|
История частной жизни. От Великой французской революции до I Мировой войны. 2018История частной жизни : [В 5-ти томах] / под общ. ред. Филиппа Арьеса и Жоржа Дюби. — Москва : Новое литературное обозрение, 2014—. — (Культура повседневности).
Пятитомная «История частной жизни» — всеобъемлющее исследование, созданное в 1980-е годы группой французских, британских и американских ученых под руководством прославленных историков из Школы «Анналов» — Филиппа Арьеса и Жоржа Дюби. Пятитомник охватывает всю историю Запада с античности до конца XX века. В четвертом томе — частная жизнь европейцев между Великой французской революцией и Первой мировой войной: трансформации морали и триумф семьи, особняки и трущобы, социальные язвы и вера в прогресс медицины, духовная и интимная жизнь человека с близкими и наедине с собой.
Содержание издания
Введение (Мишель Перро) 5
Глава 1. Занавес поднимается 13
Время и место (Мишель Перро) 14
Французская революция и частная жизнь (Линн Хант) 19
Sweet Home (Кэтрин Холл) 51
Глава 2. Действующие лица 83
Триумф семьи (Мишель Перро) 87
Функции семьи (Мишель Перро) 101
Действующие лица и исполнители (Мишель Перро) 119
Жизнь семьи (Мишель Перро) 187
Ритуалы частной жизни буржуазии (Анна Мартен-Фюжье) 195
Семейные драмы и конфликты (Мишель Перро) 269
Маргиналы: холостяки и одиночки (Мишель Перро) 293
Глава 3. Сцены и пространства 311
Разные образы жизни (Мишель Перро) 313
Пространства частной жизни (Роже-Анри Герран) 330
Глава 4. Закулисье (Ален Корбен) 421
Секрет индивида 427
Интимные отношения, или Прелесть новизны 509
Крик и шепот 572
Заключение (Мишель Перро) 620
Библиография 624
Именной указатель 649
Указатель периодических изданий 662
Указатель произведений литературы и искусства 663
С любезного разрешения издательства «Новое литературное обозрение» публикуем отрывок из 3-й главы книги о Фамилистере в Гизе (Familistère de Guise) — проекте жилого комплекса ассоциации рабочих, основанного в Гизе Жан-Батистом Годеном на утопически-социалистических принципах Шарля Фурье.
Концепция унитарного жилья, изобретение Шарля Фурье, вызвала к жизни — скрыто или явно — появление множества систем и конкретных опытов в области строительства жилья для народа, и так продолжается до наших дней <…>
В его идеальном обществе люди будут жить не в «хаотически стоящих домишках, соревнующихся, который из них грязнее и уродливее», — семьи будут жить в «фаланстерах» или «общественных дворцах», вмещающих до трех с половиной тысяч человек. Фурье приводит схематический план своего фаланстера и дает краткое пояснение к нему. <…>
Фаланстер Шарля Фурье — дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны из 1600—1800 человек, трудящихся вместе для взаимной выгоды. Фаланстер состоит из трёх частей — центральной и двух крыльев. Центральная часть отведена для отдыха и интеллектуального труда. Там расположены столовые, гостиные, библиотеки и студии. В одном из крыльев размещаются мастерские и прочие помещения для шумных видов деятельности. Там же находятся и детские комнаты. Другое крыло спроектировано как большая гостиница с бальными залами и холлами для встреч с гостями. Также в фаланстере есть множество частных апартаментов и общественных мест.
Перспектива. 1-я половина 19 века. Источник изображения: pcp.pt
Надо сказать, что ни один фаланстер еще не возник в социальном пространстве, когда архитектор Виктор Каллан в 1850-х годах возобновил проект Фурье, назвав его «семейным дворцом». Его вдохновила основная идея теории мэтра:
«Семейный дворец — это план социального единства, основанный на личной свободе, адаптированный к домашним нуждам и выступающий в новой архитектурной форме, которую возможно реализовать повсюду. Собрать в одной точке как минимум сотню семей; разместить их в просторном гармоничном доме, чтобы каждый мог там существовать свободно; научить их с умом комбинировать свои силы и расходы и благодаря этому многократно увеличивать сумму; наконец, вывести людей из состояния изоляции и враждебности и сблизить их: такова фундаментальная задача этой концепции».
Несмотря на поддержку Мелена в деле социального примирения — Каллан был из фурьеристов-католиков и разработал план 84-квартирного жилого комплекса, — капиталисты не заинтересовались его идеей. Тем не менее «семейный дворец» войдет в историю народного жилья. Этим мы обязаны единственному последователю Фурье, чья деятельность была длительной и плодотворной, — промышленнику Жану-Батисту Андре Годену. <…>
По словам Марии Море, Годен прочитал в 1842 году статью в местной газете Le Guetteur de Saint-Quentin и был очарован идеей Фурье. <…> Его фабрика в Гизе, производящая кухонные плиты и сковородки, процветает, но состояние, которое он сколотил, является для него лишь средством осчастливить человечество. <…>
16 марта 1853 года он пишет члену фаланстера Кантагрелю следующие строки: «Я уже много раз задавал себе вопрос, не смогу ли я построить рядом с фабрикой рабочий городок и поселить людей в комфортабельных условиях, особенно по сравнению с теми, в которых они живут теперь». <…>
Архитектор Ленуар, друг Каллана, отправился в Гизу и предложил Годену свой проект, но тем дело и кончилось. В 1858 году промышленник купил 18 гектаров земли и сам начертил план своего здания: фундамент был заложен в 1859-м. Годен приводит полное описание Фамилистера — с чертежами и гравюрами — в «Социальных решениях», главной своей работе.
Проект Фамилистера в Гизе. 1859. Источник: familistere.com
Впервые с тех пор, как Фурье обнародовал свою идею, рабочим семьям было предоставлено современное жилое здание. Убежденный в правильности теории Консидерана об управлении воздухом, водой и светом в фаланстере, Годен принялся внедрять ее на практике.
1. Воздух: система вентиляции в каждой квартире; печные трубы в стенах, стены с отверстиями для вытяжки от кухонных плит, сделанными заранее; застекленные хорошо проветриваемые дворы.
2. Вода: водопроводные краны на каждом этаже; прачечная в специальном здании, в котором есть центрифуга и сушильный шкаф; душевые кабины и крытый бассейн площадью 50 квадратных метров с заменяемым полом — для детей.
3. Освещение: окна каждой квартиры выходят на две стороны — на улицу и во двор; в ночные часы все помещения общего пользования освещаются газом.
Кроме того, Годен сделал изобретение, уникальное для своего времени, — большой мусоропровод для золы.
Желая заменить общественными заведениями те услуги, которые богатые получают от прислуги, Годен создал службу по уборке помещений общего пользования Фамилистера: дворы, лестницы, галереи, фонтаны, туалеты и прочее убирались женщинами, получавшими за это заработную плату.
Как мануфактурщик Харди, герой «Вечного жида», Годен организовал медицинскую службу, основанную на принципах взаимопомощи. Каждый житель Фамилистера вносил в месяц от 1 до 2,5 франка и мог пользоваться услугами двух врачей и акушерки, которые присутствовали в медпункте Фамилистера ежедневно. Лекарства предоставлялись бесплатно, заболевшие рабочие получали пособие по нетрудоспособности. Больные могли изолироваться от своих семей в специальных помещениях, снабженных всем необходимым для этого.
Реконструкция интерьера апартаментов работника и его семьи в Фамилистере по состоянию на начало 20 века. Источник: commons.wikimedia.org
Таковы были главные положения Фамилистера, направленные на благосостояние его жителей. Существовала и «кулинарная мастерская», где готовилась еда (этот опыт Годену не удался, жители дворца предпочитали самостоятельно готовить себе еду. — Примеч. автора). <…>
Таким образом, Годен осуществил утопию школы фурьеризма: «Не имея возможности превратить хижины и лачуги во дворцы, мы хотим переселить рабочих во дворец, которым Фамилистер и является: это социальный дворец будущего». Бедняки «приравнялись к богачам» следующими средствами: «Размещение бедных семей в комфортабельных квартирах; снабжение этих квартир всеми удобствами, которые есть в квартирах богатых людей; превращение квартиры в место покоя и отдыха; замена общественными заведениями тех услуг, которые богатые получают от прислуги».
11 июня 2018, 20:29
0 комментариев
|
Партнёры
|
Комментарии
Добавить комментарий