|
Ащепков Е. Русское народное зодчество в Западной Сибири. — Москва, 1950Русское народное зодчество в Западной Сибири / Е. Ащепков. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1950. — 140 с., ил.ОТ РЕДАКЦИИ
Деревянное строительство сыграло огромную роль в истории архитектуры нашей, столь богатой лесом страны. Изумительное мастерство народных строителей, воспитанных на многовековых традициях, создало прекрасные архитектурные произведения. Выразительные художественные формы древних деревянных церквей, крепостных оград, сторожевых башен являлись часто прототипами монументальных каменных сооружений древней Руси.
Наряду с церковной и крепостной архитектурой искусство народных мастеров сохранилось в замечательных образцах жилых деревянных построек. Изучение этих сооружений представляет большой интерес с двух точек зрения. Историку архитектуры это исследование поможет раскрыть первоначальный облик народного жилого дома, так как традиции в области строительства жилища являются очень стойкими и процесс типологической эволюции протекает здесь медленно, сохраняя в течение веков утвержденные жизнью приемы.
Для архитектора-строителя и проектировщика архитектура народного жилища интересна той глубокой мудростью, с которой народное искусство отвечает на требования быта, климата и многообразных местных природных особенностей. Творческую мысль архитектора, работающего над созданием жилых домов для нашего народа, в сильнейшей степени могут обогатить и чисто художественные достоинства архитектурных форм, созданных самим народом.
Деревянное зодчество является сравнительно мало изученной областью архитектуры нашей страны. Более исследована архитектура севера РСФСР.
О народном строительстве на огромных лесистых пространствах, лежащих по ту сторону Уральского хребта, мы имеем самые отрывочные и скудные представления.
Книга Е. Ащепкова, посвященная народному зодчеству Западной Сибири, является первой попыткой восполнить этот пробел в нашей архитектурной литературе.
Некоторые своеобразные черты зодчества народов Сибири делают изучение его очень интересным.
В силу исторически сложившихся условий, эволюция быта и строительных традиций в Сибири протекала медленнее, чем в европейской части России. Поэтому деревянное зодчество Сибири сохранило ряд приемов, уже не встречающихся по эту сторону Урала, и новые исследования обогащают наше представление о первоначальных формах народной архитектуры жилого дома.
Большой интерес представляет собою и вторая особенность народного зодчества Сибири: взаимодействие культур русских переселенцев и местных народностей. Это взаимодействие проявилось в многообразии декоративных приемов творчества сибирских строителей.
Книга Е. Ащепкова, иллюстрированная многочисленными фотографиями и зарисовками, выполненными автором с натуры, создавалась путем исследований, проводившихся им по собственной инициативе в течение нескольких лет в отдаленных и труднодоступных районах Сибири. Выполнение этой огромной работы в трудных экспедиционных условиях является исключительно большой заслугой автора.
Исследование Е. Ащепкова ценно не только как вклад в историю русской материальной культуры и изучение народного зодчества нашей страны. Эта книга даст в руки архитектора-практика ценный художественный материал, который может быть использован и при осуществлении намеченного новым пятилетним планом массового жилищного строительства.
ВВЕДЕНИЕ
Гениальные образцы древнего зодчества в Европейской части Руси красноречиво говорят о роли и значении русского деревянного зодчества в мировой культуре.
Однако ни одна область русской культуры не изучена так мало, как народное зодчество. В особенности это относится к Сибири — огромной части нашей страны, от гор Урала до берегов Тихого океана, — к Сибири, прочно сохранившей древние архитектурно-строительные традиции и создавшей в деревянном зодчестве ряд характерных особенностей.
Сибирское народное зодчество является значительным вкладом в золотой фонд русской литературы, русского искусства.
До сих пор нет систематического исследования народной архитектуры Сибири, где исторически сложившийся тип крестьянского жилища отличается особыми приемами зодчества. Необходимо зафиксировать и сохранить хотя бы в документах все ценное в этой области как материал для изучения.
Сибирь до последнего времени была в значительной степени белым пятном в области изучения народного зодчества.
Это тем более печально, что именно здесь самые оригинальные черты народного искусства могли сохраниться дольше, чем в центральной части России.
Изучение памятников древнерусского деревянного зодчества наиболее плодотворно в отдаленных местах нашей страны. «Культурные центры всегда сглаживают и нивелируют самобытные черты народного творчества» (История русского искусства, под редакцией И. Э. Грабаря, т. I). В глухих углах Сибири можно еще встретить остатки прежних построек, но только остатки, так как время уничтожает их.
По аналогии с современными формами жилищ таких сибирских народностей, как остяки, ненцы, тунгусы и др., можно предположить, что строительство до появления русских в Сибири не шло дальше постройки чума, юрты, землянки (рис. 1—3).
2. Остяцкий чум, крытый оленьей шкурой. Район реки Казыма (приток Оби)
Кочевой и полукочевой образ жизни местных жителей не способствовал развитию крупного строительства, а мелкие сооружения временного типа (на становьях) нам почти неизвестны.
«Остяцкие юрты похожи на вогульские — бревенчатые, с плоской крышей, обыкновенно крытые дерном. Вдоль стен юрты идут широкие нары, покрытые травянистыми плетеными циновками и оленьей шкурой. В углу находится «чувал» — очаг с прямой трубою, закрываемой снаружи куском дерна... Единственное окно юрты зимой состоит из льдины» (Головачев. «Сибирь. Природа, люди и жизнь», 1902).
Таков тип самого примитивного жилища Сибири, сохранявшийся до половины XIX века. И так, вероятно, было во все времена существования общинно-родовой семьи.
3. Зимний остяцкий чум. Район реки Васюган (приток Оби)
С разложением родового строя миновала надобность в больших обобществленных юртах, и строительство шло уже по пути удовлетворения индивидуальных потребностей отдельной семьи. Но, естественно, изменения были только в объеме постройки — конструктивное и плановое решение оставалось в том же примитивно-первобытном состоянии.
Жилища сибирского населения дают богатый материал для изучения истории развития человеческого жилища вообще, а также показывают крайне медленную его эволюцию.
До XVI столетия Сибирь не знала каменных построек. Дерево было единственным материалом, из которого рубили все виды сооружений того периода: крепостные стены, остроги, церкви, жилые дома и пр. В Тобольске, например, и в настоящее время есть улица (в подгорной части), сплошь замощенная деревом (рис. 4 и 5). Ранние деревянные постройки не сохранились. Частые пожары, иногда дотла уничтожавшие целые города, были поистине бичом старинных русских поселений.
О прежнем деревянном строительстве в Западной Сибири можно до некоторой степени судить по сохранившимся летописям и официальным донесениям в Москву. Наиболее ценным документом, изображающим старую архитектуру деревень и городов Сибири, является первая карта Сибири допетровского периода «Чертеж Сибирския земли», «сбиранный» тобольским воеводой Годуновым в 1667 г., и «Чертежная книга Сибири», составленная «тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым с сыновьями» (вышедшая в 1701 г. под названием: «Чертеж всех Сибирских градов и земель писан на Москве в Сибирском приказе со всех городовых чертежей в 1698 году сентября в 18 число на белой китайке длины 6 аршин, поперек 4 аршина, лист 21»).
Работа Ремезова, не имевшая еще ни проекций, ни масштаба, интересна изображениями городов, острогов, посадов, слобод и отдельных зданий, выполненными большей частью с натуры очевидцами, передающими более или менее правильно общий вид и характер изображаемых построек (рис. 6).
Не менее интересны изображения старых сибирских построек в материалах из «Сибирской истории» Семена Ремезова (конец XVII в. — начало XVIII в.) (рис. 7 и 8).
8. Миниатюра из «Сибирской Истории» Семена Ремезова
Ряд гравюр и полуфантастических рисунков западноевропейских путешественников Гмелина, Я. Сандрера, Ченслера, Олеария, И. Идеса и др. также проливает некоторый свет на планировку старинных сибирских городов и деревень и внешний вид отдельных сооружений (рис. 9 и 10).
9. Тобольск. Гравюра из книги Якоба Сандрера
Первые постройки, естественно, мало чем отличались в конструктивном и художественном отношении от того, что ранее было создано в средней части России и на Севере.
Начало заселения Сибири можно отнести к XVI столетию, но русские знали о Сибири гораздо раньше.
10. Нерчинск. Фрагмент гравюры из книги И. Идеса (1692 г.)
Сибирь упоминается впервые в русских летописях лишь в начале XV столетия (1407 г.). Тем не менее Новгород, а потом и Москва знали давно, что за Югорскими горами (Уральским хребтом) находится большая страна, богатая драгоценными мехами — «мягкой рухлядью».
Все племена, жившие около Уральского хребта, у подножия восточной части, были известны под именем Югры, или Угры.
Первый поход, предпринятый в 1032 г. новгородцами под предводительством Улеба к Железным воротам, окончился поражением новгородцев.
«И вспять мало их возвратишася, но мнози там погибоша», — гласит летопись.
С XII в. начинается ряд походов новгородцев на Югру.
Проникновение в Сибирь промышленных, торговых людей, а также и влияние московского правительства не имело целью создание прочного хозяйства в новой стране, но все же для обеспечения регулярного получения пушнины, естественно, возникла потребность закрепления за собой данников. Туземцы «объясачивались» и платили дань (ясак), называемую в летописях югорщиной. Для того чтобы держать в повиновении «ясашных» людей и для освоения новых «землиц», стало необходимо иметь многочисленные опорные пункты в виде острогов и крепостей и содержать многочисленные отряды служилых людей.
В первый период русские шли по естественным речным путям — Каме, Усолке, Иртышу и его притокам. Пройденные пункты закреплялись строительством острогов¹ преимущественно в местах, которые командовали над волоками. Так, еще в 1181 г. вольные новгородские «купцы» — ушкуйники, пробираясь по Каме на восток, основали город Хлынов (Вятка). Первые русские поселения по Каме и впадающей в нее р. Усолке могут быть отнесены к середине XV столетия, когда было положено начало городу Соликамску.
____________
¹ Остроги — опорные пункты защитных линий, создаваемых царским правительством особенно интенсивно в XVII в. для борьбы с кочевниками.
Сольвычегодские промышленники — купцы Строгановы первыми заселили новые места в северо-восточной части Европейской России. В руках Строгановых была сосредоточена пушная торговля, они вели сельское хозяйство и торговали с иноземцами.
Иван IV предоставлял крупным промышленникам земли у западных границ Сибири с разрешением строить города и крепости, заселять их людьми всякого чина, держать наемное войско для защиты от кочевников и плавить железную руду, «где ее сыщут».
Осуществить заселение и освоение Сибири в первое время было нелегко. Отдаленность местности препятствовала быстрому продвижению русских и заселению вновь «пожалованных» земель. Но тем не менее попытки проникнуть дальше на восток продолжались.
В 1578 г. небольшой отряд казаков под предводительством Ермака отправился в поход в поисках «новых землиц» за Уралом.
Продвигаясь на восток мало известными речными путями, руководствуясь сведениями, полученными в дороге от местных жителей, казаки вынуждены были зазимовать на р. Сыльве, где и был основан первый русский острог-город, поныне носящий название Ермаково Городище.
Оставшиеся на месте зимней стоянки на постоянное жительство казаки принесли с собой свои обычаи и строительные традиции.
Ермак погиб в 1584 году, в дальнейшем правительство организовало ряд экспедиций, не всегда оканчивавшихся удачно, что не останавливало настойчивого, систематического освоения Зауралья.
В конце XVII — начале XVIII века в Сибири образовался оседлый контингент русского населения, преимущественно многочисленные гарнизоны служилых людей в острожках и крепостях.
С самого начала заселения острогов возник вопрос о снабжении гарнизонов, стало необходимым развитие земледелия. Все же южная часть Сибири — более удобная для земледелия — была освоена позже северной и восточной части из-за того, что движение русских шло по речным путям — Тоболу, Оби, Иртышу.
11. Башня Илимского острога (1630 г.)
Кратчайшие пути на восток были указаны самой природной обстановкой.
Проникновение в Сибирь — доказательство отваги, любознательности, жизненной несокрушимости русского человека.
12. Башня острога в районе озера Нум-То. Фасады и план
13. Остатки башни острога и крепости на реке Казыма в районе озера Нум-То
14. Якутский острог (1683 г.). Общий вид сохранившейся стены с башнями
15. Якутский острог. Башня
Из большого числа острожньх сооружений, созданных на пути продвижения русских в Сибирь, в западной Сибири почти ничего не сохранилось, если не считать остатков одной крепостной башни (XVII столетия) в районе озера Нум-То, обнаруженной при экспедициях на север (рис. 12—13). Башня полуразрушена, остался только сруб с повалами и бойницами. Но, несмотря на это, постройка производит сильное впечатление и может быть поставлена в ряды лучших памятников острожного строительства Сибири.
В настоящее время только в Восточной Сибири сохранились башни и части стен немногих острогов.
Наиболее древние — две уцелевшие башни Братского острога (1654), стоявшего при впадении р. Оки в Ангару.
Частично сохранились крепостная проезжая башня Илимского острога, построенная в 1630 г. (рис. 11), и наиболее интересное деревянное острожное сооружение — Якутский острог, построенный в 1683 г. (рис. 14 и 15).
Судя по этим сооружениям и летописным источникам, строительство крепостей-острогов было деревянным и велось по одной установленной схеме, такой же, как в Европейской России.
Обычно городок или крепость имели несколько построек (жилища для гарнизона, склады для хранения оружия, ясака, продовольствия и т. д.). Городок окружался земляным валом с деревянным тыном или частоколом. Так как места в острогах было мало, то позднее многие дома строились вне крепостных стен.
Некоторые остроги и казачьи посты впоследствии превратились в деревни, некоторые разрослись в города (Нарымский, Обдорский, Кузнецкий остроги). С устройством больших дорог — Московского, Иркутского трактов — заселение стало итти вдоль них.
На стыке с подъездными речными и тележными путями возникали новые поселения с сезонными ярмарками.
Территория, находившаяся вблизи Московского тракта, усиленно заселялась различными путями: мерами административного воздействия, «прибором в ямские охотники»; заселялась отставными солдатами и казаками, государственными крестьянами, приведенными из различных мест Европейской России. Все это создавало очень смешанный состав населения.
Часть территории Московского тракта, проходившая по Барабе, заселялась раскольниками и поселенцами из крестьян, сосланных в Сибирь вместе с семьями.
Московский тракт — основная артерия, соединяющая Европу с Сибирью, — стал линией наибольшей густоты сибирского заселения.
Заселение Сибири шло и за счет «вольных» пришлых людей. Российские крестьяне уходили в Сибирь от тяжестей крепостной жизни, от безземелья и нищенского существования у себя на родине, выбирая для поселения наиболее далекие и глухие места — урманы, мало доступные для проезда.
Раскольники и старообрядцы селились также преимущественно в глухих и отдаленных местах. Это движение приняло особенно широкие размеры после реформ Петра I.
В старообрядческих, кержацких поселках, на реках Енисее, Бухтарме, Иртыше установился уклад жизни, сохранивший в неприкосновенности древнерусские обычаи в быту и искусстве.
Пестрый состав населения определил собой разнообразие во вкусах и традициях, отразившихся в строительстве новых городов, острогов, крепостей.
Только первое время постройки в Сибири не отличались от того, что было оставлено переселенцами на родине. Приемы, навыки в строительстве и художественные вкусы в новых местных условиях под действием окружающей обстановки стали претерпевать определенные изменения.
После заселения Сибири русскими, в течение столетия, на огромной территории от Урала до Камчатки не было построено ни одного каменного здания.
Широкое распространение деревянного строительства в Сибири в ранний период освоения края было вполне понятно.
Дерево являлось основным строительным материалом.
Природа щедро наделила Сибирь лесными богатствами. От Урала до Тихого океана тянется полоса высокосортных лесов. Преобладают в этой зоне хвойные породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Хорошо зная дерево и имея крепкие навыки в деревянном зодчестве у себя на родине, переселенцы из северо-восточной Руси, с Камы, Вятки, Волги привезли с собой и свои «плотничьи традиции».
Первые деревянные постройки Сибири крупного масштаба, крепостные и острожные сооружения, частично сохранившиеся и до наших дней, свидетельствуют о былом размахе и мощи этого деревянного строительства.
Остроги, отличавшиеся большой простотой и выразительностью, не могли не влиять на дальнейшее деревянное зодчество. Живым примером является одна из сохранившихся башен Якутского острога. Очень строгий и выразительный силуэт башни как бы органически слился с суровым, диким краем. Зодчий чувствовал и понимал красоту и величие формы в простоте и лаконичности. Нет ничего лишнего, мешающего сильному общему впечатлению. Все конструктивно ясно, немногословно, и в этом сила.
Некоторые старые избы Сибири, строго монументальные и крепкие, являются как бы соратниками этих крепостей.
Любовь и пристрастие к дереву, высокое мастерство древних плотников отмечает Сибирская летопись, указывая на исключительную быстроту сооружения крупных построек в каких-либо экстренных случаях.
«Того же 1685 года, июня 12 день, начали острог ставить в Тобольске по городской стене, где стоял рубленый город и поставили в 5 дней».
Такой рекордно короткий срок возведения монументальных деревянных построек мог быть осуществлен только при наличии большого строительного мастерства старинных плотников.
Об этом свидетельствуют характер и быстрота возведения острогов и церковных сооружений.
Показательна в этом отношении Богоявленская церковь в селе Знаменском (бывш. Иркутской губ.). Церковь шатровая, по типу северно-русских, построена в 1731 г., в первый период заселения Сибири русскими, т. е. тогда, когда местные влияния не могли оказать заметного воздействия на зодчих Сибири.
Естественно, что на такой огромной территории, как Сибирь, были свои специфические условия — социальные, экономические, природные, оказывающие определенное воздействие на духовный и внешний облик человека, на его культуру, быт, искусство.
Об особенностях сибирского человека В. И. Ленин говорил:
«Как ни быстро растет народная нужда в Сибири, все же тамошний крестьянин несравненно самостоятельнее «российского» и к работе из-под палки мало приучен» (из писем В. И. Ленина к сестре в Шушенское).
Самостоятельность сибирского крестьянина, не знавшего крепостного права, энергия, необходимая для жизни в суровых условиях, делают его жизнеспособным, горячо протестующим против гнёта царского режима.
«Сибирь не была обетованной страной для населения в экономическом отношении. Она испытывала общую участь: рядом с богатством и горькая беднота. Страна контрастов» (Ядринцев Н. М. «Сибирь как понятие в географическом, этнографическом и историческом отношении», С.-Петербург, 1892).
Сибирь — «доходное место» для чиновников — была ареной открытого грабежа и жестокой эксплоатации населения, местом самого беззастенчивого административного произвола.
Свободолюбивые сибиряки не раз выступали в XVII—XVIII веках против царского произвола.
М. Горький говорил о сибирском человеке: «Чертовски интересно, выходит, что вы — сибиряки, опередили и стрельцов, и Пугачева, исконные бунтовщики». (Из писем В. И. Анучину в Сибирь.)
Трудные климатические условия Сибири осложняли жизнь переселенцев в новой стране.
Но суровый край, трудные условия жизни содействовали формированию крепкого, закаленного человека, у которого «хорошие задатки, здоровая кровь» (М. Горький, из писем В. И. Анучину в Сибирь), который способен противостоять всем трудностям.
«Борьба человека с природой, борьба за жизнь — жестокая борьба, здесь выковываются стойкие сибирские характеры» (В. Суриков. «Работа художника над картиной», изд. «Искусство», М., 1927).
Отмечая некоторые особенности сибиряков, возможно говорить и об особенностях в искусстве, появившихся с течением времени под влиянием местных условий.
Различные направления в архитектуре севера и юга России здесь, в своем дальнейшем развитии, приобретают новое выражение.
Более поздние постройки претерпевают существенные изменения как в общем плакировочном решении, так и в декоре.
При изучении русской народной архитектуры Сибири невозможно пройти мимо других областей художественной культуры сибиряков — музыки, фольклора, живописи (росписей), созданных на основе быта, уклада жизни и дающих возможность в большей степени вскрыть генезис народной архитектуры.
Бесконечные просторы Сибири, короткое лето и холодная длинная зима — все это накладывало на творчество сибиряка определенный отпечаток.
Как известно, сибирский фольклор, сибирская народная сказка не столь колоритны и фантастичны, как южные. Трудные жизненные условия рождали и сдержанное, суровое искусство.
Музыка сибиряка не столь разнообразна и напевна, как музыка жителя центральной части России.
Анализ ряда старых сибирских крестьянских песен показывает их гармоническую несложность. В народной музыке сибирских деревень чувствуются затаенная грусть, тоска воспоминаний о более мягких и приветливых родных местах, где все было знакомо и обжито.
Взаимосвязь народной музыки и фольклора с зодчеством очевидна и помогает вскрыть сущность и особенности народной архитектуры. В унисон с природой и музыкой звучат и формы различных элементов художественного народного творчества.
Удачно найденный, лаконично-суровый силуэт построек и отдельных деталей прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем.
«Строительство человека тесно связано с окружающей его природой и как бы непосредственно выходит из нее» (Виолле ле Дюк).
Старинный зодчий большое значение придавал общему абрису постройки. Взять хотя бы деревянные церкви Севера, башни острогов, двойные и тройные избы, где удачно найденный силуэт является основой всей композиции, прекрасно оформляет все сооружение. В ряде сибирских построек заметно стремление дать в силуэте наиболее сильное выражение образа сооружения. Возможно, и зодчий не всегда учитывал ту или иную форму, но результаты говорят о том, что найденная форма отвечает определенному замыслу и назначению произведения, имеет ярко выраженное настроение.
Удачно найденные приемы, привнесенные в искусство индивидуальной ловкостью, остротой глаза, прививались и отливались в законченную форму. Все бесталанное, надуманное не выдерживало дальнейшей коллективной проверки и как ненужное отметалось.
Отличие деревянных построек Сибири и Европейской России как в художественном, так и в конструктивном отношении появилось не случайно и внезапно, а выработалось в течение веков под влиянием местных условий. Можно говорить о самобытной линии развития сибирского народного зодчества.
Особенности сибирского зодчества — это сдержанность композиции, простота форм, скупость красок, лаконизм архитектурного решения.
БИБЛИОГРАФИЯ
АДРИАНОВ, А. В. Город Томск в прошлом и настоящем. Томск, 1912.
ЕГО ЖЕ. Об орнаментике сибирских инородцев (доклад на Всероссийском съезде художников). СПБ, 1912.
БОЛДЫРЕВ-КАЗАРИН. Народное искусство в Сибири. Иркутск, 1924.
ВИНОГРАДОВ, А. И. Памятники деревянного церковного зодчества в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII веков. СПБ, 1892.
ВОРОНОВ, В. Крестьянское искусство. М., Госиздат, 1924.
ГАБЕ, Р. М. Карельское деревянное зодчество. М., Государственное Архитектурное Издательство Академии Архитектуры СССР, 1941.
ГМЕЛИН, САМУИЛ ГОТЛИБ. Путешествие по России для исследования трех царств естества. (Ч. I—III.) СПБ., Имп. Акад. Наук, 1771—1785.
ДЕНИКЕ, Б. П. Задачи изучения и охраны памятников старинного деревянного зодчества в Сибири. М., 1919.
ЕДЕМСКИЙ, М. Б. О крестьянских постройках на севере России. СПБ., 1913.
ЗАБЕЛИН, И. Е. Русское искусство. Черты самобытности в древне-русском зодчестве. М., 1900.
ЗАБЕЛЛО, С. Я., МАКСИМОВ, П. Н., ИВАНОВ, В. Н. Русское деревянное зодчество. М., Гос. Архит. изд-во Академии Архитектуры СССР, 1942.
ЗВАНЦЕВ, М. П. Домовая резьба. М., Всесоюзная Академия Архитектуры, 1935.
ИРКУТСКАЯ ЛЕТОПИСЬ (летопись П. И. Нежинского и В. А. Кротова). Иркутск, 1911.
ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА под ред. И. Э. Грабаря, т. I и II. М., 1909.
КАЛИНИН, Н. Ф. О русском крестьянском зодчестве. «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», т. XXXIII. Казань, 1925.
КРАСОВСКИЙ, М. Курс истории русской архитектуры, ч. I, Деревянное зодчество. П., 1916.
ЛАВРОВ, В. А. Архитектура русского севера. «Архитектура СССР», 1938, № 12.
ЛЕБЕДИНСКИЙ, Б. Из наблюдений над крестьянским зодчеством Иркутского округа. Иркутск, 1929.
МАЙНОВ, В. Крестьянское строительство в России. М., изд-во «Новая Деревня», 1924.
МЕЙЕРБЕРГ, А. Альбом. Виды и бытовые картины России XVII в. СПБ., 1903.
МИЛЕЕВ, Д. В. Деревянное строительство русского севера. Труды IV съезда русских зодчих. СПБ., 1911.
ОЛЕАРИЙ, А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПБ., 1906.
ОСИПОВ, Д. П. Крестьянская изба на севере России (Тотемский край). Тотьма, 1924.
ПОТАПОВ, А. А. Очерк древнерусской гражданской архитектуры, вып. 1—2. М., 1902—1903.
СЕРЕБРЕННИКОВ, И. И. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губернии. Иркутск, 1915.
СУЛТАНОВ, Н. В. Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири. «Известия Императорской Археологической Комиссии», вып. 24, 1907.
СОБОЛЕВ, Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М.-Л., 1934.
ЕГО ЖЕ. Дерево, как материал в русской народной архитектуре. «Архитектура СССР», 1937, № 1.
СУСЛОВ, В. В. Очерки по истории древнерусского зодчества. СПБ., 1889.
ЩУКИН. Народные памятники Восточной Сибири. Изд. Императорского Русского Географического Общества, 1889.
ЩУСЕВ, А. В. О национальном фонде для охраны некоторых памятников деревянной архитектуры родного севера. «Архитектурно-художественный еженедельник», СПБ, 1914, № 10.
ЯДРИНЦЕВ, Н. М. Древние памятники и письмена в Сибири. 1775.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От редакции ... 3
Введение ... 5
Глава первая. Планировка и застройка деревень ... 19
1. Основные типы планировки старых сибирских деревень ... 22
2. Планировка старой крестьянской усадьбы ... 25
3. Хозяйственные постройки ... 28
Глава вторая. Типы изб ... 29
1. Изба-клеть ... 31
2. Двухэтажная клеть ... 34
3. Изба со связью ... 35
4. Пятистенка ... 38
5. Крестовая изба ... 40
6. Двойные избы ... 42
7. Переходный тип избы от двойной к тройной ... 47
8. Тройные избы ... 51
Глава третья. Конструктивные приемы в народном зодчестве ... 59
1. Способы использования и обработки дерева ... 61
2. Орудия производства ... 61
3–8. Устройство стен, фундаментов, полов, потолков, полатей, перегородок ... 62–66
Глава четвертая. Крыши и их детали ... 67
Глава пятая. Оконные проемы ... 81
Глава шестая. Крыльца ... 101
Глава седьмая. Ворота ... 111
Глава восьмая. Декор в народном зодчестве ... 121
Заключение ... 135
Библиография ... 139
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 34,1 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
См. также:
1 ноября 2015, 0:03
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий