|
Итоги закрытого международного конкурса на концепцию Музея уличного искусства в Петербурге
21 октября 2013 года Государственный музей истории Санкт-Петербурга, журнал «Проект Балтия» и ОАО «Завод слоистых пластиков» подвели итоги закрытого международного конкурса на архитектурную и ландшафтную концепцию Музея уличного искусства в Санкт-Петербурге (шоссе Революции, 84).
Вид с Индустриального проспекта на территорию будущего музея, концепция «Маяк» (бюро JKMM Architects), победитель конкурса. Фото: projectbaltia.com
«Стрит-арт, как новое уличное искусство, имеет право на свой дом, — считает Дмитрий Зайцев — председатель совета директоров ОАО «Завод слоистых пластиков» и председатель попечительского совета Музея стрит-арта. — Стрит-арт невозможно втиснуть в какие-то рамки, это свободное искусство. Наша задача — просто предоставить такую площадку, где стрит-арт сможет жить и развиваться».
Дмитрий Зайцев — председатель совета директоров ОАО «Завод слоистых пластиков» и председатель попечительского совета Музея стрит-арта. Фото: projectbaltia.com
Концепция музея, сформулированная кураторами и руководством завода, не имеет аналогов в мире. Инициаторы изначально задумали отойти от традиционного музейного формата и привнести в проект спонтанность уличного искусства. Архитектурный конкурс стал первым серьезным шагом на пути к реализации этого замысла. К участию были приглашены шесть архитектурных бюро из России и стран Балтийского региона:
Отказ от обращения к признанным звёздам был обусловлен самим стрит-артом, ориентированным на творческие поиски молодого поколения. Инициаторам конкурса показалось уместным, чтобы эта тенденция сохранялась в отношении проектировщиков Музея стрит-арта.
Фото: projectbaltia.com
Конкурс прошел в анонимном формате. В жюри вошли известные российские и зарубежные архитекторы, кураторы и художники: Одиль Декк, руководитель Studio Odile Decq (Франция) (участвовала заочно); Петер Нойвер, руководитель студии No/ever design, куратор (Австрия); Юрий Митюрёв, вице-председатель КГА Санкт-Петербурга (Россия); Дмитрий Зайцев, председатель совета директоров ОАО «Завод слоистых пластиков», председатель попечительского совета Музея стрит-арта (Россия); Тимофей Радя, уличный художник (Россия).
После всестороннего обсуждения проектов жюри приняло решение признать лучшим с архитектурной, градостроительной и функциональной точек зрения проект «Маяк» (бюро JKMM), присудить проекту первое место и принять его за основу для последующей разработки проекта комплекса «Музей стрит-арта». Второе место занял проект «Стрит-арт в руинах» (бюро VROA). Третье место разделили сразу два проекта: A.C.A.B. (бюро «Витрувий и сыновья») и SAM07 («Поле-Дизайн»).
Концепция «Маяк» (бюро JKMM Architects), победитель конкурса. Фото: projectbaltia.com
«Основной идей было сохранение этого потрясающего пространства, — рассказал сотрудник JKMM. — Для этого района очень важен такой материал, как кирпич. Мы попытались сохранить площади, которые здесь есть, и старые здания. Объекты в нашей концепции чередуются как клетки на шахматной доске. С южной стороны будут размещаться студии художников, научная площадка, культурный центр, офисы и служебные помещения. На следующей „клетке“ — небольшая артель для художников. Самый важный элемент — это старое кирпичное здание (бывшая котельная). Мы построили площадь таким образом, чтобы здание «разрезало» ее, открывало музей с улицы».
Концепция «Маяк» (бюро JKMM Architects), победитель конкурса. Фото: projectbaltia.com
Центром архитектурной композиции станет «маяк» — высокая заводская труба с закрепленными на ней яркими прожекторами, которые будут освещать ночное небо над индустриальной окраиной Петербурга. В качестве облицовочного материала используют темный металл и грубо обработанный бетон.
Наталья Шустрова (forma.spb.ru):
Не зная сформулированной кураторами конкурса концепции, можно все же предположить, что музей в данном случае — скорее проект, чем здание, и в этом смысле победа финской мастерской JKMM Architects вполне закономерна. Архитекторы уловили, что дело не в архитектуре, и наметили вектор развития, без которого затея теряет всякий смысл.
С другой стороны, сдается, что их проект может вписаться в сравнительно скромный бюджет, и воплощать в жизнь его можно, поэтапно обживая то, что удалось отнять у разрухи. И, наконец, эстетика интерьеров, построенная на контрасте между мрачными руинами и новёхонькими элементами — жизнерадостными, а местами даже гламурными, вполне соответствует и духу времени вообще, и поставленной задаче — в частности.
Если от этого отвлечься и вернуться к архитектуре, фаворитом станет аутсайдер пьедестала: петербургская мастерская «Витрувий и сыновья», которой удалось создать чудесный памятник уходящей промышленной эпохе, по-питерски монументальный и безукоризненный с градостроительной точки зрения. Получился не лофт на Индустриальном проспекте, а полноценный музей, в котором было бы здорово демонстрировать какие-нибудь старинные поезда, трамваи, велосипеды или станки. Или наоборот, ультрасовременные гаджеты.
3-е место. A.C.A.B. (бюро «Витрувий и сыновья»). Фото: projectbaltia.com
2-е место. «Стрит-арт в руинах» (бюро VROA). Фото: projectbaltia.com
3-е место. SAM07 («Поле-Дизайн»). Фото: projectbaltia.com
«Это был очень сложный конкурс, его участникам приходилось соединять в своих проектах очень разные идеи», — поясняет Петер Нойвер, руководитель студии No/ever design и член конкурсного жюри. — К тому же в самой идее создания Музея стрит-арта есть внутреннее противоречие, потому что стрит-арт нельзя поместить в музей. В противном случае мы лишаем его той силы и энергии, которую он в себе содержит».
Музей стрит-арта
Музей стрит-арта основан в 2012 году в Санкт-Петербурге на территории действующего производства и представляет собой поиск новой формы музейного пространства. По утвержденному плану развития музея, до 2015 года включительно будет происходить формирование основной коллекции. А через два года музей раскроет свои двери и для широкой публики. В настоящий момент коллекция пополняется примерно одним экспонатом в месяц. Кроме создания собственной коллекции в Санкт-Петербурге, у Музея стрит-арта есть еще два магистральных направления деятельности: работа по сохранению образцов публичного искусства (public art), а также участие в организации и проведении стрит-арт-мероприятий вне территории музея, включая и другие города.
Это первый музей такого рода, ведь до последнего времени не была придумана модель, каким способом размещать и сохранять экспонаты уличного творчества: многие из них, буквально «недвижимые» и «непереносимые», поскольку привязаны к конкретному пространству, — являются оформленной частью стен зданий, асфальта, конструкций и не могут быть демонтированы и перевезены в другое место.
Экспонаты музея расположатся как внутри помещений (например, цехов), так и снаружи зданий. До 2015 года, пока формируется основная коллекция, доступ к экспонатам будет только у профессионального сообщества и посетителей по предварительной записи.
На сайте Музея стрит-арта пока стоит «заглушка», там можно оставить свой тэг «баллончиком» с краской.
30 октября 2013, 3:02
2 комментария
|
|
Комментарии
Добавить комментарий