наверх
 

Выставка «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» в музее-заповеднике «Лудорвай»

16 мая 2016 года  в 14.00 в Архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай» состоится открытие выставки «Русское деревянное. Взгляд из XXI века».
 
 
16 мая 2016 года в 14:00 в Архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай» состоится открытие выставки «Русское деревянное. Взгляд из XXI века».
 
На протяжении 30 лет музей-заповедник «Лудорвай» бережно сохраняет, изучает и показывает памятники народной архитектуры Удмуртии, являющиеся частью историко-культурного наследия России. Проектом, посвященным деревянному зодчеству, в музее-заповеднике «Лудорвай» стартует программа юбилейных мероприятий.
 
Выставка «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» организована совместно с Государственным музеем архитектуры им. Щусева и представляет часть масштабного проекта, показанного в Москве в начале этого года. Проект посвящен деревянному зодчеству и демонстрирует феномен русской деревянной архитектуры в его эволюции от ХV до XXI века на музейных экспонатах.
 
 
Деревянная архитектура стала неотъемлемым символом русской культуры и интерес к исследованию его истории и перспективам развития с каждым днем возрастает. Данная экспозиция позволит проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. На выставке будут представлены архитектурная графика, чертежи, макеты, предметы декоративно-прикладного искусства из фондов музея архитектуры. Посетители увидят дубовые стол и стул с резьбой в «неорусском» стиле по эскизам С. Малютина начала ХХ века, фрагменты резной отделки крестьянских изб конца ХIX века, макеты часовен, церквей, мельниц XV—XVIII вв., акварели М. Преображенского, М. Кузьмина, М. Минкуса и др.
 
Посетителям предложат взглянуть на «русское деревянное» из XXI века, проследить, как менялось это искусство и отношение к нему на протяжении шести столетий. Многие памятники деревянной архитектуры утрачены безвозвратно. Но с деревом активно работают современные архитекторы: строят офисы, дома, гостиницы. В экспозиции «Русское деревянное» история и современность вступают в диалог.
 
На открытии выставки будет присутствовать координатор проекта сотрудник Государственного музея архитектуры им. Щусева — Ольга Корчагина.
 
Выставка будет работать в музее по 30 июля 2016 года.
 
 
Павильон «Махорка» — деревянный павильон Всероссийского махорочного синдиката на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве, спроектированный архитектором К. С. Мельниковым. На выставке «Русское деревянное. Взгляд из XXI века», проходившей в сентябре 2015 — феврале 2016 года, в Государственном музее архитектуры им. В. А. Щусева демонстрировался макет здания, выполненный в 1982 году макетной мастерской Художественного комбината МК РСФСР. Надеемся, что данный макет будет представлен и на выставке в музее-заповеднике «Лудорвай».
Павильон «Махорка» — деревянный павильон Всероссийского махорочного синдиката на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве, спроектированный архитектором К. С. Мельниковым. На выставке «Русское деревянное. Взгляд из XXI века», проходившей в сентябре 2015 — феврале 2016 года, в Государственном музее архитектуры им. В. А. Щусева демонстрировался макет здания, выполненный в 1982 году макетной мастерской Художественного комбината МК РСФСР. Надеемся, что данный макет будет представлен и на выставке в музее-заповеднике «Лудорвай».
 
 
«Один замечательный английский писатель написал, что лицезреть Храм Владимирской Иконы Божьей Матери в Подпорожье — это то же самое, что увидеть Тадж-Махал или здание оперы в Сиднее. Это середина XVIII века. Его высота 32 метра. Это уникальный храм деревянного зодчества, который сейчас исчезает», — рассказывает куратор выставки «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера» Мария Уткина
«Один замечательный английский писатель написал, что лицезреть Храм Владимирской Иконы Божьей Матери в Подпорожье — это то же самое, что увидеть Тадж-Махал или здание оперы в Сиднее. Это середина XVIII века. Его высота 32 метра. Это уникальный храм деревянного зодчества, который сейчас исчезает», — рассказывает куратор выставки «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера» Мария Уткина. Источник фото: verenitsa.ru
 
 
 

Из статьи Ирины Коробьиной «„Русское деревянное“ как знак культурной идентичности»

 
В фондах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева есть коллекция моделей основных типов деревянных русских церквей, выполненных в 1936 году по заказу Музея, созданного как научное подразделение Академии архитектуры СССР для сохранения и изучения отечественного зодчества. Музей начинал свою деятельность с фиксации и типологизации деревянного культового строительства на Руси. Позже — и в 1930-е годы, и в послевоенный период — снаряжались экспедиции на Русский Север, в гибнущие деревни. В их составе музейные сотрудники оказывали скорую консервационную помощь наиболее ценным памятникам деревянного зодчества, находящимся под прямой угрозой необратимых потерь, а также привозили отдельные фрагменты — резные детали, конструктивные узлы, бытовые устройства — для того, чтобы спасти хотя бы их. Так собралась целая коллекция деревянной архитектуры, отдельное место в которой занимают поражающая своими художественными достоинствами резная скульптура и удивительный по задумке и исполнению декор русских храмов.
 
Почему Музей архитектуры в период гигантских строек коммунизма постоянно обращался к деревянному зодчеству, совсем не актуальному в эпоху становления империи победившего социализма? Что оно значило для советских людей на протяжении ХХ века, когда сменялись правители и политические парадигмы, и чем оно является для нас сегодня? Проект «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» пытается ответить на эти вопросы.
 
В контексте истории российского зодчества деревянная архитектура образует своеобразную субкультуру, которая пронизывает все направления и течения, каждый раз оставаясь самостоятельным явлением, подчас противоречащим конструктивным законам, их породившим. Деревянный классицизм — здесь всплывает образ провинциальной усадьбы с фронтоном и подобием ордера, вырезанного из липы, деревянными колоннами в интерьере, обклеенными обоями «под мрамор». Русский модерн, порожденный возможностями железобетона, его способностью принимать пластичные формы, не теряя прочности, был инновацией конца XIX века, обозначившей конструктивную пропасть новой архитектурной эры с традиционным деревянным зодчеством. Но и он не избежал деревянных сублимаций, часто поражающих художественной тонкостью и точностью. Изысканные тягучие железобетонные линии, вырезанные из дерева, приобрели особую теплоту и проникновенность в архитектуре подмосковных и питерских дач, особняков, во множестве разбросанных по российским городам... В интерьерах столичных домов эпохи модерна, например шехтелевских особняков, дерево, безусловно, доминирует, и это не только отделка, но и изумительная мебель, которую по праву можно считать «малой архитектурой». Она в полной мере демонстрирует преимущества развития деревянной традиции с использованием нового стилевого языка, что убедительно демонстрировала большая архитектура, соединившая традиционные избяные и теремные конструкции с изысканной резной отделкой в духе ар-нуво.
 
Парадокс, но и советский архитектурный авангард, декларативно направленный в будущее, на новейшие строительные технологии и материалы начала ХХ века (железобетон, сталь, стекло), не избежал деревянных экспериментов. Входная группа Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве архитектора И. В. Жолтовского — пример деревянной переработки основ классицизма в новый для того времени архитектурный язык. И там же павильон «Махорка» — настоящий шедевр архитектора К. С. Мельникова. Деревянная конструкция павильона выглядит как супрематическая скульптура, абстрактное украшение выставки. Но впечатление обманчиво. Перед архитектором стояла нереально сложная задача — построить павильон, демонстрирующий реальный процесс сушки табака. Сложность состояла в том, что участок был малюсенький, а табак сушили в длинных протяженных сараях. Для того чтобы вписаться в параметры участка, Мельников изобрел вертикальный способ сушки табака и построил для него технологичный павильон, оптимизировавший производительность предприятия. Изобретение архитектора внедрилось в промышленное производство табака на долгие годы.
 
Дерево стало единственно возможным материалом и для строительства одного из главных архитектурных объектов страны — Мавзолея Ленина, который надлежало возвести в рекордно короткие сроки. Деревянные конструкции гарантировали скорость строительства и воплощение любого объемно-пространственного решения. Архитектор А.В. Щусев спроектировал авангардную композицию из трех деревянных кубов. По прошествии времени ее сменил второй вариант — деревянный зиккурат: очень российская версия обращения в вечность монументальностью формы из декларативно недолговечного материала. Грядущая окончательная версия в камне отрабатывалась на деревянных прототипах.
 
 
Временный деревянный мавзолей. Перспектива. Проект А. В. Щусева.
Временный деревянный мавзолей. Перспектива. Проект А. В. Щусева.
 
 
Деревянный цирк «Коларт», существовавший в Ижевске с 1926 по 1940 года
Деревянный цирк «Коларт», существовавший в Ижевске с 1926 по 1940 гг.
 
 
Проект деревянного цирка «Коларт» в Ижевске. 1926
Проект деревянного цирка «Коларт» в Ижевске. 1926. Проект предоставлен М. В. Курочкиным
 

12 мая 2016, 21:03 1 комментарий

Комментарии

Фотографии с открытия есть? Вообще что там именно выставлено, стоит ли вообще туда ехать, не в городе всё же?

Добавить комментарий