|
Беггров А. К. Иллюстрированный каталог XVI передвижной художественной выставки. — С.-Петербург, 1888Иллюстрированный каталог XVI передвижной художественной выставки / Составил художник А. К. Беггров. — С.-Петербург : Издание Германа Гоппе, 1888. — [2], XIII, 164 с., 1 табл. : ил.Иллюстрированный каталогъ XVI передвижной художественной выставки / Составилъ художникъ А. К. Беггровъ. — С.-Петербургъ : Изданіе Германа Гоппе, 1888. — [2], XIII, 164 с., 1 табл. : ил.[Начальный фрагмент отчета]
На Общем Собрании Товарищества, 1888 года 21-го февраля, этот отчет был прочитан Товариществу членом его Г. Г. Мясоедовым. Находя, что некоторые, помещенные в нем сведения могут иметь общий интерес, Общее Собрание Товарищества решило приложить его при каталогах.
* * *
М. Г.
Выслушав отчет, который Правление представляет Общему Собранию о ходе наших дел, по окончании каждого года, мы довольствуемся неопределенным сознанием, что вообще дела наши идут недурно. Это успокоительное сознание мешало нам до сих пор выяснить себе, как идут наши дела за все время существования Товарищества и насколько достигаются им цели, намеченные уставом.
Предполагая, что подобное обращение к прошедшему может во всяком случае быть нам полезно, я хочу предложить вашему вниманию свод некоторых сведений, добытых из бумаг товарищества, которые в продолжение 15-ти-летнего странствования несколько потерпели от случайностей путешествий, почему в цифрах оказываются значительные пробелы, с которыми приходится поневоле мириться. — Но прежде чем приступить к цифрам, я должен обратиться ко времени основания Товарищества, чтобы припомнить те обстоятельства и условия, в которых мы вращались, для уяснения себе разницы между тем, что было и что изменилось за последнее время в области искусства.
Официально Товарищество существует со 2-го ноября 1870 года — дня утверждения его устава Министром Внутренних Дел. — Русское искусство в ту пору ютилось, главным образом, в Петербурге. Об его существовании общество припоминало в дни открытия выставок Академии Художеств, содержание и характер которых вам, конечно, памятны. Они состояли из работ учеников программистов, изредка украшались работами профессоров и академиков и, дополняясь иностранными произведениями, представляли собою неопределенное, малохарактерное собрание картин, по которым, часто с трудом, можно было угадать время и место их исполнения. Таков, по крайней мере, был господствующий тон.
Общество относилось к этим выставкам сочувственно (особенно к бесплатным), шло на них, как на дешевый праздник, с легким сердцем и привычным любопытством. Для уместного выражения удовольствия оно находило на каждой картине указания в виде билетика, сообщавшего звание и заслуги автора произведения, и, нагулявшись досыта, уходило, забывая искусство до будущего года.
В большинстве случаев, искусство и его представители тоже мало заботились об обществе. На русской школе лежала еще тень эпохи его зарождения, которое совершилось при помощи меценатов, обучавших своих крепостных людей у выписных мастеров. От этой эпохи сохранились любовь к одобренным формам, предпочтение всего иностранного и брезгливое равнодушие ко всему русскому, да отношение к искусству сверху вниз, как к занятию, не имеющему иного назначения, кроме забавы и удовлетворения самолюбия тех, кому приходила охота жаловать себя в меценаты.
Наши великие имена, наши светила периода подражания были до такой степени свободны от условий времени и места, что произведения их можно было отнести, ко всякой эпохе и школе, исключая той, к которой они действительно принадлежали. — Думаю, что их успех и слава в значительной доле обусловливались удовлетворением господствовавших тогда запросов на прекрасное, возвышенное, классическое, достижение которых считалось возможным при соблюдении заветов и рецептов, выписанных во времена давно прошедшие из за границы. Иногда являвшиеся русские картинки терпелись, как род забавный, хотя и низкий. Пейзаж тоже не ушел от влияния этого воззрения, и природа России мало привлекала глаз художника и любителя.
В то время, когда мы решились пойти своей дорогой, не было уже недостатка в людях, сделавших себе некоторую известность работами самостоятельного характера, а за ними вслед пробивались молодые побеги, стремившиеся к свету и правде. Новые общественные условия, одновременно отодвинувшие меценатство на второй план, освободили место, к счастию, не оставшееся пустым. Мецената заменил любитель, не платонический любитель и знаток, готовый всегда ссудить художника просвещенным советом, но любитель-покупатель, любитель-коллектор, симпатизирующий всему отечественному и совершенно свободный от культа формы или стиля, главным образом ценящий в искусстве его живое начало. Запросы его встретили ответ во всем, что не умело или не желало улечься в одобренные формы. И в русской школе образовалось небольшое, самостоятельное течение, то течение, которому любители писать о художествах усвоили потом название нового искусства, не поясняя, что должно означать это название. Мне кажется, что новость его заключается, главным образом, в его искренности; оно решилось говорить о том, что ему близко и хорошо известно, с чем рядом оно родилось и выросло; оно решилось быть правдивым или, как принято говорить, реальным, не допускать подделок и подражаний, не желая казаться более того, чем оно есть, при помощи чужих пьедесталов. Во имя этой наклонности к искренности, новое искусство навлекло на себя не мало упреков и порицаний; упреков в крайнем реализме, отсутствии высших стремлений, отвращении ко всему прекрасному и идеальному и т. д. В этих упреках сказывалось то древнее воззрение на искусство, которое отводило ему роль утешителя в скорбях, вытекающих от излишества благ мира, роль забавы досужих людей, лучшего, после мебели, украшения барских стен и проч.
Товарищество, сложившееся в период перелома, объединило почти все, что умело или только хотело быть искренним и правдивым, по мере сил и таланта. Это произошло само собой, в силу обязательства, которое оно на себя приняло — знакомить Россию с русским искусством, а не с теми имитациями, которые, как бы ни были искусны, останутся бесследными для русской школы.
Это реальное направление мало-по-малу проникло почти всюду, не только в сознание художников, но также в сознание публики, которая начала относиться к искусству с меньшей легкостью и предъявлять более серьезные требования. Подъем национального чувства в России создал новые точки опоры и дал доступ новому искусству на все выставки, не исключая выставок Академии Художеств. Последние потерпели в свою очередь заметное изменение, потеряв казенный распорядок, в котором авторы произведений играли пассивную роль, и, перейдя через несколько метаморфоз, эти выставки приняли до некоторой степени общественный характер, при котором нашлось место для участия в устройстве их и распорядке самим авторам.
Нельзя умолчать о том направлении, которое принял пейзаж; совершенно возвратившийся на родину, он тоже стал более правдивым, стремящимся передать не одну внешность природы, но также ее жизнь и настроение.
Классическая гравюра уступила место более легкому и живому офорту.
В заключение, выставки картин, прежде их открытия, в последние годы, подчинены контролю цензуры, что в провинции отразилось на нас не особенно благоприятно: картины, пропущенные в одном городе, оказывались неудобными в другом. Благодаря личному мнению того или другого лица, которому поручалось цензурование выставки, нередко происходили дорого нам стоющие замедления.
Вот те главные перемены, которые произошли в искусстве за последние два десятка годов. Упоминаю вскользь об этих переменах, как о фоне для близкого, а потому и важного для нас дела, а затем перехожу к нему.
<...>
СПИСОК ВЫСТАВЛЕННЫХ КАРТИН
по алфавиту гг. художников.
Бажин, Н. Н.
107. Ночь..
Беггров, А. К.
5. Севастополь. Графская пристань.. 9
17. Шевенинген (Голландия).. 31
42. Биржевой день.. 81
58. К погибающим.. 113
Богданов, Н. Г.
25. За кипятком.. 47
54. С прошением.. 105
Боголюбов, А. П.
12. Моя Радищевская усадьба.. 23
24. Пожар на пароходе.. 45
20. Клипер »Разбойник«. (»Vive la France, vive la Russie!«).. 37
Бодаревский, Н. К.
62. Свадьба в Малороссии (понедельник, молодые у помещика).. 121
Бронников, Н. К.
34. Монах.. 65
45. Девочка итальянка.. 87
50. Пифферари.. 97
52. Задумалась.. 101
56. Проснулись.. 109
Брюллов, П. А.
40. Уборка сена миром.. 77
78. Тенистая дорожка.. *)
79. Запружоная речка..
____________
*) Картины без указания страниц не вошли в каталог вследствие их позднего доставления.
Васнецов, А. М.
55. Днепр перед бурей.. 107
108. Северная ночь..
Вжещ, Е. К.
48. Кладбище.. 93
Волков, Е. Е.
2. Полдень в лесу.. 3
4. На берегу р. Волхова.. 7
10. Поляна.. 19
14. Рассвет.. 27
16. Пруд (перед дождем).. 29
80. Молодая роща..
Гугунава, И. Г.
109. На Оке..
Досекин, Н. В.
110. Море..
Дубовской, Н. Н.
15. Первый снег.. 29
28. Овцы.. 53
81. Вечер..
82. Этюд..
83. Тихий день..
Ендогуров, И. И.
33. На этюде.. 63
37. Наступление ночи.. 71
44. Осень в Крыму.. 85
68. Прибой у Севастополя.. 133
112. Пасмурный день..
113. Вечер..
114. Начало бури..
Журавлев.
115. Просители..
Зощенко, М. И.
116. Волостной суд..
Иванов, С. В.
117. Обратные переселенцы..
Киселев, А. А.
22. К вечеру.. 41
27. Водопад в Массандре.. 51
35. Весенний разлив.. 67
81. Сенокос..
85. Речка Похра..
86. Деревушка..
87. Прудик..
88. Серенький день..
Клодт, М. П.
7. Женщина-врач.. 13
89. У волокового окошка..
Кузнецов, Н. Д.
3. Мировой посредник.. 5
8. Стадо свиней.. 15
26. После обеда.. 49
90. Этюд (пастель)..
91. Пастель (этюд)..
Левитан, И. И.
61. Заросший пруд.. 119
118. Вечер..
119. В горах Крыма..
Левченко, П. А.
120. Предместье..
121. В сквере..
Леман, Ю. Я.
70. Женская головка.. 137
Лемох, К. В.
1. Портрет г-на Шохина.. 1
38. Божья воля.. 73
Маковская, А. Е.
65. Вид Симонова монастыря близ Москвы.. 127
Маконский, В. Е.
13. Передняя консистории.. 25
29. Пейзажист — любитель.. 55
32. Свадебный поезд (народный обычай в Орловской губ.).. 61
36. Перед охотой.. 69
41. Рыбачки.. 79
43. Отдых по пути из Киева.. 83
47. Портрет А. Г. Захарьина.. 89
76. Под хмельком.. 149
92. На баштане в Малороссии..
93. Полдень..
94. Перед грозой..
95. От дождя..
96. Портрет А. М. Жемчужникова..
Максимов, В. М.
97. Новоселье..
Малышев, М. Е.
64. Старый холостяк.. 125
122. Оконченная картина .
Морозов, А. И.
57. После пожара.. 111
59. Этюд.. 115
Мясоедов, Г. Г.
9. Сеятель.. 17
Неврев, Н. В.
18. Ярослав Мудрый напутствует дочь свою Анну в замужество французскому королю Генриху I в 1050 г. 33
98. Этюд: Nature morte..
Остроухов, И. С.
49. Поздняя осень.. 91
Пастернак, Л. О.
123. Думы..
124. Думы в хате..
Первухин, К. К.
69. Вечер.. 135
Позен, М. В.
21. Запорожец на разведках.. 39
30. Этюд (голова старика).. 57
Прянишников, И. М.
23. Общий жертвенный котел в престольный праздник.. 43
Размарицын.
125. У клавикордов..
Репин, И. Е.
63. Портрет г-на Фофанова.. 123
72. Портрет графа Л. Н. Толстого..
77. Пахарь.. 151
99. Портрет г-жи Ковалевской..
100. Монахиня..
Савицкий, К. А.
60. На войну.. 117
Сайтгоф, П.
128. Озеро в горах..
Светославский, С. И.
53. К весне.. 103
129. Тополя..
Соколов, А. П.
67. Портрет А. Ф. Маковской.. 131
126. Портрет Г-жи Сольской..
127. Портрет Г-на Волкова..
Степанов, А. С.
66. Гоп!.. гоп!.. 129
Суриков, В. И.
101. Этюд..
102. Этюд..
103. Портрет дочери..
104. Портрет Черникова..
Харламов, А. А.
73. Мыльные пузыри.. 143
74. Этюд.. 145
Холодовский, М. И.
39. Ночь.. 75
51. Прилет ласточек.. 99
130. Хутор..
Шильдер, А. Н.
71. Февраль.. 139
Шишкин, И. И.
6. Бурелом (из Вологодских лесов).. 11
Эллерт, Н. Л.
111. Возвращение с пастбища..
Ярошенко Н. А.
11. Портрет Н. А. Депп (собств. Одесск. Общ. взаимн. Страх.).. 21
31. В горах Кавказа.. 59
105. Женский портрет..
106. Портрет И. Д. Стефанович..
75. Всюду жизнь.. 147
Ярцев, Г. Ф.
131. Уголок в парке..
132. На южном берегу..
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 75,8 МБ).
14 февраля 2020, 21:10
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий