|
Безухова Л. Н., Юмагулова Л. А. Шрифт в работе архитектора. — М., 2007Шрифт в работе архитектора / Л. Н. Безухова, Л. А. Юмагулова. — Москва : «Архитектура-С», 2007. — 160 с., ил. — ISBN 5-9647-0111-6
Работа рассчитана на всех, кто интересуется вопросами искусства, кто учится по специальности «архитектура», «скульптура», кто занят архитектурно-строительной практикой, кто работает в мастерских по выполнению ритуальных надписей.
Пособие не отвечает на все вопросы, возникающие при работе со шрифтом, но знакомство с ней для будущих архитекторов будет, безусловно, полезно.
Введение
В современном мире надписи окружают человека повсеместно: это названия различных общественных зданий, вывески магазинов, мемориальные доски, всевозможные указатели и пр. Наружная реклама активно включилась в архитектуру города. Часто яркая и броская, реклама подавляет застройку, мешает ее восприятию.
В практической работе архитекторам постоянно приходится применять шрифт. Оформляя свои чертежные работы, необходимо правильно выбрать шрифты и хорошо закомпоновать надписи на листе. Шрифт на чертеже должен быть четким, ясным, удобочитаемым; он не должен содержать лишних штрихов, якобы украшающих буквы. Желательно соблюдать стилевое единство шрифта и вычерченного объекта — например, чертежи памятников древнерусской архитектуры могут быть подписаны шрифтом устав в обработке Лазурского, а чертежи произведений К.С. Мельникова или М.Я. Гинзбурга целесообразно подписать рубленым шрифтом, т.к. именно этот шрифт часто применялся в период конструктивизма. Размер шрифта должен соответствовать масштабу чертежа. Одним из наиболее часто используемых при оформлении архитектурных работ шрифтов является классическая римская антиква. Это спокойный и гармоничный шрифт, обладающий высокими эстетическими качествами. В настоящее время чертежи проектов и включенные в них размеры и надписи выполняются на компьютере.
Особенно ответственно архитектор должен относиться к шрифту в случае, если шрифт закомпонован в само архитектурное сооружение. В таких проектах как «монумент», «вокзал», «аэропорт», «выставочный павильон», «мемориальная доска» и др. шрифт должен органично вписываться в архитектурное решение, создавая с ним единое целое. Примеров включения шрифта в архитектурную композицию можно привести очень много — начиная от Египта и заканчивая современной архитектурой.
На фризе, опоясывающем купол собора Святого Петра в Риме (1506— 1626 гг.), начертаны слова из проповеди Христа: «Ты — Петр, и на сем камне я создам церковь мою...».
В замечательном памятнике периода Высокого Возрождения — вилле «Ротонда» (ок. 1552 г.) архитектора Андреа Палладио на каждом из четырех классических портиков помещены тексты.
Интересным примером включения шрифта в архитектурное сооружение является памятник елизаветинской эпохи особняк Хардуик Холл (Англия, 1591— 1597 гг.), где башни на фасадах завершаются волютами, графской короной и инициалами владелицы (ES), высеченными из камня (архит. Роберт Смитсон).
В Германии (Берлине) на здании Старого музея (1823 г., архит. Карл Фридрих Шинкель) на антаблементе, опирающемся на 18 ионических колонн, помещена латинская надпись: «Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изучения всевозможных античных предметов и свободных искусств».
Удачным примером единства архитектурной композиции и шрифта является мемориальный комплекс в Санкт-Петербурге — памятник «Жертвам революции» на Марсовом поле (1917—1919 гг.). Архитектор Л. В. Руднев запроектировал это сооружение в простых монументальных формах, удачно включив в них тексты, написанные А. В. Луначарским и выполненные художником В. Конашевичем.
Также можно назвать расположенный под Ригой Саласпилский мемориал, возведенный в память о жертвах фашизма на месте самого большого лагеря смерти, устроенного немцами во время Второй мировой войны. Надпись на бетонной стене гласит: «За этими воротами стонет земля».
И сегодня практикующие архитекторы нередко помещают шрифт на фасады сооружений. Например, во время восстановления Свято-Данилова монастыря (1984—1990 гг.) архитектором Ю. Г. Алоновым была построена надкладезная часовня — памятник 1000-летию крещения Руси. На каждом из четырех фасадов часовни размещены накладные надписи, выполненные буквами древнерусского шрифта.
Чем обширнее и разнообразнее становятся случаи использования шрифта, тем большее внимание необходимо уделять его изучению.
Архитектору необходимо знать виды шрифтов, приобрести определенные графические навыки в их выполнении, развить в себе чувство пропорций, равновесия, ритма и другие качества, чтобы затем грамотно применять шрифт в своей работе. Архитектор должен быть знаком с историей возникновения шрифтовых гарнитур, с некоторыми особенностями написания шрифтов, с техникой выполнения шрифтов в материале. Необходимо научиться грамотно интерпретировать сложившиеся гарнитуры, выбирать шрифт, гармоничный стилю архитектуры.
Знакомство с искусством шрифта, с некоторыми особенностями его использования в архитектуре — необходимый этап в цикле архитектурного образования. Если шрифт необходимо закомпоновать в архитектурное сооружение, то архитектор должен решить следующие вопросы:
— где разместить шрифтовую композицию;
— какой шрифт (или шрифты) выбрать, чтобы он вызывал у зрителя необходимые ассоциации (одно и то же слово, написанное разными шрифтами, производит различное впечатление);
— какие слова, учитывая смысл текста, следует выделить и каким образом это лучше сделать (другим размером или шрифтом, цветом и пр.);
— в каком материале этот шрифт будет выполняться;
— как данная шрифтовая композиция должна быть освещена.
Выделение отдельных букв, цифр, строк в общей надписи позволяет избежать монотонности и помогает концентрировать внимание на смысловых акцентах, при этом размер слов надо выбирать очень умело, так как слишком большой контраст может создать беспокойное впечатление. Размеры надписи определяются расстоянием, с которого она будет читаться. Шрифт, закомпонованный в архитектурное сооружение, прежде чем быть выполненным в материале, требует особо тщательной проработки, так как он будет обозреваться очень долгое время. Выбор общей композиции надписи: симметричной или асимметричной шрифтовой гарнитуры, дополнительных декоративных элементов — рамок, орнаментов — обусловлен конкретностью темы, ее связью с определенным историческим периодом, с известной личностью.
Большое значение в характеристике художественных качеств шрифта имеет ритм, который прослеживается не только в построении отдельных букв и слов, но и всей надписи в целом. На характер эмоционального впечатления от шрифта влияет плотность и насыщенность строки, характер контура букв, размеры просветов между буквами, степень их наклона, рисунок засечек.
Одним из необходимых качеств шрифтовой композиции является легкость ее прочтения. На удобочитаемость влияют следующие факторы:
— формы шрифтовых знаков (тип шрифта), размеры, пропорции буквы отношения ширины знака к его высоте;
— формы, размеры и ритм строк, размер пробелов вокруг строк;
— цветовое решение, насыщенность, контрастность (отношение цвета (тона) шрифта к цвету (тону) фона);
— фактура, качество выполнения.
КАЛЛИГРАФИЯ (греч. kalligraphia — красивый почерк, от kallos — красота и grapho — пишу) — искусство красивого и четкого письма.
На рисунок шрифта огромное влияние оказывает технология его выполнения, материал, на котором пишут, и инструмент, чем пишут, например, китайские иероглифы писались кисточкой, поэтому их формы свободные и мягкие. Клинопись выполняли концом палочки по деревянной доске — отсюда характерные острые формы. Египетское письмо выполнялось на камне — отсюда строгость и сухость шрифта. В Риме писали костяной или деревянной палочкой, с одной стороны заостренной как игла, а с другой — плоской. При выполнении текста на восковых дощечках возник шрифт тонкий и легкий. Тонкая его часть выполнялась острым концом, вертикали букв выполнялись лопаткой — отсюда две толщины в рисунке буквы. При нанесении букв на камень появились новые элементы — острые углы в буквах — и исчезли очень тонкие элементы. Древнейшим материалом, на котором люди начали впервые писать, был камень, затем глиняные и восковые дощечки, древесная кора, пальмовые листья. Древнейшей формой книги был свиток.
ШРИФТ — это художественная интерпретация алфавита. Алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний, называется шрифтом. Сам алфавит в принципе неизменен, хотя шрифт постоянно претерпевает заметные изменения, связанные с материальной культурой общества, с его эстетическими нормами. Изменение каждой буквы ограничено, т.к. оно не должно мешать узнаваемости буквы. Мы не можем существенно изменять форму буквы, т.к. будет затруднено ее восприятие. Удобочитаемость есть высший принцип шрифтовой работы.
Многие современные шрифты это не что иное, как измененные варианты старых шрифтов. Для того, чтобы уметь отличать хорошие формы букв от несовершенных, надо иметь очень натренированный глаз. Искусство шрифта — это искусство вариаций, оттенков, искусство «чуть-чуть». Работа со шрифтом воспитывает тонкий вкус, учит видеть прекрасное в пропорциях букв, в их композиции, в цветовом решении. Шрифт требует длительного изучения, тренировки и опыта. Архитекторам, художникам, работающим со шрифтом, необходимо изучать работы таких прекрасных мастеров шрифта как С. Телингатер, В. Лазурский, Д. Бажанова, П. Кузанян, Г. Цапфа и других художников-графиков. Шрифты созданные ими, стали классическими, и используя их, желательно не менять пропорции букв и соотношения толщин основных и вспомогательных штрихов, так как при изменении пропорций эти шрифты теряют индивидуальность рисунка и свои художественные качества. Изящество и строгость формы, гармоничность пропорций, простота и понятность, четкость и соразмерность — вот необходимые современные эстетические требования к шрифту.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 3
История развития шрифта. 41
Русский шрифт.. 84
Шрифт в храме Христа Спасителя.. 101
Шрифт на мемориальной доске.. 116
Общие правила, применяемые в работы со шрифтом. 154
Заключение. 157
Библиография.. 158
Скачать книгу в формате djvu (яндексдиск; 63,6 МБ). Издание выкладывается в научных и образовательных целях.
26 августа 2014, 15:39
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий