|
Итоги круглого стола «Новые аэропорты России»
Круглый стол «Новые аэропорты России». 19 мая 2018 года, в рамках выставки АРХ Москва
В рамках выставки АРХ Москва 2018 и Шестой Московской биеннале архитектуры издательство TATLIN, проект «Приметы городов» и коммуникационное агентство «Правила Общения» провели круглый стол «Новые аэропорты России».
Проекты аэровокзалов Белгорода, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Нового Уренгоя, Ростова-на-Дону, Самары, Саранска, Саратова, Симферополя представили пять архитектурных бюро — Twelve architects (UK), UNK project, Wowhaus, VOX Architects, Архитектурное бюро Асадова, а также холдинг «Аэропорты Регионов» и ВНИИ «Аэропроект». Участники мероприятия подробно рассказали об архитектурной концепции и дизайнерских особенностях интерьеров и аэровокзальных площадей, а также обсудили, почему важен поиск идентичности для архитектуры каждых «ворот в губернию».
Юлия Зинкевич, основатель и куратор проекта «Приметы городов» — инициатор дискуссии, выступившая модератором круглого стола, обозначила тот факт, что строительство новых аэропортов влечет за собой развитие прилегающих территорий, меняет логистические схемы, стимулирует экономику городов. Историк архитектуры Николай Васильев заметил, что «Новые аэропорты — это маркер качества современной архитектуры. Исполнение, материалы, навигация показывают в регионах возможности современного строительства, которые до этого жители возможно нигде больше не видели».
Открывал круглый стол Алексей Богатырев, директор мастер-планирования холдинга «Аэропорты Регионов». Компания работает с 2005 года и начала свою деятельность с аэропорта Кольцово в Екатеринбурге, сегодня в ведении холдинга — семь объектов авиационной инфраструктуры, которые обслуживают в год более 13,5 млн пассажиров. В холдинг входят первый в истории Новой России построенный с нуля аэропорт Платов в Ростове-на-Дону, Гагарин в Саратове (находится в стадии строительства), а также аэропорты Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород), строящиеся аэропорты Нового Уренгоя и Петропавловска-Камчатского.
Аэропорт Стригино (Нижний Новгород). УК «Аэропорты Регионов»
«Все аэровокзалы, входящие в холдинг „Аэропорты Регионов“ с точки зрения архитектуры и дизайна являются уникальными объектами, которые по достоинству становятся визитными карточками регионов. В Советском Союзе чаще всего возводились типовые проекты. Но сейчас, когда мы строим аэропорты в столицах субъектов Российской Федерации, руководство и жители региона хотят видеть нечто запоминающееся. Для каждого нового аэропорта или пассажирского терминала мы проводим открытые международные конкурсы по выбору архитектора или архитектурного бюро», — прокомментировал Алексей Богатырев.
Аэропорт Платов в Ростове-на-Дону
Аэропорт Платов — международный аэропорт Ростова-на-Дону. Расположен в 29 километрах северо-восточнее Ростова-на-Дону в Аксайском районе Ростовской области, в 15 км северо-западнее города Новочеркасск (в 4 км севернее станицы Грушевской, вблизи федеральной автотрассы М-4). Назван в честь казачьего атамана Матвея Платова. Аэропорт построен в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Первый в современной истории России построенный с нуля крупный аэропорт, самый крупный в Южном федеральном округе. Для регулярных рейсов аэропорт открыт с 7 декабря 2017 года. Аэропорт «Платов» проектировало британское бюро Twelve Architects и его архитектор Алекс Битус. По словам Алекса Битуса, в основу концепции легла река Дон, её волны и мосты. Разработкой дизайна интерьеров помещений для бизнес пассажиров занимались два архитектурных бюро — Nefa Architects (зал ВВЛ, концепция «Степь») и VOX Architects (зал МВЛ, проект «Солнце. Воздух. Берега»).
Архитектор Алекс Битус из лондонского бюро Twelve architects, которому принадлежит авторство архитектурных проектов международного аэропорта Платов (Ростов-на-Дону) и Новый Уренгой, рассказал о разных подходах при создании аэропортов в разных климатических зонах — в казацкой степи и на крайнем Севере. Эти условия заставили изучить скандинавский и ближневосточный опыт.
При проектировании аэропорта в Ростове-на-Дону, по словам Алекса Битуса, отправной образной точкой была идея воздушного моста. «Как мост соединяет два берега реки, так и аэропорты соединяют города, то есть в какой-то степени это мост в небо, — пояснил Алекс. — Сами же жители увидели в проекте реку Дон, что, в общем-то, тоже является ассоциацией с городом. Внутри аэропорта мы постарались создать атмосферу тепла и уюта, потому как путешествия для некоторых людей связаны со стрессом. Также мы продумали, как дать больше тени вокруг аэропорта, чтобы в летнее время была возможность в ней укрыться».
Световой фонарь проходит через весь терминал и делит его на две части — на международный и внутренний вылет. То есть, он не только способствует проникновению дневного света в интерьер, но и помогает ориентации человека во внутреннем пространстве, выполняя навигационную функцию.
Борис Воскобойников — руководитель и главный архитектор студии VOX Architects, автор дизайна интерьеров терминала и бизнес-залов аэропорта Платов, в своем выступлении говорил о том, что интерьеры были изначально проработаны на уровне архитектурного проектирования и не требовали дополнительного вмешательства в плане зонирования. «Центром концепции стали высокие берега Дона и яркое южное солнце. Архитектурной формирующей доминантой зала повышенной комфортности является огромное окно, которое выходит на летное поле, — на него ориентируется весь интерьер, чтобы людям было удобно, сидя в комфортных креслах, наблюдать за взлетом и посадкой самолетов. Стойка ресепшена приобрела формы светящегося желтого шара, символизирующего солнце».
Бизнес-зал аэропорта Платов в Ростове-на-Дону. Проект VOX Architects
«Концепция второго бизнес-зала priority pass складывается вокруг горизонта, поскольку горизонт в ростовских степях — это особенное явление. В этом интерьере все подчинено одной горизонтальной линии, которая подсвечена голубым предрассветным лучом. Остальные элементы — солнце, прячущееся за горизонтом, или восходящая луна — поддерживают ее. Графика горизонта повторяется в черном металлическом обрамлении полупрозрачных перегородок, создающих многослойное пространство».
Бизнес-зал аэропорта Платов в Ростове-на-Дону. Проект VOX Architects
Олег Шапиро — архитектор, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus, поделился подробностями концепции благоустройства территории международного аэропорта Платов.
Перед терминалом запланирована вымощенная брусчаткой плаза с каскадными водоемами. Каскады обусловлены перепадом высот на участке, их форма продиктована характером водопада. В связи с климатическими особенностями, из-за которых в степи довольно долго приживаются деревья, было принято решение первый этап озеленения территории сделать с помощью металлических конструкций и вьющихся растений. Они будут давать тень и защиту от ветра, а также создавать приятный вид.
Олег Шапиро рассказал и о том, какое будущее ждет аэровокзалы, по мнению современных исследователей. Оно лежит между аэрополисом и шоппинг-моллом. Сегодня функция перевозки стала частью сервиса, а аэропорты — сооружениями транспортной инфраструктуры с возможностью развития неавиационной коммерции. Магазины, рестораны и сервисы, не связанные напрямую с авиаперевозками, приносят основную массу денег — около 80% прибыли аэропортов. В связи с этим, социологи, архитекторы и урбанисты пересматривают сложившиеся связи и работают над тем, чтобы выстраивать новые.
«В России аэрополисом может стать аэропорт Курумоч, находящийся между Тольятти и Самарой, — предположил Олег Шапиро. — Два больших города с серьезным экономическим потенциалом создадут приток посетителей. Новый аэропорт Ростова-на-Дону Платов и проходящая через него трасса М-4 являются воротами на юг страны и обладают подобным торговым и сервисным потенциалом. Похожую историю можно бы было реализовать в Домодедово, как хаб между Москвой и Тулой, например. Все эти проекты пока не случились, но этот тот вектор, в котором предстоит работать».
Аэропорт в Новом Уренгое
Проект аэропорта в Новом Уренгое. Бюро Twelve Architects. Источник: twelvearchitects.com
На Севере, по словам Алекса Битуса (Twelve architects), архитектурные вызовы — толстая снеговая шапка, экстремально низкие температуры и короткий световой день.
«В случае с Новым Уренгоем мы смотрели на Скандинавию и на их решения, но ориентировались на местный контекст. Архитектура аэропорта вдохновлена формой жилища кочевников — чума, который они берут с собой, уходя на пастбища. Зная, что снаружи практически постоянный холод, мы постарались создать внутри тепло — использовали в отделке дерево и теплый свет. При этом здесь минимизирована площадь остекления из-за низкой энергоэффективности стекла — она составляет всего 50% фасада. Принципиально новое конструктивное решение в том, что аэропорт одноэтажный — пассажиры смогут любоваться взлетным полем на уровне земли. Это большая редкость, потому что, как правило, на первом этаже расположено множество технологических помещений (сортировка багажа, комнаты перронных бригад) — здесь все они вынесены в отдельные здания».
Аэропорт Гагарин в Саратове
Гагарин — строящийся международный аэропорт города Саратова. Находится в Саратовской области, к северу от села Сабуровка. Проект Архитектурного бюро Асадова
По словам архитектора Андрея Асадова («Архитектурное бюро Асадова»), главной задачей, помимо технологических, архитектурных и функциональных, было найти уникальные для нового аэропорта Саратова образы, которые позволяли бы легко идентифицировать место.
«Саратов — это речной простор, двухкилометровая в ширину Волга со знаменитым мостом, с перекатами волн, а также известная саратовская гармошка, здесь было ее производство и большая ремесленная традиция. Мы постарались все эти идеи вложить в архитектуру — не буквально, а как аллегории, чтобы они прочитывались на фасаде главного терминала. Выбрали довольно лаконичную форму. Превратили фасад в огромную волну — это и ассоциация с Волгой, и раскат гармоники в этом считывается тоже, а парящий над ней дирижабль — это уже отсылка к космическому образу, связанному с Гагариным, который в апреле 1961 года приземлился тут недалеко в капсуле после своего космического полета. Именно этот факт и позволил дать такое звучное имя аэропорту».
Проект аэропорта Гагарин в Саратове. Архитектурное бюро Асадова
Проект аэропорта Гагарин в Саратове. Архитектурное бюро Асадова
При проектировании аэропорта был разработан единый дизайн-код для административных, обслуживающих корпусов и диспетчерской вышки, которая получила экспрессивную форму. Кроме того, разработана концепция станции с причалом, которая может служить альтернативным транспортным узлом в теплое время года благодаря близкому расположению аэропорта от Волги.
Борис Воскобойников из бюро VOX Architects, разработавшего дизайн интерьеров VIP-зоны аэропорта Гагарин, отметил, что, при работе над концепцией, архитекторы отталкивались от первого космического полета. Поэтому на стенах — цитаты Юрия Гагарина, а белые обтекаемые формы предметов передают ощущение космоса, полета и современности. Двухэтажное пространство VIP-зоны объединяет большой световой столб, внутри которого располагается лестница, а весь интерьер построен на сочетании белого со сложными оттенками синего, что символизирует небо.
Проект аэропорта Гагарин в Саратове. Архитектурное бюро Асадова
Проект аэропорта Гагарин в Саратове. Архитектурное бюро Асадова
Аэропорт Курумоч в Самаре
Интерьер аэропорта Курумоч в Самаре. Проект VOX Architects
Самарский аэропорт продолжает космическую тему — в городе множество предприятий, возникших еще в 1960-е, во времена тотального увлечения космосом, работают на космическую промышленность.
Стилистика интерьеров аэропорта, разработанная архитекторами из бюро VOX Architects, воплощает собой не только представления о будущем, каким его видели во второй половине прошлого века, но и современные футуристичные образы. Отсюда — стерильно-белое пространство, мотив иллюминаторов в организации потолочного света и проемов, округлые абрисы антресольных этажей и локальных объектов.
Интерьер аэропорта Курумоч в Самаре. Проект VOX Architects
Интерьер аэропорта Курумоч в Самаре. Проект VOX Architects
Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге
Интерьер аэропорта Кольцово в Екатеринбурге. Проект VOX Architects
Продолжая разговор о поиске образов региональной идентичности, Борис Воскобойников (VOX Architects) рассказал о том, что центральной идеей реконструкции этого бизнес-зала стала тема самоцветов и природного богатства недр Уральского региона. Именно этот образ повторяется везде в интерьере — от перегородок и цветовой гаммы до наружного остекления и освещения объемов-кристаллов. Кроме того, в проекте активно используется фактура и цвет бетона. В результате удалось сохранить максимум воздуха и искрящуюся прозрачность внутренних объемов. Также был разработан специальный графический дизайн для элементов навигации — каждая пиктограмма и общий стиль.
Интерьер бизнес-зала аэропорта Кольцово в Екатеринбурге. Проект VOX Architects
Аэропорт в Симферополе
Юлия Тряскина, соучредитель бюро UNK project, рассказала о работе над государственным стратегически важном проекте в столице Крыма, открытие которого состоялось 16 мая. Для аэропорта был сделан не только интерьер и адаптация концепции, но и ландшафтное продолжение архитектуры. Концепция проекта — крымская волна, она раскрывается в движении, в материалах интерьера, в форме фасада, и связывает аэропорт с морем и крымским пейзажем.
Эту же тему в интерьере подчеркивает подвесной потолок в виде парящих лент из металлической сетки, изготовление которого потребовало постройки нового производства. Зеленые насаждения и водопады, напоминающие природные ландшафты Крыма, погружают пассажиров в «режим отпуска». Для живой зеленой стены, которая стала отличительной особенностью аэропорта, российскими инженерами была разработана специальная система полива.
Интерьер бизнес-зала, расположенного на четвертом этаже, отличается простыми формами, спокойными естественными оттенками и добротными материалами. На террасе бизнес-зала продолжается идея озеленения пространства: в интерьере рассредоточены стеклянные кубы с композициями из живых деревьев и растений, создающих островки ландшафтного дизайна.
«Для нас аэропорт прежде всего не про дизайн, а про технологии. Мы могли бы долго упражняться в красоте, но если нет функции, то это не может быть актуально в современной России, — отметила Юлия Тряскина. — Мы стремились создать коммерческий, простой аэропорт, который может существовать в любом городе, который может быть масштабирован и при этом будет функционален, каждая вещь рассчитана и сделана на совесть. Все мы знаем про санкции, знаем слово „оптимизация“, и поэтому для нас было важно работать с российским производством, доля которого в реализации проекта составила 75%. Это было интересно и это хорошо получилось, как мне кажется».
В завершении круглого стола Борис Воскобойников (VOX Architects) высказал мысль о главной задаче, которую решает архитектура, в целом, и каждый архитектор, в частности: «Многие из моих коллег в рамках дискуссии говорили о том, что задача архитектора — уменьшить максимально бюджет проекта и сделать все функционально. Это такой старый спор или даже не спор, а просто разные взгляды на процесс. Я же считаю, что главная задача архитектора — это создание мечты в той или иной степени, и неважно, строите вы аэропорт или интерьер квартиры. Архитектура — это совершенно новый шаг, опережающий, задающий планку».
Круглый стол «Новые аэропорты России». Андрей Асадов, Борис Воскобойников, Олег Шапиро, Юлия Тряскина, Николай Васильев
Круглый стол «Новые аэропорты России». Юлия Зинкевич, Светлана Безбородова, Алексей Богатырев, Алекс Битус
Круглый стол «Новые аэропорты России». Николай Васильев, Юлия Тряскина
Справка об участниках
Идея и координация события «Новые аэропорты России»
2 июня 2018, 20:32
1 комментарий
|
|
Комментарии
Добавить комментарий