|
Победители конкурса концепций парка «Тучков буян» в Петербурге
Конкурс концепций парка «Тучков буян» в Петербурге. 2-е место. JV Vogt (Швейцария, Цюрих) и Herzog & de Meuron (Швейцария, Базель)
18 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге объявили победителя и финалистов Международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Тучков буян». Победу в конкурсе одержал международный консорциум, в состав которого вошли Студия 44 (Россия, Санкт-Петербург) и архитектурное бюро WEST 8 (Нидерланды, Роттердам). Второе и третье места заняли команды JV Vogt (Швейцария, Цюрих) в консорциуме с Herzog & de Meuron (Швейцария, Базель) и Хвоя (Россия, Санкт-Петербург).
«Хотел бы поблагодарить всех за активную работу по столь значимому для петербуржцев и города проекту. Как вы знаете, парк на этом месте планировался еще до Великой Отечественной Войны. Неравнодушные к этой территории петербуржцы неоднократно обращались к Губернатору Санкт-Петербурга Александру Дмитриевичу Беглову с просьбой вернуть это пространство горожанам и создать там парк. Данная инициатива была поддержана на самом высоком уровне — лично Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным», — подчеркнул вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко. Также он поблагодарил Правительство Российской Федерации, Фонд ДОМ.РФ и консалтинговую компанию КБ Стрелка за организацию конкурса в соответствии со всеми международными стандартами.
«Интерес к данной территории существует давно. Наш город всегда развивался на основе регулярного планирования и преемственности. Еще в Генеральном плане города Николая Баранова была заложена идея создания центрального городского парка вдоль Малой Невы от Петропавловской крепости до выхода на побережье Финского залива. Сегодня мы снова говорим об особой роли ландшафта и его единой связной системы в жизни города. Началась новая эпоха, если прежде мы вынуждены были мириться с застройкой территории, то сейчас территория освобождается, чтобы дать городу новое открытое пространство. Отмечу высокий уровень всех представленных работ и благодарю всех участников этого творческого процесса», — напомнил Владимир Григорьев, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре — главный архитектор Санкт-Петербурга.
Подготовка международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Тучков буян» в Санкт-Петербурге началась в сентябре 2019 года. Конкурс проводится по поручению Правительства Российской Федерации. Инициатором проведения конкурса выступает Правительство Санкт-Петербурга, организатором — Фонд «ДОМ.РФ». Оператор конкурса — консалтинговая компания КБ Стрелка.
«Для Фонда ДОМ.РФ — это первый масштабный проект развития городской среды в северной столице. Мы видим много примеров появления по-настоящему талантливых и актуальных проектов благодаря проведению международных конкурсов. На их площадке как опытные, так и молодые бюро имеют возможность проявить себя в решении сложных городских задач, повысить свои компетенции за счет работы в консорциумах. Необходимо внедрение регулярной практики проведения международных конкурсов с независимым жюри для ключевых городских территорий. Это поможет найти лучшие решения и создать среду нового формата. Мы благодарны Администрации Санкт-Петербурга за оказанное нам доверие», — рассказал Денис Филиппов, заместитель генерального директора ДОМ.РФ, генеральный директор Фонда ДОМ.РФ.
«Для нас этот конкурс был очень важным — в прошедшие 2 дня мы провели заседания международного жюри, в котором были представлены специалисты из России, Италии, Франции, Германии, США, Швейцарии и Великобритании. Три финалиста были выбраны почти единогласно, потом члены жюри обсуждали распределение мест. Финальное заседание было беспрецедентно сложным с точки зрения организации: оно проходило в онлайн и офлайн-формате одновременно. При этом всем членам жюри был обеспечен равный доступ к информации и материалам конкурса, в том числе макетам и планшетам. Особое внимание в соответствии с требованиями Международного союза архитекторов было уделено вопросам конфиденциальности и равных возможностей для всех конкурсантов в части оценки их работ. Никто из экспертов, никто из членов жюри в процессе заседания жюри, рассмотрения конкурсных работ и вынесения коллегиального решения о победителе не имел информации о том, какая работа выполнена тем или иным консорциумом», — отметил Денис Леонтьев, генеральный директор КБ Стрелка.
«Это был очень успешный и хорошо организованный конкурс. Прекрасно составленное техническое задание настраивало на вдумчивую работу всех участников. В особенности, я чувствовал, что все дискуссии были очень сдержанными, соединяя международный опыт и местные знания. Обсуждения проходили максимально открыто, и решения принимались коллегиально. Оценки всех членов жюри отражали профессионализм, который поощрялся и поддерживался организацией конкурсных процедур», — отметил Лоренс Барт, профессор урбанистики в Высшей школе архитектурной ассоциации, входивший в состав жюри конкурса.
В конкурсе приняли участие 229 команд из 50 стран мира. В число восьми конкурсантов, разработавших оригинальные концепции парка, вошли:
В соответствии с условиями конкурса два из восьми мест были предоставлены командам начинающих профессионалов:
В состав жюри конкурса вошли 14 российских и иностранных экспертов в сфере архитектуры, ландшафтного дизайна и городского планирования. Среди них — Владимир Григорьев, главный архитектор Санкт-Петербурга, Сергей Чобан, член немецкого и российского союзов архитекторов, Франческо Бандарин (Francesco Bandarin), итальянский архитектор и градостроитель, помощник генерального директора ЮНЕСКО по культуре, Патрик Блан (Patrick Blanc), французский ботаник и изобретатель современных вертикальных садов, Кен Смит (Ken Smith), урбанист и один из самых известных ландшафтных архитекторов в мире, Штефан Ротцлер (Stefan Rotzler), ландшафтный архитектор и представитель Международного союза архитекторов, и другие специалисты.
1-место. Студия 44 (Россия, Санкт-Петербург) и WEST 8 (Нидерланды, Роттердам)
№ 7. Романтический парк Тучков Буян
Акцент концепции сделан на создании романтических пейзажных видов и раскрытии городской панорамы. Невозможно угадать, какой вид откроется перед вами, когда вы повернете за угол или подниметесь на холм. Это парк для долгих прогулок и наблюдений за рассветами и закатами, за сменой сезонов и настроений, за водными отражениями, бликам солнца и луны. Парк наполнен разнообразными пространствами, где естественная речная природа сочетается с оживленной городской жизнью.
Планировочная структура
Объекты парка
2-е место. JV Vogt (Швейцария, Цюрих) и Herzog & de Meuron (Швейцария, Базель)
№ 8. Буян на Неве
В основе концепции — историческая идентичность территории. Авторы представляют значение слова «буян» как несуществующий сказочный ландшафт — невидимый, легендарный остров. На протяжении истории топография местности все время менялась, совместив все топографические слои островов и малой Невы и наложив их друг на друга, участники получили контуры долины, воссоздающей естественный характер бывшей береговой линии. Эта долина и есть воплощение слова «буян».
Планировочная структура
Парк состоит из трех зон с различными типами ландшафта:
Три группы подземных сооружений расположены на фундаментной плите и скрыты ландшафтом. В них размещаются все функции парка. Оранжерея возвышается над ландшафтом, она соединена с подземным пространством.
Объекты парка
Объекты парка расположены в трех подземных пространствах:
В долине находится затопляемая площадь, наполняющаяся талой водой или осадками в сезон. Второй «бассейн» для ливневой воды находится у проспекта Добролюбова.
Три озелененные игровые зоны для детей расположены в разных частях парка.
Проектом предусмотрены три амфитеатра: напротив Дворца танца, зеленый амфитеатр около улицы Сперанского и вдоль набережной.
Технические и обслуживающие помещения встроены в подземное пространство.
Здание Пеньковых складов предлагается использовать для образовательных функций.
3-е место. Хвоя (Россия, Санкт-Петербург)
№ 2. Больше, чем просто пейзаж
Основное назначение парка — место, где можно отдохнуть от города. Это спокойное пространство, предназначенное для отдыха и созерцания, наслаждения ландшафтом. Вплоть до середины XX века это место представляло собой постоянно меняющуюся ландшафтную «аномалию» в центре города. Болото, полуостров, более крупный остров, небольшой архипелаг и, наконец, что не менее важно, часть Петроградской стороны — в проекте отражена вся история взаимосвязей участка с водой. Обилие растений и многослойность поддерживают связь пространства с историей и природой города.
Планировочная структура
Парк состоит из трех зон с различными типами ландшафта:
Объекты парка
Хвоя (Россия, Санкт-Петербург). Генплан
Комментарии членов жюри о работах участников и об организации конкурсаДидье Ванкуцем
член Совета директоров Международного сообщества городских и региональных планировщиков (ISOCARP Institute), Германия
Проект, победивший в конкурсе, обещает стать новой достопримечательностью города, с которой будет открываться прекрасный вид на Петербург и его окрестности. Его разнообразная и современная ландшафтная архитектура (например, оранжерея) будет привлекать внимание жителей города и туристов. Проект представляет собой эффектную планировочную концепцию, в том числе хорошо продуманную ландшафтную архитектуру, достопримечательности, смотровые площадки, нестандартный дизайн и связь с рекой Невой. Все представленные проекты участников отличаются высоким уровнем и современным дизайном городской среды.
Работа в Петербурге идет иначе, потому что здесь мы наблюдаем высокую концентрацию объектов культурного наследия. Здесь нужно учитывать множество факторов — крепость, архитектурный ансамбль Васильевского острова и весь силуэт города. Городская ткань и очертания крыш имеют важное значение, когда смотришь на них из парка, поэтому необходимо их учитывать и интегрировать в визуальную концепцию.
Организация и координация конкурсного процесса была очень профессиональной. Предварительная оценка, количественный анализ эффективности и риска проекта были представлены на высоком уровне. Это оказалось большим подспорьем, так как мы работали удаленно и не могли подробно изучить все предоставленные документы и модели. Модерация работ тоже была проведена жюри на очень высоком уровне.
Лоренс Барт
профессор урбанистики в Высшей школе архитектурной ассоциации Лондона, Великобритания
Работы участников конкурса отличает очень высокий уровень мастерства, который позволил объединить все элементы ландшафтной архитектуры в комплексное и новаторское решение, созданное для будущего парка Тучков Буян. Лучшие проекты, в особенности, проект, победивший в конкурсе, продемонстрировали отличное понимание декоративного садоводства, использование материала, движения, энергии и настроения, ощущения места, самобытности и перспектив. Еще один момент — участники конкурса понимали, что это прежде всего парк для петербуржцев, как для работы, так и для повседневной жизни, и, будучи хорошо интегрированным в повседневную жизнь города, он станет местом силы для посетителей. Проект продемонстрировал смелость и новизну, но без попыток сделать величественный жест в целях самоутверждения. В целом проекты продемонстрировали глубокое уважение к красоте реки и существующему городу. Кроме того, работы участников показали, что в области паркового дизайна мы достигли высокого уровня приверженности устойчивому развитию биологической и экологической систем города. Большое внимание уделялось решениям, подчеркивающим биологическое разнообразие, природные системы и непрерывность зеленых насаждений, даже в сложных условиях с точки зрения городского планирования. Используя этот парк в качестве пилотного проекта, можно найти более широкое применение этой стратегии во всем городе. Будем надеяться, что он станет источником вдохновения будущих проектов, которые продемонстрируют полную интеграцию ландшафтной инфраструктуры в самых сложных городских условиях.
Во всем мире мы наблюдаем процесс переоценки прибрежной части города: он становится многофункциональным продолжением локальных городских зон, которые поддерживают одновременно жизнь жителей и новые информационные ресурсы. Части города, выходящие на набережную, созданы для поддержки культуры, обучения, активного образа жизни — всего того, что поддерживает здоровье и благополучие, с одной стороны, и, с другой стороны, роста передовых сетей знаний. Основные идеи, лежащие в основе конкурсного задания, можно увидеть во всем мире. Быстро вспоминается растущий интерес к переоценке роли водных ресурсов Манхэттена и Бруклина, который наблюдался в последние десятилетия. Кроме того, например, мы застали появление программы редевелопмента набережной зоны Копенгагена. Однако, отличительная черта проекта парка «Тучков Буян» — переосмысление ценности центрального местоположения и сохранение утонченности и масштаба существующего города. Этот проект демонстрирует решимость города полностью переосмыслить роль и самобытность такого места, он отличается своими амбициями и вниманием к пожеланиям местных жителей.
Санкт-Петербург — это город, обладающий потрясающим характером и целостностью, которые пришли от предыдущих поколений. В то же время, города повсеместно подвергаются давлению — они должны приспособиться к новым экономическим реалиям, создавать новые возможности и услуги для жителей. Зачастую, городам трудно найти баланс между конкурирующими между собой притязаниями историзма и эволюционного развития, особенно, когда речь идет о трансформации прибрежной части. Очень легко преувеличить масштаб изменений за счет величественных жестов. Я считаю, что все участники конкурса понимали значение этого баланса, работая с текстурой и ритмом города и подчеркивая силу нового городского видения, но и из-за прежних планов и существующей застройки все участники конкурса были вынуждены мыслить очень творчески и открыто. Конкурсные предложения были очень продуманными и отвечали задаче, призванной привнести свежую идентичность без ущерба для истории города.
Это был очень успешный и хорошо организованный конкурс. Прекрасно составленное техническое задание настраивало на вдумчивую работу всех участников. В особенности, я чувствовал, что все дискуссии были очень сдержанными, соединяя международный опыт и местные знания. Обсуждения проходили максимально открыто и решения принимались коллегиально. Оценки всех членов жюри отражали профессионализм, который поощрялся и поддерживался организацией конкурсных процедур.
Франческо Бандарин
бывший заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по культуре, профессор в области городского планирования и сохранения исторического наследия в Институте архитектуры и градостроительства Венецианского университета (IUAV), Италия
Я думаю, что у проекта, победившего в конкурсе, есть большой потенциал в плане возможности технической реализации, общественного признания, создания международного имиджа и развития инфраструктуры города. Благодаря высокому уровню конкурсного отбора и профессионализму других участников, многие конкурсные проекты разделяют эти ценности, хотя и не в плане возможности технической реализации и затрат.
Все же большинство проектов создавались под влиянием идей романтического пейзажа, общих для Америки и Северной Европы. Во Франции и на юге Европы городские сады, как правило, в большей степени создаются в соответствии с архитектурными моделями. Однако, здесь непросто провести параллель с другими странами из-за исключительности масштаба и места этого проекта.
Очевидным образом, этот проект отсылает нас к парку «Зарядье» в Москве; это самое близкое сравнение из возможных. Санкт-Петербург как объект культурного наследия требует особого отношения к панораме города и визуальному воздействию. Однако, это не должно сдерживать современное творчество.
Касательно организации конкурса — все было организовано безупречно!
Елена Штиглиц
директор фонда «Наследие барона Штиглица», автор идеи и организатор фестиваля «Императорские сады России», член Ассоциации ландшафтных архитекторов Санкт-Петербурга (СПбОЛА), член Совета хранителей исторических садов и парков, член общества изучения Русской усадьбы (ОИРУ), Россия
Все представленные проекты за исключением одного были выполнены с высоким уровнем профессионализма. Проекты тройки финалистов оцениваются мной, как наиболее глубоко проработанные материалы. Оценка победителя вне всякого сомнения — это проект, который наиболее точно соответствует ТЗ и представляет удачное сочетание всех критериев, предъявляемых к работе.
Все проекты реализуемы в той или иной степени, поэтому сложность решений — это только техническая сторона вопроса, но с точки зрения дальнейшей эксплуатации некоторые проекты не жизнеспособны, т.е. не учтен один из критериев — «функциональность и рациональность эксплуатации». В большинстве проектов серьезно проработана историческая часть и присутствуют приемы интеграции в существующую городскую застройку. Особенно хочется отметить проекты, в которых учтены исторические периоды развития Санкт-Петербурга и символика города.
Если говорить про уникальные особенности города, которые конкурсантам необходимо было учесть, то это планировочная и объемно-пространственная структура, типичная для садово-паркового искусства города, климатические характеристики (особенно наводнения и ветровые нагрузки), ассортимент растений, характерный для города. И конечно, ландшафтный сценарий — это приоритет, он главный герой! И принцип этой составляющей проекта для Санкт-Петербурга на мой взгляд должен быть такой — «это должно быть что-то новое, но хорошо забытое старое».
В конце хотелось бы отметить, что конкурс был проведен на высочайшем международном уровне!
Борис Кириков
историк архитектуры, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Россия
Потенциал работы конкурсантов довольно высокий, предложения разные и разные творческие подходы. Главное, есть из чего выбирать: один из проектов мне понравился нестандартным сценарием, другой — отточенным архитектурным решением, третий — необычной планировкой, которая в свою очередь продолжает традиции петербургского паркостроения. Я не ландшафтный архитектор и мне трудно судить о каких-то специфических особенностях, но в целом 8 рассмотренных работ показали реальные возможности разных подходов к созданию объектов ландшафтной архитектуры в таком городе, как Санкт-Петербург.
Из сложных решений конкурсантов отмечу работу с рельефом с повышением высот до плюс-минус 10 метров, вопрос о включении функциональных пространств под землю или выведении их на землю. Сложностей хватало и каждый проект показал себя достойно. Наиболее сложные решения были от участников, кто предложил решения с внешними оранжереями. В одном случае конструкция представляла собой огромный параболический стеклянный объем, на котором, к сожалению, была смотровая площадка несоразмерная по площади самой конструкции. В другом случае мы видим очень красивую высокую стеклянную оранжерею, выполненную в лучших традициях советского конструктивизма 20-х годов, но, к сожалению, в данном контексте смотрящуюся совершенно неуместно. В Петербурге жители ценят аутентичность городской среды и очень трепетно относятся к интеграции современной архитектуры в панораму центра города.
Самое важное, что участники должны были учесть в своих проектах — это связь природы с водой, плоскостность города и набережную, как главную особенность города. Все вышеперечисленное говорит нам, что в проектах не было потребности в дополнительных гидротехнических сооружениях, потому что территория и так находится на набережной. И важно было сохранить образ набережной Санкт-Петербурга, гранитной набережной, подобной которой больше нет нигде в мире.
Справка
Международный конкурс на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парка «Тучков буян» в Санкт-Петербурге был организован по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, организатор — Правительство Санкт-Петербурга, партнеры — финансовый институт развития ДОМ.РФ, Европейский университет, СПБГАСУ, ISOCARP, оператор — КБ Стрелка. Конкурс проходил при поддержке Международного союза архитекторов (UIA). Вся конкурсная документация, в том числе положение и процедуре проведения и техническое задание, были согласованы и завизированы со стороны союза.
Конкурс стартовал с начала приема заявок на участие 15 ноября 2019 года и завершился объявлением победителей 18 сентября 2020 года. Изначально объявление победителей было запланировано провести в рамках Петербургского международного экономического форума в июне 2020 года, но в связи с принимаемыми мерами по борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и в соответствии с рекомендациями Международного союза архитекторов было принято решение о переносе сроков сдачи работ на 7 августа 2020 года, а итоговое заседание жюри на 16—17 сентября 2020 года.
Конкурс проходил в два этапа:
К участию в первом этапе приглашались все желающие международные и российские ландшафтные архитекторы. На первый квалификационный отбор поступило 229 заявок из 50 стран мира, из которых было выбрано 8 финалистов. Среди них следующие консорциумы:
До августа 2020 года финалисты дорабатывали свои проекты. Каждая из выбранных команд получила по $ 60000, а для победителей предусмотрено дополнительное вознаграждение ($ 50000, $ 30000 и $ 20000 за первое, второе и третье места соответственно).
В жюри вошли: главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев (председатель жюри), историк архитектуры Борис Кириков, российские архитекторы Юрий Земцов, Олег Романов и Сергей Чобан, ландшафтные архитекторы Елена Штиглиц, Мартин Рейн-Кано (Германия), Штефан Ротцлер (Швейцария) и Кен Смит (США), профессор урбанистики Лоренс Барт (Великобритания), профессор в области городского планирования Франческо Бандарин (Италия), научный сотрудник Французского национального центра научных исследований Патрик Блан (Франция), член Совета директоров Международного сообщества городских и региональных планировщиков (ISOCARP) Дидье Ванкуцем (Германия) и архитектор Джованна Карневали (Италия).
Ирен Джао-Ракитин (ландшафтный архитектор, Франция), член жюри с правом совещательного голоса, приняла решение выйти из состава жюри во избежание возможного конфликта интересов в ходе второго заседания Жюри и рассмотрения конкурсных предложений.
Подробнее о конкурсе и его итогах смотрите на официальном сайте конкурса.
20 сентября 2020, 17:16
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий