наверх
 

Барташевич А. А., Мельников А. Г. Основы художественного конструирования : Учебное пособие для вузов. — Минск, 1978

Основы художественного конструирования : Учебное пособие для вузов / А. А. Барташевич, А. Г. Мельников. — Минск : Издательство «Вышэйшая школа», 1978 Основы художественного конструирования : Учебное пособие для вузов / А. А. Барташевич, А. Г. Мельников. — Минск : Издательство «Вышэйшая школа», 1978
 
 

Основы художественного конструирования : Учебное пособие для вузов / А. А. Барташевич, А. Г. Мельников. — Минск : Издательство «Вышэйшая школа», 1978. — 216 с., ил.

 
 
В учебном пособии рассмотрены общие требования к промышленным изделиям, становление и задачи художественного конструирования, вопросы эволюции промышленных форм, эргономики, цвета и применения его в промышленности, композиции в художественном конструировании, методики проектирования промышленных изделий и основ производственной эстетики. Дан исторический обзор развития стилей мебели в связи с архитектурой и изложены вопросы построения оптимальной номенклатуры мебели и художественного конструирования.
 
Пособие предназначено для студентов вузов по специальности 0902 «Технология деревообработки».
 
 

ОТ АВТОРОВ

Художественное конструирование в нашей стране является одним из важнейших практических средств по реализации политики Коммунистической партии и Советского правительства в деле совершенствования материального производства, создания новых высококачественных промышленных изделий, всемерного улучшения качества производимой продукции, а также обеспечения комфортных условий труда и отдыха. Поэтому, несмотря на сравнительно небольшой период своего развития, художественное конструирование во всех областях достигло значительных успехов.
 
В настоящем пособии раскрываются общие вопросы художественного конструирования, показывается различие его задач и идеологических предпосылок в социалистических и капиталистических странах, а также даются исторические и методические сведения, связанные с деятельностью художников-конструкторов в мебельной отрасли промышленности.
 
Последовательность и полнота изложения отдельных вопросов приняты с учетом типовой программы курса для вузов по инженерно-техническим специальностям и тех достижений, которые имеют место в области художественного конструирования, в частности мебели. Учтен также многолетний опыт преподавания этого курса в Белорусском технологическом институте имени С. М. Кирова.
 
Успехи отечественного художественного конструирования — результат творческой работы многих коллективов, в первую очередь Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики и его филиалов, специальных художественно-конструкторских бюро, отраслевых проектных организаций, ведущих художественно-конструкторскую разработку продукции для своих отраслей промышленности. В частности, успешное создание новой мебели, особенно в последние годы, обеспечивается благодаря деятельности Всесоюзного проектно-конструкторского и технологического института мебели, а также ряда проектных организаций системы Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности и других ведомств.
 
Введение и гл. 1, 2, 4—8 пособия написаны А. А. Барташевичем, гл. 3, 9, 10 — А. А. Барташевичем и А. Г. Мельниковым. Подбор иллюстративного материала и общая компоновка рукописи сделаны авторами совместно.
 
Авторы выражают благодарность рецензентам — кафедре технологии изделий из древесины Московского лесотехнического института и доценту Белорусского государственного театрально-художественного института И. П. Харламову за критические замечания.
 
Отзывы просим присылать по адресу: г. Минск, ул. Свердлова, 13а, БТИ имени С. М. Кирова или г. Минск, ул. Жданова, 23, Белорусский филиал ВНИИТЭ.
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
В нашей стране постоянно повышается материальный и культурный уровень жизни народа. Коммунистическая партия и Советское правительство разрабатывают широкую программу мероприятий, в основе которой лежит принцип «все во имя человека, все для блага человека».
 
Научно-техническая революция охватывает все стороны жизни общества. Значительно возрастает объем промышленного производства, усложняется его процесс, возрастает поток информации. Меняется сам человек, его потребности и интересы, образ жизни и мышления.
 
В условиях, когда материальная база не имела достаточных возможностей удовлетворения запросов населения, эта проблема решалась в основном путем увеличения объема производства продукции. В настоящее время положение изменилось. Высокий уровень экономики и развитие человека как личности требуют совершенствования ассортимента товаров и выдвигают в число первоочередных задач вопросы их качества.
 
Одним из важнейших направлений при создании материально-технической базы коммунизма является совершенствование организации труда на основе достижений науки и передовой практики. Важнейшими задачами являются комплексное улучшение всей среды, рациональное оборудование рабочих мест, техническое совершенство и оснащенность трудовых процессов.
 
Интенсификация индустриального производства при определенных условиях вызвала к жизни такое проектирование промышленных изделий и такие формы организации материально-пространственной среды, когда наряду с техническими требованиями стал учитываться «человеческий фактор», т. е. помимо обеспечения нормального функционирования изделий и среды они должны быть удобными и красивыми.
 
С 1919 г. исполняемые промышленным способом образцы получили название industrial design. Этим термином, который утвердился сначала в США, а затем и в других странах, была обозначена новая область творчества для промышленного производства. На первом конгрессе ИКСИД* (Международный совет организаций по художественному конструированию) в 1958 г. этот термин был принят для обозначения всей области деятельности, которая связана с художественным конструированием промышленной продукции. В нашей стране в значении industrial design применяется термин «дизайн».
____________
* Основан в 1957 г. Главными задачами являются пропаганда принципов художественного конструирования, содействие его развитию, помощь в подготовке художников-конструкторов. Генеральные ассамблеи и конгрессы ИКСИД созываются раз в два года.
 
Дизайн (от англ. design — замысел, проект, конструкция, рисунок, композиция) — художественно-конструкторская деятельность в промышленности, охватывающая творчество художника-конструктора (дизайнера), методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве. Цель дизайна — создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и красоты.
 
Теория дизайна получила название технической эстетики.
 
Техническая эстетика — научная дисциплина, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для жизни и деятельности человека. Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора. Главная цель технической эстетики — обеспечить на основе достижений теории и практики художественного конструирования наилучшие условия труда, быта и отдыха людей в создаваемом ими предметном мире. Техническая эстетика играет важную роль в воспитании гармонически развитого человека, в формировании у него эстетического вкуса.
 
Художественное конструирование — творческий процесс и метод проектирования промышленных изделий, осуществляемые в соответствии с требованиями технической эстетики. Оно является неотъемлемой составной частью общего процесса проектирования промышленных изделий и ведется совместно с инженерным конструированием, решающим конструктивно-технические и экономические задачи.
 
С термином «дизайн» иногда неправильно отождествляют термин «промышленное искусство» (или «производственное искусство»), который используется для обозначения продуктов дизайна, реализованных серийно в промышленном производстве и удовлетворяющих утилитарные и эстетические требования.
 
Художник-конструктор — это специалист, занимающийся художественным конструированием промышленных изделий.
 
Художественное конструирование не может быть подразделено на художественную и утилитарно-практическую деятельность. Польза и красота утилитарных предметов связаны неразрывно и поиск их формы должен вестись с одновременным учетом этих обоих факторов, иначе художник-конструктор превратится в оформителя, который лишь наводит внешнюю красоту на готовые изделия. При этом он должен правильно понимать соотношение технического и эстетического, материального и духовного в предметном мире.
 
Таким образом, основным принципом художественного конструирования является единство полезного и прекрасного, утилитарного и эстетического.
 
Высокие темпы развития производства и ускоряющийся прогресс во всех областях человеческой деятельности обусловливают быстрое изменение потребностей и вкусов. Но промышленность не может следовать за всеми мимолетными потребностями и кратковременными модами. Рациональный ассортимент промышленных изделий необходимо формировать на базе научного прогнозирования с учетом развития производительных сил, технического прогресса и социальных сдвигов в нашем обществе.
 
Художественное конструирование формирует не только предметную среду, но и отношение человека к ней, так как в процессе потребления вещей последние воздействуют на него, вызывают определенные потребности и отношения к предметному миру. Развивая вкусы людей, художественное конструирование может предопределять спрос населения в требуемом направлении. Эта задача реальная и осуществление ее необходимо, так как по мере насыщения рынка влияние моды на спрос значительно возрастает. С модой в основном связаны эстетические признаки качества, и обеспечение их на высоком уровне без участия художника-конструктора в проектировании невозможно.
 
Деятельность художников-конструкторов в целом должна быть направлена на обеспечение подъема материального и культурного уровня народа, повышение эффективности общественного производства, гуманизацию всей окружающей человека среды. Эти задачи вытекают из решений партии и правительства о создании материально-технической базы коммунизма в СССР. Они должны решаться путем участия художника-конструктора в разработке оптимального ассортимента, создании изделий высокого качества, совершенствовании управления производством, разработке новых орудий труда и т. д. В решении отмеченных проблем, связанных с деятельностью художественного конструирования, немаловажная роль принадлежит инженерам и технологам.
 
На стадии создания новых изделий художник-конструктор координирует работу многих специалистов, а технолог решает специфические вопросы, так как форма изделия органически связана с материалом и технологией. В процессе производства проект художника-конструктора превращается в реальное изделие и качество последнего зависит от умения технолога. При этом он приспосабливает производство к своим условиям и от этого также в значительной мере зависит степень соответствия готового изделия проекту.
 
Успешное решение всех этих задач при значительном повышении общего состояния производства невозможно без повышения общего уровня культуры и кругозора работников, а тем более уровня специальных знаний. По отношению к технологу деревообрабатывающей промышленности, особенно мебельного производства, вопросы художественного конструирования в значительной мере относятся уже и к специальным знаниям.
 
Можно сделать вывод, что художественное конструирование является неотъемлемой частью проектирования, но не подменяет собой инженерное конструирование. Эти два вида конструирования составляют взаимодополняющие стороны единого процесса создания новых изделий, а в целом процесс проектирования является коллективным творчеством инженера, художника-конструктора и других специалистов, при котором каждый из них выполняет свойственные им функции.
 
На основании изложенного можно сказать, что курс «Основы художественного конструирования» для студентов-технологов не ставит целью подготовить специалистов в качестве замены ими художников-конструкторов. Он ставит своей задачей раскрыть социальную роль дизайна в обществе, его идеологические и творческие установки и задачи в капиталистических и социалистических странах, их принципиальное различие, а также дать лишь наиболее общие специфические вопросы художественного конструирования, в том числе и мебели, ознакомить с методическими принципами работы художника-конструктора, с тем чтобы технолог оказался подготовленным к совместной с ним работе.
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов 5
Введение 7
ГЛАВА 1. Художественное конструирование в СССР и за рубежом 11
ГЛАВА 2. Эволюция промышленных форм 25
ГЛАВА 3. Эргономика и художественное конструирование 39
ГЛАВА 4. Цвет и функциональная окраска в промышленности 59
ГЛАВА 5. Композиция в художественном конструировании 71
ГЛАВА 6. Организация и этапы проектирования промышленных изделий 105
ГЛАВА 7. Основы производственной эстетики 113
ГЛАВА 8. Исторический обзор развития стилей архитектуры и мебели 125
ГЛАВА 9. Построение оптимальной номенклатуры мебели и принципы организации интерьера 175
ГЛАВА 10. Художественное конструирование мебели 195
Литература 214
 

 

Примеры страниц

Основы художественного конструирования : Учебное пособие для вузов / А. А. Барташевич, А. Г. Мельников. — Минск : Издательство «Вышэйшая школа», 1978 Основы художественного конструирования : Учебное пособие для вузов / А. А. Барташевич, А. Г. Мельников. — Минск : Издательство «Вышэйшая школа», 1978
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 14,1 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 
 

2 июня 2016, 0:41 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий