наверх
 

Победители конкурса на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в Ижевске

открытый конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске
 
 
16 июня 2016 года был объявлен открытый конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Администрация города Ижевска и ОАО «Летний сад им. М. Горького» выступили с инициативой превращения популярной у жителей зоны отдыха в современное общественное пространство. Организатором конкурса выступило Удмуртское региональное отделение Союза архитекторов России.
 
На конкурс поступило 23 заявки от индивидуальных участников, творческих коллективов и архитектурных студий из Санкт-Петербурга, Ижевска, Казани, Москвы, Новосибирска, Тольятти, Пензы, Мичуринска, Феодосии и Волгограда. Не все участники конкурса успели в сжатые сроки подготовить проекты территории. В итоге в конкурсе приняли участие 7 эскизных проектов. Ещё один проект шёл вне конкурса, поскольку поступил позже срока окончания приёма конкурсных работ.
 
Итоговое заседание жюри прошло 19 августа 2016 года. Две конкурсные работы набрали одинаковое наибольшее число баллов, поэтому жюри приняло решение присудить два первых места и одно третье. Призовой фонд за 1-е и 2-е места будет поделен поровну между двумя победителями.
 
 
Фото с заседания жюри конкурса в выставочном зале Дома архитектора в Ижевске
Фото с заседания жюри конкурса в выставочном зале Дома архитектора в Ижевске
 
 

Победители конкурса:

  • 1-е место — Творческая мастерская № 1 Союза ландшафтных архитекторов и дизайнеров (Новосибирск). Авторский коллектив: Чаплыгин Михаил Филиппович (руководитель проекта), Бурдин Максим Владимирович, Лаер Константин Владимирович;
  • 1-е место — творческий коллектив: Городчикова Алевтина Анатольевна, Алышева Алена Олеговна, Авдеева Гаянэ Шагеновна, Бердникова Анастасия Владимировна, Корепанова Наталья Сергеевна (Москва—Ижевск);
  • 3-е место — ООО «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов Сергей Игоревич, Снежкин Георгий Сергеевич, Спиридонов Илья Вадимович.
 
Ниже мы публикуем проекты призёров конкурса. Проекты всех участников конкурса смотрите здесь.
 
 
 

1-е место

Творческая мастерская № 1 Союза ландшафтных архитекторов и дизайнеров (Новосибирск)

Авторский коллектив: Чаплыгин Михаил Филиппович (руководитель проекта),
Бурдин Максим Владимирович, Лаер Константин Владимирович

 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 314916. 1-е место. Творческая мастерская №1 Союза ландшафтных архитекторов и дизайнеров (Новосибирск). Авторский коллектив: Чаплыгин М. Ф., Бурдин М. В., Лаер К. В
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 314916. 1-е место. Творческая мастерская №1 Союза ландшафтных архитекторов и дизайнеров (Новосибирск). Авторский коллектив: Чаплыгин М. Ф., Бурдин М. В., Лаер К. В
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 314916. 1-е место. Творческая мастерская №1 Союза ландшафтных архитекторов и дизайнеров (Новосибирск). Авторский коллектив: Чаплыгин М. Ф., Бурдин М. В., Лаер К. В
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 314916. 1-е место. Творческая мастерская № 1 Союза ландшафтных архитекторов и дизайнеров (Новосибирск). Авторский коллектив: Чаплыгин М. Ф., Бурдин М. В., Лаер К. В.
 
 
Из пояснительной записки к проекту:
 
Современное состояние территории Летнего сада, включающей региональный памятник истории и культуры — Генеральский дом, представляет собой весьма спорное сочетание элементов коммерческого назначения и природных компонентов сада как рекреационного пространства. Функциональный винегрет из шумных игровых устройств, тихих и созерцательных уголков сада, утилитарных объектов общего пользования, расположенных в центральной части, размещение памятника истории и культуры и желание Заказчика проводить дальнейшее насыщение этого небольшого участка центральной части города множеством пространственных игровых и развлекательных устройств, несомненно приведет к полной деградации и утрате природной привлекательности сада как САДА в прямом смысле этого слова.
 
Понимая всю сложность существующего положения, настоящим проектом предлагается принять четкое функциональное разделение квартальной части Сада на две зоны:
  • зону историко-культурного наследия, главным объектом которого будет являться Генеральский дом с прилегающими природными участками, запроектированными в классическом регулярном стиле, но с современным ландшафтным дизайном;
  • зону активного отдыха с установкой аттракционов и игровых устройств различного вида.
Каждая из функциональных зон может в будущем насыщаться соответствующими объектами до определенного уровня, не переходя за обозначенные и принятые границы и не пересекая буферных пространств, обеспечивающих четкость зонирования территории Сада в реальности.
 
Помимо квартальной части Сада, проектируемую территорию дополняет участок территории вдоль ул. Красной, на котором размещен Сад непрерывного цветения с богатым ассортиментом древесной флоры — дендрарием. В силу своей природной значимости и ценности этот участок сада может получить статус особо охраняемой территории. Создание Сада непрерывного цветения (дендросада) в 21 веке в Ижевске явится замечательным историческим событием, продолжающим культурное наследие в благоустройстве города, начатое с момента создания «питомника с экзотическими деревьями и цветами».
 
Другим участком, дополняющим Летний сад, является территория склона с набережной Ижевского пруда, которая по своим пространственным характеристикам выходит за рамки камерности квартальной части и формирует панорамный фасад центральной части города.
 
Все части проектируемой территории объединены проездами по городским улицам и пешеходными связями, пронизывающими планировочную структуру различных функциональных зон.
 
Каждая из частей сада имеет свою объемно-пространственную и художественную композицию и масштаб, обеспечивающие гармоничное сочетание с существующей застройкой и природным окружением города.
 
 
Объемно-планировочное решение квартальной части Сада
 
Генеральский дом, не имеет выраженных композиционных осей в архитектурном облике дворовых фасадов, именно поэтому построение регулярной планировочной сетки участков сада развивается вдоль исторического здания.
 
Главными осями композиции являются продольная и поперечная оси, непосредственно прилегающие к Генеральскому дому.
 
Начало поперечной оси формируется пространством нового входного узла и завершается выходом на видовую площадку у Генеральского дома со спусками к набережной пруда.
 
Продольная ось имеет более сложную геометрию, преломляясь у исторического здания, связывая один из его входов с парковыми объектами типичными для эпохи начала 19 века, но выполненными приемами современного дизайна и в современном инженерном решении. Этими объектами являются: открытая площадка, ограниченная зеленой аркадой со стороны пруда, романтичными арками берсо и боскетом, предназначенная для проведения торжественных приемов гостей комплекса и костюмированных балов; система водных устройств (фонтаны-шутихи); современный цвето-музыкальный фонтан.
 
В противоположном направлении, движение по главной оси вдоль здания Генеральского дома раскрывает камерные пространства из уютных двориков с цветочными композициями и местами для отдыха, завершаясь комплексом для проведения свадебных ритуалов: ротондой, где жених и невеста могут исполнить свой счастливый танец и шуточными павильонами, в которых молодой паре дадут полезные житейские советы, а их госта смогут приобрести талисманы и прочие памятные предметы.
 
Зона аттракционов имеет свободную планировочную ткань, позволяющую посетителям свободно передвигаться в различных направлениях по «мягким» (искусственным или естественным) покрытиям, обеспечивающим комфорт передвижений и сохраняющим природную экологию Сада. Пестроту форм и цвета аттракционов предлагается «сгладить» пространственными мембранными конструкциями, которые освещают места развлечений в вечернее время и могут защитить горожан от внезапного дождя.
 
Помимо аттракционов в этой шумной зоне предлагается установить мобильную эстраду для проведения праздничных представлений и концертов.
 
На территории аттракционов размещены объекты питания с благоустроенными туалетными помещениями.
 
Между двух зон Сада запроектирован бульвар, имеющий отличительный прием озеленения, позволяющий разделить пространства различного функционального назначения. Имея динамичную треугольную форму, бульвар опирается своим основанием на существующий тротуар, ведущий к видовой площадке с торжественной колоннадой. На их примыкании размещен парковый Зеркальный павильон, в котором посетители парка могут все вместе повеселиться.
 
 
Объемно-планировочное решение Сада непрерывного цветения (дендросад)
 
Восточная часть сада имеет выраженную расчлененность на застроенную территорию и территорию свободную от строений. Эту сложившуюся особенность решено сохранить и в дальнейшем, создав на её свободной части мини ботанический сад - экспозицию красивых древесных растений (дендрарий), нарядно украшенных декоративными травянистыми многолетниками и цветами. Такое решение позволяет значительно обогатить центр города новым рекреационным объектом.
 
Поскольку территория такого зеленого объекта будет являться ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ, то и режим ее использования горожанами будет регламентированным. Сад непрерывного цветения будет открываться в часы посещений, и закрываться для выполнения агротехнических работ и в ночное время. Такой режим использования рекреационной территории позволит сохранять и поддерживать эстетику внешнего вида сада от проявлений вандализма, воровства растений. Кольцевидная тропиночная сеть даст возможность горожанам прогуливаться по саду своими излюбленными маршрутами.
 
 
Объемно-планировочное решение территории склона
 
Прилегающий к территории Сада склон в сторону Ижевского пруда рассматривается как место для тихого отдыха горожан. Здесь намечены прогулочные маршруты вдоль склона среди отдельно стоящих деревьев и почвопокровных кустарников, создающих разноцветные куртины. В контраст к большим открытым пространствам, позволяющим оценить панораму центра города, в нижней части склона предлагается создать массивы деревьев, обрамляющие группы зданий или элементы благоустройства.
 
В зоне, прилегающей к набережной пруда, используя плоские и крутые участки рельефа предлагается расположить спортивные площадки для занятий и соревнований по скейтборду.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 314916. 1-е место. Творческая мастерская №1 Союза ландшафтных архитекторов и дизайнеров (Новосибирск). Авторский коллектив: Чаплыгин М. Ф., Бурдин М. В., Лаер К. В
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 314916. 1-е место. Творческая мастерская № 1 Союза ландшафтных архитекторов и дизайнеров (Новосибирск). Авторский коллектив: Чаплыгин М. Ф., Бурдин М. В., Лаер К. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 314916. 1-е место. Творческая мастерская №1 Союза ландшафтных архитекторов и дизайнеров (Новосибирск). Авторский коллектив: Чаплыгин М. Ф., Бурдин М. В., Лаер К. В
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 314916. 1-е место. Творческая мастерская № 1 Союза ландшафтных архитекторов и дизайнеров (Новосибирск). Авторский коллектив: Чаплыгин М. Ф., Бурдин М. В., Лаер К. В.
 


 

 

1-е место

Творческий коллектив: Городчикова Алевтина Анатольевна, Алышева Алена Олеговна,
Авдеева Гаянэ Шагеновна, Бердникова Анастасия Владимировна,
Корепанова Наталья Сергеевна (Москва—Ижевск)

 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
 
 

Из пояснительной записки к проекту:

 
1. Существующее положение
 
Объект проектирования территориально расположен в Октябрьском районе города Ижевск. Общая площадь участка 3,8 га. Площадь существующей рекреационной зоны составляет: 3,3 га, в т.ч.:
  • 1,8 га — площадь существующего озеленения;
  • 1,5 га — дорожно-тропиночная сеть. 
Территория парка расположена в зоне сложившейся застройки и граничит:
  • с севера — ТОЦ «Сайгас», ул. М. Горького 79;
  • с юга — Государственным национальным театром Удмуртской Республики;
  • с запада — «Ижевским индустриальным техникумом», с пивоваренным заводом купца Ивана Бодалева и территорией Ижевской набережной;
  • с востока — улица М. Горького.
Существующие строения на территории представлены Генеральским домом, аттракционами, магазинами, торговыми ларьками, общественными туалетами, техническими помещениями для обслуживания Летнего сада. 
 
Территория парка используется жителями города для проведения торжественных и развлекательных мероприятий, а также работают аттракционы. В здании бывшего Генеральского дома располагается музей и Центр досуга населения.
 
Состояние зеленых насаждений характеризуется как удовлетворительное. Насаждения на территории объекта старовозрастные, требующие санитарной обрезки и проведения рубок ухода. Газон на территории находится в неудовлетворительном состоянии, имеет сорную растительность.
 
Остановка общественного транспорта находится в северной части сада. Вход на территорию также возможен с центрального южного входа у национального театра и со стороны ротонды.
 
Планировочное решение выполнено в регулярном стиле. На территории парка имеется памятник М. Горькому.
 
Территория сада имеет ярко выраженный рельеф в западном направлении. 
 
 
2. Архитектурно-планировочное решение
 
Проведенный градостроительный анализ подтвердил целесообразность сохранения существующей планировочной системы сада, которая представляет собой пересечение основной продольной оси, 4-х поперечных, и создание дополнительной 5-й поперечной оси в северной части сада. Такое планировочное решение позволяет разделить сад на несколько функциональных зон: 
  1. Рекреационная (тематические сады: белый сад для новобрачных, современный сад, японский сад, лазоревый сад, хвойный сад, летний кинотеатр, сад ирисов — голубой сад с искусственным ручьем и водопадом);
  2. Историческая (здание Генеральского дома, регулярный парк с фонтанами, сиреневый сад с качелями и танцплощадкой);
  3. Торгово- развлекательная зона (встроенные в рельеф торговые ряды);
  4. Зона аттракционов и активного отдыха (колесо обозрения, свадебная карусель, детская подвесная железная дорога, скейтпарк, площадка для паркура); 
  5. Зона игровых площадок (игровые площадки для детей различного возраста);
  6. Культурно-развлекательная зона (парковый комплекс, подземная парковка, пешеходный мост, соединяющий территорию парка с набережной Ижевского пруда и амфитеатром);
  7. Парадная зона (площадь центрального северного входа).
Основной архитектурно-планировочной идеей при разработке проекта стало создание комфортной среды для отдыха, развлечения, просвещения и занятия спортом жителей города Ижевска.
 
Главным композиционным ядром сада становится парковый комплекс, расположенный на пересечении главной продольной оси и вновь организованной поперечной оси в северной части сада. Данное планировочное решение позволило создать дополнительный северный вход в сад и объединить его с остановкой общественного транспорта.
 
Парковый комплекс представляет собой пересечение 5-ти кристаллических объемов с центральной сферой. В кристаллических объемах размещаются кинотеатр, залы для занятия фитнесом, танцами, рисованием, проведением мастер-классов и др. В центральной сфере возможно проведение массовых мероприятий и гуляний, а в зимнее время устройство катка с установкой новогодней елки.
 
Парковый комплекс имеет выход на набережную через пешеходный мост, с которого открывается великолепный вид на пруд, исторические здания, амфитеатр и живописные окрестности города. Пешеходный мост является одной из главных озелененных аллей сада и оснащен видовыми площадками, лестничными спусками и остекленными лифтами.
 
Входные группы представляют собой остекленные цилиндры, с размещенными в них лестничными спусками и лифтами для маломобильных групп населения. Такое конструктивное решение входных групп позволило сохранить существующие ворота центрального южного входа, которые составляют исторический облик сада и улицы М. Горького.
 
Одной из основных задач развития сада является просветительская. Это достигается устройством тематических садов, таких как современный сад, японский сад, белый сад для новобрачных, голубой сад — сад ирисов, сиреневый сад, красный сад, степной сад, хвойный сад, регулярный сад. Большое разнообразие садов позволяет выбрать место отдыха по интересам и станет примером благоустройства и озеленения частных территорий и развития садово-паркового искусства.
 
Регулярный парк расположен в центральной части сада напротив исторического здания и является классическим примером, планировки садов периода строительства Генеральского дома. С правой стороны от центральной продольной аллеи располагается сиреневый сад с качелями, танцевальная площадка, фонтаны и встроенные в рельеф объекты общественного питания, торговые лавки и общественные туалеты. Размещение данных объектов несет созерцательный характер для тихого отдыха.
 
Название зоны аттракционов и активного отдыха говорит само за себя, здесь размещается: колесо обозрения, свадебная карусель, детская подвесная железная дорога, скейтпарк и площадки для паркура, а также детские игровые комплексы, наличие сухого бассейна. Сухой бассейн в данной зоне является одним из элементов активного отдыха.
 
В рекреационной зоне предусматривается размещение тематических садов: белый сад для новобрачных, современный сад, японский сад, лазоревый сад, хвойный сад, сад ирисов – голубой сад с искусственным ручьем и водопадом. Каждый из этих садов имеет свой характер, свое цветовое решение. Наличие данных садов может выполнять коммерческую задачу. Данные сады возможно сдавать в аренду для проведения семейных праздников, торжеств, презентаций, деловых переговоров. 
 
 
3. Решение транспортной проблемы
 
Решением транспортной задачи является устройство двух подземных парковок в культурно-развлекательном комплексе на территории сада и на ул. Красная, на 350 мест в пешеходной доступности от Летнего сада. 
 
 
4. Озеленение
 
Проектом озеленения предусматривается максимальное сохранение существующих великовозрастных деревьев, посадка новых насаждений лиственных и хвойных деревьев и кустарников. Особое внимание уделяется цветочному оформлению сада, учитывая их тематический характер, современные тенденции ландшафтного дизайна. Используются многолетние травянистые растения, злаковые культуры и контейнерное озеленение. В качестве покрытия встроенных помещений.
 
 
5. Твердые покрытия
 
Для покрытия прогулочных аллей и дорожек применяется тротуарная плитка. Для игровых площадок используется каучуковое покрытие разного цвета. 
 
 
6. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов
 
В ходе работ по благоустройству территории сада предусмотрены работы по обеспечению доступа инвалидов, которые включают в себя:
  • продольный уклон по пути движения (по основным пешеходным дорожкам) не превышает 5% (в отдельных местах — 7% в виду сложившегося рельефа);
  • поперечный уклон в пределах 1-2%;
  • высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также вдоль эксплуатируемых газонов не превышает 0.04 м;
  • покрытие из бетонных плиток запроектировано ровным, а толщина швов между плитками не более 0,015м;
  • высота подъемов ступеней не более 0,12 м.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 958550. 1-е место. Творческий коллектив: Городчикова А. А., Алышева А. О., Авдеева Г. Ш., Бердникова А. В., Корепанова Н. С. (Москва—Ижевск)
 


 

 

3-е место

«Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург)

Авторский коллектив: Аксёнов Сергей Игоревич, Снежкин Георгий Сергеевич,
Спиридонов Илья Вадимович

 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 

Из пояснительной записки к проекту:

 
Летний сад им. М. Горького в Ижевске в своем нынешнем состоянии имеет ряд проблем архитектурно-планировочного характера. Все они сводятся к двум основным:
 
1. Закрытость пространства парка с западной стороны.
Расположение парка весьма выгодно. Место на высоком берегу озера дает возможность организации видовых точек. Также важна возможность пешеходной связи между улицей Горького и набережной озера Иж. При этом на данный момент в западной части парка находится большое количество построек блокирующих видимость, а выходы к набережной существуют лишь в южной части парка.
 
2. Отсутствие функционального зонирования.
Равномерное распределение по парку аттракционов, мест отдыха, зеленых насаждений и других элементов приводит к тому, что характер пространства на всей территории парка одинаков. 
 
Проектом предусмотрен снос всех построек кроме Генеральского дома, а также улучшение доступа в парк с восточной стороны за счет увеличения количества входов. Кроме того предполагается четкое функциональное зонирование территории с созданием пяти обособленных ландшафтных зон, отделенных друг от друга полосами высокоствольных лиственных деревьев. Эти зоны объединяются между собой двумя основными пешеходными осями: Верхней аллеей расположенной у восточной границы парка и Нижней, ограничивающей парк с запада. Верхняя аллея — главное коммуникационное пространство и одновременно место встречи горожан. Здесь высаживаются деревья и устанавливаются скамейки. Нижняя аллея, с которой открывается великолепный вид на озеро Иж — одно из самых красивых мест Ижевска. Ее градостроительное значение подчеркивается в проекте созданием подземного пешеходного перехода, связывающего аллею с зеленой зоной примыкающей к набережной Зодчего Дудина. Такой прием позволяет включить аллею в состав большого пешеходного маршрута идущего вдоль набережной озера Иж от парка им. Кирова до площади Оружейников.
 
Каждая из пяти ландшафтных зон парка имеет свою функцию и индивидуальную композицию.
 
В южной части парка располагается Зеленый луг с легкой перголой по периметру. Это место спокойного времяпрепровождения, подходящее для пикника или отдыха с книгой. В этой части парка находится большинство существующих деревьев, всех их предполагается сохранить. Памятник М. Горькому сохраняется на своем месте.
 
Регулярный парк. Вторая ландшафтная зона — участок, примыкающий к зданию Усадьбы начальника Ижевского Оружейного завода (Генеральскому дому). Здание предполагается реконструировать по первоначальному проекту, с отдельно стоящими флигелями и проходами на набережную. В проекте территория трактована как классический регулярный парк, однако основной принцип компоновки этого участка — историческая достоверность, планировку парка следует вести на основе архивных данных и натурных археологических изысканий. Во флигелях Генеральского дома — возможно размещение сувенирной лавки и точки общественного питания.
 
Парк аттракционов располагается южнее Регулярного парка. Сюда собраны все существующие в парке аттракционы.
 
Детский парк представляет собой систему круглых в плане игровых площадок различного назначения и размера, каждая из которых окружена по периметру полосой кустарника.
 
Амфитеатр располагается в северной части парка и служит для проведения массовых мероприятий. Легкая конструкция включает в себя помимо собственно амфитеатра павильоны кинопроекционной и билетных касс.
 
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 
 
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург) Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
Конкурс на лучший эскизный проект территории Летнего сада им. М. Горького в городе Ижевске. Девиз 100138. 3-е место. «Архитектурное бюро «ХВОЯ» (Санкт-Петербург). Авторский коллектив: Аксёнов С. И., Снежкин Г. С., Спиридонов И. В.
 


 

 
Союз архитекторов России благодарит информационных партнёров конкурса:
 

 


19 августа 2016, 20:45 21 комментарий

Комментарии

Поздравляю победителей.
С третьим местом если честно не понял, куда ставить автомобили, может не туда смотрю? У первых двух вижу въезды со стороны Милиционной в подземный паркинг.
izhmm, все проекты слишком эскизны, в них и всматриваться не надо детально, они ничего не значят, в том числе для заказчика (и без конкурса то же самое можно сделать было заказчику), эти эскизы крайне далеки от реальности и вряд ли осуществимы в том вид, в котором поданы на красивых картинках. Так стоит ли всматриваться в картинки так пристально? Тут главное вовсе не детали, вроде парковок, загружающих Милиционную и пр., а хотя бы грубое разделение на две зоны - 1) куда (пока) можно еще в одну большую кучу навалить аттракционы и прочую ненужную здесь пестроту и 2) куда нельзя, если вы думаете о своей репутации и выбрасывании впустую денег. Лучше сразу сделать дешевле - и выехать подобру-поздорову отсюда сразу: город, его береговой центр очень большой, крайне рыхлый, аттракционам лучше быть не здесь. А так да - поздравляю победителей с полученным денежным призом - денег у Летнего сада, видно, много - "миллионЭры". По поводу пёстрого проекта победителей из Новосибирска - в столице Сибири и "третьей столице России", как и в Сибири и Дальнем Востоке в целом, нет дворянских усадеб. Так что проект можно реализовать и в Новосибирске (тем более, что приличных набережных в Сибири нет, кроме, разве что Тюмени и Иркутска). Вообще из текстовых объяснений самих конкурсантов, в том числе новосибирцев-победителей - всем очевидно - объединение на крошечном участке барской усадьбы, господского дома, который центрировал раньше весь сад с кучей аттракционов (с визуальным акцентом на доминирование последних) ломает здесь всё (увы, задание заказчика надо было выполнять - ничего не поделаешь). Лучше не обострять ситуацию и сразу перенести эти чужие данной охранной территории в другое место в центре города. Иначе получается скандал - дворянский сад управляющего заводом - единственный на старом заводском Урале,откуда до сих пор не выведены аттракционы (сравните с Екатеринбургом, Алапаевском, Златоустом и пр., - уральскаыя заводская цивилизации в европейской части России начинается как раз с Камских заводов - Ижевского и Воткинского - на границе с Поволжским историко-культурным регионом, где по соседству с нами в Кирове есть дворянский городской сад - Александровским садом). Посмотрите, в том же Александровском саду только деревья, аллеи, две дворянских ротонды на берегу р. Вятки - всё больше ничего не надо. Возможны, конечно, небольшая детская площадка, колесо обозрения, но остальные аттракционы и разные шашлычные прямо у входа в Генеральский особняк - над убрать. И это будет сделано, рано или поздно. Тут слово прежде всего и в первую очередь только за властями региона, в частности, за городскими властями, крайне важно понимание ими, что репутация (в частности личная репутация мэра, не говоря о репутации города оружейников с историческим садом) - это на вечно - испачкал репутацию - вовек не отмоешься. Прошу понять меня правильно - я не противник коммерческой составляющей и новых архитектурных форм на территории Летнего сада, я как раз за (читайте концепцию Музея г. Ижевска в Генеральском саду), главное в другом - в акцентах.
Деликатнее всего к исторической зоне отнесся петербургский проект (третье место), четко поделивший охраняемую зону, где запрещено всякое новое строительство (3/4 части Летнего сада) и самую маленькую территорию, не охраняемую в качестве памятника истории и культуры (1/4 части территории Летнего сада, к северу от продолжения траектории улицы Красногеройской). А нарисовать можно какие угодно картинки, пусть даже талантливые и высоко профессиональные картинки, но вопрос только в том, где уместно и можно что-то строить, а где неуместно и нельзя, хоть зарисуйся. Есть такое слово "нельзя". В другом месте стройте что хотите, на этом маленьком участке Летнего сада - нельзя. Спасибо вам, Петербург за деликатную некрикливость и интеллигентность.
Впечатление от проектов,поделивших первое и второе места - красиво, празднично, но это - уже не Генеральский сад.
Дмитрий, вам, как представителю инженерного корпуса Ижевска, огромное спасибо от имени историков и Музея Ижевска в Генеральском доме за ваше в самом прямом смысле настоящее подвижничество - почти в единственном числе из не историков - по градостроительному раскрытию исторического центра Ижевска. Это главный корпус Ижевского завода с Генеральским домом и прочими объектами, которые входят в единый архитектурный ансамбль 19 века. В вашем проекте есть спорные моменты с исторической точки зрения, но подвижничество ваше на фоне тотальной, всеобщей, общегородской тишины по градостроительному раскрытию исторического центра города, занятого ныне центральной промзоной, поистине удивительно. На днях я и сотрудники Музея Ижевска в Генеральском доме во главе с М.Б.Рупасовой ходили по главному корпусу оружейного завода и прилегающим к нему историческим корпусам, панорама на которые открывается из Летнего сада. Самые старые корпуса из дореволюционных корпусов (кроме главного, вдоль плотины начала 19 века), вернее, то, что от них осталось – это всего лишь два здания. Первое из них – это одноэтажный дудинский корпус 1810-х годов со стенами из булыжных валунов (как стены Соловецкого монастыря), не мешавший обзору заводской часозвонницы. Памятник использовался под склад, поэтому в нем много сохранилось артефактов, включая рамы с мелкой расстекловкой, но архитектурный памятник был варварски сломан директором Ижмаша И.Ф.Белобородовым, чтобы возвести там высотный склад, после чего башня-часозвонница стала кренится и падать, поэтому строительство высотного склада прекратили. После чего самую первую магистраль Ижевска, с которой в апреле 1760 года началось возведение Ижевска (плотины) – южную набережную - назвали набережной имени И.Ф.Белобородова (не имени графа Шувалова, например, а имени по существу вандала, сломавшего исторический памятник под угрозой обрушения символа Ижевска – башни-часозвонницы). Второе самое старинное заводское здание за башней – это мартеновский цех, построенный самым главным долгожителем Генеральского дома (при нём в доме появился чугунный балкон – один из символов Летнего сада) – Гуго Стандершельдом. Но вся металлическая начинка мартеновского цеха Стандершельда, делавшаяся под руководством металлурга Брюно (арматура с ручными заклепками 1880-х годов и дореволюционными надписями демидовских заводов с датами 19 века) безжалостно срезана на металлолом. Здание с куполом пока сохранилось. В стене мы всё же отыскали металлические детали 1880-х годов, которые «хозяйственники» не смогли выдернуть после тотального грабежа аутентичных памятников 19 века. Мы осмотрели также и более поздние дореволюционные постройки - с ценными артефактами дореволюционного и сталинского, брежневского времени – аутентичные металлические лестницы, «уличные» часы, которые ставили в первой половине - середине 20 века на улицах, советский автомат газированной воды и т.д. Сейчас думаем, как это сохранить, ведь всё это могут поломать и выбросить на металлолом после варварского «евроремонта» исторически ценных зданий. Из 4 старинных шлюзов, проходивших сквозь плотину с середины 18 века, завалены землей три шлюза, один из них завален совсем недавно – глубиной с двухэтажный дом. И всё это входит в единый ансамбль с Летним садом…
Зря я бочку катил чуть ли не на всех архитекторов. Сегодня разговаривал с одним из архитекторов - членов жюри. Он рассказывал, что ещё до конкурса резко выступал против такого варварского отношения к дворянскому саду. Странно, но после этого его почему-то включили в жюри, и там волей-неволей ему пришлось голосовать за то, что уж есть по неадекватному заданию заказчика. Он голосовал за питерский проект, осмелившийся заявить, что доминантой старинного сада должна быть зеленая зона с воссозданными историческими постройками господской усадьбы (каким-то чудом непослушные питерцы получили 3 место без всяких навороченностей в форме и цвете). Но благодаря самым многочисленным и самым невежественным в истории и архитектуре членам жюри (чиновникам и депутатам) - победили проекты с пёстрыми картинками - мухоморное и ядовитое по цвету, навороченное по психоделике и форме намного заметнее, потому что думать не надо.Одним словом, теперь только и только от городских властей зависит - задавят ли цветом и формами дворянскую усадьбу или нет. В противном случае мы будем искать способы общественного противостояния против такой агрессии по историческому ядру города. А это городским властям надо? В России и на территории бывшего СССР нет ни одного!!! старинного исторического сада в центре крупного города, где бы на небольшом участке!!! вбивали!!! и продолжают вбивать!!! так много аттракционов - НИ ОДНОГО!!!! Сами посмотрите в сети старинные сады в центре городов, обычно старинные городские сада (и не все с барскими усадьбами, как ижевский сад) - небольшие по территории: Летний сад в Петербурге, Летний сад в Кронштадте, городской сад Липки в Саратове, Александровский сад в г. Кирове, Румянцевский сад в Гомеле, городской сад имени А.С.Пушкина в Пскове, не говоря о соседнем с Ижевском и родственном ему по заводской истории Воткинске (в советское время - центральный городской сад им. П.И.Чайковского) и т.д. Нигде, нигде!!! не набито так много аттракционов, как в Летнем саду Ижевска - нигде!!! Ни в советское время, ни тем более сейчас, когда старые аттракционы оттуда потихоньку выводятся, а новые не появляются. Там акцент делался - и при советской власти, а сейчас и подавно - на аллеях, клумбах, деревьях, на ротондах и беседках, фонтанах и скамейках. Допустимы детская площадка, 1-2 карусельки - не более. А безобразное состояние Летнего сада и закрепление за ним городской властью в настоящее время аттракционной доминанты, сбивающей и перекрикивающей все вокруг - это позор, позор прежде всего городской власти Ижевска, ведь именно с их согласия и участия этот позор был, продолжается и, судя по всему, будет продолжаться. Подумайте о своей репутации, уважаемый мэр г. Ижевска!!! И Музей Ижевска, муниципальный музей, который дирекция Летнего сада сгоняет из Генеральского дома (к 30 сентября сего года) - защитите. Иначе какое вы имеете отношение к городу и его истории и зачем вы городу нужны?
А вы сами профессиональный архитектор? Что дает вам право жестко критиковать участников конкурса? Судя по вашим комментариям о картинках вы явно не читали пояснительные записки, в которых авторы объясняют свои решения. Вы отчасти правы, но очень пессимистичны и ослеплены своей идеей, вам бы радоваться что в это сложное для страны кризисное время, есть люди которые проводят конкурсы в вашем небольшом городе. Советую вам лучше ознакомится с конкурсными проектами, прочитать пояснительные записки, и оргументированно критиковать конкретные решения авторов.
Я историк, музейщик, культуролог (диссертацию защитил в Петербурге по топографическим и мифологическим матрицам петербургской культуры в русских городах), профессионально занимаюсь изучением истории и архитектуры Ижевска и являюсь ведущим специалистом по истории Летнего сада в городе Ижевске. Набережной мы более десятилетия занимались совместно с моим другом архитектором С.А.Макаровым, ныне покойным, наши идеи поддерживали профессора МАРХИ Глазычев и Хазанов. Тема градостроительства для меня - самое интересное в жизни. Архитектурных находок в проектах по Летнему саду я не вижу совершенно, город в них не чувствуется. Вы вторгаетесь в важную топографическую, мифологическую, в очень ценную рельефную зону города, а видите её приблизительно, поверхностно, близоруко. В пояснительных записках и конкурсных проектах нет ничего ценного - я их, конечно, читал. Я их подробно не обсуждаю, так как отношение к ним у меня, как только к эскизам (что и было в задании), не имеющим отношения к данной территории. Мне поэтому и понравились эскизные, а не завершенные проекты, то есть проекты, которые не пытались эту территорию переделывать и, к тому же, учить тому, как "вам бы радоваться что в это сложное для страны кризисное время, что есть люди которые проводят конкурсы в вашем небольшом городе".
Сегодня, 23 августа, в мой день рождения для меня был сюрприз: одна из ижевских газет среди полной тишины в СМИ, попыталась не просто стандартно и одинаково сообщить об итогах конкурса, но и проанализировать его итоги. В газете "День" приводятся наряду с моими высказываниями из вашего архитектурного сайта, увы, они приводятся с ошибкой, что я будто бы говорил, что дворянская усадьба в Ижевске единственная на заводском Урале, приводятся и слова одного из членов жюри архитектора А.Н.Зорина: «Когда члены жюри определяли достоинства каждого из проектов, авторство было зашифровано, мы не знали, чьи проекты. Оценивали идеи, — рассказал «ДЕНЬ.org» председатель правления Удмуртского отделения Союза архитекторов России, член жюри Александр Зорин. — Моя точка зрения не совпала с коллегиальным решением. Я отдал предпочтение проекту архитектурного бюро «ХВОЯ» из Петербурга, они заняли 3-е место. Ручная графика, хорошее и грамотное зонирование территории, это единственный из проектов, в котором предложен подземный переход: можно пройти под землей и выйти к солнцу, зеркальной глади воды. Проще говоря, вкусно сделано». Получается, что архитектор А.Н. Зорин был солидарен с другим своим ижевским коллегой-архитектором из жюри, который мне вчера говорил, что тоже отдал предпочтение именно «зелёному», рукодельному петербургскому проекту, сделавшему акцент на парковой зоне без аттракционов, но члены жюри – депутаты и чиновники – голосовали за проекты с более красивыми и пёстрыми картинками. В той же статье газеты «День» приводится характерная для другого члена жюри Е.Ф.Шумилова соглашательская позиция, что барский сад его не интересует (то есть аттракционы там по существу возможны, а вместе с ними парковки и пр.), главное для него - это (теперь) восстановление барского особняка. То есть, по барскому дому соглашательская позиция Шумилова, к счастью, уже изменилась, что очень радует. До этого он по существу соглашался с позицией дирекции Летнего сада с НЕполным восстановлением Генеральского дома - без восточного флигеля, с застройкой зоны между южным, северным флигелем и центральным корпусом особняка (Е. Ф. Шумилов писал за плату от заказчика и ООО «Зодчий» историческое обоснование по Летнему саду). Данный соглашательский проект и был утверждён в управлении охраны памятников, где Шумилов возглавляет архитектурную секцию и является там по существу единственным монополистом по архитектуре и истории. По музейным историческим зонам вдоль набережной Ижевского пруда, которые входят в единый туристический маршрут с Генеральским садом, Е.Ф.Шумилов также выступал в свойственной для него манере первоисточника-флюгера. А именно против деревянного музейного кластера «Рабочая слободка» (ампирные избы эпохи крепостного «города Ижа» и типовые избы рабочих периода «села Ижева» в овраге Вознесенского), против восстановления строчки деревянного ампира вдоль парадной стороны Летнего сада. Помню, что для того, чтобы хоть как то продвинуться в реализации нашего с С.А.Макаровым проекта «ЛеДудин», я предложил Сергею везде писать, что это будто бы проект Е.Ф.Шумилова, свозить с почётом самого «первоисточника» на презентацию проекта в лагерь на пруду (там при организации прежней городской администрации, основавшей Музей Ижевска в Летнем саду, и был мозговой штурм). Только после этого наш флюгер, вроде бы утихомирился. В общем, так или иначе, но шаг за шагом идеи Музея Ижевска претворяются. Уже то, что в Генеральском саду есть Музей Ижевска – это, по сути, чудо. Но сейчас самое главное, конечно, зависит в первую очередь от позиции городских властей. А за статью я благодарю газету «День» - это подарок на мой день рождения и надежда на благоразумие и образованность властей Ижевска.
Уважаемый «Советчик умнее всех»! Вы пишете мне: «Вам бы радоваться что в это сложное для страны кризисное время… проводят конкурсы в вашем небольшом городе. Советую вам лучше ознакомится с конкурсными проектами, прочитать пояснительные записки, и аргументировано критиковать конкретные решения авторов». Непонятно, про какой проект конкретно вы говорите, я все просматриваю едва ли не первый из НЕ членов жюри. Если ваш проект для нашего «небольшого города» - это обделенный моим вниманием и вниманием членов жюри-архитекторов Новосибирск, то о вашем проекте у меня написано в соседнем разделе по конкурсу. Новосибирский проект действительно с хорошими картинками, но он не для данного места, т. к. не учитывает особенности истории места рельефа, панорамных особенностей в широком градостроительном и историческом контексте. Так, Дендропарк за купеческой застройкой по улице Красной, конечно, хорош, но хорош в своей абстрактной идее (где-нибудь вообще – на берегу Оби например). Однако в данном случае чрезвычайно приятный Дендропарк поставлен на очень важное в городе место (яма купеческих дворов на склоне крутой храмовой горы, где крышами-террасами сходили уступы застройки с прозорами на храмы, пруд, Генеральский сад, оружейный завод). На этом важном месте, пока не застроенном, на высоте кровель купеческих домов открывается широкая панорама на храмы и другие важные в городе ориентиры в разные стороны центра города. Дендропарк, если и возможен там, то на стилобате (партерный панорамный сквер), восстанавливающем разрушенную в результате разрастания соседнего на склоне горы Мотозавода живописную ступенчатость купеческой застройки. Близорукость к особенностям уникального рельефа – спуска с храмовой горы в заводскую яму – характерна и для других проектов этого и не только этого конкурса по набережной Ижевского пруда. Можно сказать и шире - современные архитекторы градостроительно близоруки, так как современный проект – это, как правило, проект не в широком градостроительном и культурологическом контексте (силуэт, рельеф, доминанты, память, мифология места). Ориентируются современные архитекторы в застраиваемом месте чрезвычайно заужено, преимущественно по карте на автомобиле, а не ногами, не рукодельно и не целостно, в контексте всего города и связей его дальних и ближних доминант и панорам. В отличие архитекторов древней Руси, которые пользовались при строительстве византийским правилом «прозора»: когда строишь какой-то объект, то он ни в коем случае не должен загораживать прозор на ближние и дальне доминанты. В византийском градостроительном трактате вместо русского «прозора» говорится – «на море»: Константинополь – это холмистый город, террасами и уступами со всех сторон спускающийся к морскому проливу. Историческое ядро Ижевска в определенной степени напоминает константинопольский рельеф-воронку вокруг широкого пролива. Ижевск исторически относится к так называемым «горным заводам» старого Урала, где ядро города в виде воронки или кратера выбиралось между двух возвышенных противоположных берегов запруженной реки, отсюда и название – «горные заводы». При этом самая низкая часть такого города-завода находилась на уровне дна пруда (старый завод), а вокруг возвышались и уступами спускались в заводскую яму дома с прозорами, причем вершины гор были панорамными, использовались для массовых гуляний. Эту особенность застройки Ижевска надо всячески раскрывать, а не перекрывать. Именно с этого и надо было начинать в конкурсе по Летнему саду и окрестных территорий, а вовсе не с аттракционов и парковок для этих аттракционов, которые отвлекли от главного.
Спешу поделиться радостью мой, музейщиков и всех неравнодушных к истории Летнего сада. Галина Михайловна Светлова - один из ведущих сотрудников Музея Ижевска - сказала мне, что во время проведения конкурса архитектурных проектов по Летнему саду наконец-то получено охранное свидетельство по самому старому дереву Летнего сада. Дерево это – старая липа. Липа расположена на пересечении двух главных аллей, проложенных здесь ещё до революции – поперечной и продольной аллей. По имеющейся в нашем распоряжении методике можно предположить, что липа эта приблизительно 1771 года рождения (максимальная ширина ствола 244 см.), то есть, если 1 см. равен 1 году жизни дерева, то возраст липы приблизительно 244 года. Значит, самая старая липа барского сада в Ижевске, предположительно, старше на десять лет самой старой липы в барской усадьбе Чайковского в Воткинске (максимальная ширина ствола 234,5 см). Дирекция Летнего сада планировала в районе этой липы поставить колесо обозрения.
Колесо оборзения.
Вчерашняя новость из сайта Музея Ижевска в Генеральском доме Летнего сада: "На карте всероссийской программы "Деревья — памятники живой природы" появилось дерево Ижевска. Это — липа Летнего сада им. М. Горького. Сертификационная комиссия внесла нашу липу в Национальный реестр старовозрастных деревьев России. Липа-долгожительница находится на пересечении двух главных аллей, проложенных в саду ещё до революции. Мощный ствол, раскидистая крона выделяют её среди окружающих молодых деревьев. Двухсотлетняя липа — украшение и гордость сада. Эта липа могла быть свидетельницей самого Емельяна Пугачёва (был в Ижевске в 1773-м году), а также других известных людей, посещавших сад. Среди них: императоры Александр I (1825) и Александр II (1837, тогда ещё наследник престола), великие князья Михаил Николаевич и Сергей Николаевич (сын и внук императора Николая I), поэт В. А. Жуковский (1837), кавалерист-девица Н. А. Дурова (1816–1817), писатель Б. Л. Пастернак (1917), отец П. И. Чайковского, художник-передвижник Н. А. Ярошенко, казнённый Пугачёвым свойственник Пушкина дворянин Алымов и др. Впереди приезд специалистов, установка памятной таблички. Надеемся, новый обретённый статус поможет сохранить дерево-памятник".
Из официального сайта муниципального образования г. Ижевска за 23 августа сего года. Глава Ижевска Юрий Тюрин провел заседание рабочей группы по выработке стратегии развития туризма на территории муниципального образования «Город Ижевск». На заседании были рассмотрены следующие вопросы: туристическая привлекательность города Ижевска, реализация проектов на территории Удмуртской Республики туристско-рекреационных кластеров и возможность участия муниципального образования «Город Ижевск» в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы». Восстановление дворянской усадьбы в самом центре Ижевска в развитие туризма мэр Ижевска не включил – аттракционы в исторической усадьбе управляющего Ижевским заводом и угроза изгнания из Генеральского дома Музея Ижевска к 30 сентября сего года, видимо, для туристической привлекательности Ижевска гораздо важнее.
Просмотрел сайт дирекции Летнего сада (http://www.izh-ls.ru/) и его "в контакте" (vk.com›letny_sad). О барском доме дворянской усадьбы там нашёл только одно, очень короткое упоминание: «До революции, это был домашний закрытый сад генеральского семейства… Сегодня в генеральском доме располагается Администрация Летнего сада и. М. Горького и Центр досуга. В Летнем саду 27 аттракционов». На сайте дирекции сада и «в контакте» везде и всюду бесчисленные, бесконечные и сплошные аттракционы и пестрота, я там не нашёл ни одной, представляете – ни одной!!! - фотографии Генеральского дома, который до въезда в барский особняк шариковых и исчезновения галош на генеральской парадной, центрировал крошечный по размерам дворянский сад, ныне забитый аттракционами, шашлыками, сахарной ватой. Генеральский дом визуально исчез для дирекции Летнего сада и его посетителей. Генеральский дом исчез. Исчез АБСОЛЮТНО, ТОТАЛЬНО, СОВЕРШЕННО. А теперь, кажется, он исчез и для мэра Ижевска. Жаль...
На заседании по выработке туристической привлекательности города Ижевска и стратегии развития туризма на территории муниципального образования «Город Ижевск» 23 августа сего года глава Ижевска Юрий Тюрин заявил, что история Ижевска "начинается с 1946 года", а до этого у возглавляемого им города не было никакой истории. То есть, Генеральский дом и дворянская усадьба - это никакая не история, а история и туристическая привлекательность Ижевска - это аттракционы в разрушенном шариковыми и швондерами дворянском саде. Действительно, в массовом порядке аттракционы там появились после 1946 года, точнее - на рубеже 50-х-60-х годов. До этого доминировали аллеи, клумбы, фонтанные скульптуры (из 5 фонтанов со скульптурами сохранился только один, но и он под угрозой гибели, так как на его месте шариковы при поддержке швондеров планируют установить колесо обозрения).
1 сентября состоялся разговор мэра г. Ижевска с историками по поводу судьбы Музея г. Ижевска на территории Летнего сада, там же были и архитектор А.Зорин, дирекция Летнего сада. На собрании мэр г. Ижевска обещал не трогать Музей г. Ижевска до января будущего года и предложил найти инвестора для восстановления барского дома самим музейщикам, то есть переложил задачу города на плечи историков, поскольку город не нуждается в сохранении собственной истории, а нуждается исключительно в прибыли любой ценой.
Безграмотной перепланировке дворянского сада, начавшейся в советское время и зафиксированной в преступном – будем говорить прямо - задании конкурса, должен прийти конец. Слепая перепланировка сада, после которой в ней визуально потерялся барский особняк, заключалась в том, что вход в сад и особняк сделали с заднего прохода. Заднепроходная планировка (вход в особняк через уборную, общественные уборные Летнего сада на парадной набережной, снос задника сада – гостиного двора и главные входы в сад со стороны бывшей Задней улицы, как улица Горького называлась в середине 19 века, гаражи и парковки со стороны Первой улицы, ныне набережной), сделала своё слепое дело: заднепроходное, безглазое ощущение Летнего сада, акцентированное доминантами в виде аттракционов. Но спешу поделиться с вами радостью музейщика. На карте всероссийской программы "Деревья — памятники живой природы" наконец-то появилась более чем 200-летняя липа Летнего сада им. М. Горького (бывшего Генеральского сада), в районе которой шариковы планировали установить Колесо обозрения – почти ровесница рождения Ижевска в 18 веке. Сертификационная комиссия внесла нашу липу в Национальный реестр старовозрастных деревьев России. Впереди приезд специалистов, торжественная установка памятной таблички, проработка охранных мер по сохранению ровесницы рождения Ижевска, которой могут помешать аттракционы, набитые в дворянском саду, как тараканы на барском столе. Старые деревья живут не по законам шумных, сотрясающихся аттракционов. Хочется надеяться, что липа поможет почувствовать Летний сад не прямой кишкой, как в навороченных тактильной пестротой безглазых проектах по заданию заказчика, а глазами.
Вандалы потихоньку начали для замены убирать старые аттракционы. У въездной аллеи барского сада у лип срублены верхушки, видимо, мешали аттракционам. Особенно беспокоит начало въездной аллеи, где необходимо восстанавливать кордегардию (точно такую же, как на набережной перед входом в усадьбу Чайковского. Ампираная кордегардия по типовому проекту 1805 года, с печкой, почти на месте кордегардии - в районе чугунного фонтана вандалы планируют панорамное колесо.
Сегодня у нас в Генеральском доме был 3-й день совещания по спасению Музея города от варваров, в работе участвовали музейщики из Москвы и Питера - Музей Ахматовой в Фонтанном доме, девушки из Петергофа... Ну а как только выработали концепцию будущей экспозиции, так - о чудо!!! - вдруг узнали новость, что барский дом могут забрать у шариковых (дирекции Летнего сада). Ну а после можно и сад освободить от оккупации, я надеюсь. Там еще не все поломано и исковеркано.

Добавить комментарий