наверх
 
Удмуртская Республика

Б. К. Сожигание человеческих трупов (кремация). — Петербург, 1921

Сожигание человеческих трупов (кремация) / Б. К. ; Постоянная Комиссия по постройке Государственного Крематория и Морга в Петрограде. — Петербург : Государственное издательство, 1921  Сожигание человеческих трупов (кремация) / Б. К. ; Постоянная Комиссия по постройке Государственного Крематория и Морга в Петрограде. — Петербург : Государственное издательство, 1921
 
 
 

Сожигание человеческих трупов (кремация) / Б. К. ; Постоянная Комиссия по постройке Государственного Крематория и Морга в Петрограде. — Петербург : Государственное издательство, 1921. — 65 с.

 
 
 

[Полный текст издания]

 

Предисловие.

 
Постоянная Комиссия по постройке первого государственного крематория и морга в Петрограде, образованная декретом Совета Комиссаров Союза Коммун Северной Области 24 января 1919 года, ведет свою работу в направлениях:
 
а) Постройки первого в Российской Республике Опытного Крематория и морга применительно к русским техническим и санитарным условиям, имеющего одновременно своею целью также обслуживание всей петроградской смертности в течение ближайших лет;
 
б) Теоретической разработки проекта постоянного Государственного образцового Крематория в Петрограде на основании данных практики работ и сожиганий в опытном крематории и Петроградской Городской Санитарии;
 
в) Теоретической научной разработки кремации по вопросам техническому, архитектурному, санитарно- и судебно-медицинскому, — как руководящий научный материал к практике широкого введения кремации в России;
 
г) популяризации идеи кремации среди широких слоев населения.
 
Настоящая брошюра подготовлена к печати по заданию Комиссии и является одной из работ в плоскости популяризации кремации.
 
Постоянная комиссия по постройке крематория в Петрограде.
 

 

 

I. Введение.

 
В такой большой стране, как Россия, умирают ежегодно миллионы людей. Угрожающее общественной санитарной безопасности плохое ведение кладбищенского хозяйства, обнимающего десятки миллионов квадратных саженей лучшей пахотной земли, низкая степень культуры страны, частые эпидемии и стихийные бедствия, увеличивающие территории кладбищ, — не могут не поднять вопроса о погребальном деле в России. Всякая попытка немногих русских гигиенистов поднять этот вопрос до революции была безуспешна. Кладбища принадлежали в большинстве своем духовенству разных исповеданий. Кладбища приносили духовенству колоссальные материальные выгоды. Это предрешало вопрос о безнадежности попыток гигиенистов.
 
Революция национализировала кладбища. Духовенство не имеет к ним теперь никакого отношения.
 
Общественная санитария установила, что кладбища в том виде, в каком они существуют сейчас в России, являются источниками усиления эпидемий и смертности. Нужно либо установить другую систему кладбищенского хозяйства по правилам гигиены, либо ввести новые формы погребений. Такой новой формой погребения в России может быть только трупосожигание.
 
В России не раз поднимался вопрос о введении трупосожигания, но он встречал всяческое преследование со стороны власти (например, Победоносцева) и духовенства, как явление, идущее против религии. Духовенство руководствовалось не столько каноническими, церковными соображениями, сколько чисто материальными. Не выгодно было вводить кремацию и закрывать кладбище Александро-Невской Лавры, находящееся в центре города и служащее источником разноса заразы при плохой кладбищенской системе, и плохому канализационно-сточному оборудованию, не выгодно в Киеве закрыть Аскольдову Могилу, ибо доходы с них по приносимой ренте равнялись хорошим золотым приискам.
 
Теперь, когда кладбища принадлежат государству, заинтересованному в экономии земли, в борьбе с эпидемиями, с религиозными предрассудками, — настала очередь вопроса о крематориях.
 
Мы учитываем, что введение в России кремации столкнется сейчас с тяжелым временем для строительства, с предрассудками, крепкими еще в широких слоях народа. Поэтому мы ставим своею задачей — идею о необходимости введения трупосожигания широко популяризировать в двух направлениях: в плоскости проявления инициативы местными самоуправлениями в деле сооружения хотя бы упрощенного типа крематориев и в плоскости развития уничтожения старого погребального обычая захоронения за счет сжигания. По первому вопросу читатели смогут научно-технический материал почерпнуть из книг, выпущенных Петроградским крематорием. Второй вопрос определяет подбор материалов и подход к составлению настоящей брошюры.
 
 
 

II. Очерк погребальных обычаев и их причины.

 
От старости ли, от болезни ли, от каких-либо внутренних или внешних причин наступает прекращение обмена веществ всякого человеческого организма и всех жизненных процессов в организме. Прекращение жизненных процессов организма есть смерть человека. Мертвое тело человека со стороны окружающих живых людей вызывает определенное отношение к себе. Это отношение живых людей к мертвым человеческим телам вылилось с очень древних времен в погребальные обряды или обычаи (существование их установлено в неолитической эпохе каменного века). Погребальные обычаи создавались у разных народов и племен по разному. Часто даже у одного и того же племени или народа существуют различные способы погребения. Это объясняется тем, что погребальные обычаи находятся в зависимости от характера местности или страны, условий быта, ступени культуры, верований, преданий и так далее.
 
Ступень культуры у разных народов по разному определяла и основные мотивы погребения. У людей низшей ступени культуры, наблюдаемой иногда и сейчас, замечается абсолютно безразличное отношение к человеческому трупу, иногда даже употребление его в пищу или обмен. У древнего человека и малокультурных нынешних племен явно существует боязнь перед умершим. По их понятиям смерть — это переход в разряд духов, способных бродить по земле и вредить живым людям. Поэтому погребение у них — мера предотвращения свободного передвижения духов и нанесения вреда живущим. У других людей погребение сопровождается заботами об умершем, отошедшем, по верованиям, в другой мир, в котором продолжает жить. Поэтому погребение у них — стремление к созданию условий для лучшего сохранения покойников, обставление трупов жизненными удобствами, к большему почитанию покойников и т. д. У культурного человека мотивы погребальных обрядов определяются ограждением окружающего общества от вреда покойника, санитарного порядка, любовью к умершему и эстетикой.
 
Некоторые последователи погребальных обрядов систематизировали обряды по внешним формам и установили следующие виды погребений:
  • а) выбрасывание трупов,
  • б) сжигание трупов,
  • в) мумификация трупов,
  • г) скелетирование трупов,
  • д) зарывание трупов в землю (собственно погребение),
  • е) переходные и комбинированные методы.
 
Выбрасывание трупов. Этот метод один из самых древних. У разных племен и народов он проводился по разному. Некоторые кочевники оставляли умершего в его шалаше и откочевывали от шалаша. Огнепоклонники бросали трупы умерших на растерзание диким зверям. У язычников с верованиями о водном пути в загробный мир труп клали в лодку и пускали по течениям и морским волнам. Это практикуется даже и сейчас у племен Индокитая и на малайском архипелаге. Монголы выносили покойников в степь на растерзание собакам. Другие племена предоставляли своих мертвецов в открытых сверху „башнях молчания“ на растерзание хищным птицам. У древних якутов, чернокожих индейцев и др. трупы помещались часто на деревьях, на столбах также для растерзания хищным птицам.
 
Сжигание трупов — обычай один из самых распространенных на всем земном шаре. По имеющимся научным данным, этот способ начал практиковаться еще в бронзовом веке. Покойников сжигали большею частью вместе с шалашом, с вещами, женами, рабами, конями, лодками и т. д. При этом, останки чаще всего складывали в урну, иногда развевали во все стороны, иногда бросали в воду, иногда погребали в землю, иногда мешали с глиной, служащей материалом для скульптуры почитаемых предков или божеств.
 
Мумификация трупов — обычай, существовавший у многих древних племен. Способы мумификации применялись самые примитивные: трупы либо коптили простым высушиванием на теплом воздухе под открытым небом, либо, очистив от костей и внутренностей, подвергали химическому действию солей, смолы. Оставшийся легкий сухой труп вешался в хижине, перетаскивался при странствиях, кочеваниях, иногда же погребался в землю.
 
Скелетирование трупов — способ, встречающийся еще и сейчас у малокультурных племен, например, в Африке. Сущность его заключается в том, что кости покойника очищаются от мяса и хранятся у племени. Бытовые условия — неудобство хранить громоздкие скелеты — привели впоследствии к сохранению и почитанию лишь очищенных черепов покойников, употреблявшихся в качестве сосудов для питья, масок, экспонатов особых музеев убитых врагов и т. д.
 
Зарывание трупов в землю — самый распространенный погребальный обычай. Формы этого весьма обычны, но исходят из стремления создать для покойника жилище. В неолитическую эпоху уже хоронили в пещерах, потом наблюдался переход к искусственным пещерам в камне или земле. В местностях, где отсутствовал камень, пещеры делались из дерева. Иногда над могилами делались насыпи-курганы. В Египте такие курганы складывались, например, из громадных каменных глыб (пирамиды)... С развитием культуры захоронения в землю приняли обычный, ныне практикуемый, вид — погребение производится рядами на определенном месте, постепенно обращаемом в кладбище.
 
Переходные и комбинированные методы погребения наблюдались почти у всех племен и во все времена. Примеров можно привести много. Так, при способе мумификации трупов, древне-перуанские племена иногда стягивали мумии веревками и хоронили в землю с одной искусственной головой. При скелетировании — зачастую оставляли лишь голый череп, устраивая торжественные погребения остальной части покойника. У дикарей трупы съедались, выменивались, утилизировались для хозяйственных надобностей.
 
Условия быта, характер страны, примитивная культура, предрассудки, верования, классовое неравенство диктовали целый ряд погребальных обрядов или церемоний, представляющих лишь исторический интерес, как материал, облегчающий выяснение народных взглядов на душу человека, судьбу его после смерти, а также на степень культуры и этнографических особенностей племен и народов.
 
Собственно основными причинами погребальных церемоний являются:
  • а) боязнь перед мертвым и его будущим,
  • б) любовь к мертвому и скорбь по нем,
  • в) санитарные ограждения живущих.
 
Погребальные церемонии начинаются с момента смерти человека у большинства народов и племен. Только в немногих случаях наблюдается начало погребальных обрядов до наступления момента смерти. Эти случаи заключаются в том, что насильственно окружающими прекращается предсмертная агония умирающих, убиваются дряхлые старики, умирающие выносятся в лес и бросаются там до момента смерти и т. д.
 
Умерший страшен для живущих. Он обертывается в шкуру, мешок, ткань. До трупа не прикасаются. Труп перевязывается крепко веревкой, чтобы не мог бежать.
 
Умерший перешел в разряд духов, живых духов, способных становиться на пути живым людям, возвращаться, бродить по земле, наводить жуть и ужас. Живым нужно спасать себя, оберегать от мертвых. И вот они приступают к развязке с мертвецом: бросают хижину с трупом на произвол и бегут далеко в сторону...
 
Иногда поспешно зарывают в землю, чаще ночью. Труп из хижины выносится через нарочито проделанное отверстие, а не через дверь, чтобы покойник не знал пути в хижину. Нужно воспрепятствовать духу возвращение домой: необходимы предосторожности. Труп несут ногами вперед, чтобы он не видел дороги сзади. Перед покойником нельзя переходить дороги. Покойнику завертывают лицо покрывалом. Покойника кладут в могилу вместе с женами, рабами, вещами, пищей.
 
Самой могиле придают вид жилья, сходного с жизнью среди живых. К могилам систематически приносится пища, чтобы не появлялось порывов бежать к живым. Погребение совершается с шумом, впоследствии стрельбой, чтобы запугать покойника. На могилах кладут камни потяжелее, чтобы не мог покойник подняться со своего ложа. Нужно запугать мертвых или сделаться для него неузнаваемым — одевают траур, разрисовывают тело, одевают маски, устраивают шествия, бои гладиаторов... Нужно оградить себя от пагубного прикосновения к мертвым — выделяют похоронщиков, стариков и старух, которых после, при встрече, избегают.
 
Культ умерших, похоронные обряды, принесение жертв, поминки, — идут в разрез с развивающейся культурой и с материальным благосостоянием живущих. Намечаются пути сокращения требований, иногда жестоких, культа умерших. Лучший метод — обман мертвеца. Вместо живых жен начинают хоронить кукол, вместо кушаний — бросают объедки, вместо ценностей — кладутся камни...
 
Дома также принимаются меры предосторожности: помещения проветриваются, посуда перемывается, вещи перекладываются. Потом задобривают покойника — устраивают поминки, тризны...
 
Любовь к мертвому, ожидание добра от него, вера в его постоянную помощь приводят к другой крайности. Мумии, черепа, урны с прахом устанавливаются в жилых помещениях. Распространяются обычаи задобрить покойников чрезмерной скорбью: постятся, рвут с себя волосы, одежды, расцарапывают лицо и тело, колотятся головой о стены, отрезают пальцы, устраивают шествия — впереди музыканты, а сзади наемные плакальщицы, втирают в себя гной трупа...
 
Погребение культурных людей преследует только одну цель — нужно установить санитарное ограждение живущих и принять ту форму погребения, которая более гигиенична. Любовь к умершему, уважение памяти покойного у культурного человека не определяется формой погребения. Интересы общественной санитарии выше личных, эстетических или религиозных порывов.
 
 
 

III. Сожигание мертвых тел в древнем мире.

 
Есть миф о том, что положил начало кремации в древнем мире Геркулес. Когда он пошел войной на Лаомедона, он попросил у своего друга Лациниуса взять с собой на войну его сына Аргиуса. При этом он обещал после войны привести его обратно. На войне Аргиус, сопровождая Геркулеса, был убит. Геркулес считал для себя необходимым во что бы то ни стало выполнить свое обещание о возвращении Аргиуса. Он сжег труп своего спутника и послал урну с пеплом отцу.
 
Споры Демокрита и Гераклита о кремации, из которых первый восставал против кремации, а второй защищал, описания сожжений Прогирса, Доната, Плутарха, Галикарнасса, Сервиуса, Плина, Горуса, Александра Неаполитанского, Еврипида, Филострата, Гомера указывают определенно на существование кремации в широких размерах в Риме, в Греции, в Индии, в северных странах.
 
Вот как рисуется церемониал сожжений:
 
Греция.
 
На десятый день после смерти начинали заботиться о сожжении покойника. В этот день за городом собирали весь лес, срубленный населением в течение десяти предыдущих дней. Из леса строили костер. Некоторые костры имели по 100 шагов в длину и ширину¹). Когда костер был сложен и наступал час похорон, начиналось торжественное погребальное шествие. Обычно дети несли прах покойника. Шествие подходило к костру. Специальные люди — „nstores“ (сжигатели) проверяли правильность расположения и оборудования костра. Потом они предлагали в знак скорби желающему срезать свои волосы и бросить их на костер.
____________
¹) Гомер. Сожжение Патрокла.
 
Близкие родственники поднимали погребальное ложе с покойником и опускали его поверх груды деревьев костра. Костер снаружи был убран пахучими растениями и цветами. В течение всего этого времени окружающие приносили душе умершего в жертву животных, при этом: все животные должны были быть черного цвета; ни одно из животных не могло быть в состоянии беременности или после родов. Жиром убитых животных смазывалось тело покойника с головы до ног. Параллельно труп смазывался пахучими маслами и лучшими духами. Уложив труп, возле него укрепляли вазы с медом, маслом, вином¹).
____________
²) Порфирий определяет смысл этого: вино и мед — друг мертвых; масло лучше воспламеняет деревья и труп.
 
Жертвы бросались на костер и раскладывались по обоим сторонам покойника. При сожжении представителей высшей власти — животные заменялись военнопленными и рабами. Большинство присутствующих, чтобы показать свою любовь и скорбь, бросали на костер цветы и листья. Когда вся эта предварительная процедура была закончена, сухой костер поджигался. Пламя начинало лизать своими языками покойника... Родные и друзья звали покойника по имени, прощались с ним, производили возлияния и преподношения, поливая вином деревья костра. Ночью мужчины оставались у костра, плача и наполняя воздух рыданиями. Утром костер тушили вином. Потом ближайшие родственники и друзья собирали обуглившиеся кости и пепел в золотые, серебряные или металлические вазы, в зависимости от социального положения сжигаемого. В урны наливали сало, вино, мед и душистое масло. Потом их закрывали, покрывали тонкими тканями и зарывали в землю¹).
____________
¹) Гомер рассказывает, что урна с прахом Патрокла была из золота и покрыта тонкими тканями. Урна с прахом Гектора была покрыта пурпурной вуалью и поясняет: ибо он был царской крови. Плутарх в книге о „жизни Филоремены“ говорит, что урна с прахом главы ахеев была так украшена гирляндами, когда ее предавали земле, что урну можно было лишь с трудом различить.
 
Захоронения урн в землю не всегда производились. Есть сведения, что на острове Хио применялся другой обычай: после сожжения собирались кости, перемалывались в муку. Затем порошок останков насыпался в решето, близкие садились на корабль и рассеивали пепел по ветру²).
____________
²) Об этом факте рассказывает Стобе в главе о погребениях, удивляясь, откуда мог установиться такой обычай.
 
Рим.
 
Римская церемония сожигания несколько отличалась от греческой. Вначале, на особой площади произносились прощальные речи. Потом специальные носильщики вместе с торжественным шествием проносили покойника через триумфальные ворота, если сжигался триумфатор, или через либитинские ворота во всех остальных случаях. Знатные граждане сжигались на Марсовом поле, остальные граждане в предместьях. Граждан же низкого происхождения сжигали на Эскилинской горе, специально приспособленной для сжигания. Внешние размеры костра были в прямой зависимости от социального положения покойника. К сожжениям беднейшего населения на небольших кострах относились с презрением: „наполовину сожженные“. Такие сжигания считались бесчестьем для покойника и ими пользовались для „отмщения“.
 
Иногда родственниками костер раскрашивался и украшался ручными работами из воска. Закрытые глаза покойника открывались в момент, когда его охватывало пламя, чтобы они „глядели в небо, куда уходила душа“. Открывавший глаза человек целовал его последний раз, смазывал его ценными маслами, а приближенные расстилали по бокам покойника ярко-красные материи, оружие, украшения, фигурировавшие в погребальном шествии. Запах горящего тела убивался запахом горящих специальных снадобьев, заменяемых бедным населением смолой¹).
____________
¹) Плин, рассказывая о большом количестве курений при сожжении Помпея, говорит: в течение целого года не собиралось столько корицы, сколько тратилось на одно торжественное сожжение.
 
Затем начинались жертвоприношения: на огне костра жарили мясо для дуга, умерших, адских богов. Мясо съедалось бедняками, привлекаемыми для участия в шествиях. Далее шел бой гладиаторов. Законы требовали, чтобы была пролита перед костром человеческая кровь. На костер бросали мебель, украшения, ценности; некоторые женщины, в доказательство своей любви, бросались в пламя²). Кругом — похоронное пение...
____________
²) Варварские обычаи сжигать женщин вместе с мужьями сохранились до позднего времени. Такие случаи документально установлены в Индии даже в 1666 году.
 
Пепел заключался в урну вместе с розами.
 
Карфаген.
 
Церемония сожжения почти та же. Церемония иногда усиливалась тем, что присутствующие брили головы и бросали волосы на костер.
 
Татары.
 
Покойник сохраняется в течение трех дней. На четвертый день приходит в шалаш Лама. Тело, завернутое в просмоленное полотно, сажают на деревянный стул и шествие открывает Лама. Костер раскладывается на близком от жилья расстоянии. Тело кладется в особый котел, под которым кладутся дрова и усиленно поливается в течение всего времени смолой. Пепел от покойника собирается и сохраняется, как реликвия. Обычай этот практикуется иногда и в настоящее время.
 
Сиам¹).
____________
¹ Паллегуа рисует картину торжественного сожжения короля.
 
Умирающего заставляли проглотить значительную дозу ртути, одевали маску и прочно укрепляли труп в сидячем положении (на дырявом троне, под которым устанавливалась урна). Ртуть быстро высушивает тело. Когда тело высыхает, труп кладут со сложенными руками в большую урну, где он хранится до одного года. В это время идут приготовления к торжественным похоронам. В лесах рубят самые большие и ценные деревья, у всех жителей производятся реквизиции для постройки колоссального катафалка в 300 футов высоты. Катафалк устанавливается в центре города. Затем урна с прахом устанавливается на этом катафалке. Начинаются общественные игры, продолжающиеся семь дней. В последний день наследник сам поджигает костер... Пепел и кости смалываются, смешиваются с глиной, служащей материалом для скульптуры.
 
Сожигания производились и массовые, главным образом, несостоятельных граждан, с целью экономии и во время эпидемий. Сожигания древних преследовали две цели: религиозную (возвращение души человека вселенной) и санитарную — предохранение населения от гнилых испарений мертвецов. Сожигания обставлялись с возможно большей пышностью и какой-то странной трогательностью. При сожигании создавалось особое настроение у присутствующих, вызываемое не столько процессом сожигания, сколько обожанием огня, моря огня, рассматриваемого, как высший очиститель на земле. Страх смерти пропадал за счет красоты „огненного“ сожжения.
 
 
 

IV. Великая Французская Революция и вопрос о кремации.

 
В 1793 году были попытки восстановить образцы „огненных“ погребальных обычаев классической древности во всей пышности „античного пламени“ для погребения „не жертв, а славных героев Революции“.
 
Сожжение тогда провести в жизнь не удалось.
 
В 96 году вопрос был поднят вторично. Легран д'Осси предлагал тогда ввести в свободной Франции сожигание человеческих трупов, как метод погребения. В его проекте вместо сожжений „по римскому обычаю“ было уже деловое предложение приступить к сооружению первого в Европе крематория и морга, который бы обслуживал всю смертность и дал бы возможность ликвидировать кладбища,
 
Положение о введении сожиганий, как метода погребения, и о постепенной ликвидации кладбищ было декретировано лишь спустя 3 года, после поддержки этого вопроса некоторыми департаментами.
 
Особой комиссией был объявлен конкурс на „трупоиспепеляющие“ печи. Сенский департамент даже начал подготовляться к сооружению крематория на Монмартрском кладбище.
 
Декрет о сожжении трупов не суждено было провести в жизнь. Идея о введении кремации во Франции к началу следующего столетия была уже придавлена реакцией.
 
 
 

V. Смерть поэта Шелли.

 
8 июля 1822 года, в полдень, возвращаясь на лодке из Ливорно по направлению к Реджио, на юге Италии, от поднявшейся грозы, погиб величайший в мире поэт Перси Шелли. Спустя 10 дней, тело его было выброшено на берег. Согласно существовавшим тогда законам, тело Шелли должно было остаться в песке, засыпанное негашенной известью. Но, благодаря особому разрешению, тело поэта позволено было сжечь.
 
У берега моря, на кипарисовом костре, был сожжен Шелли. У костра стояли Байрон, Гент, Трелауни... Последний из горячего пламени выхватил сердце Шелли. На старом протестантском кладбище в Риме, вблизи могилы Кайя Цестия, был торжественно предан земле ларец, содержащий в себе прах поэта.
 
Поэтическое сожжение Шелли произвело на культурный мир Европы огромное впечатление. Сожжение Шелли было поводом к тому, что гигиенисты подняли вопрос об узаконении этого метода погребения. Но их немногие голоса не в состоянии были сдвинуть вопрос с мертвой точки. Идея сожжения наталкивалась на сильное духовенство.
 
 
 

VI. Кремация в XIX и XX веках.

 
В середине прошлого столетия в Европе стал широко обсуждаться гигиенистами вопрос о колоссальном вреде существующего метода захоронения на общественное здоровье, особенно в таких крупных центрах с большим населением, как Париж, Вена, Берлин¹). Но вопрос поднялся не только на почве гигиены. Его диктовали и другие условия: сильное вздорожание земли, трудность выбора места под расширение и открытие новых кладбищ, частые войны и стихийные бедствия, усиливавшие смертность, возрастающая стоимость захоронения, отразившаяся в первую очередь на рабочих крупных промышленных центров.
____________
¹) Как пример научного обоснования преимуществ кремации перед захоронением: доклад проф. Я. Гримма в Берлинской Академии Наук в 1849 году, доклады Молешотта в 1852 г., Петенкофера и др.
 
Начались предложения по больным погребальным вопросам. Перейти сразу к сожиганию не решались, несмотря на последние успехи в области теплового хозяйства, облегчавшего в значительной степени переход к здоровому старинному обычаю сожжения, технически усовершенствованному.
 
Цель первых предложений в области борьбы с угрожавшей опасностью была — производить уничтожение покойника, похороненного в землю, путем химического сожжения в могиле. Выло выдвинуто два способа химического уничтожения: медленный и скорый. Скорый способ проводился сильно действующими химическими средствами.
 
Первый способ сожжения проводился посредством жженой извести, которая засыпается в могилу. Окружающую почву, кроме того, пропитывают антисептическими средствами: железным купоросом и карболовой кислотой. Труп скоро от химического действия становился ноздреватым, поглощал больше кислорода, ускорялось гниение.
 
Второй способ уничтожений сильно действующими средствами был предложен Горини. Он в глиняном сосуде растворял особый род лавы при очень высокой температуре. Покойника клали в эту лаву. Минут через 20 труп совершенно уничтожался. Большой недостаток заключался в том, что расплавленная масса могла брызнуть наружу и искалечить окружающих.
 
Химических способов после было много. Но они не оправдали надежд. Они и обходились в значительную стоимость, являясь, значит, нехозяйственными, и были мало эстетичны. Благодаря этому, вскоре опыты химического сожжения прекратились, как практические предложения замены захоронений.
 
Остался единственный совершенный способ погребения — кремация. Он был принят. Теплотехника не замедлила дать превосходные конструкции печей, а архитектура — форм крематория.
 
Ученые Европы поставили на широкое обсуждение вопрос о кремации, используя научные доводы преимущества трупосожигания перед захоронением. В 1876 году, 7 июня, в Дрездене созывается первый конгресс по вопросу о развитии идеи кремации¹). На международных медицинских конгрессах в Лондоне (1891 г.), в Будапеште (1894 г.), в Москве (1897 г.) и последующих вопрос о введении кремации встречал самое сочувственное отношение с медицинской точки зрения. На всех съездах подчеркивалась необходимость введения кремации, как метода, диктуемого последним словом санитарной науки, вырабатывались обращения по этому вопросу к правительствам разных стран, обсуждались проекты трупосожигания, наиболее разумные с точки зрения техники и санитарии.
____________
¹) На съезде были вынесены следующие постановления: а) сжигание должно быть полное; обугленные остатки не должны оставаться; б) сжигание должно производиться исключительно в кремационных печах; в) при сжигании не должны образовываться дурно пахнущие газы; г) пепел и зола должны быть белыми и чистыми, собирание же пепла не должно быть затруднительным; д) стоимость кремационной печи должна быть возможно ниже; е) крематорий должен заключать в себе помещения: для панихиды, для сжигания, для медицинского вскрытия трупов, для хранения трупов и для различных служб.
 
Во многих странах (Франция, Америка, Германия и др.) организовывались специальные общества „для проведения в сознание и практику широких слоев населения идеи кремации“.
 
Первый крематорий в Европе был построен в 1876 году, в Милане¹). После этого во всех странах стали быстро возводиться крематории, но ни в одной стране не введено еще закона об обязательном сожигании трупов. Чаще всего к этому способу прибегают в Японии. В конце XIX и начале XX веков в большинстве крупных городов западной Европы сооружены крематории²).
____________
¹) Крематорий построен на средства барона Келлера, пожертвованные под условием: сжечь его тело первым в этом крематории. Завещание его было исполнено 26 января 1876 года. Открытие крематория сожжением Келлера носило торжественный характер с участием представителей власти, духовенства и ученых. Сожигание продолжалось 1 час.
 
²) Примерные данные о развитии кремации в 1908 г.
Примерные данные о развитии кремации в 1908 г.
 
 
То обстоятельство, что количество сожиганий и число крематориев во всех странах, несмотря на все трудности постройки, увеличивается со значительной скоростью и что наука — за трупосожигание, может служить доказательством, что идея кремации постепенно проложит себе путь, проникнет в широкие массы и станет единственным способом погребения.
 
 
 

VII. Вопрос о введении кремации в России.

 
В России вопрос о введении трупосожигания впервые начал подниматься под влиянием развития идеи кремации на Западе в конце 80 годов прошлого столетия.
 
20 марта 89 года на собрании Российского Общества архитекторов в Петербурге инженер В. К. Правдзик сделал доклад о трупосожигании и, в частности, о кремационной печи системы Сименса. Одновременно на столбцах периодической печати стали появляться заметки и небольшие статьи с описанием положения кремации на Западе. В иллюстрированных изданиях помещались снимки процессов сожигания, печей, архитектурной обработки крематориев. Но на практическую почву вопрос о трупосожигании все еще не ставился.
 
Международный медицинский конгресс 1897 года в Москве оказал давление в деле научной защиты кремации, как метода погребения, усилил движение гигиенистов, привел даже к нескольким публичным лекциям на тему о кремации¹).
____________
¹) Лекции профессора Московского Университета В. Богословского, лекции Баженова на тему: „жечься или в земле тлеть“ и др.
 
В одном из заседаний Петроградской Городской Думы А. Оппенгейм обратил внимание на необходимость введения кремации. Дело было передано в совет врачей при санитарной комиссии. Была вынесена резолюция, гласящая о том, что трупосожигание есть „мера чрезвычайно полезная“.
 
Позднее, в 1 и 3 сессиях Государственной Думы, происходили суждения о своевременности введения кремации у нас и о необходимости поставить этот вопрос на обсуждение законодательных органов.
 
Наконец, в 1909 году Министерство Внутренних Дел разработало законопроект о введении в России кремации, как метода погребения, не исключающего захоронения. В прессе разработка законопроекта вызвала разное отношение к себе: раздавались весьма сочувственные отзывы о введении кремации в России, раздавались голоса протеста.
 
Законопроект встретился с духовенством. Дело дальше законопроекта не двинулось. Ниже мы еще вернемся к этому вопросу.
 
В официальном, правительственном порядке вопрос о кремации был поднят в 1908 году. Вопрос возник на основании частного заявления жены генерала Духовского¹). Она обратилась в Главное Врачебное Управление с ходатайством дать заключение по существу ее завещания: после смерти свое тело она завещала перевезти в Гамбург для сожжения в местном крематории с тем, чтобы урна с прахом от ее трупа была перевезена в Петербург для погребения в фамильном склепе кладбища Александро-Невской Лавры. Заработали канцелярии. Главное Врачебное Управление запросило св. Синод. Последний, обсудив заявление Духовской, постановил: признать, что сожжение покойников несогласно с учением православной церкви, а потому — в просьбе отказать.
____________
¹) Дело синода. 1908 год, архивный № 8570.
 
В 1909 году в Синоде снова поднялся вопрос о кремации. Решение по этому вопросу впоследствии считалось принципиальным суждением Синода по вопросу о сожигании с религиозной точки зрения. Министерство Внутренних Дел выработанный законопроект об устройстве кладбищ и введении трупосожигания в России послало на заключение в Синод¹). Для обсуждения присланного проекта, Синод создал специальную комиссию. Впоследствии Синод утвердил заключение этой комиссии: „считать, что сожжение трупов лиц православного исповедания недопустимо, как несогласное со взглядами православной церкви, признающей предание тела умершего земле единственным способом погребения“²).
____________
¹) Синодальный архив. Дело за № 358 по канцелярии оберпрокурора Синода.
²) В части законопроекта Министерства Внутренних Дел, касающейся введения трупосожигания. сказано: „мертвые должны быть погребаемы на отведенных для сего кладбищах или подвергаться сожжению в особо устроенных крематориях, причем сожигание трупов в крематориях разрешается при условии если об этом выражено письменное желание при жизни самим покойным (если он совершеннолетний) или родственниками покойного или лицами, на обязанности которых лежит устройство его похорон, если не имеется ясных указаний, что сам покойный был при жизни против сожжения своего трупа“. Соображения совещания Синода по поводу отклонения Синодом этого проекта приведены Григоровским в № 22 за 1909 год „Церковных ведомостей“. Совещание Синода обращает внимание на стороны „высшего порядка“: „духовно нравственную и богословскую“, с которыми, по мнению руководителей церкви, погребение в земле более согласуемо, чем сожжение.
 
Этим постановлением законопроект был провален.
 
27 мая того же года товарищ министра внутренних дел Крыжановский обратился с официальным отношением на имя обер-прокурора Синода по вопросу о том, нет ли со стороны Синода препятствий „к распространению идей кремации“. Его отношение было вызвано запросом Варшавского Губернатора, к которому группа польских гигиенистов обратилась с просьбой об утверждении устава организованного в губерниях Польши „общества приверженцев кремации“.
 
Синод признал распространение идея кремации вредным. Ходатайство было отклонено¹).
____________
¹) Дело за № 358 синодального архива до кацелярии обер-прокурора, 1909 г.
 
В мае месяце 1911 года Иркутское губернское врачебное управление просило иркутскую духовную консисторию сообщить, нет ли возражений со стороны духовенства к сожжению умерших от чумы лиц. Духовная консистория отнеслась к этому явлению отрицательно, хотя она диктовалась жизненной необходимостью. Тогда Иркутское врачебное управление обратилось к архиерею. Последний запросил руководящие. указания у Синода. 12 января 1912 года Синод постановил ходатайство отклонить, опираясь на свое принципиальное суждение по вопросу о законопроекте МВД, упомянутом выше¹).
____________
¹) Дело за № 7405 по синодальному архиву „о возбужденном иркутским врачебным управлением вопросе сожжения трупов лиц, умерших от чумы“. 1912 г.
 
В 1913 году в Цюрихе было сожжено в местном крематории тело русского купца Бойтмана. Его жена прах с пеплом привезла на родину и обратилась к Курскому духовенству с просьбой „отпеть“ прах по православному обряду. Архиерей, как полагалось, запросил руководящие указания по этому странному случаю у Синода. Последний не замедлил ответить; „отпеваться“ может прах-тело, а не прах-пепел. Поэтому в „отпевании“ отказать. Разрешить, однако, по купце служить заупокойные литургии и панихиды.
 
Между тем, наиболее культурные городские самоуправления продолжали подавать в Министерство Внутренних Дел заявления о разрешении им сооружения крематориев. Под их давлением Министерство Внутренних Дел внесло тогда проект нового положения об устройстве крематориев. Согласно этому проекту устройство крематориев предоставлялось городским и земским установлениям с особого разрешения на каждое новое сооружение крематория Министерства Внутренних Дел. Одновременно в этом проекте находилась уже весьма существенная оговорка: в крематориях могут быть сожигаемы только трупы лиц, принадлежащих к исповеданиям, допускающих способ сожжения покойников. Сожжение может производиться в том случае, если покойником было ранее выражено желание о сожжении его тела.
 
Новый законопроект в 1913 году был внесен в Государственную Думу. Там он был одобрен комиссией о народном здравия, Но... „неизвестные“ причины оставил“ этот одобренный законопроект без дальнейшего движения...
 
Приведенные выше данные говорят о том, что широко обсуждавшийся в течение конца прошлого и начала этого столетия вопрос о введении кремации на Западе не прошел мимо России. Но дальше плоскости обсуждений, порой весьма анекдотических (отпевание купца Бойтмана в городе Курске), порой трагических (о ликвидации чумы в Сибири), он в России не двинулся.
 
Во введении мы указали на основные причины такого отношения к столь ясному для всякого культурного человека вопросу со стороны духовенства — на материальную заинтересованность духовенства, которого введение кремации лишало значительного источника доходов.
 
Вопрос о введении кремации в России в этот период по настоянию духовенства считался „вредным“, мертвым, — и был осужден на погребение по христианскому обычаю: проект о введении в России кремации министерства внутренних дел, после отпевания-обсуждения в особом совещании, был захоронен в архиве.
 
Только при Советской Власти вопрос о введении у нас кремации был решен в положительном смысле и узаконен¹).
____________
¹) Декрет Совета Народных Комиссаров Республики от 7 декабря 1918 года „о кладбищах и похоронах“.
 
В декабре 1918 года, после проведения декрета о национализации кладбищ в Петрограде, Комиссариат Внутренних Дел Петроградского Совета столкнулся вплотную с хаотическим ведением кладбищенского хозяйства, представлявшего большую санитарную угрозу населению Петрограда. Осенний разлив воды подмыл некоторые кладбища. Подъем подпочвенной воды приводил к тому, что трупы выплывали на поверхность кладбища (Чесменское кладбище), плавали в склепах, наполненных водой, отравляли окружающий воздух запахом разложения и разносили вокруг заразу (кладбище Александро-Невской лавры). Канализация на кладбищах была в очень плачевном состоянии. Кладбищенской системы не существовало (на Волковом кладбище есть могилы, которым свыше ста лет). Нужно было экстренно принять какие-то санитарные меры, тем более, что в городе развивались эпидемии холеры, сыпного тифа и оспы.
 
При комиссариате внутренних дел, в ведении которого тогда находился похоронный отдел, была образована специальная комиссия с привлечением лучших научно-санитарных сил, которой поручено было в срочном порядке разработать проект мероприятий по улучшению санитарных условий кладбищенского хозяйства.
 
Результатами работ этой комиссии явились: закрытие некоторых кладбищ, представлявших общественную санитарную опасность (Чесменское, кладбище Александро-Невской лавры и др.), воспрещение захоронений на территории церковных усадеб, ремонт канализаций кладбищ и проложение новых линий, разработка проекта открытия нового, образцового кладбища у Петрограда по строгой кладбищенской системе при сокращении кладбищенского периода до 10 лет и при особом обращении внимания на санитарное устройство кладбища. Но для комиссии было ясно: все эти мероприятия не улучшат санитарного положения города; все они носят несомненно временный характер; особые почвенные условия в Петрограде, вообще, говорят о том, что кладбища здесь существовать не должны, ибо процесс разложения трупов весьма неблагоприятен и затягивается в иных случаях до 10 лет. Единственная мера санитарного оздоровления Петрограда — уничтожение всех кладбищ и введение трупосожигания, как способа погребения покойников. Уничтожение кладбищ еще тем полезно, что лишенный общественных парков и садов Петроград территории кладбищ в ближайшем будущем сможет обратить в чрезвычайно полезные для трудящегося населения города общественные сады.
 
На основании решения этой комиссии в первых числах января 1919 года Комиссариат Внутренних Дел в Совет Комиссаров Северной Области внес проект декрета о создании специальной комиссии для постройки первого в России крематория и морга.
 
Проект Советом Комиссаров был одобрен и утвержден 24 января 1919 года¹).
____________
¹) Совет Комиссаров Союза Коммун Северной Области постановляет: учредить постоянную комиссию, которой поручить составление проектов, разработку их и ведение построек государственных крематориев в первую очередь в Петрограде, а затем и в других местностях северной области. Опубликовано в „Северной Коммуне“, № 19/212 от 26 января 1919 года.
 
Таким образом, январь месяц 1919 года должно считать временем, когда в России узаконено было трупосожигание и когда был положен фундамент введения его.
 
Комиссия по постройке крематория не замедлила приступить к работе. Она разработала программы на постройку крематория и кремационной печи и опубликовала два всероссийских конкурса: а) архитектурный — на устройство здания крематория и б) технический — на конструкцию кремационной печи¹). В результате этих конкурсов, Комиссией были одобрены, а Исполкомом Петроградского Совета утверждены к постройке: архитектурный проект здания первого крематория гражданского инженера А. Г. Джорогова и технический проект кремационной печи профессора Горного Института В. Н. Липина²).
____________
¹) „Северная Коммуна“, 31 марта 1919 года.
²) Постановлением жюри от 28 июня 1919 года под председательством Л. Н. Бенуа, с участием профессоров-экспертов С. В. Баниге, Л. А. Ильина, В. А. Косякова, В. А. Покровского, Г. Д. Гримма и представителен от Петроградского Совета по объявленному архитектурному конкурсу на проект здания крематория были утверждены премии: 1-ая И. А. Фомину за проект крематория под девизом „К небу“; 2-ая А. Г. Джорогову за проект под девизом „Жертва“; 3-ья Н. И. Малейну за проект под девизом „Mors, 8“; 4-ая Н. А. Троцкому и Л. М. Тверскому за проект под девизом „Феникс“ и 5-ая Б. Д. Цинзерлингу за проект под девизом „Mors № 3“. Кроме того, постановлено проект Л. А. Дитриха и С. К. Жука под девизом „Requiem“ за особую характерность монументального фасада приобрести в собственность комиссии по постройке крематория. Всего было представлено на конкурс 16 архитектурных проектов. Они были выставлены для всеобщего обозрения на архитектурной выставке комиссии и Дворца искусств в 1920 году.
 
По постановлению Президиума Петроградского Совета, был отведен участок земли (бывший митрополичий сад Александро-Невской лавры на Обводном канале) для постройки крематория¹). Экономическое положение страны и технические условия строительства в Петрограде не дали возможности в это время приступить к сооружению крематория по утвержденному проекту. Между тем, санитарные условия Петрограда и развитие эпидемий диктовали необходимость приступить к трупосожиганию. Тогда комиссия по постройке крематория приступила к сооружению опытного первого в Республике крематория, который должен будет одновременно с опытами обслужить всю Петроградскую, по крайней мере, эпидемическую смертность. На Васильевском острове по 14 линии был найден остов старого дома (бывшей бани), который значительно облегчил работу по сооружению опытного крематория. В этом здании с марта месяца 1920 года начались строительные работы. Постройкой кремационной регенеративной печи руководил автор печи, В. Н. Липин, архитектурной обработкой здания — А. Г. Джорогов. Опытной крематорий был рассчитан на сожжение ежедневно до 35 трупов при расходе дров в размере двух кубических саженей ежедневно. В здании были устроены два „зала прощаний“ (для гражданских или религиозных панихид), несколько зал ожидания, колумбарий для хранения урн и необходимые служебные помещения. Залы обрабатываются мрамором, гранитом, некоторые места подготовлены под роспись по проектам художников С. Чехонина и Адамовича. В соседнем здании ведутся подготовительные работы к сооружению в нем морга для хранения до 100 трупов. Перед зданием разбивается парк, набережная окружающей с фасада крематория реки Смоленки подготовляется к обработке гранитом. Территориальные условия чрезвычайно благоприятствовали для архитектурной обработки здания и практики работ крематория: здание стоит особняком от жилых строений, близость Смоленского кладбища дает возможность большинство урн с прахом погребать на кладбище. Трамвайная линия и река Смоленка облегчают подвоз строительных материалов, топлива и административных трупов из больниц.
____________
¹) „Северная Коммуна“, № 69, 28 марта 1919 года.
 
14 декабря 1920 года, было произведено в опытном крематории первое в Советской Республике кремационное сожжение¹). Таким образом, этот год является годом фактического введения трупосожигания в России. Первое сожжение производилось на основании правил, выработанных Народным Комиссариатом Здравоохранения Республики²).
____________
¹) В книге проф. В. Липина „Регенеративная Кремационная печь“ приведены акты первых сожжений в Петроградском крематории, протокол исследований остатков трупа после сожжения лаборатории проф. Ильина и некоторые наблюдения над ходом сожигания. Кроме того, мнения специалистов о действии петроградской кремационной печи приведены в № 295 от 30—XII—1920 „Петроградской Правды“.
²) Постановление Народного Комиссариата Здравоохранения, изданное в развитие декрета Совнаркома от 7—XII—1913 по вопросу о погребении умерших. Глава третья, о крематориях, гласит: Сожжение мертвых тел проводится в крематориях, устраиваемых с особого каждый раз разрешения Наркомздрава. При каждом крематории должен находиться врач со специальной подготовкой по судебной медицине и патологической анатомии, утверждаемый в должности Наркомздравом. Сожжение трупов производится не ранее, как на третий день со времени кончины. Срок этот может быть сокращен при смерти от остро-заразных болезней. Сожжение похороненных в земле трупов воспрещается. Для сожжения трупа в крематории предварительно требуется представление следующих документов: а) свидетельство об отсутствии препятствий к сожжению со стороны милиции; б) медицинское свидетельство о причине смерти. Эти свидетельства представляются врачу крематория. Если на основании этих свидетельств, а также при осмотре в крематории трупа исключается всякое подозрение о мнимой или насильственной смерти, то врач выдает разрешение на сожжение трупа и сообщает о времени предстоящего трупосожжения милиции. При подозрении мнимой смерти — сожжение трупа откладывается. При подозрении насильственной смерти — производится в присутствии представителя милиции вскрытие трупа. После сожжения трупа пепел его собирается в закрывающуюся урну и предается либо погребению, либо выдается на руки родственникам покойного. Сведения о каждом сожжении вносятся в особую книгу при крематории.
 
Кремационная печь работала безостановочно с 14 декабря по 21 февраля следующего года, произведя 379 трупосожиганий, из которых 241 умерло от инфекционных болезней. Из общего числа сожжений, согласно последней воле покойника, сожжено 16 человек. 361 урна с прахом захоронены, 14 — выданы на руки родным, 4 — замуравлены в колумбарии крематория¹).
____________
¹) Фарфоровые урны изготовлены по рисункам художника С. Чехонина Государственным Фарфоровым Заводом и выпущены в продажу.
 
Конструкция кремационной печи оправдала израсходованные народные средства на ее сооружение. Регенеративную кремационную печь Петроградского крематория системы Липина можно считать лучшей кремационной печью с регенераторами, из существующих пока в Европе²). Об архитектурной обработке здания до окончания работ по обработке трудно дать заключение. В настоящее время заканчиваются наружная обработка крематория и нижний „зал прощания“, которые создают, несомненно, настроение, особенно, учитывая трудность обработки при основной необходимости использования старого материала — остова здания, предрешающего подход к обработке. Поэтому, архитектурную обработку опытного крематория следует признать очень трудной архитектурной работой. Талантливость архитектора определится решением задачи лучшего использования имеющегося остова здания, построенного по форме доходного дома, за счет абсолютного уничтожения впечатления доходности.
____________
²) Проф. Правдзик. „Методы расчета кремационных печей“. Государственное издательство. 1921 г. страница 30-ая.
 
Первый удачный опыт трупосожигания в Петрограде привлек внимание многих коммунальных хозяйств Советской Республики. Пользуясь материалами опытных работ по кремации в Петрограде, по имеющимся у нас данным, в настоящее время приступают к постройке крематориев города Москва, Харьков, Киев, Омск и другие.
 
Нам думается, что с улучшением в ближайшее время строительных условий в Советской России, строительство крематориев разовьется весьма быстро. Это подтверждается все новыми и новыми обращениями местных коммунальных хозяйств к Комиссии по постройке крематория в Петрограде с просьбой дать материально-технические и конструктивные расчеты производимой постройки в Петрограде, равным образом, как научно-техническую и лабораторную оценку первых трупосожиганий. С другой стороны, на архитектурной выставке во Дворце искусств в 1920 году было представлено значительное количество проектов крематория, открывающих новую отрасль архитектурного творчества в России. Наконец, в институте гражданских инженеров введен цикл лекций о кремации, несомненно оказывающий свое влияние на развитие кремации: многие из окончивших институт в прошлом году студентов в качестве выпускного проекта представляли разработанные проекты крематориев.
 
 
 

VIII. Чем диктуется необходимость введения кремация.

 
Мы привели выше краткий исторический очерк большинства погребальных обычаев, как материал к объективному выявлению преимуществ трупосожигания перед остальными формами погребении.
 
Все формы погребений, какими бы обстоятельствами они ни вызывались, в конечном итоге приводят к одному: к физическому уничтожению мертвого тела, которое представляет определенную общественную опасность. Разница форм погребений сводилась лишь к продолжительности по времени физического уничтожения трупов: используя огонь, выбрасывая труп на съедение диким зверям или хищным птицам — ускоренный способ; захоронение в землю — медленный способ.
 
В настоящее время упомянутых погребальных обычаев в Европе, кроме захоронения и сжигания, почти не существует. Оба оставшихся способа захоронений ведут определенно к одной и той же цели. Оба способа достигли определенного совершенства: захоронение производится с соблюдением санитарных правил, сжигание производится в усовершенствованных по последнему слову теплотехники и санитарии художественно обработанных крематориях. Оба способа, не исключая друг друга, оспаривают свою целесообразность друг перед другом.
 
Прирост населения, усиление смертности и эпидемий в крупнонаселенных городах, дороговизна земли на Западе разрешили уже этот вопрос: как метод погребения, вводится сожигание, в каждом крупном городе сооружены крематории, территория и число кладбищ сокращаются. Захоронение постепенно вытесняется.
 
В Российской Республике положение с кладбищенским хозяйством также, как и во всей Европе, нужно признать угрожающим. Необходимо и здесь, наконец, принять меры к развитию кремации.
 
На территории России ежегодно, исключая жертв стихийных бедствий, умирает около четырех миллионов людей. Величина места, которое должно быть отведено для каждой могилы вместе с расстоянием между могилами и проходами, определяется в среднем около 4 квадратных метров земли. Отсюда нетрудно, примерно, представить территорию той площади, которая занимается ежегодно под могилы и той, которая разростается в течение так называемого кладбищенского периода захоронений. Этот период по закону равен 25 годам, а по практике крупных кладбищ — 50 годам. Значит, по истечении лишь 50 лет могилы на наших кладбищах снова перекапываются для занятия их новыми трупами. Если, одновременно, учесть то обстоятельство, что под кладбища по санитарным условиям занимаются лучшие пахотные земли с низким уровнем подпочвенной воды, то вывод может быть один — речь идет о миллионах десятин неиспользованной для культуры земли; хозяйственные соображения страны диктуют необходимость свести до минимума территорию кладбищенских хозяйств за счет сокращения кладбищенского периода в плоскости реальной потребности для процесса гниения трупа и за счет введения кремации.
 
Окончательные вещества при сожжении мертвых тел в кремационной печи по своей основной форме равны тем, которые получаются при процессе разложения и гниения трупа в земле. Разложение покойника происходит посредством медленного сожжения холодным путем. Так же точно происходит разложение покойника в накаленном воздухе сжигательной камеры кремационной печи, только скорее, примерно в 36.000 раз в среднем.
 
Есть, конечно, незначительная разница сожжений холодным и горячим порядком, но мы коснемся лишь имеющей большое значение с точки зрения санитарной: при разложении трупа холодным путем вода из трупа примешивается к почвенным водам, между тем, как при сожжении в кремационной печи вода исчезает в виде паров.
 
Еще необходимо остановиться на одной весьма существенной разнице: при сожжении трупа в кремационной печи при температуре в среднем до 1000°С происходит полное уничтожение всех заразных бациллов; при разложении в земле, даже во время самого благоприятного разложения трупа, полного уничтожения бациллов не достигается благодаря слишком низкой почвенной температуре. Это приводит к тому, что кладбища становятся очагом заразы и оказывают гибельное влияние, большей частью, на рабочие кварталы крупных городов. Поэтому и правильно поставленное народное здравоохранение требует введения кремации особенно в России, где кладбища в большинстве своем не имеют даже канализации для сточных вод, где в склепах плавают трупы, где весенние полноводия часто размывают большинство могил и уносят трупы.
 
Нам приходилось слышать доводы против введения кремации, как метода погребения неэстетического, оскорбляющего человеческие чувства. Погребальный процесс для сознательного человека вообще не является эстетическим зрелищем. Он вызывается естественной необходимостью. К нему и нужно подходить с этой точки зрения. Мы выше указали, что и в кремационной печи, и в земле происходит совершенно одинаковое по результатам горение. Разница определяется лишь временем. Труп в земле сгорает в течение лет, в печи — в течение минут. Если бы речь шла о сожигании на кострах, где приходится чувствовать запах горелого мяса близкого человека; если бы сожжение производилось на античном пламени в XX веке и мы наблюдали в течение многих часов за постепенным разложением на огне близкого человека, тогда понятны были бы сомнения. Сожжение на костре, конечно, не являет собою особо приятную картину. Но успехи теплотехники, архитектуры и санитарии привели к тому, что разложение происходит в течение минут, а не лет, что разложение недоступно ни чувству зрения близких людей, ни чувству обоняния. У кого же могут быть сомнения в том, что если вообще употреблять термин эстетика в столь малоприятном явлении, как погребение, то сожигание в храме сожжения — крематории значительно эстетичнее медленного удушливого разложения в сырой могиле.
 
А память об усопшем?
 
Память достигается не методом погребения. Мертвецу безразлично, что сделают с его прахом.
 
Религиозные люди всех исповеданий протестуют против сожигания, объявляя его методом: антирелигиозным.
 
Нужно признать: христианство послужило главной причиной уничтожения кремации в Европе до середины прошлого столетия, когда жизненные условия стали возрождать прежние методы погребения. Почти с самого основания христианской религии у греков и римлян верующие отказались от обычая сжигания трупов. Гонение со стороны христианства на кремацию продолжается до настоящего времени.
 
Причины гонения христианством метода погребения через сожигание определяются, примерно, верующими в следующей форме:
 
Есть мифологическое сказание о погребении Иисуса Христа. Мертвые воскреснут. Поэтому тело Христа было не сожжено по существовавшим обычаям, а погребено в каменном гробу. Все христиане должны следовать этому примеру погребения.
 
Второе основание: „земля есть и в землю отыдеши“.
 
Нам думается, что это слабые основания. Во многих вопросах нынешних христиан наблюдается значительное отступление от мифологических религиозных образцов. Культура совершает свой путь и подчиняет себе всех, вне зависимости от религиозных воззрений. Папа Римский ездит на автомобиле, говорит по телефону. Это культура, которой нужно пользоваться и которая имеет оправдание. И автомобиль, и телефон сохраняют в работе время и энергию. Христос не пользовался этими завоеваниями культуры. Кремация — та же культура. Она сокращает смертность. Кремация оздоровляет человечество.
 
Текст, мы полагаем, ошибочно понимается: этому тексту вовсе не противоречит зарытие в землю вместо трупа — пепла.
 
Наконец, по удостоверению Блауберга, есть достоверные указания, что еще в III и IV веках трупы христиан часто подвергались сожжению...
 
Что касается вопроса о совершении над покойниками перед сожжением религиозных обрядов, то кремация этому не препятствует. Совершение религиозных обрядов разрешается всем. Посколько религиозные обычаи и предрассудки есть признаки низкого уровня культуры, кремация не преследует прямых целей борьбы с ними. Правильно поставленное всеобщее народное образование их уничтожит.
 
Таким образом, если отбросить материальную заинтересованность духовенства в существовании кладбищ, с точки зрения религиозной, препятствий к сожжению покойников быть не может.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 
Предисловие ... 5
1. Введение ... 7
2. Очерк погребальных обычаев и их причины ... 10
3. Сожигание мертвых тел в древнем мире ... 20
4. Великая Французская Революции и вопрос о кремации ... 28
5. Смерть поэта Шелли ... 30
6. Кремация в XIX и XX веках ... 32
7. Вопрос о введении кремации в России ... 38
8. Чем диктуется необходимость введения кремации ... 57
 

 

 

НОВЫЕ КНИГИ ПО КРЕМАЦИИ.

 
Проф. Правдзик. Методы расчета кремационных печей и описание применяемых приборов. ПТГ. Государственное издательство. 1921.
 
Проф. Липин. Регенеративная кремационная печь в Петроградском Крематории. ПТГ. Государственное издательство. 1921.
 
Проф. Грим. Архитектура крематориев (готовится к печати).
 
Инж. А. Джорогов. Проект Петроградского Государственного Крематория. Фототипии и расчеты (готовится к печати).
 
Проф. Правдзик. Рекуперативная Кремационная печь. Описание и расчеты (печатается).
 

 

 

Примеры страниц

 
Сожигание человеческих трупов (кремация) / Б. К. ; Постоянная Комиссия по постройке Государственного Крематория и Морга в Петрограде. — Петербург : Государственное издательство, 1921
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 14,3 МБ).
 
 

27 января 2022, 20:40 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
Дмитрий Петрович Кочуров, юрист
Архитектурное бюро КУБИКА
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
СК «Стратегия»
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Архитектурное бюро «РК Проект»