наверх
 

Альбом видов г. Саратова с историческим описанием, составленным Н. Ф. Хованским. — Саратов, 1893

Альбом видов г. Саратова с историческим описанием, составленным Н. Ф. Хованским. — Саратов : Издание М. Н. Малкина, 1893  Альбом видов г. Саратова с историческим описанием, составленным Н. Ф. Хованским. — Саратов : Издание М. Н. Малкина, 1893
 
 

Альбом видов г. Саратова с историческим описанием, составленным Н. Ф. Хованским. — Саратов : Издание М. Н. Малкина, 1893. — [30] с., ил.

 

Альбомъ видовъ г. Саратова съ историческимъ описаніемъ, составленнымъ Н. Ф. Хованскимъ. — Саратовъ : Изданіе М. Н. Малкина, 1893. — [30] с., ил.

 
 

[Начальный фрагмент издания]

Саратов.

Исторический очерк Н. Ф. Хованского

 
Саратов основан 300 лет тому назад.
 
Из записок разных иностранных путешественников, посещавших Волгу в XII—XIII веках, видно, что в это время все нижнее Поволжье представляло пустыню, которую посещали только кочевые инородцы.
 
В конце XIII века возникло на Поволжье могущественное Золото-ордынское татарское царство. Татары построили на Волге несколько городов, из которых главные были Сарай на Ахтубе (около Царева, Астраханской губернии) и Увек, близь нынешнего Саратова. В это-же время, на левом берегу, верст 10 вверх от того места, где ныне стоит Покровская слобода, образовалось татарское поселение под именем «Сара-тау».
 
 
Берег Волги у Саратова.
Берег Волги у Саратова.
 
 
В конце XIV века царство Золотой орды было раззорено монгольским завоевателем Тамерланом, при чем погибли города, а многие жители отведены в плен. Окончательно разрушена Золотая орда в 1502 году крымским ханом Менгли-Гиреем. После этого край наш вновь обратился в пустыню. Татары владычествовали лишь в Казани и Астрахани. В конце XV века Русь, сбросив с себя иго татарское и, владея уже издавна истоками и начальным течением великой русской реки Волги, устремилась к завладению ею и на дальнейшем протяжении, до самого моря Каспийского. Соблазняло русских богатство этого края. Царские русские рыболовы в начале XVI века отправились летом в большом количестве, до 1000 человек, по течению Волги на ловлю рыбы и доплывали до Змеиных гор, что ниже г. Вольска, и даже до Увека.
 
В 1552 году царство казанское было присоединено к России, а в 1556 году покорено и царство астраханское.
 
 
Саратов. Старый Собор.
Старый Собор.
 
 
Лет 20 спустя после этого учреждены были на островах по Волге русские станицы для охраны русского государства от набега кочевников. Из этих станиц самая большая была около Караманского леса, она затем перенесена была на то место, где прежде находилось татарское поселение Сара-тау, о котором мы выше упоминали.
 
В 1589 году выходит повеление царя Феодора Иоанновича основать на Волге крепость Царицын.
 
В 1590 году основана крепость Саратов на острове, образуемом двумя речками, на месте бывшего татарского поселения «Сара-тау», занятого русскою станицею.
 
«Саратовом на острову» заведывал воевода князь Григорий Осипович Засекин. Уже при самом основании Саратова князь Засекин имел дело с разбойниками. В том-же 1590 году «волжский атаман» Микита Волдырь, по приказанию саратовского воеводы Засекина, поймал на реке Медведице и привел к воеводе разбойника Треню Щеголева с его шайкой.
 
 
Саратов. Московская улица.
Московская улица.
 
 
С этих пор рыбацкие промыслы, на Волге, вблизи Саратова, упрочиваются и развиваются. Монастыри московские — Чудов и Новоспасский — испрашивают здесь себе у царя Василия Шуйского и его преемников огромные пространства и, между прочим, «саратовския иргизския воды». Рыбные промыслы привлекли к Саратову из верховых городов много народа, так-что город стал настоящим рыбным городком. Рыбы в те времена было много в Волге. И не даром Саратову присвоен впоследствии герб, заключающий в себе на синем поле три стерляди.
 
Однако насаждению в крае порядка и спокойствия, столь необходимых для промышленных и торговых людей, долго мешали ордынцы и другие кочевники. Московское правительство не скоро замирило кочующих народов — калмыков, киргизов, для которых поволжские степи были нужны, чтоб пасти многочисленный скот, составлявший их главное богатство. Кроме того, Волгу давно излюбили вольные люди — казаки и беглые крестьяне. На Волгу приходили все недовольные своим житьем внутри государства. И кочевники, и вольные, или, как их называли, «воровские люди», занимались здесь грабежами и при случае нападали на основанные города и селения.
 
Вскоре-же после основания Саратова на Руси наступило так называемое «смутное время», закончившееся лишь в 1613 году избранием на царский престол отрока Михаила Феодоровича Романова. В это время поволжская вольница особенно злодействовала. Кочевники также стали еще более опасны, потому-что не было в это время на Волге достаточно войска. Разумеется, все их желание направлено было к тому, чтобы пожить сыто и весело. Они собирали около себя сильные шайки. Таков, например, простой бурлак Илейка. Он грозился идти на Москву, плавал по Волге, грабил и убивал торговых людей. Добычу Илейской шайки на пути между Астраханью и Казанью оценивают в громадную, по тому времени, сумму — 300 тыс. руб. В 1609 году явились на Волге, между казаками, сразу три самозванца: один из них Август, а другие Осиновик и Лавр. Они бросились на Саратов, но саратовский воевода Замятня-Сабуров разбил их и полонил.
 
 
Саратов. Радищевский Музей.
Радищевский Музей.
 
 
Вообще саратовские воеводы почти беспрерывно имели схватки то с кочевниками, то с казаками, ловили их и подвергали заслуженной каре. Самым страшным разбойником во второй половине XVII века был известный атаман «воровских» казаков Стенька Разин. Он разгромив Астрахань и Царицын, в 1670 году взял Саратов. Среди городских жителей нашлись сторонники Разина, вместе с ним разграбили город. Воеводу Козьму Лопухина и многих боярских детей Разин убил. Погром Саратова был полный.
 
Вскоре после Разинского погрома, именно в 1674 году, последовало перенесение Саратова с левого берега на правый. Это произошло в царствование царя Алексея Михайловича. Он повелел «горододельцу» полковнику Шелю «делать Саратов город на горах новый», т.-е. строить Саратов на правом берегу, где, как полагают, существовало до этого времени нечто в роде саратовского посада, в котором был, между прочим, рыбный двор московского монастыря.
 
 
Саратов. Новый Собор.
Новый Собор.
 
 
Таким образом, Саратов простоял на левом берегу почти целое столетие, удерживая напор ордынцев и поволжских разбойников. Он был оплотом не только для своего края, но и для всей восточной стороны русского государства. Некоторое понятие о левобережном Саратове можем мы составить по рисунку, сделанному путешественником Олеарием, проехавшим по Волге в 1636 году. Из рисунка этого видно, что Саратов был обведен стеной с башеньками и имел церкви, из коих, как полагают, первою была Казанская.
 
На правом берегу Саратов построился под Соколовой горой, которая тогда была покрыта густым лесом. Овраг под этой горой в те времена наполнялся из Волги водой и составлял удобную безопасную пристань для рыбацких лодок и мелких судов. Овраг этот, как полагают, получил название Глебова от имени бывшего саратовского воеводы Михаила Ивановича Глебова. Новый Саратов был для защиты окружен рвом и валом с рогатками. На вершине Соколовой горы устроена была башня для наблюдения за движениями ордынцев.
 
Хотя калмыцкий хан Атока, по примеру татарских ханов, мечтавший создать могущественное калмыцкое царство, искал покровительства у Китая и Москвы, а в 1673 году калмыки приняли даже русское подданство, тем не менее они не переставали разбойничать.
 
Саратову и на правом берегу, как прежде на левом, пришлось отражать нередкие нападения, то кочевников, то кубанских и крымских татар. Его раззоряли и жгли, а часто в летнее жаркое время он, кроме того, как сплошь деревянный, и без того страдал от пожаров.
 
 
Саратов. Пассажирский вокзал.
Пассажирский вокзал.
 
 
Составить какое-либо понятие о расположении Саратова в то время, положительно не возможно. Существующие теперь в местности около Пешего базара, по-видимому, старинные здания построены гораздо позднее, потому что из камня стали строить здания только в конце XVIII или в начале нынешнего столетия, а ранее того возводили только каменные церкви. Так, Троицкий собор, в течение первых десяти лет, с 1674 по 1684 год, как деревянный, горел два раза. И наконец, по воле царей Иоанна и Петра Алексеевичей, и с благословения митрополита астраханского Савватия, в 1685 году был заложен собор каменный в два этажа.
 
<...>
 

 

Примеры страниц

 
  
 
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 23,3 МБ)
 
 

12 ноября 2020, 20:18 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий