнозы для газеты URBAN news, ведёт интернет-рубрику «Архитектурная фантастика и футурология» на сайте информагентства СА «Архитектор», выступает на телевидении, участвует в различных конференциях и международных выставках. В 2007 году по инициативе Скижали-Вейса основано Объединение архитекторов-фантастов. С 2012 года преподает авторский курс «Архитектурное фантазирование» в Высшей школе средового дизайна Московского архитектурного института (ВШСД МАРХИ). С 2014 года стал первым архитектором-фантастом членом Ассоциации футурологов России.
В 2013 году Артур Скижали-Вейс стал лауреатом международного конкурса АрхиГрафика 2013 в номинации «Архитектурная фантазия», организованного сайтом archPLATFORMA.ru. В рамках его персональной выставки 30 октября пройдет лекция автора по «Архитектурному фантазированию» (фойе Центрального Дома архитектора, начало в 18:30, вход свободный).
Артур Скижали-Вейс об архитектурном фантазировании:
Архитектурные фантазии — это особый экспериментальный, медитативный, интуитивный, метафизический мир архитектуры, недоступный для традиционного реального проектирования-строительства. В нем можно выразить любые самые смелые и невероятные творческие идеи. Эти картины не отдельные бессистемные эмоциональные всплески профессионального подсознания, а начало работы в новом большом направлении архитектурного творчества, который я назвал — «Архитектурной фантастикой» по аналогии с литературой.
В «Архитектурной фантастике» на мой взгляд, со временем должны сформироваться свои особые законы восприятия и развития. Творческие поиски могут проходить по следующим крупным направлениям: движение в прошлое — это переосмысление архитектурной классики, движение в будущее — футуристическое прогнозирование и движение в относительно реальном времени — метаморфозы настоящего. Важное значение имеет охватываемый при этом продвижении промежуток времени, который может составлять — 10, 100, 500, 1000, 10000 лет и т.д. Далее огромное значение имеет продумывание первоосновы архитектурно-художественного образа. Она может быть научно-фантастической, религиозно-мистической, философско-созерцательной, мифологической и даже ироническо-скептической. После того как задан промежуток времени и вектор, найдена философско-содержательная идея будущего произведения, должна произойти главная работа архитектора над воображаемым пространством и формой. Для того чтобы фантастические архитектурные образы могли обрести видимые очертания и форму, надо: спроектировать новаторскую конструктивную основу сооружений, подобрать уникальные материалы, создать интересную ландшафтную среду, найти неожиданное функциональное назначение, задать модернистскую стилистику деталей, разработать оригинальный дизайн формы и многое другое для многоуровневого выдуманного пространства. Необходимо также представить новый способ и метод подачи проектируемого материала, базирующемся на новом синтезированном архитектурном языке.
Свои фантазии я пытаюсь довести до предельно возможного «реализма», чтобы создать масштабное, насыщенное сооружение, не уступающее по проработке реальным проектам. В этом на мой взгляд, заключается магия моих фантастических проектов. Я стараюсь сделать так, чтобы любой зритель увидел росписи вымышленных соборов, детали техно-конструкций зданий будущего, почувствовал массивность каменной кладки, прозрачность стекла, даже услышал звуки органа и плеск волн. Моя основная цель — пригласить зрителя мысленно войти в незнакомый, затерянный, неведомый и прекрасный мир архитектурных фантазий, созданных идеями и руками зодчего. Свои фантазии я рисую от руки, идущей прямо от сердца, без использования компьютера.
Со временем, как я предвижу — фантастика займет такое же почетное место в архитектуре, как фантастка в литературе, фэнтези в кинематографе и изобразительном искусстве. Тем более что исторических предпосылок к этому накопилось достаточно — вспомним творчество Чернихова, Пиранези, Леонидова, Леду, Сант-Элиа и многих других.
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Архитектурные утопии Древнего мира». Техника исполнения: бумага, ручка, черные чернила. «Ритуальное здание-шар». Размер оригинала: 31×44 см. Год создания: 2002. Источник: competitions.archplatforma.ru
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Архитектурные утопии Древнего мира». Техника исполнения: бумага, ручка, черные чернила. «Город Вавилонских башен». Размер оригинала: 33×46 см. Год создания: 2002. Источник: competitions.archplatforma.ru
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Архитектурные утопии Древнего мира». Техника исполнения: бумага, ручка, черные чернила. «Культовое здание-обелиск». Размер оригинала: 46×33 см. Год создания: 2000. Источник: competitions.archplatforma.ru
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Архитектурные утопии Древнего мира». Техника исполнения: бумага, ручка, черные чернила. «Столп тысячелетия -1». Размер оригинала: 43×31 см. Год создания: 2000. Источник: competitions.archplatforma.ru
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Архитектурные утопии Древнего мира». Техника исполнения: бумага, ручка, черные чернила. «Столп тысячелетия -2». Размер оригинала: 45×32 см. Год создания: 2000. Источник: competitions.archplatforma.ru
Григорий Ревзин об архитектурной фэнтези Артура Скижали-Вейса:
Пиранези рисовал прошлое. Прошлое не было таким, каким он его рисовал, римские сооружения ни в какой момент своего существования не были такими, как он их увидел, но тем не менее мыслилось это как образ прошлого величия, которое когда-то было, а теперь утрачено. Булле и Леду рисовали «вечность». Их здания не были построены никогда и никогда не могли быть построены, но все, что реально строилось, должно было стремиться к этим идеальным образам. Чернихов рисовал будущее. Это будущее не было светлым; от авангарда, из которого он вырос, Чернихов отличается тем, что его будущее скорее пугает и подавляет, но его видения все равно мыслятся так, что вот к этому может прийти реальная архитектура. Не столько должна, сколько — может, но именно в реальности. Бумажники 80-х рисовали альтернативу современности. Их работы нельзя было выстроить буквально так, как они нарисованы, но все-таки они намечали некий альтернативный путь развития реальной архитектуры, который может быть уточнен, переработан, но, в той или иной степени, воплощен.
Возьмем, скажем, «Ритуальное здание — шар» Артура Скижали-Вейса. Что перед нами? Прошлое? Нет, такого никогда не было, и какие бы руины каких бы то ни было древних цивилизаций мы ни рассматривали, достроить из них такое невозможно. Идеальная архитектура? Нет, ни одно из направлений современной или исторической архитектуры не стремилось к такой форме. Образ будущего? Ни в малой степени, никакая из современных тенденций развития человечества не приводит к такому результату. Альтернатива сегодняшнему? Ну, в достаточно специфическом смысле. Это такая альтернатива, которая ни в какой степени не стремится стать реальностью. <...>
Литературная фантастика долгое время развивалась, демонстрируя нам образ будущего, позитивный или негативный. Но сегодняшняя фантастика ушла от этого и постоянно отсылает нас в параллельный мир с неким другим принципом развития. Собственно, это отличие в русском языке получило терминологическое выражение, если старая литература называлась термином «фантастика», то новая называется «фэнтези».
Мне кажется, что работы Артура Скижали-Вейса — это именно архитектурная фэнтези, и этим они отличаются от всего предшествующего корпуса бумажной архитектуры. Но, помимо собственно жанрового открытия, которое он сделал, я нахожу в его идеях и другой интерес. Задача ордерной архитектуры — гармонизация пространства. Строгий классицист скажет, что это накладывает существенные ограничения на сам тип пространства, и, скажем, классическое здание не может быть выше пяти этажей. В этом есть свой резон. Но в работах Скижали-Вейса ордером гармонизуются принципиально иные типы пространств – стоэтажные небоскребы, спирали, оболочки произвольной кривизны. И я бы сказал, что ордер в них существует с парадоксальной степенью достоверности. Я понимаю, что Палладио бы пришел в ужас от того, что колонны изгибаются на шаре, как бигуди. Но я думаю, что Леонардо со своими идеями многоуровневого города отнесся бы к этому иначе.
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Образы идеальных городов». Техника исполнения: бумага, перо, чернила, цветные карандаши, золотой маркер. «Готическая симфония». Размер оригинала: 54×37 см. Год создания: 2004. Источник: competitions.archplatforma.ru
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Образы идеальных городов». Техника исполнения: бумага, перо, чернила, цветные карандаши, золотой маркер. «Улица-канал идеального города». Размер оригинала: 42×30 см. Год создания: 2002. Источник: competitions.archplatforma.ru
© Артур Скижали-Вейс. Серия «Образы идеальных городов». Техника исполнения: бумага, перо, чернила, цветные карандаши, золотой маркер. «Мосты мечты». Размер оригинала: 47×30 см. Год создания: 2005. Источник: competitions.archplatforma.ru
28 октября 2014, 16:43
3 комментария
|
|
Комментарии