наверх
 

Детские игровые площадки Великобритании 1960-х: архитектурный брутализм

Бруталистская детская игровая площадка
Бруталистская детская игровая площадка. Фото: RIBA
 
 
С 10 июня 2015 года в Архитектурной галерее RIBA открылась выставка, которая является одновременно скульптурной и архитектурной инсталляцией, приглашающей всех желающих поиграть в мире архитектурного брутализма.
 
Авторы выставки: британский исследователь архитектуры, фотографом Саймон Террилл (Simon Terrill) и архитектурно-дизайнерская студия Assemble. Они поставили целью представить публике бетонные детские игровые площадки, строившиеся в Великобритании в жилых микрорайонах середины 20 века в стиле архитектурного брутализма.
  • Тип мероприятия: скульптурная и архитектурная выставка-инсталляция.
  • Наименование: The Brutalist Playground.
  • Даты проведения: 10 июня — 16 августа 2015 года.
  • Место: Архитектурная галерея RIBA (66 Portland Place, Marylebone, London W1B 1NR, UK).
  • Взнос за участие: вход свободный.
  • Организаторы: RIBA, Assemble, Simon Terrill.
  • Официальная страница: architecture.com.
Представленные на выставке детские игровые площадки были характерны для многих жилых районов Лондона, включая Churchill Gardens, Пимлико; Brunel Estate, Пэддингтон; Brownfield Estate, Поплар. Большинство из них выполнены из бетона в полном соответствии с духом и буквой брутализма.
 
Брутализм — направление в архитектуре периода 1950-х — 1970-х годов, первоначально в архитектуре Великобритании. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма. Отправной точкой брутализма считаются проекты и теоретические работы архитекторов-англичан Элисон и Питера Смитсонов. Стиль имел распространение практически во всех странах Европы и мира, в том числе в США, Канаде, Японии, Бразилии, странах Скандинавии и СССР.
 
Основные признаки архитектурного стиля:
  • функциональность;
  • урбанистичность облика зданий брутализма, подчеркнутая массивность форм и конструкций;
  • смелость, сложность композиционных решений, отражающих, по мысли архитекторов-бруталистов, «всю сложность жизни»;
  • поверхности строительных материалов не декорируются, экспонированы в их естественном виде («честность материалов» — принцип, восходящий к Дж. Рёскину и английскому движению «искусства и ремесла»);
  • интернациональный характер;
  • преобладающий строительный материал — железобетон;
  • комплексный, градостроительный подход к архитектурному заказу.
 
Для воссоздания ныне исчезнувших игровых площадок использовались архивные фотографии и архитектурные планы времён строительства жилых домов в 1950—70-е годы. Полноразмерные реплики малых архитектурных форм выполнены из восстановленного полиуретана (reconstituted foam). Архивные фотографии оригинальных детских площадок проецируются на стены галереи.
 
 
Churchill Gardens estate in Pimlico, London, 1978
1. Churchill Gardens estate in Pimlico, London, 1978. Текст всех комментариев к фотографиям: Саймон Террилл. Фото: John Donat/RIBA. Источник фотографий: theguardian.com
Эта детская игровая площадка расположена в модернистском районе жилой застройки Churchill Gardens, который проектировали в 1950-е годы британские архитекторы Philip Powell и Hidalgo “Jacko” Moya (построены здания были позже — в середине 1970-х). До того, как площадка была построена, детям приходилось играть в развалинах, оставшихся после бомбёжек 2-й мировой войны. Возможно в дизайне архитекторы оставили отсылки к этому послевоенному периоду.
 
 
«Реконструкция игровых сооружений времён брутализма позволила по-новому взглянуть на современные требования к детским игровым площадкам. Сейчас малые архитектурные формы 1950-х часто выглядят как сюрреалистические объекты, — рассказали представители Assemble на открытии выставки. — Плотно работая с Саймоном Терриллом и архивами RIBA, мы пытались интерпретировать идеи, лежащие в основе конструкций. Это привело нас к вопросам о важности и природе риска в игровом процессе».
 
«Ребёнок может упасть с дерева и ушибиться, но травмы обучают детей взаимодействию с окружающим миром. А эти сюрреалистичные бетонные бруталистские детские площадки выглядят очень опасными. Доминирующее сейчас представление о необходимости убрать с пути ребёнка любую опасность, подстелить солому на каждом шагу, сильно изменило нас», — объясняет Джо Хэллиган, один из членов Assemble.
 
 
Churchill Gardens estate, Pimlico, 1956
2. Churchill Gardens estate, Pimlico, 1956. Фото: John Maltby/RIBA.
Объект напоминает летающую тарелку, потерпевшую крушение. Из тарелки торчит непонятно откуда взявшаяся труба круизного лайнера. Бруталистские здания строились из необработанного бетона, детские площадки выполнены из того же материала.
 
Balfron Tower playground, Poplar, London, 2015
3. Balfron Tower playground, Poplar, London, 2015. Фото: Simon Terrill/Assemble.
26-этажный жилой дом Balfron Tower построен по проекту известного архитектора венгерского происхождения Эрно Голдфингера (Ernő Goldfinger). Голдфингер известен не только тем, что Ян Флеминг, не любивший работы архитектора, вывел под его фамилией злодея в одноимённом фильме. Эрно Голдфингер — одна из ключевых фигур архитектурного модернизма в послевоенной Великобритании — чрезвычайно интересовался играми и детскими игрушками. Вот только данная игровая площадка выглядит не слишком дружелюбной. Возможно от того, что время не пощадило металлический спускной жёлоб на горке. Теперь она целиком бетонная и вы уже не захотите съехать по ней вниз — можно оставить на горке свою кожу.
 
Park Hill estate, Sheffield, 1963
4. Park Hill estate, Sheffield, 1963. Фото: Arch Press Archive/RIBA.
Жилой район Park Hill проектировали британские архитекторы Джек Линн (Jack Lynn) и Айвор Смит (Ivor Smith), являвшиеся учениками Элисена и Питера Смитсонов — основателей брутализма. Район прославился любопытными архитектурными экспериментами, которые явно не обошли и данную игровую площадку.
 
Park Hill estate, Sheffield, 1962
5. Park Hill estate, Sheffield, 1962. Фото: Arch Press Archive/RIBA.
Одни и те же геометрические формы повторялись на бруталистских игровых площадках по всей стране: шестиугольники, наклонные плоскости, круглые отверстия. Дети должны были очень много физически взаимодействовать с бетоном — карабкаться на него, ощущать его под руками, обдирать об него колени. Это совершенно иной опыт восприятия брутализма, нежели тот, который был у взрослых.
 
Churchill Gardens estate playground, Pimlico, 1963
6. Churchill Gardens estate playground, Pimlico, 1963. Фото: John Maltby/RIBA.
Необычные бруталистские конструкции поощряли детей рисковать и исследовать. В этом был элемент опасности, которого лишены современные дети в своих мягких игровых зонах.
 
Реплика игровой площадки из восстановленного полиуретана на выставке
7. Реплика игровой площадки из восстановленного полиуретана на выставке. Фото: David Levene для Guardian.
Мы всё время говорим о бетоне, но нельзя сделать из бетона действующие детские игровые площадки в музее. По случайному совпадению восстановленный полиуретан своей пятнистостью напоминает необработанный бетон.
 
Дети на игровой площадке в Архитектурной галерее RIBA
8. Дети на игровой площадке в Архитектурной галерее RIBA. Фото: David Levene для Guardian.
Цвет — зависящая от плотности стандартная характеристика восстановленного полиуретана, производящегося из обрезков, склеиваемых под высоким давлением. Плотность розового полиуретана выше, чем у голубого. Этос бруталистов обязывал их выставлять на всеобщее обозрение голый функционализм здания и чтить правду строительного материала («честность материала»). Бруталистские игровые площадки воплощали бетонную правду, наши — полиуретановую.
 
The Brutalist Playground. Архитектурная галерея RIBA
9. The Brutalist Playground. Архитектурная галерея RIBA. Фото: Tristan Fewings/Getty Images for RIBA
 
The Brutalist Playground. Архитектурная галерея RIBA
10. The Brutalist Playground. Архитектурная галерея RIBA. Фото: Tristan Fewings/Getty Images for RIBA
 
The Brutalist Playground. Архитектурная галерея RIBA
11. The Brutalist Playground. Архитектурная галерея RIBA. Фото: Tristan Fewings/Getty Images for RIBA
 
The Brutalist Playground. Архитектурная галерея RIBA
12. The Brutalist Playground. Архитектурная галерея RIBA. Фото: Tristan Fewings/Getty Images for RIBA
 
The Brutalist Playground. Архитектурная галерея RIBA
13. The Brutalist Playground. Архитектурная галерея RIBA. Фото: Tristan Fewings/Getty Images for RIBA
 
Саймон Террилл и члены Assemble на выставке The Brutalist Playground
14. Саймон Террилл и члены Assemble на выставке The Brutalist Playground. Фото: Tristan Fewings/Getty Images for RIBA
 
 
Выставка сопровождается открытой программой лекций, дискуссий, воркшопов, просмотра фильмов. Все мероприятия являются частью Лондонского фестиваля архитектуры.
 
 

27 июля 2015, 2:02 0 комментариев