|
Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей : Учебное пособие. — Москва, 1983Очерки истории архитектурных стилей : Учебное пособие / И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова. — Москва : Изобразительное искусство, 1983. — 384 с., ил.
Книга представляет собой первую попытку создать общую картину возникновения, развития и взаимосвязи архитектурно-художественных стилей на протяжении основных периодов истории культуры — древнего мира, средних веков, нового времени и современности. Собрав большой фактический материал, авторы сосредоточивают внимание на основных и наиболее характерных памятниках различных эпох. В книге 262 тоновых иллюстрации. Учебное пособие предназначено для высших художественных учебных заведений и может быть использовано в работе культурно-просветительных учреждений.
Допущено Министерством культуры СССР в качестве учебного пособия для творческих факультетов высших художественных учебных заведений.
ПРЕДИСЛОВИЕ
На факультетах изобразительного искусства художественных вузов история архитектуры как самостоятельная дисциплина не преподается. Сведения и факты, связанные с развитием архитектуры, излагаются в процессе чтения общего курса истории искусства. Соответственно построены и учебники. Однако при наличии этой, казалось бы, достаточно оправданной системы в профессиональном художественном воспитании студентов возникает серьезный пробел. Студенты не получают четкого представления об общем процессе развития мировой архитектуры, являющейся основой синтеза изобразительных искусств, а также об эволюции, развитии и смене стилей. В то же время некоторые специальности — скульптура, монументальная живопись, театрально-декорационное искусство — настоятельно требуют более систематических и глубоких знаний в этой области.
Учебные планы театрально-декорационной специальности факультетов живописи включают дисциплину «История архитектурных стилей». В то же время учебные пособия и по данному предмету, и по истории архитектуры для студентов художественных высших учебных заведений отсутствуют. Существующие большие по объему руководства рассчитаны на учащихся архитектурно-строительных вузов и не соответствуют методическим требованиям учебных программ, связанных с художественным образованием. Отсюда — острая необходимость создания особого учебного пособия по истории архитектурных стилей для художественных вузов.
При создании настоящей книги возникли значительные трудности не только в отношении отбора материала, но и чисто принципиального характера. Прежде всего совершенно очевидно, что весь процесс развития мирового искусства и архитектуры не может быть искусственно расчленен на отдельные замкнутые стилистические отрезки. Стиль — это не нечто неизменяемое и закостенелое. Подобное представление о стиле явно антидиалектично. Вся история искусств и архитектуры представляет собой живую ткань, постоянно развивающуюся и изменяющуюся. В любую из эпох, будь то классическое искусство Греции, итальянский Ренессанс или древнерусское искусство, происходила борьба тенденций, влияний, борьба старых представлений с возникающими качественно новыми проявлениями. Не было в этом смысле слова ни «золотой середины», кульминационной точки в развитии древнегреческой архитектуры, ни какого-то «идеального», отвлеченного «ренессанса», ни единого «классического» барокко. Имели место, повторяем, постоянные качественные изменения художественного стилистического порядка в рамках национального своеобразия искусства каждой из стран.
Однако при всей живой изменчивости форм искусства в пределах того или иного периода всегда имелись относительно устойчивые художественные признаки — композиционные, пластические, колористические, ритмические и другие, определяющие стиль того или иного времени. Необходимо подчеркнуть, что само понятие «стиль» принадлежит к числу наиболее сложных и еще недостаточно разработанных вопросов. Именно вследствие этой сложности исследователи часто избегают применения этого термина, а некоторые из них считают его спорным. Однако его игнорирование приносит искусству вред. Теоретическая нечеткость представлений о художественных стилях затрудняет работу театральных декораторов, художников-монументалистов, мастеров книжной иллюстрации, а также архитекторов и художников-реставраторов. Отсюда — необходимость изучения истории искусства и архитектуры с выделением определенных стилистических градаций.
Авторы настоящего учебного пособия, раскрывая исторический материал, будут стремиться отмечать факты взаимовлияния и смешения стилей, рассматривая их особенности в связи с противоречивостью и неравномерностью развития искусства того или иного времени.
В настоящем учебном пособии, ограниченном по своему объему, не представлялось возможным достаточно полно осветить весь огромный исторический материал (в частности, по разделам внутреннего убранства — особенно древних цивилизаций и средневековья). Вместе с тем авторы стремились сосредоточить в книге все основное, наиболее существенное, что характеризует развитие зарубежной и отечественной архитектуры в пределах главных, определяющих этапов ее эволюции. Соответственно подобран иллюстративный материал.
Учитывая профессиональные интересы художников, в том числе будущих театральных декораторов, графиков, монументалистов, должное внимание уделено интерьеру, который, как правило, почти не рассматривается в учебниках по архитектуре.
Авторы обращаются к теме интерьера в каждой главе дважды: первый раз — при общей характеристике сооружений (раскрыть особенности архитектурной композиции, не упоминая о внутренней структуре здания, нельзя), второй — в особом разделе «Интерьер и предметы внутреннего убранства». Наряду с отделкой стен, потолков, полов рассматриваются стилистические особенности мебели как наиболее активного компонента в убранстве помещений и частично связанных с интерьером изделий прикладного искусства: осветительных приборов, предметов из фарфора, стекла, металла, тканей и пр., а также орнамента, являющегося, как известно, одним из слагаемых понятия — стиль. Определяя характер того или иного стиля, авторы анализируют всю совокупность его признаков, проявляющихся не только в архитектуре, но и в произведениях декоративно-прикладного искусства.
ВВЕДЕНИЕ
Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры.
Памятники архитектуры, внимательно и всесторонне изучаемые, способны помочь уяснить картину взаимоотношения социальных групп в каждой из стран, условий жизни классов, развития производительных сил и техники, идеологических систем и эстетических принципов, существовавших в то или иное время.
Культуры сменяют друг друга, от цивилизаций остается немногое — предметы производства и быта, рукописи, книги, произведения изобразительного искусства. Но наиболее крупными памятниками, зримо наблюдаемыми нами, являются прежде всего архитектурные сооружения. Они и по сей день участвуют в формировании облика многих городов. Чтобы видеть их, не нужно идти в музеи, библиотеки, хранилища древних рукописей, архивы. Если памятники по тем или иным причинам находятся под поверхностью земли, их вскрывают посредством археологических раскопок, и здесь уже археология, этнография и история архитектуры вступают в действенный контакт друг с другом. Наряду с остатками архитектурных сооружений во время раскопок обнаруживаются изделия прикладного искусства и быта, свидетельствующие о материальной и духовной культуре людей, живших в ту или иную эпоху.
Памятники архитектуры содержат в себе произведения изобразительного искусства — рельефы, статуи, мозаики, фрески, представляющие сами по себе огромную художественную ценность.
Архитектура имеет три характерные особенности — функциональную, эстетическую и конструктивную. Функции архитектурных сооружений — это назначение зданий, они во многом определяют количество помещений, их состав, их расположение и размеры. Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей.
Появление тех или иных типов архитектурных сооружений всегда определялось политическим устройством страны, ее общественным укладом, идеологическими требованиями, бытовыми условиями, системой религиозных верований, народными традициями. В Древнем Риме, к примеру, строили так называемые базилики, являвшиеся зданиями административно-судебного назначения, грандиозные бани-термы. В средние века надобность в этих сооружениях отпала, и они уже не возводились. В феодальную эпоху основными видами монументальных зданий были замки, монастыри, городские соборы. В XIX веке строились совсем иные сооружения, соответствовавшие капиталистическим условиям развития.
В разные эпохи изменялись не только типы построек, претерпевали изменения разновидности зданий. Примером могут служить жилые дома. Жилища в средние века в Западной Европе ничем не напоминали аналогичных сооружений античности. Новые черты были внесены в планировку жилых домов в период Возрождения. В эпоху капитализма, в XIX веке, формируется многоэтажный «доходный» дом, чаще всего с замкнутым в его пределах тесным двором-колодцем. Современные театры не похожи на театры античные и т. д.
Художественная ценность архитектурных сооружений определяется решением внешнего и внутреннего облика зданий. Древнеримский теоретик Витрувий подчеркивал, что архитектор должен обеспечить постройкам «приятный», «нарядный», «безупречный», «благообразный» вид. Красота, выразительность облика должны присутствовать в каждом здании. Сооружение воспринимается постоянно теми, кто им пользуется, для кого оно предназначено и, кроме того, бесчисленным количеством людей, которые наблюдают его извне. Отсюда — и желание строителей всех эпох придать своим постройкам в той или иной мере привлекательный облик. Степень этой привлекательности будет, разумеется, различной. Она зависит от назначения сооружения, от его места в общей системе застройки и других причин. Художественный облик зданий определяют два основных момента: общие — композиционные формы и формы частные, детальные. Общие архитектурные формы — это главные объемы сооружения, основная группировка его масс, его пропорции — то, что мы называем композицией здания. В понятие общих архитектурных форм включаются не только внешние, но и внутренние объемы. Под «частными» формами мы понимаем архитектурные (в том числе декоративные) элементы, имеющие частный характер по отношению ко всей композиции здания. К ним могут быть отнесены карнизы, фронтоны, балконы, наличники окон и дверей, скульптурные детали снаружи и внутри сооружения и другие элементы декора.
Частные архитектурные элементы имеют большое значение, они дополняют и завершают основные объемы зданий, делают их пластически более выразительными, позволяют точнее представить масштаб сооружения. Но все же художественная выразительность здания зависит прежде всего от композиции в целом, от группировки общих масс сооружения, от его силуэта, общих пропорций.
Франсуа Блондель-младший, теоретик французской архитектуры XVIII века, сказал: «Удовлетворение, которое мы испытываем от прекрасного произведения искусства, зависит от того, насколько правильно соблюдены соотношения, чувство удовольствия обусловливается только пропорциями. Если они нарушены, то никакими внешними украшениями нельзя заменить привлекательность, которой им не хватает по существу...»¹
____________
¹ Высказывание Ф. Блонделя приводит В. Гете в своей статье «Немецкая архитектура»: он отмечает глубину и меткость этого положения (Гете В. О немецкой архитектуре. — В кн.: Статьи и мысли об искусстве. М., 1936, с. 311, 312).
Композиция сооружений — результат сложной творческой работы зодчего. Когда архитектор, напрягая творческое воображение, извлекая из «арсенала» памяти сходные или аналогичные решения, соответствующие примеры, стремится определить общие очертания, композицию будущего здания, он учитывает все факторы: состав и группировку помещений, особенности рельефа выделенного участка и требования художественного, образного решения.
Зодчие всегда стремились к реализации своих проектов наиболее экономичными средствами, что достигалось только в случае верности творческого, проектного метода. Архитектор должен вести работу одновременно сразу во всех трех измерениях — над планами, над разрезами и над фасадами. Только «трехмерное», пространственное мышление может обеспечить оптимальное архитектурное решение. В процессе работы над композицией архитектору следует стремиться к адекватности внешних и внутренних объемов сооружения.
В различные времена у разных народов существовали свои особые представления о красоте и художественной гармонии. Развивались и изменялись эстетические критерии и в области архитектуры. То, что казалось выразительным и красивым в строительстве древним грекам и римлянам, совершенно не было понято зодчими средних веков; строители эпохи Возрождения, в свою очередь, отвергали готику — архитектурный стиль предшествующего времени. Современная архитектура руководствуется совершенно иными, чем ранее, художественными представлениями. То, что нравилось строителям XIX века, сейчас нас уже не всегда удовлетворяет. У людей нашего времени новые художественные идеалы и понятия о красоте и гармонии архитектурного стиля.
Но есть еще одна — третья сторона архитектуры — конструктивная, обеспечивающая прочность. Сооружения, как правило, строятся на долгое время. Естественно, что прочность и устойчивость являются важнейшими условиями длительного существования зданий.
Все «исторические» конструктивные системы можно расчленить на конструкции поддерживающие (стены, отдельно стоящие опоры) и перекрывающие — балки, своды. Особую сложность для строителей всех эпох всегда составляли конструкции перекрывающие.
Конструктивная сторона архитектуры — важнейший и органический фактор при определении композиции здания. В то же время конструкции сами по себе способны порождать значительный эстетический эффект, таким образом они входят в эстетическую характеристику зданий.
История архитектуры свидетельствует о постоянном изменении строительных материалов и создаваемых из них конструкций. Эти изменения обусловливались развитием производительных сил и теми новыми задачами, которые выдвигала жизнь. Изменения эти происходили не только от эпохи к эпохе, но и в более ограниченных пределах времени. Технологические особенности строительных материалов во многом определяют и характер конструкций. То, что легко может быть осуществлено из дерева, порой не может быть выполнено из кирпича и, наоборот, кирпичные конструкции, те же своды, невозможно «перевести» в дерево или металл.
В Греции классического периода стены и колонны сооружений возводили из мраморных блоков. В Риме, в императорское время, монументальные здания строились из обожженного кирпича в сочетании с бетоном. Кирпично-бетонные конструкции облегчали и удешевляли строительство и вместе с тем предоставляли архитекторам широчайшие композиционные возможности.
Замки, соборы средних веков возводились целиком из камня, причем техника его обработки в то время достигла совершенства.
В последующее время, в эпоху Возрождения, в XV—XVI веках в западноевропейском строительстве камень вытесняется кирпичом, который становится основным материалом и для кладки стен домов, и для возведения сводчато-купольных конструкций. Кирпич облицовывался снаружи или камнем, или штукатуркой. Наряду с кирпичными сводами для перекрытия помещений использовались и деревянные балки. Эта строительная техника принципиально не изменялась вплоть до конца XIX века. В наше время старые полукустарные методы постройки зданий сменились новой индустриальной техникой, техникой сборных, крупноэлементных конструкций.
Таким образом, в процессе развития архитектуры в строительном деле происходили постоянные и столь же крупные изменения, как и в разработке типов зданий и их внутренней планировке. Конструктивная, функциональная и художественная особенности архитектуры являются историческими категориями, изменявшимися в ходе исторического процесса и находившими свое реальное воплощение в том или ином архитектурном стиле.
Стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени и данного народа, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон. Во второй половине XIX века в капиталистических условиях выработалось неверное представление о стиле как о наборе декоративно-орнаментальных средств, типичных для той или иной эпохи, которые применялись для оформления фасадов, внутренних помещений — интерьеров зданий или связанных с ними предметов убранства. На самом деле понятие стиля более широко и емко, в него входят характерные для данного времени приемы построения планов и объемных композиций зданий, используемые строительные материалы и конструкции, а также типичные формы и мотивы художественной отделки.
Каждый стиль порождается определенной эпохой, вместе с ней эволюционирует и отмирает или же переходит в иной стиль, во многом от него отличающийся и складывающийся еще в его пределах. Отсюда следует вывод, что существовавший ранее стиль не может быть искусственно восстановлен, как не может быть возрождена и определившая его появление эпоха.
Изучая архитектуру прошлого, нельзя ограничиться знакомством лишь с внешними элементами тех или иных стилей. Для глубокого понимания архитектуры той или иной эпохи следует внимательно анализировать планы зданий, их объемную структуру, использованные в них конструкции и, разумеется, общий тектонический и пластический строй их фасадов и интерьеров.
Архитектура — одновременно и техника и искусство. Проектирование и возведение зданий ведется на основе инженерно-технических знаний. Вместе с тем она является искусством, так как архитектор, проектируя будущее здание, мыслит художественными, эмоциональными образами. Получая задание на разработку проекта здания, представляя себе участок, имея сведения о средствах, ассигнованных на строительство, архитектор приступает к проектированию, стремясь создать сначала образ будущего сооружения, его облик, основную конфигурацию составляющих его объемов в самой общей форме, затем все более конкретно. Этот творческий процесс идет рука об руку с разработкой плана и конструкций проектируемого сооружения. Художник мыслит образами людей и природы, архитектор в основном — геометрическими формами, но и там и здесь требуется образное мышление, являющееся основным признаком художественного творчества. Мировая архитектура дает бесчисленное количество самых различных композиционных решений, а также приемов и средств пластического убранства зданий — снаружи и внутри.
Исключительное значение всегда имел синтез искусств — органическая связь архитектуры, скульптуры и живописи. Главная цель живописи и скульптуры, введенных в сооружение, — изобразительными средствами раскрывать идейное содержание здания. Кроме того, живопись и скульптура повышают художественно-пластическое звучание сооружения.
Высшей формой проявления творчества зодчего является архитектурный ансамбль, представляющий собой совокупность ряда архитектурных сооружений, обладающих художественно-планировочным единством, пространственно взаимодействующих друг с другом. Архитектурные ансамбли не всегда возникают сразу, на основе единого замысла. Нередко ансамбль складывается постепенно, в течение длительного времени.
Архитектура — это не только отдельные здания. Архитектура — это и города, с их улицами, площадями, садами, парками с аллеями, площадками, водоемами, павильонами, мостиками, скульптурой. Планировка городов, населенных мест — особый раздел архитектуры, именуемый градостроительством. Планировка и вся пространственная композиция садов, парков также составляет часть понятия «архитектура». Это — садово-парковая архитектура. В нашем пособии вопросы градостроения и паркостроения будут затронуты в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия общего процесса развития мировой архитектуры и ее стилей.
Органическую часть архитектуры составляют интерьер и включаемое в него убранство. В интерьер нередко вводятся живопись, скульптура, изделия прикладного искусства. Интерьер в принципе должен стилистически и художественно соответствовать внешнему облику сооружения. Однако вследствие того, что он имеет другие масштабы и непосредственно связан с назначением здания и функциональными процессами, в нем происходящими, характер его приобретает свои особые черты — в части пространственного решения, отделки стен, потолков, полов и т. д. Стилистически единым с интерьером, в принципе, должен быть и предметный мир, в нем находящийся. Интерьер более чувствителен и податлив к изменению вкусов и моды. Отсюда многочисленные случаи частичной трансформации или полной замены изначальных художественных решений интерьеров другими, более поздними отделками, более соответствующими новому времени, жизни общества.
При изучении тех или иных сооружений следует ясно представлять себе основные этапы их существования и те изменения, которые исторически с ними произошли как в части общей архитектурной композиции, так и в отдельных ее элементах, включая интерьеры.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .. 3
Введение .. 5
1. Истоки архитектуры... 10
2. Архитектура Древнего Египта.. 11
3. Архитектура Вавилона и Ассирии. 19
4. Архитектура античной Греции. 25
5. Архитектура античного Рима. 40
6. Византийская архитектура... 51
7. Романская архитектура... 58
8. Готическая архитектура.. 67
9. Архитектура Ближнего и Среднего Востока... 82
10. Архитектура Китая.. 89
11. Архитектура Японии... 94
12. Архитектура Древней Руси... 98
13. Архитектура эпохи Возрождения... 109
14. Архитектура западноевропейского барокко.. 136
15. Архитектура западноевропейского классицизма. 160
16. Архитектура русского барокко. 169
17. Архитектура русского классицизма... 177
18. Эклектизм в архитектуре Запада.. 191
19. Модерн и современная архитектура Запада.. 195
20. Эклектизм, модерн и неоклассицизм в архитектуре России.. 208
21. Советская архитектура.. 216
Заключение...235
Список иллюстраций.235
Словарь терминов...243
Список основной литературы ... 253
Примеры страниц
Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 46,1 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
9 июня 2016, 18:57
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий