наверх
 

«На сопках Маньчжурии» — конкурс концепций архитектурно-художественной композиции в Струковском саду, Самара, 2020

открытый двухэтапный конкурс на лучшее решение концепции увековечения исторического события, связанного с созданием и первым исполнением вальса «На сопках Маньчжурии» И. А. Шатрова в Самаре на территории городского парка «Струковский сад».
 
 
Объектом конкурсного проектирования является архитектурно-художественная композиция на территории старейшего городского парка «Струковский сад», расположенного в Ленинском районе г.о. Самара в границах улиц М. Горького, Красноармейской, Вилоновской и Куйбышева. Установка архитектурно-художественной композиции планируется в сентябре—октябре 2020 года.
 
  • Тип конкурса: открытый двухэтапный архитектурный конкурс.
  • Приглашаются к участию: российские и зарубежные авторы, имеющие профильное образование, — занимающиеся профессиональной деятельностью архитекторы, скульпторы, художники-монументалисты, дизайнеры.
  • Регистрационный взнос: отсутствует.
  • Окончание регистрации: 25.05.2020.
  • Крайний срок подачи проектов:
    • 1 этап — 05.06.2020;
    • 2 этап — 25.06.2020.
  • Дата объявления результатов:
    • 1 этап — 07.06.2020;
    • 2 этап — 28.06.2020.
  • Общий призовой фонд: 150000 ₽ + реализация.
  • Организатор: Самарская региональная организация Союза архитекторов России при поддержке Администрации г.о. Самара.
  • Полное название конкурса: открытый двухэтапный конкурс на лучшее решение концепции увековечения исторического события, связанного с созданием и первым исполнением вальса «На сопках Маньчжурии» И. А. Шатрова в Самаре на территории городского парка «Струковский сад».
  • Официальная страница конкурса: uarsamara.ru.
  • Страницы конкурса в соцмедиа:
  • Контакты оргкомитета: [email protected], [email protected].
 
Самарская региональная организация Союза архитекторов России проводит открытый двухэтапный конкурс на лучшую концепцию архитектурно-художественной композиции по увековечению исторического события — создания и первого исполнения вальса «На сопках Маньчжурии» Ильи Шатрова в Самаре на территории городского Струковского сада. Более века этот вальс, посвященный героическому эпизоду Русско-японской войны, в котором музыканты сыграли значимую роль, остается всенародно любимым. Этот национальный музыкальный памятник наравне с такими произведениями, как «Прощание славянки» и «Амурские волны», дает людям духовные силы в самые тяжелые моменты.
 
Самара бережно хранит память о первом исполнении этого вальса, являющегося одним из музыкальных символов российской культуры. С 2013 года в историческом самарском Струковском саду ежегодно проходит всероссийский фестиваль «На сопках Маньчжурии», посвященный первому исполнению знаменитого вальса, с участием духовых оркестров со всей России.
 
С инициативой об установке архитектурно-художественной композиции выступила городская общественность, в том числе Самарское региональное отделение Духового общества России, муниципальный концертный духовой оркестр. Инициатива поддержана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александром Хинштейном. Идея установки композиции в память о первом исполнении вальса одобрена рабочей группой по рассмотрению общественных инициатив по установке скульптурных композиций на территории Самарской области («КультСамара»), возглавляемой губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым. Администрацией городского округа Самара будет оказана поддержка в организации выставки по итогам конкурса.
 
Цель конкурса — создание на территории Струковского сада в Самаре архитектурно-художественной композиции, посвященной вальсу «На сопках Маньчжурии», созданному И. А. Шатровым в память о погибших в Русско-японской войне 1904—1905 гг. воинах 214-го резервного Мокшанского пехотного полка.
 
Струковский сад является объектом культурного наследия — памятником истории регионального значения «Струковский сад, где В. И. Ленин встречался с передовой, революционно настроенной молодежью Самары в 1889—1893 гг.».
 
Тема конкурса: архитектурно-художественная композиция. Авторы свободны в стилистическом выборе средств художественной выразительности композиции: от реалистичной скульптурной пластики, до современных пространственных форм с элементами светодизайна, звука, кинетики.
 
 
Ориентировочное место установки композиции — зона летнего кинотеатра, где пересекаются прогулочные аллеи и популярная у горожан территория — полукруглая ротонда с амфитеатром, вдоль которого проходит главный променад.
Ориентировочное место установки композиции — зона летнего кинотеатра, где пересекаются прогулочные аллеи и популярная у горожан территория — полукруглая ротонда с амфитеатром, вдоль которого проходит главный променад.
 
 
 

Участники конкурса

 
К участию в конкурсе приглашаются архитекторы, скульпторы, дизайнеры, художники-монументалисты, представители художественных мастерских, занимающихся разработкой монументальной скульптуры, архитектурно-художественных ансамблей, созданием монументально-скульптурных композиций в городской среде, имеющие реализованные проекты, мемориальные и станковые работы, архитектурно-художественные и скульптурные композиции, а также проекты-призеры, участвующие в конкурсах по созданию архитектурно-художественных и монументально-скульптурных композиций.
 
Авторы и/или руководители авторских коллективов, должны иметь профильное образование (архитектурное, художественное, дизайнерское, и т.д.) и документы, подтверждающие право заниматься профессиональной деятельностью.
 
 
 

Призовой фонд

  • I место — премия — контракт на дальнейшую разработку и реализацию проекта.
  • II, III и IV место — поощрительные премии. Сумма премиальных выплат не превышает 10% от запланированного на реализацию проекта бюджета 1,5 млн ₽.
 
 

Жюри

 
В состав жюри входят известные российские архитекторы и скульпторы, художники-монументалисты и дизайнеры, представители творческих союзов и художественных вузов, молодежных объединений, общественных организаций и администрации г.о. Самара. Утвержденный состав жюри конкурса будет опубликован 30 апреля 2020 г. (не менее 12 членов, более 50% состава — представители творческих союзов).
 
 
 

Критерии оценки

  • соответствие конкурсных материалов требованиям и условиям конкурса;
  • художественная, пластическая выразительность концептуального решения 
  • оригинальность и профессионализм исполнения и подачи проекта.
  • соответствие разработанной концепции архитектурному облику сложившегося благоустройства прилегающей территории, особенностям проектируемого участка;
  • возможность реализации предложенных решений в рамках представленного участником расчета стоимости работ и в соответствии с планом мероприятия по увековечению исторического события.
 
 

Требования к конкурсным материалам

 
Концепция должна включать в себя графические и текстовые материалы, предусматривающие: 
  • архитектурно-художественный образ воплощения идеи;
  • уточнение места реализации идеи; 
  • объемно-пространственное и архитектурно-художественное решение композиции на проектируемой территории, благоустройство с учетом существующей планировочной структуры, включающей элементы, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, с возможным использованием элементов озеленения, декоративного мощения, малых архитектурных форм, светильников, архитектурно-художественной подсветки и музыкального сопровождения, с учетом окружающего ландшафта. 
  • соответствие запланированному на реализацию проекта бюджету в сумме 1500 000 руб. на основание расчета стоимости на разработку проектной документации, изготовление и установку архитектурно-художественной композиции.
 
При разработке концепции должны соблюдаться масштабность и соразмерность, а также композиционное единство создаваемой архитектурно-художественной композиции с существующим благоустройством прилегающей территории.
 
Концептуальное решение элементов композиции должно предусматривать их выполнение в твердом материале, обеспечивающем долговечность и оптимальные эксплуатационные качества, а также соответствующем экологическим нормам и антивандальным требованиям.
 
 
 

Регистрация, исходная документация и дополнительная информация

 
 
По заявке оргкомитет конкурса предоставит участникам сведения по топосъемке о месте установки монументальной композиции.
 
Исходные данные для разработки конкурсных материалов можно получить после подачи заявки в свободной форме по адресу электронной почты: [email protected].
 
Оргкомитет:
  • Наталия Кучер, +7 903 302-30-87;
  • Лариса Радушина, +7 927 903-80-48;
  • Анастасия Павлова, +7 (846) 332-54-43, +7 903 304-41-04, [email protected]
 
 

Краткая историческая справка о вальсе «На сопках Маньчжурии»

 
Вальс написан Ильей Шатровым в память о погибших в Русско-японской войне 1904—1905 гг. воинах 214-го Мокшанского пехотного полка. В 1905 году Мокшанский пехотный полк одиннадцать суток вел кровопролитное сражение в районе между Мукденом и Ляояном. В критический момент, когда сомкнулось кольцо окружения, иссякли силы и боеприпасы, командир приказал: «Знамя и оркестр — вперёд!». Капельмейстер Шатров повел за знаменем оркестр, и воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. Бой шел непрерывно и один за другим звучали марши, пока, в конце концов, противник дрогнул и полк прорвал окружение. Из 4000 личного состава полка в живых осталось 700 человек, из 60 музыкантов оркестра — семеро.
 
После окончания Русско-японской войны Мокшанский полк ещё год находится в Маньчжурии, где оставшийся в живых Илья Шатров, однажды попав на гауптвахту, начал писать в память о павших однополчанах инструментальную композицию «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». С 1906 года полк был передислоцирован в Самару. Здесь молодой капельмейстер подружился с педагогом, композитором и нотоиздателем Оскаром Кнаубом, оказавшим начинающему композитору помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании. 24 апреля 1908 года (по другим источникам — в 1907 году) в Самаре в Струковском саду состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром. Популярность вальса быстро росла. Только за первые 3 года после написания вальс переиздавался более ста раз, а граммофонные пластинки расходились баснословными тиражами.
 
Первый вариант текста к вальсу написал самарский поэт и писатель Степан Петров (Скиталец). В конце Великой Отечественной войны вальс «На сопках Маньчжурии» нередко исполнялся по радио и на концертах в связи с торжественными минутами, отмечавшими победы Красной армии над японскими милитаристами в Маньчжурии.
 
 
Оркестр Мокшанского полка
Оркестр Мокшанского полка
 
 
 
 
Мокшанский полк на сопках Манчжурии : вальс / соч. И. А. Шатрова
 
 
Мокшанский полк на сопках Манчжурии : вальс / соч. И. А. Шатрова  Мокшанский полк на сопках Манчжурии : вальс / соч. И. А. Шатрова
Мокшанский полк на сопках Манчжурии : вальс / соч. И. А. Шатрова. — О. Ф. Кнауб. — 5 с. (pdf)
 
 
 

Краткая история Струковского сада

 
Ранее на территории, вплотную примыкающей к набережной Волги, располагался лесной массив, принадлежавший управляющему Илецкими соляными промыслами Г. Н. Струкову, действительному статскому советнику, который построил здесь усадьбу и разбил сад. В 1848 году город приобрел этот сад и ещё несколько смежных участков, и его площадь стала составлять более семи гектаров. В путеводителе XIX века «Живописная Россия» можно прочесть мнение: «Особо хорош Струковский сад, обширный и довольно старый, приспособлен к общественным гуляниям с 1851 г. В летние вечера — музыка…». В 1871 году Самарская городская дума для управления садом избралa садовую комиссию, в неё входили известные садоводы-любители П. В. Алабин, И. Л. Санин, Е. Н. Аннаев. Дума отказалась от услуг содержателей и выделила 1800 рублей на заботу о саде. По воспоминаниям Петра Алабина, «…часть сада обнесена изящным, резным деревянным забором в каменных столбах, на каменном фундаменте; вместо безобразной деревянной лестницы сделана большая каменная лестница по всей горе от входа в сад до его главной площади; проведены и засажены новые аллеи с хорошими по ним дорожками; устроены большие резервуары для воды; сделано много новых цветочных клуб; насажены рощицы на бывших пустырях; заведен большой питомник скорорастущих деревьев и кустарников, из которых уже высажено на места более 800 штук; устроено много новых скамеек; сад хорошо освещен фонарями на деревянных столбах красивого рисунка; наконец, ветхий вокзал, безобразивший собой картину сада, уничтожен и на его месте сооружен вполне изящной архитектуры вокзал, с которого открывается великолепный вид на Волгу…»
 
В 1936 г. городской сад был преобразован в парк культуры и отдыха имени Горького. В 1961 году в парке построена крытая концертная эстрада, входная арка с перекрёстка улиц Куйбышева и Красноармейской, фонтан. Установлен памятник Горькому. В летнее время в парке работали детские аттракционы и кафе, а зимой — детский бассейн «Чайка», на месте которого ныне скейт-парк. В настоящее время парку возвращено историческое название — Струковский сад, здесь проводятся такие ежегодные культурные мероприятия как «День прессы», фестиваль духовых оркестров «На сопках Маньчжурии» и красочный Фестиваль цветов.
 
 
Из материалов выставки по истории Струковского сада
 
 
 

Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года

 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
Струковский сад. Самара. Из  материалов фотофиксации 3 апреля 2020 года
 
 
 

15 апреля 2020, 12:25 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий