наверх
 

Бабурина Н. И. Русский плакат (конец XIX — начало XX века). — Ленинград, 1988

Русский плакат (конец XIX — начало XX века) / Н. И. Бабурина. — Ленинград : Художник РСФСР, 1988  Русский плакат (конец XIX — начало XX века) / Н. И. Бабурина. — Ленинград : Художник РСФСР, 1988
 
 
 

Русский плакат (конец XIX — начало XX века) / Н. И. Бабурина. — Ленинград : Художник РСФСР, 1988. — 192 с., ил.

 
 
 
Книга представляет собой краткий очерк истории зарождения и развития русского плаката, главным образом, плаката рекламного и афиши, до сих пор являющихся малоизученной областью русской художественной культуры конца XIX — начала XX века. В основу книги положена коллекция плакатов Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, самый ранний из которых датирован 1863-м годом. В круг внимания автора входят разные виды плакатов — зрелищный, торговый, театральный киноплакат — в их числе листы таких известных художников, как И. Билибин, Е. Лансере, А. Архипов, К. Сомов и другие.
 

 

 

[Начальный фрагмент текста издания]

 
Город без вывесок, афиш, рекламных плакатов трудно себе представить. Располагаясь на фасадах домов, заборах, специальных щитах, они как бы «одевают» улицы. Уже с последней четверти прошлого столетия обязательным элементом городского пейзажа стали афишные тумбы и столбы¹. На фотографиях старых городов России, например Москвы, их можно видеть на больших площадях — у Манежа и здания университета, на центральных улицах — Тверской, Лубянке. А на Каланчевке, Малой Бронной, Пречистенке афиши и плакаты «заселяли» длинные заборы. Иногда по десяти экземпляров одного и того же листа выстраивались в один ряд, и вытянутое по горизонтали красочное панно привлекало взор четким ритмом линий и красок. Порой рекламные плакаты отвоевывали у вывесок фасады домов или занимали место на дверях и воротах театров, цирков, садов. Так, беспорядочно теснились они на стенах петербургского Зоологического сада и павильонов казанской Международной выставки, строго симметрично располагались при входе в столичный цирк Чинизелли. Не пустовали и витрины магазинов. На некоторых афишах сохранился чернильный штамп — просьба к владельцам вывесить рекламу на видном месте.
_____________
¹ В. Н. Давыдов в книге «Рассказ о прошлом» упоминает о том, что рекламные тумбы и столбы придумал в 1870-е г. один из сотрудников Малого театра Танеев (Л.—М., 1962, с. 167).
 
Истоки рекламы как средства информации в самом широком смысле этого слова уходят в далекую древность. Ее простейшей формой исследователи считают всевозможные объявления, занимавшие существенное место в общественной жизни древней Греции и древнего Рима. Объявления были двоякого рода: устные — их выполняли специальные глашатаи («во всю Ивановскую» позднее выкрикивались царские указы на Руси) и письменные, выполнявшиеся на специальных досках — деревянных, металлических, каменных; на стенах зданий, на базах колонн, на постаментах и основаниях статуй. Образцы таких надписей сохранились на развалинах сооружений Помпеи.
 
Средневековое общество развивает и совершенствует ранние формы рекламы в соответствии с особенностями экономического уклада и общественной жизни: глашатаями своих товаров становятся мелкие ремесленники и торговцы, письменные объявления превращаются в вывески — живописные, скульптурные, кованные из меди и железа. Человеческий голос, многократно повторяя один и тот же текст, привлекал внимание горожан, вывеска вставала — буквально, если иметь в виду подвесные кронштейны средневековых городов, — на пути прохожих.
 
Изобретение печатного станка открыло широкие перспективы для развития рекламы: тираж обеспечивал ей ту массовость аудитории, к которой стремились по мере своих возможностей человеческий голос и изобретательность художников — создателей вывесок. Печатный станок дал жизнь разнообразным видам печатной рекламы: проспектам изданий, объявлениям в газетах, адресным книгам. Он позволил размножить объявления, напечатав их на бумаге, — так появились афиши.
 
Первые афиши увидели свет вскоре после первых печатных книг. Французский исследователь Ф. Шувер в своей книге по истории плаката, изданной в Париже в 1966 году², рассказывает о сохранившейся афише 1477 года — проспекте изданий английского печатника У. Кэкстона размером 136×76 см. Текст ее заканчивался просьбой не рвать лист. В Лондоне такие афиши наклеивались на колонны собора Святого Павла. 1593-м годом датируется первая афиша, на которой рядом с текстом был помещен рисунок. Она рекламировала пожарный насос.
____________
² См.: Ph. Schuwer. Histoire de la publicité. Paris, 1966, p. 29, 30.
 
XVIII век ознаменовался событием, впоследствии оказавшим огромную услугу рекламе, — А. Зенефельд сделал первые литографские оттиски. Его изобретение дало возможность французскому художнику Ж. Шере в 60-х годах XIX века поставить на службу рекламе не только размноженный текст, но и художественное изображение, рисунок. Ж. Шере был автором первого художественного плаката. В последней четверти XIX века плакат получил широкое распространение в Европе и Америке, и прежде всего — во Франции.
 
В России также непосредственными предшественниками плаката можно считать художественную вывеску, с одной стороны, печатную афишу — с другой.
 
«Вывесочное дело в таком виде, каком оно создалось у нас, — писал художник К. С. Петров-Водкин, — явление чисто русское. Обилие разноязычных народностей и подавляющая неграмотность требовали предметной рекламы, разъясняющей направление для спроса. До перехода вывески на живописное изображение вывешивались на воротах домов и торговых помещений самые предметы сбыта или ремесленного производства: пук соломы обозначал постоялый двор, колесо — щепника, обруч — бондаря, кожа — сыромятника. Такого сорта реклама давным-давно имела место и в Западной Европе, но от нее там перешли прямо к рекламе словесной, у нас же и до последнего времени вывески несли задачу изобразительную. Удобство и броскость живописной вывески вытеснили предметную, и за девятнадцатый век цех вывесочников разросся по всей стране»³.
____________
³ К. Петров-Водкин. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1970, с. 272.
 
В условиях бурного развития капитализма вывеска как элементарная форма рекламы оказалась недостаточной: от нее требовалась не только информация, но и более активная пропаганда товаров. Росли города, увеличивалось население, а вывеска по-прежнему оставалась прикрепленной к одному месту, и сфера ее действия ограничивалась лишь населением определенного района, квартала, улицы.
 
В противоположность вывеске афиша мобильна. Тираж позволяет ей распространяться по городу, проникать в его отдаленные уголки, «выйти» навстречу потенциальному покупателю, зрителю. Однако неграмотность большей части населения России резко суживала ее возможности. Так возникает потребность в новой форме рекламы, использующей и развивающей достоинства уже известных ее видов и превосходящей последние по степени действенности.
 
Этим требованиям отвечал художественный плакат. Он соединил в себе принцип информации и рекламы изобразительными средствами, свойственный вывеске, и использовал форму афиши, способ ее изготовления, взяв от нее также и небольшой текст.
 
Принято считать первой русской художественной афишей известную и точно датированную литографию А. Агина «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1846). Однако есть образцы и более ранние. В Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина хранятся две интересные гравюры на дереве, напечатанные на старой пожелтевшей бумаге. Их сюжеты типичны для русского лубка начала XIX века: в одном случае изображены крестьяне на лоне природы, в другом — вид Москвы с характерным силуэтом колокольни Ивана Великого. Изображения заключены в орнаментированные окружности, текст сообщает: «Самые лучшие шляпы». Возможно, гравюры предназначались для наклейки на шляпные коробки: об этом можно догадываться на основании композиции, заключенной в круг. Рекламный характер изданий сомнения не вызывает (в жанровой сценке мужчина, женщина, ребенок указывают на свои головные уборы). Эти самые ранние из известных нам гравированных афиш, по существу, обозначают первую веху в истории, а точнее — предыстории плаката.
 
К сожалению, другие художественные афиши первых четырех десятилетий XIX века неизвестны; образцы торгового плаката 50—60-х годов прошлого столетия близки народной картинке образным строем, сюжетами, типажом.
 
Собственно история, активное развитие плаката в России и превращение его в особый вид графического искусства начинается так же, как в Западной Европе, в последней четверти XIX века. На это время падает широкое распространение рекламного плаката, внедрение его в быт и в облик города.
 
<...>
 

 

 

Примеры страниц

 
Русский плакат (конец XIX — начало XX века) / Н. И. Бабурина. — Ленинград : Художник РСФСР, 1988  Русский плакат (конец XIX — начало XX века) / Н. И. Бабурина. — Ленинград : Художник РСФСР, 1988
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 14,3 МБ)
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

25 ноября 2023, 18:10 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий