наверх
 
Удмуртская Республика


Открытый конкурс на создание проекта памятника, посвященного бабушкам

Приказом Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики от 17 апреля 2013 года № 01/01-05/135 объявлен открытый конкурс на создание проекта памятника, посвященного бабушкам.
 
Дедлайн: 17 мая 2013 года.
 
К участию в открытом конкурсе допускаются: профессионально работающие специалисты в области архитектуры, монументально-декоративного искусства, живописи и графики, дизайна.
 
Место установки памятника: Ижевск, бульвар Гоголя, напротив здания Театра кукол.
 
Участники конкурса предоставляют координатору работ по проведению конкурса работы в виде графических и скульптурных материалов по следующему перечню:
  • пояснительная записка объемом не более двух страниц (формат А4, интервал - 1,0, шрифт 14), которая дает ясное представление о замысле автора и выражает основную идею памятника, а также содержит информацию об особенностях предлагаемых проектных решений и их мотивировки;
  • скульптурную модель памятника М 1:5;
  • макет памятника с планом участка;
  • генеральный план участка М 1:250;
  • развертки М 1:100;
  • характерные видовые точки (перспективы), не менее двух;
  • предварительный расчет стоимости изготовления памятника (п.4.4).
Критерии оценки конкурсных работ:
  • образная и эстетическая выразительность скульптуры, оригинальность авторского замысла;
  • отражение национальной культуры;
  • способность композиции обогатить пространство городской среды;
  • гармоничное соотношение масштабов композиции и средового окружения.
  • соответствие материала для исполнения образному замыслу и особенностям предположительного места установления произведения.
  • возможность реализации данного проекта в натуре с учетом стоимостных характеристик изготовления и размещения.
В конкурсе примут участие работы, полученные координатором работ по проведению конкурса под расписку не позднее 16 час. 30 мин. 17 мая 2013 года.
 
Материалы должны быть представлены по адресу: Ижевск, ул. М. Горького, д. 73, 5-й этаж, помещения АУК УР «Центр по охране объектов культурного наследия».
 
Информацию по всем вопросам, касающимся проведения конкурса, можно получить у организатора или координатора конкурса по телефонам: (3412) 78-18-42, 51-38-85.
 
Проект памятника, посвященного бабушкам должен быть выразителен по форме и сомасштабен окружающей среде. Проект должен учитывать технические возможности его монтажа и установки. Композиция установки памятника может быть как простой, так и многосложной. В составе проекта необходимо решить вопросы вертикальной планировки и благоустройства территории памятника. Проектом могут быть использованы современные долговечные материалы, в том числе природный камень. В проекте можно использовать современные светотехнические устройства.
 
 
Конкурс объявлен с целью отбора проекта для создания в Ижевске памятника, посвященного бабушкам,  в связи с выходом Указа Президента Удмуртской Республики от 25.07.2012 года № 139 «О Дне бабушки» в знак уважения и признательности общества за их вклад в дело воспитания подрастающего поколения и обеспечения преемственности сохранения традиций и национальных ценностей. День бабушки будет отмечаться в Удмуртии ежегодно 26 мая.
 
Фото в превью buranovskiebabushki.ru

20 апреля 2013, 17:27 22 комментария

Комментарии

Министерство культуры плохо подготовилось к конкурсу. Нет визуальных материалов - планов участка, фотографий места будущего памятника. Для иногородних скульпторов такая информация вообще недоступна. Видимо конкурс будет местечковым. Жаль, что министру культуры Иванову нет дела до памятников, только театрами интересуется. Например, министр забыл про гранитный памятник Короленко, который стоит у театра, ,брошенного, приговоренного властями к сносу и начавшегося строится в годы Великой Отечественной войны.
И никакой информации о призах. Видимо их нет, забыли заложить в смету.
Хотя памятник бабушкам готовится по личному указанию президента Сан Саныча Волкова, т. к. В.В.Путин обещал оному прибыть в УР к для встречи с ББ, но о денежных призах для скульпторов местные начальники забыли напрочь, видимо, денег у президента нефтяной республики совсем йок. Прочитали писульку министерства культуры УР, так по той казённой отписке всё перекладывается на бедных участников конкурса, которые должны не только сами успеть сделать серьезную подготовительную работу, которое министерству приготовить было неохота (точные картографические планы, подробные фото с разными ракурсами места, которое точно не указано,так как точно указывать устроителям конкурса пофиг, сказано только очень обтекаемо и приблизительно, что памятник ББ жюри выбрало против театра на бульваре Гоголя, а это огромная территория). Но даже указать стоимость скульптуры должны для бухгалтерии министерства сами художники (причем чиновники минкульта не удосужились указать хоть приблизительно на какую сумму республиканские власти рассчитывают оплатить изготовление скульптуры, это должны гадать на кофейной гуще участники конкурса, которым делать, конечно, нечего, времени много). И это при том, что времени на работу дано месяц, а при отсутствии анонса о конкурсе хотя бы в одной, хоть в захудалой газетенке, который, то есть анонс, видимо, запаздывает, так вообще времени фактически нет. Идея памятника бабушке просто превосходна, только жаль, что при такой отвратительной подготовке конкурса со стороны министерства культуры, памятник может оказаться сляпанным, сварганенным на два с плюсом или три с минусом, хорошо если на четыре с минусом. Еще непонятно кто будет в жюри, а жюри должно быть на 90% из профессионалов, пусть даже невыдающихся - откуда их взять при такой подготовке, но хоть чуточку понимающих толк в скульптуре и малых архитектурных формах, обладающих глазомером и визуальной памятью места. Но будут, кажется, кто попало. И будет закрытое голосование при отсутствии прессы, свидетелей обсуждений, то есть начальной мифологии и истории памятника. То есть никто ни за что не отвечает фактически, документально. Все анонимно, бездушно, тихо и достойно. Никому ни за что не стыдно, свидетелей же нет. Выбрали бы сначала жюри, огласили список, тогда бы стоило поразмыслить - участвовать ли в таком конкурсе или нет - махровый непрофессионализм ведь отпугивает любого нормального творческого человека и время тратить впустую никто не захочет. Уже на стадии подготовки многое видно.
конкурс проводится для "галочки"... по большому счету победители известны еще до конкурса... в конкурсе участвуют в основном местные... с большой долей вероятности можно предсказать что памятник будет стандартным - удмуртка в национальном наряде с внуками... но и в таком довольно предсказуемом виде памятник все-равно будет достопримечательностью... в общем, обойдутся местными силами... конкурс по сути можно было и не объявлять...
Преобладающая часть памятников бабушкам, массово появившимся в последние годы - это памятники бабушкам, как правило сидящим на скамейке для создания атмосферы домашней теплоты(Белгород, Новосибирск, Магнитогорск, Урюпинск Волгоградской области, Киев, провинциальные городки Украины и Германии). Но бабушки на скамейках всегда сидят с некоторым дополнением (с внуками-внучками, с семечками у базарного мешка, с вязанием, пением фольклорного репертуара у веретена или ткацкого станка в непременных этнографических костюмах, с кормлением голубей, коз на веревке, с кошками калачиком на коленях). Весь этот тактильный антураж очень важен для придания почти утробной интимности, но особенно сближает с бабушками возможность посидеть рядом с ними на скамеечке. У нас тоже есть эта же традиция сидящих памятников, начиная с памятника Ижевскому крокодилу на изрезанной автографами скамейке под старыми липами. После Крокодила появились Кузебай Герд, сидящий на красном соловецком камне и на фоне таёжных елок, Воин-интернационалист, сидящий на афганском камне с автоматом Калашникова на коленях, Оружейники, старший из которых сидит на домашнем резном стуле - копии семейной реликвии скульптора Медведева. Интересно, будет ли бабушка перед театром отдыхать на скамейке? Или она торжественно понесется в театр, который так обожает министр культуры Иванов и который отныне должны возлюбить ББ? А может будет стоять на часах у входа в театр в величественной позе Ермоловой? Как бы там ни было, но мне, как культурологу и градомифотворцу, кажется любопытным, что памятник бабушке будет стоять у входа в театр для детей по соседству с памятником Ижевскому крокодилу у входа в школу, поскольку к памятнику Крокодилу, его концепции и городской мифологии я имею непосредственное отношение. Любой памятник - как бы он не был абсурден - рано или поздно начинает обязательно репродуцировать смыслы. Надо только подумать. Или - подождать.
Даже бешено возбужденный, соседний с сидящим Крокодилом и грядущим памятником ББ изголодавшийся "Человек с ружьем" страстно указывает на знаменитую "Блинную". Чтобы сесть наконец-то, да и отдохнуть на всю катушку за горкой горячих блинов и дымящимся чаем с вареньем. Тоже ведь бабушкина традиция - угостить, посидеть, пожалеть.
Из сидящих памятников бабушке забыли еще памятник старушке-няне Арине Родионовне в Пушкинском саду Пскова. А вот лежащих памятников бабушке ни одного не найти. Это оригинально. Можно сделать такой у кукольного театра - Волк в очках и чепце лежит в кровати. А рядом пионер Петя Иванов в платочке и с пирожками. Дети были бы в восторге. И Волков, который любит удмуртов и детей. А так будет обыкновенный этнографический памятник бабушкам - таких памятников много. Вот хотя бы в Лудорвае - бабка с дедом или в Якшур-Бодье - удмуртка в нац. костюме с ребенком и свиньей, не говоря уж о далеком Урюпинске.
Хочу памятник Бабе Яге - самая известная бабушка финно-угорского происхождения. "Яг" - по-удмуртски - хвойный бор, лес, а Баба Яга - Лесная Баба. Удмурты долго придерживались язычества, да и сейчас придерживаются, а в Ижевск вырос из лесной удмуртской деревушки Ягули, Подборной тож. Удмуртскую Бабу Ягу хочу. И избушку на курьих ножках.
времени мало для работы над проектами, к тому же майские праздники, уличные гуляния, субботники, огород и все такое - не до работы. И что даст конкурс, если авторы и их проекты фактически известны задолго до объявления конкурса по новостям СМИ? Так что будет какая-нибудь местечковая вторичность, уже где-то виденная, вроде Трокая Борисова - местного повтора памятника Колчаку в Иркутске.
бабушка на улице гоголя - сюжет забавный, почти гоголевский. вроде носа майора ковалева. не сделать ли ее с усами? бывают ведь разные старушки, с кавалерийскими усами тоже. вроде кавалерист-девицы дуровой в отставке, жившей в одиночестве с котами и собачками до самой старости.
Главное, чтобы Указ Президента Удмуртской Республики А.А.Волкова №139 от 25.07.2012 " О дне Бабушки" был на постаменте памятника Бабушке. Иначе в этом памятнике ничего оригинального в отличие от других памятников Бабушкам не будет.
Странные дела происходят с памятниками, посвященными Бурановским бабушкам, в честь которых президент УР с мая этого года повелел отмечать День бабушек и в этом же году поставить памятник Бабушкам. Вчера по дороге в Бураново, на южном кладбище Ижевска в день радуницы открыли кладбищенскую церковь, которая является копией кладбищенской церкви в Хохряках (архитектор Е.Чугуевская), а главное - почти копией (проект изменен по требованию бабушек, а именно надстроены хоры, чтобы бабушкам было удобно петь в церковном хоре)строящейся в Бураново церкви(ее открытие, кажется, намечается на июнь). Не кажется ли вам, что "кладбищенский" проект церкви в Бураново выглядит странным? Знают ли об этом сами Бурановские бабушки? Если не знают, то узнают, так как в Ижевск они ездят выступать по Сарапульскому тракту мимо кладбищенской церкви. Как бы там ни было, но в далеком прошлом памятниками в честь лиц и событий являлись именно храмы. И главным памятником Бурановским бабушкам будет, несомненно, храм. А не памятник-марионетка у кукольного театра. Однако посмотрим, кого из скульпторов выберет на этой неделе жюри по памятнику Бабушкам. Жду с нетерпением.
Сегодня с большим опозданием Министерство культуры УР наконец-то обнародовало в газетах точное место будущего памятника Б, засунув его в угол, к торцу скучной хрущебы из селикатного кирпича, на фоне скучных, захламленных балконов, на которые жители по обыкновению вываливают разное барахло. Что же касается выбора скульптуры, к которой приковано внимание российских и иностранных СМИ, то в сегодняшних местных СМИ говорится, что выбирать оказалось не из чего и выбор переносится с сегодняшнего дня еще на некоторое время. Удмуртское информационное агентство "Сусанин" передает, что в конкурсе на проект памятника Б. могут участвовать "все желающие", то есть кто попало, не обязательно профессионалы. Увы и увы, конкурс готовится министерством культуры УР, судя по всему, действительно непрофессионально, почти любительски, как бы по обязанности, с некой натугой. Да и состав жюри, то есть ответственные, до сих пор засекречены. Любопытно и то, что удмуртская республиканская организация "Кенеш", которая создана для защиты национальных интересов удмуртов (народа, который по данным ЮНЕСКО может исчезнуть через сто лет), на отрез отказалась от того, чтобы образ памятника Б. в столице Удмуртии носил удмуртские черты, чтобы другие народы вдруг не обиделись. Все это, кажется, вносит сумятицу в создание будущего памятника, вряд ли способствует работе над ним и, по сути, толкает скульпторов на банальное решение памятника Б., каких в России, увы и увы, теперь много. А ведь идея была хорошая и памятник мог стать одним из туристических символов города, учитывая интерес к нему со стороны российской и иностранной публики. Но все-таки надежда хоть какая-то на памятник остается, хотя бы в том отношении, что под это дело могут благоустроить запущенный кленовый сквер, между прочим, исторический сквер. Он был посажен весной 1944 года выпускниками Ленинградского артиллерийского технического училища (среди выпускников-лейтенантов был и будущий писатель Богомолов, автор культового произведения "В августе 44-го", известного по учебной программе советской школы и по одноименному фильму). Артиллерийское училище с 1943 по 1944 годы базировалось в нынешнем 2 корпусе УдГУ. Две учебных пушки из этого училища, обнаруженные краеведом Новиковым во дворе вуза в 1960-е гг., были использованы впоследствии для памятника артдивизиону имени комсомола Удмуртии в Воткинске и Ижевске (за кинотеатром "Дружба"). Такая вот перекличка памятников, которые соединяет кленовый сквер 1944 г. Тема бабушек и войны тесно связана еще и тем, что до посадки в войну кленового бульвара по бульвару Гоголя там проходила заводская узкоколейка в Арсенал (зигзагами с завода по Коммунаров, Советской, Гоголя, до Карлутской площади с ее Вечным огнем, потом к Арсеналу. По дороге возили оружие на фронт.
Каков же результат? Кердык?
Сегодня узнал, что конкурсные работы памятника перенесли из минкульта УР в музей изоискусства, на днях появится информация об этом в СМИ и в интернете. Побежал в музей, рассматривал проекты памятника часа два, до самого закрытия музея. Подавляющее большинство памятников, как и предполагал ранее - сидящие на скамейке бабушки с внуками, внучками, кошками, прялками. Местные мастера сразу узнаются, в них побольше этнографии и поменьше виртуозности. Больше всего понравились, судя по всему, работы неместных скульпторов, хорошие по исполнению и психологии персонажей. 1)Сидит на скамейке бабушка в валенках за вязанием, а вокруг нее - целый выводок детишек и кот. 2)И еще - три бабушки, девочка,которой бабушка вытирает нос, мальчик с велосипедом, все сидят вокруг жилистого и кривого, но крепкого дерева-фонаря. Все три бабки разные, с разными характерами - есть грустная, слегка поникшая в деревенском платке, босая и противоположная ей, неунывающая бабка в городской шляпке и штиблетах, напоминающая Раневскую в роли "не нервируй меня" (из "Подкидыша" 1939 г.). Первый памятник хорошо бы смотрелся у театра, второй - на набережной пруда в начале бульвара на стрелке-ответвлении велосипедной и пешеходной дорог. Вообще хорошо бы Волков поставил два памятника - деньги-то у него есть - до самых выборов в сентябре 2014 г.
Скорее всего, победит проект Аникина (бабка с девочкой). Все в жюри знают, как выглядит его проект, он сам был консультантом по памятнику бабушке в минкульте, а главное - он удмурт. Жаль, что на 99% в жюри были случайные в сфере искусствоведения люди. Проект Аникина, лучше других местных проектов, но не ахти какой, зато Аникин профессиональный скульптор-удмурт (памятник Герду), а это главное... Так что, не надо соваться сюда чужим и иногородним.
Сегодня местные СМИ опубликовали сообщение о выставке проектов памятника бабушке в музее изобразительных искусств. Пишут со ссылкой на членов жюри, что победитель еще не назван, но жюри проголосовало, победителем может стать работа №1 (сидят бабушка с девочкой), или №2 (бабушка сидит на скамейке со множеством детей).
В других российских городах при финансовой помощи региональной власти открывают сразу несколько памятников, точнее уличных скульптур, например в Челябинске на пешеходной ул. Кирова. Много памятников не бывает, правда каждому памятнику нужно тщательно подобранное место. Почему бы и в Ижевске не быть нескольким памятникам бабушкам, ведь все они разные, хотя бы этнически, а этот момент очень важен, как показывает опрос в СМИ по поводу будущего памятника бабушке. Хороша российская или русская бабушка с оравой шумных, непоседливых детей (№2). Но Ижевск всё-таки столица Удмуртии и бурановские бабушки, между прочим, тоже удмуртки. Удмуртская бабушка с внучкой, работы скульптора Аникина Анатолия Егоровича (№1) сделана со знанием национальной психологии. Работа скульптора-удмурта со знанием дела подчеркивает характер именно удмуртской женщины - застенчивость, молчаливость, замкнутость. Бабушка спрятала руку под фартук - это типичный жест деревенской удмуртки - от застенчивости, девочка тоже застенчива,обе молчаливы, задумчивы, даже несколько испуганы. Такой памятник вполне бы смотрелся у входа в мемориальную часовенку на мемориальной же Карлутской площади (бывшей языческой рощи удмуртов) - эта площадь едва ли не единственная в центре столицы Удмуртии, которая носит удмуртское название, находится рядом с правительственными зданиями Удмуртской республики, памятником удмуртскому поэту Герду. А для места у ярко раскрашенного кукольного театра с петухом на башне больше подходит российская (русская) бабушка в смешных валенках, с шумной, игривой, даже проказливой детворой. Впрочем самому маленькому малышу на скамейке не мешало бы надеть солдатскую пилотку со звездой, ведь этот памятник планируют поставить у кленовой аллеи, посаженной курсантами Ленинградского артиллерийского училища перед отправкой на фронт в 1943 году.
Udm-Info только сообщило, что проекты под №№ 1 и 2 дали одинаковое количество голосов жюри.
Еще в середине мая должны были сообщить о результатах конкурса, а уже скоро середина лета. Жаль, что конкурс организован очень плохо, непрофессионально. По-чиновничьи: чиновники преобладают и в жюри. В жюри конкурса, которое не оглашается, был только один искусствовед - В.О.Гартиг. И ни одного скульптора. А, между прочим, половина членов жюри должно быть профессионалами. Но конкурс от местечковой и непрофессиональной, типично чиновничьей организации фактически спасли бурановские бабушки. Благодаря их известности на конкурс, который готовился словно в вакууме, в подполье, поступило, тем не менее очень большое количество иногородних проектов. Это и спасло судьбу памятника бабушке от местечковой деревянности скульптур местных любителей-непрофессионалов (см. топорные варианты памятника удмуртской бабушке из интернета доконкурсного периода). Из профессиональных ижевских скульпторов конкурс игнорировали, кажется, абсолютно все профессиональные скульпторы, за исключением только одного - скульптора-удмурта А.Е.Аникина. Последнему и принадлежит лучший образец памятника бабушке из всех работ местных авторов, поданных на конкурс (скульптура под №1 - "Два поколения" - на выставке в художественном музее). Однако, по зрительским симпатиям, как это видно из СМИ и книги отзывов в музее, лидирует проект под №2 - "Бабушка с внуками" (видимо, "московский" проект). Он мне тоже нравится, больше чем вариант Аникина. Скульптура Аникина сделана в "конечном" варианте, детально, московская же скульптура сделана намеренно эскизно, то есть может дорабатываться в деталях, которые очень интересны, но даже в поданной мастером импрессионистической стилистике Паоло Трубецкого, она выглядит лучше, чем у Аникина, у которого скульптура хороша в миниатюрном варианте, но в полный рост могут вылезти изъяны. Вообще, много памятников не бывает. Мне кажется, в пространстве города можно поставить два памятника - "московский", как самый предпочтительный, судя по отзывам и "удмуртский", представляющий титульную нацию, которую всё же не стоит обижать, это серьёзно, хотя бы политически... "Московский" вариант - с многочисленной и шумной ребятнёй вокруг бабушки - очень подходит к месту, подобранному чиновниками еще до конкурса - у кукольного театра. Этот вариант хорошо согласуется с соседним памятником ухмыляющемуся прохвосту Крокодилу, что у другого детского учреждения - перед таким же зеленым входом в школу (в обоих памятниках есть звери и оставлено место для фотографирования). Что же касается грустного, серьезного, даже драматичного памятника скульптора Аникина, то он походит на другой памятник - оружейникам-кафтанщикам. Где его поставить? Этот вопрос решают, прежде всего, чиновники. Можно поставить перед входом в театры, ибо это нравится главному нашему театралу - министру культуры. Например, перед входом в Удмуртский театр, театр юного зрителя, где много лавочек, или театр "Молодой человек", который перебирается в бывший к-р "Удмуртия", где раньше была удмуртская деревня "Ягули, Подборная тож". Или же можно поставить перед входом в Дом дружбы народов - любимое детище президента Волкова. Да мало ли где можно поставить... Что касается меня, я бы выбрал для аникинского памятника место на Карлутской площади, то есть в районе Президентского дворца. Например, у северо-восточного угла Арсенала (где мемориальная доска с цифрами об участии Удмуртии в ВОВ) или же в ряду группы скамеек, что вдоль Арсенала поставил бы скамейку с "Двумя поколениями" удмуртов - деревенским и городским. Кстати, недалеко от другого памятника Аникина - памятника Кузебаю Герду, именем которого назван Удмуртский национальный музей.
Когда же будут результаты? Все сроки давно прошли...
Где результаты?

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут