наверх
 
Удмуртская Республика

Баландин С. Н., Баландин В. С. Новосибирск: что остается в наследство?.. : История строительства и архитектура здания театра оперы и балета. — Новосибирск, 1990

Новосибирск: что остается в наследство?.. : История строительства и архитектура здания театра оперы и балета / С. Н. Баландин, В. С. Баландин. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1990 Новосибирск: что остается в наследство?.. : История строительства и архитектура здания театра оперы и балета / С. Н. Баландин, В. С. Баландин. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1990
 
 

Новосибирск: что остается в наследство?.. : История строительства и архитектура здания театра оперы и балета / С. Н. Баландин, В. С. Баландин. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1990. — 104 с., ил. — ISBN 5-7620-0402-3

 
 
Книга посвящена истории строительства и архитектуре здания театра оперы и балета, которое сегодня является памятником истории и культуры. Адресована всем, кто интересуется историей нашего города.
 
 

[Предисловие]

Человек живет в мире сложных взаимодействий между людьми, со всей природой, со Вселенной, в противоречии со своим внутренним миром... Эту сферу человеческого существования академик Д. С. Лихачев называет гомосферой и предлагает стремиться к ее всесторонней гуманизации во всех областях нашей жизни, во «всем сущем на планете и даже во всей Вселенной». Это прежде всего заключается в преемственности поколений, одной из основ гуманизации гомосферы, которую необходимо рассматривать как «высший критерий культуры, философии, торжества бессмертия и вечной жизни человечества», как бережное отношение «к прошлому, к памяти, к истории и в духовном и в материальном проявлении»*. Из трех основных частей культуры (искусственной среды) — культуры общественного сознания людей, культуры поведения людей, культуры материальных результатов деятельности людей — последняя также чрезвычайно многообразна в своих проявлениях и требует значительных общественных усилий для сохранения ее непрерывности и как культурно-исторического достояния человечества, используемого для дальнейшего развития общества. Одним из многочисленных материальных и духовных проявлений деятельности человека является архитектура, тесно связанная с общественным сознанием и поведением людей.
____________
* Лихачев Д. С. Гомосфера — термин наших дней // Огонек. — 1986.
 
Духовная культура существует в коллективной памяти человечества и передается от поколения к поколению через разнообразные виды информации. Она проявляется в определенных формах поведения и материальных предметах, в том числе и таких, как архитектура.
 
Архитектура и градостроительная среда в своей целостности являются частью культуры, направленной на организацию жизненных процессов и закрепление социальных ценностей и норм поведения. Присущую культуре в целом связь прошлого, настоящего и будущего архитектура выражает через ансамбли разновременно созданных сооружений. В современной культуре сохранение архитектурного наследия является существенным элементом градостроительной среды, необходимым для полноценной жизни людей. Но современные темпы градостроения постоянно нарушают преемственность в архитектурной среде, из-за чего и возникают качественные разрывы между временными слоями культуры. Градостроительная среда утрачивает постепенность и непрерывность своего развития, связь с культурной средой. Единообразно сформированная градостроительная среда не оставляет «свободы выбора». И здесь нарушается одно из условий преемственности культуры. Поэтому из области архитектуры проблема преемственности переходит в область общественной психологии, возникает своеобразное общественное настроение, для которого характерна неудовлетворенность из-за отсутствия исторического окружения. Такое настроение часто перерастает в активное сопротивление потере любых следов времени, любой старины.
 
Подобная ситуация наблюдается и в Новосибирске — городе с полуторамиллионным населением, которому через три года исполнится 100 лет. Он моложе, например, такого сибирского города, как Иркутск, объявленного историческим городом, почти в 3,5 раза. Но означает ли это, что в Новосибирске нет памятников архитектуры, истории и культуры, что в нем не сформировалась градостроительная среда, несущая значимую социальную информацию, не имеющая, помимо эстетического, еще и общекультурного значения, создающая «образ времени», преемственность традиций и обращенность в будущее? Подобный вопрос только внешне представляется неправомерным. Даже в среде культурологов и архитекторов нет единства мнений. Ряд профессионалов легко ратует за снос или перестройку исторических зданий, например, времен первой пятилетки или 20-х годов, стремясь придать им новый, «современный», облик, тем самым включить их в «ансамблевое единообразие» (однообразие) современной городской застройки. И много в этом преуспели! Историко-культурные потери уже велики и невосполнимы, особенно в деревянном зодчестве. Перестроены со снижением архитектурно-эстетических качеств и десятки монументальных зданий. Стерты уже целые знаковые системы среды ушедших временных периодов развития города, встречи с которыми на старых фотографиях вызывают ностальгию по утраченному, досадное чувство бессилия от невосполнимости потерь.
 
Современная городская среда тяготит своей опустошенностью, временной неопределенностью (в том числе из-за перестроек зданий), бессодержательностью. К сожалению, история архитектуры города изучена недостаточно. Психология «воинствующего практицизма», стремление жить сегодняшним днем, а также бытующая эстетическая оценка типа «красиво то, что новое и сейчас нужное», остальное — амортизировавший себя «хлам», историко-культурную ценность которого необходимо неоднократно доказывать, преобладают часто в умах людей, причастных сохранять эти ценности в городской среде.
 
Новосибирску было что хранить и чем гордиться. И как бы быстро ни рос город, разнообразное и многогранное формирование его градостроительной среды не могло и не может не оставлять заметных вех в его пусть даже только вековой истории. И хотя четкие контуры исторических периодов в архитектуре Новосибирска постоянно стираются в ходе бездушной реконструкции центральной его части, еще возможно (хотя не без труда) различить характерные для его исторического развития этапы формирования городской градостроительной среды: дореволюционный деревянный Новониколаевск; молодой советский Новосибирск 20-х годов, от монументальной архитектуры которого нарком просвещения А. В. Луначарский получил яркие эмоциональные впечатления; город первых лет индустриализации, когда в воображении новосибирцев он представлялся как «фантасмагорическая» мечта о мировом центре индустрии и культуры. В послевоенный период ряд городских сооружений (далеко не столь выразительных, как прежде) характеризуют кардинальные изменения в зодчестве, связанные с трудностями и успехами быстрого развития Новосибирска в социально-экономической и индустриальной сферах, при возрастании больших и трудноразрешимых проблем в области экологии, культуры, образования, общей гуманизации всей городской среды. Сейчас, как никогда, нужно научиться уважать историческое прошлое города, выраженное в его архитектуре, понимать и беречь его культурные и духовные ценности, его материальную среду, созданную прошлым поколением, иначе будущему обществу грозит бездуховность и безразличие к своей собственной судьбе. Ибо, как считает академик Д. С. Лихачев, «если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране»*.
____________
* Советская культура. — 1988. — 27 августа.
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая. НА ПУТИ К ТЕАТРУ . 7
Глава вторая. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕАТРА .. 19
Глава третья. СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕАТРА .. 46
Глава четвертая. РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕАТРА .. 65
Глава пятая. СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВЕРШЕНО . 99
 
 

Примеры страниц

Новосибирск: что остается в наследство?.. : История строительства и архитектура здания театра оперы и балета / С. Н. Баландин, В. С. Баландин. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1990 Новосибирск: что остается в наследство?.. : История строительства и архитектура здания театра оперы и балета / С. Н. Баландин, В. С. Баландин. — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1990
 
 
 
Скачать издание в формате djvu (прямая ссылка; 1,3 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
 
 
АО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

АО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

2 сентября 2016, 8:48 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
Группа компаний «АЛЮТЕХ»
Альянс Трейд
ALFRESCO
Компания «Философия Камня»
III Всероссийский форум Живых городов
ГК «СтеклоСтиль»
АО «Прикампромпроект»
Pine House Corporation
Копировальный центр «Пушкинский»
Стоматологический салон «Центральный»
Компания «Вентана»
RUSSIAN DESIGN & TRADE PROMOTION PROGRAM
Джут
Компания Алюм Дизайн