|
Болгарское искусство XX века : Сборник статей. — Москва, 2015Болгарское искусство XX века : Сборник статей / Редактор-составитель В. Н. Федотова. — Москва : Государственный институт искусствознания, 2015. — 338 с., ил. — ISBN 978-5-98287-088-9
Коллективный труд, подготовленный силами российских и болгарских ученых, носит комплексный характер и охватывает многие виды художественного творчества — живопись, архитектуру, литературу, театр, кино, музыку. В нем представлены важнейшие направления и явления болгарского искусства ХХ века, определившие пути национальной культуры, которые рассматриваются в общеевропейском художественном контексте. Ряд статей опирается на впервые опубликованные материалы.
Сборник предназначен для специалистов, а также для широкого круга читателей, интересующихся культурой и искусством Болгарии.
От редколлегии
Сборник «Болгарское искусство ХХ века» — второй коллективный труд российских и болгарских ученых, подготовленный Сектором искусства стран Центральной Европы и посвященный художественной культуре этой страны. Книга входит в серию комплексных исследований стран региона, предпринятых Сектором — уже увидели свет сборники о Чехии, Польше, Венгрии; готовятся книги об искусстве Словакии, а также единый труд о Сербии, Хорватии, Словении.
В отличие от первого болгарского сборника, охватившего проблемы национального искусства и литературы от Средневековья до XX века включительно, новое издание сосредоточено на междисциплинарном изучении культуры Болгарии XX века, на ярчайших и наименее изученных в нашей стране страницах истории болгарского искусства этого времени. В сборник вошли статьи об изобразительном искусстве и архитектуре, музыке, театре и кино, что дает возможность проследить характерные тенденции болгарского искусства и в историко-культурологическом аспекте, и в параллелях, сравнениях, типологических перекличках.
Авторы сборника ставили своей целью раскрыть своеобразие формирования значимых для болгарской культуры направлений, видов и жанров, выявить творческий облик художественных явлений, осветить события, оставившие заметный след в жизни искусства Болгарии. Наряду со статьями общего, обзорного характера в сборник входят работы, посвященные творчеству видных художников, композиторов, деятелей театра и литературы. Такое сочетание текстов разного типа дает возможность читателю получить более широкое представление о болгарских художественных реалиях, о многообразной по своим проявлениям национальной культуре.
Для такой страны, как Болгария с ее сложной исторической судьбой и богатой культурной традицией важнейшим является вопрос о связи современного художественного процесса с наследием прошлых веков, проблема преемственности культуры на протяжении длительных исторических периодов. Эта проблема так или иначе поднимается во многих статьях, посвященных современности.
На землях Болгарии оставили свой след многие культуры и цивилизации — фракийская, античная, протоболгарская. Здесь возникло одно из первых славянских государств (VII век), этими территориями владела блистательная Византия. Испытав многовековую изоляцию (османское иго XIV—XIX веков), Болгария сохранила богатейшее духовно-интеллектуальное наследие, а после Освобождения страны (1878) ее культура вошла вновь в русло общеевропейского развития.
Всего за одно столетие, с конца XIX века искусство Болгарии прошло огромный путь развития, сформировав новые области творчества и направления; возникли многожанровая проза, поэзия, драма; ярко проявили себя пластические искусства, пережила расцвет архитектура. Важное место в культуре заняли театр, музыка, кино. Многие из этих процессов и явлений стали достижениями болгарской культуры, определившими ее склад, творческий облик, своеобразие, и одновременно они вошли в фонд мировой культуры этого времени.
Болгарское искусство XX века всегда было чутким к тем художественным процессам, которые происходили в Европе. Активные художественно-интеллектуальные связи Болгарии с культурами балканских стран, а также России, Чехии, Германии, Австрии, Франции, Польши и других европейских государств развивались на протяжении всего XX века. Об этом говорится во многих статьях сборника, приводятся яркие конкретные примеры такого рода контактов, оставивших заметный след в культуре. Стоит упомянуть в этой связи о постановке выдающимся польским режиссером Леоном Шиллером драмы Адама Мицкевича «Дзяды» (1937) на софийской сцене или о постановках в наши дни болгарского режиссера Александра Морфова в театрах Москвы и Санкт-Петербурга.
Лучшие представители болгарского искусства по-своему воспринимали и претворяли западноевропейские традиции. Символизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм приобрели в Болгарии своеобразный характер. Примером тому явилась многогранная деятельность такой крупной для болгарской культуры личности, как поэт, режиссер, теоретик искусства Гео Милев, который сотрудничал в журнале «Штурм» X. Вальдена и содействовал формированию в Болгарии экспрессионизма, не порывая при этом с традициями национальной мифопоэтики.
В ряде статей воссоздается сложная картина художественных процессов, протекавших в болгарской культуре. Так, наряду с яркими явлениями экспрессионизма (Гео Милев) в литературе утверждали себя идеи «поиска художественной простоты» (в поэзии Е. Багряны и А. Далчева). А в болгарском театре экспрессионистские спектакли соседствовали с так называемыми «условно-экспрессионистскими», создавались одновременно и реалистические постановки. Столь же широким был и творческий диапазон болгарских композиторов 1920—1940-х годов — наряду с духовной музыкой Д. Христова звучали, например, произведения, написанные для музыкального театра.
Смена культурной парадигмы в конце 1940-х и 1950-е годы, влияние идеологии на национальное искусство служили препятствием в его развитии, но не смогли разрушить потенциал болгарской культуры. Уже в 1960-е годы набирают энергию новые художественные тенденции, например, успешно развивается архитектура, возникают эксперименты в театре. Начинают работать композиторы В. Казанджиев и И. Спасов, связанные с авангардом, но не порывающие с богатейшими коренными традициями фольклорной и древней духовной музыки. Параллельно развивается еще одно направление болгарской музыки — болгарский фолк-джаз, привнесший в интернациональный музыкальный мир свои неповторимые ритмы и гармонии.
Стоит особо отметить, что болгарская художественная культура XX века получила отклик в Европе и США. Болгарские художники были отмечены наградами на парижской Всемирной выставке 1937 года. Картины Ивана Димитрова-Майсторы выставлялись в галереях Европы и Соединенных Штатов Америки (более ста его произведений находятся в собраниях США). Полотна Жоржа Папазова, который входил в Парижскую школу, приобретены Художественным музеем Базеля. Опера В. Стоянова «Саламбо» уже в 1940-е годы была поставлена в Братиславе. Произведения П. Владигерова, Л. Пипкова, М. Големинова исполнялись в Германии, Франции, Австрии, США. Начиная с 1960-х годов болгарская музыка была представлена на фестивальных концертах «Варшавской осени», фестивале в Загребе, Биеннале современной музыки в Берлине. Первый международный конкурс балета в послевоенной Европе состоялся в Варне (1964), его примеру следовали затем и другие подобные мероприятия. У истоков этого конкурса стояли Г. Уланова, Ю. Григорович, Н. Кираджиева, П. Луканов, а среди лауреатов были Е. Максимова и В. Васильев, Н. Бессмертнова, М. Лавровский, Н. Макарова, М. Барышников. В 1960-е годы подъем пережил болгарский кинематограф, отмеченный призами на фестивалях в Москве и Карловых Варах. Софийский театр «Сфумато», созданный сравнительно недавно под руководством М. Младеновой и И. Добчева, получил известность у нас и в других странах, а в 1990 году был признан Театром Европы.
В сборнике звучат голоса многих российских и болгарских исследователей художественной культуры Болгарии¹. В ряде случаев в статьях сказываются разные подходы к материалу и методология его исследования. Вместе с тем авторов объединяет общее стремление как можно разностороннее исследовать особенности творчества болгарских художников и архитекторов, композиторов и театральных деятелей, воссоздать облик современной болгарской культуры, осмыслить преемственность культурных традиций, представить болгарское искусство в контексте общеевропейской культуры.
____________
¹ Переводы статей болгарских авторов сделаны В. Н. Федотовой.
Этот коллективный труд, как и предыдущий сборник, посвященный искусству и литературе Болгарии, сложился благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству ученых Института искусствознания Болгарской академии наук и Государственного института искусствознания. Редколлегия благодарит также научный коллектив Сектора искусства стран Центральной Европы, на протяжении всего периода работы принимавший активное участие в обсуждениях статей, а также дирекцию института за содействие в подготовке этого издания.
Посвящаем этот труд памяти недавно ушедшего из жизни Валерия Стефановича Турчина, который более десяти лет работал в нашем секторе и внес весомый вклад в изучение искусства стран региона. Кончина этого крупного выдающегося ученого, доктора наук стала невосполнимой утратой для нашей науки. В сборнике публикуется статья В. С. Турчина о классике болгарского изобразительного искусства Димитрове-Майсторе.
Елена Виноградова, Валерия Федотова, Александр Янакиев
Оглавление
5 От редколлегии
9 Валерий Турчин
Владимир Димитров-Майстора. Формула телесности: программность и реальность
29 Елена Надеждина
Жорж Папазов: метаморфозы бытия
44 Антон Гугов
Архитектура Болгарии в 1960—1970-е годы
69 Иван Христов
Поэзия Атанаса Далчева и Елисаветы Багряны в художественном контексте 1920-х годов
88 Камелия Николова
Экспрессионистские и экспрессивно-условные тенденции в болгарском театре 1920—1930-х годов
115 Йоана Спасова-Дикова
Тенденции болгарского театра 1950—1960-х годов
133 Майя Праматарова
Тени нашей жизни. Театральная мастерская «Сфумато»
143 Виктор Ванслов
Заметки о болгарском балете
158 Александр Янакиев
Ракурсы болгарского кино (взгляд из XXI века). 1960—1970-е годы в болгарском кинематографе
183 Кристина Япова
Музыка и церковность: болгарская практика конца XIX — первой половины XX века
202 Георгий Еленков
Творчество Ивана Спасова в контексте болгарской многоголосной православной церковной традиции
212 Валерия Федотова
Опера Веселина Стоянова «Саламбо» и болгарский музыкальный театр.
234 Милена Божикова
Васил Казанджиев и пути его композиторского мышления
252 Клер Леви
Болгарский джаз 1960-х годов
268 Наталия Злыднева
Гео Милев: балканская мифопоэтика и русский поставангард
284 Илья Проклов
Российские постановки Александра Морфова
305 Натэлла Башинджагян
«Дзяды» Адама Мицкевича на сцене болгарского Национального театра в Софии
317 Сведения об авторах
319 Указатель имен
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 6,9 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
9 апреля 2019, 19:51
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий