наверх
 
Удмуртская Республика


Архитектурные произведения Жана ле-Потра, архитектора, рисовальщика и гравера. — Петроград, 1918

Архитектурные произведения Жана ле-Потра, архитектора, рисовальщика и гравера. — Петроград : Издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1918 Архитектурные произведения Жана ле-Потра, архитектора, рисовальщика и гравера. — Петроград : Издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1918
 
 

Архитектурные произведения Жана ле-Потра, архитектора, рисовальщика и гравера. — Петроград : Издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1918. — [6] с., [53] л. ил.

Архитектурныя произведенія Жана ле-Потра, архитектора, рисовальщика и гравера. — Петроградъ : Изданіе Товарищества Р. Голике и А. Вильборгъ, 1918. — [6] с., [53] л. ил.

 
 

БИОГРАФИЯ ЖАНА ЛЕ-ПОТРА

 
ЖАН ЛЕ-ПОТР, один из виднейших представителей ренессанса во Франции, родился в 1617-м году. Он является одновременно выдающимся художником архитектуры, мастером: орнамента, гравюры и резьбы по дереву.
 
Родом парижанин, из семьи более нежели скромного достатка, Жан в самом юном возрасте был отдан в ученье к столярному мастеру Адаму Филиппону. Филпппон был столяр образованный, ему пришлось побывать в Италии, в Риме, откуда он вывез рисунки мотивов орнамента итальянского возрождения и античного искусства. На этих рисунках он стал учить своего питомца ле-Потра. Ученик проявил большие способности к резьбе, но еще больше таланта и вкуса стал проявлять к рисованию и декоративной композиции. Видя это, хозяин стал учить подмастерья архитектуре и гравюре; но из ле-Потра строителя не вышло, в качестве же гравера свою деятельность начал он изданием орнаментальных деталей, зарисованных его первым учителем Филиппоном во время поездки по Италии. Успех этой серии из 26 листов, вышедших отдельным сборником, побудил молодого художника выпускать периодически небольшие тетради своих собственных композиций, составившие более 120-ти серий, которые бойко распродавались в эстампном магазине «à l’Espérance» гравера Pierre Mariette’а и в книжной лавке «à l’Image de Notre Dame», Ch. Ant. Jombart’а. Эти серии в 1751 году были собраны и переизданы в виде 3-томного увража. Сюда вошли: кроме первых 26 листов воспроизведений рисунков Филиппона, орнаментальные и декоративные панно; масса всевозможных фризов: «à la Romaine», «à l’Italienne, «à la Moderne» («moderne», конечно, XVII века); прелестные вазы; фонтаны; богатейшие картуши и плафоны; целые композиции: исторические, на библейские темы и пр. Всего собрано было здесь, из всех гравированных досок, число которых превышало две с половиною тысячи, около семисот восьмидесяти листов.
 
Для юного ле-Потра пребывание в мастерской Адама Филиппона даром не прошло. Изучив технику столярного ремесла и резьбы по дереву, он не только стал автором рисунков большей части резной-художественной мебели его времени; но и сам он не был чужд столярно-резной работы; недаром доказывают, что им самим сделано несколько лучших столиков-консолей Версальского дворца и кресел, хранящихся в парижском Garde-Meuble’е.
 
Классические образцы, на которых был воспитан ле-Потр, легли твердым основанием его искусства, развили в нем чувство к изящному и прекрасному, а потому он не мог остаться равнодушен и не проникнуться работами и богатыми композициями, так щедро и постоянно проявляемыми в своих декоративных произведениях великим мастером и учителем ле-Бреном (Ch. le Brun). Это увлечение главою французской школы XVII века не помешало ле-Потру внести в свои творения личную ноту и характер, завоевавшие ему видное место в рядах первых мастеров этой интересной эпохи. Его рисунки дают точное представление о доминирующем вкусе и направлении времени Людовика XIV. В то время архитектура и близко связанные с нею прикладные искусства стали выявляться еще деятельнее и продуктивнее, нежели в предыдущее царствование. Кроме дворцов Версаля, Марли и других, где работала целая плеяда художников, строились и созидались по всей Франции многочисленные, значительные за́мки, породившие особенное, нелишенное оригинальности и величия национальное очень типичное, своеобразное зодчество. Эти памятники французской архитектуры отвечали требованиям и обычаям времени, они были по мере их появления воспроизведены несколькими граверами. Жан Маро (Jean Marot) архитектор и гравер, больше, впрочем, в душе гравер, нежели архитектор, сохранил нам много снимков с этих зданий, где комфорт, как его понимали тогда, соперничал с роскошью; где масштаб и благородные пропорции шли рука об руку со стройным и удобным размещением покоев. Задачу, которую Жан Маро выполнил, воспроизводя в своих гравюрах собственно архитектуру, — блестяще решил относительно орнаментации и внутренних отделок самый плодовитый и талантливый из своих современников — Жан ле-Потр. Правда, многие рядом с его именем называют имена тоже первоклассных мастеров-граверов орнаментистов: Берен (Berain) и Даниэль Маро (Daniel Marot); но Жан Берен работал позднее, подписанные им листы, в сравнении с работами ле-Потра, показывают гораздо меньше темперамента и пылкого воображения; что же касается Даниэля Маро, хотя он ближе подходит к ле-Потру уже потому, что «всю первую часть своей карьеры, как говорит Дюплесси (Duplessis), он старается напомнить манеру ле-Потра и подражает его способам воспроизведения»; но в общем, как у всякого подражающего, у него нет той силы и свободы творчества, которыми так бесконечно богат ле-Потр.
 
Из учеников ле-Потра особенно прославился его младший брат, знаменитый строитель, «первый архитектор короля», Антуан ле-Потр. Подобно брату-учителю своему, он сам награвировал и напечатал сборник своих работ под заглавием: «Oeuvres d’architecture d’Antoine le Pautre, architecte du Roy». Издание это появилось впервые в 1652 году без всякого текста; но, после смерти автора, оно было переиздано с пояснительным текстом д’Авилиэ (d’Avilier), «что сделало это издание, как говорится в предисловии 1751 года, еще более ценным и желательным для всех любителей хорошей архитектуры».
 
Слава Жана ле-Потра гремела еще при жизни его; имя художника было известно не только во Франции, но и за границей, куда попадали его рисунки, гравюры и по ним сделанные предметы. Особенно он был ценим итальянцами, и мы находим в записках Мариэта (J. P. Mariette) следующие строки: «даже преисполненный самомнения, кавалер Бернини (Cav. Bernini) говорил, что из всего прекрасного, чем ему пришлось любоваться во Франции, его больше всего удивили и удовлетворили работы ле-Потра». Бернини восхищался тем искусством и той легкостью, с которыми ле-Потр умел разбираться в самых разнообразных сюжетах, быть всегда новым и самобытным в своих композициях. Действительно трудно сказать, чему следует больше удивляться: разнообразию-ли вкуса или плодотворности гения, и если его орнамент на склоне лет становится несколько тяжел, несколько перегружен, то в этом может быть справедливее было бы винить эпоху, в которой жил художник, давший в начале своей деятельности, в свои молодые годы, столько индивидуального и оригинально прекрасного.
 
Кроме составивших славу ле-Потра архитектурно-орнаментальных серий гравюр, им исполнены прекрасные отдельные листы, модных в то время, календарей и рамки к тезисам по теологии, праву и философии. Его резцу принадлежит одно из лучших изображений коронования Людовика и, отчасти благодаря ле-Потру, в С. Жан де Люсе был дан королевский эдикт, который объявил гравюру на одном уровне с прочими искусствами.
 
Труды ле-Потра признала и оценила, на 60-м году его жизни, Королевская Французская Академия, избрав его, 11-го апреля 1577 года, в число своих «бессмертных». Пять лет спустя, в 1682 году, ле-Потр скончался в своем родном Париже, оставив современникам и будущим поколениям художников и всем друзьям искусства в наследство свои действительно «бессмертные» творения.
 
В общем ле-Потр представляет нам характернейшую картину орнамента и богатой декорировки французского искусства в половине XVII века.
 
«Произведения ле-Потра, писал его друг, критик Мариет, — это стиль Людовика XIV во всем благородстве линий, грации в деталях и особенном разнообразии орнамента»; это, может быть, действительно самое верное определение творчества большого мастера-резчика, художника архитектуры, рисовальщика и гравера Жана ле-Потра. 
 
Ф. Беренштам.
Царское Село.
Ноябрь 1917 г.
 
 
БИБЛИОГРАФИЯ:
 
— Abecedario de P. J. Mariette et autres notes inédites de cet auteur sur les arts et les artistes. — Paris, 1851—1860, 6 vol., in 8°.
— Duplessis, Georges. — Histoire de la Gravure. Paris. 1880, 1 vol. in 8°.
— l’Industrie et l’art décoratif aux deux derniers siècles (L’Ancienne France). — Paris, s. a., in 8°.
— Lacroix., — l’Industrie et les arts qui s’y attachent. Paris, s. a., 1 vol. in 8°.
— Lemonier, Henry, — L’art Français au temps de Louis XIV. Paris, 1911, 1 vol. pt., in 8°.
— Lemonier, Henry, — L’art Français au temps de Richelieu et de Mazarin. — Paris, 1893, pt. in 8°.
— Oeuvres d’Architecture de Jean le Pautre. — Paris, 1751—1752, 3 vol., pt. in fol.
 

 

Содержание

 
ТИТУЛ.
ФРОНТИСПИС.
АВТОПОРТРЕТ (1647 г.) и БИОГРАФИЯ ЖАНА ЛЕ-ПОТРА.
ФРАГМЕНТЫ и ДЕТАЛИ. I—VII
ПАННО и ОРНАМЕНТ . VIII—XVI
ФРИЗЫ и ДЕКОРАТИВНЫЕ МОТИВЫ ... XV—XXXIV
РАМЫ, ОБРАМЛЕНИЯ и ТРОФЕИ .. XXXV—XL
ВАЗЫ, КАРТУШИ и ФОНТАНЫ.. XLI—XLV
ПЛАФОНЫ... XLVI—LII
 

 

Примеры страниц

Архитектурные произведения Жана ле-Потра, архитектора, рисовальщика и гравера. — Петроград : Издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1918
 
Архитектурные произведения Жана ле-Потра, архитектора, рисовальщика и гравера. — Петроград : Издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1918
 
Архитектурные произведения Жана ле-Потра, архитектора, рисовальщика и гравера. — Петроград : Издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1918 Архитектурные произведения Жана ле-Потра, архитектора, рисовальщика и гравера. — Петроград : Издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1918
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 40,0 МБ)
 

29 января 2018, 0:39 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут