наверх
 

Беккер И. И., Бродский И. А., Исаков С. К. Академия художеств : Исторический очерк. — Ленинград ; Москва, 1940

Академия художеств : Исторический очерк / И. И. Беккер, И. А. Бродский, С. К. Исаков. — Ленинград ; Москва, 1940  Академия художеств : Исторический очерк / И. И. Беккер, И. А. Бродский, С. К. Исаков. — Ленинград ; Москва, 1940
 
 

Академия художеств : Исторический очерк / И. И. Беккер, И. А. Бродский, С. К. Исаков ; Под редакцией проф. С. К. Исакова. — Ленинград ; Москва : Государственное издательство «Искусство», 1940. — 160 с., ил.

 
 

ШКОЛА ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ РУССКОГО ИСКУССТВА¹

Заслуженный деятель искусств И. И. Бродский

____________
¹ Статья написана незадолго до смерти.
 
В 1939 году исполняется 175 лет существования Всероссийской Академии Художеств. В ее стенах учились и работали великие мастера русского искусства — художники: Кипренский, Брюллов, Бруни, Иванов, Шевченко, Федотов, Айвазовский, Крамской, Репин, Суриков, Серов; архитекторы: Баженов, Старов, Захаров, Воронихин, Стасов; скульпторы: Шубин, Козловский, Мартос, Пименов, Толстой, Клодт, Антокольский и много других замечательных художников, высоко поднявших знамя национального русского искусства.
 
История Академии Художеств — это, в значительной степени, история русского изобразительного искусства.
 
Почти все крупнейшие русские художники XVIII и XIX веков прошли через эту школу, давшую им огромное техническое мастерство.
 
В основу преподавания в Академии была положена, античность, сквозь призму которой ученики обязаны были воспринимать реальную действительность. Академические каноны и вся система воспитания носила определенный классовый характер.
 
Однако вопреки этой системе и в борьбе с нею выросли яркие художественные дарования, сумевшие выразить в своем творчестве реальную жизнь.
 
В замкнутом казенном учреждении, каким являлась Академия, кипела непрестанная борьба против омертвляющего академизма и рутины.
 
Получив в Академии твердые основы профессионального мастерства, наиболее крупные художники, обладавшие творческой индивидуальностью, освобождались от навязанных, чуждых им школьных формул.
 
Творчество Брюллова, Кипренского, Иванова, Шевченко, Федотова, Крамского, Репина, Сурикова и многих других характерно устремлением к правдивому изображению действительности, беспредельной любовью к искусству и глубокой верой в творческие силы своего народа.
 
В истории Академии были времена, когда ее значение падало, ослабевало; наибольший период застоя относится к 50-м годам прошлого столетия, когда выродившийся академизм был синонимом крайней реакционности в искусстве. Но к 60-м годам в Академии уже накопились силы, которые противопоставили академизму лозунги общественного, демократического искусства. Резкое выступление „группы 14“, во главе с Крамским, породило мощное движение, так называемое „передвижничество“, ставшее к 90-м годам главенствующим в русском искусстве. Крамской, Шишкин, Антокольский, Маковский, Верещагин, Куинджи, Ге, Репин, Суриков, Поленов, Савицкий, Ковалевский, Клодт, Васнецов, Корзухин и многие другие прославленные в стране художники обновили Академию и внесли в нее животворящую силу искусства, рожденного жизнью.
 
В 70-х годах в Академии начал свою выдающуюся педагогическую деятельность П. П. Чистяков, воспитавший Репина, Сурикова, Васнецова, Поленова и др. Учениками Чистякова были также Серов, Врубель, Борисов-Мусатов и многие другие. В последнее десятилетие XIX века и предвоенные годы в Академии выдвинулось немало крупных живописцев, скульпторов и архитекторов, из которых многие стали мастерами советского искусства.
 
Академия сейчас является огромным учебным и научным комбинатом, включающим четыре факультета: живописи, скульптуры, архитектуры и искусствоведения, среднюю художественную школу и подготовительные курсы, а также музей, библиотеку, научные кабинеты, лаборатории, мозаическую мастерскую и т. д.
 
В советской Академии Художеств учатся молодые люди двадцати четырех национальностей, населяющих нашу великую родину.
 
В институте и средней школе учится свыше девятисот человек. Это дети рабочих, крестьян, служащих, научных работников — молодая поросль новой советской интеллигенции.
 
С каждым годом Академия выпускает все более и более полноценные кадры советских художников, успешно овладевающих мастерством и художественной культурой.
 
Выставки дипломных картин оканчивающих Академию Художеств являются праздничным событием в художественной жизни нашей страны: успехи выпускников Академии говорят о значительном росте школы, вышедшей на правильный путь воспитания художников-реалистов, умеющих правдиво, во всей сложности и глубине изображать нашу замечательную действительность.
 
Хочется сказать несколько слов о существующей с 1934 года в Академии Художеств первой в СССР Средней художественной школе для одаренных детей, организованной по инициативе Сергея Мироновича Кирова. Школа эта выросла в замечательное учреждение, в котором под руководством опытных педагогов воспитываются юные таланты. Работы учащихся школы неоднократно получали награды и отличия на ряде выставок в СССР и за границей: в Лондоне, Париже, Праге и др.
 
Коммунистическая партия и советское правительство, заботясь о подготовке новых кадров специалистов, создали все условия для творческого роста и учебы молодых художников, призванных создавать замечательные, вдохновенные произведения искусства, полные советского патриотизма и горячей любви к нашей великой родине.
 
Народы Советского Союза, руководимые великим Сталиным, хотят увидеть в искусстве воплощение великих идей нашей эпохи и величие тех побед, которые достигнуты под знаменем партии Ленина—Сталина.
 
Этому делу советские художники отдают все свои силы, талант и знания.
 
175-летний юбилей застает Академию в большом творческом напряжении. Внимание партии и правительства, воля и энтузиазм молодежи, большой опыт и стремление старых специалистов передать свои знания молодым художникам, — все это гарантия того, что Всероссийская Академия Художеств, с честью идущая по пути больших традиций, имеющая неисчерпаемый опыт передового педагогического мастерства, создаст огромные ценности новой, социалистической культуры.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
И. И. Бродский. Школа великих мастеров русского искусства.. 3
Глава первая. „Партикулярный“ период Академии Художеств.. 6
Глава вторая. Академия выращивает „новую породу людей“.. 16
Глава третья. Президенты-метеоры.. 32
Глава четвертая. Василий Иванович Баженов.. 35
Глава пятая. Президентство А. С. Строганова.. 41
Глава шестая. Под гнетом николаевской реакции.. 52
Глава седьмая. Как и чему учили в Академии Художеств.. 73
Глава восьмая. Приход разночинцев.. 82
Глава девятая. Борьба с передвижниками.. 89
Глава десятая. Чиновники на кафедре.. 96
Глава одиннадцатая. Реформа Академии.. 108
Глава двенадцатая. От „Кровавого воскресенья“ к февральским дням.. 118
Глава тринадцатая. Свободные художественные мастерские.. 126
Глава четырнадцатая. В поисках компромисса.. 130
Глава пятнадцатая. В борьбе за реализм.. 135
Глава шестнадцатая. Метод проектов.. 142
Глава семнадцатая. Под знаменем социалистического реализма.. 145
Список иллюстраций.. 157
 

 

Примеры страниц

 
Академия художеств : Исторический очерк / И. И. Беккер, И. А. Бродский, С. К. Исаков. — Ленинград ; Москва, 1940  Академия художеств : Исторический очерк / И. И. Беккер, И. А. Бродский, С. К. Исаков. — Ленинград ; Москва, 1940
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 87,2 МБ).
 
 

27 апреля 2020, 23:07 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий