|
Боде П. Современные кинотеатры. — М., 1964Современные кинотеатры / Пауль Боде при участии Эрнста Брундига и Курта Милте ; Сокращенный перевод с немецкого И. Л. Черня и арх. М. В. Леонене; Под редакцией арх. Я. А. Корнфельда и д-ра арх., д-ра техн. наук проф. Б. П. Михайлова. — Москва : Издательство литературы по строительству, 1964. — 111 с., ил.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ... 5
Часть I
ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ КИНОТЕАТРОВ.. 7
ПЛАНИРОВКА КИНОТЕАТРОВ.. 7
Некоторые соображения о выборе типа кинотеатров (7). Сельские и клубные кино (7). Кинотеатры с текучим составом зрителей (8). Кинотеатры для показа премьер и фильмов первым экраном (8). Киностудии (8). Кинотеатры для показа хроникальных картин (8). Кино под открытым небом (8).
ВЫБОР МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ КИНОТЕАТРА.. 9
Производственно-функциональная схема и график движения (10). Перечень помещений (вклейка).
УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. 12
Зрительный зал (12). Проходы, входы, выходы, лестницы (14). Стены и потолки (14). Акустика (14). Оборудование специальных мест для людей, которые плохо слышат (15). Свет (15). Отопление и вентиляция (16). Занавес (16). Экран (17). Подсобные помещения при сцене (17).
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОДСОБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ... 18
Кинопроекционная (18). Щитовая и аккумуляторная (18). Производственные подсобные помещения (18).
ВХОД В КИНОТЕАТР. 18
Вход в кинотеатр (18). Вход в кассы (19). Киоски (19). Вестибюли (19). Контроль билетов (20), Гардеробы (20). Подсобные помещения для зрителей (21).
КИНО В ЗДАНИЯХ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ОСНОВНОМ ДЛЯ ДРУГИХ ЦЕЛЕЙ . 21
Кино в школах (21). Кино в ресторанах, общественных и физкультурных валах (21). Кино в выставочных и ярмарочных зданиях (24). Кино в театральных и концертных залах (24).
КИНОТЕАТР ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ. 24
Кинотеатр для автомобилистов (26).
РЕКОНСТРУКЦИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ КИНОТЕАТРОВ... 27
Обзор основных требований при реконструкции (27). Экран (27). Зрительный зал (27). Кинопроекционная (28).
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КИНОТЕАТРЕ БУДУЩЕГО... 28
Часть II
ДЕТАЛИ УСТАНОВОК, КОНСТРУКЦИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КИНОТЕАТРОВ (ПРЕДМЕТНЫЙ И ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СПРАВОЧНИК).. 29
ВЕСТИБЮЛИ . 29
Кассы (29). Входы и выходы (30).
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. 31
Потолки (31). Стены (32). Задние торцовые стены (33). Балконы (34). Переносные ряды кресел (35).
ЗОНА СЦЕНЫ.. 37
Конструкции экранов (37). Сцены для универсального использования (39).
ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ.. 40
Часть III
ПРИМЕРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ КИНОТЕАТРОВ.. 41
Кинотеатры вместимостью до 500 мест.42
Кинотеатры с количеством мест от 500 до 1000 56
Кинотеатры вместимостью более 1000 мест...72
Здания кинотеатров, объединенных с другими зрелищными предприятиями .84
Здания кинотеатров с универсальным использованием зрительного зала 98
ВВЕДЕНИЕ
Тот, кто хочет точно представить себе условия и возможности будущего строительства кинотеатров, должен предварительно кратко вспомнить путь развития кинематографии до настоящего времени. «Карьера» кинофильма началась в исключительно скромных помещениях. Сосредоточенное внимание, с которым зрители наблюдали за происходящим на экране, заставляло забывать их об окружающей обстановке. Когда пришли к выводу, что для демонстрации фильма нужно строить специальные здания, то решающими явились не эстетические, а коммерческие соображения. Большое количество мест давало возможность рентабельнее эксплуатировать фильмы, постановка которых требовала значительных производственных затрат. При строительстве этих кинотеатров образцом для архитекторов служил театр со сценой, от которого они переняли наклонный партер, портал, сцены и иногда балкон. Даже в период расцвета немого кино с его передовыми идеями никто серьезно не задумывался над тем, как можно придать кинотеатру собственное лицо.
Решающий толчок к изменению кинотеатра дали кинотехника, звук, цвет и широкий экран. Большое число разрушенных войной домов, растущий спрос на кино и все возраставшее увлечение зрителей привели в конце концов после второй мировой войны к строительству многочисленных новых кинотеатров, которые соответствовали современной им технике кинематографии, причем, как новостройки, они опережали ее развитие. С тех пор кинотехники и архитекторы стали работать совместно над созданием для фильма его собственного помещения.
Кроме быстро развивающейся кинотехники большое значение имело появление телевидения. Чем шире распространяется оно в домашнем быту, тем сильнее кинотеатр должен стремиться улучшать программу своих сеансов и давать зрителям больше, чем телевидение. Кинотеатр может давать больше, потому что у телевидения нет присущих кинотеатру технических возможностей и специального помещения, способствующих созданию иллюзий, нет и общественной платформы, благодаря которой фильм становится коллективным переживанием.
О требованиях и возможностях оформления помещения подробно будет сказано в соответствующей части книги. Существенным при этом является рациональное оформление зоны экрана, что помогает зрителю принимать участие в происходящем на экране, которое он воспринимает как действительность. Часто встречающийся в театре портал сцены является в кинотеатре неуместным. И определение «окно в действительность», которое часто дается экрану и могло бы оправдать наличие «рамы», кажется неподходящим, если исходить из того, что зритель в кинотеатре не просто смотрит на «действительность», имеющую место в фильме, а чувствует себя полностью включенным в эту действительность или по крайней мере должен бы себя так чувствовать. Следовательно, зал является в известном смысле соучастником представления, и это значение его все более возрастает с тех пор, как кинотехника (объемный звук) помогает создавать «трехмерную объемную иллюзию».
Впрочем, зрительный зал в идеальном случае должен был бы оформляться заново для каждого демонстрируемого фильма, требование, которое едва ли может быть выполнено. Применение сменных стеновых элементов создает, однако, известные возможности для изменения цвета и акустики помещения (звукопоглощение). Кроме того, для психического воздействия на публику «световой» кинотеатр должен в значительно большей степени, чем до сих пор, пользоваться светом с его широкой шкалой световых эффектов, так как свет исключительно подходит для того, чтобы придать помещению характер, соответствующий любой программе картин. Такое «воздействие на настроение» посетителя кинотеатра начинается уже во входных вестибюлях, где в настоящее время часто проводится в жизнь идея «меняющегося кинотеатра». Подтверждением этого служит своеобразная, изобретательная, часто художественная работа оформителя.
Воздействие оформления помещения на зрителя может быть полным лишь тогда, когда его меняют для каждой новой программы, чтобы усилить иллюзии у зрителей. Это может быть достигнуто лишь при разумно составленной программе, в которой между предварительной программой и главным фильмом обязательно должен быть перерыв, ясно заметный для публики.
Архитектор должен согласовать внутреннюю форму кинотеатра с современными реальными возможностями, и особенно с предписаниями строительного надзора и производственными инструкциями, касающимися такого рода строительства и его эксплуатации. Сначала он должен сделать проект идеального кинотеатра, который отвечал бы всем функциональным и техническим требованиям. Центральным местом такого идеального здания кинотеатра должен являться зрительный зал. Идеальная форма зрительного зала определяется его функцией, заключающейся в том, чтобы перед экраном максимальных размеров разместить по возможности большее число зрительских мест таким образом, чтобы со всех мест были обеспечены хорошие видимость и слышимость. Вокруг зрительного зала следует расположить другие помещения в соответствии с их назначением. Среди этих помещений кинопроекционная как техническая производственная ячейка кинотеатра занимает первое место, так как она подчиняется самым строгим предписаниям строительных правил.
При оформлении зрительного зала следует исходить из того, что зона экрана, на которой происходят самые разнообразные события, представляет собой «игровую площадь», не связанную ни со сценой, ни с кулисами. Чем теснее связь между зоной экрана и остальным объемом зала, тем полнее слияние механического процесса демонстрации фильма с коллективным переживанием иллюзорной действительности. Потолок и пол сцены должны примыкать непосредственно к экрану. Что касается основной формы и связанного с ней размещения зрительских мест, то для новых методов проекции наиболее благоприятным является зал, подобный античному амфитеатру, с круто поднимающимися рядами, образующими перед широким экраном около четверти дуги окружности. Такая форма обеспечивает одновременно и хорошую слышимость.
Кроме того, архитектор должен уделить особое внимание путям следования в кинотеатре как для персонала театра, так и для публики. Быстрая смена сеансов требует устройства отдельных путей для впуска публики и ее эвакуации. Для этого рекомендуется изготовить разноцветную функциональную схему, исключающую все возможности пересечения путей следования.
Скачать книгу в формате pdf (яндексдиск; 31,5 МБ). Издание выкладывается в научных и образовательных целях.
2 ноября 2014, 11:04
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий